27 марта отмечается международный День театра. Ежегодно этот праздник служит поводом для творческих встреч, премьер, радости. Весенний карантин 2020 года, увы, не даёт нам такой возможности, по крайней мере для публичных представлений, зато есть время оглянуться назад и поговорить на волнующие темы.

Антонио Сальери
В.А.Моцарт

История театра — это история личностей и жанров, один из них называется — зингшпиль — музыкально-драматический жанр, традиционный для Германии, Австрии, Англии и даже Италии XVII-XIX веков. Его особенность в сочетании народных песен, баллад с оперными ариями, церковными гимнами и пародийность. Для зингшпилей часто использовались сказочные сюжеты, либретто писали известные поэты и композиторы.

Бертольт Брехт

В ХХ веке жанр утратил популярность, но не исчез. Классические зингшпили Моцарта «Похищение из Сераля», «Волшебная флейта», «Директор театра» и др. не сходят с мировой сцены. Авторы разных стран (в т.ч. А.Сальери) веками пробовали преуспеть в этой сценической ипостаси. В Англии была признана балладная опера, по сути и форме это тот же зингшпиль — сочетание песен и текста, смешение высокого стиля и пародии. Настоящей героиней эпохи стала сатирическая балладная «Опера нищего», написанная Джоном Геем — поэтом, драматургом и либреттистом на музыку И. Пепуша (премьера состоялась в 1728 году в Лондоне). Многие годы «Опера нищего» пользовалась исключительным успехом. Через 200 лет Бертольт Брехт преобразовал её в «Трёхгрошовую оперу», которая ошеломила театр ХХ века «зонгами» (популярными песнями с ироническим подтекстом). В 1948 г. Бенджамин Бриттен представил свою редакцию «Оперы нищего» в Кембридже, а в 1964 — в Берлине. На этом её победное шествие не ограничивается. Театры разных стран, мировой кинематограф, включая Голливуд, продолжают демонстрировать новые версии прославленного сюжета. Вот какие случаются приключения среди театральных жанров!

И.В.Гёте
Олег Мицов в роли Короля эльфов». Зингшпиль «Король эльфов». Фото В.Дрелевского

Великий Гёте написал несколько текстов для зингшпилей и  знаменитую балладу «Лесной царь» («Erlkönig») для зингшпиля «Рыбачка», впервые представленную публике в 1782 г. в Тифурте — замке Веймара, где Гёте служил управляющим. «Рыбачка» сошла со сцены, а «Лесной царь» прославился.

И.В. Гёте «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»
— «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».
— «О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».
— «О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».
— «О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
— «Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.

Перевод В.А.Жуковского 

https://www.youtube.com/watch?v=yM_LRTDI5N8

Мы знаем, чувствуем — не всё материально. Когда-нибудь незримый мир откроется взору каждого, наступит время держать ответ… Но пока бьётся сердце, человек мчится по дороге судьбы окруженный соблазнами и страхами, подстёгиваемый мыслями, чувствами, заблуждениями… Как удержать в руках жизнь, если пришел конец пути, если бедствия настигают нас?

Предчувствие судьбы, ответственность — эти понятия, возможно,  стали как-то ускользать от взора современного искусства, но никто не освободит нас от неизбежного.  Внезапно беспечность улетучивается как дым, грядут беды, мы попадаем в критические ситуации, миру угрожает пандемия…и тогда начинается переоценка ценностей, проверяются характеры, вскипают страсти.

Собор св. Бонифация, Хамельн
братья Гримм

Вспоминается сказка братьев Гримм «Крысолов из Гамельна».  Сюжет повествует, что богатый, вольный Гамельн был осаждён крысами, привлечёнными съестными припасами торгового города. Угроза голода стала для жителей жестокой реальностью. Магистрат обещал награду смельчаку, способному избавить город от беды. Такой человек нашелся, его опыт не укладывался в обычные рамки. Он… заиграл на дудочке, крысы последовали за ним… Дойдя до реки, незнакомец сел в лодку и поплыл, крысы тоже бросились в воду, пока все не утонули… Магистрат отказался платить Крысолову вознаграждение: заговорили о колдовстве. Предание гласит, что в отместку он увел всех детей, увлекая их звуками своей флейты. История о «Пёстром дудочнике» берет начало в церковных книгах XIII века, народных легендах Саксонии, и она же легла в основу сказки. До сих пор в Гамельне существует «Улица молчания», где запрещено веселиться, танцевать, проезжать свадебным кортежам, считается, что именно по ней Крысолов вывел детей из города. Есть «Дом Крысолова», «Комната флейтиста», «Таверна Крысолова» и множество других памятников, посвященных этому трагическому и таинственному событию.

Возвращаясь к фактам, замечу, что самым страшным последствием крысиных нашествий была чума — болезнь, поражающая лёгкие и лимфосистему человека. Её переносчиками являются блохи, от их укуса образуется нарыв, источник проникновения инфекции. Шерстка грызунов любимое жилище блох. Общеизвестно, что в разные века «черная смерть» унесла миллионы жизней. Даже совсем недавно — в 2017 г. наблюдалась вспышка чумы в Индии. Иногда люди сами провоцировали природу. Например в средние века в Европе предпринимались попытки уничтожить котов, поскольку их считали вместилищем нечистых духов. Несчастных животных публично сжигали на кострах, что, естественно, приводило к увеличению популяции мышей и крыс. Неурожаи, пожары также заставляли племена грызунов искать пищу в новых местах, в богатых городах, торговых портах. Для избавления от напасти необходимо  выявить и устранить её причину. Причина — вот в чём вопрос! Что провоцирует эпидемии? Как человечеству решить эту задачу?

Олег Мицов в роли крысолова. Зингшпиль «Король Эльфов», фото Е.Боргард
Вера Маслова — Марта, Тиргрий Бажакин — бургомистр Гамельна. Зингшпиль «Король эльфов». Фото В.Дрелевского

На сцене Малого зала филармонии Санкт-Петербургский театр «Реплика» представил зингшпиль «Король эльфов». В нём соединены два сюжета — легенда о «Лесном царе» И.В.Гёте и сказка братьев Гримм «Крысолов из Гамельна». События кажутся невероятными, но только на первый взгляд. Фантазия народа отразила реальность, следуя ей, постановка раскрывает новые грани правды о человеке. Мы невольно спрашиваем себя — какой властью обладал «пёстрый дудочник», кому под силу такое дело? Сколько бы ни высказывалось предположений, загадка остаётся неразгаданной. В спектакле крысоловом является сам Король эльфов, Лесной царь. Он — образ той силы, которая способна избавить от беды, нести ответственность. Образ, сурово напоминающий о том, что за неисполнение слова, безответственность, постигнет худшая беда — потеря будущего, символом которого являются дети.

Сцена из зингшпиля «Король Эльфов» фото Е.Боргард

 

Вера Маслова — Марта. Зингшпиль «Король эльфов». Фото В.Дрелевского

Звучат произведения Баха, Бетховена, Брамса, Вебера, Шуберта, Шумана.  Несмотря на разноплановость, все они – часть единого культурного явления, известного как «немецкий романтизм». Музыка – самая прекрасная составляющая этого действа, своего рода, врата в пространство видимых и невидимых миров.  «Король эльфов» — дипломант XXVIII фестиваля «Театры Санкт-Петербурга — детям». Мистический сюжет и история первой любви разворачиваются в пространстве сказок и легенд.  Лирика и пародийность сосуществуют. Если с лирикой, в общем-то, понятно — это история любви, то пародийность, прежде всего, в том, что герои пытаются управлять тем, над чем не властны. Именно это приводит события к драматическому финалу.  Дети сидят на представлении очень тихо, им нравится сказка, им нужны глубокие впечатления, серьёзный разговор о жизни, людях, об ответственности. Это важно и нужно всем, поэтому взрослые тоже любят «Короля эльфов».

Сегодня у нас есть время оглянуться, обсудить впечатления, подумать…

Филофил

Автор инсценировки и режиссер зингшпиля «Король эльфов» — Надежда Рогожина

В ролях лауреаты международных конкурсов

Король эльфов – Олег Мицов, тенор
Бургомистр – Тигрий Бажакин, баритон
Марта, дочь бургомистра – Вера Маслова, сопрано
Брат бургомистра – Пётр Гайдуков, тенор

Камерный ансамбль

Александр Кашпурин  — фортепиано
Юлий Тофан  — флейта
Кристина Казанкина — виолончель

Консультант по музыке – флейтист, солист Симфонического оркестра Большого театра России Николай Попов

https://www.youtube.com/watch?v=GHhGoQO0Ux4

Тигрий Бажакин в роли бургомистра Гамельна. Фото Е.Боргард
Вера Маслова в роли Марты. Фото Е.Боргард
Вера Маслова — Марта, Олег Мицов — Король эльфов. Зингшпиль «Король эльфов». Фото Е.Боргард
Пётр Гайдуков в роли брата бургомистра, фото А.Юрьева
Малый зал филармонии. Сцена из спектакля «Король Эльфов». Фото А.Юрьева