1 ноября, среда
Выставка «Школа Филонова» (Мраморный дворец – ул. Миллионная, 5/1).
«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал c лета 1925 года до смерти мастера в декабре 1941 года. В основу деятельности школы была положена идея коллективной работы. «Профессиональные, идеологические, стратегические и политические положения коллектива, принятые им за основу его действия, обязательны для любого члена коллектива», – было написано в Уставе. Кроме того, членам коллектива МАИ запрещалось быть членами любой другой группировки и участвовать в их выставках. Единство метода требовало полной самоотдачи и духовного единства.
Ученики Филонова провели несколько ярких акций, среди которых выставка и оформление спектакля «Ревизор» в Доме Печати в 1927 году, оформление издания карело-финского эпоса «Калевала» в 1932.
Выставка в Доме печати – первое крупное выступление филоновцев, после которого объединение получило статус официально зарегистрированного общества «Коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова)». В 1928 году двадцать три художника школы Филонова показали свои работы на выставке «Современные ленинградские художественные группировки» как представители утвержденной художественной группировки.
Четыре больших панно с выставки в Доме Печати – «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской включены в состав нынешней экспозиции.
В коллекции Русского музея хранятся все одиннадцать эскизов костюмов и композиция задника, созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» (1927). Эти работы Сашина все вместе прежде не показывались и не публиковались. Дополняют экспозицию эскизы костюмов художников Артура Ляндсберга и Николая Евграфова из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Оформление карело-финского эпоса «Калевала» (1932), в котором приняли участие тринадцать мастеров, стало первым иллюстрированном изданием этого текста на русском языке.
На выставке представлены первые работы Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой, созданные у Филонова.
Впервые в составе школы Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные музеем в последние десятилетия.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга предоставил эскизы Татьяны Глебовой для оформления оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1931–1932), которые редко появляются на выставках. Ранние «филоновские» живописные работы Бориса Гурвича и Евгения Кибрика из частной московской коллекции также почти неизвестны зрителям.
Основу выставки составляют более ста произведений из собрания Русского музея.
Выставка открыта до 8 января.
Начало онлайн-проекта «Свидетели подвига Ленинграда», посвященного героической обороне города в период блокады (https://nlr.ru/).
В Российской национальной библиотеке будет представлено около 500 печатных документов и фотографий, изданных в осажденном городе. Многие документы сохранились в единичных экземплярах. Каждую неделю проект будет пополнятся рубрикой, отражающей одну из сторон жизни осажденного города. Это документы, связанные с созданием народного ополчения, эвакуацией, работой промышленных предприятий, научных и культурных учреждений, обеспечением продуктами, врачебной помощью, жизнью детей, военными действиями на Ленинградском и Волховском фронтах, подвигами ленинградских партизан, прорывом и снятием блокады. Первый раздел «Встанем как один на защиту своего города» представит документы о формировании Ленинградского ополчения и боевой работе противовоздушной обороны Ленинграда.
Документы входят в состав коллекции «Ленинград в Великой Отечественной войне», которая создавалась сотрудниками библиотеки в самые тяжелые для города дни. Сбор печатных материалов, выходивших в Ленинграде, был начат осенью 1941 года. Собирали не только книги, журналы и газеты, но и листовки, плакаты, призывы к населению, бланки документов, в том числе продуктовые карточки. Для сбора материала ослабленные голодом сотрудники обходили издательства, типографии, различные ведомственные учреждения. В результате их труда была создана коллекция из более 20000 документов – свидетельств подвига ленинградцев. Сегодня вся коллекция оцифрована и находится на сайте РНБ в широком доступе.
15.30 Мероприятия к 100-летию со дня рождения режиссера и сценариста Сергея Микаэляна (Киностудия «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
Сергей Микаэлян в семнадцать лет ушел добровольцем на фронт, защищал Москву, был ранен под Ржевом. В 1951 году закончил ГИТИС. С 1956 года его творчество неразрывно связано с киностудией «Ленфильм». Сам режиссер часто говорил коллегам и друзьям, что в кино он фигура случайная. Но без его картин невозможно сегодня представить отечественный кинематограф: «Иду на грозу», «Принимаю бой», «Всего одна жизнь», «Расскажи мне о себе», «Гроссмейстер», «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222», «Сто солдат и две девушки», «Разборчивый жених», «Французский вальс».
1 ноября в 15.30 на киностудии состоится круглый стол, посвященный творчеству режиссера, на котором соберутся кинематографисты, киноведы и кинокритики: Андрей Апостолов, Михаил Трофименков, Наталья Макрицкая, Василий Степанов, Виталий Познин, Евгений Еременко, Николай Майоров.
В этот же день в 17.30 в киноцентре «Ленфильма» состоится вечер памяти и показ фильма «Гроссмейстер». Перед показом выступят коллеги и друзья режиссера. Вечер проведет историк кино Александр Поздняков.
2 ноября в 18.00 в киноцентре «Ленфильма» пройдет показ первого отечественного стереофонического фильма «Разноцветные камешки». Эта дебютная картина Сергея Микаэляна была создана в 1963 году. Фильм был популярен у зрителей, его годами крутили в кинотеатре «Стереокино» на Невском и в других городах СССР. Однако сейчас уже нет кинотеатров, способных показать стереокино: фильмы со стереоэффектом нельзя показать ни на обычном экране, ни по телевизору. Картина «Разноцветные камешки» могла навсегда затеряться в архиве, но энтузиасты – поклонники творчества Микаэляна, в том числе, и ленфильмовские коллеги, подарили фильму вторую жизнь. Госфильмофонд провел реставрацию исходных материалов фильма и изготовил копию, которую возможно посмотреть на большом экране. Фильм представит киновед, один из участников возрождения фильма «Разноцветные камушки» Николай Майоров.
Вход на мероприятия по регистрации: https://lenfilm-even-org.timepad.ru/. Также зарегистрироваться можно по телефону: +7 (911) 991-25-02 (с 11.00 до 21.00).
18.00 Ноябрьская программа лектория Музея Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
1 ноября в 18.00 состоится лекция Ирины Мамоновой и Анны Климович «Гавриил Гликман: почему Достоевский?», посвященная 110-летию со дня рождения знаменитого ленинградского художника и скульптора Гавриила Гликмана (1913-2003).
Художник более известен благодаря своим скульптурам, среди которых образы Бетховена, Баха, Шостаковича, Мравинского, Комиссаржевской, Пушкина и, конечно, Достоевского. В фондах Музея Достоевского хранится 16 работ Г. Гликмана, среди которых скульптурные и живописные образы писателя и его героев. С работ Гликмана в 1970-х гг. началась коллекция живописи и скульптуры Музея Достоевского. Последние годы художник провел в Германии, где в Висбадене установлен выполненный им бюст Достоевского.
В первой части лекции исследователь Анна Климович расскажет об истоках семьи Гликманов. Во второй части искусствовед Ирина Мамонова раскроет историю главного жанра Гликмана: портрета — «трагического лица великой России».
29 ноября в 18.00 состоится лекция Федора Константинова «В поисках рукописей Федора Достоевского. История поездки Рене Фюлоп-Миллера в Россию в 1923 году».
Австрийско-американский журналист Рене Фюлоп-Миллер – признанный специалист по русскому театру, истории и литературе – всю жизнь интересовался Россией и зачитывался Достоевским. Его стараниями в течение шести лет, с 1925 по 1931 годы, в Мюнхене было издано восемь томов ранее неизвестных рукописных материалов под общим названием “Der Dostojewskis-Nachla” («Наследие Достоевского»). Каждый том Фюлоп-Миллер предварял авторским вступлением и пояснением. За несколько лет до начала публикации исследователь отправился в Россию. В ходе лекции будет реконструирован маршрут этой поездки и восстановлена почти детективная история обретения рукописей Достоевского.
18.00 Открытие персональной выставки Елены Базановой (Малый зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
Это четвертая персональная выставка Елены Базановой в залах исторического здания Императорского общества поощрения художеств, подробный отчет за три десятилетия творческой работы. Поэтому на выставке много уже известных произведений, но и многое из того, что ранее не так часто экспонировалось или будет показано впервые.
Ценители искусства увидят уникальные натюрморты: как классические, по большей части цветочные, так и авангардно-формалистические – изучающие природу и возможности акварели. Здесь представлены также акварельные пейзажи, пленэрные этюды и анималистические работы.
Экспозиция в зале Квадрат посвящена книжной графике, заниматься которой Елена начала еще в студенчестве, в ее творческом багаже немало изданий, уже сегодня ставших классикой детской книжной иллюстрации, в первую очередь это «Алиса в стране чудес».
Выставка открыта до 12 ноября.
20.00 Концерт «Дудук и гитара» в рамках фестиваля DAIRAFEST (Культурный квартал «Брусницын» — Кожевенная линия, 30).
Цикл концертов в пространстве Daira Home откроют исполнитель на дудуке Вардан Арутюнян и гитарист Евгений Шелепин. Прозвучат народные композиции и произведения великих армянских композиторов: Саят-Нова и Комитаса.
Для Армении дудук – главный музыкальный инструмент, который уже больше двадцати веков сопровождает главные события в истории народа и каждой отдельной семьи. Вардан Арутюнян рассказывает, что дудук будто выбрал его сам: в детстве будущий музыкант услышал это мягкое певучее звучание по радио и попросил родителей отдать его в музыкальную школу. После школы было училище, а затем и Ереванская консерватория, все по классу дудука.
На концерте Вардан Арутюнян расскажет о разных видах своего инструмента «с душой абрикоса» (именно из абрикосового дерева его чаще всего изготавливают) – это двухоктавный дудук с расширенным диапазоном, пикколо-дудук для игры в ансамбле и даже бас-дудук.
2 ноября на фестивале DAIRAFEST в рамках цикла открытых лекций «Вещь как рассказчик» пройдет лекция Алексея Бойко «Турецкая баня, африканские маски, Нескучное русское и американская шелкография (о картине из Мраморного дворца)». Вход на лекцию по регистрации: https://nf-al-makam.timepad.ru/event/2559226/.
2 ноября, четверг
19.00 Петербургская премьера симфонической поэмы на стихи Евгения Евтушенко «Страсти по корриде» (МТС Live Холл – Приморский пр., 80).
Государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением Александра Канторова, Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии, концертный хор Института культуры, балет Института музыки, театра и хореографии, молодые певцы Фонда Ирины Богачёвой, артист Николай Буров – впервые представят ораторию. За дирижерским пультом маэстро Сергей Тарарин. Почетными гостями премьеры станут авторы идеи сочинения – Лора Квинт и Сергей Винников.
19.00 Открытие выставки Виктора Новикова «Катарсис. Возвышение» (Музей современного искусства «Артмуза» – 13 линия В.О., 70).
Выставочный проект знакомит жителей и гостей Петербурга с гранями творчества Виктора Новикова, художника из Сергиева Посада. Автор мыслит преимущественно сериями работ, и самые важные для понимания его живописной концепции будут представлены в экспозиции – «Вспомнить Крым», «Pactum», «Время света», «Это люди», «3-е поколение».
Выставка открыта до 23 января.
3 ноября, пятница
19.00 Начало выставки работ Рафаэля Оганесяна «Живу сердцем» (Музей современного искусства АРТМУЗА – 13 линия В.О., 70).
Это первое выступление наивного художника Рафаэля Оганесяна для петербургской публики. Имея за плечами значительный творческий багаж – более трёх тысяч полотен, путешествия по многим городам России и Западной Европы с целью изучения секретов письма старых мастеров, богатый выставочный опыт на территории постсоветского пространства, в Северной столице автор представляет свои работы впервые.
Живопись Рафаэля Оганесяна – выражение индивидуального поэтического видения. Как для самодеятельного художника, для него не существует ни запретов, ни канонов, ни штампов. Здесь творчество – плод воображения, интуиции, проявление чистого «наития стихии». Отсюда видимая простота и непредвиденная оригинальность во всём – в выборе темы, композиционном размещении персонажей и совмещении сюжетных ситуаций, в отношении к перспективе и цветовой насыщенности.
Повод для написания картин самый разный. Это и желание откликнуться на происходящие события (наивная вездесущность – одно из замечательных качеств подобного творчества), и удовлетворение потребности в самореализации, и стремление выразить свои представления о мире и людях.
Обращаясь к забытым ценностям, Рафаэль Оганесян словно заново открывает простую формулу: «быть человеком обычным, настоящим во всей полноте своих ощущений уже само по себе прекрасно». А творчество такого мастера – праоснова поэзии в мире, где сама естественность создает красоту. Его наивно-поэтические работы чисты и прекрасны, в них – взгляд мудрого человека на мир.
Выставка открыта до 25 января.
20.00 «Черная магия и ее разоблачение» – первый концерт из абонемента «Мастер и Маргарита» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Музыка и текст бессмертного романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова будут звучать в Большом зале филармонии в течение сезона. В программах абонемента вместе с петербургскими музыкальными коллективами выступят Андрей Ургант, Александр Галибин, Николай Буров, Николай Мартон.
Название каждой из программ, равно как и их содержание, отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло.
В первой программе – «Черная магия и ее разоблачение» – в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Алексея Ньяги прозвучат как упомянутые в романе сочинения, так и шедевры мировой музыки, связанные с темой потустороннего. Солисты – пианист Павел Райкерус и бас Юрий Воробьев. Фрагменты романа прочтет Андрей Ургант.
20.00 Премьера спектакля «Дом 2/27» в постановке Елизаветы Мороз (Дом радио – ул. Итальянская, 27).
Показы спектакля «Дом 2/27» в постановке Елизаветы Мороз пройдут в Доме радио 3 и 4 ноября и станут первой премьерой театрального направления musicAeterna Αθεατρον (Афеатрон). Основой для музыкально-драматической фантасмагории, вдохновленной пространством Дома радио, стали исторические факты и архивные материалы, но в то же время постановка не является документальной. Вместе с куратором театрального направления Дома Радио Елизаветой Мороз над ней работают драматург Ольга Потапова, композитор Кирилл Архипов, художник Тимофей Рябушинский и художник по костюмам Екатерина Коптяева.
Импульс, идущий изнутри Дома радио, вторгается в отношения случайно встретившихся героев и заставляет их стать маленьким кусочком пазла, частью огромной истории, которая продолжает разворачиваться в этих стенах. Проходя через времена и эпохи, примеряя на себя разные маски и голоса, герои пытаются поговорить друг с другом о чем-то важном, совершить решающий жизненный выбор.
Елизавета Мороз, режиссер спектакля, куратор театрального направления Дома радио: «Для первой премьеры театрального направления Αθεατρον мне было важно создать некий театральный ритуал и вступить в контакт с тем пространством, в котором мы собираемся творить в дальнейшем. Первым источником вдохновения для всей нашей команды является сам Дом радио. Мы моделируем ситуацию, в которой Дом начнет резонировать и отвечать нам. Я очень хочу, чтобы история этого места, хранящаяся в архивах, трансформировалась в эмоциональное переживание. Для меня это, в том числе, рефлексия на тему, как найти свое место в этом сложном пространстве».
Все события и исторические персонажи лишь напоминают нам об обитателях Дома и различных вехах его истории, являясь фантазией. Здесь переплетаются исторические эпохи и этапы жизни Дома радио: клуб петербургского Благородного собрания, госпиталь японского отряда Красного креста, кинотеатр «Колосс», ленинградский Пролеткульт и Радиокомитет, радио «Санкт-Петербург», появление в Доме радио musicAeterna. Множество архивных звуковых материалов создают звучание «Дома 2/27», и его пространство обретает голос.
Главные роли в спектакле исполнят Анастасия Балуева и Евгений Шолков.
4 ноября, суббота
12.00 XIII международная выставка художественного войлока «Новая жизнь традиций» (Галерея «Мастер» — ул. Маяковского, 41).
Работы мастеров, художников и дизайнеров различных войлочных направлений в этом году объединит тема «Чувство дома». Гости выставки встретятся с тайными хранителями русской избы – ангелами и домовыми, банником и бабой Ягой, смогут полюбоваться многообразием войлочных представителей кошачьего семейства.
Посетителям откроются различные грани удивительного войлочного мира: от живописи, скульптуры и арт-объектов до одежды и аксессуаров.
Спецпроект «Хранительница домашнего очага» раскроет прекрасные женственные образы, воплощенные российскими дизайнерами в войлочных костюмах.
Спецпроект «Семейный портрет» познакомит зрителей с современными моделями взрослой и детской войлочной обуви.
Желающие приобщиться к тайнам войлочного ремесла смогут освоить различные техники работы с шерстью на мастер-классах.
15.00 Премьера спектакля-концерта «Синяя птица» по мотивам сказок «Синяя птица» Мориса Метерлинка, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери и повести Николая Гоголя «Шинель» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В спектакле прозвучит музыка из известных кинофильмов и мультфильмов, а также музыкальные шедевры классики и современности.
В первом отделении герои сказки Метерлинка Митиль и Тильтиль отправятся в волшебное музыкальное путешествие на поиски Синей птицы. В Стране воспоминаний они повстречают Душу Света, Госпожу Ночь и Маленького Принца, который поможет им понять, как найти птицу счастья. Роли сказочных персонажей озвучены детьми и артистами петербургских театров.
Во втором отделении будет представлен музыкальный спектакль «Шинель» на музыку Альфреда Шнитке.
Авто проекта – Санкт-Петербургский театр «Реплика».
17.00 Открытие художественной выставки «Русская Атлантида» (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
Выставка, которая пройдет в атриуме Исторического парка с 1 по 14 ноября, представит картины живописцев, принявших участие в пленэрах «Русская Атлантида» в 2013-2023 годах. Основными объектами художественных полотен являются христианские монастыри, природа русской провинции, храмовая и городская архитектура.
Вход свободный.
19.00 «Вселенная Миядзаки» – концертная программа Балтийского симфонического оркестра (Концертный зал «Колизей Арена» — Невский пр., 100).
Тандем Хаяо Миядзаки и композитора Дзё Хитаиси возводят в один ранг с такими знаменитыми дуэтами, как Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти или Стивен Спилберг и Джон Уильямс. Их совместная работа началась в 1984 над мультфильмом «Навсикая из долины ветров». Саундтрек создается композитором с помощью огромной звуковой палитры, от симфонического оркестра до эмбиента и психоделики.
4 ноября в «Колизей Арене» в исполнении Балтийского симфонического оркестра прозвучит музыка из анимационных фильмов: «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке», «Навсикая из Долины ветров», «Ведьмина служба доставки», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо», «Со склонов Кокурико», «Ветер крепчает».
19.00 Торжественное закрытие V Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой». Гала-концерт «Музыкальная юность России» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В концертной программе «Музыкальная юность России» примут участие лауреаты и призеры Всероссийского конкурса вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой, начинающие певцы и инструменталисты из разных регионов России – Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Архангельска, Уфы, Курска, Белгорода, Краснодара. Юные музыканты исполнят вокальные и инструментальные сочинения русских и зарубежных композиторов, современные романсы и песни.
Международный музыкальный фестиваль «Приношение Елене Образцовой» проходит в Санкт-Петербурге в пятый раз и посвящен памяти великой русской певицы. В рамках фестиваля состоялись концерты памяти Елены Образцовой «Душе твоей, Елена» в Ротонде Мариинского дворца и Культурном центре Елены Образцовой, Международные творческие школы вокального и инструментального искусства Культурного центра Елены Образцовой, V Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой, XIV Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, гала-концерт «От звезды и до воды» в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Музыкальный марафон в Международный день музыки в Культурном центре Елены Образцовой и ряд других культурно-просветительских и культурно-образовательных мероприятий.
Вход свободный по регистрации: www.obraztsova.org.
Вопросы, уточнения и дополнительная информация по телефону: (812) 575-50-38.
19.00 Премьерный показ концерта-спектакля Маргариты Бычковой «В Питере – творить» (Дом народного творчества и досуга – Прилукская ул., 37 А).
«В Питере – творить» – это настоящее музыкальное путешествие по Ленинграду-Петербургу. Прозвучат произведения А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой, Р. Рождественского, Д. Самойлова, А. П. Чехова, У. Шекспира, А. М. Володина, музыка М. Таривердиева, Б. Окуджавы, Е. Хавтана, Е. Птичкина, Billy’s Band, Н. Богословского, народные песни.
22.00 Ночная экскурсия по Молодежному театру на Фонтанке в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» (Молодежный театр на Фонтанке – наб. реки Фонтанки, 114).
Участникам экскурсии предстоит оказаться по «ту сторону» Большой и Малой сцены Молодежного театра и побывать в тех местах, куда еще не ступала нога зрителя. Сцена театра, а также гримерный, костюмерный, реквизиторский и другие цеха откроют двери гостям, чтобы поделиться секретами рождения театрального спектакля.
Как сделать так, чтобы «ус не отклеился»? Что такое «театральный трюм»? Почему без костюмера спектакль не состоится, и зачем помощнику режиссера пульт? Ответы на эти и многие другие вопросы можно будет найти на экскурсии по закулисью Молодежного театра на Фонтанке. Организаторы отмечают, что зрителей будет ждать не просто экскурсия, но и целый увлекательный квест.
5 ноября, воскресенье
Межмузейный фестиваль для школьников «Детские дни».
Фестиваль для детей и их родителей стартовал в 2005 году. «Детские дни» – это интерактивные выставки, экскурсии, творческие мастер-классы, квесты, викторины и другие яркие события, цель которых сделать посещение музея для детей увлекательным приключением.
С прошлого года «Детские дни» проводятся весной и осенью.
Основная часть программы – это Игра-путешествие «12345 – Я иду искать!». Следуя по специально разработанным путеводителям, ребята выполняют творческие задания, с помощью которых самостоятельно без экскурсовода знакомятся с экспозициями. Музейные маршруты адресованы детям разных возрастных групп: 5–8, 7–10 и 9–12 лет.
В этом году осенний фестиваль объединит 50 площадок и 48 организаций-участниц, в числе которых более 40 музеев, библиотеки, театры и книжные магазины.
Тема сезона – «Случай». Как не пропустить счастливый случай? Случайны ли люди в окружении человека? Бывают ли случайности в искусстве? Участвуя в специально подготовленных программах, ребята попробуют ответить на эти и другие вопросы, поразмышлять над тем, как воспользоваться случайными переменами в жизни и открыть для себя новые возможности.
В дни фестиваля ребята смогут побывать на Интерактивной выставке к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина в Выставочном зале «Смольный», посетить Выставку-аттракцион Музея криптографии «На связи!» в новом креативном пространстве «Ловцы слов» Литературного музея «ХХ век». Для старшеклассников подготовлен исследовательско-творческий проект «Почему бы и нет», затрагивающий вопросы запретов и правил в музеях.
Подробная информация: https://www.museum12345.ru/.
18.00 Спектакль по комедии А. Толстого «Касатка» (Молодёжный театр на Фонтанке – наб. реки Фонтанки ,114).
Спектакль-легенда Молодежного театра шел 22 года при постоянных аншлагах, был одним из лидеров зрительских симпатий, а в год премьеры возглавил рейтинг петербургских драматических премьер.
Затем спектакль был закрыт. И теперь любимый спектакль возвращается к зрителям. Сохранится оригинальное режиссерское решение, созданное Семеном Спиваком; яблоня с сочными плодами, придуманная художниками Мартом Китаевым и Михаилом Платоновым, вновь раскинет свои ветви на сцене театра. Но актерский состав изменится почти полностью. Главную роль – роль Марьи Косаревой – сыграет Алиса Варова, выпускница мастерской С. Спивака. Ее партнерами станут артист театра Андрей Кузнецов и ее соратники по обучению в мастерской и РГИСИ: Александр Тихановский, Василина Кириллова, Дарья Вершинина, Александр Рыбаков, Сергей Малахов, Руслан Бальбуциев, Ульяна Ворожейкина, Александра Прохорова. Зрители возобновленной «Касатки» смогут встретиться и со своими прежними кумирами – Татьяной Григорьевой, Сергеем Барковским, Еленой Соловьевой, артистом Алексеем Одингом.
Лирическая комедия Алексея Толстого «Касатка», написанная в 1916 году, – добрая, романтичная сказка о счастливой любви. Во второсортном гостиничном номере скучают бывшая эстрадная примадонна Марья Косарева, князь Бельский, живущий у нее на содержании, и неунывающий приживал Абрам Желтухин. Марью Косареву все любовно называют «касаткой» – «деревенской ласточкой», будто понимая, что ее душа создана для свободного полета. И действительно: поездка в деревню на свадьбу воспитанников тетушки князя перевернет и жизнь самой Марьи, и жизнь многих героев.
19.00 Концерт Станислава Чигадаева «Метаморфозы Шопена» (Атриум Главного Штаба – Дворцовая пл., 6-8).
В первом отделении в исполнении Станислава Чигадаева прозвучит Шопен классический, а во втором – импровизации на темы знаменитого польского композитора. В 2020 году, когда весь мир отмечал 210-летие со дня рождения Фридерика Шопена, трио Станислава Чигадаева при поддержке Польского Института выпустило альбом Chopin Today, записав его на одной из лучших российских студий Cinelab.
«Мне интересно искусство импровизации, так как именно в этом виде творчества наиболее полно раскрывается личность и мысли исполнителя, создающего музыкальное произведение в реальном времени, прямо на сцене, — отмечает музыкант. — В эти мгновения экспромта пианист полностью свободен. Именно он создаёт ежесекундно историю, конец которой, порой, даже не знает сам исполнитель».
6 ноября, понедельник
19.00 Юбилейный вечер маэстро Игоря Тонина (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Игорь Тонин – петербургский дирижер, основатель и бессменный руководитель Государственного оркестра русских народных инструментов имени Н. И. Привалова «Метелица». В этот день Игорь Михайлович отмечает свое 65-летие. Поздравить артиста приедут друзья и коллеги из разных уголков России – руководители оркестров и ансамблей русской музыки из Тулы, Волгограда, Ростова-на-Дону, Симферополя, Краснодара, Белгорода, Петрозаводска. Будут среди гостей и петербургские музыканты. Наряду с традиционными виртуозными номерами солистов «Метелицы» в программу войдут танцевальные номера и немало музыкальных сюрпризов. Прозвучат авторские обработки русских народных песен, произведения русских и европейских классиков, сочинения советских композиторов и современных авторов.
21.00 Спектакль «Шиле» (Площадка «Скороход» – Московский пр., 107, к. 5).
В основе нового спектакля Романа Кагановича – пьеса Анастасии Букреевой, созданная по мотивам реальных, c элементами художественного вымысла, событий из жизни Эгона Шиле – одного из самых значительных представителей австрийского экспрессионизма.
Режиссёр – Роман Каганович.
Сценография и костюмы – Любовь Мелехина.
Эгон Шиле (1890 – 1918), австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма, нашёл наставника и покровителя в лице Густава Климта. В 1908 году состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбурге под Веной. В 1909 году Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где его работы разместились в окружении как работ самого Климта, так и полотен Ван Гога, Эдварда Мунка и других художников.
В 1911 году подругой и моделью Шиле стала Валли Нойциль. Пара сбежала от венской богемной жизни в Чески-Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 году Шиле был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетней, но его вина не была доказана. При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, за которые художника приговорили к кратковременному тюремному заключению. В 1912-1916 годах Шиле широко и успешно участвовал в различных выставках. В 1917 году он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 года Шиле стал претендовать на роль крупнейшего художника Австрии. Через три дня после смерти беременной жены Эдит умер во время эпидемии испанки, унёсшей жизни миллионов людей в Европе.
В настоящее время в наследие художника входят около трёхсот картин и несколько тысяч рисунков. После смерти Шиле его экспозиции проходили и продолжают проходить в крупнейших музеях мира.
7 ноября, вторник
10.00 Начало выставки «Художники Чарушины. Династия иллюстраторов» (Детская библиотека иностранной литературы им. М. Яснова – 3-я Советская, 8, лит. А).
«Художники Чарушины. Династия иллюстраторов» — выставка произведений книжной графики и эстампа четырёх поколений ленинградской-петербургской династии художников и писателей Чарушиных. В экспозиции будут представлены произведения Евгения Ивановича Чарушина (1901-1965), Никиты Евгеньевича Чарушина (1934-2000), Натальи Никитичны Чарушиной-Капустиной и Евгении Алексеевны Чарушиной-Капустиной.
Выставка открыта до 14 января.
20.00 Концерт хора Attaque de Panique» (Клуб «Космонавт» – ул. Бронницкая, 24).
Концептуальный хор Attaque de Panique представит петербургской публике свой ответ на вопрос, каким должен быть хор XXI века. Хор Attaque de Panique состоит из любителей пения, которых объединяет страсть к музыке. Отсюда и эксперименты: участники коллектива не связаны канонами, стремясь сделать хоровое искусство актуальным и востребованным. Репертуар Attaque de Panique удивляет разнообразием, а каждый концерт превращается в яркое представление. В клубе «Космонавт» увлечённые вокалисты покажут, на какие авантюры готов хор в наше время.
8 ноября, среда
III Межрегиональный детский театральный фестиваль «Б’АРТ’О» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
С 8 по 11 ноября в Театре юных зрителей им. А.А. Брянцева пройдёт третий межрегиональный детский театральный фестиваль «Б’АРТ’О».
Художественный руководитель фестиваля — актриса ТЮЗа им. А.А. Брянцева, опытный театральный педагог Ольга Карленко.
Специальным гостем фестиваля в этом году станет известный хореограф, актер, режиссёр, телеведущий, лауреат «Золотой Маски», наставник шоу «Танцы на ТНТ», член жюри известных телевизионных проектов Егор Дружинин, чей творческий путь и профессиональная актерская карьера много лет назад начиналась именно на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева.
Основная задача фестиваля — исследование поэтического слова и особенностей искусства театра для детей.
Программа фестиваля состоит из трех направлений: на Малой сцене пройдут показы поэтических спектаклей детских театральных коллективов со всей России, выбранные из 60-ти заявок членами жюри во главе с засл. арт. России, актером ТЮЗа им. А.А. Брянцева Борисом Ивушиным. В афишу 2023 года вошли 15 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Тольятти, Долгопрудного, Макеевки (ДНР), Колпино, Сестрорецка по произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Бунина, К. Чуковского, А. Барто, М Цветаевой, А. Ахматовой, В. Маяковского и других авторов. По итогам фестиваля жюри определит спектакль-победитель «Б’АРТ’О» и лауреата в номинации «Яркая творческая индивидуальность».
На Новой сцене с 8 по 10 ноября пройдет работа драматургической лаборатории «ПЬесочница», где обсуждаются новые современные пьесы, предназначенные для постановки на сцене детских театров. Модератором лаборатории в этом году выступает театровед Мария Сизова, а тексты пьес будут воплощены в эскизах студентами актерско-режиссерского курса РГИСИ (мастерская С. Я. Спивака). Лучшая пьеса из трех будет выбрана специальной детской фокус-группой с помощью голосования, а драматург-победитель будет награжден в специальной номинации на финальном концерте.
Дополнительная программа состоит из различных мастер-классов, лабораторных занятий с детьми-участниками и круглого стола для педагогов творческих коллективов, которые проведут ведущие артисты ТЮЗа. Мастер-класс по работе с поэтическим словом проведет знаменитый театральный педагог, профессор РГИСИ Юрий Васильев.
11 ноября в 18:00 на большой сцене состоится торжественная церемония закрытия, где будут названы имена победителей фестиваля в различных номинациях.
19.00 Открытие VII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство» (Wawelberg hall – Невский пр., 7-9).
VII Международный кинофестиваль документального, игрового короткометражного и анимационного кино «Влюбленные в искусство» пройдет с 8 по 11 ноября.
Героями конкурсных лент становятся люди, которых объединяет одна цель – передача опыта и мастерства в искусстве новым поколениям.
В основной программе кинофестиваля представлены работы из России, Аргентины, Беларуси, Латвии, Франции, Италии, Парагвая, Китая, Узбекистана, Венгрии и Ирландии. Работы конкурсантов традиционно будут оценивать ведущие эксперты киноотрасли, представители медиа и российских киностудий. Председатель жюри – итальянский продюсер Aнжело Сконда.
Торжественное открытие VI Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство» пройдет 8 ноября в 19.00 в Wawelberg hall. Основную конкурсную программу традиционно представят в залах киностудии «Лендок». Вход на кинопоказы для зрителей бесплатный.
Расписание показов опубликовано на сайте: www.artcinemafest.ru и на странице в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/inlovewithartfest.
19.00 Премьера спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Ф. М. Достоевского (Екатерининское собрание, Малый зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
8 и 9 ноября, а также 12 декабря в Екатерининском собрании будет представлена премьера спектакля «Дядюшкин сон» по одноименной повести Ф. М. Достоевского.
«Дядюшкин сон», написанный и изданный в 1859 году, сразу после возвращения писателя с каторги, на первый взгляд — непритязательная, почти водевильная история о жизни и нравах, казалось бы, тихого провинциального городка Мордасова. В один прекрасный день в нем закипают нешуточные страсти. В город приезжает завидный жених: престарелый, явно выживший из ума, но весьма богатый князь К. Тут же первая дама города, небогатая и крайне амбициозная мещанка Мария Александровна Москалёва, решает любой ценой выдать свою дочь Зинаиду замуж за старика.
Роль князя исполнит Мурад Султаниязов. В роли Москалёвой на сцену будут выходить Вера Егорова и Евгения Глотова. Роль Зины досталась Анастасии Квитко и Серафиме Рютиной.
Над декорациями и костюмами работает главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.
Режиссер-постановщик спектакля — художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «АРТ» Александр Исаков.
20.00 Гала-концерт итальянской оперы (Большой итальянский просвет Государственного Эрмитажа – Дворцовая наб., 30-38).
Шедевры итальянской оперной классики, арии и дуэты из знаменитых оперных творений и репертуарные редкости прозвучат в исполнении победителей и финалистов международного конкурса Competizione dell’Opera. Представители нового поколения оперных звезд выступят в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга среди живописных и скульптурных произведений итальянских мастеров эпохи барокко и классицизма.
20.00 Концерт «Классика, джаз и мюзикл» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Концерты во фраках и в джинсах» продолжится концертом «Классика, джаз и мюзикл». Эта программа – краткая история развития популярных жанров в XX веке.
Классика в программе вечера – часть «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» Дебюсси. Мюзикл – симфоническая сюита из «Моей прекрасной леди» Фредерика Лоу и симфонические танцы из «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна.
20.00 Концерт Ансамбля Кенана Авида «ШАГ» в рамках фестиваля DAIRAFEST (Культурный квартал «Брусницын» – Кожевенная линия, 30).
Ансамбль «ШАГ» — проект сирийского музыканта Кенана Авида, созданный год назад. Он собрал вместе музыкантов, которые исполняют традиционные арабские и турецкие композиции, андалузский фольклор, а также импровизации на народных и классических инструментах. Вместе с ансамблем часто выступают приглашенные инструменталисты.
На концерте в Daira Home соберется редкое трио удов: играют Халдун Нассер, Евгений Васильев, Кенан Авида. Уд — старинный струнный инструмент, который прозвучит вместе с аккордеоном (Павел Ганкевич) и балалайкой (Даниил Захаров). За ритм отвечают перкуссионисты Фоуад Торки и Дмитрий Орлов.
9 ноября, четверг
XLVIII Международная конференция «Достоевский и мировая культура» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Конференции «Достоевский и мировая культура» проходят в Музее Достоевского в Петербурге ежегодно, начиная с 1974 года. В программу включаются доклады по самому широкому спектру проблем, связанных с изучением жизни и творчества писателя. Цель ежегодной конференции – рассмотрение и обсуждение фундаментальных проблем, связанных с восприятием творчества Достоевского в современном мире, влиянием его духовного наследия на художников, мыслителей, религиозных и политических деятелей ХIХ — ХХ вв., изучением вопросов проблематики и поэтики произведений, театральных и кинематографических интерпретаций, малоизвестных страниц биографии писателя. По материалам конференции издается альманах «Достоевский и мировая культура», в который входят лучшие доклады конференции.
Страница конференции ВКонтакте: https://vk.com/dostoevskyconference.
Телеграм-канал конференции: https://t.me/dostoevskyconferencespb.
Начало работы выставки «Был в зале суда и вынес много впечатлений» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Выставка посвящена уникальному издательскому проекту Достоевского – моножурналу «Дневник писателя», который можно считать прообразом всех современных блогов. Сочетая на страницах этого издания публицистику и художественную прозу, Достоевский учил читателя думать, предлагал новые взгляды на текущие события. Громкие судебные процессы в его рассмотрении становились для публики предметом размышления.
На выставке будут рассказаны истории четырех уголовных дел, показаны очевидцы тех событий и предметы реального каторжного быта. Главный вопрос, на который предстоит ответить посетителю: действительно ли, как считал Достоевский, «лучше ошибка в милосердии, чем в казни»?
Выставка открыта до 11 февраля.
19.00 Юбилейный концерт государственного академического хореографического ансамбля «Березка» имени Н. С. Надеждиной (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Первое профессиональное выступление ансамбля состоялось в июне 1948 года на площадке московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж» девичьим хороводом «Берёзка» в исполнении девушек в длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию хороводной песни «Во поле берёзка стояла». Хоровод был поставлен основателем и художественным руководителем коллектива Надеждой Сергеевной Надеждиной и имел немалый успех. От этой постановки ансамбль получил своё название.
В дальнейшем Н. С. Надеждиной были поставлены такие хореографические композиции, как «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», вальс «Берёзка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл «Времена года» и другие.
Наиболее узнаваемой композицией ансамбля является русский девичий хоровод «Берёзка», известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается.
Изначально танцевальный коллектив был исключительно женским. Но в 1959 году, с приходом мужской группы и созданием оркестра русских народных инструментов, в репертуаре ансамбля появились как мужские, так и парные танцы – «Топотуха», «Узоры», «Холостяки», «Праздничная плясовая», «Ямщики», «Балагуры», «Карусель», «Сибирская сюита», триптих «Русский фарфор», хореографический цикл «Времена года».
Всего за более чем тридцатилетнюю творческую деятельность Н. С. Надеждиной было поставлено более сорока сценических произведений на народной основе.
Надежда Сергеевна говорила о творчестве своего коллектива следующее:
«В центре любой нашей работы, будь то лирический хоровод или весёлая пляска – поэтический образ русской девушки. Мы хотим как можно ярче выразить, отразить чистоту и величие русского народного искусства. Это источник вдохновения для нашего ансамбля».
9 ноября будут показаны лучшие за все годы существования «Березки» номера в хореографии Надежды Надеждиной и Миры Кольцовой.
20.00 Концерт Всероссийского молодежного оркестра национальных инструментов #ВСЕОНИ (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В первый состав оркестра под руководством петербургского дирижера и музыканта Андрея Долгова вошли 78 молодых музыкантов из двадцати семи регионов России: самому младшему исполнителю было 14, а самому старшему – 27 лет. В Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича в ансамбле с домрой, балалайкой, баяном, а также органом, флейтой, трубой, тромбоном и ксилофоном прозвучали башкирские курай и кыл-кубыз, карельские кантеле, белорусские цимбалы, осетинская гармоника, монгольский морин хуур.
Вторая сессия #ВСЕОНИ открылась минувшим летом на площадке Академии творческих индустрий «Меганом» молодежно-просветительского кластера «Таврида. АРТ». И вновь сотни молодых соискателей из разных регионов и стран отправили свои музыкальные видеопрезентации на конкурс.
Осенний сезон #ВСЕОНИ стартовал 27 октября. В этот день 85 молодых талантливых музыкантов из 28 регионов России, а также из Монголии, Абхазии и Республики Беларусь впервые собрались вместе. Подготовку оркестра взяли на себя художественный руководитель проекта Андрей Долгов (Санкт-Петербург) и его коллеги-единомышленники — российские дирижеры Евгений Алешников (Белгород) и Алексей Моргунов (Тамбов).
В московском и петербургском концертах в исполнении многонационального и мультикультурного оркестра #ВСЕОНИ прозвучит академическая классика, а также сочинения современных российских композиторов. В программе – оригинальные трактовки произведений Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, Белы Бартока, Владимира Курьяна, Александра Рогачёва, Екатерины Хмелевской, Антона Танонова, Шатара Улзийбаяра и других композиторов.
Солисты: Сергей Полтавский (альт), Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас), Константин Захарато (балалайка) и Амвросий Тарасов (балалайка), Вероника Прадед (цимбалы), Бямбажав Энх-Амгалан (морин хуур), Сергей Клевенский (духовые инструменты).
10 ноября, пятница
19.00 Спектакль-капустник «Разумные встречи», приуроченный к 70-летию Льва Эренбурга (Небольшой драматический театр – пр. КИМа, 6).
10 ноября 2023 года исполняется 70 лет Льву Борисовичу Эренбургу, основателю Небольшого драматического театра, режиссеру и педагогу. Ученик Товстоногова, Л. Б. Эренбург основал свой театр 24 года назад, выпустил шесть курсов (актерских и режиссерских), сотрудничал с российскими и европейскими театрами, стал обладателем многих театральных премий.
Лев Эренбург отметит юбилей на сцене родного театра, в новом проекте НДТ – спектакле-капустнике «Разумные встречи».
«Разумные встречи» – это игра в вечернее ток-шоу, творческий вечер-концерт, который, разумеется, не ограничивается разговорами за столом. «Разумные встречи» возрождают забытый жанр открытого театрального капустника, где есть поздравления от коллег-артистов, видео-скетчи и, конечно, музыка в исполнении группы музыкантов и артистов.
Как всегда, разумная встреча пройдет в неформальном ключе. Автор и ведущая «Разумных встреч» — актриса НДТ Татьяна Рябоконь. В творческом вечере занята вся труппа театра.
19.00 Балет-феерия «Бал сказок» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
10 и 11 ноября на сцене Большого концертного зала «Октябрьский» пройдут показы балета-феерии «Бал сказок» в постановке Николая Андросова. Зрители увидят самые яркие и запоминающиеся сцены любимых балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жар-птица», «Корсар», «Шехеразада», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Тщетная предосторожность», «Конек-горбунок», «Золушка», «Ледяная дева», «Фея кукол».
В спектакле примут участие: Фарух Рузиматов и Гедиминас Таранда, Илзе Лиепа, специальные гости из Беларуси Марина Вежновец и Юрий Ковалев, прима-балерины и премьеры Мариинского и Михайловского театров: Игорь Колб и Рената Шакирова, Ирина Перрен и Марат Шемиунов, а также учащиеся Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и артисты балета Санкт-Петербургского государственного театра детского балета.
19.00 Фестиваль JAZZ M (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
11 и 12 ноября на Новой сцене пройдет Фестиваль JAZZ M в программе сезона «Мейерхольдоведение», приуроченного к 150-летию выдающегося режиссера, реформатора театральной сцены Всеволода Мейерхольда (1874 – 1940), творческая биография которого в период с 1907 по 1917 годы была тесно связана с Императорской Александринской сценой, и чье имя носит Новая сцена.
Мейерхольдовский сезон не случайно начинается с джазового уик-энда, как известно, именно Мейерхольд впервые, по крайней мере, в истории отечественного театра, вывел на сцену джаз-бэнд, и случилось это летом 1924 года в Ленинграде. Кроме того, существует легенда, что Мейерхольд одолжил своему бывшему студийцу Валентину Парнаху деньги на музыкальные инструменты для создания первого советского джаз-бэнда.
Ноябрьский джазовый фестиваль на Новой – это девять событий за два дня и один концерт, предваряющий фестивальный уик-энд. В театре соберутся музыканты, олицетворяющие современную джазовую сцену и сотрудничающие с звукозаписывающим лейблом Rainy Days, междисциплинарные художники и исполнители, которые занимаются авангардной электроникой, импров джазом, видео-артом и пластическими практиками, танцевальная труппа и оркестр Фонда «Антон тут рядом».
10 ноября в 19.00 состоится аудиовизуальный концерт «Noiseroom: индастриал».
11 ноября в 18.30 в Фойе Новой сцены танцевальная труппа «Антон тут рядом» покажет премьеру «передвижного» перформанса «Скрытое». Автор идеи и хореограф – Алевтина Грунтовская. В 19.00 камерный оркестр Андрея Красильникова сыграет петербургскую премьеру альбома «Blood Belly Comb Jelly». В этот же день в 20.00 в Черном зале «LIVE TECHNO DRUMS» от Алексея Бобровского, ученого, доктора химических наук, члена-корреспондента РАН и перкуссиониста. Завершит первый день фестиваля в 21.00 трио Игоря Яковенко с петербургской премьерой альбома «Hyperfocus».
Второй день JAZZ M 12 ноября открывает в 19.00 концерт представителей нового поколения современного российского джаза трио Михаила Марышева. В 20.00 в Черном зале специально для Фестиваля впервые в таком составе соберутся Вячеслав Гайворонский, Николай Рубанов и Трио ГУДДРОН (Константин Оганов, Кирилл Клюшин, Михаил Кулешин). Завершит фестиваль в 21.00 квинтет Дмитрия Мосьпана с программой «Мотивация».
20.00 Концерт-закрытие фестиваля «Чайковский. Перезагрузка» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Концерт-закрытие фестиваля «Чайковский. Перезагрузка» дает уникальную возможность услышать в один вечер две музыкальные интерпретации поэмы Байрона «Манфред»: в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга прозвучит симфоническая поэма Роберта Шумана и программная симфония Петра Чайковского. Дополнит программу знаменитый фортепианный концерт Эдварда Грига. Солист – Николай Кузнецов, дирижер – Антон Лубченко.
11 ноября, суббота
14.00 Мероприятия к 202-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского (Некрополь мастеров искусств – пл. Александра Невского, 1).
Программа:
14.00 Возложение цветов к могиле Ф. М. Достоевского. Некрополь мастеров искусств (пл. Александра Невского, 1).
15.00–16.00 Панихида в Соборе Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр. 20).
11 ноября Музей Достоевского открыт с 11.00 до 18.00. Вход в музей бесплатный (экскурсионное обслуживание и аудиогиды оплачиваются).
15.00 «PRO Музей» – проект Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства для подростков (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
Музей театрального и музыкального искусства предоставляет подросткам 11 – 15 лет уникальную возможность попробовать свои силы в пяти творческих профессиях. В рамках проекта «PRO Музей» дети смогут погрузиться в рабочую музейную атмосферу. На занятиях с драматургом ребята напишут свой вариант аудиогида, который позже запишут на студии звукозаписи. Вместе с профессиональным дизайнером поработают над музейной афишей. А в финале проекта на три часа заменят музейных сотрудников и самостоятельно проведут экскурсии по Театральному музею. Подготовленный участниками проекта аудиогид в дальнейшем будет использоваться посетителями музея.
Подробная информация на сайте https://theatremuseum.ru/page/pro_museum.
12 ноября, воскресенье
Начало работы выставки «Вьются бесы рой за роем» к 150-летию выхода первого издания романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
На выставке будет представлена история первого издания романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: будут показаны редкие книги, документы, рукописи, иллюстрации к роману известных художников.
Посетители познакомятся с миром героев «Бесов», смогут погрузиться в трагический мир пророческого произведения писателя. Роман «Бесы» будет представлен в многообразии откликов критики Серебряного века.
Выставка открыта до 25 декабря.
19.00 Премьера мультимедийного шоу «Art of Hans Zimmer» (СК «Юбилейный» – пр. Добролюбова, 18).
Зрителей ждет масштабное аренное шоу, на котором прозвучат главные хиты Ханса Циммера из кинофильмов «Гладиатор», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря», «Дюна», а также другие работы маэстро в новой, неожиданной трактовке.
«Art of Hans Zimmer» – это более ста артистов на сцене: оркестр, хор, солисты и актеры; грандиозное и завораживающее мультимедийное шоу, оригинальная сценография и спецэффекты, объемный звук, интерактивный контент, уникальные декорации.
Масштабное шоу пройдет в сопровождении Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева (художественный руководитель и главный дирижер – Александр Клевицкий). Солисты: Диана Анкудинова, Софья Онопченко, Джем Шериф, участники группы «ПЯТЕRO», а также музыканты Дарья Ловать, Екатерина Колесникова, Нина Таран, Федор Тишкевич и братья Бондаренко. В проекте примут участие группа «Треугольный Сон» и артисты Камерного хора Московской консерватории.
20.00 Концерт-открытие абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отметит в 2024 году. В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, и у абонемента обязательно будет продолжение: за один концертный сезон исполнить все его симфонии невозможно.
Откроется абонемент исполнением Четвертой «Романтической» симфонии Брукнера и Фортепианным концертом Шумана, на сцене – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера, солист – пианист Олег Вайнштейн.
13 ноября, понедельник
19.00 Премьера спектакля «Ау» (БДТ, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 65).
«Ау» – инклюзивный спектакль-лаборатория, в котором вместе с профессиональными актерами участвуют молодые люди с РАС (расстройство аутистического спектра).
Большой драматический театр – первый в России театр федерального уровня, начавший системную работу по поддержке людей с особенностями развития, в частности, еще в 2015 году в репертуар театра вошла инклюзивная постановка по поэме персидского автора XII века Фарида ад-Дина Аттара «Язык птиц». Птицы, как герои и символы, оказываются и в центре спектакля «Ау». Историю старого птицелова особенные артисты рассказывают на собственном «птичьем» языке, которым легче высказываться на темы воли и привязанности, одиночества и единения, равнодушия и любви. Показ спектакля – новый этап творческой инклюзивной лаборатории, которая продолжается в БДТ на протяжении года.
Яна Тумина, режиссер-постановщик: «Всё начиналось с тренинг-лаборатории, где сначала надо было нащупать, понять, какой театр мы сочиняем с ребятами. Наши репетиции сначала длились не больше сорока минут – больше наши особые актеры не держали внимание. Скоро стало понятно, что работа может развиваться только этапами – это не ситуация профессиональной труппы, когда мы собрались, сочинили, отредактировали и выпустили. Поэтому первые четыре месяца это был театр как терапия, и очень постепенно, когда мы стали выходить на сцену, вектор педагогических задач стал смещаться в сторону создания спектакля. Язык, который мы предложили ребятам – это язык визуального театра, предметного, в меньшей мере театра кукол. Сначала я рассчитывала, что кукольного театра будет больше, но у этих ребят есть настоящие, обоснованные драматические амбиции и к кукле они относятся с меньшим интересом, чем мне думалось. Самым важным было найти и вырастить тот театр, который находится в самих детях, открывать и брать те темы, которые есть в них самих».
20.00 XIV Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Авторская программа пианиста Алексея Гориболя «Любовь поэта» (Санкт-Петербургская государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Фестиваль «Дягилев. P.S.» начнется с традиционного музыкального события — нового концерта пианиста и продюсера Алексея Гориболя. Он называется «Любовь поэта» и вступает в диалог с выставкой «Суд Париса. Рождение богини», которая также участвует в программе. Пьесам Вебера, Шумана, Прокофьева, Десятникова соответствуют Дивы — знаменитые женщины XX века. Зрители услышат, как Алексей Гориболь представляет Любовь Орлову, Анну Ахматову, Тамару Карсавину, Зинаиду Райх, Майю Плисецкую и других женщин, чья жизнь превратилась в искусство.
Автор, исполнитель и музыкальный руководитель программы «Любовь поэта» Алексей Гориболь уже участвовал в программах Фестиваля «Дягилев. P.S.». В 2022 году с огромным успехом прошел театрализованный концерт «Бал-маскарад» на Новой сцене Александринского театра. Также в вечере участвуют пианист Павел Коновалов, солисты оркестра musicAeterna Владислав Песин и Алексей Жилин, сопрано Альбина Латипова, баритон Борис Пинхасович и артист БДТ имени Товстоногова Тарас Бибич.
14 ноября, вторник
19.00 Мюзикл «Франкенштейн» (Театр музкомедии – ул. Итальянская, 13).
Роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» неоднократно становился источником вдохновения для кинематографа, мультипликации, драматической и музыкальной сцены. Российские авторы обратились к этому произведению впервые в истории отечественного театра. С одной стороны, новый оригинальный мюзикл наследует традиции готического романа, продолжая линию «мрачного романтизма», начатую такими хитами, как «Джекилл и Хайд» и «Бал вампиров». С другой — спектакль создан в жанре «концепт-мюзикла» подобно «Кабаре», «Пробуждению весны» и произведениям Стивена Сондхайма, которые требуют от исполнителей не только блистательной вокальной техники, но и драматического мастерства высочайшего уровня.
В мюзикле Романа Игнатьева и Алексея Франдетти действие знаменитого романа о Франкенштейне перенесено в 70-е годы прошлого столетия, что поддерживает главное музыкальное и стилистическое решение спектакля: классический рок-н-ролл. «Всё возможно» провозглашают герои в самом начале, и этот призыв доводит центрального персонажа до точки невозврата, когда человек начинает считать себя Создателем, Творцом наивысшей жизни. Но так ли это на самом деле? Именно на этот вопрос ищут ответ герои мюзикла «Франкенштейн».
В составе творческой команды создателей спектакля — Алексей Нефедов (музыкальный руководитель и дирижер самых ярких спектаклей в жанре мюзикла, в разные годы шедших на сцене Театра музыкальной комедии). Художником-постановщиком проекта выступила Анастасия Пугашкина (ее самые известные работы — «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит», «Онегин», «Кабаре» и др.). Хореограф — Светлана Хоружина (хореограф телешоу «Большие и маленькие», «Большой мюзикл», автор хореографии спектаклей «Кабаре», «Обыкновенное чудо» и др.). Художник видео — Илья Старилов, создавший видеооформление к спектаклям Большого и Мариинского театров, Театра на Таганке и многих других.
20.00 «Терезин-квартет». Балетная программа XIV Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Труппа Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина представит на фестивале недавнюю премьеру «Терезин-квартет»: 4 одноактных балета на музыку Эрвина Шульхофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Ханса Краса. Эти композиторы — узники концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941-1945 годы нацистским режимом были убиты 33 тысячи человек, а 88 тысяч человек депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти. Терезин был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 года.
В проекте главенствует число 4: прозвучит музыка, написанная для струнного квартета. На сцене в каждом балете единовременно будет находиться от 4 до 8 человек.
Перед зрителем предстанет лагерь Терезин, который считался лагерем легкого содержания. Там собрали заключенных с очень высоким уровнем культуры и образования. Среди них оказалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В Терезине были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Но проходило время, и заключенных отправляли в лагеря, подобные Освенциму.
На сцене – четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета в постановке четырех известных российских хореографов:
Павел Хаас. Струнный квартет №3 ор.15 (1938). Хореограф Алессандро Каггеджи.
Ханс Краса. Струнный квартет ор.2 (1921). Хореограф Татьяна Баганова.
Гидеон Кляйн. Партита для струнных (1944). Хореограф Максим Петров.
Эрвин Шульхоф. Пять пьес для струнного квартета (1923). Хореограф Александр Сергеев.
Автор идеи, музыкальный руководитель — Алексей Трифонов, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета.
Эрвин Шульхоф был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. В 1932 г. он основал джазовый квартет и работал над идеей создания джазовой школы. По мере того, как жизнь становится всё сложнее для евреев и приверженцев «левых» убеждений, Эрвин Шульхоф всё больше проникается идеями коммунизма. В 1932 г. он пишет музыку к Коммунистическому манифесту. В 1941 г. он получил советское гражданство и ждал визы для себя, своей жены и сына. Уверенный в успехе, он заранее отослал свои работы в СССР, что спасло творческое наследие композитора от уничтожения. 23 июня 1941 г., на следующий день после нападения Гитлера на Советский Союз, Шульхофа бросили в тюрьму. Зимой он был депортирован в концлагерь Вюльцбург в Баварии, где скончался в 1942 г.
Гидеон Кляйн родился в 1919 г. в г. Пршерове в Моравии. В 1941 г. был депортирован в Терезиенштадт. Кляйн продолжал давать сольные концерты как пианист и исполнял камерную музыку со своими коллегами из Праги. Среди музыкальных произведений, написанных в Терезине, были камерная струнная музыка, хоровые произведения, мадригалы на стихи Гельдерлина и Вийона, фортепианная соната, музыка для театра. В 1944 г. Гидеон Кляйн был отправлен в Освенцим, а оттуда в Фюрстенгрубе, трудовой лагерь по добыче угля около Катовиц в Польше. Его не стало 27 января 1945 г. в возрасте 26 лет.
Павел Хаас родился в 1899 г. в Брно. Начал сочинять музыку в 14 лет. В 1920 – 1922 гг. учился в консерватории у выдающегося композитора Леоша Яначека. 2 апреля 1938 г. в Брно состоялась премьера оперы Хааса «Шарлатан». В 1941 г. Хаас был отправлен в Терезиенштадт, где продолжал сочинять музыкальные произведения. Первая работа, созданная в концлагере, – хоральная композиция «Не оплакивайте» на основе еврейских текстов Давида Шимони. Затем последовали «Этюд для струнных инструментов» (1943) и «Четыре песни китайской поэзии» (1944). Оба произведения исполнялись заключенными Терезина и часто звучали в послевоенных музыкальных программах. 16 октября 1944 г. Павла Хааса депортировали в Освенцим.
Ханс Краса родился в 1899 г. в Праге. Учился в Немецкой музыкальной академии. Восхищался произведениями Игоря Стравинского. Несколько его произведений были опубликованы в Вене и Париже. Работал в качестве преподавателя по вокалу в Новой немецкой опере. В 20-х годах выступал в США и Франции. Создал несколько песенных циклов для оркестра и для фортепиано, симфонию для маленького оркестра, струнный квартет, кантату «Земля Господа», оперу «Обручение во сне» по новелле Достоевского «Дядюшкин сон», камерное произведение для клавесина и семи инструментов. После нескольких лет, проведенных в Терезине, 16 октября 1944 года был отправлен в Освенцим.
«Мы ни в коем случае не сидели, плача и стеная, на брегах рек вавилонских, наша воля к культуре была адекватна нашей воле к жизни…», – Виктор Ульман (1898–1944), австрийский и чешский композитор, в 1942 году депортированный в Терезиенштадт.
15 ноября, среда
Выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа» (Манеж Малого Эрмитажа – Дворцовая наб., 36).
Выставка, приуроченная к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни, содержит почти 200 произведений XVII–XIX веков из фондов музея, которые прошли реставрацию в научных лабораториях Эрмитажа. Экспозиция охватывает все основные виды выговского искусства: икону, рукописную книгу, рисованный лубок, меднолитую пластику и резные изделия по дереву. Большая часть произведений показана впервые.
Ядро экспозиции составляют почти 60 икон, созданных мастерами Выга. Обширная коллекция Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского иконописания, в том числе «золотой эпохи» первой половины XVIII века, когда были заложены основные черты уникального художественного стиля – «поморского пошиба».
Куратор и автор концепции выставки – Анна Петровна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.
После раскола Русской православной церкви в середине XVII века власти подвергли противников реформ патриарха Никона жестоким гонениям. Приверженцы старой веры считали масштабную правку священных текстов и богослужебных книг «латинской ересью» и предтечей воцарения антихриста. Чтобы окончательно не утратить надежду на вечное спасение, они пустились в бега на окраины русского государства.
С 1670-х годов староверы начинают заселять побережье Белого моря и прилегающие районы. В 1694 году к северо-востоку от Онежского озера, в глухих лесах по верхнему и среднему течению реки Выг (ныне Республика Карелия), старообрядцами-беспоповцами было основано Выговское общежительство.
В период своего расцвета Выгореция занимала обширные территории на Русском Севере, владела рыбными, зверобойными и соляными промыслами на Белом море и на озёрах Карелии. Выговцы вели активную торговлю с крупнейшими городами Российской Империи — от Астрахани до Москвы и Петербурга. Монастырские ладьи доходили до Новой Земли, Канина Носа и Груманта.
Экономическому развитию Выговской пустыни сопутствовал культурный подъём. Произведения местных мастеров отличает яркое своеобразие и единство стиля, которое нашло отражение во всех отраслях творчества: иконописи, рукописной книге, религиозных настенных листах, меднолитой пластике и резных изделиях по дереву.
Обширная коллекция Государственного Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского художественного стиля, одного из самых значительных направлений старообрядческого искусства XVIII — первой половины XIX века.
19.30 «Медицинские художественные практики «внутри» и «вокруг» тела»: новый совместный лекторий Университета ИТМО и Новой сцены Александринского театра (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Цикл встреч на Новой сцене посвящен связи искусства и медицины. В рамках лекционной программы художники, искусствоведы и антропологи обращаются к прошлому и настоящему отношений медицинских и гуманитарных наук. В центре внимания оказывается тело и основные режимы его существования: здоровое и больное, нормативное и странное, деятельное и пассивное. Спикеры пробуют определить статус телесности в условиях современного состояния медицинских технологий и развития фармакологии. Где проходят границы тела? Как медицина конструирует понятие болезни? Как художнику и исследователю выстроить правильную этическую позицию в разговоре о болезнях и недугах? Эти и многие другие вопросы рассматриваются в рамках программы, созданной совместно с Центром Art & Science Университета ИТМО.
Тело – это то, с чем все живые существа неразрывно связаны и то единственное, чем мы, как живые существа, обладаем. Любая (жизне-)деятельность, в конечном итоге, ограничена телом, однако, происходит как «внутри», так и «вокруг» тела, размывая его границы.
На лекции пойдёт разговор о понятиях «нормативность» и «инаковость» в контексте постгуманистической философско-культурной парадигмы и современном технологическом искусстве; о художественных проектах, которые исследуют границы телесного и дихотомии стыдное-приемлемое, красивое-уродливое, опасное-безопасное, человеческое-нечеловеческое, искусственное-естественное. Оказывается, что демаркация противоположностей гораздо более затруднительна, чем кажется на первый взгляд, а «тело» и «норма» постоянно ускользают от определения становясь трудно распознаваемыми, неверифицируемыми.
Лекцию «Медицинские художественные практики «внутри» и «вокруг тела» прочтет исследователь Анастасия Алёхина.
На заставке: фото Елены Агафоновой.