1 мая, среда
15.00 Открытие выставки живописи к 10-летию Международного пленэрного проекта «Русская Атлантида» (Духовно-просветительский центр «Святодуховский» Александро-Невской лавры – наб. реки Монастырки, 1).
«Русская Атлантида» – это творческое движение художников-пейзажистов в России.
За 10 лет в проект было вовлечено более 1000 живописцев из 155 городов России и 28 городов 22 стран мира, проведено 120 пленэров в самых разных городах России, от Балтики до Байкала, практически по всем городам Золотого Кольца, на Кубани, в Новороссии и Крыму.
К участию в проекте привлекаются профессиональные художники на конкурсной основе. Базовая точка первого пленэра 2024 года – Санкт-Петербургская Свято-Троицкая Сергиева Приморская Мужская Пустынь. А всего на текущий пленэрный сезон подготовлено 20 городов в России: Санкт-Петербург, Стрельна, Суздаль, Старая Ладога, Осташков, Печоры, Старица, Раифа, Мещовск, Шамордино, Оптина Пустынь, Брянск, Луганск, Старочеркасск, Севастополь, Керчь, Славянск-на-Кубани, Елец, Касимов, Гороховец, а также впервые состоится пленэр в Беларуси, на Полоцкой земле.
19.00 «Классика: бриллианты эпох» – программа оркестра «MarimbaMix» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В первом отделении концерта прозвучит цикл «Времена года» Антонио Вивальди, состоящий из 4 концертов для скрипки с оркестром в оригинальной транскрипции для струнного оркестра, клавесина и мелодических ударных инструментов с использованием необычных звуковых эффектов.
Музыкальная часть, в соответствии с замыслом самого Антонио Вивальди будет сопровождаться сонетами, написанными самим композитором.
Сольную партию исполнит петербургская скрипачка, концертмейстер и солист оркестра музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Сандра Шиндер.
Во втором отделении прозвучит «Кармен-Сюита» Родиона Щедрина для струнного оркестра и сольных ударных инструментов.
2 мая, четверг
19.00 Показ документального фильма Иннокентия Иванова «Блокадная вера» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
«Блокадная вера» – это двухсерийный фильм, посвящённый жизни верующих различных конфессий в осаждённом Ленинграде. С уникальными архивными материалами и свидетельствами очевидцев познакомит гостей автор и режиссёр фильма, журналист и телеведущий Иннокентий Иванов.
В рамках лекции будет показана одна из серий фильма «Блокадная вера. Груда и миру». Она посвящена блокадным испытаниям католиков, иудеев, мусульман и буддистов. Голос фильма артист Иван Краско.
Регистрация на показ: https://manegespb.timepad.ru/event/2861202/.
19.00 300-й показ спектакля Театра Дождей «Поминальная молитва» (Молодёжный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
На Фонтанке состоится юбилейный 300-й показ спектакля Театра Дождей «Поминальная молитва». Постановка Натальи Никитиной идёт уже больше 20 лет и по праву может считаться лидером по продолжительности жизни среди всех постановок этой пьесы Григория Горина. Все 300 спектаклей сыграны при аншлагах.
«Поминальная молитва» – спектакль о настоящей большой любви, которая выше всего: национальностей, религии, материальных вещей. Его любят и смотрят люди разных вероисповеданий, социальных статусов и поколений.
Перед спектаклем в фойе на втором этаже состоится мастер-класс: все желающие смогут научиться еврейским народным танцам, в фотозоне можно будет сделать памятные фотографии, а также вытянуть из корзины волшебную записку с еврейскими поговорками или анекдотами.
19.00 Премьера документального фильма «Тайна мыса Анастасии» (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
Премьера документального фильма Александра Зарчикова о последних месяцах Второй мировой войны состоится в кинотеатре «Родина».
В основе сценария – книга камчатского писателя и журналиста Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан» и очерк сахалинского краеведа Александра Челнокова. Съёмки проходили на Сахалине, Камчатке, во Владивостоке, в Японском, Охотском и Беринговом морях. В работе над фильмом приняли участие историки, краеведы, кинематографисты и дайверы Дальнего Востока.
В ходе поисковых работ во время съёмок в проливе Лаперуза был найден затонувший японский военный (эскортный) корабль «CD112». Съёмочной группе удалось получить изображение корабля под водой.
20.00 Концерт к 150-летию со дня рождения Арнольда Шёнберга из абонемента «Филармония от “Сотворения мира”» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющий великие произведения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга, продолжится программой из сочинений Сергея Рахманинова и Арнольда Шёнберга, которые звучали в этом зале при участии авторов. На сцене – Заслуженный коллектив России под управлением петербургского дирижёра Анатолия Рыбалко, солист – петербургский пианист Мирослав Култышев.
В программе – единственная в наследии Арнольда Шёнберга симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» и знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова.
21.00 Органное шоу «Star Wars» (Планетарий № 1 – наб. Обводного канала, 74 Ц).
Легендарная музыка из киносаги «Звёздные войны» прозвучит на органе в Планетарии № 1. Мелодии, ставшие гимном нескольких поколений, виртуозное исполнение, видеоконтент на самом большом проекционном куполе в мире, тематические персонажи, атмосферный закадровый голос и множество других сюрпризов ждут зрителей в этот вечер.
3 мая, пятница
11.00 Начало работы выставки «История одной книги. Александр Блок. «Король на площади»» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка, посвящённая публикации пьесы «Король на площади», является продолжением выставочного проекта «История одной книги». Драму «Король на площади» А. А. Блок написал летом 1906 года. Впервые она была опубликована в апреле 1907 года в журнале «Золотое Руно». Через год, в феврале 1908 года, издательством «Шиповник» был выпущен сборник произведений Александра Блока «Лирические драмы». В него вошли «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка».
Пьеса «Король на площади», обозначенная Александром Блоком как «петербургская мистика», тесно связана с событиями Первой русской революции. Об этом говорил и сам автор в письме В. Я. Брюсову от 17 октября 1906 года: «… летом, когда я обдумывал план [драмы], я переживал сильное внутреннее “возмущение”. Вероятно, революция дохнула в меня…». Неслучайно и театральная цензура запретила пьесу, усмотрев в ней нежелательный политический смысл.
Центральный экспонат выставки – книга «Лирические драмы» с дарственной надписью Александра Блока В. Я. Брюсову от 29 февраля 1908 года – предстанет посетителям в окружении фотографий автора, владельца и коллекционера, а также иллюстраций Н. П. Дмитревского.
Многолетний выставочный проект «История одной книги» призван продемонстрировать уникальные издания из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга с автографами А. А. Блока, его современников и владельцев, корешки которых посетители могут видеть в обычные дни. Книги и журналы будут оцифрованы, в результате чего постепенно сформируется электронная библиотека редких изданий.
Выставка открыта до 23 июня.
19.00 Концерт импровизационной музыки коллектива Eastwest (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Eastwest – импровизационный проект из Санкт-Петербурга, представляющий сочетание традиционно противоположных музыкальных направлений – японского (два кото) и европейского (два контрабаса).
20.00 «Джаз и рок» – концерт абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Концерты во фраках и в джинсах», любимый и востребованный слушателем уже больше десяти лет, продолжится концертом «Джаз и рок». Наряду с композициями легендарной группы Pink Floyd в версии для симфонического оркестра прозвучат сочинения Николая Капустина – музыканта, в сочинениях которого джаз и академическая музыкальная традиция слились в неповторимом единстве.
На сцене – Академический симфонический оркестр под управлением петербургского дирижёра Александра Титова, солист – пианист Илья Папоян, ведущий абонемента – журналист и продюсер Александр Малич.
4 мая, суббота
19.00 Спектакль «Товарищ Кисляков» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
«Товарищ Кисляков» – четвертая работа Андрея Калинина в Александринском театре. В репертуаре театра его спектакли «Убийство Жан-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы под руководством господина де Сада» по пьесе Петера Вайса на Малой сцене Александринки, «Какая грусть, конец аллеи…» по пьесе Резо Габриадзе и «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака «Виктор, или Дети у власти», совместная постановка с главным режиссёром театра Николаем Рощиным на Новой сцене.
Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль – первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришелся на 1920-е годы.
«Товарищ Кисляков» – мрачноватая сатира, здесь мучительные размышления главного героя о своем положении, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне выпуклого, детального бытописания эпохи Москвы конца 1920-х, стремительно меняющейся, шумной, с новым укладом, коммунальным бытом, кухонными и семейными дрязгами и спорами о месте и предназначении интеллигенции, о том, может ли личность идти против массы.
Две сюжето- и смыслообразующие линии – метаморфозы интеллигента Кислякова, приспосабливающегося к новому времени и его вызовам, и любовный треугольник, внутри которого Ипполит Кисляков, его старинный друг Аркадий Незнамов и молодая жена друга, актриса Тамара – сходятся в финальной точке и разрешаются катастрофой.
Режиссёр в спектакле отказывается от несколько мелодраматического финала романа, переписывая его.
Открытие выставок: «Неожиданный взгляд», «Отцы и дети», «Мифологическая сюита» и «Пластическая мелодия» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открываются 4 новых выставки, представляющие знаковых мастеров Петербурга и блестяще демонстрирующие разнообразие и масштаб творческих поисков в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия.
Выставка «Неожиданный взгляд» приурочена к 90-летию со дня рождения легендарного скульптора-шестидесятника Константина Симуна (1934–2019), автора знаменитого памятника «Разорванное кольцо» (1966), ставшего символом подвига Ленинграда в дни блокады.
Экспонируемые произведения раскрывают новаторский творческий дух мастера, проявившийся в его искусстве еще в 1960-1970-е годы, в России, и получивший свое развитие в США, куда Симун переехал в 1988 году.
Помимо классических скульптур, на выставке представлен ряд никогда ранее не выставлявшихся экспериментальных работ мастера. Они раскрывают «закулисье» художественной мысли, размышления о действительности, облачённые порой в парадоксальные пластические формы.
На выставке представлено более 50 скульптур и арт-объектов.
Выставка «Мифологическая сюита» приурочена к 75-летию Татьяны Леоновой (род. 1949), известного петербургского графика, заявившего о себе ещё в 1980-е годы.
Очарованная античностью как источником вдохновения, она всегда смотрит на окружающее сквозь призму мифов, легенд и преданий прошлых веков. Именно поэтому мифологическая серия – одна из важнейших в творчестве автора.
Античные богини, боги, вакханки, музы, сатиры и кентавры даются на листе крупным планом. Их формы обобщены и монументальны. Вся пластическая идея подчинена отражению метафизической сущности мужского и женского начал в их противоборстве и единении. Сюжет всегда трансформируется в универсальное вневременное событие.
Даже Петербург воспринимается Татьяной Леоновой как носитель духа античности. Её графическая серия «Летний сад» с образами мраморных статуй богинь среди аллей знаменитого сада исполнена трепетного очарования и таинства преемственности исторических эпох.
В ветхозаветной серии, также представленной на выставке, в центре внимания Татьяны Леоновой – по-прежнему взаимодействие мужской и женской стихий. Однако здесь акцент переносится с плотских радостей античных героев на драму человеческих отношений, на противостояние добра и зла.
Портрет занимает особое место в творчестве художника и соединяется прочными нитями с основной темой её искусства – стремлением осмыслить природу человека. Портреты друзей, близких, знакомых и незнакомых людей, исторических личностей она пишет в основном по воображению, согласно сложившемуся в её сознании образу яркой индивидуальности со своими характерными чертами.
На выставке показано 45 графических произведений, выполненных сангиной, угольным карандашом, акварелью.
Выставка «Отцы и дети» познакомит со знаменитой династией Натаревичей и Вайнманов, представив искусство двух поколений творцов – трёх художников, талант которых раскрылся у каждого в своей области.
Старший, живописец Михаил Натаревич (1907–1979), входил в число ведущих мастеров, определивших облик ленинградской художественной школы конца 1950-х–1970-х годов, времени больших перемен и открытий. Его творческий «лексикон» являет собой продолжение и развитие новаторских исканий отечественных мастеров периода «оттепели». Представлены различные жанровые сцены и портреты 1960-1970-х годов – наиболее интересного и плодотворного периода его творчества.
Искусство его дочери, известного петербургского художника Елены Натаревич (род. 1946), – блестящий пример развития петербургских традиций графического мастерства. Лаконичные, изящные фигуры-знаки в представленных графических листах и коллажах Елены повествуют о неспешном течении жизни, о безбрежности прекрасного в обыденном. Экспозиция раскрывает все грани её искусства: демонстрируются портреты, пейзажи и тематические композиции.
К поколению «детей» на выставке относится и творчество выдающегося скульптора Дмитрия Вайнмана (род. 1946), свидетельствующее о переосмыслении традиций знаменитой «матвеевской школы» пластики, прославившей наш город. Зрителям представлены портреты деятелей культуры (Микеланджело, Пиросмани, Бетховена, Мандельштама и др.), отличающиеся психологической глубиной, целый ряд обнажённых моделей с их «мягкой» пластикой форм, рельефные композиции на библейские темы и произведения, связанные с театральными и цирковыми мотивами. В экспозиции – произведения 1980-2020-х годов, выполненные в керамике, дереве, камне и демонстрирующие широчайший спектр творческих возможностей автора.
Общее количество экспонатов на выставке – 150.
Выставка «Пластическая мелодия» открывает сезон экспозиций под открытым небом. Во дворе музея представлено искусство одного из самых ярких ленинградских скульпторов второй половины ХХ века, Льва Сморгона (род. 1929), в этом году справляющего своё 95-летие.
В экспозицию вошли скульптуры в камне 1990–2000-х: портреты и автопортреты, религиозные сцены и абстракции. В этом материале наиболее полно отразились главные достоинства стиля большого мастера: умение обобщать, подчеркнуть характерные детали в облике героев, создать выразительный силуэт и ритмически «выстроить» форму.
Частью экспозиции станут и детские игрушки, которыми Сморгон занимался с середины 1950-х и до начала 1970-х, сотрудничая с крупнейшими фабриками того времени. Игрушки экспонируются в витрине скульптурного фондохранилища, открытого для обозрения зрителям.
Выставка открыта до 20 июня.
5 мая, воскресенье
17.00 Специальный показ фильма «Святой архипелаг» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
«Святой архипелаг» – документальный фильм о жизни Соловецкого монастыря, ключевой точки в духовной географии России. Эти места отмечены историческими, культурными и духовными событиями, оставившими глубокий след в нашей истории и народной памяти. В картине затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви – вопросы, важные каждому человеку. Что есть духовная жизнь человека? Что есть религиозная традиция, и какое отражение она находит в современном мире? Содержание картины находится в гармонии с удивительными по красоте и масштабу съёмками. Фильм снят для большого экрана в формате 6К.
Отдельной темой является трагическая, лагерная история Соловков. Находясь на далекой окраине России, архипелаг волею судьбы стал одним из мощнейших символов русского духа.
19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра состоится концерт симфонического оркестра Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина «Северная симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело. Программу откроет симфоническая поэма Респиги «Фонтаны Рима». Далее в исполнении оркестра и солистки Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина Елизаветы Михайловой прозвучит Симфония № 1 «Иеремия» Бернстайна. Во втором отделении музыканты исполнят Симфонию № 3 Рахманинова.
19.00 Гала-концерт на льду «Любимые песни о главном» (Ледовый дворец – пр. Пятилеток, 1).
Марк Кондратюк, Елизавета Туктамышева, Пётр Гуменник, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Александра Степанова и Иван Букин, Екатерина Миронова и Евгений Устенко, Софья Самодурова и другие фигуристы-чемпионы примут участие в гала-концерте на льду. 5 мая в Ледовом дворце Санкт-Петербургский государственный ледовый театр представит гала-шоу «Любимые песни о главном» в постановке Ильи Авербуха, приуроченное к празднованию 1 мая и Дня Победы. Связанное единой линией музыкально-театрализованное действие, которое развернётся на импровизированной танцевальной площадке, станет настоящим путешествием во времени по любимым песням XX века. От Великой Победы, через 1950-е, 1960-е, 1970-е годы вплоть до начала 1990-х. Музыкальные темы традиционно исполнят звёздные певцы Москвы и Санкт-Петербурга.
В гала-шоу выступят не только молодые звёзды фигурного катания, но и участники прославленной «команды» Ильи Авербуха: Оксана Домнина и Максим Шабалин, Мария Петрова, Алексей и Полина Тихоновы, Албена Денкова и Максим Ставиский, Евгения Тарасова и Владимир Морозов, Артём Федорченко.
Отдельная радость для зрителей – видеть на льду Романа Костомарова. Каждое его выступление становится новой главой в современной «Повести о настоящем человеке». Олимпийский чемпион не останавливается на достигнутом и осваивает всё новые и новые высоты на пути к своей собственной победе.
Своё непревзойденное мастерство в танцах на льду покажут абсолютные чемпионы в этой дисциплине, блистательный дуэт Александра Жулина – Александра Степанова и Иван Букин. В постановке примут участие воспитанники Елены Масленниковой и Ильи Авербуха – Софья Шевченко и Андрей Ежлов, а также одна из самых перспективных спортивных пар Наталья Хабибуллина и Илья Княжук, подопечные тренера Сергея Доброскокова.
Акробаты Санкт-Петербургского ледового театра Анатолий Сластин и Григорий Забелло продемонстрируют своё экстремальное «мужское парное» катание с пирамидами, разными видами сальто, переворотами и «смертельным элементом» – сальто назад через товарища. А воздушные акробаты и одновременно фигуристы Валерия Лосева и Валерий Синицын поразят зрителей мгновенным переходом от ледовых поддержек к воздушным трюкам без страховки.
20.00 Концерт «Магия танго» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Программу «Магия танго» в Большом зале филармонии представляют итальянские музыканты Джанни Иорио, признанный журналом “Cuaderno de jazz” одним из трёх величайших бандонеонистов планеты, и Паскуале Стафано – пианист, композитор, аранжировщик, чьи записи высоко оценены крупными международными джазовыми изданиями. Музыканты исполнят как собственные композиции, так и танго мастеров – Карлоса Гарделя и Астора Пьяццоллы.
6 мая, понедельник
18.10 Лекция Антонины Наумовой «В.А. Теляковский и Александринский театр» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Театровед Антонина Наумова расскажет о выдающемся театральном деятеле Владимире Теляковском, на протяжении 16-ти лет занимавшем руководящую должность в Дирекции императорских театров, куда входил и Александринский театр. Теляковский вошел в историю как реформатор, способствовавший развитию режиссерской школы на императорской сцене – при нём свои постановки создавали А. А. Санин, В. Э. Мейерхольд, А. Н. Лаврентьев, А. Л. Загаров, Н. В. Петров и другие.
В лекции «В.А. Теляковский в Александринском театре» речь пойдет, в частности, о взаимоотношениях директора Императорских театров с Всеволодом Мейерхольдом, режиссером-новатором, создавшем уникальные театральные миры. Выбор темы для лекции не случаен, ведь сегодня Новая сцена Александринского театра носит имя Мастера, чтит его наследие, заложившее колоссальный фундамент для всего русского режиссерского театра XX века.
Антонина Наумова – театровед, лектор, магистрант РГИСИ (программа «Театрально-экспертная деятельность»), сотрудник Научной библиотеки им. М. Горького (Санкт-Петербургский государственный университет).
19.00 Показ спектакля «Сон смешного человека» в постановке творческой команды ArtMasters (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
История создания спектакля «Сон смешного человека» берёт своё начало на командных соревнованиях Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters в 2021 году. Молодой режиссёр из Новосибирска Кристина Звыкова и творческая команда талантливых финалистов Чемпионата впервые встретились на жеребьёвке командных соревнований и всего за пять дней создали эскиз будущего спектакля.
Каждый год Чемпионат ArtMasters объединяет своих финалистов в творческие команды по разным направлениям – театр, кино, музыка. Команды получают уникальную возможность создать авторский продукт, показать его в профессиональном сообществе представителей креативных индустрий и продвигать его как самостоятельную работу.
Творческая команда переосмысливает текст Достоевского, адаптируя его для современного зрителя. Спектакль поднимает вопросы, актуальные для молодого поколения сегодня. В спектакле использованы различные формы сценического существования – драматический и физический театр, перформативные практики, а также формат вербатима: в постановку включены рассказы реальных людей, переживших сложную жизненную ситуацию.
Вход бесплатный, необходима предварительная регистрация: https://ano-artmasters.timepad.ru/event/2865851/
19.30 Моноспектакль Леонида Таранова «Истории из чемодана» (Арт-кафе «Бродячая собака» – Итальянская ул., 4).
В своих «Афоризмах» Сергей Довлатов сказал: «Юмор – украшение нации». Моноспектакль «Истории из чемодана» по произведениям этого автора исполняет Леонид Таранов, знакомый зрителям по спектаклям «Нервные люди», «Сказ про Федота стрельца, удалого молодца», «Компромиссы», «Мертвые души», «Сатирикон», «Без предрассудков» и др.
В отличие от Зощенко герои у Сергея Довлатова – из совсем недавнего нашего времени. Их состав пёстрый: от председателя ленинградского горисполкома, скульптора, зачумленного редактора газеты до фарцовщиков, уголовника, работяг, солдат. Главный герой – сам автор, с его мягким юмором и непринужденной манерой общения с персонажами, участник комедийных абсурдных ситуаций. В спектакле использованы новеллы: «Креповые финские носки», «Номенклатурные полуботинки», «Приличный двубортный костюм», «Офицерский ремень».
7 мая, вторник
12.00 Выставка кукол и фотоматериалов «Стойкость. Вдохновение. Победа» и экскурсия «Театр Деммени в годы Великой Отечественной войны» (Санкт-Петербургский государственный театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
В экспозиции будут представлены фотографии выступлений артистов театра с творческими программами и спектаклем «Юный Фриц» перед солдатами на передовой ВОВ. Политическая сатира «Юный Фриц» была написана С. Я. Маршаком в 1942 году в соавторстве с Е. С. Деммени. Пьеса предназначалась для показа в военных фронтовых частях Красной Армии. Куклы и оформление спектакля были созданы художником-скульптором М. Я. Артюховой. Спектакль поставлен Е. С. Деммени с артистами его театра. Премьера была сыграна перед бойцами Центрального фронта в июне 1942 года.
Во время экскурсии будет показан фрагмент фронтового спектакля в исполнении артистов театра.
Куклы из легендарного спектакля «Юный Фриц» также представлены в экспозициях в Центральном выставочном зале «Манеж» и Государственном музее политической истории.
17.00 Показ спектакля «Нина» студии «Безусловного театра» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
В Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке пройдёт спектакль «Нина» по рассказу Кира Булычева «Можно попросить Нину?» студии «Безусловного театра».
В 1972 году Кир Булычев пишет необычный рассказ «Можно попросить Нину?», который имел первоначальное название «Телефонный разговор».
Взрослый человек Вадим Николаевич звонит своей знакомой, но ошибается не только номером, но и временем. На другом конце провода – 13-летняя девочка Нина. Она ждёт домой маму, не снимает с окон затемнение, не включает свет, топит голландку и очень хочет есть, потому что у неё за окном октябрь 1942 года.
Телефонные провода фантастическим образом проходят сквозь время и соединяют 1972 и 1942 года, мирный Ленинград с блокадным городом.
Как Нина может поверить в то, что нет войны, что взрослый мужчина может быть не на фронте, а в холодильнике много вкусной еды?
«Безусловный театр» поставил удивительно искренний и тонкий спектакль о том, как простой телефонный звонок может уничтожить расстояние и время, воскресить страшное военное прошлое и подарить светлую мечту о будущем. Это спектакль о человечности, без которой каждому из нас не выжить.
В спектакле звучат стихи Юнны Мориц, Роберта Рождественского, Юрия Воронова, Юрия Левитанского и других поэтов.
Студия «Безусловного театра» – это студия первого в России профессионального театра, артистами в котором являются исключительно люди с разными формами инвалидности. За 9 лет существования студия стала лауреатом многочисленных международных, всероссийских и городских фестивалей и форумов. На всех фестивалях артисты «Безусловного театра» были единственными, кто представлял людей с ограниченными возможностями, но это не помешало им занять первые места в своих номинациях. Театр награждён «Премией МИРа» в номинации «Искусство во имя мира».
Режиссёр – Майя Королева.
Звукорежиссёр – Светлана Лисова.
Художественный руководитель театра – Евгений Царев.
Вход на спектакль бесплатный, но необходима обязательная предварительная регистрация: https://sptl.timepad.ru/event/2863265/
19.00 Четвёртый концерт абонемента «Александр Невский и ратная история Руси» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Четвёртый концерт абонемента «Александр Невский и ратная история Руси» будет посвящён беспримерному подвигу нашего народа, вынесшего невероятные тяготы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и спасшего мир от фашизма. Хор и Симфонический оркестр Капеллы представят программу «Песни военных лет и стихи фронтовых поэтов».
19.00 Гастроли балетной труппы Большого театра России (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В Мариинском театре открывается новая серия гастрольных спектаклей Большого театра России. В этот раз московская труппа покажет в Петербурге два балета (последние обменные балетные гастроли театров проходили в марте 2003 года).
Петербуржцам представят «Спартак» Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича и оформлении Симона Вирсаладзе (7, 8 и 9 мая) – этот спектакль был показан в Ленинграде лишь в 1976 году.
Другая жемчужина гастрольной афиши – «Драгоценности» на музыку Форе, Стравинского и Чайковского в постановке Джорджа Баланчина. Всего состоится пять показов: 10, 11 (в 12.00 и 19.00) и 12 мая (в 12.00 и 19.00).
8 мая, среда
15.00 Концерт «Праздник со слезами на глазах», посвящённый 79-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Накануне Дня Великой Победы ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда по традиции будут чествовать в БКЗ «Октябрьский». 8 мая в 15.00 состоится театрализованный концерт «Праздник со слезами на глазах». Историю о пути советского народа к победе расскажет очевидец – ребёнок войны. В постановке примут участие Георгий Штиль и Василий Герелло, Зара, Григорий Чернецов и Ансамбль песни и пляски Ленинградского Военного округа.
17.00 Творческий вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
9 мая исполняется 100 лет со дня рождения Булата Шалвовича Окуджавы, советского и российского поэта, прозаика, сценариста, певца, барда, композитора.
Музейно-выставочный центр подготовил к знаменательной дате концерт – творческий вечер, посвящённый памяти Булата Окуджавы. В первом отделении выступит актёр театра и кино Олег Харитонов. Во втором посетителей ждёт выступление российской певицы Жанны Бичевской.
Вход на концерт свободный.
19.30 Моноспектакль «Блокадный дневник Александринки» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
В годы блокады Ленинграда Александринский театр стал домом для более чем 200 человек. Среди них были и сотрудники театра, по разным причинам не уехавшие в эвакуацию. Руководил блокадной жизнью театра назначенный комендантом здания и начальником штаба МПВО – артист Николай Владимирович Левицкий.
На основе его сохранившихся записей, документов из архивов Александринского театра и Театра музыкальной комедии, воспоминаний актёров и документальных свидетельств о блокаде Ленинграда авторы спектакля создали блокадный дневник, который мог бы вести Николай Владимирович Левицкий. Это правдивый рассказ о трагическом времени, о жизни в театре, ставшем общежитием и бомбоубежищем.
9 мая, четверг
Аудиопроект «Музыка военной поры» (https://spb-orchestra.ru/muzyka-voennoj-pory/).
Нынешний год – знаменательный для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра и для культурной жизни Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и главный дирижёр СПб ГАСО Александр Титов отмечает 70-летний юбилей.
Одним из важнейших проектов в череде праздничных мероприятий, посвящённых юбилею Маэстро, станет презентация грандиозного аудиопроекта «Музыка военной поры», которому нет аналогов в музыкальном мире. Проект, созданный по инициативе Александра Титова, представляет собой серию записей сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны. Эту антологию можно назвать бесценным документом, «музыкальной летописью» эпохи. Масштабы проекта по-настоящему впечатляют: с 2008 года записаны 23 диска, последний из которых – с музыкой Арама Хачатуряна, а общее количество записей в перспективе может составить не менее 100.
В День Победы, 9 мая, уникальная аудиобиблиотека «Музыка военной поры» будет впервые открыта для прослушивания на официальном сайте оркестра.
Александр Титов: «Очень важно, что в рамках серии звучит музыка действительно высокой пробы, возрождаются композиторские имена, по ряду причин не пробившиеся «на передовую» отечественного искусства и практически не появляющиеся в современной концертной афише. Это Лев Книппер и Орест Евлахов, Александр Мосолов и Гавриил Попов, Юрий Кочуров, Виссарион Шебалин, Владимир Щербачёв, Леонид Половинкин и многие другие».
Целому ряду записей, вошедших в серию, предшествовала большая архивная, исследовательская, издательская работа: поиск партитур, их оцифровка, а в некоторых случаях – восстановление, редактура и оркестровка нотного текста. Многие произведения до сих пор безмолвно скрыты в архивах и ещё ждут своих исполнителей, слушателей и исследователей, поэтому работа над проектом не прерывается и будет продолжаться.
В рамках серии «Музыка военной поры» записаны также и общепризнанные шедевры, созданные в годы войны: Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, Пятая симфония Сергея Прокофьева, Концерт для голоса с оркестром Рейнгольда Глиэра и другие известные сочинения.
Все записи осуществлены Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова. В числе солистов – виолончелисты Дмитрий Хрычёв и Дмитрий Ерёмин, скрипач Михаил Крутик, кларнетист Александр Васильев, певицы Олеся Петрова, Ольга Трифонова, Ольга Кондина, певцы Борис Степанов, Андрей Славный, Борис Пинхасович, в записях участвовал также Камерный хор Смольного собора (ныне Концертный хор Санкт-Петербурга).
С каталогом аудиозаписей и подробностями проекта можно ознакомиться на официальном сайте оркестра: https://spb-orchestra.ru/muzyka-voennoj-pory/ и в социальных сетях СПб ГАСО. Последующие записи будут постепенно выкладываться на сайте оркестра.
14.00 «Этих дней не смолкнет слава» – праздничный концерт оркестра «Северная симфония» (Дом офицеров Западного военного округа – Литейный пр., 20).
Каждый год Великой Отечественной войны оставил после себя отголоски, звучащие в мелодиях, песнях, симфониях. Одни доносятся до нас радостью выигранных сражений, другие – горечью утрат. История войны в музыке на сцене Дома офицеров будет представлена в рамках двух концертов «Этих дней не смолкнет слава», которые состоятся 9 мая в 14.00 и 17.00. В этот день прозвучат любимые многими поколениями песни о войне – музыка Блантера, Соловьёва-Седого, Френкеля, Тухманова, Пахмутовой. В концерте примут участие симфонический оркестр «Северная симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело, солисты и хор Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. Главный хормейстер – Лев Дунаев. Ответственный концертмейстер — Ирина Теплякова.
15.00 Праздничный концерт «Песни, победившие войну», посвящённый Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (Дворцовая площадь).
На Дворцовой площади состоится праздничный концерт «Песни, победившие войну». В программе примут участие авторы-исполнители и творческие коллективы, которые неоднократно посещали с творческими выступлениями военнослужащих на передовой СВО: группа «Джанго», группа «Декабрь», артист Виталий Аксенов и другие. Также жителей и гостей города с праздником поздравят артистки Зара и Ольга Кормухина, артисты Григорий Чернецов, Василий Герелло и Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа. В исполнении артистов и музыкальных коллективов города прозвучат популярные мелодии и песни военных лет.
15.00 Экскурсия «Фонтанный Дом. Война. Блокада» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Участники узнают о том, как трагические события начала 1940-х годов отразились в судьбе Фонтанного Дома и его обитателей. В этом доме Анна Ахматова встретила начало Второй мировой войны, здесь ею были созданы пронзительные стихи из цикла «В сороковом году». Отсюда, вместе с другими жильцами, спускалась во время воздушных тревог в вырытые в Шереметевском саду щели и слушала «драконий рёв» летящих бомб. Сюда вернулась в 1944 году из эвакуации, а за окнами был «страшный призрак», «притворяющийся» её городом… Вещи – символы времени – ленинградский метроном, репродуктор, детские саночки усилят ощущение подлинности событий, а стихи Ахматовой о войне и блокаде представят их в поэтическом измерении.
18.00 Показ спектакля «Мы помним, мы гордимся», приуроченный ко Дню Победы (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Творческая «агитбригада» студентов Российского государственного института сценических искусств вместе с коллегами из музыкального училища имени Римского-Корсакова создали программу, жанр которой охарактеризовали сочинением ко Дню Победы. В неё вошли музыкальные и хореографические номера, песни военных лет, воспоминания и стихи о тех днях и о Великой Победе.
Режиссёр – Максим Михайлов.
19.00 Концертное исполнение оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», приуроченное ко Дню Победы (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Кирилл Молчанов (1922–1982) – автор восьми опер (среди них «Каменный цветок» по Павлу Бажову, «Ромео, Джульетта и тьма» по повести Яна Отченашека, «Неизвестный солдат»), балетов «Три карты» и «Макбет», фортепианных пьес, вокальных циклов, музыки к десятку фильмов (в их числе «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживем до понедельника»), к тридцати драматическим спектаклям.
Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы Молчанова. 9 мая она прозвучит в концертном исполнении в Концертном зале Мариинского театра.
10 мая, пятница
Санкт-Петербургский праздник корюшки (Заячий остров, берег Кронверкского пролива).
Корюшка – одна из главных промысловых рыб Невы, Финского залива и Ладожского озера. Она известна с XIV–XV веков. Специфический «огуречный» её запах характерен для весеннего Петербурга, когда рыбу продают прямо на улицах города.
С 2003 года корюшка стала одним из туристических брендов Санкт-Петербурга. Праздник корюшки ежегодно проводится в Санкт-Петербурге и уже несколько лет в Петропавловской крепости.
В этом году праздник пройдёт 10 и 11 мая. В программе: шоу барабанщиц; акции «Невская рыбка», «Зарыбление» по выпуску мальков ценных пород рыб в реку; спортивная и интерактивная программы «Плетём сети», вяжем узлы на скорость и т.д.; конкурс на лучшее рыбное блюдо.
Для любознательных на площадке мероприятия будет работать бесплатный кинолекторий, где можно будет увидеть киноленты, принимавшие участие в фестивале морских и приключенческих фильмов «Море зовёт!».
На сцене в течение двух дней будут выступать детские и профессиональные коллективы, сольные исполнители. Будут организованы конкурсы, викторины, акции. Пройдёт Ярмарка морских профессий и церемония открытия десятого Морского фестиваля «МОРФЕСТ».
Вход свободный.
18.00 «Созвездие» – концерт призёров Международного конкурса «Актёрское мастерство языком пластики» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Самые яркие решения и последние тенденции пластических направлений в театре, джаз и балет, хип-хоп и контемпорари, степ и фехтование на одной сцене – такое возможно увидеть всего один раз в год на фестивале международного пластического конкурса «Актёрское мастерство языком пластики». В этом году зал Учебного театра не смог вместить всех желающих, и по многочисленным просьбам зрителей организаторы фестиваля представят ещё один концерт, участниками которого станет звёздный состав призеров конкурса.
Зрителя ждёт не только яркий калейдоскоп из номеров по сценическому движению, фехтованию и танцу, но и невероятный заряд эмоций и энергетики, который способны подарить только юные горящие своим делом творцы.
В концерте примут участие студенты актёрских мастерских Российского государственного института сценических искусств под руководством: Л. А. Додина, М. А. Султаниязова, Я. М. Туминой, М. К. Ласкари и другие.
Режиссёр – Светлана Ваганова.
11 мая, суббота
19.00 Открытие музыкального фестиваля ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна 2024» (Дом композиторов, Дубовый зал – ул. Большая Морская, 45).
Концерт проходит в рамках Фестиваля музыки ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна 2024». Этот проект продолжает традиции фестиваля, задуманного А. П. Петровым в 1965 году, и одновременно представляет из себя «перезагрузку» полувекового формата «Весны». Задача организаторов – привлечь внимание слушателей к феномену культурной трансформации Ленинграда в Санкт-Петербург через музыку современных композиторов.
Опыт проживания в коммунальной квартире остается с человеком на всю жизнь. Люди разных социальных слоев, уровней образования, мировоззрений и национальностей, волею судеб проживают вместе. Вместе – это значит праздники, конфликты, невзгоды и радости ты разделяешь со всеми. Уединение в коммуналке – непозволительная роскошь. Причем здесь композиторы, помимо того, что многие из них до сих пор проживают в коммуналках? Очень причем, так как большинство концертов современной музыки представляют из себя «коммуналки». Прозвучать хотят все авторы. Так и выходит, что на одной «музыкальной кухне – концерте» собираются минималисты, традиционалисты и много-много разных «истов». И нет ничего увлекательнее, чем наблюдать за этим музыкальным «пиршеством духа», где из микса разных композиторских техник рождается «новая музыка».
Программа:
I отделение:
А. Крашенинников. «Сцена в спальне».
Исполнители: А. Крашенинников (скрипка), М. Гончар (виолончель).
Г. Федоров. «Утренняя очередь» для кларнета, флейты и фортепиано.
Исполнители: Александр Осколков (кларнет), Татьяна Резетдинова (флейта), Николай Мажара (фортепиано).
А. Габибова. «302-бис» для вокального ансамбля.
Исполнители: Воропаева Арина, Колокольцев Давид, Мельчакова Екатерина, Рахматулина Анна, Рогозкина Юлия, Самсонова Ирина, Середников Даниил, Сингх Игорь, Сорокина Станислава.
Художественный руководитель – Сабина Копытина.
И. Остромогильский. «Иллюзии и реальность» для балалайки и фортепиано. Исполнители: Константин Зелигер (фортепиано), Денис Пенюгин (балалайка).
А. Следин. «В моем окне». Слова Н. Заболоцкого.
Исполнители: Александр Следин (вокал), Ленар Айкаев (скрипка), Анна Колобова (альт), Дмитрий Сатушев (виолончель), Станислав Воронцовский (фортепиано).
В. Плешак. Номер из оратории «Страсти по Советскому Союзу» на стихи Евгения Евтушенко «Плач по коммунальной квартире».
Исполнители: Виктор Плешак (фортепиано), Дарья Сертукова (вокал), Ольга Харлапанова (вокал), Михаил Шамоян (вокал), Алексей Полоскин (вокал).
II отделение
О. Озерская. «Космическое путешествие» в трех частях для соло кларнета.
Исполнитель: Евгений Федорков (кларнет).
И. Цеслюкевич. «Страшные песни для маленьких детей». Слова народные.
Исполнители: Музыкальный Театр Детей Марины Ланда. Партия фортепиано – Юлия Олонцева.
Е. Иванова-Блинова. «Доминанты» для сопрано и фортепиано на стихи В. Балыкова.
Исполнители: Александра Зарянкина (вокал), Е. Иванова-Блинова (фортепиано).
Л. Десятников. «Вариации на обретение жилища» для виолончели и фортепиано.
Исполнители: Иветта Шевелева (виолончель), Николай Мажара (фортепиано).
А. Радвилович. «Потерянное послание» для гобоя, виолончели и фортепиано.
Исполнители: Иветта Шевелева (виолончель), Герман Бюллер (гобой), Николай Мажара (фортепиано).
20.00 Общедоступный концерт Оркестра штаба Ленинградского военного округа, посвящённый Дню Победы (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Оркестр штаба Ленинградского военного округа под управлением дирижёров Григория Велько и Павла Гернеца исполнит в Большом зале филармонии шедевры русской классики, от Глинки до Чайковского. Участие в концерте примут звёзды академической сцены, солистка Михайловского театра, меццо-сопрано Олеся Петрова и солист Мариинского театра, баритон Евгений Никитин.
12 мая, воскресенье
19.00 Спектакль «Самойлов. Цыгановы» (Где Театр – Арсенальная наб., 1).
«А что такое жизнь? – минута». Это рассказ о широкой и яркой судьбе простого человека, о его деревне, исчезнувшей безвозвратно. Через строчки Давида Самойлова спектакль предлагает окунуться в воспоминания о полнозвучном детстве, малой родине и задаться простыми вопросами, на которые совсем нелегко найти ответ. «Это гармоничный и изобильный мир больших и правильных людей. Мир, в котором всякая вещь или всякое действие равны своей идеальной сути».
Режиссёр: Анастасия Тарарина совместно с выпускниками курса А. М. Зеланда.
Действующие лица и исполнители: Полина Левонцова, Дарина Смирнова, Евгений Аршинов, Дмитрий Рыжов, Светлана Терехова, Кристина Зайбел, Виктория Франке, Дмитрий Терехов, Михаил Подбельский, Всеволод Коцарев, Полина Липай, Артём Антипов.
19.00 «Ленинградский бестиарий». Концерт музыки композиторов – студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (Дом композиторов, Дубовый зал – ул. Большая Морская, 45).
Концерт проходит в рамках Фестиваля музыки ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна 2024». Концертная программа «Ленинградский бестиарий» воплощает в себе разнообразие животного мира и его взаимодействие с городской суетой. Музыка наполнена энергией и яркостью, отражая внутренний мир каждого зверя, плененного в музыкальные аккорды.
Программа:
I отделение
Алиса Духовлинова. «Брачный танец для японской рыбы» (премьера). Исполняет автор.
Ольга Пивоварова. «Голоса предков» для двух виолончелей. Исполнители: Маргарита Федосеева (виолончель), Вероника Суханова (виолончель).
Дмитрий Лягин. «Четыре мелодекламации» на стихи Д. Хармса. Исполнители: Дмитрий Лягин (вокал), Эрика Фурманова (фортепиано).
Амина Усманова. Баллада «Распутин» (премьера). Исполнители: Кирилл Лозакович (вокал), Александра Ярыгина (флейта), Ионна Зубенко (гусли), Владислав Немцов (виолончель).
Максим Бушуев. Соната для скрипки и фортепиано, I часть. Исполнители: Мариам Гоциридзе (скрипка), Александра Листова (фортепиано).
Линь Цзяцзе. «Dionysus» для большого ансамбля. Исполнители: Арина Киселёва (пикколо и флейта), Артём Полюга (кларнет и бас-кларнет), Иван Демченко (труба), Павел Макаров (тромбон), Андрей Тарануха (ударные), Екатерина Виноградова (баян).
Дирижёр – Александр Фирсов.
II отделение
Константин Степанов. «Раек Паллада» (избранные картины камерной оперы).
I. Вступление;
II. Немецкое море и фрегат «Паллада»;
V. Мыс Доброй Надежды;
VI. Муки любви и ревматизма Гончарова.
Исполнители: Яна Четверикова (флейта), Константин Родионов (кларнет), Александра Листова (фортепиано), Мариам Гоциридзе (скрипка), Маргарита Федосеева (виолончель), Андрей Тарануха (ударные), Альбина Хуснутдинова(вокал), Кирилл Лозакович (вокал), Константин Степанов (вокал).
Дирижёр – Александр Фирсов.
Видео Егора Астапченко и Константина Степанова.
Карина Нестерук. «Серафим» для подготовленной виолончели.
Исполняет: солистка АНМ Дарья Луценко (виолончель).
Алексей Тарасов. «Коты» для фортепиано и электроники (синтезатор). Премьера. Исполняет автор.
Рузия Калимуллина. «Alessitimia» для струнного квартета. Исполнители: Ольга Пивоварова (скрипка), Павел Мезенцев (скрипка), Светлана Спасюк (альт), Дарья Луценко (виолончель).
Алексей Марченко. «Красная книга животных России» (избранные номера).
«Пара шилоклювок», «Обыкновенные тритончики Ланца», «Даурские ежи», «Морская минога», «Утка мандаринка и стая красных волков».
Исполнители: Яна Четверикова (флейта), Николь Лансере (гобой), Константин Родионов (кларнет), Александра Листова (фортепиано), Павел Мезенцев, Ольга Пивоварова (скрипка), Светлана Спасюк (альт), Артемий Ильяшевич (виолончель), Виктор Хаецкий (контрабас).
Дирижёр – Александр Фирсов.
Алексей Боловлёнков. «О вечной розе» (номер из спектакля «67/3. Один день из жизни трёх композиторов», проект Mader nort).
Исполнители: Алексей Боловлёнков (вокал и фортепиано), Дмитрий Касаткин, Зохраб Панахов (вокал).
Регистрация: https://soyuz-kompozitorov-spb.timepad.ru/event/2862798/
13 мая, понедельник
Открытие фестиваля «Виват, кино России!»
Фестиваль «Виват кино России!» появился в 1993 году как площадка, на которой любители отечественного кинематографа могли познакомиться с новыми фильмами, именами и веяниями, определявшими российское кино тех лет. Постепенно фестиваль разросся в заметное культурное событие, во многом определяющее современный кинематографический ландшафт Петербурга.
За время своего существования фестиваль сформировал собственную, ни с чем не сравнимую философию, которая делает этот кинопраздник поистине уникальным, а также представил горожанам более четырёхсот новых фильмов, показал более ста различных ретроспективных программ, посвященных творчеству выдающихся российских актеров и режиссеров.
Мероприятия фестиваля посетило свыше 1 130000 зрителей. Благодаря масштабу и популярности среди широкого круга зрителей, а главное – высокой творческой планке, фестиваль «Виват кино России!» стал одной из наиболее заметных культурных традиций Петербурга.
В этом году основные показы фильмов конкурсной программы с представлением картин творческими группами будут проходить в киноцентре «Родина» (Караванная, 12). Дополнительные показы фильмов конкурсной программы традиционно пройдут в кинотеатрах «Дружба» и «Заневский».
Вход на все показы фестиваля свободный.
Подробная информация о фестивале: vivatkinorussia.ru
Фестиваль продлится до 17 мая.
14 мая, вторник
19.00 Спектакль «Башлачев. Человек поющий» (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10/12).
Первый спектакль поэтической трилогии, посвященной русским поэтам XX века.
В узком пространстве малой сцены, максимально близко к публике, молодые актеры, фактически ровесники Александра Башлачева, поют и читают его стихи, из слов и ритма создавая на сцене образы знакомых героев. Русские люди во всей их лихости, неприкаянности и сердечности, со своей болью и надрывом предстают перед сегодняшним зрителем, погруженным в суету своих дел и забот. Постепенно из многоголосья прорывается тема Поэта, который не готов и не станет подчиняться давящим обстоятельствам, для которого главная ценность – свобода. Руслан Кудашов открывает зрителю Башлачева как трагического поэта, творчество которого не утратило глубины и актуальности.
19:00 Концерт «Джаз в квадрате» в рамках Фестиваля музыки ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна 2024» (Дом композиторов, Дубовый зал – ул. Большая Морская, 45).
Современный джаз – это всегда эмоциональный всплеск, так как сами музыканты
находятся на пути открытия нового и эксклюзивного. Благодаря популярным и
новейшим музыкальным направлениям, джаз становится разнообразнее и приобретает
иное звучание. В своей программе Петербургский Джазовый Оркестр представит
произведения советских и современных композиторов в уникальном прочтении.
Поскольку отличительной чертой оркестра является использование различных
музыкальных стилей, зрителям будет представлена яркая и динамичная программа,
которая придется по душе каждому искушённому джазом слушателю. Джаз – это
экспрессия!
Программа:
I отделение
Б. Саруханян. Freckles;
А. Петров. Песня о друге;
Б. Саруханян. Ritmos Frescos;
В. Гамалия. Город Влюблённых Людей;
Б. Саруханян. Арцах;
В. Лебедев. «Верный друг», «Разлука», «Дороги любви»;
А. Петров. Голубые Города.
II отделение
Б. Саруханян. Unstable Time;
А. Бабаджанян. Не спеши;
Б. Саруханян. Secret Love;
А. Кальварский. Филин;
А. Петров. Песня Рыбака;
И. Бутман. Ностальгия;
Б. Саруханян. New Generation.
Регистрация: https://soyuz-kompozitorov-spb.timepad.ru/event/2862805/
15 мая, среда
Торжественное открытие фестиваля «Петербург. Пространство Пушкина» (Молодёжный театр на Фонтанке – наб. реки Фонтанки, 114).
С 15 мая по 15 июня Молодежный театр на Фонтанке и Театральная библиотека проведут масштабный городской фестиваль «Петербург. Пространство Пушкина», посвященный 225-летию со дня рождения поэта. В фестивале примут участие более 50 учреждений культуры города (театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, архивы), свыше 130 мероприятий пройдут во всех районах города. Зрителей ждут спектакли, лекции, выставки, музейные представления, кинопоказы, квесты, экскурсии и т.д.
У петербуржцев есть привилегия – жить в пространстве, тесно связанным с именем А.С. Пушкина, постигать его на протяжении всей жизни, передавать знания о Пушкине собственным детям, приводить на спектакли в театр, гулять по пушкинским местам в городе. Петербуржцы живут в пространстве Пушкина географически и ментально. И вместе с тем у каждого есть свое «пушкинское пространство», свое представление о нем самом и его героях. Открытие фестиваля, в котором примут участие артисты Молодежного театра и других театров города, погрузит в атмосферу пушкинского времени. Будет представлена программа фестиваля, которая поможет определить, что в творчестве поэта интересно каждому из зрителей.
19.00 Спектакль «Три сестры» (Учебный театр На Моховой – ул. Моховая, 35).
«Три сестры» – дебют на большой сцене для студентов мастерской профессора Ю.М. Красовского. Выбор мастера курса, более сорока лет преподающего в институте на Моховой, понятен – русская классика, безусловно, лучшая основа для воспитания молодых актеров.
Новаторство Антона Павловича Чехова-драматурга состояло в отказе от классической, насыщенной событиями драматической интриги. Он управляет действием, опираясь на незначительные детали, ремарки, паузы. Анализируя устройство «Трех сестер», Немирович-Данченко вводит понятие «подводное течение». В мире «Трех сестер» ничего не происходит, но все меняется: мастерство автора заключается в том, чтобы показать, «какие пустяки, какие глупые мелочи иногда приобретают в жизни значение».
Для создателей спектакля в этой постановке происходит театральное осмысление чеховского мира в контексте сегодняшнего дня. Лейтмотив – культура, уходящая из общества. Зрителю предстоит по-новому взглянуть на давно знакомых героев А.П. Чехова, пережить вместе с ними их трагедии и почувствовать контраст между их миром и сегодняшней реальностью.
Спектакль идет с 1 антрактом.
19.00 Спектакль по роману Д. Данилова «Саша, привет!» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4 Т).
Спектакль идет в пространстве «91 комната» в рамках проекта «Экспериментальная сцена. Плюс».
Прозаик и драматург Дмитрий Данилов известен по его пьесам «Сережа очень тупой», «Свидетельские показания» и «Человек из Подольска», которые были поставлены разными театрами страны.
Эта история создана в лучших традициях мирового фантастического жанра и социального гротеска, начиная с его первопроходцев Франсуа Рабле, Джонатана Свифта, и до мастеров двадцатого века, таких, как Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли, Евгений Замятин, братья Стругацкие. Это тот самый случай, когда фантазия создается для того, чтобы как можно ярче высветить реальность. Cпектакль создан для тех, кто любит сложный, интеллектуальный театр. Перед зрителями предстанет фантасмагория, воображаемое путешествие в будущее (2028год).
В этом жанре нет смысла пересказывать сюжет. Можно сказать лишь одно: Саша – не человек, а Пулемет, орудие исполнения наказания. «Саша, привет!» – каждый день кричит осужденный. Тех, кто придет на спектакль, до конца не отпустит интрига: заговорит ли Саша в ответ?
20.00 Концерт Ленинградский пломбир». Открытие фестиваля музыки ленинградских-петербургских композиторов «Ленинградская музыкальная весна 2024» (Филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул, 2).
Талантливая современная музыка ассоциируется со свежестью, с холодным, ярким, обволакивающим вкусом мороженого. Да, все композиторы, чья музыка звучит в программе «Ленинградский пломбир», обожали мороженое. Да, музыка – это «духовная пища». Но связи с кулинарным искусством у композиторов имеют давнюю традицию. Вспомним хотя бы Дж. Россини: «Желудок – дирижёр, который руководит оркестром наших страстей и приводит их в действие. Еда, любовь, пение и пищеварение – вот поистине четыре акта оперы, которая называется жизнь и которая исчезает как пена от шампанского». Современная музыка – это не десерт, но как хочется, чтобы среди хаоса диссонансов и до-мажорных аккордов прозвучала «свежая интонация», и мы почувствовали ностальгию-воспоминание – вкус из детства, которое уже никогда не вернется.
Программа:
I отделение
А. Петров. «Фанфары»;
Б. Тищенко. Симфония № 8 Op. 149;
С. Слонимский. Концерт «Весенний» для скрипки с оркестром. Исполнитель: Михаил Крутик (скрипка).
II отделение
С. Лаврова. «Криоген». Премьера;
А. Танонов. Концерт для фортепиано и симфонического оркестра. Исполнитель: Николай Мажара (фортепиано).
На заставке использована фотография Анастасии Сенько