Один из авторов опубликованного ранее Дневника коммуны, написанного художниками и скульпторами Ассоциации Художников Революционной России (АХРР), – Елена Сергеевна Аладжалова. Предлагаем вашему вниманию выставку ее работ из семейного архива Канских.
Елена Сергеевна Аладжалова родилась в городе Бауска (ныне Латвия) 25 мая (6 июня по новому стилю) 1904 года. Начальные уроки живописи получила у своего отца, прекрасного рисовальщика Сергея Акимовича Аладжалова (1879–1921), инженера-путейца, строителя железных дорог, выпускника Института инженеров путей сообщения Императора Александра II. Рано лишилась родителей. В 1922 году поступила в ВХУТЕИН в Ленинграде. Жила в коммуне. Училась у К. С. Петрова-Водкина. Закончила академию в 1927 году. Дипломная работа – картина «Первомайская демонстрация». В конце 20-х – начале 30-х годов состояла членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). С конца 1920-х г. – член-экспонент выставок АХРР. Писала пейзажи, портреты. Работала в технике масляной живописи и акварели. В 1930-е г. работала художником в «Союзкино» и «Совкино» в Ленинграде. В качестве художника участвовала в создании фильмов А. Зархи и И. Хейфица «Ветер в лицо» (1930) и «Полдень» (1931). Участвовала в этнографических экспедициях «Союзкино» по Костромской и Рязанской областям в качестве художника. В середине и второй половине 1930-х г. работала на ленинградской фабрике «Совкино» художником по созданию кинолент, а также художником-мультипликатором. Совместно со своим мужем, историком искусств Р. Б. Канским совершила длительную творческую поездку по Узбекистану. Посетила Ташкент, Самарканд, Бухару и другие города, где ею был собран богатый творческий материал. В послевоенное время Е. С. Аладжалова работала художником-реставратором, восстанавливая убранство интерьеров городских и пригородных дворцов и особняков Ленинграда. В послужном списке Е. С. Аладжаловой – работа в залах Государственного Эрмитажа, Александровском дворце г. Пушкина, в здании Главного штаба, в Строгановском, Шуваловском, Аничковом, Шереметьевском, Юсуповском дворцах в Ленинграде, Китайском дворце в Ораниенбауме, в Малом оперном театре, Горном институте и на других объектах. В 1950 году Е. С. Аладжалова стала членом ЛОСХ по секции живописи. Наряду с реставрацией художница активно занималась и станковой живописью. Писала портреты, натюрморты, пейзажи в масляной технике и акварелью. В 1975 году в стенах ЛОСХа состоялась персональная ретроспективная выставка работ Е. С. Аладжаловой.
Людмила Артамошкина
© Л. Артамошкина, 2018
© НП «Русская культура», 2018