1 октября, воскресенье
18.00 Первый международный кинофестиваль независимого женского кино «Мир глазами женщин» (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
C 1 по 8 октября в Петербурге пройдет Первый международный кинофестиваль независимого женского кино «Мир глазами женщин».
В программе – фильмы, которые были представлены на мировых международных фестивалях, таких, как Sundance, TIFF, SxSW, Каннский, Венецианский Берлинский, Роттердамский кинофестивали, Трайбека, Локарно и другие смотры категории А. Каждый показ будет сопровождаться Q&A с экспертами, кинокритиками и создателями ленты.
Откроет смотр фильм Ребекки Злотовски «Грани любви», участник основного конкурса 79-го Венецианского МКФ. Картина повествует о школьной учительнице Рэйчел, у которой начинается роман с мужчиной, имеющим 4-х летнюю дочь от первого брака. Своих детей у главной героини нет, и перед ней встает проблема не только готовности к материнству, а еще и принятия чужого ребенка. Кроме того, в жизнь Рэйчел вместе с девочкой входит ее биологическая мать и бывшая ее нового возлюбленного. Главную роль исполнила популярная французская актриса Виржиния Эфира. В фильме также снимались Рошди Зем и Кьяра Мастроянни.
Также в программе: «Клетка ищет птицу» (Россия, Франция, реж. Малика Мусаева), «Один маленький ночной секрет» (Россия, реж. Наталия Мещанинова), «Необъятность» (Франция, Италия, реж. Эмануэле Криалезе).
Все фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
19.00 Концерт вокальной музыки «Отчаявшаяся Русь» (Белый зал Шереметевского дворца – Музея музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
«Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь?» – эти строки стихотворения Сергея Есенина стали эпиграфом к концерту, который пройдет в «музейном» формате. Перед началом и сразу по окончании концерта в Белом зале можно будет увидеть выставку рисунков петербургской художницы Анны Ашировой к сочинениям, которые прозвучат в этот вечер: вокальному циклу Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса и поэме Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи Сергея Есенина.
Два философских музыкальных шедевра затрагивают извечные темы человеческого бытия – вопросы жизни и смерти, любви и предательства, неумолимого бега времени, пути и предназначения человека, необъятности и непостижимости мироздания.
В концерте принимают участие: Артём Арутюнов – тенор, Даниил Казаков – баритон, Вероника Солнцева – фортепиано.
Вступительное слово и комментарий: кандидат искусствоведения, музыковед Елена Грумад.
2 октября, понедельник
Начало работы выставки «Швейцарский поход. 220 лет спустя» (Библиотека «Семёновская» – Московский пр., 50/42).
В 2019 году, ознаменовавшемся 220-летием перехода русской армии через Альпы, Суворовский музей стал соучредителем уникального проекта – «Швейцарский поход – Suvorov 220». В поход выступило 39 человек в историческом обмундировании (мушкетеры Милорадовича, егеря Багратиона и донской казак), съемочная группа и священник. Это были люди со всей России, из-за рубежа, представители различных профессий, но всех их, столь разных, объединяли любовь к истории и желание проверить себя.
Весь маршрут с фотоаппаратами прошла съемочная группа во главе с «обер-оператором» М. А. Евстратовым. Именно их фотографии составили настоящую выставку, рассказывающую не только о ярком проекте, но и об исторических событиях, которым был посвящен поход «Суворов 220».
18 октября в 18.30 в рамках выставки пройдет лекция историка, заместителя директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова Александра Николаевича Лукирского.
Вход свободный.
19.00 Открытие фестиваля современной музыки «Петербургские дожди» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Союз композиторов Санкт-Петербурга учредил фестиваль современной музыки «Петербургские дожди», который пройдет впервые со 2 по 17 октября на ведущих концертных площадках Северной столицы.
Откроется фестиваль в Академической капелле концертом «Заклятие солнца», который получил свое название от одноименной партитуры Леонида Резетдинова – концертной фантазии для кларнета и симфонического оркестра. Обращение к солнцу, как к воплощению сил света и добра, пронизывает всю программу этого вечера – мировые премьеры Николая Мажары и Александра Изосимова, а также масштабную ЧЕХОВЪ–симфонию Александра Радвиловича. Партитуры петербургских композиторов прозвучат в исполнении Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова.
За восемь концертных программ фестиваль представит сочинения более чем полсотни авторов России. В программе музыка самых разных жанров – от хоровой, фортепианной и камерной до народной и электронной. Завершится фестиваль в театре ЛДМ «Новая сцена» программой саундтреков, номеров из мюзиклов, эстрадных песен и романсов авторов разных поколений.
20.00 Концерт в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В Большом зале Петербургской филармонии выступит немецкий дирижер Лео Кремер: под его управлением прозвучит монументальная оратория Йозефа Гайдна «Сотворение мира» – позднее сочинение великого композитора. Ораторию исполнят Камерный оркестр Заслуженного коллектива России и Хор Михайловского театра. Солистами станут певцы, артисты ведущих российских театров – сопрано Анна Денисова и Елизавета Свешникова, тенор Александр Тимченко, баритон Иван Васильев, бас Илья Мазуров. Концерт откроет программу абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», посвященного легендарным филармоническим премьерам.
3 октября, вторник
17.00 Культурно-просветительское мероприятие «День дарителя» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
Ежегодно в октябре во многих музеях отмечают особый праздник – День дарителя. Даритель безвозмездно передает музею культурные и исторические ценности, это неофициальный коллега музейного сотрудника, жертвователь, который искренне содействует уставной деятельности музея.
В ходе встречи несколько дарителей расскажут о своем опыте взаимодействия с музеем обороны и блокады Ленинграда, хранители поделятся своими профессиональными секретами по работе с дарителями, историями пополнения личных коллекций фондов музея.
Будет предложен осмотр выставки новых поступлений «Из блокады сквозь годы», а также состоится выступление молодых исполнителей из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища украсят своим искусством праздничный вечер.
Организатор мероприятия – Анна Геннадиевна Савельева, главный хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
Участие бесплатное – нужна регистрация по адресу электронной почты или по телефону.
19.00 Концерт «ТангоМания» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В концерте примут участие лауреаты международных конкурсов Анастасия Мазанкина (фортепиано), Алексей Балашов (гобой) и Роман Зорькин (гитара), а также лауреаты VIII Международного юношеского конкурса классического сольного исполнительства «Nota bene!» Кирилл Сутурихин (кларнет) и Алиса Маркеева (скрипка).
В программе прозвучит музыка А. Пьяццоллы, К. Гарделя, П. Лоуренца, А. Виольдо, Я. Косты, А. Тройло, Ф. Пуленка и др.
4 октября, среда
Открытие выставки «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценны окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже» (Музей Фаберже – наб. реки Фонтанки, 21).
С 4 октября по 31 декабря в Белоколонном зале Музея Фаберже пройдет выставка «Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах из собраний семьи Карисаловых и Музея Фаберже».
Выставка посвящена искусству драгоценного оклада – оригинальному виду декоративного искусства, сложившемуся в Средние века, но расцветшему с особой яркостью в период XVIII – начала XX века в наиболее значимых центрах развития русской культуры. В экспозиции будут представлены около трехсот икон в ювелирных окладах, созданных лучшими мастерами своего времени.
Учитывая, что иконы являются не только произведениями искусства, но и личными предметами религиозного благочестия, они никогда не выставлялись ранее в таком объеме.
Концепция выставки дает возможность проследить хронологию развития искусства драгоценного оклада в XVIII – начале XX века, которая неразрывно связана с доминирующими международными и национальными стилями. Отдельные разделы выставки посвящены русскому и неорусскому стилям и знакомят посетителей с работами лучших мастеров своего времени, трудившихся на фабриках П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова, И. П. Сазикова, А. И. Кузмичева, а также «П. И. Оловянишников сыновья», О. Ф. Курлюкова, К. И. Конова, Д. Л. Смирнова, в мастерской «живописца по эмали» Ф. И. Рюкерта.
«Петербургский» стиль отражен в произведениях мастерских Ф. А. Верховцева, А. В. Любавина, Н. Г. Владимирова, И. С. Брицына, фабрики братьев Грачевых, фирмы К. Гана и, конечно, петербургских мастерских фирмы Карла Фаберже.
Сосуществование в Российской империи официального православия и старообрядчества также повлияли на искусство оклада. Среди владельцев и мастеров ведущих ювелирных предприятий, специализирующихся на церковных изделиях и окладах, было немало старообрядцев: М. Ф. и Д. М. Шелапутины, Я. Ф. Мишуков и другие. Православные обряды и традиции в целом оказали большое влияние на типологию икон и окладов, и этому направлению тоже посвящен специальный раздел.
Отдельную небольшую, но очень ценную группу произведений на выставке составляют иконы, служившие подношениями российским императорам и членам их семей по случаю августейших событий или в качестве желания выразить верноподданнические чувства правящей семье.
Выставка познакомит с историческими, историко-культурными, религиозными и технологическими явлениями, в целом определившими развитие искусства драгоценного оклада в России в XVIII – начале XX века.
15.00 Открытие выставки «Сергей Гасилов. Хрупкое прошлое» (Нарвские Триумфальные ворота – пл. Стачек, 1).
3 октября исполнится 130 лет со дня рождения Сергея Гавриловича Гасилова.
Совместный выставочный проект Научного архива РАХ и отдела Музея городской скульптуры «Нарвские Триумфальные ворота» отдает дань памяти замечательному ленинградскому мастеру фотографии. С его участием были созданы фотолаборатории в городе Ленинграде, среди них: первая в СССР лаборатория научной и прикладной фотографии и кинематографии Академии наук СССР (1931 г.), фотокабинет при Комитете по делам изобретений в Ленинграде (1928-1929 гг.), фотолаборатория Гипроспецмета в Ленинграде (1932 г.), фотолаборатория Академии художеств (1935 г.). Также он трудился в фотокабинетах при Публичной библиотеке (1925-1933 гг.) и Эрмитаже (1934-1935 гг.).
В период блокады Ленинграда фотолаборатория Академии художеств (1941-1944 гг.) являлась единственной функционирующей лабораторией в городе. После войны сотрудники фотолаборатории продолжили заниматься съемкой репортажей с мероприятий Академии.
Огромное количество негативов, возрастающее с каждым разом, привело к вопросу организации их хранения. Так, в 1965 году Сергей Гасилов организовал Научно-справочный архив негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Академии художеств СССР. На основе фоторабот автора были проиллюстрированы многие отечественные и зарубежные издания: книги, журналы, альбомы и каталоги.
Вошедшие в экспозицию выставки фотографии – лишь малая часть профессионального и творческого наследия Сергея Гасилова, незаслуженно забытого в наши дни. Не ставя перед собой задачи целостно отразить облик фотографа, проект познакомит зрителей с особо ценными фотоматериалами из фондов Научного архива РАХ. Особую страницу творческой биографии Сергея Гасилова занимает серия уникальных фотографий, посвященных городу Ленинграду и его пригородам за 1942-1945 гг. Фотоотпечатки сделаны со стеклянных негативов, представляющих собой особую историческую ценность носителей информации.
Также в рамках выставки «Сергей Гасилов. Хрупкое прошлое» впервые будут представлены документы из личного фонда мастера фотографии, а также несколько инсталляций, состоящих из личных и аутентичных эпохе фотографа вещей.
Выставка открыта до 4 декабря.
17.00 Открытие выставки «Пронзительные краски блокады» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
Блокадные годы, особенно «смертное время» 1941 – 1942 годов воспринимается нами чаще всего сквозь призму черно-белой кинохроники. Блокадная графика была часто монохромной, лишенной цвета, этим отличались работы С. Б. Юдовина, А. Ф. Пахомова, В. В. Морозова, Н. А. Павлова, А. Л. Каплана, П. А. Шиллинговского. Документальность и художественная убедительность достигались в блокадной живописи и графике и с помощью цвета, дававшего ни с чем не сравнимое эмоциональной переживание. Выразительные блокадные листы А. С. Ведерникова (1898 – 1975), А. В. Каплуна (1887 – 1974), Я. Д. Ромаса (1902 – 1959), представленные на выставке «Пронзительные краски блокады», отличаются сдержанной цветовой гаммой, почти документальной точностью. Демонстрируются также уникальная коллекция акварелей В. В. Зенькович (1906-1985) из цикла «Ленинградский трамвай», созданная в 1942 г., театральные эскизы А. Д. Кетова (1914 – 2011), страницы из иллюстрированного дневника ленинградского подростка Д. П. Бучкина. Большую роль играл цвет в ленинградской блокадной открытке. Экспонируются открытки художников С. М. Мочалова, Я. С. Николаева, Г. П. Фитингофа, В. А. Каменского. Использовал цвет в своих карикатурах и очень популярный в военное время художник В. А. Гальба (1908 -1984), работы которого также вошли в экспозицию.
В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда хранится большое собрание послевоенных произведений, посвященных войне и блокаде. Впервые на выставке представлена уникальная коллекция эскизов к кинофильму «Блокада», созданная в 1973 – 1977 годах М. Е. Ивановым (1924-1994), художником-постановщиком киностудии «Ленфильм», заслуженным художником РСФСР.
Выразительные работы были созданы художниками, пережившими блокаду в детском и подростковом возрасте. Живописная серия художника и архитектора В. А. Сидорова (1929 – 2014), созданная по блокадным воспоминаниям в 1970-1980-е годы на основе утраченных блокадных рисунков, в своеобразной цветовой гамме передает атмосферу блокадного города и показывает образы его жителей. Ретроспективный блокадный пейзаж И. В. Суворова (р. 1932 г.), одного из выдающихся современных петербургских живописцев, отличается сдержанностью и благородством цветовой гаммы. Художник подарил музею целый цикл работ, посвященных блокаде.
Куратор выставки – Елена Анатольевна Харлашова, хранитель фонда ИЗО Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
Выставка открыта до 28 декабря.
19.00 Концерт, посвященный 100-летию со дня рождения композитора Исаака Шварца (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Исаак Шварц – один из виднейших российских композиторов XX века. Он известен широкой публике прежде всего, как автор музыки к кинофильмам. Однако творческое наследие композитора огромно. Исаак Шварц написал музыку к симфонии, трем балетам, кантатам, симфоническим поэмам, квартетам, трио, скрипичным сонатам и еще к множеству камерных сочинений, к 35 спектаклям и более, чем к 120 кинофильмам.
В концерте к 100-летию со дня рождения Исаака Шварца принимают участие Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов), Анастасия Михалевская (меццо-сопрано), Сергей Зыков (баритон), Николай Мажара (фортепиано).
Дирижер – Виктор Акулович.
19.00 Премьера картины «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
Мировая премьера фильма «Клетка ищет птицу» состоялась на Международном Берлинском кинофестивале в феврале 2023 года. Лента вошла в программу Encounters.
Российская премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале «Дух огня»: картина Малики Мусаевой получила главную награду в конкурсе российских дебютов. Исполнительница главной роли Хадижа Батаева получила приз имени Александра Абдулова за лучшую женскую роль.
Сюжет картины рассказывает о юной девушке Яхе, которая живет в маленьком городе и проводит дни со своей подругой Мадиной. Девушки мечтают после окончания школы покинуть родные места и отправиться в большой мир, чтобы жить ту жизнь, которую они выберут себе сами. Старшая сестра Яхи Хеда также мечтает освободиться, но цена за нее очень большая – если она решится на развод, то может потерять связь с сыном. Картина-коллаж историй нескольких женских судеб, в которой каждая пытается отстоять свое право на выбор будущего пути.
5 октября, четверг
Открытие выставки «Школа Филонова» (Мраморный дворец – Миллионная ул., 5/1).
Экспозицию составят около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства – учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова – из собрания Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).
На выставке можно увидеть полотна с выставки в Доме печати (1927), эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Ревизор» (1927), иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала» (1932), ставшие крупнейшим успехом группы Филонова, и другие работы мастеров аналитического искусства.
Ряд произведений выставляется впервые или практически неизвестен широкому кругу любителей искусства.
Выставка открыта до 22 января.
19.00 «Большие гастроли» Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики в Санкт-Петербурге (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
С 5 по 8 октября 2023 года состоятся «Большие гастроли» Государственного музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики в Санкт-Петербурге. В рамках межрегионального направления «Больших гастролей» на сцене Театра юных зрителей имени А. А. Брянцева пройдут показы спектаклей: «Аршин мал алан», «Эдит Пиаф», «Волшебная свирель Ашамаза» и «Гимн восходящему солнцу».
В эти же дни ТЮЗ им. А. А. Брянцева отправится в Кабардино-Балкарскую Республику, где на сцене Музыкального театра г. Нальчика представит спектакли: «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Петсона и Финдуса», «Зимняя сказка», «Алые паруса».
19.00 Гала-концерт, приуроченный к 240-летию Мариинского театра (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В праздничном вечере примут участие звезды оперы, балета и симфонический оркестр Мариинского театра. За дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев.
5 октября – особая дата в жизни Мариинского. Именно в этот день в 1783 году был торжественно открыт Большой (Каменный) театр на Карусельной площади, с которого ведет свою историю Мариинский. Новому театру, построенному по проекту Антонио Ринальди, не было равных по масштабам, он впечатлял горожан и туристов размахом и величественностью архитектуры, а технические возможности сцены, казалось, опережали время – было использовано самое современное оборудование.
Большой (Каменный) театр стал одним из важнейших центров культурной жизни столицы. Но не только для зрителей (среди которых было много известных завсегдатаев, как, например, Александр Сергеевич Пушкин) – благодаря возникновению столь масштабной сцены в России начала формироваться собственная оперная и балетная культура. Здесь также выступали итальянская и французская труппы, устраивались вокально-инструментальные концерты и даже шли драматические спектакли. В этом величественном театре прошло немало мировых премьер, среди них «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Сила судьбы» Верди, «Дочь фараона» Пуни, «Баядерка» Минкуса и множество других знаменитых оперных и балетных названий, которые и сейчас есть в репертуаре театра.
Со временем некоторые спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену так называемого Театра-цирка, который располагался напротив, – тем временем выступления балетной труппы и итальянской оперы продолжались на сцене Большого (Каменного) театра. Разные трудности переживали города в ту эпоху, но самой страшной и опасной бедой были пожары, погубившие немало архитектурных шедевров. Большой (Каменный) неоднократно страдал от огня и перестраивался, пламя уничтожило и Театр-цирк. В 1860 году на его месте был открыт Мариинский – здание, которое известно сегодня как историческая сцена Мариинского театра.
Больше четверти века, до 1886 года спектакли продолжали идти в Большом (Каменном) и Мариинском, однако затем балетные постановки были окончательно перенесены на мариинскую сцену, а здание Большого (Каменного) театра было перестроено. С тех пор на этом месте располагается Санкт-Петербургская государственная консерватория, где учатся те, кто в будущем еще не раз выйдет на великую сцену.
Сегодня Мариинский театр – это не только историческая сцена, это комплекс уникальных зданий в Петербурге и два развивающихся филиала во Владивостоке и Владикавказе.
6 октября, пятница
19.00 Премьера мюзикла «Франкенштейн» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
6, 7 и 8 октября Театр музыкальной комедии представляет мировую премьеру мюзикла «Франкенштейн». Над постановкой работают композитор Роман Игнатьев – автор таких хитов музыкального театра, как мюзиклы «Анна Каренина», «Монте-Кристо» и «Граф Орлов» и Алексей Франдетти, главный режиссер театра «Ленком Марка Захарова».
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» неоднократно становился источником вдохновения для кинематографа, мультипликации, драматической и музыкальной сцены. Российские авторы обратились к этому произведению впервые в истории отечественного театра. С одной стороны, новый оригинальный мюзикл будет наследовать традиции готического романа, продолжая линию «мрачного романтизма», начатую такими хитами, как «Джекилл и Хайд» и «Бал вампиров». С другой – спектакль будет создан в жанре «концепт-мюзикла» подобно «Кабаре», «Пробуждению весны» и произведениям Стивена Сондхайма, которые требуют от исполнителей не только блистательной вокальной техники, но и драматического мастерства высочайшего уровня.
В мюзикле Романа Игнатьева и Алексея Франдетти действие знаменитого романа о Франкенштейне перенесено в 70-е годы прошлого столетия, что поддерживает главное музыкальное и стилистическое решение спектакля: классический рок-н-ролл. «Все возможно» провозглашают герои в самом начале, и этот призыв доводит центрального персонажа до точки невозврата, когда человек начинает считать себя Создателем, Творцом наивысшей жизни. Но так ли это на самом деле? Именно на этот вопрос и будут искать ответ герои мюзикла «Франкенштейн».
В составе творческой команды создателей спектакля – Алексей Нефедов (музыкальный руководитель и дирижер спектаклей в жанре мюзикла, в разные годы шедших на сцене Театра музыкальной комедии). Художником-постановщиком проекта выступит Анастасия Пугашкина (ее самые известные работы – «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», «Онегин», «Кабаре» и др.). Хореограф – Светлана Хоружина (хореограф телешоу «Большие и маленькие», «Большой мюзикл», автор хореографии спектаклей «Кабаре», «Обыкновенное чудо» и др.). Художник видео – Илья Старилов, создавший видеооформление к спектаклям Большого и Мариинского театров, Театра на Таганке и многих других.
19.00 ХХХIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
ХХХIII Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» пройдет с 6 по 18 октября 2023 года под девизом «Взгляд на Восток». Фестиваль планирует обратить внимание на спектакли из Индии и Ирана, а также представить взгляд российских театров на театр Востока и показать этнический колорит национальных театров республик России.
В особом фокусе фестиваля будет находиться современный индийский театр. Театральная лаборатория «Адишакхти» (Пудучерри, Индия) покажет спектакль Нимми Рафела «Бали», в основе которого лежит отрывок из индийского эпоса «Рамаяна». Это пересказ различных событий, которые привели к битве между Бали, правителем Кишкиндхи, и Рамой, царем Айодхьи, и в конечном итоге к смерти Бали.
Ярким событием станет спектакль крупнейшего театрального режиссера Индии Раджата Капура «Ничего похожего на Лира», который представит Театральная компания «Синематограф» (Мумбаи, Индия). Раджат Капур известен у себя на родине уникальной способностью делать комедию из чего-то мрачного и трагического. Он не раз обращался к шекспировским трагедиям, используя клоунов в качестве стилистического приема. В этой же стилистике решен и шекспировский «Лир».
Компания «B SPOT Productions» (Мумбаи, Индия) покажет «Цвет Лавани» в инсценировке и постановке Бхушана Коргаонкара. Лавани – самый известный фольклорный танец штата Махараштра. Он завоевал популярность благодаря непосредственному участию публики, а также открытому выражению чувственной страсти.
Зрители фестиваля смогут познакомиться и с современным иранским театром, также обращающимся к народным сказаниям и мифологическим мотивам. В основе спектакля Тегеранского университета «Речь Гурдофарид» (Иран) – текст «Книги царей» («Шах-наме») персидского поэта Фирдоуси, собравшего в своей поэме целый свод иранского устного фольклора. Режиссер Рахмат Амини – специалист по ритуальному театру. Этот театр создается при помощи актеров, музыки и хора, следуя традиции национального искусства Ирана.
Интересным аспектом фестивальной программы станет осмысление литературных произведений Востока в постановках российских театров. Откроет фестиваль спектакль Никиты Кобелева «Лягушки» Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина по роману выдающегося современного китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня. Действие происходит в уезде Гаоми провинции Шаньдун, на протяжении более чем пятидесяти лет – с 1950-х до начала XXI века. Спектакль посвящен теме насильственного ограничения рождаемости в 1970-е – 1980-е годы в Китае.
Спектакль «Стражи Тадж-Махала» режиссера Алексея Золотовицкого привезет на фестиваль Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. К индийскому средневековому мифу о создании великолепной мечети обратился современный драматург Раджив Джозеф. На страже строящегося дворца стоят два друга детства, сирота из трущоб и сын военачальника. В их смешных и абсурдных разговорах раскрывается глубокий и противоречивый мир, полный сомнений, страхов и прекрасных фантазий о будущем. Они еще не знают, какие внезапные испытания готовит им судьба.
Государственный театр коренных малочисленных народов Севера «Гулун» (Якутск, Якутия) покажет спектакль Сергея Потапова «В чаще» по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагава. Постановку отличает национальный якутский колорит – место действия перенесено в края, где обитают оленные чукчи.
Помимо постановок, созданных на основе авторских литературных произведений, в программу фестиваля включены спектакли, в которых значимую роль играет народный эпос.
Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Элиста, Калмыкия) представит постановку Бориса Манджиева «Араш» – спектакль-реквием, в котором через историю одной простой семьи воспроизведена трагедия всего калмыцкого народа. На сцене наряду с реальными историческими деятелями двадцатого века появляются герои калмыцкого эпоса.
Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ) представит спектакль Олега Юмова «Лес/Ой» в двух частях: «Лес. Начало/Ой» и «Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл». Хрестоматийная пьеса А. Н. Островского «Лес» звучит совершенно по-новому. Это первая в истории постановка – языковой микс на бурятском, русском и монгольском языках.
Размышление о ценности человеческой жизни, о судьбах людей, попавших в водоворот истории, занимает важное место в фестивальной программе. Спектакль «Пачупки» Евгения Корняга (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск) рассказывает о рождении человека. «Пачупки» написаны режиссером совместно с Катей Аверковой. Имя Евгения Корняга уже знакомо российской публике. «Пачупки» – это финальный спектакль трилогии, вторую часть которого – «Шлюб з ветрам» – зрители тепло приняли на фестивале в 2021 году. Эта постановка – настоящее погружение в белорусскую культуру и песенный фольклор; спектакль-размышление о появлении на свет ребенка.
Спектакль Олега Липовецкого «Моня Цацкес – знаменосец» (Московский еврейский театр «Шалом») по повести израильского писателя, уроженца Белоруссии Эфраима Севелы – это настоящий игровой театр, разрушающий границы и условность театрального искусства. Он рассказывает о становлении человека и умении жить вопреки любым обстоятельствам. Эфраим Севела рассказал историю молодого литовского еврея, призванного в советскую армию. Четыре года войны описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека. Спектакль воспевает ценность жизни и ее главные основы – любовь, дружбу и веру в себя.
В дополнительную программу фестиваля войдут две пресс-конференции, круглый стол, творческие вечера и мастер-классы. Основам движения и древнему боевому искусству Каларипаятту обучат студентов творческих вузов артисты Театральной лаборатории «Адишакхти». Преподаватели Тегеранского университета покажут, как перевести старинный эпос на современный театральный язык, на примере известнейшего древнерусского памятника письменности – «Слово о полку Игореве». В рамках образовательной программы ведущих театральных вузов России – ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ – будут показаны спектакли выпускных курсов с последующими обсуждениями.
19.00 Открытие выставки работ Андрея Ромасюкова «Отрицание течения времени» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13 линия В.О., 70).
Любители живописи знают Андрея Ромасюкова как мастера исторического жанра и масштабных батальных сцен. Но диапазон его творчества невероятно широк и охватывает разные жанры. Художественный язык, который использует Андрей Ромасюков, чтобы донести идею через определенный символ, приобретает важнейшее значение. Тут находят отражение интерес автора и к эстетике средневековой миниатюры, и к поэзии Серебряного века, преломление энергии разных культур, глубокое знание семиотики, истории и происхождения изображаемых явлений.
Выставка «Отрицание течения времени» – это размышления художника на тему времени и пространства.
Экспозиция открыта до 3 декабря.
Вход свободный.
19.00 Лермонтовские дни в Санкт-Петербурге (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17–19).
Ежегодно в честь дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова и сотрудники сектора «Лермонтов: наследие» готовят программу для тех, кто неравнодушен к творчеству писателя и поэта, для специалистов, изучающих его жизнь и творчество, для любителей классической русской литературы. Программа сетевого проекта сложилась из разнообразных мероприятий, которые пройдут с 6 по 14 октября года во всех библиотеках системы. Участников и гостей ждут выставки, экскурсии, международная научная конференция, спектакли, концерты и многое другое.
Открытие Лермонтовских дней состоится 6 октября в 19.00 в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова. Артист Михаил Морозов представит восточную повесть М. Ю. Лермонтова «Демон».
9 октября в 16.00 в вестибюле Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова начнутся пешеходные экскурсии «С Лермонтовым по Литейной части». Участников ждет знакомство с историей зданий, связанных с творчеством и биографией писателя, а также с архитектурными памятниками района. Программа состоит из четырех прогулок: «По улице Гагаринской», «По улице Моховой», «По улице Пестеля», «Шаг за шагом по Литейной части».
9 октября в 19.00 в Белом зале и аванзале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова откроются две выставки: «Лермонтовский Петербург», посвященная петербургским страницам жизни Лермонтова, и «К 200-летнему юбилею со дня основания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров». Выставки продлятся до 30 октября.
10 октября в 18.00 в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова состоится моноспектакль «Калашников» по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Режиссер – Юрий Филиппов. Исполнитель – Геннадий Лучанов.
11 октября в 18.00 в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова будет представлена литературно-музыкальная программа «И мир земной мне тесен». Прозвучат стихотворения, воспоминания поэта и его современников, романсы композиторов XIX века на стихи Лермонтова. Исполнители: Евгения Рудерман (художественное слово), Сергей Русанов (тенор), Наталья Русанова (фортепиано).
12 октября в 11.00 в Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова стартуют ежегодные Международные XVIII «Лермонтовские чтения – 2023». К обсуждению будут предложены следующие темы: история изучения жизни и творчества поэта и его окружения; филологические аспекты лермонтовской драматургии, сопоставительные и компаративистские перспективы ее изучения; произведения поэта в изобразительном искусстве; представление постановок произведений поэта на современной сцене и др. Конференция продолжит работу 13 октября. Прозвучат доклады о музыкальном воплощении произведений поэта, будут представлены новые исследования о лермонтоведах. Участники узнают, как творчество Лермонтова повлияло на поэтов советского времени.
14 октября в 16.00 состоится вокальный концерт «Лермонтов – отражение в музыке». Прозвучат неизвестные арии из опер и романсы на стихи Михаила Юрьевича.
7 октября, суббота
12.00 Показ мюзикла «Белоснежка и семь гномов» в постановке Детского музыкального театра «Карамболь» к 30-летию спектакля (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Премьера мюзикла «Белоснежка и семь гномов» в постановке Олега Левакова по пьесе Олега Табакова и Льва Устинова состоялась 7 ноября 1993 года. За 30 лет сыграно более 500 спектаклей, которые посмотрело порядка 200 тысяч зрителей.
Постановка – лауреат фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям». В спектакле принимает участие детская студия театра «Карамболь».
16.00 Открытие фотовыставки «Осенний сад» (Библиотека «КУБ» – пр. Маршака, 24/1).
На выставке будут представлены фотографии осенних растений Ботанического сада Петра Великого. Автор Елена Флерова родилась в Ленинграде. В Петербурге окончила художественную школу и курсы дизайнеров «Компьютерная графика», фотошколу при школе телевидения, университет культуры и искусств. Участник и дипломант фотоконкурсов, автор персональных фотовыставок.
Один из призов фотоконкурсов, в которых участвовала Елена Флерова – «за самое детальное изображение». Фотографа интересуют детали и мелочи, выражающие характер изображаемого, становясь основой для знаковых кадров, подчеркивая стиль художника.
Вход свободный.
19.00 Концерт «Vivaldi+Percussion» ансамбля ударных инструментов «Impulse Percussion» (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
7 октября в концертном зале «Колизей Арена» состоится концерт «Vivaldi+Percussion». Ансамбль «Impulse Percussion» представит публике необычную аранжировку полного цикла «Времен года» Вивальди с использованием мелодических ударных инструментов и шумовых эффектов. Слушателей ожидает сочетание барочной музыки с тембрами маримбы, вибрафона, ксилофона, колокольчиков и других редких и необычных инструментов.
Музыканты «Impulse Percussion» также исполнят произведения Бизе, Грига, Римского-Корсакова, Равеля, Брамса, Монти и других.
Участники ансамбля: Алексей Чижик (вибрафон), Павел Чижик (ксилофон), Александр Смирнов (маримба), Тимур Федоров (маримба), Николай Рыжов (ударная установка), Иван Чернобаев (колокольчики), Антон Регонен (перкуссия), Петр Гогитидзе (бас-гитара).
8 октября, воскресенье
15.00 Концерт в рамках абонемента «Шесть шедевров» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Десятый абонемент Большого зала «Шесть шедевров» – это воскресные дневные просветительские программы, которые ведет петербургский музыковед и просветитель Наталия Энтелис. Каждый концерт построен вокруг величайших шедевров в истории музыки, в первой программе абонемента публику ждет погружение в мир Второго фортепианного концерта Рахманинова.
Также в программу вошли произведения, связанные с этим концертом: Воскресная увертюра на темы из Обихода «Светлый праздник» Римского-Корсакова и «Поэма экстаза» Скрябина.
19.00 III Санкт-Петербургский международный фестиваль скрипки «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург» (Большой зал Екатерининского собрания – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Автор и идейный вдохновитель фестиваля – скрипач и главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Сергей Стадлер – вновь соберет выдающихся музыкантов и талантливых молодых исполнителей.
Программа фестиваля скрипки 2023 имеет подзаголовок «В честь Давида Ойстраха» и посвящена блистательному скрипачу и педагогу, чье исполнение считается эталоном скрипичного искусства. Многие отечественные композиторы, среди которых Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Арам Хачатурян, посвящали Ойстраху свои произведения: он был первым их исполнителем. Его ученики, его коллеги и почитатели, мировая пресса почтительно называли его «царем Давидом», «королем скрипачей», «первой скрипкой мира».
Семь музыкальных событий на ведущих академических сценах Северной столицы представит «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург»: открытые концерты, посетить которые зрители смогут бесплатно, по предварительной регистрации, пройдут на главной площадке «Петербург-концерта» – в Екатерининском собрании, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича, Эрмитажном театре, в Мальтийской капелле и Меншиковском дворце.
Фестиваль начинается 8 октября концертом в Большом зале Екатерининского собрания, в котором примут участие Сергей Стадлер и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, а также скрипачи Михаил Усов, София Яковенко, Мария Лундина и Александр Папушев. Дирижер — Павел Петренко.
Концерт-открытие объединит образцы виртуозной скрипичной музыки, среди которых шедевры Венявского, Сен-Санса, Изаи, Чайковского, Ваксмана. Особым событием программы станет мировая премьера: Фантазию для скрипки с оркестром, написанную современным петербургским композитором Георгием Жеряковым, исполнит Сергей Стадлер, которому и посвящено сочинение.
11 октября в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича состоится гала-концерт фестиваля. Блистательная палитра скрипичной музыки разных стилей, исполнительских школ и жанров будет представлена петербургской аудитории в интерпретации Сергея Стадлера, Графа Муржи, Максима Федотова, Николая Мадояна, Гайка Казазяна в сопровождении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга и дирижера Павла Петренко.
13 октября в Эрмитажном театре состоится сольный концерт Сергея Стадлера. Откроет вечер Поэма для скрипки с оркестром Евгения Светланова, написанная в 1974 году и посвященная памяти Давида Ойстраха.
В том же зале 14 октября в рамках фестиваля состоится «Гала-концерт. Русская опера»: он объединит арии, ансамблевые сцены и симфонические фрагменты из прославленных отечественных партитур. В программе примут участие Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера, а также солисты и коллективы «Петербург-концерта».
В новом для фестиваля концертном пространстве – Мальтийской капелле – 15 октября прозвучит программа, которая объединит сочинения отечественных и зарубежных композиторов XVIII столетия в исполнении Максима и Петра Федотовых в сопровождении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга.
По традиции в рамках фестиваля состоится концерт в галерее Artefice 12 октября. Для названия вечера выбран заголовок стихотворения «Скрипка и немножко нервно», принадлежащего перу Владимира Маяковского. Это концерт-перформанс, во время которого петербургские художники отобразят на холсте собственные впечатления от звучащей музыки и образа скрипача. Работы будут закончены в мастерских и затем выставлены в галерее Artefice.
Неизменным является и заключительный камерный концерт, который будет проведен 16 октября в Меншиковском дворце совместно со Всемирным клубом петербуржцев.
9 октября, понедельник
Выставка «Лики Богоматери» (Государственный музей истории религии – Почтамтская ул., 14).
Выставка посвящена уникальному явлению православной и католической культуры – почитанию Божьей Матери и ее многочисленных образов. Согласно греческому преданию VIII в., первые изображения Девы Марии были созданы евангелистом Лукой, который был наделен талантом врачевания и художника. Именно им были написаны три образа Божией Матери, ставшие базовыми иконографическими типами: Оранта, Елеуса и Одигитрия. Данные иконографические типы представлены в росписях римских катакомб, наиболее ранним по времени сохранившимся памятником христианского изобразительного искусства.
В основе иконографии Богоматери лежит христианское богословие. Догмат о почитании Марии Богородицей был утвержден на третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. После Эффеского собора живописные образы Богородицы получили распространение во всем христианском мире в росписях и мозаиках храмов, на иконах, в пластике и книжной миниатюре. К V-VI векам складываются канонические образы Богоматери, устанавливается иконография сюжетов из жизни Девы Марии, известных из Евангелий и апокрифической литературы, а также образы Богоматери, репрезентирующие христианские представления о ее роли в Боговоплощении и утверждении Церкви. Значительная часть иконографических изводов, появившихся в раннехристианском искусстве, сохранились почти без изменений, однако, многие типы изображений Богородицы получили дальнейшее развитие.
В Средние века почитание Марии распространилось столь широко, что сама эпоха стала называться эпохой культа Девы Марии. Церковное учение о Богородице получило более глубокую проработку в специальной богословской дисциплине – мариологии. В западном христианстве в качестве догматов были возведены предание о небесном вознесении Девы Марии и о ее непорочном зачатии.
В изобразительном искусстве вплоть до конца XIII в. каноны в изображении Девы Марии были едины для восточного и западного христианства, но к XIV в. вместе с эпохой Возрождения в католическом искусстве появляется стремление к изображению живоподобия святых образов в трехмерном пространстве и выражению собственной индивидуальности художника. Восточно-христианская традиция основывается на строгом каноне и символизме, для которого важна не внешняя форма, а глубинный религиозный смысл.
На выставке, состоящей из трех разделов (сложение основных иконографических типов Богоматери на ранних этапах христианства, иконография Богоматери в восточном христианстве по материалам греческой и русской иконы, наиболее почитаемые иконографические типы Девы Марии в западном христианстве), планируется представить иконы, гравюры, скульптуры, предметы майолики из фондов музея.
19.00 Спектакль «Враг народа» (Академический Малый драматический театр – Театр Европы – ул. Рубинштейна, 18).
Пьесу «Враг народа» с сюжетом о том, как доктор из маленького городка-курорта, сделав «невыгодное» для родного края открытие, становится неугоден большинству своих соседей, Генрик Ибсен написал более 130 лет назад. Автор воплотил в ней свои антибуржуазные, антидемократические и гуманистические идеи, противопоставляя исключительную, «абсолютно одинокую» личность низменной толпе.
В 1900 году Константин Станиславский поставил пьесу в МХТе, удивительным образом попав в общественно-политический контекст времени. Сделав из доктора Стокмана (Штокмана) робкого, наивного, застенчивого интеллигента, но при этом оставив его героем, режиссер сам исполнил главную роль.
В 2013 году мир отпраздновал 150-тилетний юбилей Константина Сергеевича. Лев Додин посвятил этому событию постановку «Врага народа» в Малом Драматическом театре – это не просто жест, достойный юбиляра. Оказалось, что пьеса ничуть не утратила своей актуальности, ее проблематика конгениальна положению вещей в современном обществе, а текст Ибсена звучит, как выдержки из сегодняшних публицистических статей.
10 октября, вторник
19.00 Концерт «Эннио Морриконе, Нино Рота» (Концертный зал «Колизей – Невский пр., 100).
Итальянские композиторы Эннио Морриконе и Нино Рота вошли в историю как признанные классики музыкальных партитур, созданных к шедеврам мирового кинематографа. Свойственные их музыке мелодичность, изысканная утонченность, проникновенная интонация, способная передать глубокий внутренний мир героя или многогранность ситуации, наполняют фильм особой аурой тепла и человечности и привлекают внимание миллионов поклонников. Неслучайно в одном из своих интервью Морриконе отмечал: «Цель музыки в кино передать то, что не видно в кадре или не сказано в диалогах». В концертной программе прозвучат лучшие композиции Эннио Морриконе и Нино Роты, написанные к самым известным фильмам XX века, среди которых «Профессионал», «Крестный отец-2», «Ромео и Джульетта», «Сладкая жизнь», «Миссия», «Восемь с половиной», «Амаркорд». Эпиграфом к концерту могут служить слова Нино Роты, передающее его человеческое и творческое кредо: «Я бы сделал всё, что в моих силах, чтобы подарить каждому момент счастья. Именно это лежит в сердце моей музыки».
Исполнители: Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга.
Дирижер – Игорь Пономаренко.
20.00 Концерт из абонемента «Оркестр Юрия Темирканова» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Первый абонемент Большого зала Петербургской филармонии в этом концертном сезоне посвящен 85-летию Юрия Темирканова: один из крупнейших дирижеров современности отметит юбилей в декабре. Абонемент «Оркестр Юрия Темирканова», объединивший шесть концертов прославленного Заслуженного коллектива России, откроется программой из музыки двух великих русских композиторов XX века – Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева. За пультом – главный дирижер оркестра Николай Алексеев, солист – пианист Илья Папоян.
11 октября, среда
19.00 Мюзикл «Винил» (ДК Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
Мюзикл «Винил» композитора Евгения Загота перенесет зрителей в идиллическую эпоху стиляг и противостоящего им советского общества.
Действие спектакля разворачивается накануне VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, который открылся в Москве в июле 1957 года. Шок, потрясение, эйфория – в таких выражениях очевидцы описывали происходившее на московских улицах тем летом. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия. Советский человек по-иному взглянул на моду, стиль, манеры поведения и образ жизни.
По сюжету спектакля ВИА «Винил» не допускают к участию в концертной программе фестиваля. Ансамбль играет модный джаз и рок-н-ролл – музыкальные жанры, которые находятся в СССР под запретом. Но никакие трудности не остановят молодых талантливых ребят на пути к поиску своего призвания. Романтическая любовная история, шпионские тайны и интриги, яркие наряды и танцы, атмосфера свободы и праздника – всё это составляет сюжет мюзикла.
Режиссер постановки – Сусанна Цирюк.
На сцене театра появится эффектная декорация в виде радиолы «Звезда» 1953 года выпуска. Атмосферу невероятного праздника, царящего на улицах столицы в период проведения Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, усилят специально созданный для спектакля видеоконтент, а также кадры кинохроники того периода.
В мюзикле между собой сталкиваются два мира – юные талантливые стиляги, которые сочиняют и поют новую жизнерадостную музыку, и примерные советские граждане, комсомольцы, которые всегда и всем строго следуют правилам. Противостояние героев найдет свое отражение не только в песнях и репликах, но и в стиле одежды. В основе концепции решения костюмов лежит принцип «географии цвета»: каждой социальной группе соответствует собственная цветовая палитра. Одежда жителей Москвы – обитателей коммуналок, прохожих, пионеров – выполнена в серых тонах с добавлением красных оттенков, в черном предстанут тайные агенты, для иностранных журналистов, которые приехали на Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, выбрана коричнево-бежевая цветовая гамма. Самые эффектные, яркие и запоминающиеся костюмы, как с обложки зарубежного журнала мод, в стиле New Look Диора примерят стиляги – главные персонажи мюзикла.
19.30 Лекция «Медицина и искусство: точки соприкосновения» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А, лит. А).
Искусство, наука и тело» – это новый совместный лекторий Центра Art & Science Университета ИТМО и «Лаборатории новых медиа» Новой сцены им Вс. Мейерхольда.
Цикл встреч на Новой сцене Александринки будет посвящен связи искусства и медицины. В рамках лекционной программы художники, искусствоведы и антропологи обратятся к прошлому и настоящему отношений медицинских и гуманитарных наук. Слушатели узнают, как эти области преобразуют друг друга и создают новые дискурсы и этические нормы. В центре внимания окажется тело и основные режимы его существования: здоровое и больное, нормативное и странное, деятельное и пассивное. Спикеры попробуют определить статус телесности в условиях современного состояния медицинских технологий и развития фармакологии. Где проходят границы тела? Как медицина конструирует понятие болезни? Как художнику и исследователю выстроить правильную этическую позицию в разговоре о болезнях и недугах? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в рамках программы, созданной совместно с Центром Art & Science Университета ИТМО.
Болезни – это универсальный человеческий опыт, который глубоко встроен в общую канву истории цивилизации. Вопросы здоровья беспокоят как отдельных людей, так и общество в целом на всех уровнях: культурном, экономическом, политическом. Не удивительно, что историки, художники, искусствоведы и социологи имеют вполне закономерный интерес к исследованию медицинских тем. На лекции пойдёт разговор о предыстории взаимодействия медиков и художников, перспективе их сотрудничества, будут представлены произведения на медицинскую тематику и art&science проекты, осмысляющие культурный медицинский опыт. Кроме того, для дискуссии будет предложена междисциплинарная область medical humanities, в ходе которой очертятся границы таких понятий, как «норма», «здоровье» и «красота».
Основанием для разговора о связи искусства и медицины станут художественные проекты:
– Проект о костной проводимости «Путешествие на языке», Ars Electronica;
– Выставочные бестселлеры от Medicinsk Museion и Wellcome Museum; посвященные культурной истории мозга;
– Перформансы, изучающие границы нормы и патологии;
– «Поджелудочная железа» Томаса Фейерштейна и другие.
Дарья Мартынова – кандидат искусствоведения, старший преподаватель института Истории СПбГУ, старший преподаватель Университета ИТМО. Специализируется на изучении репрезентаций психопатологий в искусстве Нового и Новейшего времени.
Центр Art & Science – платформа для развития трансдисциплинарного диалога между художественным и научным сообществами, одна из первых институций, обратившихся к изучению и развитию научно-технологического искусства в России.
12 октября, четверг
День детского экологического кино России (ГДЦ «Родник» – Ленинградская обл., г. Волосово, пр. Вингиссара, 57).
День детского экологического кино России проводится с 2014 года. Это мероприятие ставит своей целью привлечение внимания к проблемам окружающей среды через творчество.
В 2023 году проект проходит в десятый раз. 12 октября состоится конкурс, и пройдет показ фильмов, созданных детскими и подростковыми киностудиями в российских регионах. Для участников будет подготовлена концертная программа.
Трансляция пройдет в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/denecokino.
20.00 Новый абонемент Большого зала филармонии «Оркестровая география России» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Новый абонемент Большого зала «Оркестровая география России», объединивший пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны, откроется выступлением Уральского академического филармонического оркестра. За пультом – художественный руководитель и главный дирижер коллектива Дмитрий Лисс, солист – скрипач Никита Борисоглебский.
В программе: Скрипичный концерт Чайковского, Вторая симфония Рахманинова.
13 октября, пятница
19.00 Премьера балета «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича. Хореограф – Александр Омар (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Балет Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей» – особенный спектакль для Михайловского театра. С ним связан и первый большой успех труппы, и драматичная история снятия его с афиши. В честь 90-летия балетной труппы Михайловский театр возвращает в свой репертуар легендарное название, однако зрителей ждет совершенно новый балет.
Хореограф Александр Омар сделал сюжет более лиричным: после череды забавных приключений все главные герои в финале балета обретают свое счастье. В то же время в новой версии «Светлого ручья» сохранено все самое важное – колоритные характеры, сюжетные твисты, комическая история с переодеваниями. А новая головокружительная хореография как нельзя лучше подходит юной, свежей и очень красивой музыке Шостаковича.
Над художественным оформлением спектакля работает главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев, музыкальным руководителем и дирижером постановки выступит Павел Сорокин.
Премьерные показы пройдут также 14 и 15 октября.
19.00 Фестиваль сибирских короткометражных фильмов (Открытая студия Лендок – наб. Крюкова канала, 12).
В программу фестиваля вошли 15 фильмов из 270 заявок из разных городов и регионов, которые отсмотрела отборочная комиссия. К участию в конкурсной программе фестиваля принимались фильмы хронометражем до 30 минут, снятые сибирскими авторами не ранее 2021 года, исследующие визуальную среду сибирского региона.
Фестиваль проводится проектом «Мастера Сибири». В числе партнёров фестиваля издания «Сеанс» и «Артгид», Открытая киностудия «Лендок», книжный магазин «Порядок слов» и другие.
20.00 Опера Джузеппе Верди «Трубадур» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Опера исполняется на итальянском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках). «Худшее, что может быть, – это скука», – наставлял Верди своего друга и либреттиста Сальваторе Каммарано. О том, что на «Трубадуре» заскучать невозможно, говорят уже названия четырёх его актов: «Дуэль», «Цыганка», «Сын цыганки», «Казнь». Место и время действия – Испания, Средние века. Локации: замок, сад, цыганский табор, монастырь, тюрьма. Время суток – почти всегда ночь.
Головоломный сюжет «Трубадура» издавна служит мишенью для ехидной иронии; сложная для пересказа, неправдоподобная история распри двух не ведающих о своём родстве братьев – непревзойдённый образец романтического иррационализма. И всё же Верди увидел в ней главное – резкие контрасты, сильные страсти, драматические ситуации и, что особенно важно, возможность собрать превосходный вокальный ансамбль из четырёх главных героев, из четырёх ярких характеров: прекрасной фрейлины Леоноры (сопрано), храброго трубадура Манрико (тенор), жестокого графа ди Луны (баритон) и темпераментной цыганки Азучены (меццо-сопрано).
Если любовный треугольник (сопрано — тенор — баритон) принадлежит к оперному стандарту, то фигура матери, разрывающейся между горячей любовью к сыну и лютой жаждой мести, – явление на оперной сцене уникальное. Азучена стала у Верди фигурой трагедийного масштаба: «Не делайте Азучену помешанной! Сражённая усталостью, горем, ужасом, бессонницей, она не может говорить связно… Она подавлена, угнетена, но не безумна» (из письма к Каммарано).
Наградив персонажей «Трубадура» россыпью великолепных мелодических находок, Верди не только сполна компенсировал все несуразности сюжета, но и оживил своих героев, заставил зрителей глубоко сопереживать им. Эмоциональное воздействие вердиевских мелодий, исполненных выдающимися певцами, неотразимо; недаром коронная стретта Манрико сразу превратилась в итальянскую патриотическую песню: не важно, что Манрико живет в Испании 1410-х годов, – он выражал чувства итальянцев эпохи Рисорджименто и продолжает выражать чувства любого человека, воодушевлённого идеей свободы.
Энрико Карузо в своё время произнес фразу, ставшую крылатой: «Главная проблема при исполнении «Трубадура» заключается в том, что для этого необходимы четыре самых лучших певца в мире». Успех «Трубадура» действительно в первую очередь зависит от солистов, от того, как они исполнят арии-монологи, как прозвучат многочисленные вокальные ансамбли, особенно дуэты, поскольку именно в дуэтах образы героев раскрываются во всем своем объеме и богатстве. Партитуру украшают хоры: мужские (солдат), женские (монахинь), смешанные (цыган). Оркестр служит поддержкой, инструментальным пьедесталом для пения, которое всегда оставалось в центре внимания крупнейшего итальянского оперного мастера.
В Мариинском театре одну из самых популярных опер мирового репертуара поставила бригада соотечественников композитора во главе с режиссёром и художником Пьером Луиджи Пицци. Зрелищное и одновременно сдержанное визуальное решение спектакля опирается на три цвета: чёрный, красный, белый; его сквозной образ – пламя, символ мести, ненависти и гнева. Это история о борьбе, в которой нет победителей, о цепочке насилия, которую ценой своей жизни разрывают не агрессоры, а жертвы. Однако «Трубадур», при всей мрачности сюжета, не угнетает и не подавляет. Благодаря гению Верди зритель унесет в памяти не сцены братоубийственной вражды, а несравненную, вечнозеленую музыку.
14 октября, суббота
12.00 Презентация книги Велты Кирьяковой «Голос Сказки» (Библиотека «Семёновская» – Московский пр., 50/42).
Книга «Голос Сказки» возрождает традиции русских писателей-сказителей Павла Бажова и Бориса Шергина. Напевность и образность русского языка, легенды славянских и финно-угорских народов переплелись с актуальным ритмом повествования и современной иллюстрацией. В результате – уникальный проект, интересный детям и взрослым.
На театрализованной презентации волшебные сказки из новой книги Велты Кирьяковой прочтет актриса Марина Ордина. После представления маленькие зрители смогут поучаствовать в конкурсе, выиграть книгу «Голос Сказки» и получить автограф автора.
Вход свободный.
15.00 Презентация книги Валентины Малаховой «Городишко. Комментарий к повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”» в рамках фестиваля «Лермонтовские дни» (Библиотека «Старая Коломна» – пр. Римского — Корсакова, 16/2).
В библиотеке «Старая Коломна» ко дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова состоится презентация книги Валентины Малаховой «Городишко. Комментарий к повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”», одного из последних изданий лермонтоведения.
«Самый скверный городишко из всех приморских городов России» – так Михаил Юрьевич Лермонтов охарактеризовал Тамань, которую посетил проездом в сентябре 1837 года. Спустя два года его впечатления от этого визита окончательно оформились в текст, внимание к которому не угасает вот уже почти два века.
Лермонтовед Валентина Малахова предлагает погрузиться в историю двухдневного пребывания поэта в Тамани и постараться провести границу между жизненной правдой и художественным вымыслом. В книге представлен новый взгляд на тот путь, который прошла повесть, от раннего чернового наброска до публикации в составе романа «Герой нашего времени».
В монографии представлен уникальный иллюстративный материал, в том числе неизвестный прежде прижизненный портрет поэта. Текст повести «Тамань» опубликован по авторизованной копии и сопровождается подробным историко-литературным комментарием.
Валентина Малахова – лермонтовед, старший научный сотрудник Таманского музейного комплекса, заведующая литературным отделом Дома-музея М. Ю. Лермонтова в Тамани. Автор статей о Лермонтове и нескольких монографий в соавторстве с Владимиром Захаровым.
Книгу представят исследователи Татьяна Галютина и Дмитрий Негодин.
Вход на мероприятие свободный.
19.00 Спектакль-концерт «Владимир Высоцкий. Известный и неизвестный» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В Екатерининском собрании прозвучат как популярные, так и почти незнакомые широкой публике песни Высоцкого в оригинальных гитарных и оркестровых аранжировках. Помимо ансамблевых и сольных композиций, петербургские исполнители раскроют малоизвестные факты биографии Высоцкого, а также прочтут его стихи. Программа сопровождается современной световой и видеопартитурой.
Идейный вдохновитель и главный режиссер – Леонид Клибанов.
Режиссер-постановщик – Алина Тихонова.
Музыкальный руководитель – Дмитрий Васильев.
15 октября, воскресенье
16.00 «На коне»: первая лекция из цикла «Живое искусство» (Театр на Литейном – Литейный пр., 51).
Цикл научно-просветительских лекций 115-го юбилейного сезона театра «На Литейном» вдохновлен прекрасным символом театра – крылатым конем Пегасом. Ведущая – Полина Степанова, театральный критик и педагог, эксперт телеканала «Культура», профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, доцент Российского государственного института сценических искусств. Вот что она рассказывает: «Уютное кафе театра в прошлом принадлежало конюшенному флигелю. В XIX веке маленькие окошки освещали стойла красивых рысаков. Само пространство требует, чтобы в нем, пусть в течение короткого времени, жили и дышали те герои, для которых здание строилось. В новом сезоне будем путешествовать по эпохам и разным видам искусств на коне в сопровождении верных друзей – собак и кошек, вдыхая аромат цветов и трав».
Первая тема: «На коне». Благородные прекрасные животные, прирученные человеком, позволят не только проскакать «галопом по Европам» и разным эпохам развития мирового искусства, но в первую очередь расскажут о том, как менялся образ человека и человеческого от укротителя Буцефала к первооткрывателям лошади Пржевальского, от Ксенофонта к Маяковскому.
18.00 Премьера спектакля «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова (Молодежный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
В октябре Молодежный театр на Фонтанке представит премьеру по пьесе Александра Вампилова «Прощание в июне». В этом спектакле впервые на профессиональную сцену выйдут пятые «спиваки» – воспитанники мастерской художественного руководителя театра, народного артиста России Семёна Спивака, которые весной 2024 года окончат обучение в РГИСИ. Молодежный театр на протяжении почти 30 лет является учебной базой для будущих актеров и режиссеров. Стало традицией, что студенты Спивака уже во время обучения вводятся в текущие постановки театра и перенимают опыт у мастеров, а их выпускные спектакли затем входят в репертуар.
«Прощание в июне» – первая многоактная пьеса Вампилова, написанная в 1960-е годы. В спектакле театра молодежь XXI века пытается разобраться в проблемах молодежи века XX и выявить те вечные ценности, которые во все времена помогают юному человеку не сбиться с пути, найти свою дорогу, правильно расставить приоритеты.
В ролях – студенты РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств), мастерская С. Я. Спивака, 4-й курс.
20.00 Концерт «Свой среди чужих, чужой среди своих» из абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Концерты во фраках и в джинсах» откроется программой из музыки Эдуарда Артемьева. Согласно идее абонемента, представляющего в каждой программе сочинения как академического, так и популярного жанра, на первом концерте прозвучат как знаменитая, созданная композитором киномузыка, так и реквием «Девять шагов к Преображению», петербургская премьера которого состоялась в Большом зале Петербургской филармонии в 2019 года – тогда в зале присутствовал автор.
На заставке: фото из книги Андрея Мархотина «Петербург. Чувства в деталях».