1 июля, понедельник
19.00 Опера Лео Делиба «Лакме» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
«Лакме» редко можно увидеть за пределами Франции, но для парижской Опера-комик это символ успеха и настоящая легенда. Опера писалась под американскую певицы Марию ван Зандт, премьера прошла с оглушительны триумфом, после чего «Лакме» не покидала подмостков Опера-комик 80 лет подряд. Действие происходит в Индии в 19 веке. Английский офицер влюбляется в юную жрицу Лакме, которая отвечает ему взаимностью. Но герои принадлежат к разным мирам, и, по закону романтической оперы, их любовь обречена. Лакме отравляет себя ядом цветка и погибает на руках у любимого. Хотя сюжет не был новаторским уже во время написания либретто, музыка опера получилась впечатляющей. Акварельные переливы оркестра, знаменитый «Цветочный дуэт» и ария с колокольчиками, ариозо и дуэты, окружённые танцами баядерок, – всё это завораживает и переносит в загадочный мир востока.
Выставка «Легенда. Леонид Богданов. Фотографии 1960 – 1990 -х гг.» (Росфото – ул. Большая Морская, 35).
Имя ленинградского фотографа Леонида Богданова (1949 – 2003) зазвучало на городской арт-сцене в конце 1960-х, однако настоящая известность пришла к нему после критической публикации в журнале «Журналист» и участии в 1974 году в экспозиции «Под парашютом» — первой групповой квартирной выставке ленинградской неофициальной фотографии. Многие годы Леонид Богданов руководил фотокружком в ДК «Пищевиков» и фотолабораторией — негласным местом сосредоточения неофициальной фотографии. Позднее его стали нарекать ключевой фигурой ленинградской независимой фотографии. В 1970-х годах Леонид Богданов работал фотографом в Театре Юного Зрителя.
Выставка «Легенда. Леонид Богданов» представит 30-летнее наследие фотографа в 150-ти снимках и впервые объединяет два значимых направления его фотографической деятельности в художественной и прикладной фотографии. Среди экспонатов покажут оригинальные желатиносеребряные отпечатки 1960–1970-х годов; цветные слайды 1970–1980-х годов, выполненные для издательства «Аврора», и цветные большеформатные отпечатки 1990-х годов, которые развернут перед зрителем масштабную панораму видов Ленинграда, жанровыми сценками и хроникой театральных спектаклей ленинградского ТЮЗа. В экспозиции примут участие работы из собрания музея, семейного архива и коллекции Театра юного зрителя.
Проект продолжит цикл выставок «Росфото», посвященных культовым петербургским и ленинградским фотографам XX века, чье творческое наследие вошло в золотой фонд петербургского и российского фотоискусства.
Выставка открыта до 21 июля.
2 июля, вторник
17.00 Открытие выставки «Станислав Косенков. Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Творчество белгородского художника-графика Станислава Косенкова было неразрывно связано с книгой: он проиллюстрировал около 50 изданий. Серия иллюстраций к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского считается «классической» в книжной графике и самой узнаваемой в творчестве Косенкова.
На выставке будут представлены работы к произведениям Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова из собрания Музея Достоевского и графика из коллекции Белгородского государственного художественного музея.
Выставка открыта до 4 августа.
17.00 Открытие выставки «Познавая Осетию: собиратели и коллекции. К 250-летию вхождения Осетии в состав России» (Российский этнографический музей – ул. Инженерная, 4/1).
На выставке будут представлены более 100 уникальных экспонатов из собрания Российского этнографического музея – опорный резной столб осетинского дома, почитавшийся как его главная святыня, деревянные чаши для пива – главного обрядового напитка осетин, резное кресло главы семьи, лыжи для спуска с гор и др. Поистине уникальна осетинская арфа – музыкальный инструмент сказителей знаменитого героического эпоса осетин о богатырях-нартах. Среди экспонатов есть типичные вещи, находившиеся в обиходе каждой семьи – именно в этом их этнографическая ценность.
Специальный раздел выставки посвящён замечательным собирателям осетинских коллекций РЭМ – З. П. Валаеву, Г. Е. Бонч-Осмоловскому, Б. А. Куфтину, Е. Г. Пчелиной, А. А. Миллеру и Е. Н. Студенецкой.
С 9 июля выставку будет сопровождать культурно-образовательная программа, которая будет включать в себя мастер-классы и игровую экскурсию «Сын бедняка и сокровища Уаига», где гости познакомятся с персонажами старинной осетинской сказки. А также узнают, как в горах выращивают хлеб, почему в Осетии так много башен, чем черкеска отличается от бешмета, а башлык от папахи.
19.00 III фестиваль Театра балета имени Леонида Якобсона «Золотая коллекция» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Откроет фестиваль дебют: 3 июля солистка театра Мария Репетиева впервые исполнит партию Одетты/Одиллии в балете «Лебединое озеро». В качестве педагога-консультанта с Марией работает одна из самых прославленных балерин современности Ульяна Лопаткина. «Лебединое озеро» также можно будет увидеть 2, 21, 22, 23, 28 июля, 7, 8, 13, 14 и 15 августа на сцене Александринского театра и с 31 июля по 3 августа на Основной сцене БДТ.
5 и 6 июля череду премьер продолжат показы уже полюбившегося зрителям балета «Щелкунчик» в редакции Николая Цискаридзе. Эта сказка независимо от времени года радует душевным теплом и взволнованным рассказом о поре взросления и мечтах юности.
Балет «Спящая красавица», который можно будет увидеть 17 и 18 июля, воплощает неразрывное единство отечественных и западноевропейских традиций; сказка Шарля Перро воссоздаёт на русской сцене галантный стиль и роскошь французского королевского двора эпохи Людовика XIV.
26 и 27 июля впервые в этом сезоне будет показан балет «Пиковая дама» – знаменитый «петербургский» сюжет, рассказанный языком хореографии, в художественном оформлении легендарного сценографа Эцио Фриджерио. Спектакли, которые пройдут в рамках фестиваля, будут посвящены А. С. Пушкину.
В «Золотую коллекцию» также входит «Дон Кихот» (5 и 6 августа) – яркий, наполненный весельем и шутками рассказ о приключениях влюблённых, которым покровительствует странствующий рыцарь, сошедший со страниц романа Сервантеса.
С особой гордостью в рамках «Золотой коллекции» театр покажет эксклюзивы своего репертуара. «Блестящий дивертисмент» – программа, посвящённая 120-летию основателя труппы Леонида Якобсона, по сути, представляет собой «избранное» из творческого наследия гениального хореографа ХХ века (9 июля). Уникальные пластические находки Якобсона перевернули представление о возможностях классического танца. Его композиции и миниатюры и сегодня поражают своим новаторским духом и служат источником вдохновения для следующего поколения хореографов. В их числе Вячеслав Самодуров, сотрудничество с которым сложилось на протяжении двух последних сезонов. Два одноактных балета – «Озорные частушки» и «598 тактов» – вошли в число самых обсуждаемых хореографических новинок (14 июля).
19.00 III Международный фестиваль «Брасс белых ночей» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В июле Мариинский театр вновь порадует праздником звучания медных духовых инструментов — со 2 по 6 июля в Концертном зале в третий раз пройдёт международный фестиваль «Брасс белых ночей». В этом году в нём примут участие специальные гости из Германии, Франции и Китая, выступят артисты Мариинского театра и Union Brass Band — объединённый коллектив из приглашённых инструменталистов. Всего в программу фестиваля вошли четыре концерта и мастер-классы при участии ведущих мировых музыкантов.
Торжественное открытие III Международного фестиваля «Брасс белых ночей» состоится 2 июля в 19.00 в Концертном зале Мариинского театра, основным лейтмотивом вечера станет музыка Рихарда Штрауса.
Следующий концерт пройдёт 3 июля в 19.00 – музыканты Духового оркестра Мариинского театра порадуют публику блестящей программой, в которую вошли фрагменты из классических мюзиклов. Вечер пройдёт при участии совсем юных музыкантов.
4 июля в 19.00 в Концертном зале выступит Мариинский Брасс, легендарная «мариинская медь», с уникальной программой «Золотой репертуар мировых брасс-ансамблей». Брасс-ансамбль Мариинского театра, созданный в 2007 году по инициативе художественного руководителя Валерия Гергиева, в различных составах выступает в Мариинском театре, в городах России и за рубежом. Репертуар ансамбля обширен, в него входит как музыка, специально написанная для этого состава, так и аранжировки, сделанные самими музыкантами.
Завершится фестиваль 6 июля в 19.00 концертом Union Brass Band. Музыканты Мариинского и Большого театров, а также приглашенные солисты готовят яркую программу «Музыка кино и не только».
19.00 Открытие Морского фестиваля в Эрмитажном театре. Концерт «Море ночью» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
В уникальном проекте, который пройдёт со 2 по 10 июля в Эрмитажном театре, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновлённые морем и водной стихией.
2 июля фестиваль откроется программой «Море ночью», в которой будет представлен шедевр мировой музыкальной культуры – опера «Летучий голландец» Рихарда Вагнера.
Опера «Летучий голландец» была создана Вагнером в рекордные сроки за семь недель после длительного морского путешествия в Великобританию, сопровождавшегося страшными бурями и штормами. Впрочем, образ могучей стихии, полной силы, романтики и таинственной красоты, композитору не давал покоя давно. Старинное предание о капитане, заложившем душу дьяволу, и его корабле-фантоме, который скитался по морям и океанам и только раз в семь лет имел возможность пристать к берегу, «неизгладимо запечатлелось в душе». В сюжете оперного спектакля легенда сплетается с мистикой и романтическими страстями: только верная женская любовь может снять проклятие «Летучего голландца», но, отказавшись от неё, он обретёт спасение лишь после смерти, которая положит конец столетним скитаниям корабля-призрака и его капитана.
Исполнители: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Стадлер, солисты «Петербург-концерта», ансамбль солистов «Рождество» под руководством Ольги Ступневой, Государственный ансамбль танца «Барыня» под руководством Татьяны Тимохиной.
Режиссёр – Ирина Фокина.
Повтор программы состоится 6 июля.
22.00 Общедоступные концерты в рамках проекта «Барокко в белые ночи» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
2 и 4 июля Малый зал филармонии примет три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажёры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представят в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов. Проект знаменует начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории.
Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории будет чередоваться с небольшими сольными пьесами для клавесина. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучат в изысканных переложениях и аранжировках. На сцене зрители увидят образцы исторического танца, а в заключительной части концерта музыканты исполнят «академический» репертуар – инструментальные пьесы Генделя, Локателли, В. Ф. Баха.
4 июля в Малом зале будут исполнены две программы, представляющие основные стили барочной музыки, французский и итальянский. Жанр первой из них, получившей название «Французская увертюра», обозначен как концерт-беседа: музыканты кратко представят каждый из номеров, а в конце ответят на вопросы слушателей. Посетить концерт-беседу, который состоится в фойе Малого зала, можно зарегистрировавшись на сайте Филармонии. Прозвучат произведения Маре, Франкёра и Клерамбо. Вторая программа – «Итальянский концерт» – пройдёт в традиционном формате, запланировано исполнение сочинений Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов. Гости из Москвы обещают слушателям максимальное разнообразие впечатлений: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов будут чередоваться с барочным вокалом.
3 июля, среда
Начало выставки «Илья и Эмилия Кабаковы. Памятник исчезнувшей цивилизации» (Главный штаб Эрмитажа – Дворцовая пл., 6–8).
Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» стала одной из самых масштабных в творчестве Кабаковых. Десятки рисунков, текстов, коллажей и макетов объединяют их отдельные проекты разных лет.
Илья Кабаков: «Это основная мечта последних десяти лет – сделать памятник той цивилизации, в которой я родился, учился и жил. Я хотел бы дать какой то образ этого места, конечно, не объективный, а такой, каким я его видел и чувствовал, то есть крайне субъективный. Мое желание стало еще более настоятельным после того, как эта цивилизация, рассчитанная на века, распалась и исчезла так неожиданно и быстро для ее обитателей».
18.30 Вечер памяти Самуила Лурье (Музей А.А. Ахматовой, Фонтанный дом – Литейный пр., 53).
Самуил Аронович Лурье – русский писатель, эссеист, литературный критик, историк литературы. На вечере будут представлены книги «Сказка на ночь», «Свобода последнего слова», «Колонки редактора в журнале „Полдень XXI век“» (Симпозиум, 2024), составленные из текстов Самуила Лурье, которые издавались в периодических изданиях и выходили в качестве предисловий/послесловий к книгам других авторов.
«Получается сплошное торжество истины – настоящей, научной, – однако же извлекаемой из материала прямо на наших глазах инструментами вроде как обыкновенными, помещаемой в прозрачные предложения разговорной речи. Отчего у нас и возникает счастливая иллюзия, что мыслить, даже на грани ясновидения, даже проникая в самую суть связей между вещами, – легко. Как прыгнуть выше головы. Некоторые же – прыгают.
И когда мы глядим, как рекордсмен изгибается в воздухе над планкой, наши мускулы сводит судорога воображаемой свободы от самих себя».
Вечер ведёт Сергей Князев, редактор-составитель представляемых изданий.
19.00 Всероссийский проект «Камерная музыка» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88–90).
3 и 5 июля в 19.00 в Большом зале Екатерининского собрания состоятся необычные мультимедиа-концерты классической музыки, представленные художественным объединением Школа/Škola Crew. Особенность концертов – сложная мультимедийная декорация, «обрамляющая» традиционное исполнение классических произведений. Камерная музыка предполагает особую, доверительную атмосферу между исполнителями и слушателями. Концерты проходят в затемнённом зале. Выразительные визуальные образы в сочетании с музыкой позволяют не только соприкоснуться с выдающимися музыкальными творениями, но и оказаться словно внутри музыкальной матрицы с её гармонией и совершенством. Все художественные образы, возникающие во время концерта, были созданы под впечатлением от биографии и творческого пути того или иного композитора, с погружением в эпоху и настроение исполняемой музыки. Над мультимедиа-декорацией работали художники Никон Филиппов, Валерия Санчило и Екатерина Богуславская.
В два вечера прозвучат произведения Ф. Пуленка, Т. Витали, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Стравинского, С. Прокофьева, М. Равеля. Программы концертов не повторяются. Шедевры известных композиторов исполнят Светлана Сергиенкова (скрипка), Дарья Рапопорт (скрипка), Олеся Саблина (виолончель), Василий Данилец (альт) и Александра Стефанова (фортепиано).
Проект «Камерная музыка» ориентирован на поощрение репертуарного разнообразия в России, программы составлены из редко исполняемых и малоизвестных произведений классиков.
4 июля, четверг
Начало работы выставки «Пять девятых. Неслучайные совпадения. Современное академическое искусство» (Особняк Румянцева – ул. Галерная, 45).
Выставка «Пять девятых. Неслучайные совпадения» – это история о женщине-художнике, рассказанная живописным языком на 9 голосов. Авторы работ, выпускницы Академии художеств имени Ильи Репина, в скульптуре и станковых работах обращаются к пяти вечным темам: материнство, пейзаж, натюрморт, портрет и быстрый рисунок. Всего в экспозиции представлено 170 работ, в том числе из керамики и бронзы.
«Пять девятых» – проект, рассказывающий о современном академическом искусстве, в локомотиве которого стоит женщина. Женщина, пишущая своё дитя, дом и любимого. Архитектура выставки проста и помогает своему гостю услышать и, главное, расшифровать послание каждого автора.
Евгения Банник, Екатерина Брылева, Юлия Булгакова, Надежда Воронцова, Наталья Делиева, Ксения Истомина, Ксения Кряжова, Анна Сосенская, Дария Чечурина – неслучайным совпадением для художниц стало общее академическое прошлое, взросление в стенах великой Alma Mater и поиск истинных себя, свободных и смелых, уже в настоящем.
Выставка открыта до 30 июля.
18.00 Вечер камерной музыки, приуроченный ко Дню семьи, любви и верности (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2-й этаж).
Прозвучит музыка зарубежных и отечественных композиторов. «Музыкальные вечера на Стрельнинской» – проект, ставший визитной карточкой библиотеки для слепых. Он реализуется с 2011 года и объединяет музыкантов: зрячих, слабовидящих и незрячих, профессионалов и тех, кто только начинает свой путь в искусстве, а также лучших лекторов и ведущих концертов. Справки и запись на концерт по телефонам: 417–52–28, 417–33–22.
18.00 Вернисаж выставки «Антимиры Николая Сажина» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103, 1-й этаж).
Выставка призвана продемонстрировать творческие поиски Николая Сажина (1948 – 2019), одного из самых загадочных художников-экспериментаторов конца XX – начала XXI века. Сажин – художник из плеяды «семидесятников», яркий герой ленинградского андеграунда. Удивительно, но Николай Сажин пришёл в нонконформизм из классической академической школы, однако именно этот симбиоз высокого профессионализма и духа независимости, сопряжённого с тягой к художественному эксперименту, породил особый «сажинский» почерк.
В экспозиции представлено 30 живописных и графических работ художника 1980 – 2000 гг., раскрывающих в полной мере многогранность его неординарного дарования.
В живописи Сажин напористо ярок и декоративен, в графике он изящнее и сокровеннее. В гротескной, фантастической манере он отражает извечные темы жизни, любви и смерти в их взаимопроникновении и трансформации. Его композиции, в которых причудливо переплетаются реалистические и абстрактные формы, привлекают своей парадоксальностью, а повторяющиеся из раза в раз образы (он одержимо работал циклами и сериями) навсегда отпечатываются в памяти.
Сажин помещает своих персонажей в нехарактерные для нашего представления обстоятельства, в непривычные фантасмагорические пространства, развивающиеся то по вертикали, то по горизонтали, то заворачивающиеся в круги и всегда устремляющиеся в бесконечность. Фигуры и предметы изображаются в неадекватных пропорциях, подчас гротескно искажённых. Диковинные тыквы, резвящиеся в затейливом эротическом танце лягушки, летящие по небу сказочные существа, томные красавицы не от мира сего, зловещие огородные пугала, фантастические черепа с зияющими чёрной пустотой глазницами, вывернутые наизнанку тела – излюбленные мотивы художника.
Библейские истории у Сажина перемешиваются с народными сказаниями. Верх иной раз меняется с низом, трагическое переплетается с комическим, святое – с безнравственным, горе – с радостью. Вычурные антропоморфные, звероподобные и растительные формы затейливо соединяются, складываясь в особую картину мироздания, где всё балансирует на грани восхищения и ужаса перед Божьим промыслом.
Сажин в свойственной для него ироничной манере воплощает в своих работах экзистенциальные страхи и психологические травмы человечества, невольно побуждая преодолевать их, подчиняясь энергии вечного движения, на принципах которого строится вся Вселенная.
Выставка открыта до 11 августа.
19.00 Концерт «Море на рассвете» в рамках Морского фестиваля в Эрмитажном театре (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
В уникальном проекте, который со 2 по 10 июля представляют в Эрмитажном театре «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением С. В. Стадлера, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновлённые морем и водной стихией.
4 июля Морской фестиваль продолжит концертная программа «Море на рассвете»: в Эрмитажном театре прозвучат произведения русских и французских композиторов.
В первом отделении концерта гости услышат симфоническую фантазию «Море» Александра Глазунова; эпилог из балета Игоря Стравинского «Поцелуй феи», посвящённого памяти Петра Ильича Чайковского; фрагмент «Сказки о рыбаке и рыбке по Пушкину» Николая Черепнина, которую композитор адресовал своему сыну. Самое крупное произведение, написанное Клодом Дебюсси для оркестра, – «Море» – также будет исполнено в концерте: очарованный величественной стихией, композитор запечатлел её музыкальный образ в трёх симфонических эскизах, каждому из которых дал поэтичное название, и посвятил этот триптих своей будущей супруге. Также прозвучит первая часть цикла песен для голоса с оркестром «Поэма о любви и море» Эрнеста Шоссона и песня «Колокол моря» Камиля Сен-Санса.
Второе отделение посвящено творчеству Николая Римского-Корсакова, 180-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Выдающийся русский композитор, в прошлом – морской офицер, совершивший кругосветное плавание, создал неповторимый и многогранный образ морской стихии, которая поражает своей силой и красотой. Для гостей вечера будет исполнена сцена подводного царства из оперы «Садко».
Исполнители: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Стадлер, солисты «Петербург-концерта», ансамбль солистов «Рождество» под руководством Ольги Ступневой, Государственный ансамбль танца «Барыня» под руководством Татьяны Тимохиной.
Режиссёр – Ирина Фокина.
19.00 Вернисаж выставки Коринны Претро «Лёгкое дыхание» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103, 2 этаж).
К 85-летию известного петербургского художника Коринны Германовны Претро в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывается выставка под названием «Лёгкое дыхание».
Творчество мастера вобрало в себя все основные черты художественных исканий ленинградской графики 1970-х годов. Искусство той поры свидетельствует о появлении новых взглядов на способы раскрытия сюжетной основы образов. В композициях отражается глубинное состояние повседневности, ценность жизни как таковой. Незамысловатые на первый взгляд сюжеты – запущенный старый сад, сбор яблок, сенокос, жатва, интерьер избы с широкими еловыми половицами, русской печкой и ковром с оленями над кроватью, по сущности своей вечны и потому наполнены метафорическим смыслом. Мастер пишет пейзажи, вдохновляясь бесконечными просторами любимой псковщины с её холмами и расстилающимися до горизонта полями. Человек сливается в этих сюжетах с природным окружением, становится частью неделимого мира, наполненного покоем, особой несуетной красотой. Именно в этой неспешной сельской жизни художник находит подлинную гармонию, насыщенную при этом цветовой энергией и пластической выразительностью.
Коринна Претро представлена на выставке также и как великолепный книжный иллюстратор. Ею оформлено около сорока книг, где она раскрывается как глубоко поэтичный автор, графические листы являются яркими и романтическими зарисовками к литературным текстам.
На выставке представлены более 40 графических работ, выполненных в технике пастели, гуаши и акварели, созданных в период с конца 1990-х годов вплоть до наших дней, из собраний автора и Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.
Выставка открыта до 11 августа.
19.00 Презентация книги А.Л. Каца «В садах Эпикура» (Книжная лавка писателей – Невский пр., 66).
Автор книги был человеком необыкновенной судьбы, рукопись его считалась семьёй утраченной, но неожиданно была найдена дочерью Натальей Алексеевной накануне его 100-летия, это была кипа толстых папок с пожелтевшими страницами, которые она в своё время печатала на машинке и которые стараниями издательства «Алетейя» вернулись из небытия и превратились в шикарную книгу, с фотографиями.
В 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Леонидовича Каца (1922 – 1978), блестящего и авторитетного историка, исследователя социальной жизни Древнего Рима и его важнейших идейных течений – манихейства и неоплатонизма (среди конкурирующих философских школ лично симпатизировал более всего Эпикуру и его последователям). Обширные воспоминания А. Каца начинаются картинами довоенного московского детства, прошедшего в знаменитом посёлке художников Сокол. Уже в школьные годы проявились его интерес к театру и неординарные актерские данные. Рано потеряв отца, арестованного в 1934 году по 58-й статье, он тем не менее поступает на исторический факультет МГУ и успешно заканчивает первый курс. 23 июня 1941 года он сдает на отлично экзамен по истории Древнего Рима своему будущему наставнику А.Г. Бокщанину. Воспоминания автора об историческом факультете МГУ за 30 лет являются важным историческим источником и занимают большую часть его впервые публикуемых рукописей. Его непосредственное восприятие учебного процесса, общение с преподавателями, студенческая жизнь, личное знакомство с крупнейшими представителями советской исторической науки представляют большой интерес. Академические занятия прервала война. Студентов первого курса отправили рыть окопы, где завязались дружеские отношения с известными впоследствии историками Павлом Волобуевым, Юлианом Бромлеем, Михаилом Гефтером и другими.
Во время боевых действий Алексей Леонидович Кац был армейским разведчиком, ввиду своих незаурядных способностей быстро продвинулся и окончил войну в Венгрии в звании старшего лейтенанта, кавалером двух боевых орденов, военным переводчиком разведуправления штаба 40-й армии. По возвращении в Москву, Кац завершил образование, защитил кандидатскую диссертацию и был распределён в Киргизию, где продолжал поддерживать тесные научные и творческие связи со своими коллегами в Москве и Ленинграде.
5 июля, пятница
Начало выставки Вадима Михайлова «Омут» (MYTH Gallery – Чайковского, 61).
Пермский художник Вадим Михайлов (род.1979) работает в технике сграффито – выцарапывания изображения с помощью шила или лезвия на различных поверхностях. В поиске корней культурной идентичности человека вдохновляется образами, заимствованными из фольклора. Образы русского сумеречного мира от мастера мистической философии, нарратив которой восходит к народным сказаниям и русскому лубку. Художник изображает образы и символы, которые часто находит в «Нехороших квартирах» или обычных коммуналках.
Вадим Михайлов: «Как-то я шел по барахолке на Уделке мимо кучи ломаных и грязных детских игрушек и вдруг почувствовал взгляд мехового зайчика, он меня позвал. Это типичная история – вещь, из которой я создам арт-объект, должна меня позвать».
Сотрудничество художника с MYTH Gallery началось с персональной выставки «Неплодные земли на востоке». Второй для галереи персональный проект «Омут» Вадим Михалов создал вместе с куратором и художником Петром Белым. Традиционные объекты, выполненные в знакомой технике сграффито, будут соседствовать с новым для художника медиумом – любительскими фотографиями петербургских кладбищ.
Петр Белый: «Самобытная мистическая философия Вадима Михайлова превращена в зловещий, залипший в левкасе и черном масле театр, где застывшие герои воздевают к небу руки с тянущимися вязкими нитями, цепко затягивающими назад, в болото».
Начало выставки Сергей Белоусова «Горизонт событий» (ЦПКиО им. С.М. Кирова, Малый зал Конюшенного корпуса – Елагин остров, 4).
На выставке представлен почти весь спектр интересов автора: от традиционной живописи маслом, пастели, граттажа, художественного текстиля до цифровой пленэрной живописи, созданной и существующей в виртуальном пространстве. Свое название выставка получила благодаря одноименной работе «Горизонт событий», которая стала началом нового творчества художника, став результатом осмысления непростого периода «самоизоляции», эскиз был выполнен на бумаге красками, но доработан при помощи современных цифровых технологий.
Сергей Белоусов (род.1960) окончил Ивановское областное художественное училище имени М.И. Малютина и Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова (Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)). Работы находятся в собраниях Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), в Государственном объединенном музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток), в Плёсском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Музее пейзажа (Плёс).
Выставка открыта до 1 сентября.
19.00 XXХI Петербургский фестиваль джаза «Свинг белой ночи» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
XXХI Петербургский фестиваль джаза «Свинг белой ночи» пройдёт с 5 по 7 июля. Среди участников: джаз-оркестр Георгия Гараняна, трио Сергея Васильева и вокалистка Марина Волкова, легендарный гитарист Алексей Кузнецов, «Майнугин Бэнд» и вокалистка Светлана Сорокина, а также джазовый скрипач из Китая Чэнь Гуанюань и вокалистка, исполнительница босса-новы Габриела Бергалло из Аргентины.
5 и 6 июля концерты пройдут в Филармонии джазовой музыки. Начало в 19.00. А 7 июля в 13.00 состоится традиционный Гала-концерт под открытым небом у Михайловского замка.
В программе Гала-концерта примут участие: Ленинградский диксиленд п/у Олега Кувайцева, Jazz Philharmonic orchestra и бразильский тромбонист, композитор и аранжировщик Рафаэль Роша, московский пианист Алексей Подымкин и вокалистка, солистка ансамбля Давида Голощёкина Юлия Касьян, блюзовый коллектив «Atomic Jam Band», ансамбль «Electric Blue» Ильдара Казаханова-Константина Маминова, бэнд Хуана Орландиса — Алексея Самарина (Куба-Россия).
Участников фестиваля представит Александр Михайловский.
Художественный руководитель фестиваля – Давид Голощёкин.
6 июля, суббота
15-й День Достоевского.
День Достоевского – уникальная городская акция, в которой принимают участие музеи, театры, библиотеки города. Дата праздника связана с началом романа «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле – «День Достоевского», за 15 лет ставший литературной традицией Петербурга, всегда проходит в первую субботу июля. 15-й День Достоевского состоится 6 июля 2024 года.
В этом году в акции примут участие: Музей Достоевского, АО «Никольские ряды», издательство «ЭКСМО», Музей городской скульптуры, Всероссийский музей А. С. Пушкина (Мемориальный музей-квартира Н. А. Некрасова), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Музей «Разночинный Петербург», Музей-квартира Аллилуевых, Библиотека книжной графики, Библиотека «БИАР», Библиотека на Карповке, ФМД-Театр (Театр Музея Достоевского), Российский государственный институт сценических искусств (Мастерская профессора Ю. М. Красовского), NDT Tour – Авторские экскурсии артистов Небольшого драматического театра, Санкт-Петербургский драматический театр «Круг», Независимый проект режиссера Дарьи Мовельян, Образовательное пространство «Doctrina et Nobiles», «Городской Центр Туризма» – Старая Русса.
А в самом музее 6 июля с 11.00 до 18.00 петербуржцев ждут посещение мемориальной квартиры писателя и литературной экспозиции «Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et Contra», выставка графики Станислава Косенкова «Из тьмы рождается надежда. Графика разных лет» и «Достоевские раскраски» Игоря Князева, в этот день посвящённые роману «Преступление и наказание».
С 12.00 до 15.00 молодые экскурсоводы-волонтеры, участники проекта Музея Достоевского «Молодежь – Достоевскому», расскажут о жизни писателя, истории создания его произведений, покажут адреса, связанные с судьбой самого петербургского писателя и с его героями. Экскурсии будут проводиться по мере формирования групп, бесплатно по трём маршрутам: «Раскольников в городе» (место начала: у спуска со ступенек метро «Сенная»); «Владимирская площадь и её окрестности в жизни и в творчестве Ф. М. Достоевского» (место начала: Владимирская площадь у памятника Достоевскому); «Петербург в романе “Идиот”» (место начала: Владимирская площадь, за памятником Достоевскому).
Новый спектакль «Дня Достоевского-2024» будет сыгран в 17.00 и 19.00 в общественном пространстве «Никольские ряды». Спектакль этого года посвящён роману «Идиот». События «Хореодрамы «Идиот» происходят в Павловске, модном в 1860-е годы месте. Здесь Достоевский собирает всех героев романа: лето, музыка, природа, красота парка лишь отдаляют мрачный финал. Трагедия неизбежна …
Идея, сценарий Веры Бирон. Режиссёр – Илья Дель. Хореограф – Александр Челидзе. Композитор – Фёдор Пшеничный. Художник по костюмам – Ника Велегжанинова. Художник по гриму – Наталья Грачёва.
Актёры: Сергей Агафонов, Сергей Азеев, Геннадий Алимпиев, Женя Анисимов, Анна Арефьева, Пелагея Астафьева, Геннадий Блинов, Диана Вакула, Виталий Гудков, Богдан Гудыменко, Александра Дроздова, Татьяна Ишматова, Елена Калинина, Татьяна Краснова, Виталий Куликов, Михаил Николаев, Вера Параничева, Лаура Пицхелаури, Ася Прохорова, Дарья Румянцева, Дмитрий Хасанов, Полина Ченцова, Евгений Шумейко.
Вход свободный.
Сайт Дня Достоевского: http://dostoevskyday.ru/
ВКонтакте: https://vk.com/dostoevskyday
Телеграм: https://t.me/dostoevskydayspb
Интерактивные программы для семейной аудитории «Музыка народов России» в рамках IX Международного этнического фестиваля «Музыки мира» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
С 6 июля по 4 августа каждые выходные в Шереметевском дворце – Музее музыки в рамках IX Международного этнического фестиваля «Музыки мира» будут проходить интерактивные программы для семейной аудитории «Музыка народов России». Участники познакомятся с богатой музыкальной культурой нашей страны и узнают, какие народы населяют регионы России. В экспозиции Музея музыки посетители смогут увидеть старинные инструменты, услышать их звучание и даже попробовать себя в роли музыканта. Закрепить полученные знания ребятам поможет карта России и карточки с изображениями музыкальных инструментов. В конце музыкального путешествия все участники объединятся на групповом этно-джеме и погрузятся в атмосферу многонациональной и мультикультурной России.
Всего состоится 10 программ, расписание опубликовано на сайте https://muzfest.spb.ru/. Посещение программы бесплатное по предварительной регистрации на сайте или в официальной группе фестиваля ВКонтакте: https://vk.com/muzmirafest. Регистрация обязательна.
Фестиваль «Музыки мира» пройдёт 10 и 11 августа в Парадном дворе Шереметевского дворца. Всех участников фестиваля объединяет поиск современного звучания, неожиданные эксперименты со стилем и жанром, открывающие в народной музыке новый потенциал. Культурная миссия фестиваля – популяризировать и продвигать национальную музыку через её современное осмысление, поддерживать музыкантов в поиске собственного уникального стиля, основанного на этнических корнях. Идея фестиваля отталкивается от богатейшей коллекции музыкальных инструментов, которая хранится в Шереметевском дворце – Музее музыки. Каждый год фестиваль собирает под свои знамёна яркую, многожанровую палитру музыкантов, выражающих свою национальную и культурную идентичность в современных аранжировках и ритмах.
16.00 «Король лир» – семейная игровая программа ко Дню семьи, любви и верности (Шереметевский дворец – Музей музыки — наб. реки Фонтанки, 34).
На интерактивной экскурсии детей встретят придворная Дама и девушка Лира, проведут по дворцовым музыкальным гостиным и познакомят с пятью очень разными инструментами: роялем, барабаном, виолончелью, механическим органом и лирой. Какая музыка звучала во дворцах? Какой инструмент – король в музыкальном мире? На чём аккомпанировали себе аэды и кифароды? Как работал «магнитофон» XVIII века? Можно ли исполнять музыку хвостом? Участники экскурсии смогут попробовать себя в роли античных сказителей и мимов, побудут солдатами «потешного войска», исполнят танец органных труб, послушают живую музыку и получат уроки игры на музыкальных инструментах. В соревнованиях, играх и викторинах смогут принять участие и взрослые.
16.00 Концерт «Любовь, семья, отчизна» (Летний сад Государственного музея политической истории России – ул. Куйбышева, 2-4).
В преддверии Дня любви, семьи и верности с концертной программой перед зрителями выступят артисты театра «Придворная опера». Гостей ждут сцены из опер «Руслан и Людмила», «Иоланта», «Война и мир», «Царская невеста», «Садко», также прозвучат фрагменты из музыкальных фильмов и мюзиклов, посвящённых любви и верности.
В концерте принимают участие: Диана Богданова, Евгения Капитонова, Анастасия Набиуллина, Анна Плужнова, Светлана Оршанская, Дмитрий Дагобер, Василий Конохов, Анатолий Зеленко.
Вход свободный.
7 июля, воскресенье
16.00 «Любовные элегии Фонтанного Дома» – экскурсия ко Дню семьи, любви и верности (Шереметевский дворец – Музей музыки — наб. реки Фонтанки, 34).
Дворец Шереметевых на Фонтанке связан с самой романтической историей любви графа и крепостной актрисы, любви наперекор всем запретам. Это самая настоящая сказка о Золушке, воплощённая в жизнь. Их история до сих пор вдохновляет режиссёров, поэтов, музыкантов. Фонтанный Дом графов Шереметевых смело можно назвать не только памятником архитектуры XVIII в., но и символом любви этого славного графского рода. На протяжении более полутора столетий владельцами дворца были четыре счастливые семейные пары. В парадных залах и личных покоях сохраняются музейные предметы – живые свидетели, хранящие воспоминания о любовных переживаниях их владельцев. Экскурсия приоткроет завесу душевных терзаний графского семейства и поведает о семейных историях всех владельцев дворца. Они и в наши дни являются достойными примерами любви, верности, преданности и самопожертвования.
16.00 Концерт, посвященный Дню Республики Северная Осетия – Алания (Государственный музей политической истории России, Атриум – ул. Куйбышева, 2-4).
В День образования Республики Северная Осетия – Алания перед зрителями выступят оперные и эстрадные певцы Наталия Гергиева и Алексей Ресовский. В программе концерта прозвучат песни на русском и осетинском языках.
Вход свободный.
19.00 Премьера мюзикла Ирины Брондз по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Режиссёр-постановщик – Антон Оконешников (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
«Маленький принц» – аллегорическая повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери, наиболее известное его произведение, написанное в 1942 году.
Замечательная история о маленьком мальчике, который прилетел с далёкой планеты, чтобы спасти человека от одиночества. Персонажи сказки, которых встречает в своем путешествии по планетам Маленький принц, житель астероида-612, дают возможность задуматься о таких вечных истинах, как дружба, любовь и верность, об ответственности за свою планету. Многие персонажи, которых встречает на своём пути Маленький принц, олицетворяют разные человеческие черты, узнаваемые, порой, до смешного.
Но главное – взгляд на всё и всех через призму любви ко всему живому, – делает историю тонкой, проникновенной и щемящей. Словно ангел показывает нам, как нужно беречь свою Планету, на которой нет ничего неважного, всё создано для гармонии Вселенной. И именно дети чувствуют это особым образом.
А «ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (Антуан де Сент-Экзюпери). Именно об этом театр «Карамболь» и расскажет юным зрителям, и напомнит – взрослым.
В спектакле заняты взрослые и юные артисты, оркестр и балет театра «Карамболь».
Композитор и музыкальный руководитель – Ирина Брондз.
Пьеса – Анастасия Букреева.
Стихи – Алексей Иващенко.
Режиссёр -постановщик – Антон Оконешников.
Дирижёр-постановщик – Сергей Тарарин.
Художник-сценограф – Анастасия Юдина.
Художник по костюмам – Сергей Илларионов.
Хореограф-постановщик — Борис Шипулин.
19.00 «Планета Образцова» – концерт к 85-летию со дня рождения народной артистки СССР Елены Образцовой (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
С 7 по 27 июля в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоятся мероприятия, приуроченные к 85-летию со дня рождения Елены Образцовой. 7 июля, в день, когда родилась Елена Васильевна, пройдёт концерт «Планета Образцова». В нём примут участие: солист Мариинского театра Владимир Ванеев, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Алексей Васильев (виолончель), солисты Мариинского театра Ольга Пудова, Григорий Чернецов, Зинаида Царенко, солист Михайловского театра Семён Антаков, солист Камерной сцены имени Б. Покровского Большого театра России Валерий Макаров, ведущий солист Кыргызского театра оперы и балета имени А. Малдыбаева Таир Бейшеев, солисты Калининградской областной филармонии Виктория Бобкова, Юлия Василькова, Александр Дудницкий, Денис Никифоров. В программе концерта – симфонические эпизоды, арии и дуэты из опер, входивших в репертуар Елены Образцовой: «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Дочь полка» Доницетти, «Адриана Лекуврер» Чилеа, а также романсы и другие сочинения. Певцы выступят в сопровождении Международного симфонического оркестра «Таврический», дирижёр – Василий Юркевич. Участники концерта обратят свои приветствия к далекой планете, открытой 24 октября 1981 года в честь великой певицы, чьё бессмертное творчество всегда будет проводником в великий мир Музыки, озаряемой Планетой «Образцова».
За концертом последует сразу два юбилейных конкурса Елены Образцовой: X Международный конкурс юных вокалистов (8 – 13 июля) и XV Международный конкурс молодых оперных певцов (21 – 27 июля).
19.00 Фортепианный мост «Москва – Санкт-Петербург» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88–90).
В Большом зале Екатерининского собрания прозвучат разножанровые сочинения Фредерика Шопена, среди которых Первая и Четвертая баллады, Второе скерцо, Andante spinato и Большой блестящий полонез, а также вальсы, мазурки и ноктюрны. Исполнят их пианисты, представляющие яркие исполнительские школы Москвы и Санкт-Петербурга.
Олег Вайнштейн – виртуозный пианист, в репертуаре которого присутствуют произведения отечественных и зарубежных композиторов, однако музыка Шопена занимает одно из центральных мест.
Юрий Богданов – солист Московской государственной академической филармонии, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, ученик выдающейся советской пианистки Татьяны Николаевой.
20.00 «Гении и музы» – концертная программа в рамках Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Государственный Эрмитаж, Гербовый зал – Дворцовая наб., 38).
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа прозвучат истории о гениях в музыке и вдохновляющих их музах. Музыку героев этого вечера исполнит Илья Папоян (фортепиано), солисты Мариинского театра.
8 июля, понедельник
11.00 X Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится X Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой, который войдёт в мероприятия празднования 85-летия со дня рождения Елены Образцовой. В этом авторитетном форуме для детей и юношества, ставшем традиционным событием культурной жизни Петербурга, примут участие более 200 начинающих певцов из России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Турции, Германии, США. Отдельная номинация создана для тех, у кого возникают трудности с приездом на конкурс для очного участия – участников из зарубежья и дальних регионов России, они примут участие в дистанционной номинации, проводящейся по видеозаписям.
Среди членов жюри X конкурса – выдающиеся певцы и деятели музыкального театра – профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Рузанна Лисициан, солист Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева, заведующий вокальным отделением Кыргызской национальной консерватории имени Калыя Молдобасанова Таир Бейшеев (Кыргызстан), тенор, пианист, приглашённый солист Мариинского театра Джованни Рибикезу (Италия), дирижёр Василий Юркевич.
Международный конкурс юных вокалистов учреждён в 2006 году выдающейся русской певицей Еленой Васильевной Образцовой и её Культурным центром как важный образовательный и просветительский проект в области академической музыки, направленный на воспитание у подрастающего поколения интереса и любви к классическому музыкальному искусству. За годы проведения конкурса в нём приняло участие более 1400 юных вокалистов из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Участие и победа в конкурсе становятся для юных певцов стимулом к продолжению музыкальной карьеры. Конкурс открывает талантливую певческую молодёжь не только из столиц, но и из десятков малых городов и из самых отдалённых уголков России. Конкурс юных вокалистов Елены Образцовой может гордиться именами своих лауреатов, многие из которых стали певцами мирового уровня. Среди них – Юлия Лежнева, Валерий Макаров, Юрий Юшкевич, Николай Землянских и другие музыканты, выступающие на лучших сценах России и мира.
Конкурс проводится в трёх возрастных группах (9-11 лет, 12-14 лет и 15-17 лет) в 2 тура (8-10 июля – 1 тур, 11-12 июля – 2 тур). Торжественная церемония награждения победителей и гала-концерт лауреатов конкурса состоятся 13 июля в 17.00.
В преддверии конкурса, 7 июля, в день 85-летия со дня рождения Елены Образцовой, на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга пройдёт торжественный гала-концерт «Планета Образцова», в котором выступят лауреаты международных конкурсов Елены Образцовой – солисты Мариинского театра Ольга Пудова, Зинаида Царенко, Григорий Чернецов, солист Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра России Валерий Макаров, солист Михайловского театра Семён Антаков и другие артисты. Певцы выступят в сопровождении оркестра, дирижёр – Василий Юркевич. В программе – арии и сцены из опер русских и зарубежных композиторов.
16.00 «Фонтанный Дом – родовое гнездо графов Шереметевых» – экскурсия ко Дню семьи, любви и верности (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
Экскурсия посвящена старинному роду графов Шереметевых и личным семейным историям владельцев усадьбы. На экскурсии посетители познакомятся с мемориальными предметами, вернувшимися в Фонтанный дом из Дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково» в рамках выставочного проекта «Береженая вещь». Место проведения – анфилада парадных залов, Домовая церковь, личные покои владельцев дворца.
19.00 Концерт «Море в полдень» в рамках Морского фестиваля в Эрмитажном театре (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
В уникальном проекте, который со 2 по 10 июля представляют в Эрмитажном театре «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением С. В. Стадлера, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновлённые морем и водной стихией.
8 июля на сцене Эрмитажного театра состоится третья фестивальная программа «Море в полдень», она объединит музыкальные редкости, которые украсят летнюю афишу Санкт-Петербурга.
Первое отделение откроет Увертюра к «Летучему голландцу» Вагнера. Это сочинение Пауля Хиндемита – блестящий образец тонкого композиторского юмора и невероятного почтения к оригиналу. Гости также услышат кантату «Морская тишь и счастливое плавание» для хора и оркестра ре мажор, написанную Людвигом ван Бетховеном на стихотворения Иоганна Вольфганга Гёте. Кстати, к тем же самым строкам, только чуть больше десяти лет спустя, обратится Феликс Мендельсон, его увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» для оркестра ре мажор также прозвучит в концерте.
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга исполнит Третью часть симфонии «Океан» Антона Рубинштейна, которую Пётр Ильич Чайковский называл «превосходным произведением» и неоднократно исполнял в четыре руки.
В программу концерта также войдут: увертюра «Мессинская невеста» Роберта Шумана; третья пьеса для симфонического оркестра «Цвета» («Игра волн») Арнольда Шёнберга; вокальные произведения Рихарда Штрауса – несколько романсов для голоса с оркестром, посвящённые композитором его супруге Паулине Марии де Ана; а также одна из самых ярких сцен в мировой оперной литературе, финал первого акта оперы «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера – тот самый момент, когда герои, путешествуя на корабле, выпивают волшебный напиток, считая, что это яд. Под действием любовного зелья их чувства друг к другу разгораются с необычайной силой, и это отражается в музыке.
Исполнители: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижёр – Сергей Стадлер, солисты «Петербург-концерта», ансамбль солистов «Рождество» под руководством Ольги Ступневой.
Режиссёр – Ирина Фокина.
9 июля, вторник
18.00 Вечер на выставке, посвященной поэтической книге Виктора Кривулина «Галерея», приуроченный 80-летию поэта (Галерея «Борей» – Литейный пр., 58).
Художники Виктор Богорад, Анатолий Заславский, Валерий Мишин, Татьяна Нешумова, Александра Претро, Татьяна Свирина, Дмитрий Северюхин, Леонид Симоновский, Николай Симоновский, Марина Спивак, Ольга Якубович.
Виктор Кривулин (1944 – 2001)русский поэт и прозаик, эссеист, редактор, критик, литературовед, культуролог, переводчик. Один из главных представителей ленинградского андеграунда.
Выставка открыта до 13 июля.
19.00 Вернисаж выставки Петра Зверховского и Глеба Вяткина «Жизнь наполняя красотой» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103, 3 этаж).
Проект представляет свыше 60 произведений волгоградских живописцев Петра Зверховского (1942-2020) и Глеба Вяткина (1934 – 2021).
Творческое становление этих художников связано с Ленинградом: до переезда в Волгоград они обучались в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной у Глеба Савинова. Их персональные выставки проходили в разных городах России и за рубежом, однако в Санкт-Петербурге работы этих художников экспонируются впервые.
Творчество Петра Зверховского представлено живописными полотнами 1990-2010-х гг. Именно в сюжетной картине, которой на выставке уделено особое внимание, наиболее ярко проявился творческий метод Зверховского. Изображая обычных людей в конкретных жизненных обстоятельствах, он превращает реальный мир в ностальгическую фантазию о прекрасных дамах, благородных кавалерах, ангелах. При этом Пётр Зверховский лишает природу, город, человека особенностей конкретной эпохи (или сочетает черты разных эпох).
Картины Глеба Вяткина – это образы душевно тонких, глубоко чувствующих людей, композиции в жанре «ню», портреты музыкантов и писателей, натюрморты, собранные из простых бытовых предметов, среди которых часто появляется скрипка (художник сам был скрипачом).
Выставка открыта до 11 августа.
10 июля, среда
19.00 Премьера спектакля «Ничего этого не будет» (БДТ им. Г. Товстоногова, Вторая сцена – пл. Старого театра, 13).
Спектакль «Ничего этого не будет» поставлен Романом Михайловым по тексту, написанному им специально для БДТ. Главный герой, замкнутый человек, живет в маленьком городе, ни с кем не общается, хранит свои тайны. Однажды он отправляется в деревню пожить «нормальной жизнью». Но деревенская жизнь оказывается далекой от привычных представлений. Вокруг героя закручивается хоровод смыслов и ощущений. Оказывается, что все жители деревни посещают местный клуб, смотрят необычные спектакли. Фрагменты этих спектаклей складываются в единую картину, связывающую прошлое и будущее.
Роман Михайлов: «Люди вместе бескорыстно создают что-то, отдают свои глубинные озарения, чувства, сны, стремятся к общей благодати. Человек понимает, что мир не такой уж корыстный и циничный на самом деле. Мир достоин того, чтобы с ним взаимодействовать. Я надеюсь, что получился светлый спектакль, несмотря на всю тяжесть тем и событий, которые можно разглядеть в нем».
19.00 Закрытие Морского фестиваля в Эрмитажном театре. Концерт «Море на закате» (Большой итальянский просвет Государственного Эрмитажа – Дворцовая наб., 34).
В уникальном проекте, который со 2 по 10 июля представляют в Эрмитажном театре «Петербург-концерт» и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением С. В. Стадлера, собраны выдающиеся шедевры классической музыки, вдохновленные морем и водной стихией.
10 июля в Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа состоится четвёртая, заключительная, программа Морского фестиваля «Море на закате». Её откроют сочинения выдающегося финского композитора Яна Сибелиуса: симфоническая поэма «Океаниды» и «Наяды» – часть второй симфонической сюиты «Буря», вдохновлённой одноимённой пьесой Уильяма Шекспира. Кстати, симфоническая фантазия «Буря» Петра Ильича Чайковского также будет представлена в концерте.
В программе прозвучат редко исполняемые на российской сцене произведения: фрагменты вокального цикла «Морские картины» Эдуарда Элгара и симфонические фрагменты оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймс», которая, ввиду художественной сложности, большого состава исполнителей и хора, не часто идёт на мировых оперных сценах.
Яркой кодой Морского фестиваля станет первая часть симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова. «Море и корабль Синдбада» прозвучит в виртуозном исполнении музыкантов Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера.
11 июля, четверг
Коллективная выставка «Коллекция. Перезапуск. Часть I: Соседи по «Пушкинской» (МНИ, Малый зал – ул. Пушкинская, 10).
Музей нонконформистского искусства представляет цикл выставок, посвящённых перезапуску его коллекции. Показ новых поступлений – традиционный для любого музея формат. При этом для МНИ такие выставки сейчас особенно значимы. В 2023 г. собрание музея из более чем 3500 экспонатов было передано в дар Музею искусства Санкт-Петербурга XX – XXI вв. Этим летом произведения из этой коллекции можно будет увидеть в рамках масштабной выставки в ЦВЗ «Манеж». Одновременно с передачей коллекции МНИ приступил к разработке концепции второй части собрания и начал постепенно заполнять опустевшие запасники. Работы, выбранные для первой выставки цикла, представляют творчество нескольких художников со «старой Пушки»: Марины Обуховой, Павла Вещева, Ирины Власовой, Яна (Александра Орлова), Бориса Борща. Следующие экспозиции цикла познакомят зрителей с ранним творчеством нынешних резидентов арт-центра, а также «попутчиков» – тех, кто не имел здесь мастерских, но кому был близок дух «Пушкинской».
19.30 Моноспектакль Леонида Таранова «Москва – Петушки» (Арт-кафе «Бродячая собака – Итальянская, 4).
Венедикта Ерофеева называют нежно – «Венечка». И те, кто знал его лично, и те, кто читал его уникальные сочинения. «Москва-Петушки», как всякая классика, поставленная на сцене, будет не раз еще прочитываться и ставиться, но никогда не устареет. Это о нас, сегодняшнем и вечном, о неизбывной мечте, о светлом будущем. И едет за ней в Петушки Венечка, где его ждет счастье и любовь. Он же автор и герой поэмы и моноспектакля, который по-скоморошьему меняет свои обличья, создает веселую атмосферу по дороге с попутчиками – колоритными фигурами всех сословий и возрастов. Едут, выпивают горячительную «тетю Клаву», но не пьянеют. Спорят, обсуждают великих мира сего, исповедуются о личном. Вместе с Венечкой разворачиваются пародии, истории, отмеченные юмором, иронией, гротеском. В моноспектакле звучит музыка Ф. Шопена, П. Чайковского, Ф Листа.
12 июля, пятница
19.00 X Международный музыкальный фестиваль «Бродский DRIVE» (Шереметевский сад – Литейный пр., 53).
Фестиваль откроет авторская программа Руста Позюмского «Песни Элиота II», посвящённая творчеству поэта Томаса Элиота. Гармоничный коктейль из барокко, джаза и этники. Две виолы да гамба Руста Позюмского и Антона Изгагина, контрабас Владимира Волкова и голос Алисы Тен. Кроме уже известных публике композиций, песен на стихотворные циклы «Landscapes», «Preludes» и поэмы «Marina», оформленной в виде небольшой кантаты, прозвучат и новые опусы, сочинённые Рустом Позюмским.
Затем на сцене появится французский гость. Эффектный голос Мэлвина Трэвиса (Мистера Мэлвина), его невероятная энергия завораживают чувственным исполнением джазовых стандартов, известных французских мелодий и музыки его родины – Карибского бассейна. Сопровождение и аранжировки программы выступления представляет квартет Алексея Черемизова – джазового пианиста-виртуоза, яркого представителя петербургского мейнстрима.
13 июля дневная программа фестиваля начнётся в 16.00 с выступления ансамбля пианистки и композитора Дарьи Кондаковой. Проект «Солнце внутри» композиции из нового альбома, неоклассика и современный импрессионизм в джазовой интерпретации. На сцене вместе с Дарьей появится контрабасист Дмитрий Васильев, а также вибрафонист Алексей Чижик и перкуссионист Йоель Гонсалес.
Продолжит программу оркестр экстремальной музыки «Dostoevsky» клавишника Андрея Крутилина и вокалистки Влады Масленниковой. Музыканты называют своё действо многожанровым арт-движением с симфоническим оттенком от авангардного арт-рока к джазу с островками медитативных состояний и танцевальных переключений.
Вечерняя программа 13 июля начнётся с концерта трио московского пианиста Дмитрия Илугдина. Дмитрий выступит вместе со своим постоянным партнёром барабанщиком Петром Ившиным.
В завершение программы второго дня гостей фестиваля ждёт выступление Andrei Kondakov Jubilee Orchestra. Прозвучат композиции из нового альбома «Быть человеком», выпущенного на московском лейбле Jazzist в апреле 2024 года. В проекте задействованы петербургский трубач Александр Беренсон, вокалистка из Сургута Алёна Поль, вибрафонист Алексей Чижик, тромбонист Антон Вишняков, барабанщик Пётр Ившин, саксофонист Никита Мочалин и другие.
Дневная серия концертов финального дня фестиваля начнётся в 16.00 с выступления проекта «Бродский. Фонемы» трубача и композитора Вячеслава Гайворонского. Опус экспериментальных пьес, состоящих из преобразованных фонем поэзии Иосифа Бродского. Сочетание импровизации и строгих структур с вкраплениями фонем создают впечатление музыкального калейдоскопа. В проекте принимают участие Николай Рубанов (саксофоны, электроника), Андрей Дикоев (баян).
Программу продолжит выступление проекта JazzPhil петербургского контрабасиста Филиппа Мещерякова. Современная инструментальная музыка в петербургском формате, авторские композиции из одноимённого альбома. В проекте принимают участие Максим Некрасов (губная гармоника), Геннадий Рубцов (электрогитара), Александр Алексеев (клавишные), Артём Теклюк (ударные инструменты).
Вечернюю программу заключительного дня фестиваля начнёт молодёжный петербургский джазовый оркестр Mussorgsky Jazz Orchestra под управлением аранжировщика и бэнд лидера Сергея Богданова. Специальный гость программы – Lera Gehner, джазовый исполнитель, вокалистка, режиссёр, сценарист создатель групп GehnerStyleBand и NoBuds, участница проекта «Голос» на Первом канале.
В качестве финальной точки десятого фестиваля «Бродский DRIVE» на открытой сцене в Шереметевском саду прозвучат свободные импровизации в исполнении трио известного парижского андеграундного пианиста, композитора, кинорежиссёра, путешественника Siegfried Debrebant «Зиг» при участии контрабасиста Владимира Волкова.
20.00 Открытие XIII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем». Показ оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Соборная площадь Петропавловской крепости).
XIII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем» откроется по традиции на Соборной площади Петропавловской крепости в День святых апостолов Петра и Павла. 12 июля в самом сердце Санкт-Петербурга прозвучит опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В оформлении сцены будут использованы мотивы древнерусской архитектуры с намёком на стилистику иконописи и игрушки. Постановка будет реализована в формате digital opera – оперы цифровой эпохи с использованием мультимедийных средств.
Исполнители: Александр Безруков, Александр Кузнецов (Михайловский театр), Ольга Черемных (театр «Зазеркалье»), Андрей Попов, Екатерина Крапивина (Мариинский театр), Павел Шнипов, Анна Викулина, Александра Хасанова, Иосиф Пилиев, Владислав Успенский (театр им. Ф. И. Шаляпина), оркестр «Северная симфония» и хор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина, Концертный хор Санкт-Петербурга.
Дирижёр – Фабио Мастранджело.
Режиссёр-постановщик – Виктор Высоцкий.
Художник-постановщик – Юлия Гольцова.
Балетмейстер – Константин Чувашев.
13 июля, суббота
Начало выставки Али Алишира «В движении» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29 линия В.О., 2).
На протяжении всей творческой карьеры Али Алишир (род. 1978) с интересом исследует темы человеческого зрения, восприятия и познания – как в субъективном, так и в объективном ключе. На раннем этапе это увлечение нашло отражение в работах из серий, посвященных различным виртуальным пространствам, – некоторые из них будут показаны на выставке в Эрарте. Также вниманию зрителя будут представлены более поздние произведения, в которых тоже сделан акцент на когнитивных процессах – в частности, на восприятии движущихся объектов. Работы из серии «Гибридные души» – своего рода стоп-кадры, фиксирующие последовательность положений находящейся в непрерывном движении танцующей модели.
Необычно в этих произведениях то, что они словно бы передают само плавное танцевальное движение: в кадре мы одновременно видим и застывшую на мгновение танцовщицу, и причудливый рисунок струящихся за ней одежд. Напоминая очертаниями классические архитектурные и скульптурные формы, изображения вместе с тем выглядят весьма современно. Женское тело органично вписывается в контуры платья, рождая некий гибрид человека и скульптуры. По сути, эти фотографии точно отражают то, как человеческий мозг воспринимает движение в виде последовательности неподвижных изображений.
Работы автора из серии «Виртуальные пространства», которые также можно будет увидеть на выставке, больше похожи на цифровые коллажи, составленные из наложенных друг на друга архитектурных элементов. На этих преимущественно монохромных изображениях можно различить фасады и интерьеры церквей и других зданий, башни, набережные, дворы – словно мы рассматриваем виды города, существующего в какой-то иной реальности. Однако внимательный зритель вскоре заметит, что некоторые архитектурные детали на самом деле являются фрагментами печатных плат, похожих на те, что используются в компьютерах и других электронных устройствах. Из очертаний этих высокотехнологичных компонентов и реальных городских пейзажей и складываются образы придуманных автором «виртуальных» пространств.
Тема виртуального всегда привлекала Али Алишира, ей он посвятил четыре серии, над которыми работал с 2009 по 2015 год: «Виртуальные тела», «Виртуальные пространства», «Виртуальные войны» и «Виртуальные пейзажи». В них автор исследовал влияние технологий на социальную иерархию, в первую очередь – в контексте доступа к информации. Стремительный технологический прогресс изменил скорость передачи изображений: теперь их можно мгновенно распространить по всему миру без какого-либо контекста. Своими «виртуальными» циклами Алишир стремился показать, что человек, живущий в современном обществе, подвержен влиянию избыточной визуальной информации, утратившей достоверность и подлинность.
19.00 Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.
История их страсти трагична. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Целых 30 лет суждено было провести ей в клинике для умалишенных, где Камилла Клодель умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.
Балет «Роден, ее вечный идол» на сцене Александринского театра – масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях («Евгений Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет» и др.), Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.
Борис Эйфман: «Спектакль «Роден, ее вечный идол» – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника».
14 июля, воскресенье
19.00 Мюзикл «Марко Поло. Белый лотос» (Театр «LDM» – Петровский пр., 20, лит Д).
Продюсерская компания Театра «LDM» приняла решение переписать либретто, перенести место действия в дружественный Китай, а главным героем сделать Марко Поло – потомка великого путешественника, «открывшего» Поднебесную для Европы. Мюзикл одел красивые цвета «Белого Лотоса» и переехал в китайский город Шанду.
1878-й год. К северу от Великой китайской стены процветает город Шанду.
Именно сюда прибывает новый вице-консул Италии Марко Поло. Однако дипломатическая миссия оказывается под угрозой: в Шанду гибнет старый венецианский купец. Марко берется расследовать дело, но вскоре понимает, что за смертью соотечественника кроется нечто большее, а противником юного детектива выступают члены Белого лотоса – загадочного общества легендарных, бесстрашных и неуловимых убийц. Удастся ли Марко Поло раскрыть заговор, сумет ли он обрести любовь обворожительной наложницы и не потерять при этом жизнь?
«Марко Поло. Белый лотос» – уникальный мюзикл. Сотни роскошных образов для спектакля воссоздавала по гравюрам и эскизам международная команда дизайнеров.
Режиссёры-постановщики и артисты посетили шесть городов Китая для изучения культуры и обычаев. Это помогло достоверно передать красоту и самобытность китайской культуры.
Мультимедийные 3D-декорации в мгновение ока переносят зрителя в драгоценный Шанду – столицу садов, дворцов и мистических лабиринтов.
Особое внимание создатели мюзикла уделили искусству войны и любви. Пластика батальных сцен создана с большим вниманием к традиционным боевым искусствам монастыря Шаолинь. Любовные сцены построены на основе древнего китайского искусства обольщения.
Ирина Афанасьева – генеральный продюсер, автор режиссерской концепции, автор либретто.
Антон Танонов – композитор и музыкальный руководитель.
Иван Стависский– режиссер-постановщик.
Итан Янг – художник по костюмам.
Святослав Мельников – хореограф-постановщик.
20.00 Премьера балета Вячеслава Самодурова «598 тактов. Роден. Озорные частушки. Театр балета им. Л. Якобсона» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
1 отделение:
598 тактов. Одноактный балет.
Музыка Карла Филиппа Эммануила Баха.
Хореография – Вячеслав Самодуров.
Художник-постановщик – Елена Трубецкова.
II отделение:
Роден. Цикл хореографических миниатюр.
Музыка Клода Дебюсси, Сергея Прокофьева, Альбана Берга.
Хореография Леонида Якобсона.
III отделение:
Озорные частушки. Одноактный балет.
Музыка Родиона Щедрина.
Хореография – Вячеслав Самодуров.
Театр балета имени Леонида Якобсона покажет в один вечер премьеру нового балета Вячеслава Самодурова «598 тактов», его одноактную хореографическую композицию «Озорные частушки» и цикл хореографических миниатюр Леонида Якобсона «Роден», который считается одним из самых совершенных и оригинальных хореографических сочинений ХХ века.
Вячеслав Самодуров – признанный лидер среди хореографов-современников. В сочинении «598 тактов» он вдохновляется музыкой Карла Филиппа Эммануила Баха, находит в звучании барочного концерта актуальные темы и смыслы, ищет точки контакта «телесности» и духа.
«Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина в прочтении Самодурова превратились в азартное, наполненное юмором и дерзким напором танцевальное многоголосье, где артисты соревнуются в виртуозности.
Одна из основных тем нового балета Вячеслава Самодурова – телесность человека – ясно перекликается со смыслом цикла Леонида Якобсона «Роден». В премьерный вечер будут показаны все семь восстановленных миниатюр знаменитого цикла, в точности, как и было задумано самим хореографом.
Основанный более полувека назад Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона занимает особое место среди балетных компаний страны. Его репертуар сочетает классические постановки и самобытные сочинения выдающегося русского хореографа XX столетия, чье имя с гордостью носит труппа.
15 июля, понедельник
19.00 Спектакль по произведениям Владимира Сорокина «Дураки-дороги» (Театр комедии им. А. Райкина – Большая Конюшенная, 27).
Театр Эстрады им. А. Райкина представляет оригинальную интерпретацию текстов классика соц-арта Владимира Сорокина. Основой спектакля стали фольклорные аналоги мемов из книги Владимира Сорокина «Русские народные пословицы и поговорки» и рассказы автора, написанные в разные годы. В центре сюжета – российская глубинка, готовящаяся широко отметить свой знаковый юбилей. Этот условный, лубочный и страшный русский мир населяют характерные персонажи – чудаковатые и нелепые, трогательные и жалкие, самозабвенно стремящиеся выслужиться перед начальством.
Проза Сорокина, неординарная и эксцентричная, дала постановочной команде театра широкое поле для фантазии. Зрителей ждет яркая комедийная история, где найдется место и хлесткой сатире, и грустной иронии, и целой череде абсурдных, трагикомических ситуаций.
В спектакле примут участие ведущие артисты театра Эстрады им. А. Райкина и приглашенные актеры петербургских театров.
В ролях: Александр Черкашин / Андрей Гульнев, Регина Щукина / Татьяна Калашникова, Пётр Дементьев, Роман Виноградов, Игорь Ярошевич, Юрий Михайлик, Алена Кухоткина / Анна Дворяненко, Мария Насырова / Анастасия Лазо.
Художественный руководитель Театра Эстрады Юрий Гальцев предстанет в главной роли – губернатора юбилейного края.
На заставке: фото Елены Агафоновой