Выставка "Познавая Осетию". фото Н. Рогожиной
Выставка «Познавая Осетию», Российский этнографический музей. Фото Н. Рогожиной

В 2024 году отмечается 250-летие вхождения Осетии в состав России в соответствии с Кучук-Кайнарджийским мирным договором между Российской империей и Оттоманской Портой 1774 года. Этому событию приурочена выставка «Познавая Осетию: собиратели и коллекции», открывшаяся в Российском этнографическом музее 5 июля.

Купина Юлия Аркадьевна — директор Российского этнографического музея и Калганов Вячеслав Геннадьевич — Заместитель председателя Комитета по внешним связям — начальник Управления информации и связям с международными организациями. Фото Н. Рогожиной

Проект знакомит с традиционной культурой осетин и представляет предметы из коллекции музея, сформированные специалистами по осетинской этнографии. Величественные горы — образ выставки. Осетины населяют ущелья центральной части Большого Кавказского хребта, разделяющего народы Закавказья и Северного Кавказа.

В.А. Дмитриев научный сотрудник РЭМ, доктор исторических наук и Кумаллагов Олег Андреевич — Заместитель Министра РСО-Алания по национальной политике и внешним связям. Фото Н. Рогожиной
Выставка «Познавая Осетию», РЭМ фото Н. Рогожиной
Наниев Петр Ерастиевич — Председатель осетинского землячества в Санкт-Петербурге и ЛО. Фото Н. Рогожиной

Осетинские общества – так принято называть самоуправляющиеся группы горского населения – занимали труднодоступные ущелья Центрального Кавказа. Ряд исторических обстоятельств, малоземелье, побудили старшин нескольких осетинских обществ обратиться к императрице Елизавете Петровне с просьбой о российском покровительстве. На выставке представлена копия прошения, датированная 1755 годом. Содружество двух народов укрепило политические и культурные связи.

Выставка «Познавая Осетию» РЭМ, фото Н. Рогожиной
Выставка «Познавая Осетию», РЭМ фото Н. Рогожиной

Этнографическое описание Осетии и сбор музейных коллекций начался со второй половины XIX века. Особая роль в сохранении культурного наследия осетин принадлежит Российскому этнографическому музею, осетинское собрание которого является одним из самых значительных в мире.

На Всероссийской этнографической выставке 1867 года (Москва) впервые были представлены предметы осетинского быта. Начало осетинских коллекций в РЭМ положили исследования З. П. Валаева в 1906–1907 годах. Вклад в изучение Северной Осетии сделал студент Императорского университета Г. А. Бонч-Осмоловский, сформировавший коллекцию оружия и бытовых предметов (1909–1910 гг.)

1920-е годы заведующий отделом Кавказа и Средней Азии А. А. Миллер ввел метод комплексного изучения этнографии осетин, дополняя его сбором информации, фотографиями, рисунками, составлением планов построек и т.п. Е. Н. Студенецкая — ученица А. А. Миллера — осуществила пять экспедиционных поездок в Осетию (1937–1970 гг.) В 1959 году в РЭМ впервые поступили предметы, характеризующие традиционную культуру Южной Осетии, переданные кавказоведом Е.Г. Пчелиной. Таким образом осетинское собрание РЭМ отличает достоверность и широта. Уникальные памятники традиционной культуры осетин экспонируются на выставке «Познавая Осетию: коллекции и собиратели».

https://www.ethnomuseum.ru/events1/exhibitions/current/poznavaya-osetiyu-sobirateli-i-kollekcii-k-250-letiyu-vhozhdeniya-osetii-v-sostav-rossii/

Евгения Юрьевна Гуляева — научный сотрудник Российского этнографического музея.

Благодарю Евгению Юрьевну Гуляеву — научного сотрудника отдела Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея за интервью-комментарий к выставке «Познавая Осетию».

 

Из материалов Российского этнографического музея:

Бонч-Осмоловский Глеб Анатольевич (1890–1943) – археолог, этнограф, музейный деятель, преподаватель. Наибольшую известность ему принесли открытия в области палеолита Крыма. С 1922 по 1933 год – сотрудник Этнографического отдела Русского музея. Г.А. Бонч-Осмоловский в бытность студентом физико-математического факультета Императорского университета был увлечен этнографией горцев Кавказа. Во время своих экспедиций 1909–1910 годов он собрал у осетин небольшую, но очень ценную коллекцию старинного оружия. Также Глебом Анатольевичем было составлено описание наиболее почитаемого осетинами святилища Реком. Большую ценность имеют приобретенные им предметы-подношения святилищу: наконечники стрел, рог тура и колокольчик. Выполненная им фотография Рекома стала первой в собрании музея фиксацией осетинской святыни.

Валаев Захарий Петрович (1881– не ранее февраля 1917) – инженер, почетный блюститель училища в станице Черноярской, собиратель первых осетинских коллекций музея. В 1906–1907 годах, будучи студентом Московского императорского технического училища, З.П. Валаев предложил Этнографическому отделу Русского музея содействие в комплектовании коллекций по традиционной культуре народов Северного Кавказа, в том числе осетин. В Дигорском и Алагирском ущельях, а также в равнинных районах Осетии им были приобретены 129 предметов, характеризующих хозяйство и быт. Большая часть этих вещей остались в музейном собрании единичными. Это прежде всего предметы мужской и женской одежды, музыкальные инструменты и образцы золотного шитья.

Куфтин Борис Алексеевич (1892–1953) – этнограф, музейный деятель, археолог, сферу интересов которого в 1920–1930-х годах входили проблемы этнографии народов Казахстана, Поволжья, Восточной Сибири, Крыма и Кавказа. В 1924–1930 годах он заведовал отделом Сибири Центрального музея народоведения. После ссылки 1930–1933 годов поселился в Тбилиси и стал сотрудником Государственном музея Грузии. Занимался археологией Грузии, Абхазии и Южной Осетии. С 1946 года являлся действительным членом Академии наук Грузинской ССР. В 1926 году Б.А. Куфтин работал в селениях Даргавсской котловины и Куртатинского ущелья, где собрал этнографическую коллекцию, включающую орудия труда, предметы мебели, утварь, детали костюма и ритуальные предметы. Особую ценность имеет опорный столб осетинского жилища – единственный экспонат такого рода в музеях Российской Федерации, а также позднесредневековые костюмы из фамильных захоронений.

Пчелина Евгения Георгиевна (1895–1972) – крупнейший кавказовед, археолог, этнограф, научный сотрудник Государственного исторического музея (1920–1932), руководитель археологических раскопок Института археологии и этнографии АН СССР (1933–1939), научный сотрудник Государственного Эрмитажа (1939–1948) и Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН Грузинской ССР (1948–1952). Е.Г. Пчелина внесла огромный вклад в изучение традиционной культуры осетин, на протяжении 50 лет совершая регулярные экспедиционные поездки в различные районы Северной и Южной Осетии. В 1959 году ею были переданы в Государственный музей этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей) два предмета из Южной Осетии – чаша для пива и резное кресло старика-главы семьи. Не менее весомы результаты ее исследований в области археологии Осетии. В 1936 году она произвела первые раскопки на территории святилища Реком, а также совместно с архитектором И.П. Щеблыкиным осуществила комплекс работ по его реставрации.

Миллер Александр Александрович (1875–1935) – археолог, этнограф, ученый-кавказовед, лидер и один из основателей отечественной школы палеоэтнологии, создатель и руководитель в 1922–1933 годах Северо-Кавказской экспедиции ГАИМК, в 1918–1921 годах – директор Русского музея и заведующий Этнографическим отделом. С 1908 по 1933 год, будучи хранителем Этнографического отдела, курировал этнографические исследования на Кавказе, в Поволжье и Средней Азии, на Юге России и в Крыму. В 1933 году был репрессирован по ложному обвинению, умер в ссылке. В 1923, 1927(?) и 1928 годах А.А. Миллер работал в Дигорском, Алагирском ущельях и селениях Даргавсской котловины. Главной темой его сборов было горное земледелие, изучаемое в контексте проблемы формирования культуры кавказских горцев. Грани осетинской культуры характеризуют предметы утвари, одежды, а также редкие обрядовые атрибуты. Вещевые коллекции Александр Александрович дополнил крупной серией мастерски выполненных этнографических рисунков. В 1928 году Миллер принял участие в спасении строения святилища Реком, которое находилось на грани разрушения. Совместно с архитектором Н.Б. Баклановым он разработал проект реставрации Рекома, который в 1936 году смогла реализовать Е.Г. Пчелина.

Студенецкая Евгения Николаевна (1908–1988) – этнограф-кавказовед, заведующая отделом Кавказа (1938–1981) Государственного музея этнографии (ныне – Российский этнографический музей), знаток северокавказского костюма; разработчик и практик музейного дела, автор ряда экспозиций, посвященных культуре народов Северного Кавказа. В 1937, 1938, 1939, 1940 и 1970 годах работала в Алагирском, Даргавском и Куртатинском ущельях, а также в селениях равнинной Осетии и в городе Орджоникидзе (Владикавказ). Е.Н. Студенецкая целенаправленно собирала предметы одежды, в частности черкески разных типов и детали женского свадебного костюма. Ей удалось приобрести жертвенные палочки «фат» (букв. «стрел») – атрибуты обряда перехода мальчиков в следующую возрастную группу, а также маску ряженого маймули – участника празднества в честь покровителя мужчин Уастырджи. Согласно музейной программе комплектования собрания Евгения Николаевна вела сбор предметов современного декоративно-прикладного искусства. Так, она первой смогла оценить талант народного мастера Сосланбека Едзиева, включив в свои коллекции его скульптурные работы. В настоящее время творческое наследие С. Едзиева является предметом национальной гордости осетин.

ОСЕТИНСКИЕ ПОСОЛЬСТВА

Первым шагом к установлению двусторонних отношений Осетии и России стало основание в 1745 году Осетинской духовной комиссии Русской православной церкви, созданной для миссионерской деятельности и строительства храмов. В конце сентября 1749 года в Россию выехало осетинское посольство во главе с Зурабом Магкаевым, уже бывавшем в Санкт-Петербурге. Успешно преодолев тяготы пути, послы прибыли в имперскую столицу, где в феврале 1750 года были приняты в Сенате, а в декабре 1751 года удостоились приема императрицы Елизаветы Петровны. В 1770 году представители Тагаурского общества во главе с Ханчавом Мамсуровым направились к коменданту русской крепости Кизляр с намерением принять российское подданство и православную веру.

В 1774 году в крепости Моздок представители Алагирского, Куртатинского обществ, а также обществ южной части Осетии подписали прошение о принятии Осетии в состав России. В 1781 году присягнули на верность императрице Екатерине II представители Дигорского общества. В 1784 году в результате сближения сторон была заложена крепость Владикавказ, впоследствии получившая статус города и ставшая важнейшим административным центром Северного Кавказа.

В 1787 году по приглашению Екатерины II в Крым отправилось посольство от Куртатинского общества, возглавляемое Карадзау Мамиевым. В знак приверженности России члены депутации в присутствии императрицы приняли крещение. Участники осетинских посольств были воспеты в песнях и преданиях как народные герои, радевшие о будущем своего народа. Память о первом посольстве увековечена в монументах, воздвигнутых во Владикавказе и в селе Зарамаг, на родине Зураба Магкаева.

РАСШИФРОВКА ЧЕЛОБИТНОЙ

ВСЕПРЕСВЕТЛЕЙШАЯ ДЕРЖАВНЕЙШАЯ ВЕЛИКАЯ ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНА, САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ

Бьют челом осетинские старшины тагаурцы Темир Султан Жамоев, Тараш Кантиков, Джандора Нафиев, Асланбек Темиров, а о чем наше прошение, тому следуют пункты.

1 Понеже в 745 году по указу вашего императорскаго величества присланы к нам в Осетию грузинские духовные персоны для просвещения нас, живущих в Кавказских горах народов, святым крещением, с великим благодарением к себе приняли и учение их мы охотно слушаем и желаем, чтоб по высокоматерней вашего императорскаго величества милосердию мы все в совершенное христианство притти могли.

2 Сего ж году марта 5-го дня приехали мы, имянованныя, из Осетии в Кизлярскую крепость со общева согласия многих наших осетинских старшин для представления вашему императорскаму величеству, а в Кизляре главнокомандующему // подать прошение, что мы жительствуем внутри горах весьма тесно и неисправно, во всем же имеем великую нужду и недостаток и некоторый наши подлыя люди нималой пахотной земли не имеют, где б могли для своего довольствия сееть хлеба и протчее, также и скот довольной содержать не могут.

3 А ныне мы отъискали себе для поселения место близ тех же гор, где мы жительствуем, лежащую впусте ни под чьим владением, а имянно между двумя реками едучи ис Кизляра чрез Татартуп в Осетию в левой стороне, а разстояние имеет от того Татартупа более в пятидесяти верстах. Однако ж сами собою выселитца на тех местах не можем затем, что нам всем вдруг из гор выйти не можно, а будим выходить помалу. И для того пока мы зделаем себе дворов и размножимся на тех местах, тоб нам дать одного мочнаго человека, который бы нас до время от неприятеля охранять мог, ибо ежели к нам на время определен власти имущей человек, то на тех местах при поселении кабардинцы и другие подданные вашего императорскаго величества кумытцы и чеченцы воровским нападением покою нам не дадут, а понеже нам, хотя некоторыя и Большой Кабарды владельцы объявляют, дабы мы под их власти состояли, а для неопасности при поселении нашева // на тех местах обещал своего человека дать, токмо мы, как и прежде сего, под их власти не были, так и ныне того учинить не желаем, ибо мы для желаемаго православной веры намерены быть под протекцию вашего императорскаго величества и нас, осетинскаго народа, на объявленном месте выселитца может около трех тысяч ружейных людей и чтоб при том нашем поселении от воровских людей, кои выше сего оглавлены до время нас защитить, а егда уже по вышеписанному размножимся, то и сами от неприятелей себя оборонить и вашему императорскому величеству служить можем. И дабы высочайшим вашего императорскаго величества указом повелено было сие наше прошение принять и в вышеписанной нужде нас заступить и одного мочного человека, коего б почитали в нашей стороне, во время поселения нашего на объявленном месте, к нам определить. Всемилостивейшая государыня, просим вашего императорскаго величества о сем нашем челобитье решение учинить.

1755-го года марта дня.

К поданию надлежит главнокомандующему при Кизлярской крепости брегадиру и коменданту фон Фрауендорфу.

Прошение писал находящейся Осетинской комиссии при архимандрите Пахомии кахетинец Давыд Павлов сын Минделеев.

ЦГАДА, ф. 259, оп. 22, д. 1575, лл. 1064—1065.

 

© Н. Рогожина, 2024
© НП «Русская культура», 2024