1 июня, воскресенье
18.00 Музыкально-танцевальный фестиваль «Петровские Ассамблеи 3.2.2», приуроченный ко Дню города – Дню основания Санкт-Петербурга (Стадион «Газпром Арена» – Футбольная аллея, 1).
«Петровские Ассамблеи», масштабный фестиваль молодёжной музыки с контрастным историческим названием, уже стал неотъемлемой частью празднования Дня города. Ежегодно на «Ассамблеях» танцуют и веселятся, как завещал великий Пётр, до 50 тысяч человек. В этом году фестиваль состоится на «Газпром Арене» в первый день лета и День защиты детей – 1 июня. Каждый раз это грандиозное шоу, в котором принимают участие музыканты и диджеи, профессиональные танцоры под руководством известных хореографов, специалисты по спецэффектам и видеохудожники. Среди участников этого года: MACAN, Scirena, белорусские рэперы nkeeei, unique и ARTEM SHILOVETS, хабаровская группа Tritia, фолк-певица MIRAVI, финалист шоу «Голос» Акмаль и другие хитмейкеры.
Танцевальный вайб создадут сотни танцоров из городских танцевальных коллективов. Концерт будут сопровождать масштабные световые и пиротехнические эффекты.
19.00 Спектакль «Отец» (Театр «Суббота» – ул. Звенигородская, 30).
Сценическая композиция по произведениям А. Стриндберга. В основе нашей жизни – соперничество. Никто не любит проигрывать, но каждый любит повелевать и самоутверждаться за счет другого. Об этом хорошо знал классик европейской литературы шведский писатель Август Стриндберг, сумевший великолепно показать битву полов. Произведения Стриндберга больше века с успехом играют в театрах по всему миру. В их числе одно из самых популярных – психологическая драма «Отец». Стриндберг любил срывать маски буржуазного общества, поэтому в мире его драм все скелеты выставлены из шкафов на всеобщее обозрение. Любовь здесь граничит с ненавистью, нежность с яростной злобой, а страх – с желанием овладеть миром. Драматург показывает, что на самом деле творится в головах и домах благопристойных членов общества, как хороший хирург, беспощадно точно указывая, где находится смертельно опасная опухоль.
В роли отца – Андрей Гульнев. Главную женскую роль играет Софья Андреева. Борьба двух сильных героев – еще и поединок двух ведущих актеров театра.
19.00 Премьера вечера-концерта «Особенности национального таланта». Режиссёр и исполнитель – Семён Стругачёв (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Вечер-концерт состоит из искусно переплетённых сюжетных линий, эстрадных и вокальных номеров, создающих единую программу. Артист расскажет о годах своей юности, о мечтах стать оперным певцом и врачом, про обучение игре на всех подряд музыкальных инструментах, с только ему присущим искромётным юмором расскажет никому не известные комические истории киносъёмок с его участием.
2 июня, понедельник
19.00 Закрытие сезона «Каннон Данс» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88 – 90).
В Екатерининском собрании состоятся два концерта Центра развития проектов современной хореографии «Каннон Данс». 2 июня программу составят «Словарь необъяснимых печалей» Валерии Каспаровой (Россия-Армения) в исполнении детского театра танца «Каннон Данс» и «Бессердечность» Лилит Акопян (Россия-Германия) в исполнении танцевальной компании «Каннон Данс».
«Словарь необъяснимых печалей» на музыку Иоганна Себастьяна Баха автор называет спектаклем-исследованием. «Его целью является создание и определение неологизмов для эмоций, ещё не описанных в языке, – объясняет Валерия Каспарова. – Необъяснимые чувства, необъяснимые мысли, необъяснимые изменения в теле… это и есть трудности переходного возраста, в котором сейчас находятся исполнители. А музыка Баха лишь подчёркивает вечность этой «необъяснимости» в жизни человека».
В «Бессердечности» хореограф вступает в диалог с философом Ханной Арендт, словно проверяя её идеи на прочность. У постановки нет ровной фабулы, нет хронологии. Это спектакль-рассуждение, поиск смыслов и себя в этом мире. Что такое правда? Что есть обман? Почему ложь нередко привлекательнее реальности?
3 июня в программу концерта войдут «Детки из клетки» Марины Маскарелл (Нидерланды) в исполнении детского театра танца «Каннон Данс» и «Парадоксы» Суджон Кима (Корея/Израиль) в исполнении танцевальной компании «Каннон Данс».
По словам хореографа Марины Маскарелл, сюжет спектакля «Детки из клетки» основан на реальных событиях, хотя подобное могло произойти с кем угодно. «Любой думающий человек, который отличается от большинства или является более ярким, чем окружающие, будет наказан и бойкотирован», – говорит постановщик.
«Постановка «Парадоксы» отражает своеобразную часть моей картины мира», – рассказывает автор Суджон Ким. Парадоксы свободы, любви, предрассудков и искусства находят отражение в ироничном спектакле, музыкальная ткань которого также парадоксальна, её составили сочинения Петра Ильича Чайковского, Адольфа Адама, Ника Кейва, Маарьи Нуут и Данхейма.
19.00 Премьерный показ фильма Валерии Карташовой «Корочка хлеба» (Дом народного творчества и досуга – ул. Прилукская, 37 А).
В Санкт-Петербурге состоится премьера короткометражного фильма «Корочка хлеба» режиссёра Валерии Карташовой. Герои картины – современные дети, которые неожиданно для себя переживают опыт блокадного Ленинграда. Они оказываются внутри истории девочки, оставшейся в 1942 году в осаждённом Ленинграде с последним кусочком хлеба и наедине с единственным живым существом – кошкой Мусей. «Корочка хлеба» – это не просто рассказ о прошлом. Это история о сопереживании, взрослении, о благодарности к тем, кто выстоял. В съёмках приняли участие воспитанники театральной студии «РАМПА» из Сургута и актёры Московского ТЮЗа Евгений Кутянин и Илона Борисова. Почётным гостем мероприятия станет Нина Дмитриевна Соколова, пережившая блокаду в детском возрасте. Её личные воспоминания станут живой связью между экранной историей и реальными событиями военных лет.
Вход по предварительной регистрации: https://sozertsaya-serdtsem.timepad.ru/event/3386025/
3 июня, вторник
09.00 Выставка «Вслед за М. Ю. Лермонтовым» (Центральная библиотека им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17 – 19).
Выставка «В след за М. Ю. Лермонтовым» в рамках LERMONTOV_FEST 2025 посвящена М. Ю. Лермонтову и отражению его творчества в национальной и мировой литературе.
В разделе «Финно-угорские издания» представлены произведения поэтов, повлиявшие на развитие национальной литературы народов Карелии, Коми, Мари Эл, Мордовии, Удмуртии, хранящиеся в Библиотеке национальных литератур, в фонде Лермонтовской коллекции и Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова. Творчество этих писателей объединяет всё то, за что мы любим поэта – романтизм, стремление к свободе. Они едины с Лермонтовым ментально, у них единая метафизика.
Второй раздел выставки «Лермонтовские места пригородов Санкт-Петербурга» рассказывает о пригородах, в которых бывал поэт. Знакомство Лермонтова с Петергофом состоялось, вероятно, ещё в первые дни пребывания в северной столице. Царское Село – место службы Лермонтова в Лейб-гвардии Гусарском полку. В Красном Селе поэт вместе со своим полком участвовал в проходивших летом военных манёврах. В Павловск Лермонтов часто приезжал из Царского Села, особенно в 1838 – 1839 гг., когда он, по его словам, «кинулся в большой свет» и бывал на великосветских приёмах, балах, обедах.
Третий из разделов посвящён пьесе Бориса Андреевича Лавренёва «Лермонтов». Драма Лавренёва (1891–1959) создана в жанре «биографической пьесы». Автор стремился показать характер своего героя «во всей его сложности и противоречивости», избрав для этого последний период жизни поэта (с февраля 1837 г. и до гибели). Главным героем драмы выступает русская поэзия – гордая, вольнолюбивая, вопреки всему, верная себе и своему высокому назначению. Лермонтов в драме отличается от хрестоматийного портрета, он противоречивее и цельнее привычного биографического клише.
10.30 Съёмки видеоматериала для спектакля «Предупреждение» по мотивам пьесы Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи» (Дом актёра им. К. С. Станиславского – Невский пр., 84-86).
На Большой сцене Дома актёра продолжит работу театральный проект «Предупреждение» по мотивам пьесы Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи». Видеоматериалы с участием петербургских артистов будут сняты и смонтированы здесь, а затем станут частью общей композиции спектакля. Автор идеи и режиссёр спектакля – Алексей Утеганов; художник проекта – Наталия Вяль.
Петербургский этап проекта вышел на финишную прямую: завершён репетиционный период, изготовлены и подобраны костюмы и реквизит (в сотрудничестве с киностудией «Ленфильм»). Первый съёмочный день состоялся 18 мая, были отсняты сцены с участием Анны Дюковой, Ильи Шакунова, Дарьи Юргенс, Бориса Драгилёва, Александры Лесниковой. Впереди ещё два съёмочных дня и монтаж материала, который, помимо игровых сцен, будет включать и фрагменты кинохроники 1930-40-х гг.
15.00 Культурно-просветительский музыкально-спортивный фестиваль «Юность на защите Родины» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда впервые состоится культурно-просветительский музыкально-спортивный фестиваль «Юность на защите Родины», посвящённый Международному дню защиты детей.
Фестиваль расскажет о юных ленинградцах, которым во время блокады удалось найти в себе силы на творчество и встать в один ряд со взрослыми защитниками города.
Молодёжный хореографический ансамбль Аркадия Обранта, созданный в осаждённом Ленинграде в феврале 1942 года при агитвзводе 55-й армии, – уникальный пример стойкости юных ленинградцев. Пришедшие в ансамбль подростки были предельно истощены, но уже через месяц выступили перед зрителями. «30 марта 1942 года ребята приняли участие в концерте на слёте сандружинниц и врачей. Ребята танцевали, превозмогая слабость, невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать», — вспоминал руководитель коллектива А. Е. Обрант.
В осаждённом городе и во фронтовых частях Красной Армии ослабленные, но самоотверженные ленинградские мальчишки и девчонки провели более 3000 концертов. За подвиг на сцене все они были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
В память об артистах ансамбля сегодняшние юные спортсмены, танцовщики и вокалисты из Санкт-Петербурга и Ленинградской области украсят фестиваль хореографическими и вокальными произведениями о малой родине и юности.
18.00 Открытие выставки «Автопортреты» – основного проекта XXVIII Международного фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья» (Галерея «Общество поощрения художеств» – ул. Шпалерная, 35).
Выставка «Автопортреты», которая объединит около 50 петербургских художников, познакомит с разнообразием современных подходов к этому жанру.
В числе мэтров, чьи работы появятся на выставке, художник Виктор Татаренко – известный мастер-монументалист, работы которого украшают многие храмы в нашей стране и за рубежом; председатель Общества акварелистов Санкт-Петербурга Юрий Шевчик; заведующий Кафедры графики и скульптуры в РГПУ им. А. И. Герцена Андрей Корольчук, народный художник Южной Осетии Андрей Баззаев-Скиф, председатель Люминографического общества Санкт-Петербурга Владимир Михайлуца и многие другие.
За 28 лет существования вокруг фестиваля «Сергей Осколков и его друзья» сложился свой круг авторов, но постоянно появляются и новые имена. В этом году к фестивалю присоединился французский художник Ив Жайо. Особое значение имеет раздел ретроспекции. На выставке можно увидеть произведения художников Вика (Вячеслава Забелина), Ильи Бадаляна и Юрия Осенчакова.
Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья» ориентирован на синтез искусств и открытое общение творцов и зрителей. Неслучайно выставка тематически связана с ещё одним значимым мероприятием фестиваля: 4 июня в Дубовом зале Союза композиторов Санкт-Петербурга состоится концерт, где современные композиторы представят свои музыкальные автопортреты. Выставку и концерт всегда объединяет общая тема, каждый год разная.
С подробной программой фестиваля «Сергей Осколков и его друзья» можно ознакомиться на официальном сайте: http://foundart.ru/
4 июня, среда
12.00 Открытие выставки «Мы в этом городе живём» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
На выставке будут представлены работы участников студии флористики «Волшебная соломка» им. Г. П. Энгельке Культурно-досугового комплекса «Красносельский», посвящённые Санкт-Петербургу.
Основатель студии Энгельке Георгий Павлович – житель блокадного Ленинграда, ветеран Кировского завода. В мае 2024 года основателя студии не стало, и было принято решение присвоить студии его имя. На данный момент в студии занимаются 25 человек. Это люди с огромной жизненной энергией и творческим потенциалом. Изготовление картин требует большой усидчивости и терпения, фантазии и влюблённости в материал. Процесс воплощения художественного замысла очень трудоёмкий: нужно не только выбрать подходящую солому, но и правильно её распарить, оттонировать и скомпоновать. Выставки студии успели побывать во многих городах России, а также в Англии и во Франции.
16.00 Открытие выставки «От “Маленьких трагедий” до “Братьев Карамазовых”» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Выставка «От “Маленьких трагедий” до “Братьев Карамазовых”» представит иллюстрации к произведениям русской классической литературы из собраний Белгородского художественного музея, Белгородского литературного музея и петербургского Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.
Графические произведения, включённые в состав выставки, охватывают 50 лет развития русской литературы (1830-е – 1880-е гг.), погружая в тексты Пушкина, Гоголя, Островского, Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского.
Совместный выставочный проект петербургского и двух белгородских музеев представляет обширную и многообразную коллекцию работ в области книжной иллюстрации. Авторы этих иллюстраций – представители московской школы ксилографии Владимир Фаворский, Андрей Гончаров, Фёдор Константинов, литографы Юрий Чарышников, Сергей Алимов и Галина Волхонская, офортисты Андрей Костин, Валентин Попов, работавший в технике линогравюры Станислав Косенков, а также мастера рисунка Николай Кузьмин и Валерий Бухарев.
Вход на открытие по регистрации: https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/3392238/
Выставка открыта до 29 июня.
18.00 Творческая встреча с петербургскими писателями-фантастами «Диалог о фантастике: будущее уже завтра» (Книжная лавка писателей – Невский пр., 66).
Государственный литературный музей «ХХ век» проведёт творческую встречу с петербургскими писателями-фантастами «Диалог о фантастике: будущее уже завтра».
Проект станет открытой площадкой для обсуждения актуальных вопросов современной литературы, объединит всех, кто знает и любит наследие знаменитых фантастов.
Героями вечера станут современные авторы-фантасты, исследователи и теоретики литературы: фантаст и прогност Сергей Переслегин; поэт, прогност Наталья Луковникова; журналист, писатель, исследователь фантастики Кирилл Казачинский; писатель-фантаст Игорь Верещенский.
Гости поделятся с аудиторией своими взглядами на пути развития жанра, на его актуальность и популярность среди читающей публики. Будут затронуты вопросы современной фантастической литературы, а также философии, прогрессивных идей и даже провидческого дара некоторых авторов.
Встречу, которая пройдёт под девизом «фантасты настоящего о фантастах прошлого», проведёт признанный знаток советской фантастики, заместитель директора Литературного музея «ХХ век» Мария Сергеевна Баданина.
Встреча «Диалог о фантастике» завершит сезон проекта «Литературная среда» Государственного литературного музея «ХХ век».
19.00 Концерт «Музыкальное кинопутешествие» в рамках XXXII летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Российское географическое общество – пер. Гривцова, 10 А).
Впервые концерт фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» состоится в штаб-квартире Российского географического общества. В нём примут участие Липарит Аветисян (тенор) и солистка театра Ла Скала Кьяра Таиджи (сопрано). В программе прозвучит музыка Эннио Морриконе, Мишеля Леграна и Александра Зацепина к популярным кинофильмам, а также коронные оперные партии вокалистов: отрывки из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи, знаменитые арии из опер Чайковского и Доницетти.
Подробности: https://www.palacefest.ru/
5 июня, четверг
Международный юношеский телевизионный конкурс музыкантов «Санкт-Петербургский Олимп» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Международный телевизионный конкурс «Санкт-Петербургский Олимп» позволит молодым музыкантам продемонстрировать свой талант на профессиональной сцене, а благодаря телеаудитории канала «Россия-Культура» и платформы СМОТРИМ выступления юных артистов привлекут внимание слушателей в нашей стране и за её пределами. Для финалистов проекта участие в конкурсе не завершится церемонией награждения: они получат возможность принять участие в центральных концертных событиях и престижных музыкальных фестивалях. В новом музыкальном состязании примут участие юные исполнители от 14 до 18 лет.
В смотре одна номинация, включающая в себя следующие специальности: фортепиано; струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, арфа, контрабас); духовые и ударные инструменты.
Оценивать конкурсантов будет авторитетное жюри, в составе которого: Гектор Инфанзон (фортепиано, Мексика); Артур Ансель (фортепиано, Франция); Небойша Живкович (ударные, Сербия); Габриэль Джебран Якуб (виолончель, Россия/Сирия/Германия); Максим Федотов (скрипка, Россия); Сергей Лейферкус (баритон, Россия/Португалия); Екатерина Семенчук (меццо-сопрано, Россия); Сергей Колесов (саксофон, Россия); Семён Саломатников (труба, Россия).
Первый тур, в котором исполнителей из разных стран оценивали по видеозаписям, состоялся. Из сотен юных музыкантов 12 конкурсантов продолжат очные состязания, которые пройдут в Санкт-Петербурге на сцене Государственной академической капеллы.
Ведущий конкурса – Александр Малич.
18.00 Открытие выставки Георгия «Гаги» Ковенчука (1933–2015) (Государственный музей «Царскосельская коллекция» – г. Пушкин, ул. Магазейная, 40).
Государственный музей «Царскосельская коллекция» открывает выставку Георгия «Гаги» Ковенчука (1933–2015), неистощимого на выдумки петербургского графика, живописца, скульптора, художника книги и сценографа. На выставке будет представлена живопись и графика разных лет из собрания семьи художника.
Музей благодарит Алексея Кульбина, сына художника, за предоставленные для выставки произведения.
Выставка открыта до 29 июня.
19.00 Концерт Аны Агрба и Ana Agrba Band в рамках фестиваля «Иди на звук!» (Румянцевский сад).
Фестиваль «Иди на звук!», в котором принимают участие популярные артисты, вокалисты и музыканты Петербурга, – это не просто сезонная музыкальная премьера: это возвращение в сердце города ленинградских ностальгических традиций летней музыкальной эстрады.
5 июня в 19.00 солистка «Петербург-концерта» Ана Агрба и Ana Agrba Band приглашают зрителей на первый летний концерт фестиваля в Румянцевском саду В репертуаре Аны– более 300 легендарных композиций, как российских, так и зарубежных. В этот вечер певица исполнит вдохновляющие хиты в стиле фанк, соул и диско, музыку 1980-х и 1990-х годов.
Вход свободный.
19.00 «Разговор со счастьем» – творческий вечер к юбилею Андрея Свяцкого (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Солист «Петербург-концерта» Андрей Свяцкий приглашает гостей в Большой зал Екатерининского собрания на «Разговор со счастьем». В программу юбилейного творческого вечера вошли любимые мелодии вокалиста: французский шансон, лирические шлягеры советской киноклассики, песни из репертуара Муслима Магомаева, арии из знаменитых оперетт и авторская песня.
«Я назвал программу «Разговор со счастьем» не только потому, что в неё вошли шлягеры из советской киноклассики, включая и знаменитый «Разговор со счастьем» из «Иван Васильевич меняет профессию», – комментирует Андрей Свяцкий. – Мне также хотелось отразить в названии человеческое и творческое счастье исполнять любимые произведения с друзьями и единомышленниками. Счастье – это и благодарный слушатель, и дорогой «Петербург-концерт», и возможность отмечать день рождения в Екатерининском собрании».
В этот вечер вместе с Андреем Свяцким на сцену выйдут его друзья: Олег Вайнштейн (фортепиано), Сергей Зыков (баритон), актриса Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ» Анна Шмелёва, мастер художественного слова Василий Соловьёв-Седой (младший).
6 июня, пятница
19.00 Премьера спектакля «Брат Андрей» по мотивам пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в исполнении артистов театра «ДРАМ.ПЛОЩАДКА». Режиссёр – Дмитрий Крестьянкин (Открытая киностудия «Лендок», Камерная сцена – наб. Крюкова канала, 12).
Театр «ДРАМ. ПЛОЩАДКА» под руководством Сергея Бызгу приглашает на премьерные показы спектакля «Брат Андрей» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры» в постановке режиссёра Дмитрия Крестьянкина.
Описанная классиком история большой семьи полковника Прозорова, командированной вместе с воинской частью из Москвы в провинцию, рассказана с точки зрения брата Андрея Сергеевича, который изучал в университете иностранные языки и науки, мечтал стать профессором, но женился на провинциальной девушке, завёл детей и отказался от идеи возвращаться в столицу.
В основе спектакля – каноническая пьеса А. П. Чехова, однако некоторые её события произойдут в спектакле «за сценой», а на первый план выйдет театральная фантазия на тему судьбы Андрея, его взаимоотношений с сёстрами и реальностью.
Спектакль рассказывает о том, как молодой человек оказывается чужим и вычеркнутым из семьи, но пытается найти себя и заявить о своей состоятельности.
Дмитрий Крестьянкин: «Интересно взглянуть на судьбу персонажа, который находится всегда где-то рядом, но, как будто не имеет веса, все говорят о трёх сестрах, и никто про Андрея. Он только играет на скрипочке в своей комнате. С какими чувствами, интересно, он это делает, учитывая, что в семье четыре ребёнка, но даже в названии пьесы есть только три сестры. Мы с актёрами «ДРАМ.ПЛОЩАДКИ» посмотрим на судьбу брата Андрея, который хотел бы вырваться из сложившихся обстоятельств, но… Младший брат всегда остаётся младшим».
Премьерные показы пройдут на официальной площадке театра – камерной сцене киностудии «Лендок».
19.00 Открытие совместного выставочного проекта Сергея и Ивана Горшковых «Горшков в квадрате» (Marina Gisich Gallery – наб. реки Фонтанки, 121).
Marina Gisich Gallery представляет совместный выставочный проект отца и сына – Сергея и Ивана Горшковых «Горшков в квадрате» (также возможно написание: Горшков²). Экспозиция станет открытием летнего сезона галереи.
Для работы над совместным проектом художники договорились поменяться местами: Иван Горшков представит ставшие традиционными для него сварные скульптуры, развивающие тему женской телесности, а Сергей – яркие деревянные рельефы по сюжетам фигуративных картин. Это не просто диалог отца и сына – это встреча двух философий, где традиция становится трамплином для прорыва в неизведанное.
Куратор: Алексей Масляев.
19.00 Концерт электронной музыки. Лаборатория Birth of Sound: Viper Octave (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
Этот концерт – аудиальное путешествие, созданное для глубокого погружения в своё сознание через электронную музыку. Звуки переплетаются, как нити, формируя сложные узоры, которые ведут к новым размышлениям и идеям; мелодии текут, как вода, обтекая острые углы реальности.
Концерт от Viper Octave – не просто прослушивание музыки, это возможность соединиться с собой, ощутить единство с окружающим пространством и временем. Музыка Viper Octave – это живой организм звука, где каждый тембр дышит и вибрирует, создавая атмосферу полного растворения в аудиопространстве.
19.00 Реконструкция балета Ирины Сафоновой «Сказка о рыбаке и рыбке» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
На сцене БКЗ «Октябрьский» будет представлена реконструкция практически утраченного уникального балетного спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке», который стоял в ряду таких знаменитых и популярных сказочных балетов, как «Золушка», «Щелкунчик», «Конёк-горбунок», «Спящая красавица», «Жар-птица».
Хореография балета была создана мэтром петербургской классической школы Ириной Сафоновой, одной из последних учениц легендарной Агриппины Вагановой, одноклассницей Юрия Григоровича. В следующем году балетный мир будет отмечать 100-летие со дня её рождения. Музыка к спектаклю написана специально для оркестра русских народных инструментов композитором Владимиром Бояшовым, автором множества сочинений для русского оркестра. Над реконструкцией балета работал известный балетмейстер-постановщик Николай Андросов.
Опираясь на опыт и традиции русской классической школы, Ирина Сафонова, создавшая девять детских балетов, в своих постановках сохраняла чистоту танца и одновременно стремилась к развитию новой хореографии. Но суть феномена русского балета не только в хореографии, заложенной Петипа, но и в музыке русских композиторов, которые не в меньшей степени прославили наш балет.
Ученик Дмитрия Шостаковича композитор Владимир Бояшов, 90-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, в 80-х годах ХХ столетия создал удивительной красоты музыку на тему «Сказки о рыбаке и рыбке». Баянист-виртуоз, солист Андреевского оркестра, автор множества сочинений для русского оркестра, в том числе известной сюиты «Конёк-горбунок», он решил написать балет не для симфонического, как принято, а для оркестра русских инструментов, ведь именно звучание балалаек, домр, гуслей очень образно передаёт колорит и душу русской сказки. В день премьеры реконструкции балета зрители, как и 40 лет назад, услышат музыку Бояшова в исполнении Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева.
Партию Старика исполнит премьер Мариинского театра Игорь Колб, партию индийского гостя – Фарух Рузиматов, в роли могучего Океана выступит Филипп Пархачев, роль Золотой рыбки исполнит Олеся Гапиенко, а яркий гротескный образ Старухи в исполнении Евгении Штаневой добавит волшебной балетной истории юмора и характерности.
Специально для этого балета художественные мастерские «Возрождение» совместно с «Академией музыки» создали роскошные костюмы по эскизам российского живописца, ректора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, академика РАХ Ивана Глазунова-Бенуа и Ольги Глазуновой.
19.30 Перформанс «LA OBRA» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
На Новой сцене Александринского театра – премьера перформанса «LA OBRA», междисциплинарного проекта, который вдохновлён романом Адольфо Бьой Касареса «Изобретение Мореля». Представление объединяет театр, живопись, музыку и видеоарт, создавая замкнутое пространство, где реальность и воображение переплетаются.
В течение часа зрители станут свидетелями синергии четырёх художников: актрисы, живописца, композитора и видеохудожника. Актриса прочтёт отрывок из романа, описывающий создание картины. Одновременно художница будет писать её портрет, композитор, экспериментируя со своей музыкой как саунд-артист, в реальном времени создаёт звуковое полотно, вплетая в него голос актрисы и звуки кисти, а видеохудожник добавляет кинематографическое измерение, становясь глазами героев романа. На сцене расположены несколько ранее написанных портретов. Они говорят о цикличности действия, отражая основную идею романа о бесконечном повторении событий.
Авторы и исполнители:
Кирилл Архипов – композитор, резидент musicAeterna и Дома Радио;
Ирина Короткая – междисциплинарная художница, магистрантка программы Art&Science Университета ИТМО;
Анастасия Балуева – актриса, перформер, художница, работающая с пластикой и голосом;
Дарья Стаценко – видеохудожница, исследующая проявление скрытого через видеоарт, фотографию и инсталляции.
20.00 Опен-эйр концерт экспериментальной электронной музыки в рамках проекта «Графика звука: XII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки» (Сцена у ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
На сцене у Центрального выставочного зала «Манеж» состоится опен-эйр концерт экспериментальной электронной музыки с участием Олега Макарова (Москва), Дмитрия Шубина и Ильи Symphocat (Петербург). В первом отделении прозвучат сольные выступления музыкантов, во втором – совместная импровизация. Концерт проходит в рамках проекта «Графика звука: XII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки».
Олег Макаров – композитор, саундартист, медиахудожник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов. Занимается экспериментами на пересечении различных видов искусства с радиоэлектроникой и программированием, исследует алгоритмы взаимодействия звука, движения и видео в интерактивных графических системах.
Дмитрий Шубин работает в различных областях современной музыки, от фри-джазовых составов до сольной работы с электроникой и проектов в области саунд-арта. Участник многочисленных концертов и фестивалей, создатель и идеолог различных проектов в области современной импровизационной музыки. Лауреат Гран-При премии им. С. Курёхина (2016).
SymphoСat – композитор электронной музыки, медиахудожник, куратор, основатель лейбла Симфоническая Тишина Внутри, на котором уже более пятнадцати лет издаёт экспериментальную электронику и современный эмбиент. В творчестве SymphoCat переплетаются электроакустическая и пространственная музыка, эмбиент и полевые записи, а также элементы современной классики, авангарда и минимализма. Перформансы от SymphoCat проходили в самых разных местах – от мероприятий в парках, музеях и филармониях до масштабных андеграундных фестивалей электронной музыки. Илья участвовал во многих аудиовизуальных проектах, включая сотрудничество с оркестрами и хорами, различными арт-группами, танцорами и видеохудожниками.
Вход свободный.
7 июня, суббота
Праздник «Сиреневый променад» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, Садовая ул., 20).
Музей-заповедник «Павловск» приглашает на традиционный праздник «Сиреневый променад». Экскурсии по «сиреневым местам» Павловского парка и специально подготовленные программы будут посвящены восстановлению Павловска после разрушительной оккупации в годы Великой Отечественной войны. Так, на выставке архивных фотографий «Возрождение» на Вольерном участке посетители увидят ужасающие свидетельства: взорванные мосты, уничтоженные павильоны, вырубленные деревья, блиндажи и воронки вместо прекрасных пейзажей.
На Больших кругах, оформленных праздничными цветочными композициями, музыку военных лет исполнит духовой оркестр. На оба дня Вольерный участок парка превратится в художественный пленэр, а площадка рядом с Турецкой беседкой станет местом проведения мастер-классов для детей.
Павильон «Вольер» превратится в импровизированный лекционный зал. Коллекционер сирени Ирина Сапожкова, член Международного общества сирени, познакомит с сортами, названными в честь Победы, героев и маршалов Победы. 7 июня владелец петербургского музея парфюмерии Элина Арсеньева расскажет о легендарных ароматах той поры – «Жди меня», созданного в 1944 году, «Золотая осень», выпускавшегося в блокадном Ленинграде. Конечно, речь пойдёт и о главном символе советской парфюмерии – «Красной Москве», а также о «сиреневых ароматах», посвящённых Победе. Ценителей эстетики 1940-1950-х заинтересует лекция о моде послевоенных лет в СССР и в мире.
8 июня Людмила Коваль расскажет о героическом подвиге Анны Ивановны Зеленовой по возрождению Павловска.
Главная акция праздника – посадка сиреневых кустов сорта «День Победы» известных селекционеров Ольги и Сергея Аладиных и «Колхозница», выведенного знаменитым селекционером, участником Великой Отечественной войны, Леонидом Колесниковым, состоится 8 июня в 12.40 в Собственном саду и у пьедестала Солнечных часов. Первый сорт – посвящение Великой Победе, второй своим названием напоминает о тружениках тыла, приближавших Победу.
10.00 Начало работы выставки «Открытый мир. Современное искусство Пермского края» (Музей Фаберже – наб. реки Фонтанки, 21).
В Музее Фаберже открывается выставка «Открытый мир. Современное искусство Пермского края». Её задача – показать своеобразие пермского искусства, его уникальные черты, не повторяющиеся в других регионах страны и уходящие в глубину истории. Пермский звериный стиль, пермская деревянная скульптура находят отзвук в творчестве современных художников. В экспозиции в режиме «клавиатуры упоминаний» также найдут отражение сюжеты, связывающие Пермь через фигуры С. П. Дягилева и Б. Л. Пастернака с мировым культурным наследием.
В экспозиции представлено более 110 живописных, графических и скульптурных произведений, созданных в основном в конце XX – начале XXI века, а также коллекция пермских исторических артефактов эпохи бронзы, оказывающих влияние на формирование символов региональной идентичности. Своего рода визуальным эпиграфом выставки выступают работы авангардистов начала 1920-х годов – П. И. Субботина-Пермяка и его современников.
В годы войны в Пермь (тогда – Молотов) были эвакуированы коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, в Соликамск – ГМИИ им. А. С. Пушкина и Музея восточных культур, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и других.
Советский период будет представлен работами классиков пермского искусства Е. Н. Широкова и Т. Е. Коваленко, а также А. И. Репина – автора, отказавшегося от «сурового стиля» в пользу поисков нового художественного языка на основе открытий русского авангарда.
Глубокий интерес к советской действительности свойственен целой группе современных пермских живописцев, среди которых Максим Каёткин, Александр Греков, Анна Демидова и другие. Воссоздаваемые ими объекты и характерные предметы, словно извлечённые из забвения, погружены в атмосферу ностальгической созерцательности. С темой культурно-исторической памяти связаны работы Рудольфа Ведеенева, Максима Нурулина, Анатолия Филимонова, Лидии Ерохиной.
Современное искусство Перми будет представлено в широком стилевом диапазоне – от абстрактных композиций Анатолия Френкеля, объектов Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной до брутальных работ Вадима Михайлова. В этот же раздел входят работы уроженцев Перми Аси Маракулиной, Сергея Денисова, Егора Субботина, группы «КУБ» и других.
Выставочный проект реализован в сотрудничестве с Пермской государственной художественной галереей, Пермским краеведческим музеем, Мемориальным музеем-заповедником истории политических репрессий «Пермь–36». В экспозиции будут также представлены произведения из собрания Marina Gisich Gallery, нескольких частных коллекций и мастерских художников.
11.00 Кофейный фестиваль OPEN COFFEE FEST (Культурный квартал «БРУСНИЦЫН» – Кожевенная линия, 30).
7 и 8 июня в «Брусницыне» пройдёт летний кофейный фестиваль OPEN COFFEE FEST.
Каждые первые выходные лета фестиваль объединяет любителей кофе и профессионалов со всей России на большом фестивале в Петербурге. Тема летнего OPEN COFFEE FEST 2025 – солнечная Италия: сочные лимоны, паста, gelato и красота жизни, в которой принято наслаждаться без сожалений. На площадке соберутся более 50 проектов со всей страны: обжарщики, кофейни, пекарни, шоколад, чай, керамика и украшения. В программе фестиваля: маркет, лекции, дегустации, pop-up петербургских кофеен, уличный фуд-корт и зоны отдыха.
Вход свободный.
12.00 Театральный фестиваль «Пушкин-фест» (Юсуповский сад — ул. Садовая, 54).
В Санкт-Петербурге в Юсуповском саду, на территории Петербургского государственного университета путей сообщения, пройдёт второй театральный фестиваль «Пушкин-фест», посвящённый Александру Сергеевичу Пушкину.
Режиссёр и автор концепции фестиваля Илья Архипов создал уникальную художественную ткань, в которой сцены, инсталляции и музыкальные фрагменты сплетаются в единый поэтический спектакль под открытым небом.
Фестиваль откроется в 12.00 и продлится до 21.00. Площадки будут работать с 12.00 до 18.00 в формате циклов: каждая программа продолжительностью 30 минут повторится четыре раза. Навигация по пространству будет организована с помощью QR-кодов, ведущих на подробную карту фестиваля и расписание всех мероприятий. Вечером, в 19.00, начнётся торжественный гала-концерт – финальный аккорд насыщенного культурного дня.
На семейной площадке «Остров Буян» развернётся настоящий сказочный мир, населённый знакомыми с детства героями: Учёным котом, Черномором, русалками и другими персонажами пушкинских сказок. Больших и маленьких зрителей будут ждать мастер-классы по русским старинным ремёслам, по изготовлению кокошника или волшебного цилиндра, шоу мыльных пузырей, хороводы и весёлые представления ярмарочного театра Петрушки «Балаганъ». Также пройдёт детский конкурс чтецов стихотворений Александра Сергеевича.
Неожиданное развитие тема Пушкина получит на площадке «Гений и злодейство», основанной на «Маленьких трагедиях» Пушкина. В центре – философская судебная драма по мотивам «Моцарта и Сальери».
«Живая галерея» – одна из самых необычных площадок фестиваля. Под открытым небом будет воссоздан кабинет поэта с письменным столом, стулом, бумагами и мебелью, максимально приближенной к той, что окружала автора при жизни. В этой фотозоне оживут портреты и персонажи: Татьяна и Онегин, Ленский, Пугачёв, Годунов и другие герои, знакомые по строчкам поэта. Они будут «выходить» из рамок, чтобы заговорить с публикой.
На площадке «Пиковая дама» гости фестиваля смогут первыми услышать отрывки предстоящей премьеры одноимённого оперного спектакля на музыку Чайковского в постановке Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина.
Отдельным украшением программы станет спектакль «Мистериум» в исполнении «Комик-треста», проникнутый духом Пушкина, его ироничной свободой и озорной фантазией.
Проект «Позвони поэту» – это путешествие в атмосферу прошлого. В телефонных будках, размещённых в Юсуповском саду, гостям фестиваля будет предоставлена возможность позвонить любимому поэту и услышать настоящий голос последователей Пушкина: Ахмадулиной, Блока, Маяковского, Цветаевой, Бродского – услышать их живые голоса, зафиксированные в уникальных архивных записях.
В течение дня по аллеям Юсуповского сада будет неспешно двигаться «Пушкинский экипаж» – изысканная повозка, в которой восседает сам Пушкин – актёр, воплотивший образ поэта.
Завершением фестивального дня станет гала-концерт «Музыкальный экипаж Пушкина». Под управлением маэстро Фабио Мастранджело на сцену выйдут оркестр «Северная симфония», хор и солисты Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина. В концерте примет участие народный артист Сергей Новожилов. Прозвучат фрагменты опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», вокальные циклы и инструментальные произведения, вдохновлённые пушкинскими текстами. Артисты будут читать стихи Пушкина.
14.00 Показ видеоверсии спектакля Льва Додина «Бесы» в рамках цикла «Вечера Малого драматического театра» (Кинотеатр «Аврора», Малый зал – Невский пр., 60).
Юбилейный цикл МДТ завершится показом видеоверсии легендарного спектакля Льва Додина «Бесы» 1991 года. Общая продолжительность спектакля (с антрактами) – 7 часов.
Минимализм актёрской выразительности, стройная режиссёрская композиция, сдержанность мизансцен, талантливый актёрский ансамбль, сценография Эдуарда Кочергина, музыка Олега Каравайчука – всё это определило неповторимый стиль спектакля, опередивший своё время.
На протяжении 25-летней, рекордной по сценическим меркам, жизни спектакля критики неоднократно отмечали: «серьёзность и масштаб мысли «Бесов», глубину понимания человека, мастерство актёров, возвышающееся как колосс».
Тайминг показа:
14.00 – 1 и 2 серии;
16.18 – перерыв 20 минут;
16.38 – 3 и 4 серии;
19.06 – перерыв 30 минут;
19.36 – 5 серия;
20.55 – окончание спектакля
17.00 Концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга, посвящённый творчеству Александра Сергеевича Пушкина (Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойки, 12).
В концерте принимает участие петербургская певица Мария Голик, выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
В программе прозвучат инструментальные миниатюры Г. Свиридова, Р. Глиэра, М. Глинки на сюжеты А. Пушкина и романсы на его стихи, среди которых «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, «Редеет облаков летучая гряда» и «На холмах Грузии» Н. Римского-Корсакова, «Не пой, красавица при мне» С. Рахманинова и другие.
Дирижёр — Александр Чернобаев.
19.00 Премьера спектакля «Зойкина квартира» по пьесе М. А. Булгакова. Режиссёр-постановщик – Хуго Эрикссен (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
Режиссёр-постановщик – Хуго Эрикссен.
Художник-постановщик и художник по костюмам – Ютта Роттэ.
Композитор – Андрей Бесогонов.
Художник по свету – Антон Моморов.
Пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира» была написана в 1925 году. Это было сложное и нестабильное время, когда старые порядки разрушены, настоящее – неуловимо, а будущее – туманно. В таких условиях было создано произведение, которое показывает внутренние противоречия людей в эпоху перемен.
В спектакле квартира становится ареной для столкновения персонажей, которые используют различные стратегии выживания: одни желают забыться в бесконечном танце, другие – остервенело ищут способы побега в надежде обрести новую жизнь. Герои – противоречивы; каждый пытается справиться со своей внутренней болью и страхами. Именно этим интересны персонажи пьесы: готовностью вступить в борьбу за своё личное счастье и свободу.
В спектакле Театра имени В. Ф. Комиссаржевской на первый план выходит поэтика булгаковского слова – с его ритмом, мелодикой, неповторимой интонацией. В приоритете – не борьба за смех в зрительном зале, а трепетная и вдумчивая работа с текстом, который правдиво воспроизводится на сцене.
Мир «Зойкиной квартиры» чем-то близок к театру абсурда. Но важно подчеркнуть, что это не намеренный, специально придуманный абсурд, а отражение времени, в котором старые законы были уничтожены, а новые ещё не успели сформироваться. Абсурд – не жанр, а естественное свойство реальности, где герои – заложники обстоятельств, на пути к простому человеческому счастью готовые забыть о моральных принципах и без колебаний принимать циничные решения.
Премьерные показы спектакля пройдут 7, 8, 25, 26 и 27 июня.
19.00 Концерт «Какое счастье, что у нас был Пушкин!» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
«Какое счастье, что у нас был Пушкин!» – строка Бориса Чичибабина, давшая название этому концерту, идеально ложится на восприятие творчества и личности великого поэта в нашей стране. Стихи и проза «солнца русской поэзии» давно стали частью культурного кода россиян. 7 июня в Доме Кочневой в исполнении старейшего артиста «Петербург-концерта», мастера художественного слова Сергея Новожилова прозвучат «Египетские ночи», «Осень», «Выстрел». Поэтическая декламация будет сопровождаться музыкой в исполнении Дмитрия Барбашина (фортепиано).
В концерте принимают участие солисты «Петербург-концерта»: Михаил Бузин (фортепиано), Наталия Кривёнок (меццо-сопрано).
Ведущая концерта – музыковед Ольга Ворсина.
19.00 Концерт электронного музыканта Entrapist (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
В Центре современного искусства им. Сергея Курёхина Entrapist представит альбом Valaam Recordings.
Entrapist собрал коллекцию полевых записей с острова Валаам и на концерте проведёт слушателя по закуткам этого уголка живой природы. Природный ансамбль будет дополнен записями живой гитары и лёгкими синтезаторными нотками.
Valaam Recordings вдохновлён нетронутой дикой природой и историями сакрального места. Музыка погружает слушателя в мир, где каждый звук – это толкование стихии. Шум ветра, шелест листвы и журчание воды создают особую атмосферу, позволяя задуматься о гармонии между человеком и окружающим миром.
19.00 «Графика звука: XII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки». Закрытие фестиваля (Вторая сцена БДТ им. Г. А. Товстоногова (Каменноостровский театр) – пл. Старого театра, 13).
На сцене Каменноостровского театра БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится концерт-закрытие XII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки.
В старинных интерьерах зрителей ждёт не просто концерт, а настоящий перформанс с использованием электроники, медиа и света от коллектива СЕАМ/ЦЭАМ, собравшего молодых и опытных исполнителей современной музыки из различных творческих коллективов.
Музыканты репетируют на базе Центра электроакустической музыки (ЦЭАМ) вместе с инженерами, медиахудожниками и звукорежиссёрами, исследуют новые типы технологического взаимодействия и художественной практики в сфере электроакустической и мультимедийной композиции. Это работа с микрофонами и различными техническими средствами, эксперименты со звуком и новым электроакустическим инструментарием, работа с медиа.
Мировые премьеры и уже известные широкой публике произведения исполнят: Мария Корякина (флейта), Глеб Хохлов (скрипка), Игнат Красиков (кларнет), Юлия Мигунова (виолончель), Феодосия Миронова (клавиши), Филипп Фитин (ударные), Алексей Потапов (электрогитара), Николай Попов (перформер), Олег Макаров (перформер), Илья Ковальский (инженер по звуку), Ильнур Габидуллин (звукорежиссёр), Игорь Павлов (инженер по свету), Александр Бедин (инженер по видео).
19.00 «Юные голоса России» – концерт призёров Всероссийского конкурса на Приз Культурного центра Елены Образцовой (Малый зал им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Невский пр., 30).
В Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится концерт «Юные голоса России», в котором примут участие лауреаты и призёры Всероссийского конкурса на Приз Культурного центра Елены Образцовой.
В праздничной концертной программе прозвучат романсы и песни русских и советских композиторов, русские народные песни. Среди них есть и песни, посвящённые Санкт-Петербургу, недавно отметившему 322 годовщину со дня основания. В концерте примут участие юные таланты из разных городов России – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также из Москвы, Новокузнецка, Нефтеюганска, Перми, Алушты.
В воспитании российской вокальной школы видела одну из своих основных задач учредитель Культурного центра – народная артистка СССР Елена Образцова, организуя международные вокальные конкурсы, ставшие важной частью культурной жизни Санкт-Петербурга. Культурный центр Елены Образцовой продолжает инициативы певицы по поддержке юных талантов.
19.30 Премьера моноспектакля Арины Лыковой «Козлиная песнь» по одноимённому роману Константина Вагинова (Театр «Мастерская», Малая сцена – Народная ул., 1).
Спектакль «Козлиная песнь» – это авторский взгляд Арины Лыковой на одноимённый роман Константина Вагинова. Арина выступила здесь актрисой, автором идеи и режиссёром в одном лице.
В центре сюжета книги – два героя-антипода, философ Тептёлкин и Неизвестный поэт, которые живут в Ленинграде 1920-х годов и вращаются в кругу советской интеллигенции того времени. На их различии автор показывает два пути развития культуры. Но Арина Лыкова, как автор постановки, сосредотачивает своё внимание на другой линии этого произведения. Для неё также важны темы дружбы и верности себе, а также время, в котором живут герои. Но центральной становится история любви Тептёлкина и его жены Марьи Петровны Далматовой, которую автор постановки последовательно протягивает через весь спектакль, начиная с первого знакомства героев и заканчивая совместной старостью семейной пары.
8 июня, воскресенье
13.00 «Приключения русских в Америке». Лекция Артёма Фуганова и Дмитрия Мартьянова (Библиотека им. В. Маяковского, «Охта-8» – Большеохтинский пр., 8).
Историко-географический дуэт Артёма Фуганова и Дмитрия Мартьянова. Русским землепроходцам постепенно удалось закрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке, но что дальше? Дальше Тихий океан и новый вызов буквально через пролив. На встрече слушатели узнают, как Россия лишилась курорта на Гавайях, и почему настоящие чукчи не являются поводом для анекдотов. Лекцию проводят историк Артём Фуганов и географ, соавтор проекта «Залив Географа» Дмитрий Мартьянов.
15.00 Литературно-музыкальная композиция «Любовь и тайная свобода», приуроченная к 226-летию со дня рождения А. С. Пушкина (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
В Доме Кочневой в честь 226-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина артисты «Петербург-концерта» представят литературно-музыкальную композицию «Любовь и тайная свобода». Гости особняка окажутся в стилизованном салоне первой половины XIX века, где для них в исполнении Наталии Кривёнок (меццо-сопрано) и Сергея Форостяного (фортепиано) прозвучат романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Титова, Даргомыжского, Рубинштейна, Бородина, Власова на стихи Пушкина; фортепианные произведения Глинки, Рахманинова, Шопена, фрагменты литературно-музыкального спектакля «Евгений Онегин» на музыку Сергея Прокофьева.
Любовные и философские стихи поэта зритель услышит в исполнении автора программы, режиссёра и чтеца Алексея Емельянова.
9 июня, понедельник
19.00 Лекция Даниила Кашкарева «Архитектурная история дворца Зинаиды Юсуповой» (Библиотека им. В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
В рамках лекции научного сотрудника музея «Исаакиевский собор» Даниила Кашкарева будет рассмотрена история Юсуповского дворца на Литейном, одного из значимых памятников архитектуры Санкт-Петербурга и ярких градостроительных акцентов Литейного проспекта. Будет исследован замысел его строительства, архитектурные особенности и то, как в нём отразились искания эпохи эклектики. Особое внимание будет уделено изменениям, которые происходили с дворцом на протяжении разных исторических периодов. Рассмотрено, как дворец адаптировался под потребности владельцев, а также как различные события и культурный контекст повлияли на его планировку и художественное оформление интерьеров.
Вход свободный.
19.00 Опера Джузеппе Верди «Фальстаф» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Замысел комической оперы Верди вынашивал около сорока лет. Создавая шедевры в жанре драматическом, маэстро как будто избегал сферы музыкального юмора. Современники полагали, что Верди лишен комедийного дара, тем более что единственный опыт композитора на заре творческого пути – забытая ныне опера «Король на час» – завершился полным провалом.
До премьеры «Фальстафа» в высказываниях и письмах композитора время от времени встречаются отголоски той душевной травмы – «великого приговора», как ее называл для себя Верди. И все же после успешной премьеры «Отелло» в 1887 году, зная о сокровенной мечте Верди, его либреттист и друг Арриго Бойто создал наконец десятилетиями обсуждаемый сценарий по мотивам «Виндзорских проказниц» и комических интермедий хроники «Генрих IV» Шекспира. Верди рискнул и сочинил нечто совсем необычное, неожиданное. На феерической премьере «Фальстафа» в Милане в 1893 году перед публикой предстал другой Верди.
Даниил Шутко: «Фальстаф» – это большой музыкально-театральный коктейль. В нем есть ингредиенты итальянской музыкальной комедии ситуаций (опера-буффа), французской комической оперы и немецкой волшебной сказки, она играет скоростью и красками динамичных финалов «Свадьбы Фигаро» Моцарта, и добрый свет стиля Россини согревает ее.
В ткань «Фальстафа» безжалостно вплетены элементы высоких жанров: любовного мадригала, старинной церковной и «серьезной» инструментальной музыки – чего стоит только издевательский «Аминь» из первой картины, исполненный слугами каноном, или фуга в финале – редкая гостья на оперной сцене (говорят, ее несколько угловатую тему Верди подслушал у напевающего ребенка).
Но есть в «Фальстафе» Верди и грустные оттенки. Среди веселья чуткий слух уловит едва заметную дымку меланхолии. Открыто эта печаль проявляется лишь единожды, в начале третьего действия, на короткое время, когда оказывается, что Фальстаф страдает. Дело даже не в том, что он одинок, а в том, что его время прошло. Эта идея заложена и у Шекспира: каким бы негодяем ни был Фальстаф, он – дворянин, и в «Генрихе IV» действует с соответствующим размахом. В «Виндзорских проказницах» он попадает в чужую для себя среду: новых хозяев общества, средненьких буржуа, подобных Форду. И здесь Фальстаф осмеян, втоптан в грязь. Он, как большой ребенок, играет с миром, но миру он уже не нужен. Может, это роднит Верди со своим героем? Может, «Фальстаф» – прощание с театром, ведь престарелый Верди должен был понимать, что осуществить еще один грандиозный оперный проект ему вряд ли удастся. И может, этим объясняется такое количество скрытых цитат и полунамеков на музыку прошлого, особенно – прошлого театрального, и особенно – самого Верди».
10 июня, вторник
18.00 Открытие Международного фестиваля театров кукол «Демменифест» (Театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
С 10 по 15 июня в Санкт-Петербургском государственном театре марионеток им. Е. С. Деммени пройдёт II Международный фестиваль театров кукол «Демменифест».
Фестиваль откроется программой «Песни победной весны» в фойе Театра марионеток. После состоится показ спектакля Эдуарда Гайдая «Стальное колечко» по рассказам Константина Паустовского.
11 июня спектакль по рассказу Константина Паустовского «Робкое сердце» покажет Нижегородский государственный академический театр кукол. Режиссёр – Дмитрий Марков.
12 июня Московский театр кукол представит спектакль «Маяковский – детям» по стихам Владимира Маяковского. Постановка Валерия Баджи.
Азербайджанский государственный кукольный театр впервые станет участником фестиваля. 13 июня коллектив покажет в Петербурге спектакль «Дерево иннаб». Режиссёр – Анар Мамедов.
14 июня состоится показ спектакля «Прощай, конферансье» по пьесе Григория Горина в исполнении артистов Донецкого республиканского академического театра кукол. Режиссёр – Борис Чернышов.
15 июня завершит фестивальную программу спектакль Театра марионеток им. Е. С. Деммени «Сказка о царе Салтане». Постановка Леонида Алимова была приурочена к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, широко отмечавшемуся в прошлом году.
Программа фестиваля опубликована на сайте: https://demmeni.ru/news.php?readmore=189
19.00 «На крыльях музыки» – концерт оркестровой группы Казачьего ансамбля «Атаман» (Екатерининское собрание, Малый зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В Екатерининском собрании пройдёт инструментальный концерт, в котором прозвучат произведения Александра Шалова, Константина Шаханова, Веры Городовской, Алексея Архиповского, Виктора Гридина, Виктора Новикова и других мастеров народной академической музыки. Три части программы – как три разных измерения: каждое погружает зрителя в уникальную историю. Народная музыка встретится с эстрадной, акустические и электронные инструменты соединятся в ярком аккорде музыкальных красок и тембров.
Художественный руководитель – Вера Красноперец.
19.00 Гала-концерт звёзд балета в рамках фестиваля «Искусство без границ» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
В программе примут участие: Фарух Рузиматов, Ирина Перрен, Марат Шемиунов, Мария Ильюшкина, Эван Капитен и другие.
19.00 Открытие V сезона летних общедоступных концертов Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» (ДК Железнодорожников – ул. Тамбовская, 63).
Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» и дирижёр Александр Канторов открывают пятый сезон летних общедоступных концертов, которые продлятся в ДК Железнодорожников (Народном доме графини Паниной) до конца июля 2025 года.
В программу летних концертов войдут шедевры русских и зарубежных композиторов: Моцарта, Гайдна, Бетховена, Штрауса, Верди, Россини, Чайковского и др. Прозвучат любимые вальсы, симфонические миниатюры, фрагменты из балетов. Летние общедоступные концерты ждут своих слушателей 10, 17 и 25 июня, а также 2, 9, 16, 23 и 30 июля.
Первый вечер летнего сезона целиком будет посвящён творчеству Петра Ильича Чайковского. В исполнении оркестра прозвучат фрагменты из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Дополнят программу традиционные комментарии Маэстро.
19.00 Премьера фильма Виктора Тихомирова «Евгений Телегин» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
Накануне дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и Виктора Цоя в национальный прокат выходит фильм Виктора Тихомирова «Евгений Телегин» с Евгением Ткачуком в главной роли. Российская премьера состоится в Санкт-Петербурге 10 июня в кинотеатре «Аврора».
Виктор Тихомиров, художник, режиссёр и писатель, творчески переосмысляет сюжет «Евгения Онегина» и создаёт фильм по мотивам собственного романа. В вольной киноинтерпретации, действие которой перенесено в Ленинград 1980-х, увлечённый рок-музыкой Евгений Телегин проводит время, слушая The Rolling Stones и посещая квартирники Виктора Цоя. Однажды в наследство от дяди, который «не в шутку занемог», молодой человек получает дом в деревне, наполненный антикварными произведениями искусства. Там он знакомится с молодым художником, а также с двумя сёстрами – очаровательной Ольгой и загадочной Татьяной.
Перенеся действие в 1980-е годы и соединив музыку Виктора Цоя и роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», режиссёр словно подчёркивает сходство двух таких разных личностей. Оба поэта стали голосом своего поколения и оказали глубокое влияние на развитие русской культуры.
11 июня, среда
19.00 Концерт «Завела любовь песню русскую» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
«Завела любовь песню русскую» – программа-приглашение к искреннему разговору о том, что нас объединяет: о широкой душе, щедрой земле и неиссякаемой силе искусства. В программу вошли русские романсы, народная инструментальная музыка.
11 июня вместе с Надеждой Фадеевой на сцену Большого зала Екатерининского собрания выйдут виртуозные исполнители: Андрей Свяцкий (баритон), Денис Асташин (баян), Игорь Ступишин (фортепиано), Денис Пенюгин (балалайка), Александр Вулла (гитара), Алексей Шихов (барабаны) и Александр Денисов (бас-гитара).
Один из лучших фольклорных коллективов России – Государственный ансамбль танца «Барыня» – искусно вплетёт в вокально-музыкальную канву праздничного вечера страсть народного танца.
Ведёт вечер Анна Фомичёва.
19.00 Начало серии концертов «Гудельные среды июня» (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73, 4 этаж).
В повседневной жизни горожан июнь не отличается от других сезонов – люди продолжают трудиться в офисах и на производственных площадках, лишь в выходные стремясь провести время на природе. Середина недели обеспечивает переходную точку как символическую «среду обитания» и идеальное место для творческого всплеска.
На сцене Центра Курёхина состоится уникальная серия дроун-амбиентных вечеров с участием видеохудожника, которые будут проходить в три среды июня. Эти мероприятия – способ соединить атмосферу летнего города с культурной активностью.
12 июня, четверг
12.00 Групповая выставка «Жизнь насекомых» (Галерея «Матисс-Клуб» – наб. канала Грибоедова, 125).
В галерее «Матисс Клуб» проходит групповая выставка «Жизнь насекомых». Масштабный выставочный проект включает в себя больше 80 работ 50 авторов, среди которых: Геннадий Устюгов, Саша Белле, Валерий Гриковский, Наташа Хабарова, Маша Гадалова, Таня Сергеева, Юлия Сопина, Маша Иванова, Юля Картошкина, Елена Камаева, Виктор Перельман, Валерий Мишин, Михаил Гавричков, Глеб Ершов, Антонина Фатхуллина, Андрей Рудьев, Вася Хорст, Вильгений Мельников, Александр Флоренский, Эмилия Санги, Денис Ичитовкин, Мария Любичева и многие другие. Кураторы выставки — Кирилл Дацук и Юлия Бородина.
Грань между миром людей и жуков призрачна, а где-то намеренно стерта, так что зрителю порой тяжело догадаться, кого же именно он видит перед собой – человека, насекомое или нечто принципиально иное. Об этом знали как философы, так и писатели, от Жана Поля Сартра и Франца Кафки до Корнея Чуковского и Пелевина.
Творческая фантазия не терпит границ, художники проекта каждый рассказывают свою историю. Ведь у всех есть опыт контакта с насекомым – как во вне, так и в себе самом.
Выставочный проект – это не столько иллюстративный материал, это личная рефлексия, свободное рассуждение на тему.
Издревле мир насекомых был человеку потусторонним, «загранным» и чужим – чтобы не сказать враждебным – живущим другой логикой. Лишенный понятий милосердия. Но подчиняющийся неведомым нам и жестоким законам.
Апеллируя образами мира насекомых, художники нащупывают сравнения с человеческой реальностью, это поиски границ «человеческого»: что составляет и отличает эту самую человеческую реальность от реальности насекомых? Авторы обращаются к процессу трансформации, от человека к насекомому и от насекомого к человеку. Некоторые объекты предоставляют собой инструменты такого превращения и/или элементы перехода. В конце концов, не это ли главная задача мира искусства – открывать дверь в другой мир?
Виктор Пелевин: «Хорошо бы куда-нибудь спрятаться и дождаться лета.
И вести себя как можно тише, а то ведь не оберешься бед.
Если «они» поймут, что ты круг ослепительного яркого света,
кроме которого во Вселенной ничего никогда не было и нет».
Выставка открыта до 26 июня.
19.00 Праздничный концерт, приуроченный ко Дню России, в рамках фестиваля «Иди на звук!» (Румянцевский сад).
Фестиваль «Иди на звук!», в котором принимают участие популярные артисты, вокалисты и музыканты Петербурга, – это не просто сезонная музыкальная премьера: это возвращение в сердце города ленинградских ностальгических традиций летней музыкальной эстрады. 12 июня в 19.00 солистка «Петербург-концерта» Надежда Фадеева и артисты Государственного ансамбля танца «Барыня» поздравят петербуржцев и гостей города с Днём России праздничной программой, красочные эпизоды которой сложатся в вокальную, музыкальную, хореографическую поэму о нашей стране. Ведущая концерта – Анна Фомичёва.
Вход свободный.
13 июня, пятница
15.00 24-й международный фестиваль STEREOLETO (Пространство «Севкабель Порт» – Кожевенная линия, 40).
13 и 14 июня в культурном пространстве «Севкабель Порт» состоится 24-й международный фестиваль STEREOLETO. Среди участников: Ёлка, группа «Мегаполис», группа «Неет, ты что», Passmurny, коллектив «Чёрный государь», победители шоу-кейс фестиваля SPBeat и новый рок-проект от участников Super Collection Orchestra «ДЕЛО», Terelya и др.
Как и всегда, STEREOLETO – это три сцены, более 30 артистов, STEREOFOOD от лучших городских гастроэнтузиастов, STEREOMARKET с товарами модных местных дизайнеров, красивые лаунж-зоны с видом на залив и другие активности.
Подробнее о фестивале: https://bestfest.ru/
Организатор: агентство культурных коммуникаций «Светлая Музыка».
18.30 Презентация книги Николай Кононихина «Петербург в XXI году. От Добужинского до наших дней» (Музей А. Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Николай Кононихин (род. 1959) – российский историк советского искусства второй половины XX – начала XXI века, коллекционер, куратор, художественный критик, автор монографий по графическому искусству Ленинграда. Его путь в искусство начался с 1990-х годов, тридцать лет назад. Сначала с коллекционирования, знакомства с Завеном Аршакуни, Германом Егошиным, Верой Матюх и другими художниками. Затем – организации выставок учеников Александра Осмеркина, Группы «одиннадцати», Общества «Аполлон», Виталия Тюленева, Юлии Ивановой. Наконец – написания и издания книг о Иване Годлевском, Владимире Жукове, Вере Матюх, Ольги Васильевой, по истории Ленинградской школы литографии.
На встрече будет представлено более десяти изданий, включая только что вышедшую книгу «Петербург в ХХI году. От Добужинского до наших дней».
14 июня, суббота
10.00 Выставка «Между Марсом и Венерой. Искусство Франции XVII века» (Выставочный центр «Эрмитаж – Выборг» – г. Выборг, ул. П. Ладанова, 1).
В выставочном центре «Эрмитаж – Выборг» представлено более сотни экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа: живопись, графика, предметы прикладного искусства.
Эрмитаж обладает одной из самых больших и знаменитых коллекций французского искусства за пределами Франции. В том числе, богатейшим собранием произведений живописи XVII–XVIII веков, которое в лучших образцах представляет развитие французского изобразительного искусства на протяжении двух столетий.
Выставка «Между Марсом и Венерой» познакомит с частью этой коллекции и расскажет о французской культуре того времени, когда Франция стала законодательницей европейской художественной моды.
На экспозиции можно будет увидеть около 40 картин французских художников XVII века, отражающих развитие национальной школы живописи. Это работы Себастьяна Бурдона, Эсташа Лесюера, Франсуа Перрье, Клода Лоррена и других мастеров – полотна на библейские и мифологические сюжеты, портреты, пейзажи и батальные сцены.
Живописный раздел дополнен гравюрами, великолепными образцами французского оружия и шедеврами прикладного искусства: керамикой школы Бернара Палисси, лиможскими эмалями, вышивкой.
Куратор выставки – Наталия Кузьминична Серебрянная, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог. Авторы статей: научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Наталия Кузьминична Серебрянная и Ирина Евгеньевна Кулименёва; научные сотрудники Отдела западноевропейского прикладного искусства Елена Андреевна Шликевич и Елена Николаевна Иванова; научный сотрудник Отдела «Арсенал» Юрий Георгиевич Ефимов.
19.00 Спектакль «Art» (Дворец Искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Спектакль «Art» в театре на Васильевском создан по популярной одноименной пьесе французского драматурга Ясмины Реза. Главные герои этой постановки – три близких друга. Марк – ценитель классической живописи, Серж – почитатель современного искусства и Иван, устраняющий конфликты друзей на почве искусства и мечтающий, что товарищи наконец вспомнят о его свадьбе.
В конце концов перебранки о том, что важней, классика или современность, все-таки перерастают в крупный конфликт двух гордых Я, двух сформированных точек зрения. Что победит, давняя дружба или сформировавшиеся вкусы? Спектакль «Art» в театре на Васильевском предлагает узнать ответ на этот вопрос.
15 июня, воскресенье
18.00 «Крупным планом» – творческий вечер Семёна Спивака (Молодёжный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Имя Семёна Спивака неотделимо от Молодёжного театра на Фонтанке, в который этот знаменитый режиссёр и педагог пришёл 35 лет назад. Сегодня театр в Измайловском саду – это Театр-Дом, в котором живут и творят ученики Семёна Спивака, пять поколений воспитанных им артистов. Здесь искренне любят Человека, создают для зрителей спектакли, дающие надежду и вдохновляющие на жизнь.
14 июня Семёну Яковлевичу Спиваку исполняется 75 лет. И, конечно же, отмечать эту дату он будет вместе со зрителями, для которых уже три с половиной десятилетия создаёт чудо Театра в стенах Молодёжного.
В рамках творческого вечера Семёна Спивака пройдёт презентация его автобиографической книги «Чужое таинство», опубликованной театром к юбилею, и документального фильма «Семён Спивак. 10 заповедей режиссёра» с участием автора и режиссёра, известного петербургского журналиста Иннокентия Иванова.
20.00 Концерт «Золотые голоса в Екатерининском дворце» в рамках XXXII летнего сезона Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Екатерининский дворец, Тронный зал – г. Пушкин, Садовая ул., 7).
В Тронном зале Екатерининского дворца состоится гала-концерт с участием солистов из Италии и России. Перед публикой выступят Екатерина Лехина (сопрано), российская оперная дива, приглашённая солистка Большого театра, и Франческо Малапена (тенор, Италия).
Подробности: https://www.palacefest.ru/