15 ноября, вторник

18.00 Открытие выставки Николая Баранова «Пейзаж для героя» (Нижний зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
В проекте представлены городские пейзажи последних трех лет, выполненные в технике масляной пастели. Отдельно представлены работы в области книги: серия книжного проекта «Государственные символы России» совместно с Государственным Эрмитажем, международный проект «Дома и домики Петра Первого», многотомная энциклопедия «Три века Санкт-Петербурга», юбилейные книжные проекты Всероссийского литературно-художественного журнала для школьников «Костер», в которых Николай Баранов выступил художественным редактором.

18.00 Открытие выставки «Какой-то странник вечный я…» к 200-летию со дня рождения Аполлона Григорьева (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В Музее Достоевского открывается выставка о жизни и творчестве Аполлона Григорьева – поэта, театрального и литературного критика, переводчика, публициста, сотрудника журналов братьев Достоевских «Время» и «Эпоха».
Аполлон Григорьев прожил недолгую, но яркую жизнь, оставив неизгладимый след в русской культуре. Он создал собственную концепцию «органической критики». Актеры жаждали и боялись его страстных и строгих статей, а читатели наслаждались ими. Именно Григорьев придумал известные формулы: «Пушкин – наше все», «цветная истина», «лишний человек», «мертворожденное произведение». Себя поэт и критик называл «последним романтиком», «недовершенным Создателем артистом», «ненужным человеком».
Григорьев – автор знаменитых «Цыганской венгерки» и «Гитары семиструнной», которые исполнялись и исполняются артистами разных жанров: Владимиром Высоцким, Шарлем Азнавуром, Аркадием Северным, Олегом Погудиным. Некоторые из этих вариаций звучат на выставке. Тексты Григорьева пленяли не только современников, но и литераторов других эпох: Александра Блока, Юрия Нагибина, Бориса Рыжего, Александра Кушнера и т. д.
Выставка рассказывает о непростом жизненном пути «русского Гамлета» (как называл Григорьева Федор Достоевский), о трагическом разломе между мечтами и реальностью. Сопровождает выставку аудиоспектакль. В роли Аполлона Григорьева – ведущий актер Театра на Васильевском Михаил Николаев.
Кураторы выставки – научные сотрудники Музея Достоевского Александра Чернышова, Елена Долгих. Дизайнер выставки – Аркадий Опочанский.
Выставка открыта до 12 февраля.

19.30 Премьера фильма Константина Статского «Жанна» (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
В основу фильма легла пьеса Ярославы Пулинович, которая была поставлена в Театре Наций восемь лет назад. Картину представит режиссер фильма Константин Статский, а продюсер и актер Евгений Миронов поприветствует зрителей в видеообращении.
Жанна – self-madewoman, которая прошла через многое в 1990-е годы: нищету, предательство, смерть близких. Теперь у нее своя торговая компания, роскошная квартира и молодой любовник Андрей. Кажется, кроме молодости у Жанны есть все. Но идиллия рушится в один день. Роль главной героини исполнила актриса Ксения Раппопорт.

16 ноября, среда

19.00 Премьера фильма «Эмили» (Кинотеатр «Аврора» — Невский пр., 60).
Это биографическая картина о жизни английской писательницы Эмили Бронте — «Эмили». История страстных отношений самой загадочной из сестер Бронте, вдохновившая автора на написание своей лучшей книги «Грозовой перевал». «Эмили» — это также мелодраматический манифест главной дебютантки года, австралийки Фрэнсис О’Коннор.
В главной роли молодая звезда британского кинематографа Эмма Маккей. В фильме также снялись Оливер Джексон-Коэн и Финн Уайтхед. Продюсером картины стал Дэвид Баррон. Фильм представит Анна Макарова, киновед, лектор образовательного центра «Правое полушарие интроверта». Показ пройдет на английском языке с русскими субтитрами. В широкий прокат картина выйдет 17 ноября.

17 ноября, четверг

14.00 Старт проекта «Внеклассное чтение» (Мраморный дворец – Миллионная ул., 5/1).
Русский музей совместно с Государственной филармонией для детей и молодежи представляет проект «Внеклассное чтение». Музыкально-поэтический спектакль «Медный всадник» продемонстрирует сочетание художественного слова, видеоряда и музыки Петра Чайковского.
Русский музей реализует разнообразные просветительские программы, которые в доступной форме знакомят молодое поколение с шедеврами русского искусства. Этот проект дает возможность учащимся посетить спектакли по литературным произведениям из школьной программы и будет особенно интересен держателям Пушкинской карты.
В программе участвует артист Сергей Соловьев, дирижер Дмитрий Ноздрачев, а также Симфонический оркестр Государственной филармонии для детей и молодежи Санкт-Петербурга.

17.00 Вернисаж выставки «Осень – 2022» (Выставочные залы Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
СПбСХ насчитывает более 4000 членов, объединенных в секции живописи, графики и фотографии, скульптуры, монументального искусства, керамики, реставрации и иконописи, декоративно-прикладного искусства, плаката, искусства театра и кино, критики и искусствоведения. «ОСЕНЬ—2022» предъявит на суд зрителя произведения более 1000 участников всех секций союза.
Выставка открыта до 27 ноября.

18.00 Открытие выставки «Град Петров. Петровский Петербург в зеркале искусства Серебряного века» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Санкт-Петербург – наиболее яркое воплощение деяний Петра Великого. Зримый итог реформ царя-преобразователя, средоточие передовой русской культуры и новая столица российского государства, петровский «парадиз» был воспет в веках как город неповторимой красоты. С начала XVIII века Петербург традиционно изображался в гравюре, а к 200-летию города его активно стала запечатлевать сравнительно молодая фотография, существенно обогатив палитру искусства Серебряного века.
В 1902 году в журнале «Мир искусства» была опубликована знаменитая статья А. Н. Бенуа «Живописный Петербург», которую редактор журнала С. П. Дягилев сопроводил не только графическими работами А. П. Остроумовой-Лебедевой, Е. Е. Лансере, И. Э. Браза на петербургскую тему, но и фотографическими видами Северной Пальмиры, снимками площадей и набережных.
В 1903 году мирискусники, широко обращавшиеся в своем творчестве к образу Северной столицы, приняли активное участие в организации выставки «Старый Петербург», а в 1907 году — в создании одноименного музея, одной из главных задач которого была фотофиксация памятников архитектуры, в первую очередь XVIII века. Съемки проводили В. Я. Курбатов, Н. Г. Матвеев, К. К. Кубеш, П. С. Радецкий, чьи работы экспонировались на «Выставке художественно-архитектурных фотографий» (1911), воспроизводились в открытках Общины св. Евгении Красного Креста, в известном путеводителе «Петербург» (1913).
В выставочный проект «Град Петров» вошли работы мастеров «Мира искусства», произведения книжной графики, открытые письма и журналы начала XX века, а также более 150 оригинальных фотоотпечатков, многие из которых демонстрируются впервые.
Показ экспонатов сопровождается звучанием стихов о Петербурге А. Блока, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Белого, В. Иванова, М. Кузмина, Н. Агнивцева в исполнении театральных актеров.
В выставочном проекте принимают участие Государственный Русский музей, Российский государственный исторический архив, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Научная библиотека Российской академии художеств, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Выставка открыта до 15 января.

19.00 «Русские сезоны – XXI век» – концертная программа симфонического оркестра Санкт-Петербурга к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева (Эрмитажный театр — Дворцовая наб., 34).
Концертная программа приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева, легендарного импресарио, критика и мецената.
Организованные им в Париже «Русские сезоны», в рамках которых были представлены шедевры и смелые новаторские спектакли опер и балетов, открыли широкий пласт самобытной русской культуры и оказали существенное влияние на развитие творческой и интеллектуальной жизни Европы.
В 1909 году «Половецкие пляски» – одна из лучших сцен оперы «Князь Игорь» – была представлена в постановке хореографа Михаила Фокина. Темпераментные пляски степных кочевников и танцы девушек-невольниц в сочетании с наполненной восточным колоритом музыкой Александра Бородина произвели настоящий фурор среди взыскательной парижской публики.
В 1910 году состоялась премьера балета «Жар-птица», после которой Игорь Стравинский, ранее неизвестный за рубежом, стал знаменитым композитором. Эффектные тембровые приемы и тончайшая оркестровая звукопись, находясь в органичном синтезе с оригинальной хореографией Михаила Фокина и блистательными декорациями и костюмами Александра Головина, передали непостижимую красоту Жар-птицы и фантастические образы зачарованного царства.
Балет «Шехеразада» на музыку одноименной симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова, у которого Сергей Дягилев некоторое время занимался в Санкт-Петербургской консерватории, мечтая о карьере музыканта, увидел свет в том же, 1910 году. Успех постановки, пленившей восхитительной музыкой, необычной хореографией, артистизмом исполнителей и роскошными костюмами, был колоссальным. Марсель Пруст – один из поклонников балета – отзывался о нем так: «Я никогда не видел ничего более прекрасного».
Концертная программа в сопровождении яркой и увлекательной видеоинсталляции состоится в Эрмитажном театре, где в начале XX века проходили репетиции дягилевской труппы и рождались шедевры хореографического искусства.

19.00 Премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» — Александровский парк, 4).
Театр «Мюзик-Холл» представляет новое прочтение оперы «Травиата» Джузеппе Верди. Основная идея режиссера-постановщика Натальи Индейкиной – это тема фатализма, присущая одной из самых популярных опер мирового репертуара, чьи арии, дуэты, ансамбли разошлись на цитаты.
Бессмертную музыку итальянского композитора исполнит симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело.
В постановке примут участие хор и солисты театра «Мюзик-Холл» Назия Аминева, Дмитрий Григорьев, Дмитрий Мулярчик, Елизавета Михайлова, Анастасия Самарина, Тигрий Бажакин, а также приглашенные артисты – солистка Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Мария Бочманова и солист Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Роман Арндт. Только 17 ноября, на премьерном показе, солист Мариинского театра Василий Герелло исполнит роль Жоржа Жермона.
За визуальную составляющую отвечает художник-постановщик Юлия Гольцова. В сценографии прослеживается идея увядания, искусственности и движения к неминуемой гибели: элемент оформления в виде разбитого зеркала, которое в конце спектакля разлетится на мелкие осколки, станет наглядной метафорой разрушения мечты, мимолетности любовных чувств и тщетности бытия. Визуальный ряд, дополненный современным видеоконтентом Вадима Дуленко, отразит сложный внутренний мир героев. Присутствие инфернальных сил и сомнительное окружение дамы полусвета воплотит балет театра при помощи пластического решения хореографа спектакля Марии Коложвари.

19.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» (Белый зал Политехнического университета – ул. Политехническая, 29).
В исполнении оркестра прозвучат Венгерские танцы Иоганнеса Брамса и Славянские танцы Антонина Дворжака.
Рождением Венгерских танцев мы обязаны дружбе композитора Брамса с талантливым венгерским скрипачом Эде Ременьи, который славился ярким исполнением народных мелодий. Вместе они колесили по Германии подобно бродячим музыкантам: гуляли, знакомились с местными жителями, устраивали импровизированные ночные концерты. Слушатели были в восторге от музыки. Люди толпились, веселились и получали наслаждение от услышанного. Особое настроение этих гастролей в сочетании с национальным колоритом позже легло в основу одного из популярнейших циклов – Венгерских танцев Брамса.
Венгерские танцы Брамса, в свою очередь, послужили образцом для Славянских танцев молодого чешского композитора Антонина Дворжака. Публикация партитуры Славянских танцев (варианты для оркестра и для домашнего музицирования на фортепиано) вызвала нашествие на нотный магазин и прославила автора далеко за пределами своей родины.

19.00 Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Юстуса Франтца (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Немецкий пианист и дирижер Юстус Франтц хорошо знаком отечественному слушателю. Он открыл европейской публике имена молодых российских музыкантов, среди которых Максим Венгеров, Вадим Репин, Евгений Кисин, Анна Нетребко.
Говорят, что музыканты XX века делятся на два типа: тех, кто играл с Бернстайном, и тех, кто играл с Караяном. Юстус Франтц – один из немногих, кто сотрудничал с обоими.
В середине 1990-х он поставил на петербургской сцене оперы «Волшебная флейта» (впервые на немецком языке) и «Свадьба Фигаро», позднее представлял эти спектакли на гастролях в Германии.

18 ноября, пятница

16.00 Премьера театрализованного музыкального представления «Двенадцать месяцев» по поэтической сказке Александра Тимофеевского. Режиссер – Женя Глюкк (Детская библиотека № 6 ЦБС ВО – пер. Каховского, 5 Б).
Премьера сказки «Двенадцать месяцев» посвящена памяти поэта Александра Тимофеевского (1933 – 2022).
Александр Тимофеевский – автор текста «Песенки Крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка», автор многих детских книг, сценариев мультфильмов «Мук-скороход», «Почтарская сказка», «Дереза», «Музыкальный магазинчик» и прочих. Произведения А. П. Тимофеевского основаны на традициях русской сказки и вместе с тем чрезвычайно современны.
Проект «Двенадцать месяцев» – это театрализованное музыкальное представление по поэтической сказке Александра Тимофеевского «Двенадцать месяцев», проникнутой глубоким чувством любви к русской природе и воспевающей ее красоту.
В основе сюжета лежит известная народная сказка о злой мачехе, доброй работящей падчерице и двенадцати братьях-месяцах. В спектакле использованы иллюстрации художницы Натальи Петровой, выполненные в технике линогравюра и акварель. На основе этих художественных работ создан красочный анимированный видеоряд, сопровождающий действие.
Музыкальный руководитель проекта – Алексей Зубарев. Режиссер проекта – Женя Глюкк (Евгения Валерьевна Голубева), художественный руководитель театра «Вампука». Редактор и куратор проекта – Наталья Григорьевна Дьякова, редактор студии «Союзмультфильм», она же являлась бессменным помощником Александра Павловича Тимофеевского. Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры РФ (грант Российского фонда культуры).
Спектакль рекомендован детям старшего детсадовского, младшего и среднего школьного возраста.

16.00 Открытие новой экспозиции в частном Музее Петербургских ангелов (пр. Римского-Корсакова, 93, кв. 26).
На проспекте Римского-Корсакова, 93, в облюбованном многими художниками районе Коломна вот уже год существует маленький музей Петербургских ангелов. Музей – мемориальная квартира, где жили и работали два замечательных художника-кукольника Роман Шустров и его жена Мария Касьяненко.
Роман известен как автор кукольной скульптуры. Старичок-ангел под зонтиком, который ровно 10 лет назад присел на скамейку в Измайловском саду близ Молодежного театра на Фонтанке, превратился в настоящий символ Петербурга. Другой ангел Романа установлен в беседке Любашинского сада в районе площади Мужества. Третий ангел установлен в 2021 году на набережной реки Карповка около Первого мединститута в честь погибших от ковида медиков. Дорабатывала Печального ангела Мария Касьяненко, жена и муза Романа.
Участники встречи, посвященной первой годовщине музея, узнают о том, чем живет дом ушедших художников сегодня, о тех выставках, которые прошли за год, о мастер-классах, джазовых и литературных вечерах, о ближайших планах музея. Будет представлена новая экспозиция работ Романа Шустрова, которыми поделились частные коллекционеры Александр Левин и Николай Сердечный. Также посетителям музея расскажут об открытии Музыкального ангела Романа Шустрова в городе Череповец.
Вход в музей: код на воротах *1453#, на двери подъезда 358 одновременно.

17.00 Ретроспектива фильмов Эльдара Рязанова, приуроченная к 95-летию со дня рождения режиссера (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
В программу войдут четыре культовые картины мастера: «Карнавальная ночь» (1956), «Берегись автомобиля» (1966), «Вокзал для двоих» (1982), «Жестокий романс» (1984). Они представят удивительную разноплановость и многогранность творчества Рязанова, ставшего настоящим символом советской эпохи, главным отечественным режиссером второй половины XX века. Рязанов начинает с жанра комедии и яркого праздника на большом экране в «Карнавальной ночи», говорит о справедливости и внутренней свободе в «Берегись автомобиля», а затем проявляет себя как тонкий лирик и даже трагик в картинах «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс».
С кинотеатром «Аврора» у режиссера также особая связь: все премьеры его фильмов в Петербурге, начиная с 1996 года, проходили именно здесь.
Эльдар Рязанов – выдающийся кинорежиссер, сценарист. За свою творческую биографию написал 30 сценариев, снял 36 фильмов и создал более двухсот авторских телевизионных программ.
Расписание показов:
18 ноября, 17.00 — «Карнавальная ночь»;
19 ноября, 17.00 — «Берегись автомобиля»;
20 ноября, 17.00 — «Вокзал для двоих»;
21 ноября, 17.00 — «Жестокий романс».

19.00 Концерт Ровшана Мамедкулиева (Музыкальный салон Artstand.art – ул. Казанская, 7 В).
Ровшан Мамедкулиев является доцентом единственной в России кафедры классической гитары в Академии имени Маймонида (Москва).
В программе – гитарная классика (от Франциско Тарреги до Роллана Дьенса) и редко исполняемые сочинения российских гитарных композиторов (Сергей Руднев и Никита Кошкин).

19.00 Открытие ХХХIII Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В афише – 20 мировых и 12 российских премьер. Среди участников – Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), петербургский Justensemble, четыре хоровых коллектива: Концертный хор «Перезвоны», Женский хор музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Концертный хор Санкт-Петербургского института культуры и Хор Санкт-Петербургской консерватории, вокалистки Анна Листова и Ирина Васильева, пианисты Алексей Глазков, Александра Листова и Сергей Осколков-младший.
Фестиваль откроется 18 ноября в Малом зале филармонии концертом памяти Джорджа Крама. Его музыка неизменно исполнялась на «Звуковых путях», сам композитор приезжал на фестиваль в 1997 году и стал тогда Почетным членом одноименной Творческой ассоциации, а в 2019 году на фестивале торжественно отмечали его 90-летие. В программе нынешнего концерта – камерные сочинения самого Крама и петербургских авторов, в которых своеобразно преломились идеи американского композитора.
Выступление Ансамбля солистов 19 ноября посвящено памяти летописца концертной жизни Ленинграда-Петербурга, критика, музыканта Михаила Григорьевича Бялика.
Название финального хорового концерта в Малом зале филармонии 23 ноября – «Сергей Слонимский и его школа». В этом году Сергею Михайловичу исполнилось бы 90 лет. «Звуковые пути» он поддерживал со времен основания, музыка Слонимского органически вписывалась в контекст фестивальных программ, а ряд сочинений композитор написал специально для премьерного исполнения на фестивале. В 1998 он стал Почетным членом Творческой ассоциации «Звуковые пути».
Особняком стоит концерт фортепианных миниатюр в Фонде художника Михаила Шемякина 20 ноября. В программе – только премьеры. Они посвящены юбилеям – сочинения к 150-летию со дня рождения Александра Скрябина и 100-летию со дня рождения Янниса Ксенакиса являются своеобразными репликами петербургских авторов на творчество юбиляров. В этом году у фестиваля появился партнер – Международный конкурс молодых композиторов Звуковые пути в Шанхае. В третьем отделении концерта прозвучат сочинения лауреатов этого конкурса – китайских композиторов Ли Идэ, Лу Дайвэй, Ни Чэнкан и ГаоЧжии. А исполнят все три блока столь разнообразной программы пианисты Алексей Глазков и Сергей Осколков-младший при участии авторов фортепианных миниатюр.

19.00 Встреча-лекция «Петербургские типы. От Добужинского до наших дней» (Библиотека книжной графики – ул. 7-ая Красноармейская, 30).
Традиция изображать современников была сильна в начале ХХ века в творчестве М. Добужинского, Б. Кустодиева, Ю. Анненкова и особенно В. Лебедева. Спустя сто лет современные художник Ольга Васильева и культуролог Анна Север создают свою галерею типажей и нравов ХХI века. Читатели встретятся с авторами и издателем книги «Это мы. Петербургские зарисовки» Ольгой Васильевой, Анной Север и Николаем Кононихиным.
Вход свободный.

20.00 Исполнение Пятой симфонии Шостаковича к 85-летию мировой премьеры (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В первом отделении концерта прозвучат сочинения Сергея Прокофьева: симфонические фрагменты оперы «Любовь к трем апельсинам» и один из самых исполняемых в наследии композитора – Третий фортепианный концерт. Солист – пианист Дмитрий Шишкин.
Пятая симфония занимает и в наследии Шостаковича, и во всей музыке XX века особенное место. Партитура была написана в экстремальных и трагических обстоятельствах. В январе 1936 года в газете «Правда» вышла печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», критикующая его стиль как «не соответствующего ожиданиям советского народа». Это был страшный удар, изменивший траекторию творческого развития композитора и необратимо повлиявший на его личность.
Пятая симфония, увидевшая свет спустя почти два года – 21 ноября 1937 года – стала своего рода воплощением эстетики «новой простоты», к которой автор обратился под давлением обстоятельств. Успех на премьере был ошеломляющим. Во время финала слушатели непроизвольно поднялись со своих мест, овации длились более получаса, выражая солидарность с художником, официально не реабилитированным со времен нападок в «Правде».

19 ноября, суббота

18.00 Премьера «Вечер Мольера» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
В постановке «Вечер Мольера», основанной на пьесах «Тартюф» и «Амфитрион», попытка приблизиться к Мольеру решается самыми разными приемами. Акцент в спектакле ставится на актерские работы. Возрастные роли молодые артисты решают не за счет внешних приемов, а через смысл и содержание. Это одна из задач режиссера и мастера курса Андрея Андреева, которую он ставит перед студентами. Другая учебная и художественная задача – это владение стихом. «Для меня Мольер в первую очередь, – поэт. И только потом потрясающий драматург», – говорит А. Д. Андреев, поэтому стихотворную форму здесь не скрывают, а преподносят, как художественный язык, и, отдавая дань уважения французской драматургии, даже говорят на старофранцузском.
Художник – Дарья Здитовецкая.
Режиссер –Андрей Андреев.

20 ноября, воскресенье

13.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Волшебный мир мультфильмов» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
На этот раз юных слушателей ждет музыка из «Алладина» Уолта Диснея.
Музыку к мультфильму написал знаменитый Алан Менкен, а песни из «Аладдина» стали настоящими хитами. В воскресенье во Дворце Белосельских-Белозерских прозвучат не только мелодии из мультфильма в исполнении СПб ГАСО. Саму восточную сказку расскажет актриса Лариса Кудрина, а песочная анимация художницы Анастасии Ярковой дополнит это фантазийное детское представление.
Дирижировать будет маэстро Юрий Лебедев – дирижер оперного театра немецкого города Эрфурт, преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории и консерватории города Веймара.

16.00 «Музыкальный час» Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Воскресный концерт откроет 85-я симфония Йозефа Гайдна, которая была одним из любимых произведений королевы Марии-Антуанетты и осталась в истории именно под таким названием: «Королева».
Следом прозвучит увертюра к пьесе Виктора Гюго «Рюи Блаз» Феликса Мендельсона.
Эрих Корнгольд – один из основателей киномузыки, композитор-вундеркинд начала XX века, завоевал европейскую известность уже в 11 лет. В концерте прозвучит его более позднее сочинение – замечательная фантазия на музыкальные темы Иоганна Штрауса.
Завершит программу «Возвращение Лемминкяйнена», музыкальный эпос финского классика Яна Сибелиуса о приключениях знаменитого героя Калевалы.
Дирижирует в этот день маэстро Юрий Лебедев.

19.00 Церемония вручения VII Национальной оперной премии «Онегин» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
В этом году вручение Национальной оперной премии впервые состоится на исторической сцене Мариинского театра. В качестве почетных гостей выступят Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Сергей Романовский, Дмитрий Ульянов и действующий президент премии «Онегин» Хибла Герзмава.
Ежегодно на премию «Онегин» номинируются новые оперные постановки последнего театрального сезона, участвующие в них певцы, а также целые театральные коллективы. Из поданных заявок экспертный совет выбирает номинантов, лауреатов определяет почетное жюри премии путем открытого голосования. Лауреаты в номинациях «Дебют», «Мастер сцены», «Состав», «Событие», «Роль второго плана», «Гость» получают заветные статуэтки.
В 2022 году в экспертный совет премии «Онегин» поступили 103 заявки на номинации от театров из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Красноярска, Волгограда, Перми, Краснодара, Самары, Астрахани, Воронежа, Рязани, а также Башкирии и Республики Коми. Жанровый диапазон заявленных постановок впечатляет – от неизменных «Евгения Онегина» и «Свадьбы Фигаро» до оперы по повести Пелевина «Любовь к трем цукербринам», поставленной с использованием технологии дополненной реальности. Помимо государственных театров участвуют независимые театральные компании и оперные лаборатории. Впервые в премии будут участвовать и детские оперы (в специальной номинации «Событие-дети»). Отдельный приз «Фаворит» будет вручен по итогу зрительского голосования на сайте премии.
Бессменной ведущей церемонии вручения премии остается актриса и телеведущая Сати Спивакова.
Официальный сайт Национальной оперной премии «Онегин»: http://oneginaward.ru.

21 ноября, понедельник

XXII региональный конкурс юных скульпторов имени М. К. Аникушина (Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона – Детская ул., 17/1).
XXII конкурс юных скульпторов имени Михаила Аникушина пройдет с 21 по 25 ноября 2022 года в Художественном лицее им. Б. В. Иогансона. В этом году конкурс посвящен 265-летию Российской Академии художеств и 350-летию со дня рождения Петра I.
К участию приглашаются дети и юноши от 5 до 18 лет, которые профессионально занимаются лепкой. Конкурсанты объединяются в три возрастные категории. Первая от 5 до 10 лет, вторая от 11 до 14 лет, третья от 15 до 18 лет. Конкурсанты предоставляют 2 работы: одну на объявленную тему, вторую на свободную тему.
В составе жюри – художники России, академики Российской академии художеств, профессора Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Председатель – академик Российской академии художеств Владимир Симонович Песиков.
Почетный гость конкурса – дочь М. К. Аникушина Нина Михайловна.

17.00 XVI ежегодный фестиваль «Мир без наркотиков» (https://vk.com/rockfestival_spb).
Фестиваль «Мир без наркотиков» – это откровенный диалог с известными людьми и с творческой молодежью, которые не понаслышке знакомы с проблемами депрессии, алкоголизма и наркомании. На сцену выйдут рок-группы: «Бригадный подряд», «Разные люди», «Ангел НеБес», «Наитие», а также Олег Гаркуша, актеры театра «Лицедеи» и другие. Они не только выступят с популярными песнями и композициями, но и поделятся непростыми историями своей жизни.
В студии фестиваля психологи и реабилитологи расскажут о том, как предотвратить проблему и куда можно обратиться за профессиональной помощью. Ведущая – Женя Глюкк.

18.00 Концерт к 80-летию со дня рождения заслуженного артиста России Анатолия Сухорукова (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Анатолий Кузьмич Сухоруков – советский и российский валторнист и музыкальный педагог, солист Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.
Исполнители – ученики и почитатели таланта А. К. Сухорукова, лауреаты международных и всероссийских музыкальных конкурсов: Павел Бирун, Валентин Козырев, Иван Кошкин, Владимир Шевченко, Ксения Безуглова, Анна Червонооченко.
Вход свободный.

18.30 II фестиваль искусств «Время Стравинского» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Второй фестиваль искусств «Время Стравинского» посвящен 140-летию со дня рождения великого мастера. Основой для 3 дней фестиваля послужили три периода творчества композитора – «русский», «неоклассический» и «поздний» («серийный»).
Фестиваль откроется 21 ноября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. В программе заявлены лекция музыкального критика Элины Андриановой «Аполлоническое начало в творчестве Игоря Стравинского», а также концерт «Аполлон Мусагет» в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент».
3 декабря в Екатерининском собрании пройдет мастер-класс Ильи Иоффа по исполнению музыки И. Ф. Стравинского, состоится открытие выставки современного искусства молодых художников и видеоинсталляции «Стравинский и фольклор» на основе архивных материалов. Музыкальный критик Сергей Железнов прочтет лекцию «“Заупокойные песнопения” Стравинского и новая сакральность». Позже состоится концерт Петербургского МолОт-ансамбля совместно с камерным хором «Festino» – «Requiemcanticles» (дирижер – Фёдор Леднёв).
Завершится фестиваль 4 декабря мастер-классом Динары Антоновой «Русский обрядовый фольклор», мультимедийной программой «Солнцеворот» в исполнении фольклорного ансамбля «НовинА» и кларнетиста Александра Захаренко, а также большим концертом Петербургского МолОт-ансамбля «Русский карнавал». В программе концерта, собранной вокруг сюиты из «Истории солдата» Стравинского, встречаются расшифровки фольклорных наигрышей, русские плясовые от Чайковского до современных молодых российских композиторов, в том числе премьера написанного в рамках проекта «Ноты и квоты» сочинения Ярослава Судзиловского «Мем».

22 ноября, вторник

18.30 Вечер к 210-летию со дня рождения Нины Чавчавадзе (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
В программе: рассказ о Нине Чавчавадзе; видеофрагмент из литературно-драматического спектакля «Гостиная Нины» театральной труппы «Страницы старого альбома» (Стокгольм, Швеция); грузинский народный танец Гандаган, исполнитель – Даниэла Флорес; романсы и вальсы.
В вечере примут участие: актер и режиссер Юрий Александрович Решетников; председатель правления Фонда культурного наследия А. С. Грибоедова Алексей Сергеевич Чертков; критик, литературовед, кандидат филологических наук Лоретта Вагеевна Оганезова; актриса театра, педагог, режиссер Елена Александровна Килосанидзе (онлайн).
Вход свободный.

23 ноября, среда

18.00 Лекция «Встреча с парфюмером» (Библиотека «Точка зрения» – ул.Стрельнинская, 11).
Встреча будет посвящена женщинам-парфюмерам и ароматам, которые они создали. Рассказ пойдёт о коварной отравительнице Джулии Тофане. Лектор – Анатолий Корзанов, парфюмер, создающий собственные ароматы.

18.30 Лекция «Как Ленинград разделили на районы: рассекреченная история 1936 года» (наб. реки Фонтанки ,44 ,1-й этаж, Медиахолл).
Районное деление Петербурга – во многом наследие сталинской административно-территориальной реформы. Но мотивы авторов реформы до недавнего времени хранились под грифом «секретно».
Как Сталин и Жданов разделили Ленинград в 1936 году? Почему Выборгская сторона до сих пор разрезана надвое? Почему граница Куйбышевского и Дзержинского судов петляет по задворкам Главного штаба? И почему станция метро «Фрунзенская» так далеко от Фрунзенского района?
Историк и географ Кирилл Страхов представит результаты архивного исследования, которое проливает свет на мотивы и методы районного деления советского города. И расскажет, почему привычные нам районы – детище сталинских репрессий.

24 ноября, четверг

19.30 Премьера спектакля Театральной мастерской «АСБ» – «Космос, или Жизнь – необъяснимая загадка» (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
24 и 25 ноября Театральная мастерская «АСБ» представит на Малой сцене Театра им. В. Ф. Комиссаржевской премьеру спектакля «Космос, или Жизнь – необъяснимая загадка» по одноименной пьесе KLIMa. Выбранные места из переписки Гоголя с друзьями или попытка восстановить 2-й том «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Режиссер – Алексей Янковский. Актеры – Кристина Бойцова, Александр Кошкидько.
KLIM сохранил поэтичность и простоту гоголевского языка, переведя поэму на язык театра. Это не банальная инсценировка и не рассказ о визитах Чичикова к помещикам. Здесь речь идет о других душах – как вечных и мировых, так и человеческих. Обращение к хрестоматийному понятию «русской души». Путешествие души в мировом космическом пространстве, ее соблазны, метаморфозы, и этот вечный вопрос: почему живая душа вдруг обращается в мертвую? Здесь речь идет о России, ее пути и загадках, которые воплотились в вопросы человеческие.

19.30 Концерт «Классики XX века» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В исполнении камерного оркестра «Северная Симфониетта» под руководством маэстро Фабио Мастранджело прозвучат произведения выдающихся композиторов двадцатого столетия.
Джордж Гершвин по праву считается классиком музыки XX века, с его именем связана интереснейшая глава в истории музыкальной культуры – «эпоха джаза». Творчество Бенджамина Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах. Даг Вирен – представитель шведского неоклассицизма. Его творчеству присущи четкость и лаконизм форм, использование элементов скандинавского музыкального фольклора.

25 ноября, пятница

Начало работы выставки «»Я поэт, а не мокрица…». К 145-летию со дня рождения Е. Г. Гуро» (Музей петербургского авангарда – ул. Профессора Попова, 10).
Выставка приурочена к 145-летию со дня рождения художника и поэта Елены Генриховны Гуро (1877–1913). Вместе со своим мужем Михаилом Васильевичем Матюшиным она стояла у истоков органического направления в русском авангарде, участвовала в деятельности общества художников «Союз молодежи» и объединения поэтов-футуристов «Гилея».
Главной темой творчества Елены Гуро была природа. Зачастую героями ее произведений, как живописных, так и литературных, становились животные, растения, камни и облака. Михаил Матюшин писал о ней: «…я всегда поражался ее контакту с природой. По обыкновению, она держала тетрадь и карандаш, шла, смотрела, рисовала и записывала. Когда она смотрела или слушала, то вся проникалась вниманием, ее интеллект загорался в контакте к воспринимаемому. Она как бы знала «тайны» вещей и умела переводить их в слово и рисунок».

15.00 Открытие выставки «Очарованный круг «Балаганчика»» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
На протяжении всей своей жизни Александр Блок был связан с театром. Поэт, в юношеские годы мечтавший стать актером, вошел в историю русской культуры как драматург, автор статей о театре и рецензий, театральный деятель, стоявший у истоков Большого драматического театра.
Выставка «Очарованный круг “Балаганчика”» – первая из цикла выставок «Театр Александра Блока». Идея написания «Балаганчика» на основе одноименного стихотворения поэта, созданного в июле 1905 года, возникла у Г. И. Чулкова. Произведение было окончено А. А. Блоком в начале 1906 года, а уже осенью было принято решение о его сценическом воплощении в постановке В. Э. Мейерхольда. Автором декораций «Балаганчика» стал художник Н. Н. Сапунов. Музыку для пьесы написал поэт и композитор М. А. Кузмин. Премьера состоялась в Драматическом театре В. Ф. Комиссаржевской 30 декабря 1906 года на Офицерской улице, 39. Позднее, в предисловии к сборнику «Лирические драмы», Блок назвал постановку «идеальной».
В собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранятся предметы, связанные с «Балаганчиком», которые помогут погрузиться в особый мир лирической драмы А. А. Блока: печатные издания, иллюстрации, выполненные художниками Н. П. Дмитревским и К. К. Соколовым, эскизы к спектаклю, созданные Н. Н. Сапуновым и С. И. Юткевичем. Об истории постановок расскажут театральные афиши и программы. На выставке будут представлены платье актрисы Е. М. Мунт и кукла Пьеро, подаренная А. А. Блоку после его творческого вечера в Политехническом музее в Москве в мае 1920 года.
Для выставки подготовлены мультимедийные программы: карта «Театральный Петербург Александра Блока» со звуковым оформлением, электронный каталог «Очарованный круг “Балаганчика”», рассказывающий об истории первой постановки лирической драмы, о режиссере, актерах, авторах декораций и музыки.
Выставка открыта до 25 мая.

16.00 VI инклюзивный фестиваль детского и молодежного кино «Волшебный фонарь» (Дом молодежи Санкт-Петербурга – Новоизмайловский пр., 48).
В программе фестиваля: демонстрация фильмов, мастер-классы, показ кукольного спектакля, работа интерактивной площадки для родителей и специалистов, детский рок-концерт.

19.00 Премьера спектакля «Легкое дыхание» по рассказам Ивана Бунина. Режиссер – Михаил Лебедев (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Малая сцена – Пионерская пл., 1).
Михаил Лебедев создал сценическую композицию спектакля из нескольких рассказов Бунина о любви. Кроме «Легкого дыхания» режиссер взял для постановки два рассказа из цикла «Темные аллеи» – «Стёпа» и «Кавказ».
Михаил Лебедев: «Мы практически полностью сохраняем текст произведений. Нам важно передать стиль автора. Это будет спектакль о жертвенности женщины, о чистом чувстве любви, которая у Бунина приводит героиню к трагедии».
«Легкое дыхание» – это спектакль о любви и загадочной женской душе, о хрупкости и уязвимости человеческих чувств, о стремлении изменить жизнь и ответственности перед другими, о желании и невозможности счастья.
Режиссер – Михаил Лебедев.
Сценография и костюмы – Наталья Чернова.
Художник по свету – Евгений Козин.
В спектакле заняты: Анна Дюкова, Дмитрий Ткаченко, Екатерина Бездель, Юлия Корж, Никита Худяков.
Следующие показы: 4, 7 декабря.

26 ноября, суббота

10.00 IX Международный конкурс-фестиваль ударных инструментов, перкуссионистов, барабанщиц-мажореток, маршевых и духовых оркестров «Ударная волна» (Отель «Октябрьская» – Лиговский пр., 10).
В конкурсе принимают участие музыканты более чем из 42 регионов России, а также из Беларуси. Прослушивания конкурсной программы участников по 15 номинациям и 7 возрастным категориям пройдут в отеле «Октябрьская» с 26 ноября по 2 декабря. Здесь же будет открыта выставка ударных инструментов и аксессуаров.
30 ноября в концертном зале «Время N» состоится эстрадный концерт «DrumSetAndPercussion» с участием членов жюри и гостей фестиваля. С программой «Билли поет Летова» выступит Билли Новик.
2 декабря в концертном зале «Jagger» в концертной программе «DrumMarchingWave» выступит оркестр суворовцев Московского военно-музыкального училища им. генерал-лейтенанта В. М. Халилова, а также барабанщики маршевой музыки с элементами шоу и дефиле: ансамбль барабанщиков суворовцев «Фиеста» (Москва) и ансамбль барабанщиков «SkyRhythm» (Санкт-Петербург).
Гала-концерт лауреатов конкурса состоится 3 декабря в концертном зале «Jagger».
На протяжении фестивальной недели в официальной группе конкурса в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/drum_wave пройдут трансляции мастер-классов от членов жюри и гастролирующих барабанщиков, а также встречи с российскими производителями ударных инструментов.
Подробнее о конкурсе: https://drumwave.ru

27 ноября, воскресенье

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Забытые шедевры русского симфонизма» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Откроет концерт музыка Александра Алябьева, автора не только знаменитого «Соловья», но и многих других опусов, весьма популярных в свое время. Прозвучат: увертюра к опере «Буря» и симфоническая картина «Лунная ночь или домовые». Следом оркестр сыграет Скерцо для оркестра Сергея Рахманинова, которое тот сочинил в 14-летнем возрасте. Продолжит концерт финал третьей симфонии композитора и музыковеда Сергея Евсеева, ученика Гольденвейзера и Танеева, видного знатока русской песни. Также прозвучит эскиз для симфонического оркестра «Мария Моревна» Николая Черепнина, чье имя тесно связано с «Русскими сезонами» Дягилева в Париже. Завершат концерт пьесы молодого Дмитрия Шостаковича, ярко отразившего в своем творчестве музыкальную жизнь той эпохи. Его композиция «Таити-трот» – великолепная транскрипция популярнейшего фокстрота “TeaforTwo” («Чай вдвоем»).
Дирижирует Александр Титов.

17.30 Показ фильма «Доброе утро, господин Фидельман!» (Киностудия «ЛЕНДОК» – наб.Крюкова канала, 12).
Израильский культурный центр «Натив» при поддержке Генерального консульства Государства Израиль в Санкт-Петербурге в рамках проекта «КЛИК» приглашает в кинозал студии ЛЕНДОК на просмотр израильской драмы режиссера Йосси Мадмони «Доброе утро, господин Фидельман!»
Яков Фидельман – семидесятилетний мастер-плотник и художник-реставратор. После смерти своего делового партнера Маламуда, проработавшего с ним всю жизнь, Фидельман всем сердцем привязывается к своей старой мастерской, которая заменяет ему весь мир. Он отказывается от предложения своего сына Ноя, амбициозного молодого юриста, закрыть бизнес и построить жилое здание на месте мастерской. Он верит, что с помощью его нового подмастерья Антона ему, в конце концов, удастся найти способ сохранить мастерскую, свой мир, а также его прежний уединённый образ жизни. Но после того, как под каменной кладкой в задней части мастерской был найден старинный рояль, изготовленный всемирно известной фирмой Стейнвэй, ситуация усложняется.

19.00 Концерт «Жизнь как опера» ко дню рождения маэстро Фабио Мастранджело (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Концерт в день рождения маэстро стал доброй традицией. В этот праздничный вечер Фабио Мастранджело сам встанет за дирижерский пульт симфонического оркестра «Северная Симфония». В исполнении коллектива прозвучат любимые произведения Фабио Мастранджело – музыка Доницетти, Бернстайна, а также других признанных классиков мирового музыкального искусства. Программа концерта станет прекрасным подарком. Поздравят маэстро и примут участие в концерте сопрано из Италии Кьяра Таиджи, солистка театра «Геликон-опера» Ольга Толкмит, солист Мариинского театра Евгений Акимов, солисты и хор театра «Мюзик-Холл».

28 ноября, понедельник

19.00 Концерт цикла «Консерваторские вокальные вечера» (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65).
Цикл общедоступных концертов «Консерваторские вокальные вечера» – совместный проект Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Культурного центра Елены Образцовой – проводится второй сезон.
В вечере принимают участие студенты и аспиранты классов профессора Евгении Станиславовны Гороховской и профессора Нины Николаевны Арсентьевой.
Художественный руководитель цикла – заведующий кафедрой сольного пения Владимир Ванеев.
Куратор – начальник концертного отдела, доцент Лидия Волчек.

29 ноября, вторник

19.00 Опера «Орлеанская дева» (Мариинский-2, Новая сцена – ул. Декабристов, 34).
«Орлеанская дева» – самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского. Написанная в 1878–1879 годах, она была следующей оперой после экспериментального «Евгения Онегина».
Прошлым летом, после долгого перерыва, Мариинский театр исполнил «Орлеанскую деву» в концерте и принял решение вернуть ее на сцену, ведь немногие общие места партитуры – не изъян, а дань условностям жанра большой оперы. При таком понимании становятся очевидны достоинства «Орлеанской девы»: первоклассная музыка, крепкая драматургия, редкий по мощи патетический заряд. Среди классических русских опер она высится, как громада готического собора – такого, как Реймсский, изображенный в ее кульминационной сцене.

30 ноября, среда

Выставка Маргариты Барановой «Таинственный лес» (Отель «Nevsky» – 2-я Советская, 46, стр.1).
Являясь объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека, природа всегда была и остается объектом внимания философов, художников и философского осмысления на протяжении всей истории. В основу концепции выставки легли метаморфозы урбанистического пространства природного мира. Художнице интересны места, где когда-то кипела бурная деятельность, где человек взаимодействовал с природой, пытался её укротить, изучить, сделать пригодной для жизни. Связь времен и ситуаций, природы и человека, косвенная, логическая или прямая. Ситуации, которые могут существовать в реальности, но не имеют логического объяснения. Красота природы и разрушительность техногенных катастроф, счастье на фоне выжженного и не пригодного для жизни ландшафта, ящик Пандоры и НЛО, как символы известных предрассудков присутствуют в работах.
Маргарита Баранова работает в технике масляной живописи на холсте, основным направлением творчества является фигуративная живопись, сюжетная картина.
Выставка Маргариты Барановой подготовлена совместно с основателем галереи и клуба любителей современного искусства в Санкт-Петербурге Анной Сашиной.