15 июня, четверг
16.00 Открытие выставки «Святые покровители Санкт-Петербурга» (Государственный музей истории религии – Почтамтская ул., 14).
Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную святым заступникам Северной столицы. Среди небесных хранителей Петербурга – апостол Петр и Александр Невский, Иоанн Кронштадтский и Ксения Петербургская, преподобные Сергий и Герман Валаамские, Александр Свирский, Серафим Вырицкий, митрополит Петроградский Вениамин, а также другие подвижники Собора Петербургских святых.
Выставка знакомит с жизнью и образами подвижников Северо-Западных земель, с историей новомучеников и исповедников Российских XX века, с трагедией святых царственных страстотерпцев. Отдельный раздел посвящен духовной жизни горожан в годы Великой Отечественной войны.
Иконы и гравюры, картины и скульптура, подлинные документы, письма, фотографии – всего представлено около 100 экспонатов. Особо можно отметить икону «Святой благоверный князь Александр Невский», написанную в 1776 году; уникальное изображение Ксении Петербургской 1892 года – почти за 100 лет до ее канонизации; записку цесаревича Николая к Иоанну Кронштадтскому; иконки, крестики и другие реликвии, найденные поисковыми отрядами в окопах Ленинградской области в районе боев 1941–1944 гг.
19.00 Премьера оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Одна из самых любимых и популярных оперетт Имре Кальмана, в России более известная под названием «Мистер Икс», впервые будет представлена максимально близко к оригинальной авторской редакции в музыке, в либретто и в названии. Это «Принцесса цирка».
Мелодраматическая история с подлогами, обманами, поединком характеров и счастливым финалом, в котором влюбленные соединяются, а зло остается «с носом», родилась из-под пера постоянных соавторов Кальмана – либреттистов Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Сам композитор определил главное место действия нового произведения: цирк.
Завязка интриги закручивается в 1912 году в России, а точнее – в Санкт-Петербурге. На представлении загадочного артиста в маске, исполняющего смертельный номер на манеже петербургского цирка, появляется богатая вдова Феодора Палинская. По условию завещания, чтобы сохранить наследство, она должна в течение шести недель после смерти мужа выйти замуж за соотечественника. В противном случае, ее состояние перейдет родственникам бывшего мужа за границей. Среди многочисленных претендентов на руку и состояние красавицы – великий князь Сергей Николаевич, которому Феодора уже неоднократно отказала. В отместку князь решает посрамить княгиню, подстроив ее брак с циркачом, которого выдает за русского принца. Но князь не знает о том, что под маской Мистера Икса скрывается потомственный дворянин и русский офицер.
Премьера оперетты «Принцесса цирка» состоялась в 1926 году в Вене, в театре «Ан дер Вин». Годом позже ее, в значительно переделанном виде, увидели в России. Изменения касались как географического контекста – в русских версиях действие полностью переносилось в Париж или Вену, а герои становились французскими или австрийскими аристократами, так и идеологического. Ни о каком благородном русском офицере на сцене не могло быть и речи.
Наибольшую популярность у поклонников жанра оперетты в России XX века получила киноверсия 1958 года, снятая Ю. Хмельницким. Фильм родился после того, как двумя годами ранее Хмельницкий поставил одноименный спектакль на сцене ленинградской музкомедии.
Сегодня в новом спектакле творческий коллектив принял решение восстановить в правах авторскую редакцию «Принцессы цирка», возвращая действие в дореволюционный Петербург начала XX века.
Постановщиком новой версии выступит Ольга Субботина – востребованный театральный и кинорежиссер. Художник спектакля – уже знакомый петербуржцам мастер из Японии Йоко Сеама, эффектную работу которой можно было увидеть в мюзикле «Мисс Сайгон». Особое внимание в постановке будет уделено цирковому контексту истории, в связи с чем к участию приглашены профессиональные артисты цирка, прошедшие кастинг. Музыкальный руководитель – главный дирижер театра Андрей Алексеев.
19.00 Концерт в честь 35-летия творческой деятельности Ольги Бородиной (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В программу юбилейного концерта вошли произведения великих русских композиторов. Прозвучат сочинения Модеста Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» – вступление к опере «Хованщина», дебют в которой в 1989 году сделал Бородину, тогда еще недавнюю выпускницу Ленинградской консерватории, одной из ярчайших солисток труппы. Еще одним знаковым для творческой судьбы певицы фрагментом на вечере станет сцена у фонтана из оперы «Борис Годунов» – в 1990 году, когда спектакль перенесли на ленинградскую сцену из Ковент-Гардена, Ольга Бородина снова заявила о себе, убедительно исполнив партию властной и обольстительной Марины Мнишек. На концерте также прозвучат «Картинки с выставки» и вокальный цикл «Песни и пляски смерти» в оркестровке Дмитрия Шостаковича.
Программу дополнит сцена Графини из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского. В мистическом образе старой графини Ольга Бородина покорила слушателей России и всего мира не только невероятным голосом, но и отменной актерской игрой.
Уже более 30 лет певица выступает на лучших оперных и концертных сценах мира: Ковент-Гарден, Ла Скала, Опера Сан-Франциско, Метрополитен-опера, Венская государственная опера и многие другие залы регулярно приглашали обладательницу редкого колоратурного меццо-сопрано.
16 июня, пятница
19.00 Показ балета «Раймонда» к 90-летию Ирины Колпаковой (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
90-летие отметила звезда советского балета, хореограф и педагог Ирина Колпакова. Одна из любимых учениц Агриппины Вагановой, представительница строгого академического стиля и продолжательница традиций ленинградской исполнительской школы, она поражала публику хрупкостью и воздушностью танца. «Хрустальная балерина» — так называли Ирину Колпакову восхищенные зрители.
Будучи еще студенткой хореографического училища, Ирина Колпакова не раз выходила на сцену Кировского (ныне Мариинского) театра, исполняя небольшие сольные партии. Войдя в состав труппы сразу после окончания училища в 1951 году, она более тридцати лет блистала на сцене с самыми знаменитыми артистами. Длительные зарубежные гастроли ленинградской труппы в 1961 году принесли Ирине Колпаковой всемирное признание, ее обожали зрители и критики Англии, Франции, США и Канады.
На сцене Кировского театра артистка исполняла главные партии в спектаклях «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Жизель», «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот» и многих других, но истинными жемчужинами ее репертуара стали партии Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского и Раймонды в одноименном балете Александра Глазунова. Она впервые вышла в этой партии в 1963 году, будучи уже не только известной танцовщицей, но и зрелым мастером. В 1971–1995 годах Ирина Колпакова работала балетмейстером-репетитором Мариинского театра, совмещая до 1988 года эту деятельность с яркими выходами на сцену.
К юбилею народной артистки Мариинский театр покажет балет «Раймонда» сразу в двух городах, в Петербурге и Владивостоке. Один из поздних больших балетов Мариуса Петипа обещает захватывающий сюжет, сложные партии, масштабные танцевальные сцены.
В Санкт-Петербурге спектакль-посвящение пройдет 16 июня на исторической сцене. Вновь увидеть репертуарную редкость можно будет на следующий день, 17 июня.
19.00 Премьера мюзикла «Казанова» Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина (Дворец искусств Ленинградской области — пл. Стачек, 4).
Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина представит премьеру мюзикла «Казанова» по мотивам пьесы Марины Цветаевой «Приключение».
Мюзикл «Казанова» Алексея Франдетти станет первой постановкой театра «Мюзик-Холл» в статусе Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина.
Режиссер спектакля Илья Архипов определяет жанр постановки как «карнавал о настоящей любви». Уникальность заключается в превращении карнавала в театральный жанр. Это игра, в которой есть свои правила, и герои музыкального приключения живут по законам самого роскошного действа Венеции.
Костюмы от Алены Песковой и декорации к спектаклю от Ильи Архипова погрузят в мир тайны и игры карнавальной жизни. В этом пространстве все обман, все отражение.
19.00 Концертное исполнение оперы «Пуритане» Винченцо Беллини (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В Мариинском-2 пройдет концертное исполнение оперы Беллини «Пуритане» – редкой жемчужины в современном оперном театре и новинки в репертуаре Мариинского. В основу либретто Карло Пеполи легла пьеса «Круглоголовые и рыцари» Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (известного под именем Сентин). Это история о непростом выборе между любовью и долгом чести, о последовавших за ним смертельной опасности, безумии и милосердии.
Премьера состоялась в январе 1835 года в Итальянской опере в Париже. Винченцо Беллини писал оперу «Пуритане» специально для четырех певцов: сопрано Джулии Гризи, тенора Джованни Рубини, баритона Антонио Тамбурини и баса Луиджи Лаблаша.
Благодаря успеху первых исполнителей словосочетание «пуританский квартет» стало практически нарицательным. «Пуритане» по праву считаются одной из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра – каждая ария в составе сочинения уникальна и по-своему трудна.
В этот день на сцену Мариинского театра выйдут выдающиеся мастера итальянского репертуара – Альбина Шагимуратова, блиставшая в роли Эльвиры в Лирической опере Чикаго, Алексей Марков, исполнявший партию Ричарда Форта в Метрополитен-опере, а также Александр Михайлов (дебют в партии Артура Тальбота) и лауреат Национальной оперной премии «Онегин» Магеррам Гусейнов (дебют в партии Джорджа Уолтона).
19.00 Гастроли Московского академического театра им. Вл. Маяковского (Выборгский дворец культуры – ул. Комиссара Смирнова, 15).
В середине июня продолжится гастрольный тур в рамках празднования 100-летия Московского академического театра им. Вл. Маяковского.
Спектакль «Бешеные деньги» по комедии А. Н. Островского поставлен Анатолием Шульевым (ныне – главным режиссером Московского театра им. Евг. Вахтангова) в честь юбилея актрисы Светланы Немоляевой.
17 июня там же артисты сыграют спектакль «Плоды просвещения» по пьесе Л. Н. Толстого, посвященный режиссеру Петру Фоменко, в его постановке пьеса долгие годы шла на сцене театра им. Вл. Маяковского. Новая постановка – не реконструкция, но «цитаты» из фоменковского спектакля присутствуют. Играют в спектакле Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Владимир Гуськов, Светлана Немоляева, Татьяна Аугшкап, Людмила Руденко и другие.
Гастроли продолжатся на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова. 19 июня будет сыгран «Русский роман». Спектакль Миндаугаса Карбаускиса – тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого. Вместе с драматургом Марюсом Ивашкявичусом режиссер сплетает события личной жизни Толстого и его романа «Анна Каренина». Вместе с сыновьями и дочерьми Софья Андреевна, жена Толстого (в исполнении народной артистки России Евгении Симоновой), пытается отвоевать у Облонских и Карениных место в судьбе мужа и разобраться, чья история первична, его литературных возлюбленных или же ее собственная.
20 июня на сцене БДТ будет показан спектакль «Бердичев» режиссера Никиты Кобелева. Автор пьесы – драматург, прозаик, сценарист Фридрих Горенштейн. В России известен прежде всего своими работами в кино: автор сценариев к фильмам «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова. «Бердичев» – сага о послевоенной жизни, охватывающей тридцать лет, с 1945 по 1975 год. В центре повествования – судьба двух сестер, Рахили и Злоты, и их семьи. В ролях – Татьяна Орлова и Татьяна Аугшкап.
19.00 Открытие выставки Василия Куксы «Алтай – души моей исток» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13-я линия В.О., 70).
Большую часть жизни Василий Кукса провел на Алтае. В его произведениях ощущается личное, сокровенное отношение к каждому уголку этого живописнейшего региона. Изображая горы, реки, леса, степи, автор говорит и о себе, раскрываясь через лирическое, вдумчивое переживание скромной красоты окружающего мира.
Линия, к которой принадлежит искусство Василия Куксы, традиционно сильна и восходит к «пейзажу настроения», задуманному и разработанному еще В. Д. Поленовым.
Пейзаж тематически разделяется у Василия Куксы на серии. Конечно, Алтаю, горному и степному, знакомому и прочувствованному художником с детства, посвящено большинство картин. Отдельно среди алтайских пейзажей может быть выделен городской и сельский пейзаж.
Выставка открыта до 16 августа.
Вход свободный.
19.00 Гастроли Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанка, 114).
За почти 90-летнюю историю это первый визит Белгородского театра в Северную столицу. В город на Неве белгородцы привозят три постановки: «Ревизор» по одноименной пьесе Н. Гоголя, «Катерина Измайлова» по очерку Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Ужин дураков» по комедии Ф. Вебера.
Молодежный театр на Фонтанке и Белгородский академический драматический театр им. М. С. Щепкина (БГАДТ) связывает давняя дружба. Художественный руководитель Молодежного театра Семен Спивак неоднократно создавал постановки на белгородской сцене, а возглавляемый им коллектив петербургского театра – частый гость основанного коллегами белгородцами Всероссийского фестиваля «Актеры России – Михаилу Щепкину», первого актерского фестиваля в нашей стране.
В настоящее время Белгородский академический драматический театр им. М. С. Щепкина возглавляет Виталий Слободчук, а основу труппы составляют высокопрофессиональные актеры разных возрастов. В репертуаре театра – спектакли по классическим и современным литературным произведениям.
17 июня, суббота
11.00 Начало работы выставки тюркских музыкальных инструментов (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанка, 34).
В основе экспозиции — около полусотни экспонатов, привезенных из города Альметьевска Республики Татарстан. Именно здесь находится выставка музыкальных инструментов народов, общее количество экспонатов которой превышает 700 единиц. «Изюминкой» выставки является самое большое в России собрание группы общетюркских инструментов. Историческая значимость коллекции заключается в том, что на протяжении десятилетий собирались не только экспонаты, но и скрупулезно изучался сопутствующий им музыкально-поэтический репертуар, характерный для периода позднего Средневековья. Некоторые инструменты полностью исчезли из музыкального быта народов Поволжья, но были воссозданы благодаря этнографическим исследованиям.
Гости выставки в Петербурге смогут увидеть томбак, кыл кубыз и шаманский бубен, услышать, как звучит реконструированная средневековая думбра, копия флейты, вырезанной из кости косули более 9 тысячелетий назад.
На выставке профессиональные экскурсоводы будут ориентировать гостей в интерактивном пространстве экспозиции, помогут освоить базовые навыки игры на представленных музыкальных инструментах.
12.00 Фестиваль «Игорь Стравинский: Ораниенбаум – Мариинский театр» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
В рамках фестиваля можно ознакомиться с богатым наследием Стравинского опера, балет и симфонические программы будут широко представлены на всех сценах Мариинского театра, а также на родине композитора в Ораниенбауме. Фестиваль откроется первой оперой композитора – на новой сцене Мариинского театра прозвучит «Соловей», написанный на сюжет сказки Ханса Кристиана Андерсена. В дневной программе также балеты в хореографии Леонида Якобсона – миниатюра «Тройка» и «Блестящий дивертисмент», которые представят артисты Театра балета им. Л. Якобсона. Вечером, в 20.00 Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит яркую симфоническую программу, посвященную композитору.
В Концертном зале в этот день также пройдут два события. В 14.00 на сцену выйдет Страдивари-ансамбль Мариинского театра под руководством Лоренца Настурики-Гершовичи. Прославленный коллектив барочных струнных исполнит три сочинения Стравинского: «Аполлон Мусагет», Концерт для струнного оркестра и сюиту из балета «Пульчинелла». А в 18.00 зрители услышат шедевры вокальной музыки в исполнении солистов Мариинского театра.
Фестиваль «Игорь Стравинский: Ораниенбаум – Мариинский театр» подарит поклонникам балета целую серию вечеров с одноактными постановками на музыку композитора. 18 июня в 12.00 можно будет увидеть балет «Пульчинелла», который повторится в вечернем представлении вместе с «Симфонией в трех движениях» и «Поцелуем феи». 22 июня на новой сцене будут представлены знаменитые «Весна священная» и «Свадебка», программу дополнит «Симфония в трех движениях». На следующий день, 23 июня, на исторической сцене покажут классику репертуара – балеты «Петрушка» и «Жар-птица» (хореография Михаила Фокина), созданные Стравинским так же, как и «Весна священная», специально для Русских сезонов Дягилева. 21 июня вместе с «Петрушкой» и «Жар-птицей» зрители увидят «Рубины», вторую часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.
Гостей фестиваля также ждет еще один концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Музыканты исполнят сочинения Стравинского 18 июня в Концертном зале Мариинского театра. А 25 июня в концертном исполнении прозвучит опера-оратория «Царь Эдип», относящаяся к неоклассическому периоду творчества композитора. Главные партии исполнят Александр Михайлов, Михаил Петренко и Екатерина Семенчук. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
18 июня, воскресенье
16.00 «Страсти по-цыгански» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Многие композиторы-классики использовали цыганские мотивы в своих сочинениях. В концертную подборку вошли популярнейшие «Цыганские напевы» Сарасате, Цыганское каприччио Рахманинова, яркие фрагменты балетов Минкуса и Прокофьева. С потрясающей яркостью образ цыганки воплотил Бизе в «Кармен» – в завершение программы будет исполнена симфоническая сюита из этой оперы. А название концерту – «Страсти по-цыгански» – дала эффектная оркестровая композиция Вячеслава Гайворонского.
За пультом – художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Титов.
19.00 Спектакль-концерт «Разумные встречи» (Театр-студия «Небольшой драматический театр» – пр. КИМа, 6).
«Разумные встречи» – это новый, активно набирающий популярность проект Небольшого драматического театра, который сочинила актриса НДТ Татьяна Рябоконь. «Разумные встречи» – это спектакль-концерт, который возрождает забытый жанр открытого театрального капустника; спектакль-эксперимент, в котором актеры НДТ предстают другими, совсем не такими, как в их серьезных драматических ролях, а отдельное внимание уделяется главному гостю, который предстает в буквальном смысле крупным планом. Герой вечера приходит на «разумную встречу» с Татьяной и оказывается в центре всеобщего внимания: рассказывает о своем творческом пути (или за него это делают коллеги, представляя свое, альтернативное видение ситуации), отвечает на вопросы ведущей и зрителей, показывает свое мастерство (читает стихи, поет песни, выполняет творческие задания). Программу вечера дополняют ставшие уже постоянными видеорубрики, а сопровождают весь этот праздник музыканты группы «Овощи».
В этот вечер главной героиней «Разумных встреч» станет актриса театра и кино Хельга Филиппова.
Режиссер – Кирилл Семин.
Актеры – Татьяна Рябоконь и труппа НДТ.
20.00 Премьера музыкально-исторического международного проекта «Метаморфозы Тиграна Великого» в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Гербовый зал Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 2).
Эксклюзивно для Фонда музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» Неаполитанская музыкальная библиотека предоставила уникальный нотный материал опер Вивальди, Скарлатти, Перголези, Пуччини, на основе которых знаменитый итальянский дирижер Кристиан Делизо создал музыкально-историческое полотно.
18 июня вокальное мастерство продемонстрирует итальянский контртенор Аурелио Скьявони. В концерте также примут участие ведущие солисты российской и европейских сцен: Марина Зятькова, Борис Степанов, России Карен Акопов.
Концерт пройдет в сопровождении камерного оркестра, за дирижерским пультом – Кристиан Делизо. Шедевры мастеров эпохи барокко будут исполнены на оригинальных старинных инструментах музыкантами ансамбля “Quantum Satis”. Также в эпоху барокко зрителей погрузят актеры театра «Малый Трианон».
19 июня, понедельник
18.00 Открытие персональной выставки Ивана Фартукова «Пространство и Время» (Арт-пространство mArs – Марсово поле, 3).
В этом году художнику Ивану Ивановичу Фартукову исполняется 75 лет. На выставке «Пространство и Время» представлена акварельная живопись. В разное время своей жизни он посетил Сахалин, Камчатку Таймыр, Кузбасс, Узбекистан, Эстонию, Украину и создал обширные серии работ, многие из которых представлены в коллекциях музеев России, ближнего и дальнего зарубежья. Поездки дали художнику материал для произведений последующих лет, а имя его встало в ряд ведущих мастеров российской акварели. Иван Фартуков никогда не работал в акварели традиционно. Как говорит сам художник, он всегда старался «акварель подтягивать к живописи».
19.00 Спектакль Московского театра им. В.В. Маяковского «Русский роман» (БДТ им. Г. Товстоногова – наб. реки Фонтанки, 65).
Спектакль Миндаугаса Карбаускиса — тонкое, метафизическое соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого. Вместе с драматургом Марюсом Ивашкявичюсом режиссер сплетает события личной жизни Толстого и его романа «Анна Каренина». Вместе с сыновьями и дочерьми Софья Андреевна, жена Толстого, пытается отвоевать у Облонских и Карениных место в судьбе мужа и разобраться, чья история первична: его литературных возлюбленных или же ее собственная. Рифмы реальности и сцен из «Анны Карениной» граничат с помешательством жены гения, заблудившейся где-то на страницах его романа.
Художник Сергей Бархин вписывает знаковые детали быта в монументальное, устремленное ввысь пространство, в котором частная история любви двух людей, благодаря масштабу личности Толстого, превращается в явление пророческое.
Марюс Ивашкявичюс, драматург: «Русский роман» — это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений».
20 июня, вторник
16.00 Открытие выставки художественных работ Виктора Бута «Берег мой тонкой линией» (Государственный музей политической истории России – ул. Куйбышева, 2-4).
В экспозиции выставки будут представлены более чем 40 художественных работ, написанных за годы заключения Виктора Бута в американской тюрьме. В рамках открытия часть личных вещей, рисунков, а также книга Александра Гасюка «Виктор Бут. Подлинная история «оружейного барона»» с автографом главного героя будут переданы в фонды музея. Кроме того, в дар музею передадут политплакаты, созданные Виктором Бутом в первую неделю начала спецоперации и находившиеся у него в камере.
Выставка открыта до 5 июля.
17.00 Открытие выставки «Михаил Дьяконов – оружейник Ленинграда» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной переулок, 9).
В Ленинграде в предвоенные годы работало много ученых-конструкторов, которые трудились над созданием оружия, готовя нашу страну к надвигающейся войне. Одним из таких конструкторов был Михаил Григорьевич Дьяконов. Выставка затрагивает тему оружия, характерного только для Ленинградского фронта. Одним из примеров такого оружия была ручная противотанковая граната образца 1941 года (РПГ-41 «Ворошиловский килограмм»), которая также была создана оружейником М. Г. Дьяконовым, и применялась бойцами Ленинградского фронта вплоть до прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.
Куратор выставки – Никита Вячеславович Савула.
Выставка открыта до 8 сентября.
19.30 Органный вечер Юрия Габруся в рамках фестиваля K-FEST (Лютеранская церковь Святой Екатерины — Большой пр. В. О., 1 А).
Миграцию музыкальных идей и стилей в барочной Европе изучать не менее интересно, чем пути перелетных птиц. Органист из Минска Юрий Габрусь выбрал для своего дебютного концерта в Петербурге неизбитую траекторию: от северогерманской органной школы к произведениям, сохранившимся в манускриптах на территории современной Белоруссии, таким как «Несвижская месса» и «Полоцкая тетрадь». В нашем городе эти сочинения, представляющие восточноевропейский вариант барокко, прозвучат впервые. Юрий Габрусь получил образование в области исполнительства на органе и исторических клавишных в Гётеборге и в Бремене, гастролировал во время обучения в обеих странах.
20.00 Закрытие сезона Академического симфонического оркестра филармонии (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершает сезон программой из сочинений Гайдна, Моцарт и Брамса – композиторов, составивших музыкальную славу блистательной Вены. За пультом в этот вечер – дирижер оркестра, профессор Петербургской консерватории Владимир Альтшулер, солист – петербургской пианист Александр Кашпурин.
21 июня, среда
19.00 Вернисаж выставки «Сады и цветы Мадам Симон» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13-я линия В.О., 70).
Объемные, пронзительные, яркие, выполненные в оригинальной технике цветочные пейзажи и натюрморты русской француженки Светланы Лунёвой-Симон на два месяца обоснуются в галереях Музея современного искусства «Артмуза». Для произведений Светланы характерны динамика цвета, эмоциональное напряжение в передаче изображаемого.
Выставка «Сады и цветы Мадам Симон» продлится до 17 августа 2023 года.
Вход свободный.
19.00 Опера Рихарда Штрауса «Саломея» (Мариинский-2, Новая сцена – ул. Декабристов, 34).
Сто с лишним лет оперные режиссеры ломают голову над вопросами: кто такие Иоканаан и Саломея, чье столкновение ведет к катастрофе, и что такое десятиминутный танец семи покрывал, который падчерица царя Ирода исполняет в кульминации оперы? Режиссер Марат Гацалов, чьи работы хорошо знакомы любителям драматического театра, дебютировал в оперном театре – и все штампы, приставшие к «Саломее» за сотню лет, решительно отменил. Нет в его спектакле ни восточного стриптиза, ни бутафорской головы на серебряном блюде, ни пальм под истомленным небом Иудеи, нет вообще никаких примет страны и эпохи. Действие происходит в утонченном дизайнерском пространстве художницы Моники Пормале, в огромных буквах-небоскребах. Солисты самоотверженно бросаются в жерло вулкана, который Рихард Штраус спрятал в «Саломее», а Валерий Гергиев и оркестр виртуозно укрощают кипящую полтора часа без перерыва музыкальную стихию.
19.30 Новый музыкальный проект «Звучи ярко!» (Общественное пространство «Никольские ряды» – ул. Садовая, 62).
Новый музыкальный проект «Звучи ярко!» в Никольских рядах откроет кубинский проект известного перкуссиониста Йоеля Гонсалеса PHILORITMICA. Программа «Искусство ритма» – коктейль из чувственного вокала кубинской певицы Офелии Барреды / Ofelia Barreda и афро-кубинских, испанских и латиноамериканских ритмов и мелодий в исполнении музыкантов.
Концерты проекта будут проходить в Никольских рядах на протяжении всего лета по средам. Начало в 19.30.
По четвергам в Никольских рядах будут проходить джазовые концерты.
20.00 Концерт, посвященный Дню памяти и скорби (ГМП «Исаакиевский собор» — Исаакиевская пл., 4).
Ежегодно в музее-памятнике «Исаакиевский собор» Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова выступает с концертом-приношением всем, кто погиб и выстоял в один из самых страшных и героических периодов в истории нашей страны. Исаакиевский собор – тоже герой, спасавший культурные ценности Ленинграда и его пригородов в военное время, символ стойкости и мужества.
В концерте прозвучат Четыре хора на стихи А. Твардовского Родиона Щедрина, сюита из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие», песни о войне и мире М. Блантера, В. Высоцкого, А. Новикова.
Вход свободный.
22 июня, четверг
11.00 Показ спектакля «Блокадный воробушек» (Кукольный театр сказки, Камерный зал – Московский пр., 121).
«Блокадный воробушек» – спектакль для детей младшего и среднего школьного возраста по мотивам повести Анны Пономаревой «Никогда не сдавайся!». Эти слова сказал ей папа, когда их родной город, Ленинград, оказался в блокадном кольце. Юная школьница Анечка переживет вместе с папой и мамой первую, тяжелую, блокадную зиму, переживет эвакуацию, и после войны сможет вернуться в родной город.
Автор инсценировки, режиссер – Юлия Морева.
Художники спектакля – Юлия Морева, Евгения Жердель.
12.00 Пешеходная экскурсия «Маршрут ленинградца», подготовленная Государственным литературным музеем «XX век» (Чебоксарский пер., 2).
22 июня, в День памяти и скорби, в 12:00 Государственный литературный музей «ХХ век» приглашает на пешеходную прогулку «Маршрут ленинградца». Экскурсия организована по значимым местам для жителей блокадного города, в их числе – Филармония, Дом радио, Театр музыкальной комедии. Завершится маршрут у блокадной полыньи на Фонтанке.
15.00 Открытие выставки, посвященной 100-летнему юбилею первой публикации повести-феерии Александра Грина «Алые паруса» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
В экспозиции будет представлено первое издание знаменитой повести 1923 г., вышедшее в петроградском частном издательстве Френкеля. Посетители смогут познакомиться с историей создания и прототипами произведения. Среди экспонатов – публикация отрывка повести, главы «Грэй», в газете «Вечерний телеграф» 1922 г., редкие прижизненные издания автора, одно из которых с гравюрами художника Владимира Козлинского.
Повесть издавалась и в военное время. Гости увидят книгу 1944 года, выпущенную Военмориздатом, а также листовку для литературно-музыкальной композиции по «Алым парусам» от 14 апреля 1945 года. Представленные на выставке издания на разных языках укажут на кросскультурный характер повести.
Советские и петербургские газеты представят ретроспективу проведения праздника «Алые паруса» и актуальность этого образа для каждого из поколений.
Повесть пережила несколько десятков театральных постановок, а популярные рок-музыканты сочинили не одну песню для своих пластинок по ее мотивам. Однако в отечественном кинематографе «Алые паруса» появились лишь однажды в 1961 г. Выставку дополнят красочные плакаты к экранизации повести, предоставленные отделом эстампов и фотографий.
Выставка открыта до 31 августа.
19.00 Дни узбекского кино (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
Будут показаны пять фильмов от узбекских режиссеров – как новинки последних лет, так и более ранние картины, отмеченные призами различных фестивалей, включая международные киносмотры.
22 июня в 19.00 программу откроет фильм «Узбечка» (2022, военный, драма). Действие картины режиссера Акбара Бектурдиева происходит весной 1943 года. Девушки-снайперы проходят боевое крещение. Выпускницы стрелковой школы впервые оказываются на фронте. Одна из них — восемнадцатилетняя узбечка Джамиля.
23 июня в 19.00 состоится показ драмы «Тенгиз» (2020) о мужестве и стойкости женщины, которая стала инвалидом после измены мужа. Реж. Мансур Васати, Ситора Фармонова, Купжурсин Алланазаров.
24 июня в 17.00 в афише – комедия Нозима Жумаева и Сарвара Каримова «Сехрли колпокча»/ «Волшебная шапочка» (2012). История о мальчике по имени Хашим, который, как это часто бывает с мальчишками, не любит учиться, помогать маме и задирает мальчишек во дворе. Но однажды в руки Хашима попадает волшебная шапка, которая исполняет все желания.
24 июня в 19.00 петербургские зрители увидят мелодраму Хилола Насимова «Мерос»/ «Наследие» (2010). Узбекский парень Бахшилло и казахская девушка Айгуль сражаются вместе в годы Второй мировой войны и спасают друг друга от смерти.
25 июня в 17.00 завершит Дни узбекского кино драма режиссера Ёлкина Туйчиева «Эврилиш»/«Эволюция» (2022). Фильм повествует о судьбе узбека, призванного в ряды советской армии и ставшего героем одной из горячих точек. Война меняет его жизнь и жизни окружающих людей.
Вход на все показы бесплатный, по регистрации.
23 июня, пятница
13.00 XVII Международный конкурс имени П.И.Чайковского (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки ,20).
XVII Международный конкурс им. П.И. Чайковского пройдет по шести специальностям – фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, деревянные духовые инструменты и медные духовые инструменты.
Международный конкурс имени П. И. Чайковского является крупнейшим событием в мире классической музыки. Конкурс проводится раз в четыре года. Первый Конкурс состоялся в 1958 году по двум специальностям – «фортепиано» и «скрипка». В 1962 году к ним была добавлена специальность «виолончель». Категория «сольное пение» (с отдельными премиями в номинациях мужской и женский вокал) появилась на третьем конкурсе в 1966 году.
В 2011 году Конкурс впервые прошел в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Юбилейный XV Конкурс был приурочен к 175-летию со дня рождения великого русского композитора.
В 2018 году Конкурсу Чайковского исполнилось 60 лет. За свою историю Конкурс открыл миру имена выдающихся представителей исполнительского искусства современности. Творческое состязание традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру. В России Конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны.
Конкурс будет проходить до 1 июля.
Подробную информацию можно найти на сайте: https://capella-spb.ru/ru/news/iyun-2023/v-kapelle-projdut-proslushivaniya-konkursa-im-chajkovskogo
19.00 Открытие выставки Владимира Софита «“Доступен” в сети» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13-я линия В.О., 70).
Даже неактивные пользователи социальных сетей узнают во многих картинах Владимира Софита формат оформления постов. Отсюда и «статусное» название открывающейся экспозиции. Владимир Софит работает исключительно акварелью. В экспозицию вошли более тридцати произведений, исполненных автором за последние пять лет.
Выставка открыта до 22 августа.
Вход свободный.
24 июня, суббота
13.00 Пешеходные экскурсии для петербуржцев и гостей города «С Лермонтовым по Литейной части» (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова -–Литейный пр., 17-19).
Участники экскурсии «Шаг за шагом по Литейной части» прогуляются по улице Спасской, Шестилавочной, Надеждинской. Узнают, что здесь располагалась лейб-гвардии первая артиллерийская бригада со своими строениями, плацем. Прозвучит рассказ о людях, с которыми был знаком Михаил Юрьевич Лермонтов, и тех домах, в которых он бывал. Не останутся без внимания и здания, не связанные напрямую с именем поэта, но представляющие несомненный интерес для всех, кто интересуется краеведением.
Участие по записи по телефону: (812) 272-75-95.
19.00 Концерт «Поэзия и музыка Латинской Америки» (Дом Кочневой – наб.реки Фонтанки, 41).
В изысканной программе концерта собраны лучшие образцы латиноамериканской поэзии и музыки. Слушатели смогут насладиться абсурдными, полными фантазии и игры смыслов строфами Хулио Кортасара, «поблуждать» по временным и пространственным лабиринтам Хорхе Луиса Борхеса и с головой погрузиться в завораживающие, полные древней магии строки-метафоры Габриэля Гарсия Маркеса. Обрамляют философские и интеллектуальные поэтические поиски музыка латиноамериканских композиторов. Наряду с такими всемирно известными хитами, как «Голубка» Себастьяна Ирадьера и Besame mucho Консуэло Веласкес, прозвучат сложные и многогранные сочинения Карлоса Гарделя и Астора Пьяццоллы.
Исполнители: Александра Савина (скрипка), Людмила Халлаева (фортепиано), ведущий и чтец — Антон Денисов.
23.00 Шоу «Алые паруса» (Дворец великого князя Владимира Александровича – Дворцовая наб., 26).
Праздничная атмосфера яркого события белых ночей Петербурга, пиротехническое шоу «Алые Паруса» с видом из Зеленой гостиной дворца Великого князя Владимира. Гостей вечера ожидает музыкальное приветствие и концерт солистов ведущих театров Петербурга. Количество билетов ограничено. Просьба предоставить паспортные данные для пропуска в зону ограничения движения.
25 июня, воскресенье
16.00 «Летний хит-парад» – концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Прозвучат стремительная увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила», вальсы Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича и Иоганна Штрауса, танцы Чайковского, Брамса и Дворжака, каприс Паганини в необычной оркестровой версии, а также знаменитые «Полет шмеля» и «Танец с саблями». Завершают программу легендарные саундтреки, вошедшие в золотой фонд музыки кино: композиции из фильмов «Пираты Карибского моря», «Розовая пантера» и «Список Шиндлера».
За пультом СПб ГАСО – художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Титов.
19.00 Премьера спектакля «Сказка странствий» в постановке Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Карамболь» (ДК им. Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
Театр «Карамболь» готовит к выпуску премьерный спектакль – «Сказка странствий».
В 1983 году на экраны вышел одноименный художественный фильм-притча, который поставил мэтр российского кинематографа Александр Митта. Специально для театра «Карамболь» вместе со своим соавтором Евгением Миттой он создал пьесу для театральной версии «Сказки странствий». В спектакле будет звучать музыка Альфреда Шнитке, собранная из разных произведений композитора, в том числе – из одноименного фильма. Стихи к спектаклю создал автор текстов к песням в фильме поэт Юлий Ким. Режиссер-постановщик – Дарья Борисова.
19.00 «Владимир Попов приглашает!» — концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт–Петербурга (Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича, Малый зал имени М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В исполнении оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Владимира Попова прозвучат «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, увертюры Ж. Оффенбаха, А. Понкьелли, инструментальные миниатюры С. Рахманинова, И. Стравинского, М. Мусоргского, А. Абакшонка, Л. Дезорма.
26 июня, понедельник
16.00 Открытие театрального фестиваля «Демменифест» к 125-летию со дня рождения Е. С. Деммени (Театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
Фестиваль посвящен 125-летию со дня рождения корифея отечественного театра кукол Евгения Сергеевича Деммени – блистательного актера, режиссера, педагога.
В основной программе фестиваля – спектакли театров кукол из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Иваново, Пскова, созданных при участии выпускников курсов по подготовке артистов, режиссеров и художников, открытых Е. С. Деммени в 1927 году.
Откроется фестиваль спектаклем Екатеринбургского театра кукол «Гоголь.Триптих».
27 июня в 17.00 состоится представление «Посвящение Мастеру» с использованием кукол из концертных номеров Евгения Сергеевича.
В дни фестиваля в фойе театра будет открыта выставка кукол «Петрушки и марионетки Евгения Деммени», а в гостиных Дома актера – выставка «Эпоха Деммени. Продолжение».
Завершится фестиваль 30 июня показом спектакля «Гулливер в стране лилипутов» в постановке Е. С. Деммени 1936 года.
Полна программа опубликована на сайте: https://demmeni.ru/news.php?readmore=139.
19.00 Концертная программа «Импрессия» при участии Ивана Ожогина и Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением маэстро Андрея Медведева (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
В исполнении Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучат величайшие шедевры классики и культовые мировые рок-хиты в симфонической обработке, мелодии из популярных мюзиклов и узнаваемые с первых нот эстрадные шлягеры в авторской аранжировке Андрея Медведева. За один вечер зрители совершат виртуальный музыкальный тур по планете и услышат произведения Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Джеймса Ласта, Майкла Массера, Поля Мориа, Мишеля Леграна, Владимира Косма и многих других композиторов, символизирующих целые культурные эпохи. Вместе с музыкантами оркестра свое мастерство представят Иван Ожогин, участница музыкального проекта Андрея Медведева «Рождение сверхновой» Екатерина Лазукова, а также Ана Агрба.
19.00 Бенефис народного артиста России Фаруха Рузиматова (Государственный Эрмитаж, Гербовый зал – Дворцовая пл., 2).
Бенефис Фаруха Рузиматова с участием Илзе Лиепы и Ивана Васильева пройдет в рамках XV Международного фестиваля «Посвящение маэстро». Специальный гость – восходящая звезда мировой оперы Василиса Бержанская.
В эти дни можно увидеть одноактный балет «Венецианский мавр» в редакции Фаруха Рузиматова. С середины XX века балет был жемчужиной репертуара американских и европейских театров. Самым известным Мавром после Хосе Лимона был Рудольф Нуриев. 26 и 28 июня в этой партии на сцену выйдет Фарух Рузиматов. Роль Яго исполнит Иван Васильев, прекрасную Дездемону – Илзе Лиепа, а подругу Дездемоны – Кристина Махвиладзе. Музыка английского композитора XVII века Генри Пёрселла прозвучит в исполнении Оркестра старинных инструментов Quantum Satis. Возглавляет оркестр барочный скрипач Сергей Фильченко.
Подарком Фаруху Рузиматову станет премьера нового балетного номера «Король танцует» на музыку эпохи французского Барокко. Создателей балета вдохновил одноименный фильм Жерара Корбьо о взаимоотношениях «Короля-солнце» Людовика XIV и двух гениев его королевства – композитора Люлли и драматурга Мольера. Музыка Люлли, ставшая саундтреком фильма Корбьо, прозвучит и в балете, над которым сейчас работает хореограф Николай Андросов, а народный художник России Иван Глазунов создает костюм «Короля-солнце».
Василиса Бержанская – обладательница колоратурного меццо-сопрано. Именно для такого тембра писали виртуознейшие арии законодатели оперной моды того времени Георг-Фридрих Гендель и Антонио Вивальди, а мастера бельканто сочиняли свои сложнейшие партии. Голос Василисы звучит в Европе и США, она выступает на сценах Метрополитен опера, Ла Скала и Ковент-Гардена, участвует в Зальцбургском фестивале и в фестивале в Арена ди Верона. В Петербург Василиса Бержанская приедет только для того, чтобы выступить в Эрмитаже в честь Фаруха Рузиматова.
19.30 Спектакль «Цветаева» («Театральная долина» – 13-я линия В.О., 70).
«Театральная Долина» находится на территории творческого кластера АртМуза, девиз которого: «Дом, где творчество уместно». «Театральная Долина» – это пространство для людей, болеющих театром.
Спектакль «Цветаева» – история безумной любви Марины Цветаевой и Константина Родзевича, отразившаяся в «Поэме горы» и «Поэме конца».
«Мой Арлекин, мой Авантюрист, моя Ночь, мое счастье, моя страсть. Сейчас лягу и возьму тебя к себе. Сначала будет так: моя голова на твоем плече, ты что-то говоришь, смеешься. Беру твою руку к губам – отнимаешь – не отнимаешь – твои губы на моих, глубокое прикосновение, проникновение – смех стих, слов – нет – и ближе, и глубже, и жарче, и нежней – и совсем уже невыносимая нега, которую ты так прекрасно, так искусно длишь».
Стих, танец, музыка. Язык, на котором говорят артисты Мария Семушина и Владимир Зверев.
27 июня, вторник
«Па-де-де» – совместная выставка Андрея Жукова и Бориса Констриктора Галерея современного искусства «Борей», Малый зал – Литейный пр., 58).
Это пятая совместная выставка Андрея Жукова и Бориса Констриктора, в основе которой – принцип взаимодополняемости. Объекты одного и графика другого создают причудливый философско-художественный ландшафт, в котором идеи и образы сплетаются в анонсированном танце.
Па-де-де́ (фр. pas de deux «шаг обоих») – одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды.
Борис Констриктор – известный поэт, прозаик, художник, критик, перформансист. Родился в 1950 году в Ленинграде. Автор нескольких книг стихов, прозы и альбомов графики. Как художник участвовал во многих выставках в России и за рубежом. Входил в круг поэтов Малой Садовой. В 1970-х был членом группы трансфуристов (Ры Никонова, Сергей Сигей, А. Ник). Иллюстрирует поэтические книги, как свои, так и других авторов. Одно из направлений творчества – «книга художника». Награжден медалью Института Русского Авангарда «За вклад в развитие искусства», почетный член Академии Зауми, обладатель Международной Отметины им. Д. Бурлюка, стипендиат Akademie Schloss Solitude (Штутгардт), член редколлегии журнала «Крещатик».
Андрей Жуков – невролог, культуролог, фотограф, художник-перформансист, куратор ряда арт-проектов. Родился в 1954 году Ленинграде. С 1990-х годов участник множества художественных акций и выставок в Санкт-Петербурге. Относит свое творчество к «семантической» ветви современного искусства.
19.00 «Операция “Метаморфозы”» – мультимедийный концерт-расследование Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Открытая киностудия «Лендок» – наб. Крюкова канала, 12).
Новая программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга – это интерпретации знакомых мелодий или музыкальное самоуправство? Не переходят ли креатив и творческое «баловство» допустимые границы? На эти вопросы попытаются ответить автор оригинальных аранжировок Дмитрий Калинин и художественный руководитель Владимир Попов со своим знаменитым коллективом.
По сути, новая программа – это музыкальное расследование, которое проведут приглашенные спецагенты одной солидной детективно-музыкальной службы: режиссер программы Михаил Черняк и видеохудожник Валентин Суханов.
19.00 Премьера балета «Чудесный мандарин» и оперы «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
27 и 29 июня в рамках в Мариинском театре пройдут сразу две премьеры. Одноактные сочинения Белы Бартока – балет «Чудесный мандарин» и опера «Замок герцога Синяя Борода» – будут представлены на исторической сцене в один вечер. Режиссер-постановщик и хореограф – Юрий Посохов.
Бела Барток известен, прежде всего, как автор симфонических и фортепианных сочинений. Его единственная опера «Замок герцога Синяя Борода» и два балета, один из которых «Чудесный мандарин», крайне редко появляются на российских сценах. В предстоящей премьере одноактные сочинения венгерского композитора не случайно объединены в общую программу. Известно, что сам Барток считал такое соседство удачным.
Бела Барток написал балет «Чудесный мандарин» в 1919 году, но сцену сочинение увидело лишь семь лет спустя – мировая премьера состоялась в 1926 году в муниципальном театре Кёльна в Германии. В основе либретто Мельхиора Лендьела – история о заколдованном китайском мандарине (чиновнике), чья страсть к уличной девушке делает его бессмертным. Из-за «аморальности» спектакль исключили из репертуара сразу после второго представления, потом о балете надолго забыли. Признание публики пришло уже после смерти композитора: «Чудесный мандарин» множество раз показывали на ведущих европейских и американских сценах. А в 1961 году прошла российская премьера – балет в постановке Леонида Лавровского под названием «Ночной город» был показан в Большом театре. Хореографом предстоящей премьеры в Мариинском выступил Юрий Посохов. 27 июня главные партии исполнят Диана Вишнёва и Кимин Ким.
Вторым открытием вечера станет «Замок герцога Синяя Борода», первая и единственная опера Белы Бартока. Молодой Барток написал оперу в 1911 году, но премьера состоялась лишь в 1918 году в Венгерском государственном оперном театре в Будапеште. Российская публика познакомилась с сочинением в 1978 году в Большом театре – опера там звучала на русском языке. Оригинальную версию на венгерском языке представили в Мариинском – в 2010 году состоялась премьера совместной постановки с Английской национальной оперой в версии режиссера Дэниела Креймера.
Французская сказка о Синей Бороде – один из самых знаменитых и воспроизводимых сюжетов мировой литературы. В 1901 году его переосмыслил Морис Метерлинк, написав пьесу «Ариана и Синяя Борода». Именно ее за основу оперного либретто взял венгерский писатель Бела Балаж. В его версии жены герцога символизируют периоды жизни Синей Бороды: утро, день, вечер и ночь. Последняя – главная героиня Юдит – предстает настойчивой и даже капризной дамой, требуя от супруга открыть все семь дверей, скрывающих страшные тайны. Семь дверей – семь выразительных симфонических картин, погружающих слушателя в мрачную и напряженную атмосферу. На премьерных показах 27 и 29 июня партию Герцога Синяя Борода исполнит Михаил Петренко.
28 июня, среда
18.30 Гала-концерт Международного конкурса композиторов «Светлая дорога» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В исполнении Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова прозвучат произведения лауреатов и дипломантов Международного конкурса композиторов «Светлая дорога».
В программе:
– Эдуард Кипрский. Express-Concerto для двух скрипок и симфонического оркестра;
– Анна Кузьмина. «Путешествие при северном ветре» для маримбы, вибрафона, и оркестра;
– Сачира Горочин. Времена года. Зима. Сюита для симфонического оркестра;
– Александр Тлеуов. «Светлый путь» для большого симфонического оркестра;
– Лю Синьхуа. «Ритм песков»;
– Екатерина Винник. Концерт для фортепиано с оркестром «Пояс и путь»;
– Вэн Фэн. «Голоса пустыни»;
– Артем Петайкин. Концерт для маримбы с оркестром.
19.00 Спектакль «Джордж Каплан» (БДТ им. Г.Товстоногова – наб.реки Фонтанки, 65).
Спектакль «Джордж Каплан» поставлен в БДТ молодым режиссером Арсением Бехтеревым, выпускником Мастерской Андрея Могучего. В основу постановки легла одноименная пьеса современного французского драматурга Фредерика Соннтага. В БДТ состоится первая постановка этой пьесы в России.
Герои спектакля – подпольная группа молодых активистов, команда сценаристов, члены тайного правительства. На первый взгляд различий между ними больше, чем общего. Однако, для каждого из них принципиально важное значение имеет Джордж Каплан. Но кто он и почему влияет не только на героев спектакля, но и на жизнь современных людей? Режиссер Арсений Бехтерев предлагает зрителям решить эту загадочную головоломку о мифах и информационной войне, о личности, способной изменить мир, и о манипуляции человечеством. Но с Джорджем Капланом нужно быть осторожным: любой исчерпывающий ответ рождает новый вопрос.
Впервые имя Джорджа Каплана появилось в фильме «К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока. Оно принадлежало выдуманному спецагенту: несмотря на то, что человека с таким именем не существовало, Джордж Каплан заметно повлиял на ход событий.
Пьеса «Джордж Каплан» – часть цикла Соннтага под названием «Призрачная трилогия» (пьесы «Джордж Каплан», «Бенджамин Уолтер» и «Б. Травен»). В этом цикле драматург исследует существовавшие в 20 веке и актуальные сейчас способы разговора на политические темы, размышляет о рождении и распространении историй и мифов, а также о формах борьбы с обществом потребления.
29 июня, четверг
19.00 Концерт «Лист и Шопен» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки ,41).
Ференц Лист и Фредерик Шопен – ярчайшие представители романтической эпохи, которые вошли в историю музыкального искусства не только как великие композиторы, но и как пианисты-новаторы, открывшие новые художественные горизонты в фортепианном исполнительстве и обогатившие репертуар инструмента, изобретенного в XVIII веке и получившего мировое признание в следующем, XIX столетии.
Репертуар Листа был поистине огромен и включал в том числе многочисленные переложения органных и симфонических произведений, а также транскрипции инструментальных сочинений, песен, сцен из опер и фрагментов кантат.
Венгр по рождению, Лист рано покинул свою родину и выбрал путь музыканта, для которого пребывание в том или ином европейском государстве – Франции, Швейцарии, Италии, Германии – становилось очередным творческим этапом и стимулом для духовного и профессионального совершенствования.
Выступления пианиста – страстные, эффектные, виртуозные – захватывали слушателей и производили грандиозный фурор. Критик Александр Серов с восхищением вспоминал: «Лист, как виртуоз, феномен из числа тех, что являются однажды в несколько столетий». Именно Лист положил начало сольным концертам-монологам, отказавшись от общепринятой практики постоянного участия нескольких музыкантов.
Расцвет творчества Шопена, польского композитора и пианиста, связан, прежде всего, с Францией. Музыкант выступал в парижских салонах, которые посещали представители парижской интеллигенции, предпочитая их огромным концертным залам.
Современники оставили множество воспоминаний о чарующей и одухотворенной игре Шопена, отмечая мягкое туше, необыкновенно тонкую педализацию, эффект «звуковой дымки» и широчайшую палитру оттенков звучания рояля.
Контрастные по темпераменту, исполнительской манере, художественным предпочтениям и вкусам, Лист и Шопен стали авторами новых блистательных глав в летописи фортепианного искусства. Сочинения композиторов, написанные для сольного фортепиано и в сопровождении симфонического оркестра, по праву являются неотъемлемой частью репертуара современного пианиста и не сходят с концертной эстрады.
В программе вечера прозвучат сочинения Листа и Шопена, созданные композиторами в разные творческие периоды и отражающие их индивидуальный стиль и авторский почерк.
19.00 XXХ Петербургский фестиваль джаза «Свинг белой ночи – 2023» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
На фестивале планируются выступления известных отечественных музыкантов. На сцене предстанут джазовый пианист и композитор Алексей Подымкин, Виталий Головнев (труба), пианист и аранжировщик Евгений Борец, пианист и композитор из Сочи Алексей Самарин, российский пианист и композитор Андрей Кондаков, петербургские мастера джаза Давид Голощекин, Гасан Багиров, Ильдар Казаханов и вокалистка Юлия Касьян. В программах фестиваля примут участие также и зарубежные музыканты: пианист и вокалист Ваагн Айрапетян (Армения), блюзовый исполнитель Рой Янг (Израиль).
Концерты 29 и 30 июня, а также 1 июля будут проходить в Филармонии джазовой музыки. Начало в 19.00. А 2 июля в 13.00 состоится традиционный Гала-концерт под открытым небом у Михайловского замка. Вход на это мероприятие свободный.
Участников фестиваля представит его постоянный ведущий Владимир Фейертаг.
Музыкальный директор фестиваля –Давид Голощекин.
30 июня, пятница
19.00 Спектакль «Жениться вам надо, барин» (Выборгский Дворец культуры – ул. Комиссара Смирнова, 15, лит.А).
Спектакль создан по мотивам повести Н. Некрасова «Осенняя скука». Действие происходит в поместье, за окном стужа и темень. До ближайшей усадьбы несколько верст. Скука и осенняя тоска одолевают барина Ласукова ежедневно. Он спит весь день, а по вечерам, не зная, чем себя занять, заставляет слуг развлекать его, изображая то цыган с бубном, то петухов на утренней заре и вообще все, что ему в голову взбредет.
Подобные вечера случаются практически каждый день. Слуги валятся с ног от усталости, и пока они, переходя от пантомимы к танцам, от игры на пианино обратно к пантомиме, мечтают об отмене крепостного права и о смерти барина одновременно, зрители смеются и аплодируют. Но в ходе спектакля становится понятно, что перед нами не просто красочный калейдоскоп скоморошества, плясок, музыкальных номеров. Спектакль выстроен по принципу контраста – в разгар веселья он призывает задуматься о серьезных, свойственных русскому человеку вопросах: «Что делать?», «Кто виноват?», «Как жить?».
19.00 Спектакль-фламенко «Фрида» (Колизей Арена – Невский пр., 100).
Великолепный спектакль-фламенко посвящен мексиканской художнице Фриде Кало. Как танцевальный спектакль может стать высокой трагедией? Точнее всего это объяснил Федерико Гарсиа Лорка в статье-лекции о дуэнде (duende – разновидность домового духа, который любит подглядывать за людьми –прим. ред.). Метафоричный, как все поэты, он назвал дуэнде силой, которую «все чувствуют и ни один философ не объяснит», которую можно лишь ощутить, настолько она стихийна и иррациональна. И это дуэнде незримо присутствует в спектакле «Фрида», где движения танца идут от самых подошв.
Автору и режиссеру Наталье Зайковой удалось перевести биографию Фриды на язык фламенко. Точеная пластика по своей грации и символизму каждого движения созвучна картинам Кало, в которых все элементы наделены определенным смыслом. Спектакль построен на органичном взаимодействии танца и видео-проекций картин Фриды Кало, которые еще больше усиливают впечатление от действия, основанного на главных этапах жизни художницы, начиная с аварии, в которую она попала в 17 лет, и кончая её уходом из жизни.
Наталья Зайкова: «Спектакль «Фрида» для меня – это то место, где чувствуешь себя родной и свободной, где можно быть странным и вообще любым, где можно оплакивать, не скрываясь и не скрывая».
На заставке использована фотография Татьяны Дьяконовой