1 ноября, пятница
16.00 Лекция Светланы Юрьевны Харьковой «Сказания Ирана в творчестве Н. К. Рериха» из цикла «Фольклорные сюжеты в творчестве Н. К. Рериха» (Государственный музей истории семьи Рерихов – 18-я линия В.О.,1).
Светлана Юрьевна Харькова, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов, младший научный сотрудник отдела русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, прочтёт лекцию: «Сказания Ирана в творчестве Н. К. Рериха».
«Сколько проникающих в сердце образов запечатлено в истории Ирана! Кто не помнит о долине Шираза, о розах ширазских» (Н. К. Рерих).
Лекция посвящена культуре Ирана и фольклорной традиции этой страны, сопоставлению иранской и русской народных культур, давно осуществляемому исследователями. Центральными объектами обсуждения станут картины Н. К. Рериха 1938 года: «Абд-аль-Мутталиб ищет воду» («Хосров и Ширин»), «Гистасп» («Шах-Намэ»), «Искандер и отшельник», входящие в «Персидскую серию» («Сказания Ирана»), а также его очерк «Иран» (1935).
Все эти впечатления и наблюдения нашли отражение в картинах Н.К. Рериха, эскизах театральных декораций и костюмов, книгах и очерках, идеях культурологического характера. Дополнительные сведения об организации лекции можно получить в Научной службе Музея-института семьи Рерихов. Ответственный секретарь лектория – Юлия Николаевна Куликова (scs@roerich.spb.ru).
Второй сезон лаборатории театра для подростков «Своё место» (Общественное пространство VOKZAL 1853 – наб. Обводного канала, 118).
В дни школьных каникул в культурном пространстве VOKZAL 1853 пройдёт Большой фестиваль профессий для детей. Это специфическая лаборатория, в рамках которой режиссёрам предложено придумать спектакль для подростков в нетеатральном пространстве в историческом здании Варшавского вокзала. Первый сезон проекта состоялся в марте 2024 года. Тогда организаторы отобрали 3 режиссёрские идеи, которые были воплощены и представлены зрителям в пространствах VOKZAL 1853: документальный спектакль «Прощение/прощание» Александра Дягтярева, основанный на исследовании подростков, иммерсивный детектив «Подвешенный в шинели» Варвары Сополевой, где участникам предложили вызвать дух Акакия Акакиевича Башмачкина, и спектакль-вечеринка «RJ» Ильдара Хуснуллина, который помог зрителям вообразить счастливый исход вечного сюжета «Ромео и Джульетты», перенесённого в наши дни.
2 и 3 ноября в 19.30 в рамках лаборатории состоится показ постановки режиссёра Варвары Сополевой «Шинель № 5», созданной в рамках первого сезона лаборатории. С момента первых показов эскиз был доработан и теперь будет представлен зрителю под новым названием.
Валерия Шарапова представит спектакль в формате ток-шоу «Кто хочет стать самим собой?». Зрителей ждёт музыкально-юмористический кавардак, где задают вопросы, но не дают правильных ответов. Это истории о том, как искать своё дело жизни и не сломаться, бороться и найти.
Мария Скачкова будет работать над мультижанровой постановкой «Суд сына над отцом», основанной на детских воспоминаниях из книги Вивиана Холланда (Уайльда) «Сын Оскара Уайльда». Как говорит сама Мария, она создаёт «воспоминания в куклах». Это попытка главного героя честно поговорить о своих обидах на родителей, выразить гнев и сожаление, чтобы открыть в себе способность любить.
Показы эскизов спектаклей состоятся 1 и 4 ноября.
Начало работы выставки «Приют спокойствия трудов и вдохновенья» (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Фотографы «Народного фотоклуба Выборгского дворца культуры» Санкт-Петербурга работают над созданием коллективного творческого фотопроекта «Приют спокойствия трудов и вдохновения». Первая часть проекта «Литературные усадьбы России» (в проекте также «музыкальные» и «художественные» усадьбы России) призвана познакомить зрителя с местами «милыми сердцу» известных писателей и поэтов. Это их поместья и усадьбы, дома и квартиры, многие из которых стали музеями их жизненного и творческого пути. Это те места пребывания, которые влияли своим ритмом на авторов, отражались в их произведениях и остались отпечатком в сердцах миллионов читателей.
Выставка продолжит работу до 30 ноября.
Начало работы выставки иллюстраций Бажанова Германа Викторовича (1934–2016) (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Герман Викторович Бажанов родился в Ленинграде в 1934 году. В 1957 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. Прошёл путь от прораба до начальника инженерного управления Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Книжная графика стала его хобби. Бажанов Г. В. иллюстрировал несколько книг, но основные его работы не издавались. Прежде всего – это иллюстрации к произведениям Грина и Гофмана, а также работы, посвящённые истории России.
Выставка открыта до 30 ноября.
11.00 Начало работы художественной выставки «Литературные места России» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, выставочный зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
«Буква. Слово. Книга» – это первый и единственный в Санкт-Петербурге конкурс для детей и молодёжи на тему отечественной литературы, где вместе с традиционными номинациями: «Живопись», «Графика» представлены актуальные для молодёжи формы творчества – «Компьютерная графика», «Мультимедийные проекты», «Арт-объекты», «Макет книги».
На выставке «Литературные места России» можно увидеть работы победителей в номинации «Литературный пейзаж», связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Анны Андреевны Ахматовой, литературными героями Фёдорова Михайловича Достоевского.
Выставка дополнена книгами из фонда библиотеки в разных форматах.
Выставка открыта до 9 ноября.
19.00 Премьера оперетты Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Древнегреческий миф о Пигмалионе и Галатее, пересказанный Овидием, неоднократно находил отражение в произведениях искусства. В «Прекрасной Галатее» австрийского композитора Франца фон Зуппе классический сюжет изменён: слуге Пигмалиона снится сон о том, что хозяин отказывается продавать меценату Мидасу созданную статую, так как сам в неё влюблен. Он просит Афродиту оживить Галатею. Мечта сбывается, но Галатея оказывается крайне ветреной женщиной и обращает внимание на слугу своего создателя. Пигмалиону трудно простить измену, и он вновь взывает к высшим силам, чтобы обратить Галатею в скульптурное изваяние, которое и продаёт Мидасу.
Одноимённый спектакль в исполнении артистов «Петербург-концерта»– это лёгкая, темпераментная, юмористическая история о том, что не все сбывшиеся желания приносят радость, и не всё то золото, что блестит.
В постановке режиссёра Марии Конахевич задействованы Виктория Ребенко (сопрано), Анатолий Ломунов (тенор), Денис Колесников (баритон), Кирилл Жаровин (баритон), Светлана Малецкая, Светлана Спириденкова. Музыкальный руководитель – Дмитрий Барбашин. Балетмейстер – Наталья Куричьева.
Спектакль приурочен к 205-летию со дня рождения Франца фон Зуппе.
2 ноября, суббота
13.00 Квартирник клуба «ЛюФФ» (Библиотека им. А. И. Герцена – ул. Новгородская, 27).
Это неформальная творческая встреча, в рамках которой музыканты-любители могут исполнить песни собственного сочинения, инструментальные композиции и каверы. Для желающих только послушать, не выступая, предусмотрен комфортный зрительный зал.
Вход для слушателей свободный. Желающим выступить необходимо написать в личные сообщения группы клуба «ЛюФФ» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/club_luff
14.00 Коллективы «Петербург-концерта» на Музыкальном фестивале «Многонациональный Петербург» (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
Масштабный музыкальный фестиваль «Многонациональный Петербург» пройдёт в Атриуме Музейно-выставочного центра «Россия – моя история»: в течение пяти ноябрьских дней 2, 3, 6, 9 и 13 ноября с 14.00 до 16.00 профессиональные петербургские артисты и коллективы, а также любительские творческие коллективы национально-культурных объединений и землячеств будут знакомить с богатейшей национальной музыкальной культурой народов, живущих и работающих в Северной столице России.
В фестивале примут участие ведущие артисты и коллективы «Петербург-концерта». Государственный ансамбль танца «Барыня» исполнит танцы народов мира. В музыкальное «Кругосветное путешествие» зрителей «отправит» ансамбль «Бис-Квит» – мультиформатный проект современной музыкальной культуры, коллектив, объединивший звучание русских и эстрадно-джазовых инструментов.
В исполнении ансамбля национальных инструментов «Эссе-квинтет» прозвучат оригинальные обработки народной музыки Белоруссии, Вьетнама, Китая, Израиля, Сербии. Солисты казачьего ансамбля «Атаман» представят богатейшую песенную палитру русского казачества, а ансамбль солистов «Рождество» – народные русские напевы и петровские канты. Своё виртуозное вокальное мастерство продемонстрируют Марина Цхай, Надежда Фадеева и Ана Агрба.
В течение пяти фестивальных дней своё искусство продемонстрируют более двадцати творческих любительских коллективов: образцовый ансамбль грузинского танца «Сихарули»; белорусский ансамбль «Ретро-хит»; ансамбль азербайджанского танца «Хазар»; армянский ансамбль народного танца «Амберд»; грузинский ансамбль танца «Риони»; дагестанский инструментально-хореографический ансамбль «Ритмы гор»; эстонский фольклорный ансамбль «Нээво»; финно-угорская вокальная группа Talomerkit; немецкий песенно-хореографический ансамбль «Лебенсфройде»; ансамбль корейской песни и танца «Ариран»; Санкт-Петербургский ансамбль удмуртов «Невский италмас»; башкирский вокально-фольклорный ансамбль «Ирандек»; ансамбль якутского народного танца «Талбан»; якутский инструментальный ансамбль «Доуран»; вокальный ансамбль «Багряница»; ансамбль калмыцкого танца «Байн Цаг»; бурятский танцевальный ансамбль «Ая-Ганга»; осетинский ансамбль танца «Иристон»; татарский фольклорный ансамбль «Акчарлак».
Вход свободный.
15.00 «Большие гастроли» мультижанрового московского театра «Трикстер» (Молодёжный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Театр «Трикстер» основан в 2005 году Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым. В репертуаре театра – постановки разных форматов: от камерных моноспектаклей до масштабных уличных шоу.
2 ноября в 15.00 и 18.00 петербургские зрители увидят научно-хореографический спектакль «Как создать Вселенную», вдохновлённый Теорией большого взрыва, по пьесе Вячеслава Игнатова. Спектакль становится развлекательным уроком физики, где дети знакомятся, а взрослые вспоминают такие понятия, как сингулярность и гравитация. В постановке использованы элементы цирка, пластического и драматического театров.
15.00 Концертная программа «Невероятный дуэт. Альберт Эйнштейн и Макс Планк» (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Альберт Эйнштейн считал, что «наука раскрывает неизвестное в природе, а музыка – в человеческой душе, причём именно то, что не может быть раскрыто в иной форме, кроме музыки». Сам знаменитый физик играл на скрипке, а его современник, основатель квантовой теории Макс Планк в молодости всерьёз раздумывал, стать ли ему концертирующим пианистом или заняться физикой. Эйнштейн и Планк нередко играли вместе, и этот удивительный дуэт – скрипка и фортепиано – вошёл в историю как музыки, так и науки.
Михаил Бондарев (скрипка) и Сергей Форостяный (фортепиано) исполнят произведения, которые играли герои этой истории, – Сонату Моцарта соль-мажор для скрипки и фортепиано, Чакону Баха для скрипки соло, фортепианные пьесы Брамса и Шумана.
Ведущие концерта: историк науки, профессор Яков Рабкин и Наталья Варламова.
19.00 Балет-феерия «Бал сказок» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
В БКЗ «Октябрьский» пройдут показы балета-феерии «Бал сказок» в постановке Николая Андросова. Зрители увидят самые яркие и запоминающиеся сцены любимых балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жар-птица», «Корсар», «Шехеразада», «Конёк-горбунок», «Золушка», «Фея кукол» в редакции Николая Цискаридзе.
В спектакле примут участие: Фарух Рузиматов и Иван Васильев, Илзе Лиепа, Игорь Колб, Рената Шакирова и Тимур Аскеров, специальные гости из Беларуси Марина Вежновец и Юрий Ковалев, учащиеся Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа, а также артисты Санкт-Петербургского государственного театра детского балета.
19.00 Музыкальный проект «Мистерия солнца» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88–90).
Зрителям предстоит стать свидетелями чарующего восхождения Солнца, выраженного через музыкальные образы. Специально для этого концерта петербургские композиторы совместно с авторами электронной музыки – Алиса Духовлинова, Карина Сиу, Александр Амосенко, Артём Петайкин, Илья Зеленин, Владислав Григорьев, Пётр Иванов, Илья SymphoCat – написали пять сочинений для акустического ансамбля и электроники. Произведения будут сопровождать фрагменты стихов и прозы, посвящённые Солнцу: тексты Константина Бальмонта, Михаила Лермонтова, Мориса Метерлинка, Фёдора Сологуба, Константина Сумарокова, Фёдора Тютчева, Константина Ушинского и Даниила Хармса.
Концепцию проекта можно определить буквально и метафорически. Для авторов проекта солнце – не только природный объект, но и символ побеждающего тьму света, жизненной силы, вечной молодости. Переплетение акустической и электронной музыки позволяет использовать современные технологии работы со звуком и демонстрирует гармонию инновационного и традиционного подходов, совершенно новую диалектику в музыке.
Произведения исполнит Just Ensemble – молодой коллектив из Санкт-Петербурга, специализирующийся на современной академической музыке. Участники коллектива – выпускники консерватории, исследующие современное исполнительское искусство, новые подходы к звуку и композиции.
20.00 Концерт 1-го абонемента «Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии» памяти Юрия Темирканова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Дата 2 ноября трагическим образом вошла в историю Петербургской филармонии: в этот день год назад ушёл из жизни Юрий Темирканов, всемирно известный дирижёр, художественный руководитель и главный дирижёр Заслуженного коллектива России, выдающийся музыкант, любимый многими поколениями коллег и слушателей.
В годовщину ухода дирижёра в Большом зале состоится концерт его памяти. Символично, что именно он откроет программу Первого абонемента филармонии – абонемента Заслуженного коллектива России, чьё имя на протяжении 35 лет для всего мира было неотделимо от имени Юрия Темирканова.
В день памяти маэстро оркестр выступит под управлением главного дирижёра Петербургской филармонии Николая Алексеева: его творческая судьба неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижёра Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижёром оркестра. Сольную партию исполнит Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
В день памяти маэстро Юрия Темирканова прозвучат шедевры романтической эпохи – антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в его наследии, партитура, будто бы сотканная из света.
3 ноября, воскресенье
11.00 Музейная программа «Вместе – целая страна!», приуроченная ко Дню народного единства (Российский этнографический музей – Инженерная ул., 4/1).
Праздник состоится в рамках акции «Ночь искусств». Гости услышат выступление хора «Гардарика» культурно-досугового комплекса «Центральный» с литературно-музыкальной программой.
Для семей с детьми подготовлен особенный квест-путешествие по экспозиции «Арктика – земля обитаемая» с интерактивным маршрутным листом. Дети и их родители узнают об играх, которые помогали детям морских охотников и оленеводов освоить традиционные занятия и промыслы, выяснят, можно ли повзрослеть, играя в игры. А заодно увидят, как поместить большое стадо оленей в маленький мешочек, проверят прыгучесть, сыграют в настольную игру-хваталку, придумают орнамент и поймут, почему олень – это настоящий вездеход.
Экскурсия «Народы России» поможет разобраться в специфике ремёсел и хозяйственных занятий разных народов, особенностях их жилища, костюма, пищи, обрядов и праздников. Уникальные комплексы предметов, связанные с древними верованиями, мифологическими представлениями, раскроют посетителю картину мира человека традиционного общества. Также в ходе экскурсии можно будет познакомиться с историей строительства здания музея и формирования коллекций и посетить основные экспозиции.
19.00 Премьера концерта-спектакля «Сонеты о любви», приуроченная к 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
На главной площадке «Петербург-концерта», в историческом Большом зале Екатерининского собрания, состоится премьера концерта-спектакля «Сонеты о любви», приуроченная к 460-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.
Концерт-спектакль «Сонеты о любви» создан солистом и композитором «Петербург-концерта», аранжировщиком, виртуозным пианистом-импровизатором в мире популярной музыки Игорем Ступишиным в содружестве с режиссёром Мариной Сень при участии солистов Мариинского театра Елены Ушаковой (сопрано) и Дмитрия Колеушко (тенор), солистов «Петербург-концерта» Сергея Зыкова (баритон), Галины Леонидовой (сопрано), Артёма Мелихова (тенор), Ярамира Низамутдинова (тенор) и солистки театра «Зазеркалье» Татьяны Закировой (сопрано).
Зрителей пригласят к проникновенному разговору о природе подлинной любви и об испытаниях души на пути к счастью: за поиском ответов на вечные вопросы и загадки бытия музыканты и артисты обратятся к мастерам эпохи Возрождения. В программу постановки вошли сочинения Игоря Ступишина на лирику Уильяма Шекспира, Франческо Петрарки, Пьера де Ронсара, Луизы Лабе и Хуана де ла Круса. Музыкальные произведения прозвучат в исполнении Симфонического оркестра под управлением Юрия Крылова.
Сонеты прочитает ведущая актриса Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской Евгения Игумнова.
Концерт-спектакль «Сонеты о любви» создан в рамках творческого проекта «Философия таланта: современные композиторы России».
20.00 Концерт 6-го абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония, отмечая 50-летие присвоения имени Дмитрия Шостаковича, представляет абонемент, объединивший легендарные ленинградские премьеры сочинений одного из крупнейших композиторов XX века, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве.
Второй концерт абонемента прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением главного дирижёра Димитриса Ботиниса, солист – молодой пианист Дмитрий Шишкин. С оркестром он исполнит один из самых популярных в наследии Моцарта – Фортепианный концерт № 20.
В центре программы – одна из ключевых партитур Дмитрия Шостаковича: Десятая симфония, впервые исполненная в декабре 1953 года в Большом зале Ленинградской филармонии Заслуженным коллективом Республики под управлением Евгения Мравинского.
Одна из самых мрачных и самоуглублённых симфоний композитора увидела свет спустя долгие восемь лет после премьеры Девятой. Это было тяжёлое, трагическое время: в феврале 1948 года было опубликовано печально известное Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели »Великая дружба»». Шостаковича вновь обвиняют в формализме и антинародности; в это же время приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром из дозволенных к исполнению исключают его Девятую, Восьмую и Шестую симфонии, композитора увольняют из Московской консерватории «в связи с несоответствием профессорской квалификации».
Отражением этих мрачных событий стала глубоко трагическая музыка, пронизанная звучанием монограммы композитора – мотивом D-Es-C-H, свидетельствующим о личном, автобиографическом содержании партитуры.
4 ноября, понедельник
11.00 Мероприятия Музея А. В. Суворова ко Дню народного единства (Государственный мемориальный музей А. В. Суворова – ул. Кирочная, 43).
4 ноября в России отмечается День народного единства – праздник, установленный в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
Также в этот день исполняется 230 лет со дня взятия Варшавы войсками Александра Васильевича Суворова. Специально к этому дню Музей А. В. Суворова подготовил для посетителей увлекательную программу. Гостей ждут экскурсии, которые перенесут в славную эпоху побед и расскажут о жизни великого военачальника. Для самых маленьких посетителей подготовлена интерактивная экскурсия, в ходе которой можно будет примерить снаряжение суворовского чудо-богатыря.
Расписание:
11.00, 11.00, 15.00 – сеансы обзорной экскурсии;
12.00 – детская экскурсия «Тяжело в учении – легко в походе»;
14.00 – интерактивная экскурсия «Стреляй редко, да метко»;
16.00 – музейное занятие «Медальерное искусство».
15.00 «Ларец со сказками» – мультимедийный концерт Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Концертный зал «Колизей Арена» – Невский пр., 100).
В исполнении Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга под управлением Владимира Попова прозвучит музыка М. Мусоргского, В. Бояшова, С. Нестеровой, А. Баццини, Д. Уотта, В. Круглика на сказочные сюжеты.
Солисты: Инна Гладовская (домра), Александр Долгов (баритон), Алексей Бубнов (эуфониум), Никита Станский (туба), Иван Ефимов (баян), Сергей Столяров (кларнет).
19.00 Торжественное закрытие VI Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой», посвящённого 85-летию со дня рождения великой русской певицы. Гала-концерт «Музыкальная юность России» ко Дню народного единства (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Во Дворце Белосельских-Белозерских состоится торжественное закрытие VI Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой», посвящённого 85-летию со дня рождения великой русской певицы.
В концертной программе примут участие лучшие российские молодые вокалисты – лауреаты I премии Х Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой Дарья Дурынина и Семён Штепа, Гран-при VI Всероссийского конкурса на Приз Культурного центра Елены Образцовой Альбина Хуснутдинова, другие лауреаты и призёры юношеских музыкальных конкурсов Культурного центра Елены Образцовой из разных регионов России – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Казани, Архангельска, Белгорода, Калининграда. В честь Дня народного единства прозвучат вокальные и инструментальные сочинения русских композиторов, романсы и народные песни.
Трансляция концерта будет вестись на ресурсах Культурного центра Елены Образцовой (на официальном сайте www.obraztsova.org и в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/elenaobraztsovaculturalcentre).
Вход бесплатный по пригласительным билетам, которые можно получить в Культурном центре Елены Образцовой до 2 ноября.
Вопросы, уточнения и дополнительная информация по телефону: +7 (812) 575-50-38.
19.00 Концерт оркестра «Северная симфония» Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина ко Дню народного единства (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра состоится концерт симфонического оркестра «Северная симфония» Музыкального театра имени Ф. И. Шаляпина под управлением маэстро Фабио Мастранджело, приуроченный к празднованию Дня народного единства. В программе, состоящей из музыки выдающихся русских композиторов, примут участие хор и солисты театра – Анна Викулина, Назия Аминева, Елизавета Михайлова, Павел Шнипов, Тигрий Бажакин, Дмитрий Мулярчик. Вечер откроют Сцены из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Далее прозвучат отрывки из опер Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Во втором отделении зрители услышат произведения А. С. Даргомыжского. Также будут исполнены фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
5 ноября, вторник
18.00 Встреча с редакцией портала «Русская культура» (Дом журналиста, Малый зал – Невский пр., 70).
Молодым журналистом, студентам школ журналистики в ВУЗах Петербурга и всем желающим предлагается ознакомиться с опытом издания альманаха «Русский мiръ» (выходил с 2008 по 2016 год в бумажном виде, а затем стал интернет-изданием).
Основной целью альманаха было исследование пространства русской культуры в XXI веке: что сохранилось с дореволюционных времен, какие несомненные ценности сформировались за советский период, каким оказалось наследие русской эмиграции трёх её основных волн.
В вечерах примут участие создатели и авторы альманаха: главный редактор Дмитрий Александрович Ивашинцов, специалист по русской эмиграции д.ф.н. Ольга Демидова, журналист Татьяна Ковалькова, к.ф.н. Даниэль Орлов, журналист и историк Ольга Никитина.
В библиотеку Дома журналиста будет передана подборка альманаха из 11 томов (10 номеров и спецвыпуск «Мiръ животных»), а также исследование члена Союза журналистов СПб, заместителя главного редактора портала «Русская культура» по связям с общественность Татьяны Ковальковой книгу «Поверх политики. Альманах «Русский мiръ» в русской альманашной традиции».
19.00 Концерт Тюменского филармонического оркестра (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В Концертном зале Мариинского театра выступит Тюменский филармонический оркестр под управлением Юрия Медяника. В программе вечера – «Русская сюита», Концерт для трубы с оркестром и увертюра «Юность» Александры Пахмутовой, а также концерт-поэма «Отзвуки» для фортепиано с оркестром на темы Александры Пахмутовой Игоря Холопова. Солисты – Кирилл Солдатов (труба) и Александр Гиндин (фортепиано).
6 ноября, среда
18.00 Дни документального кино Республики Сербской (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения – ул. Правды, 13).
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения пройдут Дни документального кино Республики Сербской.
Организаторы события – Кинотека Республики Сербской, Представительство Республики Сербской, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
В 2022 году Кинотека отметила своё 30-летие. За время работы был создан один документально-игровой фильм и выпущено 29 документальных картин, большинство из которых отмечено международными наградами, в том числе на фестивалях в России.
В течение трёх дней жители и гости Петербурга смогут увидеть избранные фильмы режиссёров Республики Сербской и узнать о фильмах производства Кинотеки Республики Сербской, снятых во время и после войны в Боснии и Герцеговине (1992 — 1995 гг.). Российской публике картины представит директор Кинотеки Снежан Лалович.
В рамках Дней документального кино состоятся показы таких фильмов как: «Я провёл лето» (реж. Зоран Маслич и Миодраг Тарана), «Букварь, Буквица» (реж. Милован Пандуревич), «Сувенир» (реж. Милован Пандуревич), «Йени, луч света с запада» и «История одного гордого полка» (реж. Слободан Симойлович), «Новый Эгзодус», «Печать Братьев Любавич» и «Мосты Танаки» (реж. Снежан Лалович).
Все дни мероприятие будет сопровождать выставка плакатов по мотивам кинопроизведений, созданных Кинотекой Республики Сербской за период своего существования.
Фильмы демонстрируются на сербском языке с русскими субтитрами.
Вход на все показы бесплатный с помощью QR-кода. Получить код можно после предварительной регистрации по ссылке: https://qr.gikit.ru/
18.30 Ноябрьская программа Лектория Музея Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В рамках Лектория Музея Достоевского состоится встреча «“Поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил”: пророчества Ф. М. Достоевского о ХХ веке», посвящённая Дню памяти жертв политических репрессий.
В программе: лекция заместителя директора музея Ф. М. Достоевского по научной работе, д.ф.н. Бориса Николаевича Тихомирова «Тема покаяния в творчестве Ф. М. Достоевского» и слово памяти о репрессированных ленинградских филологах (В. А. Котельников, С. Г. Стратановский, Ю. В. Балакшина).
Вход по регистрации: https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/3094056/
27 ноября в 18.00 состоится лекция искусствоведа, переводчика и публициста Андрея Дьяченко «Айрис Мёрдок и Фёдор Достоевский: диалог через столетие».
Айрис Мёрдок считала Достоевского своим любимым писателем. Ей принадлежат слова: «Какое счастье заниматься домашним хозяйством и вдруг вспомнить, что ты находишься в середине процесса перечитывания “Преступления и наказания”». Писательница искренне любила Достоевского, активно переосмысляла его идеи и рассматривала их сквозь призму современной жизни. За четверть века, прошедшие после кончины Мёрдок, влияние Ф. М. Достоевского на её творчество было тщательно проанализировано литературоведами.
19.00 «Пять веков русской духовной музыки в истории хора Капеллы: от Ивана Грозного до наших дней» (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Программа «Пять веков в истории хора Капеллы» позволяет окунуться в далекие века вместе со старейшим хором нашей страны. В концерте прозвучит самая разная музыка – от древнерусских церковных песнопений до хоровых шедевров XIX и XX веков.
Первое упоминание Хора государевых певчих дьяков в исторических источниках относится к 12 августа 1479 года. Именно этот день и принято считать днем основания Капеллы. Хор был создан по повелению великого князя Московского Ивана III, а на берегах Невы он оказался вместе с Петром Великим и принимал участие в торжественной церемонии основания Санкт-Петербурга. Свое историческое название – Императорская придворная певческая капелла – хор получил благодаря Екатерине II в 1763 году.
За время своей деятельности Капелла стала крупной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижеров, композиторов, певцов и исполнителей на оркестровых инструментах. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей – Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Львова, Аренского, Ломакина, Варламова и других – были связаны с Капеллой.
19.00 Концерт ансамбля «Берёзка» имени Надежды Надеждиной (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Легендарный ансамбль «Берёзка» имени Надежды Надеждиной выступит с обновлённой программой в БКЗ «Октябрьский».
«Мы подготовили обновлённую программу для осеннего концерта в Санкт-Петербурге, – рассказывает директор ансамбля Татьяна Сельгмяэ. – Каждое наше выступление несёт в себе не только исконно русские традиции и бережное отношение к репертуару, созданному великими хореографами Надеждой Надеждиной и Мирой Кольцовой, но и самое главное – любовь к нашей Родине».
Лицом и символом ансамбля на протяжении многих лет была ведущая солистка оркестра Мира Кольцова. Надеждина увидела в любимой артистке не только превосходную исполнительницу, но и свою преемницу. В 1980 году Мира Кольцова стала художественным руководителем коллектива и проработала более 40 лет на этом посту, до конца жизни. Её хореографические постановки – «Колокольцы», «Кружевницы», «Реченька», «Осенний хоровод», «Комарик», «Петрушка» и многие другие – стали достойным продолжением стиля Надеждиной.
Важной частью коллектива ансамбля «Берёзка» является оркестр русских народных инструментов: баяны, балалайки, домры и др. Только живое музыкальное сопровождение позволяет зрителю получить впечатление о целостном танцевально-музыкальном спектакле.
20.00 Открытие XV Международного фестиваля «Дягилев. P.S.» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Пятнадцатый сезон международного фестиваля «Дягилев P.S.» состоится в Санкт-Петербурге с 6 ноября по 12 декабря.
Откроется фестиваль 6 ноября спектаклем «Отель» китайской труппы «Студия Ли Син» хореографов Ли Син и Ли Чжао. Гостиница – это место, где ты живёшь временно, в анонимном, не предназначенном для тебя пространстве. И в то же время она может стать домом – как когда-то жил в отелях Дягилев. Китайский хореограф и танцовщик Ли Син однажды провёл почти весь год в разъездах и жил в своей квартире в Пекине всего 23 дня из 365. Из этого опыта родилась идея «Отеля» – спектакля, в котором скрещиваются судьбы 7 персонажей. Завораживающий мир гостиницы создал художник Ёхэй Танэда. Кинолюбители знают его как человека, который придумал визуальное решение нескольких фильмов Квентина Тарантино – «Убить Билла» и «Омерзительной восьмерки». Том Виссер, главный художник по свету Нидерландского театра танца и художник по свету «Отеля», создавал спектакли для ведущих мировых хореографов и танцевальных компаний: среди них Кристал Пайт, Александр Экман, Эдвард Клюг и такие компании как NDT, Королевский балет в Лондоне, Парижская Опера и т.д. Показ пройдёт на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом».
8 ноября программу фестиваля продолжит концерт «Музыкальный мир Мейерхольда» на сцене Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии. Концерт посвящён 150-летию со дня рождения великого реформатора мирового театра Всеволода Мейерхольда. В первом фортепианном отделении в исполнении Бориса Березовского будут исполнены произведения Листа, Моцарта, Скрябина. Прозвучит музыка к спектаклям «Горе уму» (1928), «Учитель Бубус» (1924), «Последний решительный» (1931) и других. Второе отделение – вокально-симфоническое. Прозвучат арии из опер, постановки которых в своё время осуществил Мейерхольд в Императорском Мариинском театре. Альбина Шагимуратова и солисты Мариинского и Большого театров исполнят арии из опер «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей и Эвридика» Глюка и «Соловей» Стравинского. Завершат концерт арии из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Ивана Гынгазова и Татьяны Павловской, авангардная музыка Шостаковича к спектаклю Мейерхольда «Клоп» и фрагменты музыки к балету Прокофьева «Стальной скок». Дирижёр – Павел Бубельников, чтец – Дмитрий Лысенков.
Премьера «Урал Балета» в Петербурге: 12 ноября на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова будут исполнены «Сказки Перро», премьера театра сезона 2023/2024. Сценарий написали руководитель «Урал Балета» Максим Петров и его помощник Богдан Королёк. Из десяти сказок Шарля Перро выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Над балетом в трёх частях работали три хореографа – Максим Петров, Александр Меркушев, Константин Хлебников, и три композитора – Настасья Хрущёва, Алексей Боловлёнков и Дмитрий Мазуров. Художник-постановщик балета – Юлиана Лайкова, свет Константина Бинкина.
Традиционный фестивальный паблик-ток в этом году пройдёт 13 ноября в сотрудничестве с Союзом композиторов России. Руководители российских музыкальных театров, продюсеры, балетные критики, хореографы и композиторы в Гранд-отеле «Мойка 22» обсудят совместную работу хореографов и композиторов над спектаклем: в чём особенность музыки для хореографов, с какими трудностями и тем и другим приходится сталкиваться. Также участники дискуссии расскажут о премьерных постановках прошедшего сезона (2023/24 год), где музыка была заказана театрами.
Ещё больше работ российских хореографов появятся 18 ноября на вечере современной хореографии «Танцуем для Дягилева» на сцене Александринского театра, который представит современный взгляд на классический танец. В исполнении артистов известных танцевальных трупп – МАМТа, «Балета Москва» и других– зрители увидят фрагменты постановок Максима Севагина, Славы Самодурова, Юрия Посохова, Кирилла Радева, Константина Семенова, Ксении Тернавской.
В год 150-летия Всеволода Мейерхольда один из лейтмотивов фестиваля – обращение к личности и творчеству Мастера – продолжит выставка «Казус Мейерхольда или «Ревизора» хочется всегда», которая пройдёт с 20 ноября 2024 года по 6 апреля 2025 года в Театральном музее. Центральное место на выставке займет спектакль «Ревизор», поставленный Мейерхольдом в соответствии с замыслом Гоголя как предвестие Страшного суда.
Российской премьерой станет и постановка «Ночь. Архитектура бессонницы» испанской танцевальной компании Рафаэллы Караско. Хореограф и режиссёр Рафаэла Карраско и драматург и поэт Альваро Тато продолжают процесс сотворчества. В их новой работе – «Ночь. Архитектура бессонницы» – музыка и танец фламенко достигают нового уровня исследования и познания. 21 ноября в «Балтийском доме» зрители увидят традиционное фламенко в сочетании с современным танцем. Звуковое сопровождение спектакля дополнено записанной музыкой, живым пением фламенко и декламацией стихов о ночи, иллюстрируя различные настроения и эмоции.
Цель фестиваля Дягилев P.S. – это показ и анализ преломления творческого наследия Сергея Дягилева в ХХI веке. Именно в этом контексте фестиваль рассматривает петербургскую премьеру балета «Литургия», которая состоится 25 ноября на сцене Александринского театра. Этот уникальный спектакль, сочинённый композитором Сергеем Ахуновым, станет одним из ключевых событий фестиваля. Хореография Ольги Цветковой в исполнении артистов Танцевальной компании «Каннон Данс», невероятное звучание московского оркестра современной музыки OpensoundOrchestra (дирижёр – Станислав Малышев) и вокального ансамбля INTRADA сочетают древнерусское строчное пение, аллюзии на музыку Стравинского и элементы театрального перформанса.
Минувшее столетие оказалось очень щедрым на яркие композиторские имена. Среди тех, кого по достоинству можно причислить к классикам ХХ века, – Валерий Гаврилин, которому в 2024 году исполнилось бы 85 лет. В честь этого юбилея 12 декабря фестиваль представит программу «Вокальный театр Валерия Гаврилина» на сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
7 ноября, четверг
19.00 Презентация книги стихотворений петербургского поэта Алексея Кияницы «Ракетное лето» (Литературное кафе «Старая Вена» – Малая Морская ул., 13 / Гороховая ул., 8).
Алексей Кияница родился в 1976 году в Алма-Ате. С 1995 года живет в Петербурге. Публиковался в казахстанских детско-юношеских изданиях, в журнале «Простор», затем, после многолетнего перерыва, в журналах «Новая реальность», «Воздух», «Крещатик», «Зинзивер», «Литераче», в альманахе «Среда», на сайтах «Полутона», «Цирк Олимп», «TextOnly», «Литеrrатура», «Двоеточие». Опубликован в антологии современной поэзии Санкт-Петербурга «Собрание сочинений. Том 4», а также в сборниках участников Фестиваля свободного стиха. Автор книг стихотворений «Приговоренный к себе» (Алма-Ата, 1997), «Другие» (Санкт-Петербург, 2013), «Балтийский ветер» (Чебоксары, 2016). Стихи переводились на итальянский и финский языки.
Лев Оборин, литературный критик: «О таком типе стихов – ясных верлибрах, отсылающих к опыту Бурича, Метса, наших современников Анатолия Гаврилова и Дмитрия Григорьева, – непросто писать. Они близки к иконическому, визуальному искусству, их аллюзии прозрачны, их авторы сознательно не закладывают в текст двойных смыслов и потайных слоев – но те смыслы, что вложены, прекрасно работают с читательскими эмоциями».
Вход свободный.
19.00 Лекторий петербургского архива Музея современного искусства «Гараж». Анастасия Пацей: «Самиздат: от неподцензурной литературы к зин-культуре» (Остров Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала, 2).
Самиздат – одно из важнейших явлений в неофициальной культуре советского периода. Используя различные средства и технологии, люди самостоятельно, в обход государственного контроля, изготавливали книги, журналы и даже музыкальные пластинки. Их содержание было очень разнообразным: от кулинарных рецептов и альбомов молодых рок-групп до классической литературы и философских текстов. При этом их объединяло одно обстоятельство – все эти материалы были неподцензурными и не издавались официально.
На лекции слушатели познакомятся с историей самиздата с фокусом на ленинградский опыт, узнают о том, как производился и распространялся самиздат, чем он отличается от тамиздата и как современные зины продолжают традиции самостоятельного производства печатных изданий.
Анастасия Пацей (род. 1991, Санкт-Петербург) – куратор, искусствовед, магистр в области кураторских исследований, директор Музея нонконформистского искусства. Член кураторской команды и правления арт-центра «Пушкинская, 10», преподаватель магистерских программ Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В её профессиональном портфолио – многочисленные групповые выставки, культурные обмены, арт-резиденции и программы для специалистов в области искусства, образовательные и исследовательские проекты. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
19.00 Программа «Русский Байрон» к 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (Дом Кочневой – наб. реки Фонтанки, 41).
Программа «Русский Байрон» посвящена 210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, чьи произведения неоднократно находили отражение в самых разных жанрах музыкального искусства, но прежде всего в камерно-вокальной лирике. В этот вечер в исполнении Виктории Ребенко (сопрано), Максима Булатова (баритон), Александры Савиной (скрипка), Анны Корзун (партия фортепиано) для гостей прозвучат романсы широкого круга композиторов, среди которых такие корифеи русской музыки, как Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев, Антон Рубинштейн, Александр Даргомыжский, Арам Хачатурян.
В вечере «Русский Байрон» (неслучайность названия концертной программы очевидна – долгое время английский поэт-романтик оставался для М. Ю. Лермонтова кумиром) предстанут разные грани творчества великого русского поэта, и, возможно, каждый услышит и откроет их для себя заново.
Концерт ведёт музыковед Елена Пархоменко.
8 ноября, пятница
12.00 Выставка «POST экзотика» в рамках фестиваля «Daira» (Василеостровский рынок – Большой проспект В.О., 16).
В этом году Петербург вновь стал местом встречи художников, музыкантов и ученых, представляющих в своем творчестве культуру Востока во всех проявлениях. Название «Daira» с арабского означает «круг», что символизирует идею фестиваля – объединять людей разных национальностей и вероисповеданий.
Фестиваль проводит некоммерческий фонд Аль-Макам, который занимается развитием науки и сохранением культурного наследия в Петербург. На выставке показаны инсталляции из ярких этнических орнаментов, вышивок, росписей на тканях и фотографий. Вместе они собираются в метафорический образ современного города с множеством соседствующих культурных мотивов, духовных практик, языков и сообществ. Тема этого года – соединение и богатство культур в городском ландшафте. Команда фестиваля исследует потенциал, рождаемый в сочетании этнических и национальных мотивов, а также его влияние на идентичность современного городского жителя.
Ксения Диодорова, куратор выставки: «Сегодня у нас есть возможность совершить путешествие и увидеть богатство культурных традиций в непосредственной близости, не покидая город. В случайном эпизоде городского ландшафта соседствуют йога-студии, бизнес-школы, православный храм, шумный рынок и фабрика текстиля. Это переплетение наполняет жизнь энергией, дает возможность припасть то к одному источнику, то к другому, наполняясь вдохновением и идеями».
Экспозиция разделена на два контрастных друг другу слоя: насыщенные орнаментальные тактильные инсталляции и камерный звуковой поток. В наушниках зрители услышат личные истории горожан разных национальностей.
19.00 Спектакль театра «Сатирикон» «Елизавета Бам» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки ,49 А).
Константин Райкин: «Мне кажется, этот спектакль – очень точная, верная смесь парадоксального острого юмора с ощущением трагизма и ужаса. И это связано, что для меня всегда очень важно, с убедительными актёрскими работами. И, прежде всего, с замечательной работой Антона Кузнецова. Почти невозможно себе представить, как это играл бы кто-то другой. Это так похоже, так присвоено, почти физически. Почти буквально он похож на Хармса».
Режиссёрская фантазия на основе пьесы «Елизавета Бам» и жизнеописаний Даниила Хармса. В центре свободного режиссёрского исследования – художественный бунт самого загадочного отечественного абсурдиста, таинственного и непривычного ни по логике мышления, ни по образной системе. Здесь не так важен сюжет, как ощущение жизни. Эскиз спектакля создан в «Сатириконе» в рамках режиссёрской лаборатории «Дебюты».
9 ноября, суббота
17.00 «Танцы народов мира» – инструментальная программа Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга под управлением заслуженного деятеля искусств России Владимира Попова (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В концертной программе прозвучат строгие «Норвежские танцы» Эдварда Грига, страстное аргентинское танго Якоба Гаде и Астора Пьяццоллы, виртуозная молдавская хора Григораша Динику, солнечная итальянская тарантелла Луи Дезорма, волшебные «Кельтские танцы» Константина Шаханова, удалая русская плясовая Александра Цыганкова и другие колоритные танцы народов мира.
19.00 «Без Шуберта» – концертная программа Камерного оркестра «Дивертисмент» (Мальтийская капелла – Садовая ул., 26).
В Мальтийской капелле Воронцовского дворца «Петербург-концерт» представит программу «Без Шуберта» в исполнении Камерного оркестра «Дивертисмент» и его солистов – Лидии Коваленко (альт) и художественного руководителя оркестра Ильи Иоффа (скрипка).
Мир живёт без Шуберта уже почти двести лет. Австрийский композитор, который вошёл в историю как основоположник музыкального романтизма, скончался в 1828 году и нашёл упокоение на Верингском (Центральном) кладбище Вены, где за год до этого похоронили почитаемого им Бетховена.
Судьба отмерила Шуберту неполные тридцать два года земной жизни, но за этот период он успел сделать чрезвычайно много. Он является автором большого количества произведений для фортепиано, среди которых сонаты, фантазии, восемь экспромтов и шесть музыкальных моментов, камерно-инструментальные сочинения, в том числе струнные квартеты и фортепианный квинтет «Форель»; хоровые миниатюры и кантаты, оперы и зингшпили, симфонии.
Главное место в наследии Шуберта занимают песни: впервые в музыкальной истории они стали квинтэссенцией композиторского стиля. Песенность пронизывает все жанры, к которым обращался Шуберт, и этот приём использовали многие композиторы, шедшие вслед за ним.
У произведений, заявленных в программе, совсем другие авторы: Сергей Ахунов, Владимир Мартынов, Густав Малер, но утверждение, что всю свою музыку они написали «без Шуберта», вряд ли будет точным.
20.00 Органно-инструментальный вечер «От сердца к сердцу» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Существует распространенный стереотип, что и орган, и саксофон являются полярно разными, не сочетающимися друг с другом и, более того, совсем «неженскими» инструментами. Программа «От сердца к сердцу» призвана развеять все эти заблуждения. Перед публикой выступят российская саксофонистка Вероника Кожухарова и японская органистка Хироко Иноуэ.
10 ноября, воскресенье
10.00 Открытие XLIX Конференции «Достоевский и мировая культура» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Конференции «Достоевский и мировая культура» проходят в Музее Достоевского в Петербурге ежегодно, начиная с 1974 года. Цель конференции – рассмотрение и обсуждение фундаментальных проблем, связанных с восприятием творчества Ф. М. Достоевского в современном мире, влиянием его духовного наследия на художников, мыслителей, религиозных и политических деятелей XIX-XX века, изучением вопросов проблематики и поэтики произведений, театральных и кинематографических интерпретаций, малоизвестных страниц биографии писателя. Вход на конференцию свободный.
Подробнее: https://www.md.spb.ru/kalendar_sobytij/Programma_XLIX_Konferencii_Dostoevskij_i_mirovaya_kultura_1276/
Прямая трансляция конференции ВКонтакте: https://vk.com/dostoevskyconference
15.00 Сказка «Бука» в сопровождении симфонической музыки и песочной анимации в рамках проекта «Чтения со смыслом» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Сценическое прочтение сказки-фантасмагории «Бука», объединившее слово, музыку и песочную анимацию, в Большом зале филармонии представит её автор Ирада Берг. Вместе с ней на сцене – актёр театра и кино Максим Матвеев, Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением дирижёра Петра Максимова и мастер песочной анимации Ева Соснина.
19.00 Концерт «В стиле кроссовер» (Екатерининское собрание, Малый зал – наб. канала Грибоедова, 88–90).
В Екатерининском собрании прозвучит классика своего времени в неожиданных и экспрессивных аранжировках. Современные авторы выбрали для своих творческих экспериментов «Зиму» Антонио Вивальди (обработка Макса Рихтера), «Весну» и «Либертанго» Астора Пьяццоллы, фантазию на музыкальные темы Эдварда Грига и группы Muse «Новое рождение горного короля» Романа Львовича, «Восточную» Евгения Желинского, «Танец с саблями» Арама Хачатуряна, «Барыню» Дмитрия Калинина и композицию «Холмс! Шерлок Холмс!», в которой соединились культовые мелодии Владимира Дашкевича, Ханса Циммера и Ильи Ситкина. Не обойдётся этот вечер и без премьер. Впервые «Лето» Сергея Курёхина, «Крылья» группы Nautilus Pompilius и «На заре» группы «Альянс» будут исполнены на национальных инструментах.
11 ноября, понедельник
12.00 IV научно-практическая конференция «Чарушинские чтения». «90 лет со дня рождения Н. Е. Чарушина. Ленинградское искусство 1960-1980-х гг.» (Детская библиотека истории и культуры Петербурга – ул. Марата, д. 72, лит. А).
Семья художников и писателей Чарушиных и Детская библиотека истории и культуры Петербурга проводят IV научно-практическую конференцию «Чарушинские чтения». В этом году она посвящена 90-летию со дня рождения Никиты Евгеньевича Чарушина (1934 – 2000), а также изобразительному искусству Ленинграда 1960 – 80-х годов.
Н. Е. Чарушин – признанный мастер книжной графики и эстампа, продолжатель традиций Ленинградской школы книжной графики, сформированной такими выдающимися художниками как В. В. Лебедев, В. И. Курдов, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Ермолаева, Н. И. Тырса. Расцвет творческой работы Никиты Чарушина приходится на 1960 – 80-е гг. – период, когда в ленинградской графике и живописи появлялись новые имена, течения и традиции, ставшие неотъемлемой частью культуры и искусства страны и мира.
На конференции будут освещаться такие аспекты, как: изучение истории детской книги, произведений выдающихся художников, авторов, вошедших в отечественную, мировую историю искусства; продолжение и сохранение традиций русской книжной графики и эстампа; деятельность музеев, искусствоведческого сообщества, творческих союзов, направленная на изучение изобразительного искусства Ленинграда; издательские проекты, направленные на сохранение и преумножение традиций, в том числе переиздания детских книг, любимых несколькими поколениями читателей; образовательные проекты, призванные знакомить читателей с феноменом ленинградской школы книжной графики; проведение фестивалей, встреч и иные формы творческой работы с читателями, способствующей развитию художественного вкуса, изучению искусства и его традиций.
19.00 Вечер музыки Рахманинова (Музей театрального и музыкального искусства – пл. Островского, 6).
В самом сердце Петербурга, на улице Росси, в Музее театрального и музыкального искусства зазвучат во всей своей полноте камерные сочинения Сергея Рахманинова. Его музыка пленяет своей красотой, мелодикой, невероятной энергией. В концерте прозвучит Элегическое трио № 1, которое посвящено памяти П. И. Чайковского. Оно уникально еще и тем, что здесь объединились черты стилей двух гениев – главная тема напоминает трио самого Чайковского. Соната для виолончели Рахманинова наполнена эмоциональными пиками. Ее кантилена завораживает своей красотой, а энергия ритма заставит сердце биться в такт с музыкой композитора.
Исполнители: Мария Крепышева (скрипка), Сергей Репин (виолончель), Игорь Мажаров (фортепиано).
19.00 Спектакль с Розой Хайруллиной «Гранатовый уксус» (АДТ им. В.Ф. Комиссаржевской – ул. Итальянская, 19).
По мотивам рассказа «Зулали» Наринэ Абгарян.
Жанр – сюрреализм. Режиссёр – Эдгар Закарян.
Художник-постановщик – Филипп Шейн.
В ролях: Роза Хайруллина, Дмитрий Каргин, Марьяна Карпова, Арсений Семёнов, Александр Петросян.
Наринэ Абгарян: «У жизни вообще сюжетов раз-два и обчелся, по большому счёту, каждому из нас выпадают одни и те же испытания и истории у всех одинаковые, а смысл у каждого свой».
«Гранатовый уксус» – это спектакль по мотивам рассказа «Зулали» Наринэ Абгарян, который оригинально и современно интерпретировал московский режиссёр Эдгар Закарян. Его Мамида – Роза Хайруллина – это не просто старушка, которая создала вокруг своей семьи мир, защищенный от бега времени и его страшных изменений. В свою «оборону» она мастерски внедрила не самую очевидную, но несомненно работающую, систему правил игры Dota 2. С ее помощью она воспитывает своих детей Назароса (Дмитрий Каргин, БДТ) и Зулали (Марьяна Карпова, БДТ). «Продумывай стратегию, вырабатывай тактику, будь всегда готов защищаться», – вот главные принципы Мамиды. А еще – умение приспосабливаться в зависимости от обстоятельств. История Мамиды – бабушки, которую, пожалуй, хотел бы себе каждый: она и на шпагат сядет, и боевым искусствам обучит, и жизненную мудрость передаст.
12 ноября, вторник
19.00 Пластический спектакль «К чему меня жизнь не готовила. Пункт 64. Паркинсон» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Хореограф и исполнитель – Александр Челидзе.
Пластический спектакль, который захватывает воображение и погружает в глубины человеческой силы и эмоций. Кто такой этот загадочный Паркинсон? Может, убийца, спустивший курок? Или шутник, поставивший таймер с обратным отсчетом на игрушечную бомбу? А что, если это Божье благословение, позволяющее начать ценить каждый миг, каждое движение кончиков пальцев и каждое слово, которое получилось сказать близкому человеку?
Паркинсон входит без стука, случайно оказываясь там, где его не ждут. К его приходу не готовятся, а в первые минуты часто не замечают. Ни Сальвадор Дали, ни Муххамед Али, ни Майкл Джей Фокс не были готовы к тому, что им диагностируют болезнь Паркинсона. Вероятно, что никто к этому не готов. Тем не менее, такая болезнь есть, и она может поразить любого. Каково это осознать, что мышцы, о существовании которых раньше не задумывался, теперь отказываются выполнять привычные команды мозга? Чтобы поразмышлять об этом на сцене, использовали хореографию, это искусство лучше других подходит для исследования движения.
19.00 Спектакль «Идите и показывайте» (Драматический театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
Создатели спектакля приглашают заглянуть на «Голубой огонек». Новогодний выпуск популярной телепрограммы в преддверии 1963 года позволяет дать ироничную и окрашенную ностальгией картину эпохи: хрущёвская оттепель, достижения народного хозяйства, покорение космоса, борьба за мир во всем мире, социалистический реализм в искусстве. Взгляд драматурга выхватывает из череды событий одно и чуть дольше задерживается на нём. 1 декабря 1962 года Н.С. Хрущёв посетил выставку 30-летия МОСХ. Некоторые работы ему категорически не понравились. Разгневанный глава государства потребовал исключить авторов этих работ из Союза художников. Но оказалось, что в Союзе художников практически никто из них не состоял.
Автор пьесы Алексей Житковский не добавил ни единого слова от себя: текст состоит из материалов журнала «Огонёк» и газеты «Правда», стенограммы посещения выставки Хрущёвым, воспоминаний художников, а также фрагментов сценария «Голубого огонька». В спектакле много музыки, юмора, трогательных ностальгических моментов, прекрасные песни из 60-х и ничего кроме правды.
Режиссер Дмитрий Егоров: «…для меня этот спектакль – размышление о том, где границы дозволенного в искусстве, где границы нашего понимания искусства, где оно, искусство, начинается, где заканчивается, кто вправе его судить, кто не вправе, нужно ли вообще его судить?»
13 ноября, среда
16.00 Начало выставки «Новые имена 2024» (Арт-центр «Пушкинская, 10).
Художники: Ольга Аксенова, Ксения Ахсан, Ксения Воскобойникова, Варвара Гранкова, Марина Дьяконова, Илья Кексгольмский, Максим Клещиков, Таисия Крикунова, Дима Махно, Юлия Мортиис, Ordimary, Любовь Ремизова, Каролина Росляк, Юрий Самойлов, Саша Смотри, арт-группа «Содружество», Елена Стюфляева, Татьяна Трунова, Диалет Шагой
Проект «Новые Имена» проходит в МНИ в седьмой раз. Его концепция и механика просты: открывается прием заявок и на конкурсной основе собирается выставка из работ художников, которые хотят дебютировать в музее. Что здесь нонконформистского? Сам подход оставаться свободными от рамок, требований и квот. Нет возрастного ценза, нет задачи показать широкий спектр медиа или географию, нет даже изначально установленного числа участников – количество победителей определяется после заседания жюри.
В этот раз на выставке 19 авторов. Разнообразие техник сложилось само: монументальная и камерная живопись, традиционная и экспериментальная графика, коллаж, видеоарт, богатая на интерпретации вышивка и керамика. В экспозиции важно не дать работам заглушить друг друга, чтобы внимательный посетитель смог познакомиться с каждым из художников.
19.00 Лекторий «Подписных изданий» в Новой Голландии. Были ли мемы до революции, или «Синий журнал» в контексте бульварной периодики 1910-х годов (Остров Новая Голландия – наб. Адмиралтейского канала, 2).
В цикле лекций, посвящённых истории чтения в Петербурге, будут рассмотрены отдельные процессы, связанные с литературой и печатью, а через них – общественный контекст эпохи. Встречи проходят совместно с книжным магазином «Подписные издания».
«Бульварная» пресса чаще всего прочитывается как «жёлтая», некачественная, простецкая, одним словом, периодика, которой зачитывались массы. Безусловно, некоторые журналы соответствуют таким представлениям, но все ли? В любом случае, благодаря широчайшему распространению в обществе, подобные издания идеальны для изучения его тенденций, интересов, мод и юмора. Именно эти аспекты будут в фокусе внимания на примере «Синего журнала» издателя М. Г. Корнфельда, который прославил всем известный «Сатирикон».
Екатерина Блатова – филолог, магистрант Школы искусств и культурного наследия Европейского Университета, куратор краеведческих проектов «Подписных изданий».
Встреча пройдет в пространстве «Сообщество».
14 ноября, четверг
11.00 Выставка Юлии Валерьяновой «Aditus. Подход. Бетон и органика» (Музей современного искусства Артмуза – 13 линия В.О.,70).
Основная мысль, соединяющая произведения персональной выставки Юлии Валерьяновой «Aditus. Подход. Бетон и органика» – свидетельство хрупкого баланса между природой и человеческой культурой.
Работы изображают широкий спектр предметов: от фруктов, растений и животных до людей. Все они являются эфемерными и смертными творениями природы. Вместе с этими природными сюжетами появляются орнаменты и образы, созданные человеческой культурой, которые также хрупки и подвержены влиянию времени.
Что делает работы особенно интересным, это сочетание хрупких, живых форм с прочными, твердыми материалами, использованными для их создания. Дерево (фанера) и бетон, обычно ассоциируемые с силой и долговечностью, служат основой для этих деликатных, часто причудливых, представлений жизни. И все же, среди этих твердых конструкций, присутствие живых материалов, таких как масляные краски, добавляет трогательности и человечности.
Выставка Юлии Валерьяновой приглашает задуматься о парадоксе, заключающемся в том, чтобы запечатлеть суть хрупкой, живой красоты в пределах твердых, непреклонных форм. Это творческое напряжение – начало глубокого размышления о человеческом опыте, где границы между природой и культурой, хрупкостью и силой, стираются и переопределяются.
19.00 Музыкально-драматический спектакль по роману Патрика Зюскинда «Парфюмер» (Театр LDM. Новая сцена» – Петровский проспект, д. 20 литера Д).
Новый театральный формат, всего два актера, мировая премьера музыки Антона Танонова и эксклюзивная коллекция ароматов, созданных специально для проекта.
Роман немецкого драматурга стал абсолютной литературной сенсацией сразу после выхода в 1985 году.
Париж, 18 век. Близ кладбища Невинных, на рынке под рыбным прилавком на свет появляется Жан-Батист Гренуй. Однако ему суждено стать не только несчастным сиротой, но и всепобеждающим монстром. Тщеславный гений, равных которому не знала природа, и убийца, деяния которого ужасали Францию 18 столетия. Из-за парфюмов, созданных им, сходил с ума весь высший свет, не подозревая о том, какой страшной ценой будет получен его последний, идеальный аромат.
Чтобы перенести мир «Парфюмера» на сцену, создатели проекта пошли на беспрецедентные для театра шаги. Специально для спектакля Парфюмерный бренд KS Parfume разработал коллекцию уникальных ароматов. В итоге каждая сцена спектакля погружает зрителя в неповторимый, благоухающий мир: лавандой пахнут бескрайние поля Франции, мастерская мэтра Балдини чарует смесью бергамота, розмарина, мускуса и апельсинового цвета, а встреча с рыжеволосой девушки пропитана сладостью корицы, ванили и персиков.
В «Парфюмере» задействованы всего два актера: блистательный мастер Андрей Носков и хореограф театра Софья Рождественская. Благодаря смелым режиссерским решениям они предстают в неожиданных амплуа: Андрей Носков виртуозно перевоплощается в одержимого гения, а Софья воплощает в танце не только образы женских героинь, но и душу ароматов, сотворенных Гренуем. Все музыкальные композиции для «Парфюмера» написаны по принципу «триады аромата», раскрывая сперва верхнюю ноту, затем – ноту сердца, и лишь потом – плавно опуская шлейф.
Для проекта разработана галерея из более чем 50 «живых» мультимедийных локаций. Благодаря этому зритель с головой погружается в атмосферу мрачных парижских переулков и роскошных парфюмерных мастерских, смрадных рынков и благоухающих садов.
Чем пахнут и как звучат страсть, тщеславие и совершенство?
Режиссура – Ирина Афанасьева.
Сценография – Саммер Эпигон.
Художник-постановщик – Итан Янг.
19.30 Лекция Александра Бутягина «Жизнь вещей – история людей» (Центр «Архэ» – наб. реки Фонтанки, 15).
«Вещи могут рассказать о людях значительно больше, чем люди о вещах», это совершенно верно. Часто человек не обращает внимания на вещи, которым пользуется ежедневно. Между тем, вещи окружают людей и являются главной составляющей материальной культуры. Некоторые вещи меняли жизненный уклад не в меньшей степени, чем пулемёт или компьютер. Другие сопровождали человека в течение тысячелетий. Вещи рождаются, живут и умирают по мере изменения человеческого общества. Иногда предмет, кажется, давно ушедший в прошлое, может неожиданно возродиться, а другой, без которого жизнь кажется невозможной, уходит навсегда. Конечно, вещи не существуют сами по себе, они всегда продукт человеческой деятельности, но порой их жизнь ускользает от взгляда человека, кажется странной, по-своему самостоятельной, как будто они могут жить собственной жизнью. При внимательном взгляде можно понять, что окружающие человека предметы изменяются вместе с изменениями науки, появлением новых технологий, но, в первую очередь, из-за того, что меняются человеческие отношения, представления о жизни, общественные связи и, вместе с ними культура.
Каждая лекция Александра Бутягина объединяет несколько предметов, взятых из разных эпох и частей света, но относящихся к одной сфере человеческой деятельности. Рождение, еда, работа, война, смерть, всё это окружено особыми вещами, причём набор этих предметов не оставался одним, а отдельные вещи меняли свой облик, в зависимости от того, как менялась жизнь человека.
План лекций:
1. Вещи и дом (14 ноября);
2. Вещи и город (21 ноября);
3. Вещи и труд (28 ноября);
4. Вещи и еда (5 декабря);
5. Вещи и война (12 декабря);
6. Вещи и религия (19 декабря);
7. Вещи и смерть (26 декабря).
Бутягин Александр Михайлович – кандидат исторических наук, археолог, заведующий сектором Античной археологии Государственного Эрмитажа.
15 ноября, пятница
19.00 Концерт ансамбля Rehard «Магнетизм жизни: сквозь вихрь к свету» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Эта программа представляет собой путешествие через эмоции, миры и элементы, в которых музыка раскрывает магнетизм жизни во всех её проявлениях. В программе переплетаются произведения современных композиторов, каждое из которых раскрывает одну из граней нашего восприятия реальности. Основная идея ĸонцерта — ĸаĸ музыĸальный материал взаимосвязан с аспектами человечесĸой жизни, как отражает внутренние порывы и трансформируется, подобно тому, ĸаĸ трансформируется сознание человеĸа.
Каждое произведение выступает своего рода метафорой: от символического цветения кактусов, где жизнь расцветает даже в самых суровых условиях, до мерцающей биолюминесценции, напоминающей о взаимодействии всего живого. Центральная тема концерта — это магнетизм как сила, которая связывает элементы, будь то дуэты музыкантов или философские размышления о природе нашего бытия.
Программа:
Анна Ромашкова. Серость. Магнетизм. Цветение (2024). Трио: флейта, скрипка, фортепиано.
Концерт начнётся с музыкальной медитации на тему циклов жизни. Через метафору кактуса Анна Ромашкова проводит слушателей через серость повседневности к яркости цветения. Это весеннее пробуждение, символ радости жизни и нового рождения.
Артуро Фуэнтес. Атлантический вихрь (2021). Дуэт: флейта, скрипка.
Вихрь эмоций и звуков, пронизывающий это произведение, захватывает как море во время шторма. Импровизационные элементы и драматургия произведения уносят слушателя в атмосферу полной свободы и интуитивных решений.
Йорг Видман. Дуэт 24: Английская токката (2008). Дуэт: скрипка, виолончель.
Виртуозная токката с английскими мотивами, исследующая природу дуэтных взаимодействий. От контраста к гармонии, от игры к серьёзности — это музыкальная беседа между двумя инструментами, где любовь и ненависть сплетаются в единое целое.
Вито Журай. Anthemideae (2020). Трио: скрипка, виолончель, фортепиано.
В этом произведении цветы становятся символом хрупкости и стойкости жизни. Композитор создает аудиальное пространство, где каждый звук — это лепесток, трепещущий на ветру, и каждая мелодия — жизнь, раскрывающаяся в тишине.
Лиза Лим. Биолюминесценция (2019). Соло: флейта.
Через мультифоники и микротоны Лиза Лим воспроизводит мерцание света, исходящего от живых существ. Вдохновленное биолюминесцентными организмами, это произведение демонстрирует симбиоз жизни, звука и света.
Кайя Саариахо. Mirrors (1997). Дуэт: флейта, виолончель.
Музыка как отражение наших эмоций и мыслей — Кайя Саариахо приглашает заглянуть в звуковое зеркало, где каждое движение, каждый аккорд отражает внутренний мир исполнителя и слушателя, создавая ощущение интерактивной игры между ними.
Йорг Видман. Дуэт 21: Баварский вальс (2008). Дуэт: скрипка, виолончель.
Легкомысленный и в то же время эмоционально насыщенный танец, который словно переносит нас на вечер в Баварии, где вальс соединяет традиции и современность, передавая дух свободы и радости.
Анна Ромашкова. Калессин (2024). Квартет: флейта, скрипка, виолончель, фортепиано.
Завершением программы станет фэнтезийная композиция, вдохновленная миром Земноморья Урсулы Ле Гуин. Дракон Калессин, как символ мудрости и неизведанных знаний, предстает перед слушателями через мистический язык музыки, приглашая в иной, волшебный мир.
Состав ансамбля: Алиса Гражевская (скрипка), Алена Таран (флейта), Полина Желиба (фортепиано), Татьяна Боярина (виолончель).
20.00 Концерт «Под небом Парижа» в рамках проекта «Петербургские набережные» (Дом кино, Большой зал – ул.Караванная,12).
Международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» продолжает променад по «Петербургским набережным». Цикл концертов продлится до конца года. Гостям предлагают посетить музыкальные вечера в великолепных залах дворцов и услышать шедевры мировой музыкальной сокровищницы в исполнении выдающихся мастеров современности из России, Греции, Италии, Армении и Казахстана.
Нет лучше музыкальных инструментов для того, чтобы передать флер французских мелодий, чем бандонеон – родственник аккордеона, который так гармонично звучит на парижских улочках и в кафе, а также самый романтичный и чувственный инструмент – саксофон.
Центральным музыкальным событием станет дуэт двух титанов- инструменталистов. В одно целое сольются звучания одного из величайших бандонеонистов в мире, итальянского виртуоза и композитора Джанни Иорио, чье исполнение – глубокое размышление о вечном, и виртуозного саксофониста Федерико Мондельчи, который мастерски солирует в качестве саксофониста и одновременной дирижирует оркестром, что безусловно, является особенным зрелищем.
В концерте прозвучат мелодии из нежно любимых всеми, самых трогательных и романтичных шедевров французского кинематографа: «Амели», «Шербургские зонтики», «История любви», Игрушка, «Анжелика- маркиза ангелов». И конечно же прозвучит композиция, которая негласно стала признанным гимном самого романтического города – «Под небом Парижа». Творчество французских кинематографистов и композиторов тесно связано с итальянским «собратом», поэтому саундтреки великого итальянского кинематографа также обязательно прозвучат в стенах памятника архитектуры в стиле итальянского палаццо XVI века.
Итальянский музыкант Джанни Иорио – уникальная личность. Он является лауреатом авторитетных международных конкурсов и в качестве пианиста, и в качестве бандонеониста. Сотрудничал со всемирно известными музыкантами, такими как Г.Токер, А.Маркуччи, Х.Джиротто, Г.Мирабасси, Н.Мангалавите, М.Синискалько, Д.Ренци и М.Раббиа. Также он работал с величайшим поэтом Орасио Феррером (любимым автором текстов Астора), актером Микеле Плачидо и обладателем Оскара Луисом Бакаловым. Джанни Иорио также выступал с престижными оркестрами. Музыкант нежно относится к нашему городу и имеет с ним давнюю историю. Любопытно, что премьера одного из сочинений Иорио – Концерта для бандонеона, саксофона и оркестра «Воспоминания» прошла когда-то именно в Петербурге в присутствии автора.
Федерико Мондельчи – один из самых значительных саксофонистов современности. Мировые критики называют его «музыкантом, которому подвластно исполнить на саксофоне абсолютно все». Федерико не раз представлял Италию на мировых фестивалях саксофонистов, выступал как солист со всеми основными оркестрами, включая Филармонический оркестр «Ла Скала».
Прогулки по «Петербургским набережным» продолжат концерты в Константиновском дворце (30 ноября), в недавно открывшемся роскошном Имперском зале Кунсткамеры (7 декабря). Завершится фестиваль 31 декабря в Российском этнографическом музее программой, посвященной музыкальным юбилеям 2024 года. В этот вечер будет звучать музыка Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского, Гаврилина, Азнавура, Пахмутовой и других композиторов.
Информация по телефону: 928-22-40, 570-05-15.