12 июля на праздник первоверховных апостолов Петра и Павла приобщилась к вечной жизни петербургский художник Жанна Ивановна Бровина. Её глубокий взгляд на мир и творчество был обоснован способностью к поэтическому видению и философскому осмыслению увиденного. В своём архиве я нашла отредактированный мною в процессе личной беседы текст Жанны о своём творческом кредо. Первоначальный его вариант мне показался очень герметичным и я попросила её кое-что уточнить. Сегодня впервые мы публикуем этот текст с надеждой на продолжение серьёзного разговора о сделанном этим настоящим творцом в искусстве второй половины ХХ века.
Татьяна Ковалькова
«В своих пластических композициях я пытаюсь понять состояние человека в наиболее высокие моменты его жизни. Взгляд человека в себя. Даже и тогда, скорее именно тогда, когда веки его полуприкрыты. Я сопереживаю ему. Мне понятен этот опыт. Эти особые состояния я могу фиксировать не только глазами. Глаз видит – он приемник. Взгляд же всегда исходит изнутри. Я вижу внутреннего человека, когда весь облик его захвачен Иным. Каждая чёрточка лица, отданного миру состояния, превращает его в лик.
Работать мне помогает оптика. Наложенные друг на друга пересекающиеся аркады «линз», фокусируют взгляд смотрящего на холст. У меня не чёрные точки иконы (М.Иванов), не окна (А.Явленский), но особая оптика. Такая фокусирующая настройка происходит постепенно, и на холсте образуется как бы рамка созерцающего взгляда. Таким образом при-открывается нам навстречу структура облика созерцающего (не только созерцаемого).
Композиция выстраивает образ человеческого бытия. Dasein Хайдеггера, здесь-бытия – как место в мире, как поворот в сторону человека со всем экзистенциальным комплексом за-брошенности, но и возможности.
Рамка может раздвинуться как было сказано выше, и все черты человеческого об-лика не только атрибутируют сами себя, но трансформируясь на холсте, осуществляют встречу со взглядом смотрящего. И поскольку человек есть место в мире, то в нём, в этом мире, проявляется, высвечивается и осознаётся сам мир и само бытие.
Такая встреча взглядов (смотрящего и созерцаемого) удерживает зрителя. Она наделяет человеческое существование особостью, отнимая у него обособленность.
Возможность такого совпадения и определяет для меня об-лик, лик моего современника».
На заставке композиция Жанны Бровиной, 1984 г.
© Ж. И. Бровина, 2024
© НП «Русская культура», 2024