15 июня, воскресенье
18.00 «Крупным планом» – творческий вечер Семёна Спивака (Молодёжный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Имя Семёна Спивака неотделимо от Молодёжного театра на Фонтанке, в который этот знаменитый режиссёр и педагог пришёл 35 лет назад. Сегодня театр в Измайловском саду – это Театр-Дом, в котором живут и творят ученики Семёна Спивака, пять поколений воспитанных им артистов. Здесь искренне любят Человека, создают для зрителей спектакли, дающие надежду и вдохновляющие на жизнь.
14 июня Семёну Яковлевичу Спиваку исполняется 75 лет. И, конечно же, отмечать эту дату он будет вместе со зрителями, для которых уже три с половиной десятилетия создаёт чудо Театра в стенах Молодёжного.
В рамках творческого вечера Семёна Спивака пройдёт презентация его автобиографической книги «Чужое таинство», опубликованной театром к юбилею, и документального фильма «Семён Спивак. 10 заповедей режиссёра» с участием автора и режиссёра, известного петербургского журналиста Иннокентия Иванова.
20.00 Концерт «Золотые голоса в Екатерининском дворце» в рамках XXXII летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Екатерининский дворец, Тронный зал – г. Пушкин, Садовая ул., 7).
В Тронном зале Екатерининского дворца состоится гала-концерт с участием солистов из Италии и России. Перед публикой выступят Екатерина Лехина (сопрано), российская оперная дива, приглашённая солистка Большого театра, и Франческо Малапена (тенор, Италия).
Подробности: https://www.palacefest.ru/
16 июня, понедельник
19.00 Летний концерт в «Субботе» (Дворик театра «Суббота» – ул. Звенигородская, 30).
Во дворике театра на Звенигородской улице в исполнении артистов прозвучат песни из спектаклей: «Окна, улицы, подворотни», «ПрощайИюнь», «Вещь», «Спасти камер-юнкера Пушкина», «Скамейка», «Сталлоне Любовь Корова», «Много шума из ничего», «Прощания не будет». А также самые лучшие номера из сольных концертов Ивана Байкалова, Снежаны Соколовой, Софьи Андреевой, Екатерины Рудаковой.
Вход – свободный.
19.00 «МУСОРГСКИЙ ДЖАЗ» – государственный экзамен студентов Санкт-Петербургской академии джазового искусства Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
В концертном зале «Колизей Арена» состоится государственный экзамен студентов Санкт-Петербургской академии джазового искусства Санкт-Петербургского музыкального училища имени М. П. Мусоргского, в котором примут участие солисты-инструменталисты, солисты-вокалисты, ансамбли, а также популярный петербургский джазовый коллектив MUSSORGSKY JAZZ ORCHESTRA под руководством Ивана Васильева и Александра Козлова.
17 июня, вторник
10.00 XXXІІ ежегодная конференция «Санкт-Петербург и белорусская культура» (Конференц-зал Главного здания Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Исследователи из России и Республики Беларусь расскажут об исторических документах, хранящихся в петербургских и минских архивах и библиотеках, обсудят проблемы контактов писателей, переводчиков, музыкантов в сфере культуры.
Прозвучит 16 докладов, среди которых – «Проект создания Брестской губернии (1840-е годы)», «Петербургское наследие Е. Р. Романова (1855-1922 гг.): этномузеологический ресурс исторической памяти белорусов», «Музыкальный педагог А. Ф. Пальчевская. Петербургские и полоцкие страницы жизни», «Генеалогический детектив рода Былинских», «Витебский музыкальный колледж имени И. И. Соллертинского» (во время доклада гости услышат белорусские цимбалы) и другие.
Традиционными темами остаются современные отношения России и Беларуси, памятники книжной культуры и истории, хранящиеся в Петербурге, музыкальная и художественная культура, биографии общественных деятелей.
В рамках конференции состоится презентация двух изданий – книги Ксенофонта Говорского «Историческое описание Полоцкой епархии и всех монастырей, в сей епархии находящихся» (СПб.; Минск: Медиал, 2025 г.) и библиографического указателя о польском освободительном движении 1826-1853 гг. (СПб.: РНБ, 2024 г.).
Конференция организована Российской национальной библиотекой и Санкт-Петербургской ассоциацией белорусистов.
14.00 Фортепианный марафон (Санкт-Петербургский Дом музыки – наб. реки Мойки, 122).
Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Сергея Ролдугина приглашает на «Фортепианный марафон». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки в цикле «Вечера в Английском зале» выступят: пианистка Анна Крушинова, пианисты Дмитрий Феденко, Роман Соснин, Тимофей Доля, Виталий Петров, Александр Мартьянов, Тимофей Калмыков и Глеб-Иосиф Романчукевич. Прозвучат сочинения Баха, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.
16.00 Открытие выставки «Вера. Учение. Закон: религиозная культура еврейского народа» (Российский этнографический музей – Инженерная ул., 4/1).
В Российском этнографическом музее откроется выставка «Вера. Учение. Закон: религиозная культура еврейского народа». Экспозиция познакомит посетителей с основами иудаизма, религиозными ритуалами и предметами восточноевропейских евреев. Представлено около 40 памятников XIX – начала XX века из коллекции Российского этнографического музея.
Новая выставка состоит из двух разделов. Первый посвящён синагогальным практикам и их атрибутам. Второй рассказывает о ритуалах и обрядах, обязательных в повседневной и праздничной жизни евреев, а также о предметах религиозного культа, связанных с ними.
В экспозиции представлены экземпляры Талмуда и Торы, чехол и корона, а также римоним – навершия для убранства священного свитка, в котором он хранится в синагогах, указки ювелирной работы, необходимые для его чтения, и другие атрибуты иудаизма для синагогальной службы и домашних ритуалов.
Особое место в экспозиции занимают предметы, используемые в ритуалах важнейших еврейских праздников: Суккот, Песах и Ханука. Это настоящие произведения искусства. Кроме того, будут показаны и другие экспонаты, связанные с религиозным воспитанием и образованием детей в еврейских семьях.
17.00 Открытие выставки Владимира Верещагина «Возвращение. Онега впадает в Белое море» (Малый зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
Художник-график Владимир Евгеньевич Верещагин родился в 1949 году в городе Онега Архангельской области. С переездом семьи в Ленинград получил художественное образование – сначала в художественной школе № 190 при Художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной, затем в самом училище. После окончания ЛВХПУ Владимир Верещагин отслужил в армии и работал в художественно-оформительской мастерской посёлка Вырица. С 1986 года он является членом Санкт-Петербургского союза художников.
Выставка «Возвращение» посвящена семье Верещагиных и всем северным поморам. Её центральная часть – живописные работы об Онежском крае. Каким был Онежский тракт, можно увидеть благодаря художнику, восстановившему на своих работах утраченную архитектуру и ту атмосферу старого быта, что осталась в памяти бабушек и дедушек. Этой же теме посвящена часть офортов.
Художник также представит две серии офортов 1980-1990-х годов, посвящённых Петербургу, – гравюру на пластике и акватинту, серию работ «Возрождение Царского села». Один из разделов будет посвящён экслибрису.
Выставка открыта до 29 июня.
18.00 Вернисаж выставки Ашота Казаряна «Тело – храм искусства» (Длинный зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
Ашот Алексанович Казарян – выпускник ЛИЖСА им. И. Е. Репина (1991).
В экспозицию войдут работы, созданные мастером за последние годы.
Большую известность А. А. Казарян приобрел как скульптор, его графические и живописные работы менее известны.
В золотом фонде мастера более 600 скульптурных работ, и он продолжает творить в своём неповторимом авторском стиле. В его работах есть и античные сюжеты, и отголоски творчества французских импрессионистов, и норов русских авангардистов.
Произведения Ашота Алексановича находятся в собраниях Музея современного искусства (Ганновер, Германия), Центра Ж. Помпиду (Париж, Франция), а также в частных собраниях коллекционеров Великобритании, Германии, США, Бельгии, Франции, Финляндии, Италии, Венгрии и России.
На выставке будут представлены 26 скульптур из бронзы, пастельная живопись, эскизы и предметы искусства из личной коллекции автора.
Куратор выставки – Юлия Шурбаева.
Выставка открыта до 29 июня.
19.00 Показ оперы Жюля Массне «Дон Кихот». В партии Дон Кихота – Ферруччо Фурланетто (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Ферруччо Фурланетто выйдет на историческую сцену Мариинского театра в партии Дон Кихота в одноимённой опере Массне. Это сочинение в Мариинском театре имеет особое значение для артиста. Именно он стал первым исполнителем титульной партии в постановке Янниса Коккоса, которая идёт сегодня в Мариинском. А кроме того, в 2012 году при участии Ферруччо Фурланетто была осуществлена запись «Дон Кихота» с молодыми солистами и Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, впоследствии высоко отмеченная критиками и номинированная на премию «Грэмми». Главные партии в предстоящем спектакле также исполнят Анна Кикнадзе, Андрей Серов, Кира Логинова, Эвелина Агабалаева, Николай Емцов и Александр Трофимов.
19.00 Открытие V сезона летних общедоступных концертов Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» (ДК Железнодорожников – ул. Тамбовская, 63).
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» и дирижёр Александр Канторов программой «Вечер вальсов» открывают пятый сезон летних общедоступных концертов, которые продлятся в ДК Железнодорожников (Народном доме графини Паниной) до конца июля 2025 года.
В программу летних концертов войдут шедевры русских и зарубежных композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Штрауса, Верди, Россини, Чайковского и др. Прозвучат любимые вальсы, симфонические миниатюры, фрагменты из балетов.
19.30 Премьера спектакля «Белые ночи» по мотивам произведений Ф. М. Достоевского. Режиссёр-постановщик – Иван Шалаев (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, Малая сцена – ул. Итальянская, 19).
Петербург живёт крайностями. Его улицы либо погружены в кромешную темноту, либо залиты бесконечным светом. Дожди сбивают с ног, наводнения сносят дома и мосты, но после каждой бури вода вновь становится смиренной гладью. Так и душа ищет успокоения – среди тревог, одиночества и внезапных и редких вспышек счастья. «Белые ночи» – история о поиске равновесия. О попытке схватиться за другого, если не нашёл опоры в себе. О любви как спасательном круге, который может удержать на плаву, но и унести в открытое море. На сцене – город в резких контрастах. Чёрно-белая графика растворяется в акварели, застывшая вода оживает в ритме дыхания. Герои балансируют на грани света и тени, надежды и отчаяния, того, что кажется вечным, и что длится одно единственное мгновение.
Свет белых ночей: путеводный или ослепляющий, прозрачный или скрывающий правду?
Режиссёр-постановщик и художник-постановщик – Иван Шалаев.
Композитор – Алия Гришель.
В спектакле заняты: Василий Гетманов, Ангелина Столярова, Анатолий Журавин, Ольга Белявская.
18 июня, среда
14.00 Открытие выставки «Радость искусству. Школа Рериха» (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов – В.О., 18-я линия, 1).
Музей-институт семьи Рерихов совместно с Художественным училищем имени Н. К. Рериха представляет выставку «Радость искусству. Школа Рериха». Рисовальная школа Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ) стала крупнейшим художественным учреждением России, накопленный ею опыт широко использовали как педагоги, так и бывшие ученики, среди которых было множество известных впоследствии русских художников. Преподавателями школы были И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, П. К. Клодт, И. Я. Билибин, А. В. Щусев, В. А. Щуко, А. А. Рылов, В. В. Матэ. Под их руководством первые шаги в искусстве делали Ф. А. Васильев, В. В. Верещагин, А. А. Громов, М. З. Шагал, М. В. Добужинский, Е. Д. Поленова, С. В. Чехонин, А. В. Щекатихина-Потоцкая, Н. П. Акимов, П. Н. Филонов. Многогранная деятельность Н. К. Рериха – не только как художника, но и педагога, просветителя, наставника – в полной мере проявилась в период его руководства Рисовальной школой ИОПХ. На выставке представлены работы учащихся Рисовальной школы ИОПХ из фондов преемника школы – Художественного училища имени Н. К. Рериха, а также рисунки, литографии, предметы керамики и архивные материалы из фондов Музея-института семьи Рерихов. В 1908 году Н. К. Рерих написал очерк «Радость искусству», который и дал название экспозиции: «…погружаясь в лучшие родники творчества, общество вновь поймёт всё великое значение слова “украшать”».
Выставка открыта до 28 сентября.
18.00 «Литературная среда на БИС» (Музей-квартира М. М. Зощенко – Чебоксарский пер., 2).
Проект «Литературная среда» – один из ведущих Государственного литературного музея «ХХ век». В текущем сезоне он представит ещё одно событие – лекцию «Литературные вселенные Набокова, Чехова, Джойса» Василия Александровича Зубакина.
В. А. Зубакин – писатель, член жюри Национальной литературной премии «Большая книга», автор романов «Жестяной пожарный», «В тени трона» и «На службе Его Величества».
19.00 Открытие персональной выставки Никиты Пирумова «Земная» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
«Петербург-концерт» совместно с галереей Марины Гисич представляет выставку нижегородского художника Никиты Пирумова «Земная» в Екатерининском собрании. В центре проекта – лирическая героиня Сара, от лица которой автор исследует тревогу, поиск себя и хрупкость мира. Экспозиция объединит работы, созданные автором за последние годы, включая новую серию графики – сценографию к воображаемому детскому спектаклю.
Выставка открыта до 31 августа.
19 июня, четверг
11.00 ХХI краеведческая конференция «Коломенские чтения» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
В центре внимания конференции – история Коломны в годы Великой Отечественной войны и современная жизнь района, новые пространства и добрососедские отношения.
К участию приглашаются жители Коломны, краеведы, сотрудники музеев, архивов, библиотек, преподаватели и все интересующиеся историей и культурой Санкт-Петербурга.
Коломна – старинный район Санкт-Петербурга, расположенный в западной части города у Финского залива, между Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. Удалённая от парадного центра, она и поныне сохраняет свою неповторимую атмосферу. История района богата именами, событиями; образ Коломны – уютные улицы, набережные рек и каналов – стал неотъемлемой частью художественного и культурного мира Северной столицы.
Работа конференции планируется по следующим направлениям: история и современность; Коломна в годы Великой Отечественной войны; Коломна и новая туристская география; многоконфессиональная Коломна; музыкальный мир Коломны; театральная Коломна; артисты балета в Коломне; архитектура и изобразительное искусство; литературная жизнь; жители Коломны: известные и забытые; промышленные предприятия, учебные заведения, развлекательные учреждения; быт и нравы Коломны.
18.00 IV фестиваль «Этносад» (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
В Библиотеке национальных литератур пройдёт IV фестиваль «Этносад», посвящённый традиционным культурам и наследию в современном мире.
В программе: лекция Татьяны Бердашевой о карельской мифологии до Калевалы; выступление фолк-рок-группы Бьярмия; выступление фольклорного ансамбля «Славницы» со специальной программой по «Голубиной книге»; мастер-классы; викторина по мифическим и культурным героям с призами от партнёров-издательств «Альпина паблишер», «Гиперион», «Поляндрия», «Эксмо»; мифический квест по библиотеке; выставка «Карельские боги: древний свод» от проекта RUNOLA; оформление библиотеки от художницы Ewlisiya.
Подробности в группе ВКонтакте: https://vk.com/bnllib
Вход свободный.
18.00 Сольный концерт китайского пианиста Тяньчи Се (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
В Белом зале Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова состоится сольный концерт китайского пианиста Тяньчи Се.
В 2021 году Тяньчи Се поступил в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, где обучался под руководством профессора Алексея Соколова. В 2023 году он продолжил обучение в классе того же педагога ассистентом-стажёром. Участвовал в мастер-классах Сун Сихэна, Тань Сяотана, Цзян Липина и других.
В программе: Ф. Шуберт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский.
Вход свободный.
19.00 Показ музыкально-драматического спектакля «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются» при участии камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Впервые в Санкт-Петербурге будет показан музыкально-драматический спектакль «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются», а вслед за этим его покажут в 10 городах-героях России и Беларуси.
«Мы не хотим терять нашу историю и не хотим слышать её из уст наших внуков в искажённом виде. В этом наша миссия и миссия этого проекта. Премьера спектакля состоялась в 2023 году в Волгограде и была посвящена 80-летию Победы в Сталинградской битве. Этим летом мы провезём его по всей России и Беларуси, покажем в городах-героях: Москве, Ленинграде, Волгограде, Бресте, Мурманске, Минске, Севастополе, Керчи, Туле, Смоленске, Новороссийске», – говорит дирижёр Юрий Башмет, художественный руководитель проекта. Режиссёр – Полина Агуреева.
За основу спектакля взята вторая книга знаменитой трилогии Константина Симонова, посвящённая Сталинградской битве. Именно там писатель, как редактор «Красной звезды», писал очерк «Солдатская слава», который был выстроен из разговоров с людьми, только что вышедшими из боёв. Война для них – это работа, тяжёлая, изнурительная. Это труд, рутинный и неотменимый, где даже смерть – событие чрезвычайное в обычной жизни – становится явлением повседневным. Сталинградская битва складывалась из множества таких дней, где война становилась бытом, не переставая быть трагедией.
Роман «Живые и мёртвые» – это синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности, одно из самых достоверных произведений о Великой Отечественной войне, написанное её участником. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Это спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся. Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.
В ролях: Илья Шакунов, Николай Чиндяйкин, Максим Литовченко, Юрий Беляев, Иван Добронравов, Варвара Насонова, Тамара Разоренова и другие.
19.00 Концерт ансамбля национальных инструментов «Эссе-квинтет» в рамках фестиваля «Иди на звук!» (Румянцевский сад).
Фестиваль «Иди на звук!», в котором принимают участие вокалисты и музыканты Петербурга, – это не просто сезонная музыкальная премьера, это возвращение в сердце города ленинградских ностальгических традиций летней музыкальной эстрады.
На сцену Музыкального павильона поднимутся музыканты ансамбля национальных инструментов «Эссе-квинтет». Гости Румянцевского сада услышат популярную классику и мировые хиты в оригинальной обработке.
Вход свободный.
19.00 Гала-концерт звёзд оперы и балета в рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
В рамках Петербургского международного экономического форума в Михайловском театре состоится гала-концерт с участием артистов оперы и балета.
Специальные гости вечера – легенды мирового балета Люсия Лакарра и Мэтью Голдинг. Вместе с ними на сцену выйдут Анжелина Воронцова, Приска Цайзель, Анастасия Соболева, Виктор Лебедев, Эрнест Латыпов.
Также перед публикой выступят звёзды оперной сцены: Олеся Петрова, Светлана Москаленко, Маргарита Шаповалова, Сергей Кузьмин, Семён Антаков.
За дирижёрским пультом – Александр Соловьёв.
19.00 Концерт «Лучшие мелодии зарубежной эстрады» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Андрея Медведева приглашает гостей на основную площадку «Петербург-концерта» в Екатерининское собрание, где им будет представлена программа «Лучшие мелодии зарубежной эстрады». В неё вошли бессмертные инструментальные хиты, ставшие «визитными карточками» легендарных эстрадных оркестров XX века: от зажигательных джазовых ритмов Гленна Миллера до изысканных и элегантных тем Генри Манчини, от масштабных и волнующих аранжировок Андре Рьё до неповторимых композиций Поля Мориа и Джеймса Ласта.
Особая роль в программе, как отмечает Андрей Медведев, отведена блистательному дирижёру и аранжировщику Полю Мориа: «Звучание его оркестра, неповторимый, узнаваемый с первых нот почерк, является примером, стимулом и вдохновением для многих композиторов, музыкантов и, конечно, аранжировщиков, которые по всему миру тиражируют репертуар маэстро. Взяв за основу его стилистику, музыканты идут дальше, развивают это направление, создавая новые современные композиции во всех жанрах популярной симфоджазовой музыки».
«Лучшие мелодии зарубежной эстрады» – авторское приношение и дань уважения гению Поля Мориа, яркая демонстрация немеркнущей актуальности его музыкального наследия. Эстрадно-симфонический оркестр «исследует» феномен Поля Мориа сквозь призму творчества других знаменитых композиторов и дирижёров: Джеймса Ласта, Андре Рьё, Гленна Миллера, Генри Манчини, Владимира Косма. Маэстро Медведев виртуозно соединяет эпохи и стили, раскрывая всю глубину и блеск симфоджазовой музыки.
19.00 «Большие гастроли» Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина (Молодёжный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
В Санкт-Петербурге пройдут «Большие гастроли» Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина. На сцене Молодёжного театра на Фонтанке состоятся спектакли по пьесам «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского, «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина, «Единственный наследник» Ж.-Ф. Реньяра, «Поминальная молитва» Г. И. Горина.
БГАДТ имени М. С. Щепкина – главный театр Белгородской области, ведущий свою историю с 1936 года: в следующем сезоне коллектив отметит 90-летие.
В связи со сложной оперативной обстановкой в Белгородской области театр выезжает на гастроли по России, но приглашение коллективов из других регионов затруднено. Область подвергается обстрелам, так как находится на приграничной территории. Поэтому белгородские артисты особенно рады приглашениям на «Большие гастроли» в другие города. В мае 2025 года благодаря этой программе театр побывал во Владимире, где сыграл четыре спектакля. После гастролей в Санкт-Петербурге предстоит поездка в Тулу.
В Санкт-Петербург театр выезжает не впервые: в июне 2023 года на сцене Молодёжного театра были показаны спектакли «Катерина Измайлова» Н. С. Лескова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Ужин дураков» Ф. Вебера.
20 июня, пятница
19.00 Балет «Собор Парижской Богоматери» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Ролан Пети, вдохновлённый романом Виктора Гюго, создал поистине грандиозный спектакль о любви и смерти, преданности и коварстве. «Я хочу, чтобы для зрителей прояснился трагический смысл творения Виктора Гюго», – говорил Ролан Пети. Сюжетную канву балетмейстер свёл до линий четырёх главных героев – прекрасной Эсмеральды, трогательного Квазимодо, коварного Фролло и эгоистичного Феба. Первым исполнителем партии Квазимодо стал сам хореограф.
Мировая премьера балета состоялась в 1965 году на сцене Парижской оперы. Ошеломляющий успех спектаклю обеспечили не только яркая хореография Ролана Пети и авангардная музыка Мориса Жарра, но и смелые костюмы знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана, и великолепные декорации известного художника театра и кино Рене Аллио. «Собор Парижской Богоматери» стал одной из самых стильных постановок своего времени.
В 2021 году Луиджи Бонино, хранитель традиций Ролана Пети, его друг и ассистент, перенёс балет в Новосибирск, и именно этот спектакль НОВАТа будет показан на сцене Михайловского театра.
19.00 Концерт в рамках XXXII летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Российская академия наук – Университетская наб., 5).
20 июня состоится первый концерт в Российской академии наук на Университетской набережной с участием инструменталистов-виртуозов: Джанни Иорио (бандонеон, Италия), официально названного одним из трёх величайших бандонеонистов планеты, и джазового и классического пианиста Александра Маслова и его трио.
19.30 Презентация книги Анжелики Артюх «Новый Голливуд: новаторы и консерваторы» (Книжный магазин «Порядок слов» – наб. реки Фонтанки, 15).
В серии «Кинотексты» издательства НЛО вышла книга Анжелики Артюх «Новый Голливуд: новаторы и консерваторы».
Новый Голливуд – уникальный феномен в истории американского кино. Его утверждение непосредственно связано с приходом в киноиндустрию молодого поколения режиссеров, закончивших первые американские киношколы. Воспитанные на мировом кино, они сумели не только выразить радикальные идеи контркультурных шестидесятых, но и в дальнейшем повлиять на переустройство индустриальной системы Голливуд, в которой блокбастер стал доминирующей формой киновысказывания, а «независимый кинематограф» стал связанным с Голливудом полем для апробации новых идей в развитии киноязыка и жанровых конвенций. Анжелика Артюх в своей работе рассматривает переход от классического Голливуда к Новому как глобальную метаморфозу общей культуры США. В какой момент Голливуд навсегда изменился, и как на это повлиял политический, экономический и социальный контекст? Поиск ответа на этот вопрос – главная задача этой книги.
«В то время как «Голливудский Ренессанс» резко обращался к американским проблемам, к тем социальным, политическим, культурным процессам, которые имели место в США в 1960–1970-е годы, более поздняя эпоха блокбастера – это эпоха нового консерватизма и киноаполитичности. Однако энергии, охватившей Новый Голливуд в период Ренессанса, хватило на долгое время».
21 июня, суббота
17.00 Закрытие фестиваля «Открывая Лядова». Общедоступный концерт (Шереметевский сад).
В Шереметевском саду состоится общедоступный концерт «Открывая Лядова», который завершит насыщенную программу фестиваля, посвящённого юбилею известного русского композитора А. К. Лядова. Композитор в шутку говорил, что он не выносит больше пяти минут музыки. Концерт русской классической музыки в переложении для духовых покажет Лядова и его современников в жанре миниатюры, а также представит новые обработки его сочинений для духового квинтета.
В концерте сочинения Лядова прозвучат для разных составов духовых инструментов ансамбля «Пять углов» в составе: Людмила Коляго (флейта), Наталья Шамшуро (гобой), Дмитрий Маховиков (кларнет), Никита Комаров (фагот), Александр Капустинский (валторна). Это и «Музыкальная табакерка», и «8 русских народных песен». Программу концерта дополнят сочинения Мусоргского (фрагменты из «Картинок с выставки»), пьесы П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова. Здесь прозвучат и сказочные мотивы, и обработки народных песен, и редкие циклы.
К юбилею известного русского композитора А. К. Лядова Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства провёл с апреля по июнь музыкальные марафоны и фортепианный конкурс, создал аудио-подкасты и чат-боты о творчестве Лядова, познакомиться с которыми можно в социальных сетях Музея (https://vk.com/rkmuseum).
В июне и июле 2025 года любители классической музыки могут успеть посетить выставку и экспозицию в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова (https://museumteatr.timepad.ru/event/3317349/), пешеходные театрализованные променады «Загадочный Лядинька» (https://museumteatr.timepad.ru/event/3369532/).
Подробнее о фестивале: https://theatremuseum.ru/page/festlyadov
18.00 Концерт дрон- и ритмической музыки: Шумовые конструкции Петербурга (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Музыкальное событие экспериментальной музыки, объединяющее шумовую натуру дрона и ритмические конструкции техномузыки. Концерт станет местом для взаимодействия мастеров различных жанров, где импровизация встретится с электронными текстурами и создаст уникальную атмосферу звукового погружения.
22 июня, воскресенье
12.00 Акция «Города-герои на рейде памяти» (Сеть кинотеатров «Петербург-кино»).
22 июня в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Севастополе, Керчи, Новороссийске, Туле, Мурманске и Смоленске пройдёт киноакция «Города-герои на рейде памяти». В кинотеатрах этих городов, а также в Курске, пройдёт одновременный показ отреставрированной силами Госфильмофонда версии легендарного фильма «Великий перелом» (1945 г., реж. Ф. Эрмлер). Картина, рассказывающая о судьбах тех, кто принимал участие в Сталинградской битве в 1942 году, будет представлена зрителям в обновлённом формате.
18.00 Театрализованный концерт «И пусть поколения помнят…», приуроченный ко Дню памяти и скорби (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Внимание к историческим реперным точкам – одна из важнейших составляющих творческой программы Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии. Коллектив с уникальной историей, практически без остановки работавший в осаждённом Ленинграде на протяжении Великой Отечественной войны, бережно хранит память о своём героическом прошлом. Почти два десятилетия на сцене театра в январские и майские дни проводятся общедоступные мероприятия, гостями которых становятся ветераны, их дети и внуки. В одном из фойе театра открыта историческая экспозиция, в фотографиях и других документах эпохи представляющая творческую летопись блокадных лет.
Концерт-посвящение Дню памяти и скорби проводится на сцене БКЗ уже в третий раз. В программу 2025 года вошли фрагменты блокадного репертуара Театра музыкальной комедии. Особое место в концерте заняли произведения из творческого наследия выдающегося композитора Вениамина Баснера, 100 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. По сложившейся традиции участие в концерте примут юные артисты музыкально-драматического театра «Синяя птица».
19.00 «Он был на первом рубеже…» – литературно-музыкальный вечер к 115-летию со дня рождения А. Т. Твардовского (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
В Доме Кочневой состоится литературно-музыкальный вечер, приуроченный к 115-летию со дня рождения советского поэта, публициста и журналиста Александра Твардовского.
В творчестве Твардовского, прославившем беспримерную силу духа в годы Великой Отечественной войны, явственно слышен живой голос трагической и героической эпохи. Написанную «по правде памяти» легендарную поэму «Василий Тёркин» можно назвать гимном солдатской отваге. Её главный герой – Василий Тёркин – собирательный портрет поколения, которое не теряло веры в победу даже в самые тяжёлые дни. Не менее значима и масштабная послевоенная поэма «За далью – даль», в которой личные воспоминания переплетены с размышлениями о судьбе страны. В исполнении выдающегося мастера художественного слова Сергея Новожилова прозвучат главы из поэм «Василий Тёркин» и
19.00 Возобновление спектакля «Когда мы были молодыми» (Театр эстрады имени Аркадия Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
Премьера спектакля «Когда мы были молодыми» в Театре эстрады имени Аркадия Райкина состоялась в 2015 году. Спектакль стал одной из важнейших работ для недавних выпускников мастерской Юрия Гальцева – на тот момент юных «гальчат», которые только начинали свой путь на театральной сцене, а сегодня – опытных артистов, за плечами которых десятки ярких ролей. Светлый, трогательный и добрый спектакль посвящён поколению победителей. Тем, кто умел любить свою страну беззаветно, радоваться жизни вопреки всем трудностям и искренне верить в светлое будущее.
Артист России Юрий Гальцев: «Это был один из тех спектаклей, которые я ни разу не пропускал, каждый раз приходил в зал и смотрел. Как режиссёр, волновался за ребят, как зритель – пропускал через себя все эти истории и получал огромное удовольствие. В силу моего возраста, я знаю о войне, что называется, из первых уст. Молодые ребята намного дальше от событий тех лет, но благодаря самостоятельной работе с семейными документами, какими-то архивами, погружению в материал, им удалось прочувствовать то время. Мы нашли для спектакля очень верную интонацию – не фальшивую, искреннюю, достоверную».
Спектакль шёл в репертуаре театра несколько лет, собирая неизменные аншлаги. И сегодня, в год, когда страна отмечает уже 80-ю годовщину Победы, постановка возвращается на сцену – с небольшими изменениями по действию и актёрскому составу: наряду с «первопроходцами» на сцену выйдут молодые артисты, пополнившие труппу театра в этом сезоне.
«Возобновлённый спектакль, конечно же, будет отличаться от первой версии: вливаются новые актёрские силы, они привносят свою энергию; кроме того, мы добавим новые интересные номера. Те зрители, которые помнят премьеру спектакля, обязательно должны прийти к нам снова – уверен, что им очень понравится, – они заново переживут все те эмоции, которые когда-то подарила им постановка», говорит – Юрий Гальцев.
Герои спектакля мечтают, ждут своё счастье, дружат, смеются, порой и сквозь слёзы. Постановка наполнена тонким юмором, оригинальными танцевальными номерами и, конечно, песнями военного и предвоенного времени.
23 июня, понедельник
19.00 Опера Бенджамина Бриттена «Поворот винта» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
Идиома turn of the screw означает усугубление и без того скверной ситуации; именно в этом значении она использована в названии готической новеллы Генри Джеймса (1898), положенной в основу одноименной оперы Бенджамина Бриттена (1954). В уединенное английское поместье к двум очаровательным детям приезжает новая воспитательница-гувернантка. Но чудесный парк оказывается вовсе не райскими кущами, а невинные сиротки Майлз и Флора – отнюдь не ангелами. Гувернантка принимается за расследование произошедших в имении Блай странных событий, и каждый новый виток ее дознания становится очередным «поворотом винта»: «Lost in my labyrinth which way shall I turn?» («Потерявшейся в своем лабиринте, куда мне повернуть?»). Похоже, что героиня плутает в зеркальном лабиринте собственных страхов, подавленных желаний, навязчивых идей, втягивая окружающих в свое психическое расстройство. Эта версия – лишь одна из многих; и новелла, и опера славятся многозначностью. Но под каким бы углом ни рассматривать коллизию «Поворота винта», его главной темой остается проблема детской травмы, проблема уязвимости ребенка в мире калечащих его взрослых.
В идеально выстроенном оперном триллере Бриттена – шестнадцать (8 × 2) сцен, сменяющих друг друга наподобие киноэпизодов. Сцены соединены оркестровыми переходами-интерлюдиями. Вся музыка закручена вокруг стержневой двенадцатитоновой лейттемы, так называемой темы винта. Впервые она звучит в Прологе у фортепиано, возвращаясь затем в серии вариаций. Из нее же вырастают побеги производных мотивов, обеспечивая поразительное музыкальное единство партитуры. Бриттену удалось небывалое – опера в форме вариационного цикла. Последний смертоносный «поворот винта» – пассакалья все на ту же Screw theme в финале, вариации в вариациях. Среди семерых солистов нет ни одного низкого голоса, в вокальном ансамбле отсутствует заземление, вес, опора. В оркестровой яме – всего шестнадцать инструменталистов. Их задача – не только выразить в звуках психические состояния героев, не только напугать мистическими видениями, но и отвлечь жанровыми и пейзажными зарисовками. Впрочем, светлые краски остаются достаточно прозрачными, чтобы под ними проступал все тот же сумрачный фон.
Приглашенная в Мариинский театр британская команда поставила «Поворот винта» как утонченный и аскетичный хоррор, в котором тоскливое ожидание ужаса страшнее самого ужаса. Идиллическая викторианская усадьба оборачивается герметичной ловушкой, где всюду чудится подвох, все кажется двусмысленным, черные тени отбрасывают не только преступники, но и их преследователи. Такое решение отвечает замыслу Бриттена, недаром в музыку добропорядочной безымянной гувернантки просачиваются соблазнительные интонации из партии покойного развратника Питера Куинта. Тот, кто отважится спуститься по винтовой лестнице бриттеновского шедевра, сможет заглянуть в самые таинственные, запретные и темные закоулки человеческой души.
19.30 Танцевальный спектакль «Омут: Кьяро/Scuro» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Кьяроскуро – «свет» и «тень», резкий контраст двух сущностей, двух воплощений внешнего и внутреннего. Живописный прием, нашедший свой след в фотографии и кино, обретает плоть и дыхание в танце. Хореографы и танцовщики пространства танца Омут сплетают свое творчество с персонажем светотени и предлагают зрителю понаблюдать за этим симбиозом. Основатель пространства и ведущий хореограф Надежда Коханова уже выпустила несколько премьер, полнометражных танцевальных высказываний, созданных в живом процессе вместе с конкретными людьми – танцовщиками её компании. Командная работа по осмыслению ситуаций, пространства и явлений делает работу Надежды и её подопечных очень близкой зрителю, понятной, откликающейся. Миссия её танцевального пространства – сделать танец узнаваемой и органичной частью жизни для учеников, начинающих и продолжающих танцоров, а также зрителей, возможно никогда не имеющих отношения к танцу.
24 июня, вторник
18.30 «Судьба и роль». Новая книга Натальи Ивановой (Фонтанный Дом – Литейный пр., 53).
Литературный критик, литературовед, первый заместитель главного редактора журнала «Знамя» Наталья Борисовна Иванова представляет свою новую книгу «Судьба и роль». Книга состоит из документальных пьес-коллажей и эссе, построенных как своего рода диалоги героев, представляющих историю своей жизни.
С именем Анны Ахматовой связаны несколько разделов:
– Пунин, или Фонтанный Дом. Монологи, стихи, постановления и приговоры;
– Исайя! Исайя! Документальная фантазия в двенадцати сценах;
– Лев и Эмма. Документальная фантазия в тринадцати сценах и трех интермедиях.
Вечер ведет Нина Попова.
19.00 Лекция Игоря Грекова «Набоковы. Семья на сломе истории» (Библиотека им. В.В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
Сегодня, услышав имя Владимир Набокова, мы представляем именитого русско-американского писателя. Но в начале творческого пути молодому автору приходилось использовать псевдоним Сирин, чтобы его не перепутали со знаменитым отцом.
Семья Набоковых жила прекрасной дворянской жизнью: английские костюмы, мощные современные автомобили, огромный особняк в центре Петербурга. У родителей – обширные знакомства в высшем свете, у детей – элитные учебные учреждения. Так могло бы продолжаться еще много поколений подряд, но в начале XX века над Российской империей стали сгущаться тучи. Семья Набоковых оказалась в самом центре исторических потрясений. Какую позицию они занимали? Какую роль сыграли в революции? И чем закончилась ожесточенная борьба отдельно взятой семьи за лучшее будущее?
Лектор – Игорь Греков, политолог, автор лекций и экскурсий об эпохе революций.
25 июня, среда
19.00 Премьера спектакля «Ничего этого не будет» (БДТ им. Г. Товстоногова, Вторая сцена – пл. Старого театра, 13).
Спектакль «Ничего этого не будет» поставлен Романом Михайловым по тексту, написанному им специально для БДТ. Главный герой, замкнутый человек, живет в маленьком городе, ни с кем не общается, хранит свои тайны. Однажды он отправляется в деревню – пожить «нормальной жизнью». Но деревенская жизнь оказывается далекой от привычных представлений. Вокруг героя закручивается хоровод смыслов и ощущений. Оказывается, что все жители деревни посещают местный клуб, смотрят необычные спектакли. Фрагменты этих спектаклей складываются в единую картину, связывающую прошлое и будущее.
Роман Михайлов: «Люди вместе бескорыстно создают что-то, отдают свои глубинные озарения, чувства, сны, стремятся к общей благодати. Человек понимает, что мир не такой уж корыстный и циничный на самом деле. Мир достоин того, чтобы с ним взаимодействовать. Я надеюсь, что получился светлый спектакль, несмотря на всю тяжесть тем и событий, которые можно разглядеть в нем».
19.00 Показ оперы Джоаккино Россини «Синьор Брускино» из программы оперного фестиваля Россини (Киноцентр «Родина», Малый 2 зал – ул. Караванная, 12).
Есть несколько действительно малоизвестных опер Россини, и «Синьор Брускино» – одна из них. Это едва ли опера вообще – одноактный фарс, длящийся около часа с четвертью, визуальный пир и море смеха, полный искромётной музыки и запоминающихся мелодий, беззаботного веселья, любовных свиданий, переодеваний и аккуратно выписанных стереотипных персонажей.
«Синьор Брускино» – чудесная искромётная комедия о девушке, которая хочет выйти замуж, но чей опекун этому препятствует, о соперничестве, финансовых долгах, маскарадах-перевёртышах и многом другом. Этой постановкой режиссёрский дуэт Андре Барба и Рено Дусе дебютирует на фестивале в Пезаро.
Постановщики перенесли действие в начало XX века на судно под названием Il mio castello («Мой замок»), где Гауденцио (отец влюблённой девушки) – капитан. Такая необычная обстановка обеспечивает уютную ламповую атмосферу и допускает забавные мелочи (например, прожектор, мигающий на названии судна каждый раз, когда кто-то упоминает замок героя).
26 июня, четверг
19.00 Вечер памяти дирижёра, основателя Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга Владимира Попова (Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Невский пр., 30).
Почтить память маэстро соберутся известные певцы и дирижёры, которые были связаны с Владимиром Поповым не только профессиональными, но и тёплыми личными отношениями.
В концерте принимают участие Василий Герелло, Владимир Самсонов, Методие Бужор, Мария Литке, Олеся Петрова, Сергей Зыков, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова артист Владимир Андропов, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолий Винокур, дирижёр Дмитрий Глущенко.
19.00 Концерт Андрея Косинского в рамках фестиваля «Иди на звук!» (Румянцевский сад).
Всё лето по четвергам в Румянцевском саду проходят концерты нового городского фестиваля «Иди на звук!». Фестиваль, в котором принимают участие популярные артисты, вокалисты и музыканты Петербурга, – это не просто сезонная музыкальная премьера: это возвращение в сердце города ленинградских ностальгических традиций летней музыкальной эстрады.
26 июня в 19.00 публику ждёт встреча с композитором и певцом Андреем Косинским, таланту которого подвластны любые стили и жанры: шансон и соул, поп-рок и реггей, фанк и романс. Весь вечер на сцене рядом с Андреем Косинским группа «косинский Оркестр» – российские музыканты, которых роднят давняя дружба, высочайший профессионализм и любовь к искусству.
Вход свободный.
27 июня, пятница
19.00 Гастроли балета Большого театра России (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
27, 28 (в 13.00 и 19.00) и 29 июня (в 13.00 и 19.00) в Мариинском-2 пройдут гастроли балета Большого театра. Московская труппа представит петербуржцам балет «Мастер и Маргарита».
Мировая премьера балета «Мастер и Маргарита» на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара состоялась 1 декабря 2021 года в Большом театре России. Знаменитый роман Михаила Булгакова воплотил на балетной сцене хореограф Эдвард Клюг, он же выступил автором либретто.
Сюжетное своеобразие «Мастера и Маргариты» – сатирическая, религиозная и любовная составляющие – покорили хореографа. Вместе с другими постановщиками – сценографом Марко Япелем, художником по костюмам Лео Кулашем, художником по свету Томашем Премзлом и дирижёром-постановщиком Антоном Гришаниным – он постарался передать не только основные сюжетные линии, но и булгаковскую поэтику. В спектакле изящно соединились высокое и низкое, масштабное и камерное, потустороннее и светское, смешное и трагичное, красивое и пугающее, вечное и злободневное, а его персонажи обрели непередаваемый магнетизм, свойственный героям великой книги.
Необычную оптику, через которую постановщики представляют сюжет «Мастера и Маргариты», подчёркивает и экспериментальное сценографическое решение: действие сложного для воплощения романа на балетной сцене было перемещено в бассейн.
«Пустой бассейн. С большим количеством дверей вокруг, ведущих в кабинки для переодевания. Вот что даст нам возможность отправиться по всем адресам и перечесть все главы книги. Возьмем исходную точку: Патриаршие пруды, Иван Бездомный и Берлиоз. Их разговор мог бы состояться у бассейна, который может символизировать озеро – или пруд. Пойдём дальше: погоня Ивана за Бегемотом и Фаготом. Он оставляет свою одежду на берегу и прыгает в Москва-реку. Опять бассейн на месте!» – говорит Эдвард Клюг.
Музыкальным фундаментом для балета стал Concerto Grosso № 1 (V и VI части) Шнитке. Кроме того, в спектакле звучат его «Стихи покаянные» (фрагменты), Соната для виолончели № 1 (II часть), Концерт для фортепиано и струнного оркестра, Танго из кинофильма «Агония» (аранжировка Андрия Рахманина), Соната для скрипки № 1 (III часть), Фортепианный квинтет (II часть – вальс и V часть). Картины Москвы и бурлеска воплотил Милко Лазар, создавая музыку специально для этого спектакля.
Главные партии исполнят: 27 июня – Артём Овчаренко, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Михаил Лобухин, Михаил Крючков; 28 июня в 13.00 – Игорь Цвирко, Кристина Кретова, Денис Родькин, Александр Водопетов, Клим Ефимов, в 19.00 – Денис Савин, Диана Вишнёва, Артемий Беляков, Михаил Лобухин, Михаил Крючков; 29 июня в 13.00 – Артём Овчаренко, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Александр Водопетов, Михаил Крючков, в 19.00 – Денис Савин, Мария Виноградова, Семён Чудин, Егор Хромушин, Клим Ефимов.
За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Антон Гришанин.
Гастроли состоятся в рамках XXXIII Музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей», художественный руководитель – Валерий Гергиев.
20.00 Ретроспектива фильмов Ингмара Бергмана (Киноцентр «Родина», Большой зал – ул. Караванная, 12).
С 27 по 29 июня в Большом зале киноцентра «Родина» пройдёт ретроспектива фильмов Ингмара Бергмана. 27 июня зрители увидят драму «Фанни и Александр», 28 июня – «Земляничную поляну», а 29 июня – картину «Седьмая печать».
Все показы пройдут на шведском языке с русскими субтитрами.
Все три фильма представит киновед Анастасия Меловская.
28 июня, суббота
11.30 Премьера спектакля «Тараканище» по сказке Корнея Чуковского. Режиссёр – Руслан Кудашов (Большой театр кукол, Основная сцена – ул. Некрасова, 10).
Тараканище, Тараканище… Кто же знает, как страх выглядит? Никто не знает. Корней Чуковский написал сказку в начале 1920-х годов, в эпоху молодости искусства кино, цирковых экспериментов авангардистов, внедрения цирковых терминов в литературоведение, театральное дело. Спустя век Большой театр кукол увидел в «Тараканище» потенциал преодоления страха через трюковое мастерство и энергию игрового театра, театра представления.
На арену в спектакле выйдут около тридцати кукол, придуманных художником Мариной Завьяловой. Мягкие игрушки начала ХХ века, любимые их владельцами так же сильно, как и те, что в реальности вдохновили писателя Алана Александра Милна на знаменитую историю про «Винни-Пуха», подвергнутся страшной опасности – появлению Тараканища.
Руслан Кудашов: «Для меня отправной точкой стал фильм Федерико Феллини «Клоуны» (1970). Если говорить о театре представления, то он для меня ориентир. Театр для детей – это яркий, игровой театр, театр сути. Театр сути театра. У меня он с цирком ассоциируется. Наивным, грубоватым. Он – как детство. Наивное, в чём-то достаточно грубоватое, потому что нет у нас ещё изящества мысли, изящества рефлексии. И ещё здесь победа над страхом должна быть… Глобальной. Цирковой. Чуковский с чего начинает? «Ехали медведи на велосипеде…». Это же парад-алле! Возникает образ циркового представления, и в этом представлении есть козырной, коронный номер – интригующий, опасный для жизни номер, связанный с Тараканищем».
Режиссёр – Руслан Кудашов.
Художник – Марина Завьялова.
В спектакле заняты: Мария Кудряшова, Вадим Белопухов, Максим Морозов.
Премьера спектакля состоится 28 июня в 11.30 и 14.00.
14.00 Первый фестиваль старинной музыки «Барокко в белую ночь» (Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Невский пр., 30).
Первый фестиваль старинной музыки «Барокко в белую ночь» пройдёт с 28 июня по 3 июля. Слушателей ждут «ночные» концерты в барочных интерьерах Малого зала, концерты-беседы и творческие мастерские ведущих специалистов в области исторически информированного исполнительства и старинных танцев.
Обширную музыкально-образовательную программу представят ассистенты-стажёры, выпускники и студенты Факультета старинного и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории – единственного в нашей стране отделения, где целенаправленно обучают исполнять старинную музыку в исторической манере. Ведущий концертов – известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
Основой программы фестиваля станут пять концертов (четыре из них – «ночные», с началом в 22.00), которые пройдут в барочных интерьерах Малого зала филармонии.
Две программы, выдержанные в камерном формате, будут приурочены к 240-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха: 28 июня прозвучат сонаты композитора для виолы да гамба и облигатного клавесина (исполнители – восходящая звезда гамбового искусства Ангелина Николовска и клавесинистка Ирина Красная), 2 июля – Шесть сонат для скрипки и облигатного клавесина (исполнители – скрипачка Арина Минаева и клавесинистка Александра Винник).
В двух программах выступит барочный оркестр ФИСИИ «Rosarium», который под руководством выдающейся скрипачки Марины Катаржновой 29 июня исполнит музыку Георга Филиппа Телемана, а 1 июля представит программу «Струнные редкости» из сочинений Георга Фридриха Генделя, Чарльза Ависона, Алессандро и Доменико Скарлатти.
Финальным аккордом фестивальной программы станет эффектный «Вечер старинной музыки и танца» 3 июля, который объединит консорт блокфлейт ФИСИИ под руководством Алексея Шеина и студентов класса старинного танца Наталии Кайдановской. Популярные мелодии далёких эпох в изобретательной современной аранжировке будут сопровождать барочные танцы – воссозданные со всей тщательностью, костюмные, зрелищные и увлекательные.
Важная часть фестивальной программы – образовательная: петербургскую публику и петербургских музыкантов, желающих получить бесценный практический опыт погружения в искусство исторически информированного исполнительства, ждут двенадцать творческих мастерских, на которых лучшие наставники ФИСИИ познакомят с секретами интерпретации в исторической манере скрипичной и клавирной музыки Баха, расскажут об особенностях исполнительства на блокфлейте в музыке Ренессанса и барокко, познакомят со старинными танцами и танцевальной нотацией.
18.00 Гастроли Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Большой зал – ул. Итальянская, 13).
28 и 29 июня на сцене Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии – мюзикл «Ревизор. Incognito» Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
Блистательная комедия Гоголя, премьера которой состоялась в Петербурге в 1836 году, и про которую Николай I сказал: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!», сегодня прочно занимает позиции одного из самых репертуарных произведений мировой драматургии.
Команда Театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана во главе с главным режиссёром Русланом Шерездановым, выступившим автором сценической редакции и постановщиком мюзикла, уверена, что «Ревизор» был и будет актуален всегда – люди не меняются, пороки остаются прежними. Гоголь в своей пьесе хотел подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации. Но абсурдна ли она на сегодняшний день? Этот вопрос актёры, играющие персонажей комедии, решат вместе со зрителем.
Выводя на сцену героев Гоголя, театр берёт на себя смелость через комедию характеров, через зажигательную музыку и яркие образы, созданные ведущими артистами театра, «провести курс лечения». То есть, на примере гоголевских героев «вылечить» зрителя от самых скверных пороков. Ведь главный вопрос в своём сочинении автор адресует в зал: «Над кем смеётесь, господа? Над собой смеётесь».
Премьера спектакля состоялась минувшей осенью 2024 года в Москве в рамках фестиваля «Видеть музыку». Ташкентский зритель увидел постановку на родной сцене уже после.
Действие «Ревизор.Incognito» сопровождает камерный ансамбль под управлением дирижёра и музыкального руководителя Б. Худойкулова. В спектакле звучат русские народные песни и романсы.
19.00 Концерт «Только Моцарт!» (Мальтийская капелла – Садовая ул., 26).
28 июня в Мальтийской капелле Камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа представит концертную программу «Только Моцарт!». Гости услышат разнохарактерные сочинения австрийского гения, которые одинаково увлекут и слушателей, хорошо знакомых с наследием Моцарта, и тех, кто соприкасается с его музыкой впервые.
29 июня, воскресенье
16.00 Премьера спектакля «Два портрета». Режиссёр-постановщик – Евгения Богинская (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
На Малой сцене Театра им. Ленсовета пройдут премьерные показы спектакля «Два портрета» по пьесе Сергея Толстикова. Режиссёр-постановщик – Евгения Богинская.
В основе пьесы – документальная история. Портрет Льва Толстого художнику Ивану Крамскому заказал Павел Третьяков. Известный коллекционер и меценат много раз обращался к писателю с просьбой позировать для портрета, но Лев Николаевич отказывался, считая это занятие нескромным и бессмысленным. Крамской, на свой страх и риск приехав в Ясную Поляну, сумел убедить писателя изменить решение. В этом ему помогла Софья Андреевна, жена гения. В результате художник написал сразу два портрета – один остался в семье, а другой достался Третьякову.
Диалоги Толстого и Крамского о творчестве, вере и Христе, смысле человеческого существования полны метафор, образов, юмора и даже сарказма. Вечные философские вопросы подаются через живой увлечённый разговор двух личностей, пытающихся нащупать истину. Зачем мы живём? Зачем мы здесь? Что остаётся после нас?
Режиссёр-постановщик – Евгения Богинская.
Композитор – Анатолий Гонье.
В спектакле заняты: Всеволод Цурило, Иван Шевченко, Анна Мигицко.
20.00 Концерт «Италия – Испания. В вихре страстей» в рамках XXXII летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Гербовый зал Государственного Эрмитажа – Дворцовая наб., 38).
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа прозвучат голоса итальянского тенора Дарио Ди Виетри, ученика Лучано Паваротти, и испанской сопрано Кармен Буэндиа, обладательницы множества музыкальных премий, в числе которых собственноручно вручённая Её Величеством Королевой Софией.
30 июня, понедельник
19.00 Лекция Александра Чеппаруло «Бродский в Ленинграде и Венеции: биография и отражение в творчестве» (Библиотека им. В.В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
Иосиф Бродский – один из величайших поэтов XX века, чье творчество глубоко связано как с его родным Ленинградом, так и с Венецией, ставшей важным этапом в его жизни и искусстве. В ходе лекции будет рассмотрено, как личная биография Бродского, его изгнание из СССР и последующие годы жизни в Италии отразились на его поэзии. Автор лекции филолог Александр Чеппаруло проанализирует отношение поэта к родному городу, особенности ленинградского периода, и как Венеция стала не только новой родиной, но и источником вдохновения для многих стихов и эссе.
19.00 Опера Винченцо Беллини «Пуритане» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Заставить слушателя «плакать, ужасаться, умирать» – так Винченцо Беллини объяснял смысл оперного пения своему либреттисту Карло Пеполи. В 1834 году в Париже два итальянца – молодой амбициозный композитор и поэт-эмигрант – вместе работали над текстом для оперы «Пуритане», взяв за основу только что поставленную пьесу Франсуа Ансело и Жозефа Ксавье Бонифаса (известного под именем Сентин) «Круглоголовые и рыцари». Эта опера станет последним триумфом рано умершего мастера бельканто. 24 января 1835 года в парижском Итальянском театре, как писал Беллини, «все в зале обезумели, поднялся такой шум, такие крики, что приходилось только удивляться темпераменту публики». С этого началась сценическая история «Пуритан», уже в 1840 году поставленных и на петербургской сцене.
В «Пуританах» есть все, что должно было покорить парижскую публику. События разворачиваются на колоритном историческом фоне: дело происходит в Англии в середине XVII века, во время гражданской войны, когда республиканцы-протестанты боролись с католиками-роялистами. Главную любовную пару составляют представители враждующих лагерей: сопрано – сторонница Кромвеля, тенор – сторонник Стюартов. Их счастье висит на волоске, путь к нему тернист: мнимая измена, побег, безумие, арест, смертный приговор, буря; и все же в последний момент авторы спасают своих героев, и история заканчивается хеппи-эндом. Прочтение краткого содержания «Пуритан» вызывает в памяти известный афоризм Беллини: «Хорошая музыкальная драма – это нечто такое, что не имеет здравого смысла». «Пуритане» – отличная музыкальная драма, в которой сюжет предоставляет композитору сильнейшие по своему эмоциональному накалу ситуации. Музыка «Пуритан» не только не уступает предыдущим шедеврам Беллини, но и оказывается на шаг впереди, во многом соприкасаясь с новым жанром французской большой оперы. Здесь есть не только дивные вокальные красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые сцены, сквозная драматургия сцен. «Пуритане» – одна из самых сложных для исполнения опер за всю историю жанра. Сочиненная для великих голосов, для прославленного «пуританского квартета»: Джулии Гризи, Джованни Рубини, Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша, эта музыка и сегодня требует от вокалистов экстраординарной виртуозности, свободного владения техникой итальянского прекрасного пения, а также огромного диапазона – достаточно упомянуть запредельно высокие ноты ре и фа у тенора в третьем действии. Артисты мариинской труппы уже проявили свое мастерство в других творениях Беллини – операх «Капулетти и Монтекки», «Сомнамбула», «Беатриче ди Тенда», «Норма», исполненных в последние годы в Концертном зале театра. Теперь, с появлением «Пуритан» на афише, беллиниевскую коллекцию украсит еще одна крупная жемчужина.