1 марта, вторник

Выставка Александра Некрасова «Дух дышит, где хочет» (Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Евангельская тема – сквозная для творчества Александра Некрасова. На протяжении трех десятилетий художник возвращается к одним и тем же встающим перед его духовным взором образам Благовещения, Сретения, Распятия, Оплакивания, Христа во гробе.
В живописи Александра Некрасова, в средоточии его художественного метода осуществляется органичный синтез пространственности и образности, который можно назвать пластическим жестом. В основе пластической системы художника – выявление нематериального, светового начала, буквальное добывание света из недр изобразительной плоскости. В этом смысле живопись и графика Александра Некрасова – светопись, ее главные герои – пространство и свет. Взаимодействуя с материалом, будь то картон, дерево, холст, фанера или даже дощатые стены дровяного сарая приходского храма в Латвии, – свет обобщает образ до лаконичного иероглифического знака и предстает в образе светоформы – светового вывода из пластического жеста евангельского сюжета.
Александр Некрасов: «Еще до нашего прихода сложились очень глубокие традиции, и надо понимать, оглядываясь назад, в глубину, как в колодец культуры, что все, что мы делаем сегодня, является чем-то преемственным, чем-то продолжающим то, что было сказано раньше, и зачастую сказано гораздо глубже, понятнее и чище. И говорить об этом нужно именно современным языком, тем живописно-пластическим языком, который соответствует сегодняшнему дню. Заново нам открывается та великая тайна, которая живет с нами вне времени. С этим и связано то направление, которое мне интересно, – работа с пространством и светом».
Александр Некрасов (род. 1955) – художник, участник и организатор выставок, создатель и директор музея «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин).
Выставка открыта до 6 марта.

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии. Солист – скрипач, лауреат Международного конкурса имени Чайковского Айлен Притчин. Дирижер – Николай Алексеев (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В программе концерта: Симфония № 7 Прокофьева, Симфонические танцы С.Рахманинова.

2 марта, среда

12.00 Выставка «Холст. Масло. Круг». Масленичная неделя в Arts Square Gallery (ул.Итальянская, 5).
Масленица связана со сменой времен года, символом которого стал блин. Этот солярный знак, солнечный круг, отмечает поворот года к теплу и весне. Именно поэтому на выставке «Холст. Масло. Круг» выбор картин ограничивается одним формальным признаком — только круглые картины. Круглые как Солнце и блин. Такой формат называется «тондо».
В сравнении с традиционными квадратным или прямоугольным форматами, круглый задает особую композиционную игру пластических линий. К нему особенно часто обращались живописцы периода кватроченто, например, Боттичелли и Микеланджело.
На выставке можно увидеть, как экспериментируют с тондо современные авторы: Андрей Рудьев, Денис Шевчук, Анна Красная, Катерина Бородавченко, Сергей Степанов, Юстина Комиссарова, Александр Николенко, Алина Копейкина, Игорь Иванов, Владимир Соловьев, Дмитрий Федин, Игорь Клюшкин, Винера Абдуллина и другие.

19.40 Премьера фильма Ильдико Эньеди «История моей жены» (Кинотеатр «Аврора» — Невский пр., 60).
Ильдико Эньеди, обладательница главного приза Берлинского кинофестиваля и номинант на премию «Оскар»: «Мы сняли фильм о любви, страсти, драме, приключениях и о тысяче оттенков жизни — это бесстыдно эмоциональный рассказ о том, что значить быть мужчиной, что значит быть женщиной, и что значит быть человеком».
Капитан Якоб Штэрр заключает пари с приятелем, что женится на первой женщине, которая переступит порог кафе, в котором они коротают время. Избранницей становится ветреная француженка Лиззи. Восхитительная, очаровательная, но отнюдь не верная.
На главные роли были приглашены Леа Сейду и Луи Гаррель. В роли Капитана Штэрра – Гийс Нэйбр. Мировая премьера «История моей жены» состоялась в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.

3 марта, четверг

17.00 Открытие выставки «Непарадный Ленинград» (Особняк Румянцева – Английская наб., 44).
Выставка объединила произведения 22 художников ленинградской пейзажной школы, работавших в 1930-1940-е годы вне рамок соцреализма и его требований: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других.
Каждый художник обладал собственным восприятием города, разрабатывал свою тему, передавал свое настроение, эмоции, ощущения, возникающие в процессе изучения натуры. Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.
Начальный период творчества большинства художников, чьи работы демонстрируются на выставке, был связан с объединением «Круг художников» (1923–1932). В 1930-е годы камерный городской пейзаж становится основным жанром в их работах.
После образования в 1932 году единого Союза советских художников и провозглашения принципов социалистического реализма, большинство членов объединения продолжали работать в прежнем стиле, в отличие от многих авангардистов, которым пришлось менять свои творческие манеры, подстраиваясь под новые условия. Творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а, напротив, получили широкое развитие.
Помимо живописных работ, на выставке представлены рисунки акварелью, литографии, гравюры. В работах мастеров старшего поколения – Георгия Верейского, Дмитрия Митрохина, Владимира Конашевича – прослеживается связь с традициями объединения «Мир искусства», открывшего в ХХ веке графическую красоту города. Николай Лапшин, Владимир Гринберг, Александр Ведерников, перенося в графику живописные приемы, экспериментируя в разных техниках, создают новую традицию в изображении города.
Отдельный раздел выставки составят работы, созданные художниками в блокадном Ленинграде. Здесь можно увидеть картину Вячеслава Пакулина «Невский проспект», процесс создания которой зимой 1942 года был заснят военным фотокорреспондентом Николаем Хандогиным.
Музей истории Санкт-Петербурга обладает одной из лучших коллекций произведений ленинградской пейзажной школы 1930-1940-х годов. Выставка «Непарадный Ленинград» в 2021 году была показана в музеях Казани, Челябинска и Екатеринбурга. Специально для этого проекта многие живописные полотна были отреставрированы и экспонировались впервые, и сейчас дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов.
Выставка открыта до 3 июля.

4 марта, пятница

15.00 Открытие выставки «Кто Вы, Александра Коллонтай?» (Государственный музей политической истории России – ул. Куйбышева, 2-4).
Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения Александры Коллонтай. Фотографии и письма, афиши и брошюры, газетные статьи и документы рассказывают об участии Коллонтай в революционном движении, ее вкладе в разрешение «женского вопроса», государственной и дипломатической работе.
Ряд экспонатов, в том числе платье, пальто и другие предметы гардероба Коллонтай, передал в музей ее внук Владимир Михайлович Коллонтай в 1960-е годы. Погрузиться в переживания героини помогут ее дневниковые записи, отрывки из воспоминаний, личная переписка.

19.30 Лекция Амирана Урушадзе «Кавказ в российской истории и культурной памяти» (РХГА – наб. реки Фонтанки, 15).
Российская империя являлась экспериментом по объединению различных народов в одном государстве. Этот опыт оставил противоречивую историю, наполненную драматизмом, яростью конфликтов и теплотой взаимного узнавания. Имперская история помогает понять многие современные проблемы государственного строительства и межнациональных отношений. Одним из самых сложных регионов для империи был Кавказ. Здесь строились и рушились карьеры, праздновались громкие победы и оплакивались жестокие поражения, открывались школы и сжигались селения. История присоединения Кавказа растянулась на весь имперский период, регион всегда сравнивали с бочкой пороха, готовой разорваться от малейшей искры.
В рамках курса предстоит разговор о том, как Российская империя присоединяла Кавказ, почему не стихают споры о Кавказской войне, кто такие кавказские наместники и зачем они боролись за независимость от петербургской бюрократии, как учились «кавказские воспитанники», чего хотели лидеры русского национального движения на Кавказе.
Амиран Урушадзе – кандидат исторических наук, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книги «Вольная вода: истории борьбы за свободу на Дону» (М., 2020).

5 марта, суббота

11.00 День открытых дверей в «Доме скульптора» (Заневский пр., 26/2).
В мастерских «Дома скульптора» пройдет День открытых дверей и мастер-классы современных скульпторов. Каждая мастерская, участвующая в празднике, станет самобытным городским музеем. Скульпторы предстанут в несвойственной для себя роли – гидов-экскурсоводов по своей мастерской.
Посетители Дня открытых дверей в мастерских «Дома скульптора» смогут поговорить с авторами, работающими в различных стилях и жанрах.
Участникам мастер-классов представится возможность самим попробовать себя в роли скульптора, узнать, какими инструментами обрабатывали мрамор мастера Возрождения, как древнерусские каменотесы создавали рельефы Георгиевского собора Юрьева Польского, что такое контррельеф и анималистика, а также, какими современными технологиями и программами пользуются скульпторы для создания скульптур. Опытный литейщик расскажет о технологии литья из бронзы, а стеклодувная мастерская продемонстрирует магию стекла.
Вход на мероприятие осуществляется по предварительной записи.
Официальная группа «ВКонтакте»: https://vk.com/sculpday.

15.00 Экскурсия «Как на Масленой неделе» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
Посетители Музея хлеба узнают об истории появления праздника Масленицы, о традициях и обрядах. Какие блины назвались «царскими», как проводили масленичную неделю в городе и в деревне, зачем нужны были катульки и корежки, и что это такое, кого можно было встретить на ярмарке и за что платили косморамщику – об этом и многом другом узнают участники экскурсии «Как на Масленой неделе».
В конце экскурсии можно будет создать народную тряпичную куклу-Веснянку.

19.00 Открытие выставки «FRAGILE! Осторожно: хрупкий груз!» VOL. 1 (Галерея One’s Mind – Шведский пер., 2).
Выставка двенадцати молодых художниц, ставшая реакцией на изоляцию, все больший уход в виртуальное пространство, минимизацию социальных контактов. Они размышляют о быстротечности времени, собственном теле, преемственности, религии, традициях и границах через пластический язык керамики.
Проект «FRAGILE! Осторожно: хрупкий груз!» состоит из двух экспозиций VOL. 1 и VOL. 2. Выставки объединяет акцент на материале — керамике. Каждая выставка будет сопровождаться публичной программой в формате паблик-токов, лекций, экскурсий и воркшопов при участии художников и исследователей современной керамики. Актуальное расписание будет появляться на сайте www.onesmindgallery.com.
Участницы выставки: Мария Торопыгина, Майя Харитонова, Татьяна Солодовникова, Виктория Дего, Любовь Бочкова, Юля Кушнаренко, Анна Сологубова, Елена Сыромятникова, Виктория Латышонок, Наре Тонян, Мария Шильникова, Оксана Цымбалова.
Выставка открыта до 3 апреля.

19.00 Музыкально-театрализованное представление «Широкая масленица» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом. Помочь весне прогнать зиму предлагает ансамбль солистов «Рождество. «Широкая Масленица» – это программа-путешествие по всей масленичной неделе, каждый день которой, как известно, имеет свои традиции. Например, понедельник – заигрыши, а четверг – тещины вечерки, когда теща встречала блинами и пирогами своих зятьев.
В программе принимают участие: ансамбль солистов «Рождество» (художественный руководитель – заслуженная артистка России Ольга Ступнева), солисты – Анастасия Иванова (сопрано), Дарья Смирнова (сопрано), Екатерина Шикунова (меццо-сопрано), Сергей Русанов (тенор), Григорий Арсеньев (баритон), Сергей Кочетов (бас-профундо); ансамбль русских народных инструментов «Эссе-квинтет» и мастер художественного слова Анна Яковлева.
В 18.00 состоится экскурсия по Дому Кочневой.

6 марта, воскресенье

12.00 Масленица в ЦПКиО (Елагин остров, 4).
Проводы зимы начнутся на пяти площадках с театрализованными представлениями уличных театров и декорациями в виде чучел, изготовленных петербургскими мастерами. Масленица продлится до самого вечера, а затем «масленичный поезд» домчит гостей до финала гуляний – сожжения огромного чучела Масленицы, в которое будет помещен почтовый ящик в виде «черного сердца».

12.00 Масленичная программа на Дворцовой ферме в Гатчине (ГМЗ «Гатчина» – г. Гатчина, Красноармейский пр., 1).
Впервые в зимний сезон и только на один день Дворцовая ферма распахнет свои двери, в следующий раз ее можно будет посетить только с 1 мая.
Овцы, козы, куры и утки – полноправные герои русских сказок, обрядов, гаданий и примет. Много лет домашние животные жили бок о бок с человеком. В богатых имениях и крестьянских избах от их благополучия напрямую зависела жизнь людей. Сказочные помощники, как и раньше, обитают на Дворцовой ферме и готовы в эту Масленицу открыть все свои тайны. В течение дня на Дворцовой ферме будет работать буфет с горячей едой, традиционными масленичными угощениями и напитками.

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Кино и джаз» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Концерт откроет музыка Леонарда Бернстайна, автора легендарного мюзикла «Вестсайдская история». Затем прозвучит виртуозный, на стыке академической традиции и джаза Скрипичный концерт Николая Капустина, одного из самых талантливых российских композиторов современности. Солирует скрипач Илья Иофф.
Во втором отделении прозвучат лучшие саундтреки выдающихся кинокомпозиторов XX века: Нино Роты, Мишеля Леграна, Эннио Морриконе.
Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром дирижирует его художественный руководитель Александр Титов.

18.00 Класс-концерт «Калейдоскоп» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Про особенность Учебного театра, на сцене которого царит мощная студенческая энергетика, знают многие. Посмотреть же на процесс становления молодых артистов – шанс редкий и по-настоящему уникальный. Об особенностях воспитания артиста, специализирующегося в жанре мюзикла, расскажет мастер курса Иван Иванович Благодёр. А его студенты представят все творческие направления: сольное пение, вокальный ансамбль, актерское мастерство, сценическая речь, танец.
В класс-концерте зрители познакомятся с тренингами, наблюдениями и работами, не вошедшими в спектакли курса, и отрывками из спектаклей.

19.00 Концерт «Музыка среди цветов» (Концертный зал «Яани Кирик» – ул. Декабристов, 54).
6 и 8 марта концертный зал «Яани Кирик» превратится в маленький сад с цветами и деревьями. А среди всего этого будут звучать орган, рояль, флейта, струнный квартет и великолепное сопрано. Исполнители: Ольга Котлярова (орган), Николай Ковалевич (балалайка), Алиса Иванова-Ермакова (флейта), Евгения Немцева (рояль), Игорь Ботвин (виолончель).

7 марта, понедельник

19.00 Премьера джазовой программы Игоря Скляра «For Sentimental Reasons» (КЗ «Колизей» – Невский пр., 100).
В этот день Игорь Скляр совместно с квинтетом Jazz Classic Community представит премьеру музыкальной программы «For Sentimental Reasons», посвященной грядущему столетию российского джаза.
Участники Jazz Classic Community – именитые петербургские музыканты: Александр Алексеев (фортепиано), Михаил Фоминых (контрабас), Егор Крюковских (ударные), Екатерина Мыльникова (гитара) и Андрей Половко (саксофон).
В программу войдут произведения из репертуара Nat King Cole, Joe Williams, Johnny Hartmann, Dizzy Gillespie, Joe Carroll и других классиков джаза. Игорь Скляр в этот вечер не только споет, но и расскажет историю создания джазовых стандартов, джазовые истории и легенды.

19:00 Концерт «All Colors of Jazz» (Мальтийская капелла Воронцовского дворца – ул.Садовая, 26).
All Colors of Jazz — под этим названием объединяются лучшие джазовые музыканты Санкт-Петербурга. В репертуаре «творческой коллаборации» различные стили джаза: от 20-х до 60-х годов XX века. Егор Токарев – саксофонист и композитор, ученик Геннадия Гольштейна и Михаила Чернова, последователь Чарли Паркера и джазового мейнстрима 50-60х годов. Денис Кузьмин – солист Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки и руководитель джазового ансамбля Kuzmin Jazz Quartet. Иван Васильев – виртуозный трубач, работающий в направлениях джаза и рок-музыки, композитор и аранжировщик. Выступал в составе многих известных джазовых коллективов, участник группы «ДДТ» с 1999 по 2014 гг, лауреат петербургского фестиваля-конкурса «Триумф джаза». Николай Сизов – один из титанов петербургского джаза, харизматичный пианист, свободно владеющий разными музыкальными жанрами. Иван Любимов – талантливый контрабасист и бас-гитарист, долгое время сотрудничавший со звёздами отечественной эстрады. Марат Биткулов – разносторонний барабанщик, экспериментирующий с различными стилями джаза.

8 марта, вторник

19.00 Концерт Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» (Александровский парк, 4).
Маэстро Фабио Мастранджело и симфонический оркестр «Северная Симфония» представят весеннюю программу, состоящую из произведений Моцарта, Верди, Чайковского, Штрауса, Оффенбаха, Легара. В концерте примут участие хор и солисты театра «Мюзик-Холл».
Концерт доступен к посещению по «Пушкинской карте».

19.00 «Мистерия». Иван Ожогин и «Эссе-квинтет» (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
В авторской аранжировке признанных виртуозов ансамблевой игры – музыкантов «Эссе-квинтета» и солистов оперы, чья манера исполнения и голоса неизменно покоряют слушателей, прозвучат известные классические произведения, мелодии из мюзиклов и саундтреки к шедеврам мирового кино.
В «Мистерии» будет органично соседствовать музыка великих классических композиторов – Модеста Мусоргского, Франца Шуберта, произведения мистического Карла Орфа и  наших современников – Эндрю Ллойд Уэббера, Ханса Циммера и Рамина Джавади.

9 марта, среда

17.30 Презентация книги «Игорь Никитин. Блокадный дневник» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
Музей представляет полное, без изъятий, издание дневника ленинградского подростка Игоря Никитина, делавшего регулярные записи с 19 июля 1941 года по 1 января 1943 года. Издание снабжено научными комментариями, а также справочным аппаратом.
Дневник был передан в фонды музея в 2016 году, до этого хранился в семье и никогда не издавался.
Книга будет интересна не только специалистам-историкам, но и всем, кто хочет узнать, как жили простые ленинградцы в суровое время блокады. Дневник изобилует бытовыми мелочами, некоторые из них редко встречаются в других источниках. Так, нечасто описываются факты любительской фотосъемки на улицах осажденного города (существовал запрет на проведение фотосъемки). В книге воспроизведены сохранившиеся фотографические карточки периода блокады, сделанные Игорем Никитиным.
Другие сюжеты из дневника – ловля рыбы в Неве летом 1942 года, посещение церкви в дни христианских праздников, очистка города бригадами рабочих до начала массовых субботников 1942 года, посещение кинотеатров, цены на продукты в магазинах и на рынке. Издание представят составители книги: ученый секретарь музея, кандидат исторических наук Надежда Юрьевна Бринюк и начальник научно-просветительского отдела, кандидат исторических наук Юлия Львовна Буянова.
На данный момент известно около 500 блокадных дневников. Ленинградская блокада – одно из самых подробно описанных свидетелями событий ХХ века. В коллекции музея обороны и блокады Ленинграда – около 80 дневников (блокадных и фронтовых).

10 марта, четверг

Выставка Игоря Олейникова «Охота на Снарка» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29-я линия В.О., 2).
Творческая биография Игоря Олейникова (род.1953) тесно связана с миром детства: он много лет работал на студии «Союзмультфильм. Обратившись к загадочной поэме Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», Олейников принял единственно верное решение — отмахнулся от всего, что известно об этом изученном вдоль и поперек тексте, и пошел своим путем, выстроив диалог со зрелым, искушенным читателем.
В кэрролловской поэме, где главный герой назван, но не явлен, и вообще непонятно ничего, кроме ритма, иллюстратор разглядел мрачные, дождливые картины послевоенной Великобритании в духе романа-антиутопии. Общественная жизнь здесь предельно милитаризирована, а все визуальное повествование строится как мемуары состарившегося в высоких военных чинах бобра — одного из героев поэмы (разумеется, в тексте поэмы ничего подобного нет). Сам Олейников признается, что поэзия — очень благодарный для художника материал: оттолкнувшись от единственной строки, можно смоделировать самостоятельный мир, что и делает иллюстратор.
Путем вольных ассоциаций Игорь Олейников создает нечто вроде готического варианта анимационного фильма «Желтая подводная лодка». Иллюстрируя абсурдную одиссею Кэрролла в популярном каноническом переводе Григория Кружкова, художник предпочитает не разбираться в происходящем, а снарядить собственную экспедицию в поисках Снарка, захватив с собой запас зеленых яблок и шифровальный аппарат «Энигма». Переводчик и иллюстратор подбирают нужные образы, уточняют понятия — именно поэтому пластический перевод Олейникова в сочетании с поэтическим переводом Кружкова дарит нам уникальную возможность по-новому взглянуть на произведение великого мастера нонсенса.
Выставка открыта до 27 марта.

11 марта, пятница

10.00 Выставка «Из истории здания полицейского городового управления» (Историко-литературный музей г.Пушкина – г.Пушкин, ул. Леонтьевская, 28, лит. А).
Здание на Леонтьевской улице, где сейчас располагается музей, первоначально (1821 год) было предназначено для размещения в нем Царскосельской Градской полиции, в состав которой входила и пожарная часть. Двухэтажное здание с деревянной каланчой позволяло вести постоянное наблюдение за городом, на заднем дворе был построен каретный сарай, где и сегодня располагается пожарная часть № 31 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Выставка «Из истории здания полицейского городового управления» рассказывает об особенностях организации пожарной команды Царского Села в XIX веке, а также о первом брандмейстере (начальнике пожарной команды) Илье Минаевиче Трубицыне.
Выставка открыта до 3 апреля.

19.00 Концерт вокальной группы «Кватро» (БКЗ «Октябрьский» — Лиговский пр., 6).
В составе группы – выпускники Академии хорового искусства имени А. В. Свешникова: Антон Боглевский (тенор), Антон Сергеев (тенор), Леонид Овруцкий (баритон) и Данила Карзанов (бас). Квартет исполняет романсы и классику в современной аранжировке, советские шлягеры и мировые хиты на русском и английском языках, а также создает мелодичную авторскую музыку.

12 марта, суббота

17.00 Открытие выставки Алексея Штерна «Мои герои» (Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
«Я нарисовал про него» – говорит Алексей Штерн о каждом герое своих портретов. Он создал их множество – изображений известных и неизвестных современников: режиссер Олег Ефремов, историк Николай Анциферов, композитор София Губайдулина, искусствовед Николай Благодатов, сосед по даче со смешной фамилией Мамочка или расстрелянный в 1937 году дед, которого художник никогда не видел, рисовал «из головы». К каждому произведению – небольшая история, комментарий: от самых ранних театральных эскизов до «Автопортрета без штанов в пандемию».
Театр стоит упомянуть особо в разговоре о художнике Алексее Штерне. И дело не только в режиссерском образовании и работе в таких театрах, как МХАТ или Театр комедии Николая Акимова. «Я рисую по системе Станиславского» – говорит художник. Алексей Штерн никогда не выносит приговор: хороший-плохой, не дает оценок. В его портретах присутствует драматургия гротеска, часто заставляя автора физически выходить за пределы плоскости картины – так, что фактура работ становится удивительно объемной. Нередко в живописный слой встраиваются реальные детали: пуговицы, монеты, кружевной воротничок, конфетный фантик.
Особое место в творческой биографии и на выставке занимают портреты на спилах деревьев, причем абрис лиц совпадает с формой деревянной основы, а кольца лет проходят не только по дереву, но и по изображенному лицу. И как годичные кольца – знак уникальности дерева, так и для автора каждый его персонаж уникален.
Истории из «человеческой комедии» Алексея Штерна сложились в видеофильм, снятый к юбилейной выставке в мастерской художника, похожей на пещеру Аладдина.

16.00 Выставка Александра Стройло «Достоевский и коронавирус» (Арт-центр Пушкинская, 10).
Образы Достоевского, написанные на ночных рубахах и рубахах, похожих на рубища, которыми накрывали петрашевцев перед казнью, а также портреты современных людей, стеснённых ношением масок, составляют основу выставки. Выставка – попытка абстрагирования от ужаса казни, кажущейся теперь бытовым событием и такого же бытового теперь ношения масок. И те и другие напуганы незнанием того, что их ждёт и ожидание постепенно становится обыденным. Работы выполнены акрилом по текстилю.
Выставка открыта до 20 марта.

13 марта, воскресенье

19.00 Музыкальная группа «ЭлектропартиZаны» (Культурный центр «Сердце» – Биржевая линия, 12).
Петербургская группа не имеет постоянного состава и фактически состоит из музыкантов, играющих вместе с её лидером Вадимом Курылевым, который является автором большинства её материала, выступая в качестве вокалиста, бас-гитариста и гитариста. Тексты совмещают антивоенные настроения. «Электропартизаны» созданы на основе сайд-проекта «Курылёв-бэнд», который В. Курылёв организовал в 1999 году, будучи ещё гитаристом «ДДТ».
Манифест группы: «Мы – антиглобалисты, мы против объединения сил всех правительств мира в единую систему контроля над народами. Мы– анархисты, мы против любой власти человека над человеком. Мы – городские партизаны культуры, загнанной капиталистической системой в подполье, откуда ведём свою борьбу против продажности и алчности, насаждаемых неолиберальными правительствами разных стран. Наше оружие – наше искусство, наша музыка свободна от грязи конъюнктуры и лицемерия. Мы – Электрические партизаны».

19.00 Концерт Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) в рамках выставки «Пять искушений Фауста» (Шереметевский дворец – Музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
Владимир Раннев, куратор концертной программы: «Фигура Фауста и ее трактовки в европейском искусстве последних веков многообразны. Притягательность этого злого гения – в его внутренней противоречивости, дающей возможность художникам, режиссерам и композиторам разбираться со сложными вопросами человеческой психологии и социальных отношений. Они обращаются не только к Фаусту как персонажу, но и к фаустианству как нарицательному качеству. В концертах Московского ансамбля современной музыки, проходящих в рамках выставочного проекта «Пять искушений Иоганна Фауста», прозвучит как музыка, вдохновленная драмой И.-В. Гёте, так и не имеющая прямого отношения к ней, но близкая теме фаустианства».
Программа концертов охватывает период с XIX по XXI век. Вместе с произведениями великих классиков Шумана и Шуберта в транскрипции Листа прозвучат сочинения европейских музыкальных авангардистов, таких как итальянец Джачинто Шелси и один из создателей четвертитоновой музыки Иван Вышнеградский. Вторую половину ХХ века представит фортепианное сочинение «Ярило» талантливого советского композитора-эмигранта Николая Корндорфа, широко известного в основном по музыке к кинофильмам («Десять негритят», «Брызги шампанского»). В программу также вошли произведения наших современников: лауреата премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора в музыкальном театре Алексея Сысоева, выпускника Нижегородской консерватории Марка Булошникова, немецкого композитора Александра Шуберта, который занимается экспериментальной музыкой и работает на стыке стилей и жанров, Сергея Невского, много пишущего для театра и кино, а также скрипача, дирижера и композитора Хачатура Канаяна. Некоторые сочинения будут исполнены в России или в Петербурге впервые.

19.00 «Когда продлишь в потомках жизнь свою…» – концерт-посвящение С. Н. Шапошникову (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Сергей Шапошников с 1935 по 1973 год был в числе ведущих солистов Ленинградского Малого оперного, ныне Михайловского, театра. С 1947 года вел в Ленинградской консерватории классы сольного и камерного пения. Сергей Шапошников блистал и в лирическом романсе, и в драматической оперной арии. Именно эти жанры и произведения, которые составляли репертуар артиста, прозвучат в концерте-посвящении.
Сергей Лейферкус исполнит в концерте произведения Рахманинова, Бородина, Мусоргского, Кабалевского. В вечере примут участие: Михаил Петренко, Михаил Гаврилов, Анна Буслидзе, Александра Соколова и Карлос Д’Онофрио. В исполнении артистов прозвучат шедевры вокальной музыки XIX—XX веков. Партия фортепиано — Екатерина Венчикова. В концерте принимает участие Николай Буров. В первом отделении концерта прозвучат арии из опер «Евгений Онегин» Чайковского и «Война и мир» Прокофьева. Второе отделение соединяет в себе арии из оперы Кабалевского «Кола Брюньон», а также шедевры камерной вокальной лирики второй половины XIX — начала XX века: романсы Мусоргского, Бородина, Чайковского и Рахманинова.
Еще одной важной составляющей концерта станет демонстрация архивных снимков Сергея Шапошникова в сценических костюмах. Также прозвучат аудиофрагменты в исполнении самого мэтра.

20.00 Фортепианный вечер Николая Луганского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Пианист Николай Луганский представляет сольную программу в Большом зале филармонии. Вместе со знаменитыми «Лунной» сонатой и «Аппассионатой» Бетховена в ней прозвучат сочинения французского композитора Сезара Франка. Композитор считается создателем французской симфонической и камерно-инструментальной музыки, его же называют величайшим автором композиций для органа со времен Баха.
Пианист сотрудничает с лучшими оркестрами и дирижерами современности, в их числе – Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнев, Риккардо Шайи, Кент Нагано, Неэме Ярви, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Владимир Юровский, Джанандреа Нозеда, Эса-Пекка Салонен. Среди его партнеров по камерному музицированию – Вадим Руденко, Вадим Репин, Леонидас Кавакос, Алена Баева, Александр Рудин, Александр Князев, Миша Майский, Готье Капюсон, Анна Нетребко.

14 марта, понедельник

Выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» (Государственный Эрмитаж, Николаевский зал – Дворцовая пл., 2).
На выставке Альбрехта Дюрера (1471–1528) представлены более 400 экспонатов. Основой показа стали резцовые гравюры и ксилографии, демонстрирующие непревзойденное мастерство художника. Это серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие». Здесь можно увидеть собственноручные рисунки Дюрера, в том числе эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.
Альбрехт Дюрер – один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его, прежде всего, как графика. Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него. Дюрер стал первым мастером, преодолевшим традиционное разделение ксилографии и резцовой гравюры и освоившим все графические техники своего времени.
Человек, животные, их окружение: лесная чаща с зеленеющими и сухими деревьями, морская даль, архитектурные сооружения – все становится объектом для демонстрации его умения. Дюрер также вторгается в область, доселе не освоенную в немецкой гравюре – передачу обнаженного человеческого тела. Представление о гравюре как об особом пространстве, наделенном практически живописными качествами, было абсолютно новым в этом виде искусства. Показанные на выставке «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – блестящий пример его нового подхода и недосягаемого гравировального мастерства. Именно начиная с Дюрера появляется понимание ценности гравюры как черно-белого искусства.
Изобразительный материал выставки организован по тематическим разделам, позволяющим показать особенности творческого метода художника, представить его новый подход к разработке традиционных тем и решение задач, которые не ставили перед собой немецкие художники до Дюрера. Помимо графических работ на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства – витражи, деревянные скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого художника.
Выставка входит в оба маршрута по Главному музейному комплексу: № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы).
Выставка открыта до 28 марта.

15 марта, вторник

19.00 Опера «Паяцы» (Михайловский театр – пл.Искусств, 1).
Постановка Лилианы Кавани (род.1933), признанного мастера кинематографии, ученицы Л.Висконти.
Действие оперы аккуратно перенесено в середину XX века – режиссёр решила избежать кардинальных решений и не делать героев нашими современниками. В остальном постановка вполне канонична, самое разительное её отличие – качество: великолепные костюмы и декорации, над которыми работали знаменитые художники Д. Ферретти и Г. Пескуччи, безупречные сценография и хореография, блестящая работа исполнителей. «Паяцы» Леонкавалло, к которым он собственноручно написал либретто, имели успех с момента своего создания. Запоминающиеся музыкальные ходы, точно отражающие происходящее на сцене, и удивительная достоверность происходящего, неотрывно связанная с повседневной жизнью. Именно эту достоверность Кавани попыталась воссоздать, перенеся действие оперы в XX век, – в случае с веризмом этот приём более чем оправдан.

 

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com

На заставке использована фотография Романа Турецкого.