1 января, среда

Выставка «Васильевский остров Алексея Карева. К 145-летию со дня рождения» (Русский музей, Корпус Бенуа, Зал№80 – наб. канала Грибоедова, 2).
Уроженец Саратовской губернии, Алексей Еремеевич Карев (1879 – 1942) известен как петербургский художник, преимущественно, как автор пейзажей, выразительно запечатлевших образ нашего города. Проживал Карев в Петербурге на Васильевском острове, который ему полюбился своими просторами и обилием света. Из окна его дома рядом с Академией художеств, где художник преподавал, открывался замечательный вид на Андреевский собор и Андреевский рынок. Пейзажи Карева запоминаются своим выразительным лаконизмом и эмоциональной наполненностью, что в целом характеризует ленинградскую пейзажную «школу» 1920-х – 1930-х годов. В 1934 году по заказу Ленсовета Карев написал картину «Нева». Она экспонируется в соседнем с выставкой зале постоянной экспозиции. Масштабный формат холста, динамизм фрагментарной композиции и предельный лаконизм изобразительных средств создают величавый образ Невы, неотделимый от образа Санкт-Петербурга – Ленинграда с присущей ему строгой гармонией и величавой простотой. Пейзаж «Нева», по существу, стал последним значительным произведением художника.
Жизнь А.Е. Карева оборвалась трагически. Художник умер от голода зимой 1942 года и был похоронен на Острове Декабристов в братской могиле. Последняя выставка художника состоялась в Русском музее в 1981 году.
Выставка открыта до 14 января.

Международный фестиваль Daira (Василеостровский рынок – Большой проспект В.О., 16).
Весь январь петербуржцы и гости города смогут посетить мероприятия Международного фестиваля Daira. Северная столица в восьмой раз стала местом встречи художников, музыкантов и ученых, представляющих в своем творчестве культуру Востока во всех проявлениях.
Название «Daira» с арабского означает «круг», что символизирует идею фестиваля – объединять людей разных национальностей и вероисповеданий. История проекта началась в 2017 году, и с тех пор круг друзей, гостей и участников постоянно расширяется.
Тема этого года – соединение и многообразие культурных традиций в городском ландшафте. Организаторы предлагают поразмышлять о том, как сочетание этнических и национальных мотивов влияет на идентичность жителей современного мегаполиса. Идея синтеза культур в большом городе объединяет все события фестиваля.
«Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие и увидеть богатство культурных традиций в непосредственной близости, не покидая город, – поделилась своими мыслями арт-директор Dairafest Ксения Диодорова. – В случайном эпизоде городского ландшафта соседствуют йога-студии, бизнес-школы, православный храм, шумный рынок и фабрика текстиля. Это переплетение наполняет жизнь энергией, дает возможность припасть то к одному источнику, то к другому, наполняясь вдохновением и идеями».
В январе продолжит свою работу выставка «POST экзотика», разместившаяся на втором этаже Василеостровского рынка. Это мультимедийный проект, охватывающий несколько залов с видео- и предметными инсталляциями, экспонатами декоративно-прикладного искусства и звуковым интерактивом. Каждая инсталляция – символический фрагмент современного Петербурга, где культурные традиции, удивительное и привычное, мифическое и реальное гармонично сплетаются в живую ткань города.
Локация выбрана неслучайно. По мнению кураторов, Василеостровский рынок соединяет гастрономические концепции разных стран и народов. Продолжая эту идею, команда фестиваля предлагает посетителям обратить внимание и на другие грани национальных культур: философию, традиции, духовные практики.

11.00 Фестиваль «Новогодняя кутерьма в Гатчине» (ГМЗ «Гатчина» — г. Гатчина, Красноармейский пр., 1).
С 1 по 8 января в Гатчине пройдёт фестиваль «Новогодняя кутерьма». На протяжении праздничной недели гостей музея-заповедника ждут концерты, театральные дворцовые фантазии, мастер-классы, кукольные представления, музыка, танцы, рождественская ярмарка и многое другое.
Полная программа опубликована на сайте: https://gatchinapalace.ru/events/other/4551/?bitrix_include_areas=Y&clear_cache=Y

Выход в прокат семейного фэнтези «Волшебник Изумрудного города».
Фильм снят по мотивам одноимённой сказки Александра Волкова. Режиссёр картины – Игорь Волошин, сценарий написали Тимофей Декин и Роман Непомнящий. В главных ролях: Екатерина Червова (Элли), Юрий Колокольников (Железный Дровосек), Артур Ваха (Трусливый Лев), Светлана Ходченкова (Бастинда), Василина Маковцева (Гингема), Дмитрий Чеботарев (Урфин Джюс), Сергей Епишев (Людоед), Яна Сексте (Рамина), Егор Корешков (папа Элли), Софья Лебедева (мама Элли), Александра Богданова (Виллина), джек-рассел-терьер Уджер (Тотошка).

2 января, четверг

Фестиваль «Ботанический Новый год» (Ботанический сад – ул. Профессора Попова, 2).
Со 2 по 8 января Сад работает в режиме фестиваля, по единому билету можно посетить:
– Оранжерейный маршрут с семейным квестом «Новогодние каникулы Муравьишки»;
– Ботанический музей и временную выставку «Прикосновение к вечности. Растения и динозавры мелового периода». Она познакомит с древними существами, обитавшими в меловом периоде на территории Сибири, Чукотки и Приамурья. В экспозиции представлены наиболее интересные образцы ископаемых растений из коллекций Ботанического института, а также настоящие кости динозавров. На выставке можно посмотреть на древних родственников платана и дуба, оценить длину ног гадрозавра и узнать, каким образом утконосые динозавры пережевывали пищу.
– Выставку икэбана в Зелёном домике «Снег, Луна, цветы».

19.00 Премьера мюзикла Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
По мотивам трагедии Уильяма Шекспира известный шансонье Жерар Пресгурвик написал в начале 2000-х мюзикл, после премьеры которого в Париже мир заговорил о французском прорыве в этом жанре. Отдельные композиции, изданные синглами, составили славу сочинению Пресгурвика ещё до официальной премьеры. В России он впервые был представлен на сцене Московского театра оперетты и моментально завоевал любовь поклонников мюзикла.
На сцене Театра музыкальной комедии будет представлена венгерская интерпретация мюзикла в сценической версии и постановке знаменитого режиссёра Керо. В отличие от всех предшествующих постановок, в этой накал страстей достигает поистине трагического масштаба, поскольку конфликт между двумя влиятельными семьями Вероны выходит за границы легендарной истории. Режиссёр выстраивает повествование так, чтобы каждый в зале задался вопросом: оправдана ли цена взаимной ненависти столь кровавыми жертвами?
Керо, режиссёр-постановщик: «Будапештскую версию мюзикла Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта» в Венгрии посмотрел почти миллион зрителей за более чем 700 показов. Эта версия считается одной из самых успешных долгосрочных постановок стационарного театра. На фоне потрясающей истории любви и при помощи эффектной хореографии она доносит до зрителей важное послание о принятии и понимании друг друга. В основе постановки не совсем привычная для мюзикла музыкально-драматическая структура. Декорации выполнены из современных материалов и включают в себя движущиеся мосты и металлические конструкции с гидравликой. Несмотря на это, атмосфера средневековья чувствуется с первых минут спектакля в каждом изящном сценическом элементе, в небольших фонтанах, винтовой лестнице и даже в образе виселицы. В спектакле мы не стремимся к чрезмерной современности, поскольку подобные решения уже стали частью сегодняшнего творческого мира. Наверное, самый известный пример – фильм База Лурмана «Ромео+Джульетта» с Леонардо Ди Каприо в главной роли, где известные события пересказаны при помощи автоматов и мотоциклов. Созданию российской постановки предшествовал масштабный кастинг, в ходе которого из почти двухсот претендентов был отобран талантливый актёрский состав, ставший основой нынешней команды исполнителей».
В спектакле принимают участие: Никита Брага, Кирилл Гордеев, Дмитрий Ермак, Иван Ожогин, Александр Суханов, Ростислав Колпаков, Агата Вавилова, Елена Газаева, Наталия Диевская, Мария Лагацкая-Зимина и др.

19.00 Концертная программа «Рождественские посвящения» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Изысканная программа в исполнении Сергея Форостяного (фортепиано) и Александра Ямпольского (скрипка), в которой прозвучат сочинения композиторов-романтиков, откроет серию концертов в Доме Кочневой.
В первом отделении гости услышат вдохновенное «Посвящение» Роберта Шумана, адресованное любимой супруге – выдающейся пианистке Кларе Вик, в транскрипции Ференца Листа. Вслед за ним будут исполнены несколько произведений Фредерика Шопена – «барда, рапсода, духа и души фортепиано», как его называл прославленный пианист Антон Рубинштейн.
Значительная часть программы посвящена творчеству Петра Чайковского. Наряду с пьесами из фортепианного цикла «Времена года» прозвучит лирическая «Мелодия» для скрипки и фортепиано, а также фрагменты из балета-феерии «Щелкунчик».
Второе отделение откроется редко исполняемой миниатюрой из цикла «Рождественская ёлка» Ференца Листа, а затем последуют переложения вальсов Франца Шуберта, получивших в транскрипции название «Венские вечера».
Кульминацией праздничного концерта станут произведения Иоганна Штрауса-сына, который на протяжении десяти летних сезонов, с 1856 по 1865 год, выступал в Павловске. Пленительные мелодии из оперетты «Летучая мышь», а также известные вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса» и полька «Трик-трак» завершат концертную программу.
Концерт ведет Екатерина Сергеева.

3 января, пятница

11.00 Начало работы проекта «Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце» (Шереметевский дворец – Музей музыки, Полярный флигель – наб. реки Фонтанки, 34).
На четыре месяца выставочные залы дворца превратятся в фантазийный мир детских переживаний и впечатлений. В основу выставки легли воспоминания режиссёров, художников, писателей, композиторов, исследователей и изобретателей – яркие эмоциональные вспышки и неожиданные образы, которые навсегда запечатлелись в их памяти, сформировав личность и повлияв на выбор жизненного пути.
Образ доктора, вылечившего брата, разноцветные одежды крестьянок, собирающих свёклу на полях, загадочная атмосфера пустого театра, полёты на скакалке, бегущие по небу узорные облака, ласка спасённой от гибели собаки, падение с высоты, пробудившее память – на выставке собраны рассказы о событиях значительных и рядовых. Для маленьких посетителей эти истории озвучены и выстроены в специальный звуковой маршрут, а взрослые смогут их прочитать.
Масленичные и рождественские гуляния в детстве очаровывали многих художников, композиторов, режиссёров, актёров, в числе которых Стравинский, Мейерхольд, Добужинский, Нижинские, Бенуа. Например, на Фёдора Шаляпина, выросшего в очень бедной семье, производил незабываемое впечатление рождественский балаган: «Часами простаивал я перед балаганом, до костей дрожал от холода, но не мог оторваться от упоительного зрелища».
Могут ли детские воспоминания обрести физическое, вещественное воплощение? Или это лишь плод воображения, фантомы, живущие в глубинах нашей памяти? И как они впоследствии формируют нашу жизнь, причудливо воплощаясь в творчестве и выборе жизненного пути? На эти и многие другие вопросы пытаются найти ответы создатели выставки, выстраивая выставочное пространство по ассоциативному принципу: здесь будут Мастерская и Павильон, Небо и Игровая, Библиотека и Театр. А ещё будет место, где живут детские страхи, и метафорическое пространство природы, такой, какой она бывает только в детстве – бескрайней, таинственной, манящей и бесконечно прекрасной.
Кураторы выставки: Наталия Селявко, Юрий Сучков.
Художницы выставки: Женя Исаева, Маша Небесная.
Выставка открыта до 27 апреля.

12.00 Премьера детского кукольного спектакля «Серебряное копытце» по сказу Павла Бажова. Режиссёр – Григорий Лайко (Театр «Открытое Пространство» – Моховая ул., 42).
В театре «Открытое Пространство» состоится премьера детского кукольного спектакля «Серебряное копытце» по сказу Павла Бажова в постановке Григория Лайко.
Известный русский писатель-фольклорист Павел Бажов в первой половине ХХ века впервые литературно обработал уральские сказы. Их певучий язык, необычные сюжеты, красивые и сильные герои по сей день завораживают читателя.
Спектакль «Серебряное копытце» эту самобытную народную интонацию бережно сохраняет, напоминая о древних сказителях, передававших из уст в уста предания уральской земли. Только рассказывает сказку не актёр, а старинная книга, которая и стала декорацией спектакля. На её страницах оживают маленькие и большие герои сказки Бажова. Спектакль оформлен традиционной уральской вышивкой и лоскутным шитьём, а образы персонажей созданы в стиле деревянной тавлинской игрушки.
«Серебряное копытце» – это красивая зимняя сказка о вере в чудо, которое иногда гораздо ближе, чем кажется. А ещё это легенда о волшебном происхождении камня хризолит: после спектакля каждый ребенок унесёт с собой цветной камушек как частицу чуда и театрального волшебства.
Режиссёр – Григорий Лайко.
Художник – Мария Мурашова.
Голос книги – Александр Кошкидько.
В спектакле заняты: Борис Смелянец/Михаил Дмитриев, Мария Сафонова.

15.00 Одноактный театрализованный концерт по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В программе – избранные фрагменты балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского в интерпретации Георгия Фёдорова и «Оркестра 1703» и сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана в исполнении актрисы Анастасии Лазаревой.
Под звуки знакомой с детства музыки Чайковского на сцене оживут персонажи любимой новогодней истории, которая расскажет о смелости, доброте и волшебстве, сказочных превращениях и человеческих чувствах.
Главный герой – Щелкунчик – превратится из деревянной фигурки в настоящего принца и вместе с юной героиней отправится в захватывающее и опасное путешествие в мир Мышиного короля и волшебную страну Конфитюренбург.
Показы пройдут 3 и 6 января в 15.00.

16.30 Демонстрация создания картины в технике суми-э (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина 6).
Художницы Ева Истомина и Светлана Баринова создадут живописные полотна на зимний сюжет в технике суми-э.
Вход по предварительной записи по телефону: +7 (812) 252-72-89.
Суми-э – японская монохромная живопись тушью. Это направление возникло в XIV веке и было заимствовано из Китая. Слово суми-э представляет собой соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «живопись» (э).
Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия.
Дзен-монах Дзёсэцу (1394-1428), согласно преданию, стал основателем стиля суми-э в пейзажном жанре. В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них самурайского происхождения. Наиболее известный из них – Сэссон Сюкэй (1504-1589). Сэссон ушел в монахи и стал художником. Он продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу. На многих его работах присутствует отпечаток самурайского воспитания художника.

19.00 Концертная программа «Новогодний джаз» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Гасан Багиров и его ансамбль представят в Концертном зале Капеллы программу «Новогодний джаз». Прозвучат песни в джазовых аранжировках.
Гасан Багиров – джазовый музыкант, педагог и продюсер. Солист Санкт-Петербургской государственной джазовой филармонии, участник ансамбля под руководством Давида Голощёкина. Музыкант является блестящим гитаристом, владеющим как джазовыми стилями, так и другими музыкальными направлениями, среди которых как академическая музыка, так и современные жанры. Гасан Багиров – выпускник Хорового училища имени М. И. Глинки и музыкального училища имени М. П. Мусоргского, лауреат петербургского джазового конкурса имени Дюка Эллингтона, участник многих джазовых фестивалей.

4 января, суббота

11.30 Музыкальная фантазия по мотивам сказки «Снежная королева» с песочной анимацией (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
Прозвучит музыка композиторов-романтиков: Сен-Санса, Гуно, Делиба, Чайковского, Минкуса. Интерактивное действо на сцене позволит юным зрителям погрузиться в сказку настолько, чтобы участвовать в ней наравне с героями.
Исполнители: Ирина Чижик (чтец), Наталья Круковская (скрипка), Яна Зубова (фортепиано), Алексей и Павел Чижик (вибрафон), Юлия Лабутина (песочная анимация).

15.00 Концертная программа «Формула музыки. Пифагор, Эйлер и другие» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Артисты и музыканты «Петербург-концерта» – Анастасия Симанская (сопрано), Наталия Кривёнок (меццо-сопрано), Наталья Капустина (флейта), Наталья Варламова (фортепиано) и Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова – приглашают начать год с размышлений над тайной родства музыкальной и математической гармонии, разгадку которой с давних времён ищут великие философы и учёные. Так, Пифагор, исследуя связь чисел и музыкальных интервалов, создал целое учение, положив в основу своей Школы мудрости два искусства – музыку и математику.
Основоположник рационалистического метода философ Рене Декарт в юношеском трактате «Компендиум музыки» размышлял о том, что музыка должна быть разнообразной, соразмерной и достаточно ясной для восприятия. Знаменитый математик и механик Леонард Эйлер, работавший и в Петербурге, оставил нам музыковедческие труды – «Опыт новой теории музыки» и «Письма к немецкой принцессе».
Концертная программа «Формула музыки. Пифагор, Эйлер и другие», которая пройдёт в Доме Кочневой, объединит фрагменты сочинений великих математиков, комментарии к трудам учёных и музыкальные шедевры Вивальди, Скарлатти, Моцарта, Форе, Делиба, завораживающие слушателей на протяжении веков и десятилетий.
Вступительное слово – профессор Игорь Дмитриев. Ведущие: автор проекта Наталья Варламова и Антон Денисов.

5 января, воскресенье

Международный конкурс хорового и вокального искусства «Песни над Невой» (подробности: vk.com/pesni_nad_nevoy).
В дни празднования Нового года и Рождества с 5 по 9 января в Петербурге традиционно пройдет Международный конкурс хорового и вокального искусства. В музыкальном празднике примут участие детские и взрослые коллективы академического направления и фольклорные ансамбли.
«Песни над Невой» – это всегда яркая палитра событий: конкурсные прослушивания в зале Академической капеллы, концертные программы в соборах города, творческие встречи с петербургскими композиторами и мастер-классы известных российских педагогов.
Послушать выступления хоров и ансамблей можно будет в Смольном соборе, Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры, Кафедральном соборе святой Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, Приходе Успения Пресвятой Девы Марии, Белом зале Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

15.00 Одноактная музыкальная сказка «Алиса в Стране чудес» по книге Льюиса Кэрролла на музыку Георгия Фёдорова (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
История о девочке Алисе, которая через кроличью нору попала в удивительный мир, уже давно стала классикой детской литературы. И вот теперь вместе с актрисой Анастасией Лазаревой и «Оркестром 1703» гости Капеллы отправятся в это захватывающее путешествие, побывают на чаепитии в английском стиле и познакомятся с персонажами карточной колоды.

16.00 Музыкальный спектакль по сюжету повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Камерный зал – наб. реки Мойки, 20).
В исполнении ведущих артистов Певческой капеллы на сцене Камерного зала будет представлен весёлый музыкальный спектакль по сюжету повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это забавная и радостная рождественская сказка о похождениях кузнеца Вакулы, который ради любви к красавице Оксане рискнул связаться с чёртом и не проиграл в этом нелёгком поединке. В качестве музыкальной канвы этой чудесной истории создатели спектакля взяли украинские народные песни.

19.00 Концерт «Два Штрауса» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Артисты и музыканты «Петербург-концерта» – Галина Сидоренко (меццо-сопрано), Елена Заставная (сопрано), Кирилл Жаровин (баритон), Александра Савина (скрипка), Анна Корзун (фортепиано) и Струнный квартет им. Римского-Корсакова – приглашают ценителей музыки в Екатерининское собрание на уникальную программу, главными героями которой станут самые известные однофамильцы в мире музыки: Иоганн Штраус-сын и Рихард Штраус. Они никогда не встречались; их творческий почерк различен, но наследие каждого – одна из ярчайших страниц музыкального искусства.
Излюбленные жанры Рихарда Штрауса – симфоническая поэма, опера и камерно-вокальные произведения. Гости услышат Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано, написанный композитором в самом начале его творческой карьеры. Также в концерте будут исполнены песни для голоса и фортепиано (из опуса 27), одухотворённые и вдохновляющие, отличающиеся высочайшим эстетизмом и необыкновенной органикой переплетения вокальной и фортепианной партий.
«Королю вальсов» Иоганну Штраусу-сыну успех сопутствовал везде: и в родной Австрии, и в странах Европы, и в Соединенных Штатах Америки, но особенно восторженно композитора принимали в России. Наследие И. Штрауса-сына огромно и включает множество вальсов, полек, галопов, а также оперетты.

19.00 Концертная программа «Звенит январская вьюга» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В исполнении коллектива Olympic Brass прозвучат полюбившиеся мелодии из известных фильмов, таких как «Операция «Ы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Пираты Карибского моря», «Звёздные войны», «Охотники за привидениями».
Olympic Brass – это ансамбль исполнителей на медных духовых инструментах. В репертуаре – классические произведения, джазовые композиции, а также диксиленд и world music. Аранжировки для ансамбля создаются Александром Голиковым и Сергеем Заварыкиным с учётом особенностей состава и технических возможностей инструментов.

19.00 Концерт «Рождество, встречайте!» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Популярные рождественские гимны, песнопения, колядки, весёлые рассказы, игры и гадания прозвучат в преддверии Рождества 5 января в Доме Кочневой в исполнении артистов «Петербург-концерта»: солистов Анастасии Ивановой (сопрано), Дарьи Смирновой (сопрано), Екатерины Шикуновой (меццо-сопрано), Сергея Русанова (тенор), Григория Арсеньева (баритон), Сергея Кочетова (бас-профундо), Ольги Котляровой (орган, клавесин) и Натальи Капустиной (флейта).
В концертной программе «Рождество, встречайте!» также примут участие мастер художественного слова Анна Яковлева и один из самых ярких творческих коллективов «Петербург-концерта», Ансамбль солистов «Рождество» под руководством Ольги Ступневой.
Концерт ведёт Екатерина Сергеева.

6 января, понедельник

19.00 Музыкальный фестиваль Pianissimo (Государственный Эрмитаж, Большой Итальянский просвет – Дворцовая набережная 34, вход через Эрмитажный театр).
В Петербурге продолжается зимний сезон фестиваля Pianissimo. Он стартовал 16 декабря и продлится до 20 января. Шесть сольных концертов молодых виртуозов познакомят публику с восходящими звездами фортепианного исполнительства из России, Италии, Германии, Китая, Бразилии и Тайваня. Им всем чуть более двадцати лет. С самого детства они активно концертируют, выступая в лучших залах мира, и уже успели завоевать множество наград престижных национальных и международных конкурсов.
По замыслу организаторов, фестиваль проводится в необычных для академической музыки художественных пространствах, где гармония музыки соединяется с вечной красотой визуального искусства. В Петербурге площадкой Pianissimo стал Государственный Эрмитаж (Большой итальянский просвет Нового Эрмитажа).
В январскую афишу фестиваля вошли три клавирабенда (6, 13 и 20 января).
Цикл концертов откроет тайваньский пианист Чен-Ян Вен – студент академии Моцартеум (Зальцбург, Австрия) и Мюнхенской высшей школы музыки и театра (Германия). Кроме сольного исполнительства Чен-Ян много выступает в составе камерных ансамблей и даже стал сооснователем The Egon Trio вместе с корейской скрипачкой Вонбин Чун и испанской виолончелисткой Софией Торрес. 6 января в его исполнении прозвучат сочинения Шопена, Шумана, Скрябина и Рахманинова.
В канун Старого Нового года (13 января) петербургских меломанов ждет встреча с пианистом из Италии Джакомо Менегарди. Ему двадцать четыре года. Игре на фортепиано музыкант обучается с шести лет, а в одиннадцать Джакомо начал участвовать в профессиональных конкурсах, став обладателем более тридцати призовых мест. На фестивале он исполнит фортепианный цикл Мусоргского «Картинки с выставки», произведения Рахманинова, Мендельсона и Дебюсси.
Завершит зимний сезон Pianissimo восемнадцатилетний Тэйлс Мачадо (Бразилия). Несмотря на свой юный возраст Тэйлс уже успел завоевать авторитет на международной классической сцене, выступая у себя на родине, в странах Европы и Латинской Америки. Известный пианист Тэйлс Мигел Проэнс (соотечественник музыканта) назвал его одним из самых больших талантов Бразилии за несколько десятилетий, отмечая высокую выразительность и исключительную технику исполнения. В программу концерта 20 января вошли сочинения Листа, Равеля, Третья соната Бетховена и Двадцать четыре прелюдии Шопена.

19.00 Концертная программа «В свете рождественской звезды» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В канун светлого праздника Рождества, в атмосфере волшебства и таинственности, Виктория Ребенко (сопрано), Алексей Головин (гобой) и Ольга Котлярова (орган) исполнят лучшие образцы классической музыки, посвящённой Рождеству, а также уникальные авторские аранжировки известных новогодних произведений, созданные специально для этого концерта. Изысканная праздничная программа включает в себя произведения различных эпох и стилей, подчёркивая единство между народами разных стран, ожидающих рождественского чуда.

19.30 Концерт «Christmas around the world» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Рождественская музыка очаровывает своей жизнерадостностью, теплом и мягкостью звучания. Мелодии и напевы, посвящённые этому светлому празднику, на протяжении многих веков возникали не только в фольклоре различных народов, но и в музыке профессиональных композиторов, независимо от того, в какую эпоху и в какой стране они жили и творили.
Ирина Чижик провела настоящее исследование праздничной музыки от средневековых гимнов до современных джазовых стандартов, и в канун Рождества музыканты исполнят свою версию этих знаменитых мелодий в авторской обработке. Слушатели смогут не только погрузиться в музыкальную атмосферу зимних праздников, но и узнать любопытные факты о музыке Рождества.

7 января, вторник

14.00 Спектакль Валерия Фокина «Иов» (Александринский театр, Основная сцена – пл. Островского, 6).
В основу нового спектакля Валерия Фокина легла история, описанная в Ветхом Завете в Книге Иова. Важно, что Книга Иова – одна из так называемых учительных книг, которые содержат жизненные уроки и наставления. История Иова – праведника, подвергшегося жестоким испытаниям со стороны того, кому верно служил, в кого безраздельно верил, рассказывается в диалогах главного героя со своими тремя друзьями. И каждый из них даёт своё объяснение причин, по которым его друга постигли фатальные несчастья, предлагает свой выход.
Обращаясь к этому библейскому сюжету, Валерий Фокин обращается также и к радикальному опыту классических театральных систем XX века. В работе над спектаклем использовались методы известных психофизиологических театральных тренингов и методов.

17.00 Рождественский вечер при свечах «Космическая магия ханга» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Камерный зал – наб. реки Мойки, 20).
Талантливые и высокопрофессиональные музыканты приготовили поклонникам ханга особенную программу, включающую в себя авторские произведения, кавер-версии и импровизации. Слушателей ждёт незабываемый вечер, наполненный мелодиями, которые дарит ханг.
Исполнители – артисты академических оркестров Капеллы и Филармонии Санкт-Петербурга: Антон Назарко (ханг, RAV-drum), Александр Шалимов (перкуссия), Владимир Шубин (контрабас). В программе сочинения и авторские композиции А. Назарко, А. Шалимова, Н. Живковича, Л. Эйнауди, Н. Катамадзе.

19.00 Рождественский концерт камерного оркестра «Дивертисмент» (Мальтийская капелла – Садовая ул., 26).
Рождественской песне «Тихая ночь» чуть более двух сотен лет. Созданная школьным учителем и органистом Францем Грубером на стихи католического священника Йозефа Мора она получила широкое распространение и вне зависимости от конфессий передаёт состояние умиротворения и нежной радости.
Музыка, которая будет звучать 7 января в Мальтийской капелле в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа, тоже тихая и сокровенная.
Сочинение Владимира Мартынова «Comein», что означает «Войдите», написано для двух скрипок, челесты и струнных в 1985 году и впервые исполнено в Ленинграде спустя три года. Композитор предпослал ему фрагмент из текста Иоанна Лествичника со своим комментарием: «Один древний подвижник сказал своему ученику: “Постарайся войти во внутреннюю клеть твоего «я» и узришь клеть небесную. И первая, и вторая – одно. Одним входом входишь в обе. Лестница в Небесное Царство находится внутри тебя. Оно существует таинственно в душе твоей. Поднимаясь по этой лестнице, начинающейся в сердце, человек достигает того, что воспевается как прекрасное и красота, как любовь и как предмет любви. Это царство истинной красоты”».
В концерте также прозвучат Twilight («Сумерки») Гии Канчели и Jesus Blood Never Failed Me Yet («Кровь Иисуса никогда не подводила меня») современного британского композитора Гэвина Брайерса.

8 января, среда

Начало работы выставки иллюстраций к книге «Посланник. Архитектурные открытия героев повести» (Библиотека «Семёновская» – Малодетскосельский пр., 42).
В библиотеке «Семёновская» открывается выставка писательницы Нонны Ермиловой. К своей книге «Посланник. Архитектурные открытия героев повести» она сделала более двухсот графических рисунков, изображающих достопримечательности Санкт-Петербурга.
Большая часть событий повести Нонны Ермиловой «Посланник» происходит в Адмиралтейском районе. И это не удивительно, ведь в этом районе проживало всё старшее поколение её семьи, пережившее вместе с нашим городом годы блокады, здесь прошло детство автора и годы учёбы на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института.
А ещё в Адмиралтейском районе так много загадочных, удивительных и легендарных мест. Прекрасное светлое Семимостье, мрачный Обводный канал, таинственная ротонда на Гороховой, загадочный Дом Учреждений на Садовой, цветущий Юсуповский сад и гармоничная и просторная усадьба Державина – все эти и многие другие городские достопримечательности и памятники вошли в повесть. Город в этой повести стал таким же полноправным героем, как и люди, живущие в нём и создававшие его.
Вход свободный.

11.00 Премьера мюзикла «Али-Баба и сорок разбойников» (ДК Железнодорожников – Тамбовская ул., 63).
Роскошные наряды, живая музыка, современный балет, невероятные приключения, сокровища, злые разбойники, искромётный юмор и, конечно, счастливый финал – всё это в новогоднем мюзикле «Али-Баба и сорок разбойников».
Режиссёр проекта – Ева Канна.
В ролях: Альберт Мкртчан, Венера Сабитова, Андрей Быковский, Екатерина Фарбер, з. а. РФ Владимир Дяденистов, Роман Лиманский.

19.00 Открытие XXIV Новогоднего фестиваля Филармонии джазовой музыки (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
1 января 2025 года Санкт-Петербургской государственной филармонии джазовой музыки, основанной Давидом Голощёкиным, исполняется 36 лет. По традиции в начале января пройдёт Новогодний фестиваль, посвящённый этому событию.
Фестивальная неделя продлится с 8 по 12 января. Любителям джаза будут представлены лучшие проекты филармонии. Среди участников: Jazz Philharmonic Оrchestra, Давид Голощёкин, гитарист Гасан Багиров, Максим Некрасов (губная гармоника), вокалисты Юлия Касьян, Эльвира Трафова, Виктория Урусова, Татьяна Бубельникова и Денис Кузьмин, прославленный Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева, джаз-бэнд Фёдора Кувайцева, квинтет Николая Поправко-Александра Беренсона, саксофонист Алексей Попов, пианист Михаил Марышев. Поздравят филармонию с днём рождения и звёды московского джаза – квартет саксофониста Дмитрия Мосьпана.
Музыкальный директор фестиваля – Давид Голощёкин.
Ведущий программ фестиваля – Александр Михайловский.

20.00 «Рождественская феерия» – концертная программа Балтийского симфонического оркестра (Большой Итальянский просвет Государственного Эрмитажа — Дворцовая наб., 34).
В дни новогодних праздников Балтийский симфонический оркестр приглашает насладиться любимыми традиционными рождественскими мелодиями в окружении шедевров великих итальянских мастеров.
В концерте прозвучит музыка композиторов: Пахельбеля, Моцарта, Корелли, Баха, Генделя, Вивальди, Чайковского, Штрауса, Каччини и Дворжака.

9 января, четверг

19.00 Спектакль «Zholdak Dreams: похитители чувств» (БДТ, Вторая сцена – пл. Старого Театра, д. 13).
Парадоксальный режиссёр Андрий Жолдак не впервые обращается к тексту Гольдони. Некоторое время назад в Харькове он поставил спектакль «Четыре с половиной. Гольдони. Венеция», сделав его главным героем легендарный город на воде. Петербургская постановка – это не ремейк, а совершенно новый спектакль. По его словам, постановка намного жёстче, ироничнее и циничнее, чем его предыдущие творения по пьесам Гольдони, хотя сам режиссёр не считает себя провокатором. Спектакль представляет собой сон учёного-безумца, ищущего формулу любви. Здесь смешались боевик, триллер и комедия дель арте, а герои показаны сквозь призму современности. В центре спектакля – образы Мужчины и Женщины, разлучённых и пытающихся обрести друг друга, несмотря на время и расстояние, жизнь и смерть. Знаменитый текст Гольдони показан с точки зрения человека, который в этот текст не верит, – современного равнодушного человека. Для Жолдака не характерна такая расстановка акцентов, ведь обычно он добивается от актёров веры в текст, для него это первый спектакль такого рода. В спектакле играет молодое поколение артистов БДТ, для некоторых это первая большая премьера. Творчество Андрия Жолдака, по его же словам, в Европе уже считается классическим. Но в России режиссёра воспринимают как экспериментатора, а его постановки вызывают самые неоднозначные отзывы. Последней работой Жолдака, появившейся на петербургской сцене, стала опера Чайковского «Евгений Онегин» в Михайловском театре, сюжет и образы которой он трактовал в сюрреалистическом ключе. Сюрреализм, так характерный для творчества Жолдака, проявляется и в других его постановках по классическим текстам, среди которых «Месяц в деревне» Тургенева. Одной из центральных идей, как в спектакле по Гольдони, здесь становится «овеществление», подобие людей, отсутствие индивидуальности и механистичность.
19.00 Концертная программа «Мелодии Бродвея» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
«Петербург-концерт» приглашает ценителей мирового мюзикла в Екатерининское собрание на концертную программу «Мелодии Бродвея».
Музыканты духового оркестра «Невские фанфары» (духовая и ударная группы Симфонического оркестра Санкт-Петербурга) предложат окунуться в атмосферу легендарных шоу и в этот вечер исполнят фрагменты и арии из самых любимых и популярных постановок на музыку Джорджа Гершвина, Эндрю Ллойда Уэббера, Леонарда Бернстайна, Элтона Джона, Клода-Мишеля Шёнберга, Алана Менкена, Риккардо Коччанте.
Один из самых востребованных артистов музыкального театра, ведущий солист «Петербург-концерта» Антон Авдеев (тенор) и приглашённая солистка «Петербург-концерта» Анна Кочетова (сопрано) подарят свои голоса героям мюзиклов, а слушателям – виртуозное вокальное мастерство.

10 января, пятница

15.00 «Хармс-ёлка» в Театральном музее (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2).
Театральный музей продолжает традицию празднования Старого Нового года театральной ёлкой по мотивам произведений Даниила Хармса, его друзей ОБЭРИУтов и других писателей 20-30-х годов прошлого века, печатавшихся в журнале «Чиж и Ёж». На «Хармс-ёлке», как и в произведениях этих авторов, каждый ребёнок от 5 до 105 лет сможет найти что-то для себя: фокусы, забавные слова и рифмы, смешные истории или абсурдистскую многогранность смыслов и образов великих авторов ХХ века.
В этом году тема «Хармс-ёлки» – наводнение. И день рождения. Потому что, во-первых, каждые сто лет в Петербурге происходит наводнение. Это было в 1824 году, в 1924 году, а в 2024 году, надеются организаторы, уже не случится, но из суеверия решают помолчать до поры и постараться задобрить стихию весёлыми театральными миниатюрами.
Во-вторых, в 2025 году весь хармсоведческий мир отмечает 120 лет со дня рождения Даниила Ивановича. Организаторы «Хармс-ёлки» решили соединить год уходящий и год наступающий в одной теме, чтобы всё сомнительное оставить в прошлом, а всё радостное и праздничное взять с собой в новый год.
В этом году всё будет как обычно и вместе с тем совершенно необычно. Вначале интермедия с играми, поздравлениями и угощением, затем спектакль, потом песни и хоровод, и, конечно, особенные подарки.
Автор проекта – Константин Учитель.
Магистральные режиссёры – Марс Смердов и Арина Полякова.

19.30 Спектакль Михаила Патласова «Чук и Гек» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки ,49А).
В основе драматургии спектакля – рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек», дневники писателя и документальные свидетельства тех, кто был репрессирован и прошёл через сталинские лагеря, записанные драматургами проекта Андреем Совлачковым и Алиной Шклярской.
Режиссёр вводит рассказ Гайдара в контекст эпохи – века-волкодава, когда, по словам Анны Ахматовой, «улыбался только мёртвый, спокойствию рад». Зрители становятся свидетелями двух историй: истории про братьев Чука и Гека, которые едут с мамой на поезде к папе в Сибирь, в далекую экспедицию; и истории тех, кто оказался в Сибири вовсе не по собственной воле, ехал туда не в купе, а в теплушках, тех, кого унижали и мучали.

11 января, суббота

12.00 Фестиваль «Рождественский день у моря» (Севкабель Порт – Кожевенная линия, 40).
В пространстве «Севкабель Порт» пройдёт фестиваль «Рождественский день у моря». В программе заявлено 30 творческих мастер-классов по созданию поделок из подручных материалов, декорированию пространства, художественной росписи и цирковому гриму. За 20 цирковых и уличных мастер-классов посетителей обещают научить азам циркового искусства: паркур, велосипеды, жонглирование, хождение по канатам и многое другое. В начале каждого часа на сцене будет проходить мини-представление.
11 января в 18.00 в рамках фестиваля состоится показ цирковой постановки «Окно в Рождество» – красочной истории о злобной Бабюшке, которая из-за своей жадности лишилась дома прямо в рождественскую ночь. Она отправилась искать Чудо, прошла через множество испытаний и встретилась с морскими чудовищами. И в итоге нашла друзей и обрела доброе, чуткое сердце.

18.00 Концерт «Свеча Рождества» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
В концерте принимают участие солисты Хорового училища им. М. И. Глинки (класс Надежды Михайловой), Детский хоровой ансамбль воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, Мария Петрова, Алексей Ужегов (флейта).
Ведущая программы – актриса Анна Загребнева.
В программе: произведения Михаила Олеговича Малевича.
Запись на концерт по телефонам: 417-52-28, 417-33-22.

18.30 Лекция «Фейки и мистификации русского авангарда: художники-мифотворцы» (Лекторий Artista – ул. Марата, д. 50).
Лекторий Artista в центре Санкт-Петербурга приглашает всех, кто интересуется историей Северной столицы, искусством, культурой и хочет расширить свой кругозор, на еженедельные встречи в формате увлекательной беседы. В Artista регулярно проходят встречи с профессиональными искусствоведами, культурологами, историками, краеведами и музыковедами. Мероприятия в формате непринуждённой беседы знакомят гостей с разными областями культуры, искусства и истории, помогают получить ответы на вопросы, которые редко поднимаются на обычных лекциях, знакомят с нетипичной историей Петербурга и петербуржцев.
В конце XVIII века художники стали понимать, что публику необходимо эпатировать. Для этого они использовали сторителлинг и нередко прибегали к странным выходкам. Эпоха авангарда же давала идеальную почву для взращивания самых потрясающих мифов о творцах разных направлений. На лекции слушатели узнают, как отечественные живописцы намеренно создавали о себе слухи, до каких опасных крайностей доходили в стремлении обмануть зрителя и зачем перепридумали иконы.

19.00 Показ рок-оперы «КарамазоВЫ» в постановке театра «Артель» (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
Театр «Артель» – авторский проект режиссёра Александра Рагулина. 11 января коллектив представит на сцене концертного зала «Колизей» рок-оперу «КарамазоВЫ» по мотивам романа Ф. М. Достоевского.
Подробнее о спектакле: https://karamazovyrockopera.ru/

12 января, воскресенье

12.00 Литературно-художественная постановка «Старинный русский сказ о Финисте-Ясном соколе» (Екатерининское собрание, Малый зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Артисты и музыканты «Петербург-концерта» – Ансамбль солистов «Рождество», Ансамбль танца «Барыня», Наталья Капустина (флейта, окарина, шаманский бубен, хлыст, шум моря), Андрей Долгов (балалайка-контрабас, колокольчики, трещотка, виброслеп, ханг, тамбурин) и Ольга Котлярова (музыкальное оформление, автор транскрипций) – приглашают маленьких зрителей и их родителей в Екатерининское собрание на литературно-художественную постановку «Старинный русский сказ о Финисте-Ясном соколе».
Текст сказки, который услышат гости «Петербург-концерта», оригинален, близок к первоисточникам и составлен специально для сценического прочтения (именно прочтения, а не разыгрывания «по ролям», как это обычно делается в сказочных спектаклях). За литературную основу сценария принимались сказки в пересказе Александра Афанасьева, Ирины Карнауховой, Ивана Бунина, Алексея Толстого.
Яркие видеоиллюстрации созданы петербургским художником Фёдором Поповым, а также псковскими художниками Евгенией и Николаем Арсеньевыми. Будет звучать русская народная музыка и фрагменты произведений русских композиторов в исполнении музыкантов «Петербург-концерта».
Мастер художественного слова – Анна Яковлева.

19.00 «Ночь исполнения желаний» – концерт Андрея Косинского (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Накануне старого Нового года талантливый композитор, аранжировщик, инструменталист и певец Андрей Косинский дарит петербуржцам пронизанную предвкушением чуда, новогодним настроением и позитивной энергией «Ночь исполнения желаний». Яркая праздничная программа получила своё название в честь одноимённой песни Андрея Косинского, наполненной трогательными и искренними пожеланиями добра, счастья и удачи в новом году.
12 января в Большом зале Екатерининского собрания прозвучат любимые многими позитивные зимние «косинские» песни в авторском исполнении. Каждая из них – это законченная и самобытная зарисовка разной стилистической направленности.
Весь вечер на сцене рядом с Андреем Косинским группа «косинский Оркестр» – блистательные российские музыканты, которых роднит давняя дружба, высочайший профессионализм и любовь к искусству.

19.00 Концерт «Старый Новый год в кругу друзей» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Старый Новый год – народный праздник, в котором старинные традиции переплетаются с современными обычаями и добрыми приметами. Для многих это прекрасный повод отметить любимый праздник во второй раз.
«Петербург-концерт» и артист Виктор Дукальтетенко приглашают зрителей в уютный зал Дома Кочневой на вокально-инструментальный концерт «Старый Новый год в кругу друзей». В этот вечер известный петербургский баянист-виртуоз играет сам и музицирует с друзьями-музыкантами, которые выполняют его заявки, в чарующей атмосфере старинного петербургского особняка.

13 января, понедельник

Выставка фотографий «… но зима здесь слишком длинна…» (РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Снегопады, заледеневшие реки и каналы, заснеженные набережные, а еще прогулки по льду, узоры на окнах и зимние вечера на снимках легендарных петербургских фотографов.
Авторы: Владимир Антощенков, Олег Бахарев, Леонид Богданов, Дмитрий Виленский, Валентин Голубовский, Валерий Дегтярев, Вадим Егоровский, Сергей Жиркевич, Владимир Зайкис, Александр Китаев, Борис Конов, Сергей Королев, Борис Михалевкин, Сергей Подгорков, Олег Полещук, Сергей Свешников, Борис Смелов, Людмила Таболина, Сергей Фалин, Александр Филиппов, Юрий Цехновицер.
«Я люблю этот город, но зима здесь слишком длинна», – поется в песне группы Кино «Город». Это, пожалуй, очень точно описывает отношение большинства петербуржцев к зиме. Погода Петербурга – неотъемлемый элемент образа города, нашедший свое отражение в литературе, живописи и графике, народных приметах и устойчивых эпитетах. В Петербургской зиме наиболее явно и очевидно проявляется всем известное, ставшее своеобразным клише утверждение об изменчивости климата Санкт-Петербурга.
Каждое время года меняет облик и настроение города – в образе зимнего Петербурга проявляются черты, визуальные коды и сюжеты, свойственные только этому периоду и не ускользающие от взгляда фотографов. Тем более что именно фотография может запечатлевать мельчайшие изменения, фиксировать мимолетные события, акцентировать контрасты и улавливать атмосферу.
Для всех фотографов образ Санкт-Петербурга – один из лейтмотивов их творчества. В этом смысле фотографирование зимой – еще одна из возможностей увидеть город, найти и запомнить проходящее, по-другому посмотреть на каноны съемки и классические сюжеты. Произведения созданы в разное время признанными классиками петербургской фотографии, каждый снимок – авторское стилистическое и содержательное высказывание, отражающее тем не менее влияние и традиции определенного времени.
Фотографии 1960–1970-х годов отличают выверенные и строгие композиции, в работах 1980-х появляется больше непосредственных сцен, неожиданных сюжетов, ближе к 1990-м и позже авторы экспериментируют с ракурсами и композиционными схемами, техниками печати. И, несмотря на различия авторских эстетик, все работы объединяет присутствие на каждом снимке той особой красоты зимнего Петербурга, на которую мы, возможно, не обращаем внимания, пробираясь сквозь снегопад, мороз и ветер и думая о том, что «зима здесь слишком длинна».
Выставка открыта до 23 февраля.

19.00 Спектакль «Карнавальная ночь» (ДК Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
В ролях: Егор Дружинин, Анна Эйвазова, Александра Розовская, Максим Немков, Иван Коряковский, Юрий Мазихин, Алексей Сарычев, Дмитрий Масленников, Егор Дружинин, Эльвина Мухутдинова, Ульяна Бачерникова, Ульяна Чеботарь, Илона Петраш и др.
Веселый спектакль по мотивам двух музыкальных киношедевров, комедий Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». В спектакле много музыки, песен, танцев и любимых мелодий. Режиссер и хореограф Егор Дружинин объединил две счастливые истории в одном спектакле, где каждому произведению посвящен отдельный акт. В первом отделении девушка Катя, приехавшая покорять Москву, и влюбившийся в нее попутчик Паша теряют друг друга, не успев обменяться адресами, но все-таки воссоединяются –ведь у каждой предновогодней истории должен быть счастливый конец.
Во второй части cпектакля зрителей ждет встреча с культработником Леной, а также с беззаветно влюбленным в нее электриком Гришей и директором ДК товарищем Огурцовым, пытающимся испортить «в целях улучшения» новогодний карнавал.
В оригинальной постановке Егора Дружинина сохранен присущий Рязанову юмор и атмосфера, полная искрящейся радости и остроумия. Режиссер и автор инсценировки –Егор Дружинин. Хореографы –Дмитрий Масленников и Ульяна Бачерникова. Музыкальные руководители –Ульяна Чеботарь и Алексей Сарычев.

14 января, вторник

12.00 «Без*известный фотограф Пресняков – последний мирискусник Ленинграда. Выставка фотографий из цикла «Ленинский канон» (Галерея «Борей» – Литейный пр., 58).
Галерея Борей и коллекционер Кирилл Авелев продолжают цикл выставок «Без*известный фотограф Пресняков – последний мирискусник Ленинграда».
Это шестая, завершающая выставка цикла «Ленинский канон».
В 1927 году к десятилетию Октября установили очередной памятник Ленину. Не первый, но один из главных. У Смольного. Вряд ли фотограф из бывших думал прославлять новую власть, но кадр получился убедительно эффектным, на фоне классического портика. Зодчего Кваренги. Ракурс Преснякова на долгие годы стал незыблемым каноном монументального Ильича. Кроме одной детали. Гротескно-зловещая Тень, как в пьесе у Шварца, крадется за бронзовеющим Вождем. В 1937 демон террора коснется всех. Заберет многих. Преснякова – одним из первых.
Лениниана как жанр возникла «из праха» 21 января 1924 и распалась 26 декабря 1991. Вместе с СССР.
Выставка открыта до 21 января.

19.00 Концерт «Добрый старый Новый год» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В исполнении Ивана Беседина, Натальи Сорокиной и Сергея Зыкова прозвучат песни о зиме, о дружбе, о новогодних праздниках, а также шлягеры из любимых разными поколениями россиян фильмов: «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Танцоры Государственного ансамбля танца «Барыня» порадуют гостей красочными хореографическими номерами.
Ведут концерт Геннадий Спириденков и Светлана Спириденкова.

15 января, среда

19.00 Концерт-открытие V Рождественского фестиваля «Вифлеемская звезда» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
По уже сложившейся традиции ярким акцентом академической афиши января вновь станет авторский концертный проект скрипача и дирижёра Сергея Стадлера Рождественский фестиваль «Вифлеемская звезда».
В фокусе внимания фестивальной программы – высшая красота, стройность и гармония мироустройства, все те великие и вдохновенные идеи, которые с древних времён заключены в греческом слове «космос» и веками претворяются в музыке.
Концерт-открытие состоится в Екатерининском собрании, а следующим вечером в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера зрители услышат «космические» сочинения: культовые «Планеты» английского композитора Густава Холста, которые стали невероятно популярны в мире, а также фрагменты музыки Джона Уильямса к кинофильму «Звёздные войны». 16 января в Главном штабе также прозвучит сюита «Абделазер, или Месть мавра» одного из крупнейших композиторов барокко Генри Пёрселла, названного историками музыки британским Орфеем. По преданию это произведение связано с космосом, знаками зодиака. В концертах примет участие Ансамбль солистов «Рождество».
19 января в Эрмитажном театре будет представлена опера «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Старинное предание о капитане, заложившем душу дьяволу, и его корабле-фантоме, который скитался по морям и океанам и только раз в семь лет имел возможность пристать к берегу, многие годы не давало композитору покоя. Меж тем музыкальный шедевр родился мгновенно: в течение семи недель после морского путешествия в Великобританию, полного неблагосклонных поворотов судьбы и гнева разбушевавшейся стихии. Слава к «Летучему голландцу» пришла поздно, и сегодня эта опера – признанный мировой шедевр, а её присутствие в репертуаре большинства мировых сцен – свидетельство высочайшего исполнительского мастерства оркестра и певцов.
22 января в Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством Сергея Стадлера исполнит симфонию «Гармония мира» Пауля Хиндемита, вдохновившегося одноимённым философским трактатом астронома Иоганна Кеплера, и Симфонию № 41, вышедшую из-под пера Вольфганга Амадея Моцарта летом 1788 года. Чайковский называл эту партитуру «одним из чудес симфонической музыки», а в исполнительской практике за ней закрепилось название «Юпитер». Обоим сочинениям свойственны величавость и грандиозность замысла.
24 января в Эрмитажном театре» Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, солисты «Петербург-концерта», Ансамбль солистов «Рождество» и Государственный ансамбль танца «Барыня» представят гала-концерт «Луна и Солнце». В первом отделении прозвучат сочинения «лунной» тематики: фрагменты из опер «Лунный мир» Гайдна, «Турандот» Пуччини, «Каприччио» Р. Штрауса, «Питер Граймс» Бриттена; песня Шуберта «Лунная ночь», миниатюра «Лунный свет» Дебюсси (в оркестровке Капле), а также «Лунная» соната Бетховена в версии для струнного оркестра.
Во втором отделении в «солнечную» коллекцию войдут фрагменты опер «Садко», «Золотой петушок», «Млада» Римского-Корсакова; «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Алеко» Рахманинова; а также фрагменты музыки Чайковского к драме Островского «Снегурочка», музыки балета «Жар-птица» Стравинского, Скифской сюиты «Ала и Лоллий» Прокофьева.
Музыкальный вечер, в котором прозвучат произведения, связанные с двумя светилами, станет ярким финалом фестивального проекта.

19.00 Спектакль Николая Рощина «Ворон» (Александринский театр, Новая сцена – пл. Островского,6).
Николай Рощин не впервые обращается к драматургии Карло Гоцци. В 2011 году он выпустил «Ворона» на сцене театра «А.Р.Т.О.», принципиально отказавшись в спектакле от праздничной стилистики театра комедии дель арте. В 2001 году Николай Рощин поставил спектакль «Король-олень» (РАМТ, Москва, 2001), ставший одной из лучших постановок Гоцци на российской драматической сцене.

20.00 Лекция Ольги Розановой «Михаил Фокин – открыватель миров» (Мариинский театр-2, Зал Щедрина, 4-й этаж – ул. Декабристов, 34).
Михаил Фокин (1880 – 1942) – артист балета, хореограф и педагог. Основоположник классического романтического балета XX века, работал с Анной Павловой и с Сергеем Дягилевым.
Фокин был новатором классического балета, он декларировал необходимость индивидуального стиля. Будучи современником революционной эпохи, принадлежал к поколению, унаследовавшему многолетние достижения Мариуса Петипа. Фокин совершил прорыв в понимании драматургии танца. Он одним из первых реализовал идеи, высказанные ещё в XVIII веке Ж.Ж. Новерром, соединив в своих балетах танец, музыку и изобразительное искусство, основываясь на эстетике «мирискусников». Он отверг тяжеловесность балетных спектаклей XIX века, противопоставив им короткие одноактные импрессионистические балеты. В своих лучших балетах он наделял каждого героя особым пластическим языком, раскрывавшим сущность персонажа.. Своим творчеством Фокин дал мощный импульс к развитию танца как в России, так и в Европе, проложив путь от академического танца к свободному.
Ольга Розанова – историк балета, критик, кандидат искусствоведения, профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
После окончания Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой в 1964 году являлась солисткой балетной труппы Новгородской филармонии, затем солисткой Ансамбля классического балета, где исполняла ведущие партии в балетах «Жизель» (Жизель), «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия), «Бахчисарайский фонтан» (Мария), «Барышня и хулиган» (Барышня) и концертные номера.
В 1974 году окончила театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
В 1990-е годы осуществила постановку балетов «Дон Кихот» в Государственном театре оперы и балета республики Саха (Якутия), «Эсмеральда» в Иркутском музыкальном театре, «Баядерка» в Детском театре балета Вологды, «Сильфида» в Музыкальном театре Республики Карелия.
В 1990 и 1991 годах была организатором и председателем жюри Первого и Второго конкурсов современной хореографии имени Леонида Якобсона в Санкт-Петербурге.