1 ноября, воскресенье

X Международный конкурс пианистов-любителей «Фортепианные мосты» им. Наталии Добровольской (https://www.pianobridges.com/).
К участию в конкурсе приглашены пианисты-любители старше 17 лет. Заявки принимались по двум категориям: 1 категория – участники, имеющие среднее или высшее музыкальное образование (по специальностям отличным от «сольное фортепиано»), а также участники, имеющие среднее или высшее музыкальное образование по специальности «фортепиано», но не работающие по этой специальности более 3 лет; 2 категория – участники, не имеющие среднего или высшего музыкального образования.

Конкурсная программа состоит из произведений академического фортепианного репертуара продолжительностью не более 20 минут. Победитель получит возможность выступить с профессиональным оркестром, а также выступить на итальянском фестивале в Милане, лауреаты 2 и 3 премий смогут принять участие в российско-итальянском фестивале в Санкт-Петербурге.
Конкурс будет проходить до 22 ноября.
Официальный сайт фестиваля: https://www.pianobridges.com/.

Выставка Никиты Позднякова (Галерея «Свиное рыло» – наб. Фонтанки 5).
Омский художник-примитивист Никита Поздняков исследует себя и окружающий мир и на этой основе создает собственную мифологию. Сибирская тайга, удаленность от Центрального региона России, провинциальный кризис, религиозность, алкоголизм – все эти факторы влияют на основное настроение картин художника. Они пропитаны чувством тоски и меланхолии, необъяснимой любви к родным краям и едкой иронией. Эти переживания прослеживаются и на уровне сюжетов (провинциальные дворы, кладбища, лики святых), и в цветовой гамме (преобладание темных и холодных оттенков), и в грубоватой примитивистской технике.
Выставка открыта до 8 ноября.

2 ноября, понедельник

11.00 Выставка Ольги Лысенковой. Текстиль, горячая художественная эмаль (Музей «Русский левша» – ул.Итальянская, 35).
Творчество Ольги Лысенковой, выдающегося мастера художественной эмали, известно не только в Петербурге, но и за его пределами. Произведения художника являются достоянием коллекций музеев эмали Европы, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, музеев современного искусства нашей страны. Художник работает в разных техниках: горячей эмали, гобелена, росписи по ткани, акварели. Автора всегда привлекали христианские мотивы – так в храмах и часовнях Карелии можно встретить иконы, выполненные художником в технике горячей эмали по меди. В данной экспозиции представлены авторские переложения икон в техниках гобелена.
Выставка открыта до 13 декабря.

В музее также представлена уникальная коллекция микроминиатюр мастера Владимира Анискина. Все экспонаты этой коллекции – меньше миллиметра. Рассмотреть авторские работы можно исключительно с помощью сложных увеличительных устройств, вмонтированных в выставочные формы. Среди представленных экспонатов – подкованная блоха (её подковы в 6 миллионов раз меньше подков лошади; караван верблюдов в игольном ушке; роза внутри волоса; текст, написанный на рисовом зернышке; фигурки известных мультперсонажей, стоящие на маковых зернышках и яблочных косточках.

Также в формате экспозиции музея можно увидеть замечательные работы современных кузнецов; картины, написанные нефтью; скульптуру в жанре скреп-арт; миниатюрное кованое оружие из дамасской стали; картины на перьях птиц и многое другое.

3 ноября, вторник

XXX Международный кинофестиваль анимационного, короткометражного и документального кино «Послание к человеку».
Главными площадками «Послания к человеку» станут «Дом Кино» и «Родина» – именно те кинотеатры, где 30 лет назад зарождался кинофестиваль. Cимволом «Послания к человеку» является бронзовый «Кентавр» (работа Д.Б. Пахомова по рисунку юной художницы Нади Рушевой), встречающий зрителей у входа в эти кинотеатры.

В три конкурсные программы (Международный конкурс, Национальный конкурс и Экспериментальный конкурс In Silico) вошли 73 конкурсных фильма, 32 российских и 15 мировых кинопремьер.
Внеконкурсных программ тоже три: зрители увидят 7 российских премьер в рамках программы «Панорама.DOC», 8 фильмов в программе «Кино сверхреальности», ретроспективу картин Федерико Феллини и российскую премьеру документальной ленты о жизни великого классика.

За последние несколько лет гостями и участниками фестиваля, получившими Почетные Призы, были: Изабель Юппер, Вернер Херцог, Паоло Соррентино, Ульрих Зайдль, Фанни Ардан, Венсан Перес, Настасья Кински, Клод Ланцман и другие звезды мирового кинематографа. В этом году в связи с пандемией зарубежных гостей будет не так много.
Традиционно издается каталог фестиваля, содержащий исчерпывающую информацию об истории фестиваля, о программах и всех фильмах. Каталог вручается всем гостям и участникам фестиваля, а также экземпляр каталога передается в Российскую Национальную библиотеку.
Фестиваль продлится до 8 ноября.

10.30 Открытие выставки «Из распахнутых окон телефоны звенят…», посвященной 175-летию Павла Михайловича Голубицкого – русского изобретателя в области телефонии (Центральный музей связи имени А.С. Попова – Почтамтский пер., 4).
Цель выставки – раскрыть образ телефона в русской поэзии и прозе, Названием ей послужила строка из стихотворения Иосифа Бродского. Выставка показывает, как близки могут быть два разных мира – техники и художественной литературы, как телефонный аппарат постепенно становился символом надежд и разочарований, любви и разлуки, единения и одиночества. Посетители смогут прочитать отрывки из произведений русских писателей и поэтов и увидеть упомянутые в них телефонные аппараты разных эпох.

Выставка не случайно приурочена к юбилею выдающегося российского изобретателя П. М. Голубицкого, работавшего на заре развития телефонии. Его новаторские технические решения легли в основу многих устройств, которые определили дальнейшее развитие телефонной связи, прежде всего, облик телефонов XX века. Подлинные телефонные аппараты, изготовленные в мастерской П. М. Голубицкого, стали самыми ценными экспонатами выставки. Посетители узнают о трудной и необычной судьбе изобретателя, который был также общественным деятелем, дружил с выдающимися учеными К. С. Циолковским и С. В. Ковалевской.

18.00 Акция «Ночь искусств» (учреждения культуры Санкт-Петербурга).
Музеи, галереи, театры, библиотеки, концертные залы Санкт-Петербурга будут говорить о явных и скрытых смыслах произведений искусства. Более 40 культурных организаций готовят онлайн и оффлайн программу, посвященную общей теме «Ночи искусств-2020» «Символы». В этот вечер посетители смогут увидеть музейные выставки и экспозиции, театральные залы и закулисье, побывать на экскурсиях в мини-группах, арт-медиациях и концертах.

В Музее петербургского авангарда можно будет проследить историю создания «Черного квадрата», символа русского авангарда, в Академической капелле – послушать произведения Чайковского и расспросить об устройстве органа у органного мастера, в Музее истории религии – разобраться в значении сакральных символов, встречающихся на стенах древних храмов и страницах алхимических книг, а в Мастерской Аникушина – поразмышлять о символах времени на выставке современной скульптуры «Когда дерево станет камнем».

В Мюзик-холле объяснят, что сближает музыкальный импрессионизм и поэтов-символистов, во Дворце княгини Зинаиды Юсуповой устроят музыкальный променад, а в Пушкинском доме организуют творческую лабораторию, участники которой познакомятся со всеми основными течениями русского модернизма: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

В саду Фонтанного дома состоится open air. Художественная инсталляция «До свиданья, стена», выстроенная в саду режиссером и художником Яной Туминой и творческой мануфактурой ПТХ, будет посвящена Иосифу Бродскому. Театр пластики рук «Хенд-Мейд» покажет спектакль «Бродский в алфавитном беспорядке», а также зарисовки из сменяющих другу друга образов и теней, в которых можно без труда узнать знакомые каждому символы Петербурга, Ленинграда, культуры Серебряного века.

Онлайн-экскурсии и мастер-классы, прямые трансляции спектаклей, концертов и лекций начнутся 3 ноября с 18.00.
Программа оффлайн-событий, а также онлайн-трансляции и видеозаписи будут размещены на сайте петербургской «Ночи искусств»: http://www.artnight.ru
Количество билетов на события оффлайн-программы ограничено.

18.00 Концерт «Магия символизма. Поэзия. Музыка» в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств – 2020» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Гости театра «Мюзик-Холл» смогут разгадать тайны и символы, зашифрованные в поэзии и музыке, ощутить магию символизма и прочувствовать красоту и гармонию, царящую в произведениях, составляющих программу концерта.
На Малой сцене солисты Анна Викулина, Ольга Ширяева, Мария Бояркина, Анастасия Некрасова, Елизавета Михайлова, Тигрий Бажакин, Вячеслав Дусенко и хор театра под управлением з.а. России Валентины Копыловой-Панченко (хормейстер – Лев Дунаев, концертмейстер – Ирина Теплякова) исполнят романсы Рахманинова, Танеева и Глиэра на стихи поэтов-символистов Бальмонта, Блока и Брюсова, романсы Скрябина, Форе и Шоссона, хоровые произведения современных петербургских композиторов на стихи Блока и Верлена.

Также в программе – романсы Дебюсси и Равеля, композиторов-импрессионистов, основополагающим принципом творчества которых является передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов.

19.00 Последний показ спектакля Василия Сенина «Женитьба Фигаро» (Театр «Приют комедианта» – Садовая ул., 27).
Театр «Приют комедианта» в последний раз сыграет спектакль Василия Сенина «Женитьба Фигаро» по знаменитой пьесе Пьера-Огюста Бомарше. Премьера спектакля состоялась в 2015 году, и за это время спектакль был сыгран больше 100 раз.
В течение одного безумного дня острослов Фигаро будет вынужден парировать нападки посягнувших на его счастье, окажется на скамье подсудимых, поверит в «измену» будущей жены, однако не утратит ни жизнелюбия, ни веры в любовь.
В главных ролях: Владимир Крылов, Татьяна Полонская, Соня Горелик, Александр Ронис и др.

19.00 Открытие «Больших гастролей» Приморского академического краевого драматического театра имени М. Горького (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
В рамках гастролей пройдут следующие спектакли:
3 ноября «Анна Каренина», режиссер-постановщик – Мортен Боргерсен (Норвегия);
4 ноября трагикомедия «TOVARICH», режиссер-постановщик – народный артист России Ефим Звеняцкий;
5 ноября музыкально-мистическая мелодрама «Эдит и ее демоны», режиссер-постановщик – Вадим Данцигер;
6 ноября комедия по мотивам пьесы А.П. Чехова «Иванов», режиссер-постановщик – Ефим Звеняцкий.

4 ноября, среда

18.00 Лекция Мэган Виртанен «Чайковский: время, балет, мода» (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
Историк моды, культуролог и коллекционер Мэган Виртанен расскажет о том, как мода воздействовала на творчество Петра Ильича Чайковского, а его творчество вдохновляло петербургскую моду.
Автор расскажет, какую роль играл балет для высшего общества Российской империи, и как Мариус Петипа из-за костюмов, пошитых для премьеры, был вынужден вносить правки в хореографию «Спящей красавицы»; как пьеса «Снегурочка» Островского, музыку для постановки которой создал Петр Ильич, подарила русской культуре новые мифологические образы, а также о других, более прозаичных реалиях петербургских модников, к числу которых относился и сам Чайковский.

18.00 Концерт «Хиты XX века» (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
В концерте примут участие ансамбль медных духовых инструментов «Кронверк-брасс», художественный руководитель – лауреат всероссийских конкурсов Илья Кузнецов. Солисты – лауреаты международных конкурсов Дарья Росицкая (меццо-сопрано) и Роман Ерофеев (тенор).
В программе музыка Георгия Свиридова, Пётра Булахова, Сергея Рахманинова, Оскара Строка, Исаака Дунаевского, Александра Цфасмана, Андрея Петрова и других известных авторов.
Перед концертом все желающие смогут посетить мультимедийную экспозицию «ХХ век», чтобы в полной мере проникнуться духом того периода и оживить в памяти историю событий прошлого столетия.

5 ноября, четверг

19.00 «История любви». Пятый концерт абонемента «Играем классику и джаз» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В сезоне 2019-2020 Фабио Мастранджело и симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» приглашают петербургских меломанов совершить увлекательное путешествие в мир классики и джаза. В программе абонемента «Играем классику и джаз» – настоящие хиты мирового музыкального репертуара, произведения разных эпох, жанров и стилей.
В пятом концерте разыграется история Ромео и Джульетты, вечная история любви, над которой не властно время. Музыка Прокофьева и Бернстайна на сюжет бессмертной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» перенесет слушателей в Верону эпохи Возрождения и в Нью-Йорк середины XX века.

19.00 А.Вивальди. Концерт для скрипки, гобоя, струнных и basso continuo си-бемоль мажор.
Д.Перголези. Stabat Mater. Кантата для сопрано, альта, хора, струнных и basso continuo (Государственная академическая капелла – наб. Реки Мойки, 20).
«Истина родилась с появлением на свет Джованни Баттисты Перголези» – так современники отзывались о творце Stabat Mater и родоначальнике комической opera buffa. Жизнь и творчество Перголези неотъемлемы от Неаполя, центра итальянской оперы и консерваторского обучения в XVIII веке. Завершив консерваторские курсы как скрипач, вокалист и композитор, он стремительно штурмовал оперный Олимп, словно предчувствуя, что для творчества ему отпущено всего несколько лет жизни. Пять серьезных опер на высокие трагические сюжеты, увы, не имели успеха, а вот написанная для развлечения в антрактах «серьезной» оперы легкая интермедия «Служанка-госпожа» обеспечила композитору место в истории.

Величие дарования Перголези проявилось равно в светской и духовной музыке. Помимо опер, месс и мотетов он оставил изрядное количество инструментальных произведений, хотя во многих из них современное музыкознание подвергает сомнению его авторство.

В возрасте 25 лет композитор покидает Неаполь и затворяется в стенах францисканского монастыря курортного городка Поццуоли. Увядая в скоротечной чахотке, он создает свой последний и неувядаемый по сию пору шедевр – пронзительно-скорбную Stabat Mater. Не будет преувеличением сказать, что наряду со знаменитой скульптурой Микеланджело Pieta кантата Перголези – едва ли не самое проникновенное воплощение страданий Богоматери у крестного подножия Голгофы.

Кантата писалась по заказу неаполитанского духовного братства Cavalieri della Vergine dei Dolori для исполнения в Великую пятницу на Страстной неделе. Озвученные Перголези средневековые строфы латинского текста приписывают перу религиозного поэта XIII века Якопо Бенедетти (в монашестве Якопоне да Тоди). Истовая печаль и возвышающее душу страдание, глубочайшее потрясение и жертвенное приятие выпавшего жребия, обретенные сквозь муки смирение и надежда в вере – таковы основные эмоциональные сферы поэтического текста. Выразительная атмосфера латинских терцин мастерски передана в лучшем из отечественных переводов, принадлежащих Афанасию Фету.

Композитор вложил в свою «лебединую песнь» все накопленное мастерство: он кратно усилил воздействие поэтических строф невероятными по красоте и изяществу мелодиями солирующих женских голосов, выразительными инструментальными подголосками и говорящей символикой барочных ритмов. Stabat Mater Перголези стала музыкой на все времена — отдельные критические голоса (считавшие эту песнь скорби излишне оперной) исчезли в восторженном хоре поклонников произведения. В их числе оказались Бах, Сальери, Моцарт, Беллини и великий Жан-Жак Руссо.

Выдающееся духовное произведение Перголези Stabat Mater прозвучит в исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Виктора Соболева.

6 ноября, пятница

13.00 Выставка фотохудожественной группы «Ленинградский нуар» (Музей современного искусства им. Дягилева при СпбГУ – наб. Лейтенанта Шмидта, д.11/2).
«Ленинградский нуар» – проект творческого коллектива из трех участниц: художника по свету и фотохудожника Натальи Тузовой, журналиста и художника Алисы Севостьянихиной, редактора и критика Анастасии Козакевич.
Цель проекта – запечатлеть исчезающую красоту Ленинграда, города, которого больше нет на картах. В черно-белых снимках авторы фиксируют образ прошедшей эпохи, увековечивая ее артефакты, воссоздавая атмосферу Петербурга-Ленинграда.
«Лето 2020 года запомнится надолго – за эти месяцы изменился мир, изменились мы сами, изменилась форма взаимоотношений между людьми. Этот год разбил планы и иллюзии, спутал пути, разметал все старое. Поиск ускользающего, неуловимого, но интуитивно понятного и узнаваемого – это то, чем занимается группа «Ленинградский нуар»», – отметили участницы творческого коллектива.
Выставка открыта до 18 ноября.

7 ноября, суббота

11.00 Выставка Татьяны Анисимовой «Коммунальный Петербург» (Музей современного искусства Артмуза – 13-я линия В.О., д.70).
Любовь петербуржцев к своему городу неисчерпаема. Она сравнима с любовью детей к своим родителям, тяге учеников к мудрому учителю, страсти человека искусства к прекрасному. Выставка Татьяны Анисимовой (род.1979) – это взгляд на город изнутри, взгляд художника, ищущего эстетику в сокрытых, потаенных «бытовых уголках».
Выставка открыта до 1 декабря.

19.00 Моцарт. Реквием (Лютеранская церковь св.Анны – ул. Кирочная, 8 В).
Солисты ведущих оперных театров, хор и симфонический оркестр под управлением дирижера Игоря Новицкого представят музыкальный шедевр в стенах некогда сгоревшей старинной лютеранской церкви среди опаленных пожаром стен, где над сценой будут спроецированы живые мультимедийные декорации под стать музыке.

Окутанное тайнами и загадками грандиозное творение музыкального гения является одним из самых известных и часто исполняемых в мире. «Реквием» завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно только это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание.
Телефоны для справок:
8-960-231-25-00 Артем
8-952-374-32-91 Дмитрий

8 ноября, воскресенье

19.00 Концерт оркестра русских народных инструментов «Метелица» (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
Программа посвящена трём выдающимся деятелям русской народной музыки – Николаю Павловичу Будашкину, Павлу Васильевичу Куликову и Юрию Николаевичу Шишакову. Каждый из них известен как замечательный композитор, каждый был мудрым педагогом. Произведения, созданные этими авторами, органично сочетают в себе опору на классические традиции русской музыки и элементы современного музыкального языка. Не случайно многие из этих сочинений вошли в репертуар известных исполнителей-народников и коллективов русских народных инструментов.
Солисты оркестра «Метелица» – Елена Курская (народное пение), Андрей Касьянов (балалайка), Евгений Желинский (балалайка), Амвросий Тарасов (балалайка), Андрей Сергеев (домра), Елена Воликова (сопрано), Динар Байтемиров (баритон).
Концерт ведёт Константин Никитин.

19.00 Концерт «Триумфальный орган» (Собор Яани Кирик – ул.Декабристов, 54).
Орган – это инструмент, который по праву считается королем всех музыкальных инструментов, а его звучание подобно ангельским голосам и трубам.
В концерте «Триумфальный орган» музыканты обратятся к истокам старинной музыки и совершат музыкальное путешествие в старинную Европу.
В исполнении уникального барочного сопрано Петербурга Веры Чекановой прозвучат старинные арии и знаменитые «Аве Марии» Каччини, Баха и Шуберта.

Вера Чеканова – специалист по барочной музыке, выступает на лучших мировых площадках. Ее голос чистый и проникновенный. Особая барочная техника, которой певица владеет в совершенстве, покоряет буквально с первой ноты. Тонкий и нежный звук, летящий под сводом церкви в молитве «Аве Мария» сразу перенесёт слушателя в эпоху расцвета барокко.

В этот вечер на органе солируют победители международных конкурсов Илья Федосеев и Эльдар Абдураманов. Опираясь на традиции старой немецкой школы, музыканты несомненно привносят новое в искусстве игры на органе.
Виртуозная техника и умение простым языком доносить самые глубокие мысли композитора восхищают, а умение чувствовать солиста привносит гармонию в каждое музыкальное произведение.

Солировать на трубе будет артист Мариинского театра Геннадий Никонов. В дуэте с органом музыкант исполнит музыку Баха и Штамма, созданную специально для этих инструментов.

В заключении концерта под органную токкату И.С.Баха Ре-минор будет представлен танец. Его исполнит выпускница Академии балета им.А.Я.Вагановой Олеся Гапиенко. Уникальное визуальное оформление концерта погрузит слушателей в эпоху Барокко, познакомит с шедеврами искусства и лучшими органами мира.

В Яани Кирик установлен электронный орган американской компании RODGERS, инструмент который обладает уникальным звучанием, и не уступает многим соборным органам Санкт-Петербурга.

Программа концерта:
И.С.Бах. «Ария» Соль мажор
И.С.Бах-Ш.Гуно. «Аве Мария»
В.А.Моцарт. «Аллилуйя»
А.Вивальди. «Cum dederit»
И.С.Бах. Три хоральные прелюдии
Х.-А. Штамм. «Эхо радости»
Ф.Шуберт. «Аве Мария»
Х.-А. Штамм. «Токката»
И.С.Бах Ария. «Слёзы, стоны…»
Дж. Каччини — Вл. Вавилов. «Ave Maria»
И.С.Бах. «Токката» Ре минор

9 ноября, понедельник

19.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга под управлением заслуженного деятеля искусств России Владимира Попова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
В концерте примут участие солисты оркестра: Любовь Михайлова, Альберт Хатмуллин, Павел Чижик, Дмитрий Гоголев, Евгения Маркова, Инна Гладовская, Ксения Новикова, Анна Павлова.
В программе: «Половецкие пляски» А. Бородин, «Танец часов» А. Понкьелли, «Фантазия на темы из к/ф Федерико Феллини» Н. Рота — А. Абакшонок, Интермедия к спектаклю «Свадьба Луиса Алонса» Х. Хименес и др.

20.00 Гала-концерт «Мировые звёзды российской оперы Санкт-Петербург vs Москва» в рамках Национальной оперной премии «Онегин» (Большой Зал Филармонии им.Д.Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Национальная оперная премия «Онегин» – первая профессиональная оперная премия в России, значимое событие для Петербурга. Она призвана популяризировать российское оперное искусство, определить ориентиры развития российского оперного театра и выявить наиболее интересных исполнителей и коллективов отечественной оперы.

В этот вечер встретятся и продемонстрируют свое искусство звезды двух столиц – ведущие солисты Большого Театра России и Мариинского театра. Свое участие подтвердили солисты Мариинского театра Юлия Маточкина и Владислав Сулимский, артистка Большого тетра России сопрано Анна Аглатова, солист театра Геликон-опера, приглашенный солист Большого театра Алексей Тихомиров. В узких кругах этот концерт уже неофициально окрестили «оперным баттлом Большого и Мариинского».

В концерте прозвучат арии и дуэты из опер Верди, Чайковского, Пуччини, Римского-Корсакова, Моцарта, Беллини, Россини.
За дирижерский пульт станет Михаил Татарников. В 2020 году он был единственным дирижером из России, приглашенным на Зальцбургский международный музыкальный фестиваль.

10 ноября, вторник

19.00 Премьера проекта «Разумные встречи с Татьяной Рябоконь» и творческий вечер Льва Эренбурга с презентацией его книги «История с географией» (Театр-студия «Небольшой драматический театр» – пр. КИМа, 6).
«Разумные встречи» – это авторская программа актрисы НДТ Татьяны Рябоконь, которая была создана во времена изоляции и еженедельно выходила в эфир онлайн при помощи платформы ZOOM.
Теперь проект «Разумные встречи» переживает свое второе рождение на сцене театра. Первым гостем программы оффлайн станет художественный руководитель НДТ, режиссер и педагог Лев Борисович Эренбург, который в этот день отпразднует свой день рождения. На своем творческом вечере Лев Борисович расскажет о своем нынешнем ощущении театра, о педагогике и режиссуре, ответит на вопросы зрителей.
В рамках вечера состоится презентация книги Льва Эренбурга «История с географией».

11 ноября, среда

Празднование Всемирного дня оригами (Музей оригами «Тысяча журавликов» – пр.Энгельса, 74, лит.А, к.2).
Искусство оригами, в котором «бумага властвует над формой» уходит своими корнями в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Стремительно развивалось искусство оригами в Японии. Оно стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту.
Независимые традиции складывания из бумаги существовали в Корее, Германии и Испании.

В этом году Музей оригами отметит свой второй день рождения. В музее проводятся не только экскурсии, но и занятия по оригами для детей и взрослых, встречи оригамистов, выставки и праздники.
Праздник оригами включен в состав мероприятий XVI Фестиваля «Японская осень в Санкт-Петербурге».
В программу праздника входит экскурсия по музею и мастер-класс по оригами.
Стоимость билета – 200 рублей.
Количество мест ограничено.

19.00 Последний показ спектакля Андрея Прикотенко «Мой бедный Марат» (Театр «Приют комедианта» – Садовая ул., 27).
Последний показ спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в постановке Андрея Прикотенко.
В главных ролях: Антон Багров, Ульяна Фомичева, Андрей Кудренко.
Нет чувства более сильного и глубокого, чем любовь, но как часто это чувство подменяется жалостью. Как часто люди отказываются от своего счастья, считая, что так будет лучше для всех, что счастье нужнее другому. «Мой бедный Марат» – история о непростых взаимоотношениях трех героев – Марата, Лики и Леонидика. Они проживают на наших глазах свои лучшие годы – юность, молодость, зрелость. Совершают ошибки, дают волю характеру, не слышат друг друга, не умеют прощать. Любовный треугольник, возникший в юности, с годами лишь обостряется, несмотря на то, что когда-то казался разорванным навсегда. Спектакль о том, что от прошлого, как и от самих себя, невозможно убежать.

13 ноября, пятница

Международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» в рамках XI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» (Шереметевский дворец – музей музыки – наб. реки Фонтанки, 34).
Выставка посвящена творческому пути Сергея Павловича Дягилева, выдающегося деятеля отечественной культуры, страстного пропагандиста русского искусства на Западе, реформатора и открывателя новых форм и новых имен, и его вкладу в развитие мирового балета.

Выставка о личности Дягилева подобного масштаба и художественного уровня впервые будет представлена российскому зрителю. Этот проект – диалог художественных культур России и Европы. Он о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио Дягилевым в круговорот его бурной деятельности. О людях, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал; о людях, которые помогали ему и кому помогал он. Портреты выдающихся творцов XX века России и Европы впервые будут собраны вместе, объединенные фигурой Сергея Павловича Дягилева.

Содержание выставки определено двенадцатью сюжетами (или 12 «кругами»), идущими в хронологическом порядке жизни Дягилева. За каждым стоит определенный творческий период жизни импресарио. Наполнение этих периодов определяется прежде всего кругом персон, которых Дягилев привлек и объединил своими идеями.
Художественный образ выставки состоит из двух частей:
I. Главный портретный ряд. Здесь представлены живописные, графические и фотопортреты соратников Дягилева.
II. Сопровождающий ряд, «подстрочник», посвященный наиболее важным творческим событиям, участниками и союзниками в которых были люди, показанные в этой своеобразной портретной галерее. В подстрочнике представлены афиши и программы, цитаты героев, документальные фотографии художественных выставок и сцен из спектаклей, письма и документы.

Автопортреты и портреты, выполненные Валентином Серовым, Львом Бакстом, Борисом Кустодиевым, Анри Тулуз-Лотреком, Петровом-Водкиным, Константином Сомовым, Михаилом Ларионовым, Эдвардом Мунком, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Жак-Эмиль Бланшем, Джорджо де Кирико и другими выдающимися художниками XX века, будут представлены на выставке, многие из них будут демонстрироваться в России впервые. К выставке готовится уникальный альбом-каталог на двух языках.

Среди партнеров выставки: Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей изобразительного искусства Дагестана, Смоленский государственный музей-заповедник, Тульский художественный музей, Центр Помпиду (Париж), Архив Дома Chanel, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Художественный музей Руана, Галерея современного искусства (Турин), а также частные коллекции из России, Франции, Бельгии, Италии.

Проект легендарной южнокорейской художницы Ли Бул «Утопия Спасенная» (ЦВЗ Манеж – Исаакиевская пл, 1).
Многогранное творчество Ли Бул (род.1964) во многом определило траекторию развития современного искусства Азии, а также оказало значительное влияние на современный мировой художественный процесс. Работы Ли Бул стали известны после выхода серии скульптур «Киборги» – гибридов механизмов и органических форм.

Интерес Ли Бул к утопии возник в середине 2000-х годов, когда она начала создавать архитектурные макеты и рисунки, вдохновляясь конструктивизмом и русским авангардным искусством и архитектурой. Ли Бул использует символы и метафоры утопического модернизма, которые она трансформирует, аллегорически изображает и соединяет в своих произведениях. «Утопия Спасенная» (Utopia Saved) – первая персональная выставка Ли Бул в России, на которой будут представлены произведения художницы за последние 15 лет.

Работа над созданием выставки в Манеже шла около двух лет. Все это время Ли Бул принимала самое активное участие в подготовке всех аспектов проекта: от разработки общей идеи и отбора работ, до подготовки каталога и создания архитектурного решения экспозиции.

Отдельный фокус проекта поставлен на визуализацию творческого «диалога» между Ли Бул и представителями русского авангарда. Среди последних – работы художников Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер, архитекторов Ивана Леонидова и Якова Чернихова, ученого и мыслителя Константина Циолковского и других.

Значимый вклад в создание экспозиции внесли российские музеи и художественные институции. Среди участников выставки: Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Мультимедиа Арт Музей (Москва), Центральный музей Вооруженных Сил РФ Министерства обороны Российской Федерации, Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова, Вологодская областная картинная галерея, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Пермская государственная художественная галерея, Псково-Изборский объединенный музей-заповедник, а также Императорский фарфоровый завод.

В рамках проекта ЦВЗ Манеж также представит обширную дополнительную программу, призванную шире осветить темы модернистской и современной культуры Южной Кореи, ее связей с русским авангардом и культурой.
Выставка открыта до 31 января 2021 года.

19.00 Звезды мировой оперы в церемонии награждения V Национальной оперной премии «Онегин» (Михайловский театр – пл.Искусств, 1).
Национальная оперная премия «Онегин» в этом году отмечает юбилей – в пятый раз исполнители, режиссеры и продюсеры соберутся, чтобы чествовать лучших представителей оперного жанра. В нынешнем году на участие в премии было получено 94 заявки из всех регионов страны, от Чувашии и Коми до Астрахани и Волгограда, как по конкурсным, так и по внеконкурсным номинациям.

В условиях пандемии родился новый формат, у премии возникла номинация «Лучший онлайн проект», в котором значатся 7 самых разных проектов, от фильма-оперы «Пир во время чумы», снятого и спетого на камеры мобильных телефонов (АНО «АРТ-ГЕЛИОС») до цикла мини-лекций завлита московского театра «Новая опера» им. Е.В Колобова Михаила Сегельмана «Оперные перемены».

В этот вечер в Михайловском театре можно будет услышать лучшие молодые голоса России, известные также во всем мире. Ведущими вечера станут Сати Спивакова и президент Премии «Онегин», народный артист России Сергей Лейферкус. На сцену выйдут сопрано Венера Гимадиева (Большой театр России), теноры Богдан Волков (Большой театр России) и Антон Росицкий (Московский Музыкальный театр им.К.Станиславского и В.Немировича-Данченко), заслуженный артист РФ бас Дмитрий Ульянов (МАМТ им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) и другие блестящие исполнители. Несмотря на то, что все они выступают в знаменитых театрах всего мира, с Петербургом многих из них связывают прочные нити. Например, Венера Гимадиева училась в Санкт-Петербургской консерватории, Богдан Волков стал лауреатом премии «Онегин» в 2017 году, а Антон Росицкий начал свою карьеру в Санкт-Петербургском детском музыкальном театре «Зазеркалье». Среди номинантов Премии-2020 еще один артист «Зазеркалья» – Дмитрий Каляка, не только оперный певец, но и врач-нейрохирург.
За дирижерским пультом предстанет Дмитрий Юровский.

14 ноября, суббота

Открытие XIV Международного фестиваля «Петербургские театральные сезоны онлайн» (www.petersburg-theatre.com/ru).
На ведущих мировых сценах фестиваль ежегодно представляет спектакли, созданные в Петербурге и отмеченные российскими и зарубежными экспертами. В этом году иностранные и российские зрители вновь смогут увидеть, чем живет культура Северной столицы России. В период пандемии фестиваль переходит в онлайн-формат, чтобы, несмотря на физически закрытые границы, сохранять связь между странами, оставаться «театральным окном в Европу». Кроме того, онлайн формат открывает и новые возможности – впервые «Петербургские театральные сезоны» будут доступны и жителям регионов России. Все спектакли фестиваля профессионально сняты в формате телеверсии с английскими субтитрами.

Бесплатные трансляции пройдут на сайте и в социальных сетях «Петербургских театральных сезонов», а также на платформе онлайн кинотеатра ОККО.
Спектакли-участники фестиваля:
– «Женитьба» (Н. В. Гоголь), режиссер – Валерий Фокин, Национальный драматический театр России (Александринский театр);
– «Бешеные деньги» (А. Н. Островский), режиссер – Татьяна Казакова,Государственный Академический театр Комедии им. Н. П. Акимова;
– «Мертвые души» (Н. В. Гоголь), режиссер – Роман Кочержевский, Санкт-Петербургский государственный академический театр им. Ленсовета;
– «Человек из Подольска» (Д. Данилов), режиссер – Михаил Бычков, Государственный драматический театр «Приют комедианта»;
– «Игроки» (Н. В. Гоголь), режиссер – Антон Яковлев, театр имени Андрея Миронова.
Фестиваль продлится до 22 ноября.

12.00 Международная онлайн-конференция о проблемах менеджмента театральных фестивалей в современных условиях (Театральный музей – пл.Островского, 4-6).
Создатели, организаторы и участники крупных международных фестивалей обсудят, какие изменения произошли в течение непростого для всего мира периода, и как работать в новых условиях. Можно ли рассматривать пандемию не только как кризис, но и как возможность развития для театрального мира? Основные темы, которые будут обсуждены на конференции – пути решения проблем, новые формы и новый театральный продукт.
Конференция будут транслироваться на сайте фестиваля, в фб и на ютьюбе.
Вопросы можно задавать через комментарии.
Подробности на сайте: www.petersburg-theatre.com/ru.

19.00 Спектакль «Музы сопротивления: хрупкий голос непреклонного города», посвященный артистам блокадного Ленинграда (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – Итальянская ул., 13).
Герои этого спектакля не сражались за родину с оружием в руках. Но без них Ленинград бы не справился. В осажденном городе искусство было кислородом и топливом, лекарством и чудотворной молитвой.
Из дневника, май 1942 года: «Весна, какие погожие деньки! На Садовой «почти» как до войны: оживление, нарядные платья, летние изящные костюмы, много косметики. А как радуют афиши!». В осажденном городе каждый день шли спектакли и концерты, и каждый день, несмотря на обстрелы и бомбежки, зрители заполняли залы.
«Мы – артисты, наше дело – работать в любых обстоятельствах», – говорил легендарный Юрий Юрьев, любимец Мейерхольда, ярчайшая звезда дореволюционной Александринки и советского Театра им. Пушкина.
Спектакль «Музы сопротивления: хрупкий голос непреклонного города» – полтора часа эпизодов реальной блокадной жизни глазами и голосами людей самых невоенных профессий: артистов балета, оперы, драмы и оперетты, поэтов, писателей и музыкантов.
Режиссер – Руслан Кудашов.
В ролях: Светлана Крючкова, Ксения Раппопорт, Максим Леонидов, Николай Буров, Михаил Морозов, Павел Григорьев.
Подробности о спектакле и билеты на сайте: danceopen.com.

15 ноября, воскресенье

14.00 Гендель, Вивальди, Куперен. 1-й концерт Девятнадцатого абонемента «Музыка и мода» (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Мода прихотлива и недолговечна. Высота прически, пышность юбки, длина брюк, цвет фрака менялись вместе с эпохой. Но фасоны и диковинные детали одежды – парик, турнюр, канотье или боа – ушли в прошлое, а классическая музыка – это мода на все времена. Тем не менее, если прислушаться, в музыке тоже есть «модные» детали: мелодии, подобные кружевам, или ритмы, как ломаные линии смелых костюмов.

Музыка великих композиторов, эпохи и стили минувших веков станут главной темой этого абонемента. Чтобы составить живое впечатление о тех неповторимых временах, слушателя ждет рассказ о моде и показ костюмов, запечатленных в живописи – концерты будут сопровождаться видеорядом.
Автор и ведущая – музыковед Лариса Ефремова.
Продолжительность концерта – 50 минут.

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: novosti@russculture.ru