15 апреля, суббота
14.00 Концерт Симфонического оркестра Мариинского театра к 50-летию дебюта Владимира Федосеева в качестве оперного дирижера (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
На концерте прозвучат два масштабных сочинения русских композиторов: Четвертая симфония Петра Чайковского и Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Партию фортепиано исполнит солистка Московской государственной академической филармонии Екатерина Мечетина.
С 1974 года и по настоящее время маэстро Владимир Федосеев является бессменным художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского. Прославленный музыкант, отметивший в августе девяностолетие, впервые встанет за пульт Симфонического оркестра Мариинского театра со времен своего театрального дебюта, который состоялся 50 лет назад. Именно на сцене Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинского) прошло первое выступление Владимира Федосеева в качестве оперного дирижера, в 1973 году под его управлением была представлена опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. В последний раз на сцену Мариинского театра Владимир Федосеев выходил со своим коллективом десять лет назад – в 2013 году вместе с Большим симфоническим оркестром он выступил в рамках Международного музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».
15.00 Цикл лекций «Опыт невозможного» (Дом радио – Итальянская ул., 29).
Петербургский Дом радио запускает цикл лекций «Опыт невозможного». Новый курс, созданный при участии исследователей мистики, поэзии и философии, посвящен древним учениям и современным представлениям об опыте откровения. Просветительский цикл продлится в течение трех месяцев и будет состоять из трех тематических направлений. 15 апреля откроется первая часть курса с лекциями и семинарами по восточно-христианской мистике. В мае встречи будут посвящены поэзии. Завершится цикл лекций в июне курсом по философии. События пройдут в выходные дни в 15.00.
17.00 Премьера оперы П. И. Чайковского «Иоланта» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
«Иоланта» – последняя опера Петра Чайковского, входящая в список известнейших русских камерных опер. Одно из самых ярких и необычных произведений в репертуаре композитора было написано им за два года до смерти. Чайковский искал сюжет для небольшой лирической оперы и обратил внимание на одноактную пьесу датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене». Трогательная история об исцелении слепой от рождения принцессы вдохновила композитора, и он обратился к брату Модесту с просьбой написать либретто. В сюжете оперы также отразились философские и нравственные поиски композитора, который, как считается, в последние годы жизни увлекался трудами Спинозы. Работа над сочинением продолжалась с июля по декабрь 1891 года, а 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась мировая премьера произведения.
Авторы новой постановки режиссер Анна Шишкина и художник Петр Окунев обещают «следовать за композитором» так, что светло-безмятежная музыка Чайковского обретет на сцене форму философской сказки со счастливым концом.
Премьерные показы пройдут 15 и 16 апреля на исторической сцене Мариинского театра. За дирижерский пультом в первый день встанет Валерий Гергиев.
17.00 Концертная программа «Виват, оперетта!» (Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойки, 12).
В концертной программе прозвучат бессмертные шедевры Кальмана, Легара, Штрауса, Оффенбаха, Лоу. Исполнители – солисты петербургских оперных театров Ольга Васильева (сопрано) и Игорь Шумаев (баритон) в сопровождении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов).
18.00 Концерт Санкт-Петербургского ансамбля виолончелистов Анатолия Никитина в рамках проекта «Шедевры России в Мраморном» (Мраморный дворец, Белый зал – Миллионная ул., 5).
В исполнении ансамбля виолончелистов Анатолия Никитина прозвучат как яркие хиты, специально написанные для ансамбля, так и известные произведения, адаптированные для этого состава. Художественный руководитель ансамбля – Дмитрий Еремин, партия фортепиано – Инга Дзекцер.
Все гости в день концерта смогут посетить постоянную экспозицию Мраморного дворца «Музей Людвига», где собраны яркие образцы современного искусства XX века, включая работы П. Пикассо и Э. Уорхола.
19.00 I «АrtОкраина – лаборатория» спектаклей малых форм для камерной сцены (Театральный центр «За Чёрной речкой» – Богатырский пр., 4).
В этом году Театральный центр «За Чёрной речкой» отмечает свой сорокалетний юбилей. В рамках юбилейном программы с 15 по 17 апреля пройдет I «АrtОкраина – лаборатория» спектаклей малых форм для камерной сцены. Будут представлены три эскиза, после которых пройдет обсуждение с участниками, зрителями и театральными критиками. Участники лаборатории – петербургские режиссеры: Кирилл Люкевич, Сергей Агафонов и Анастасия Быцань.
Расписание показов:
15 апреля в 19.00 – эскиз Анастасии Быцань по пьесе А. Иванова «Это все она».
16 апреля в 19.00 – эскиз Сергея Агафонова по пьесе М. Мюллюахо «Паника».
17 апреля в 19.00 – эскиз Кирилла Люкевича по рассказу А. Платонова «Фро».
20.00 Концерт Камерного оркестра QuantumSatis (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Камерный оркестр QuantumSatis представляет в Большом зале филармонии программу, посвященную самому популярному композитору эпохи барокко – Антонио Вивальди.
Прозвучит концерт «Весна» из цикла «Времена года» и другие инструментальные концерты Вивальди и фрагменты из опер.
Солисткой в этот вечер выступит исполнительница универсального дарования – скрипачка и вокалистка Мила Фраенова. Она сотрудничает с ведущими российскими коллективами, выступающими в области исторически информированного исполнительства.
16 апреля, воскресенье
17.00 Торжественное закрытие V Всероссийской выставки скрипичных мастеров (Шереметевский дворец – Музей музыки, Оружейный зал – наб. реки Фонтанка, 34).
В Шереметевском дворце – Музее музыки прозвучат музыкальные инструменты современных мастеров, представленные на выставке, в которой приняли участие 32 мастера не только со всей России, но и из Беларуси, а также из Израиля и Италии.
В рамках выставки состоялась научно-практическая конференция, на которой обсуждались актуальные вопросы производства музыкальных инструментов. Центральным событием выставки стало двойное слепое прослушивание скрипок современных мастеров. Впервые в России был использован новый метод отбора лучших музыкальных инструментов, которые обыгрывались и оценивались ведущими петербургскими музыкантами, педагогами и деятелями искусств.
Художественный руководитель выставки – скрипичный мастер и реставратор, создатель интернет-ресурса «Музыкальный мастер» Рафаил Ароев.
20.00 Концертная программа симфонического оркестра филармонии к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В год 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова симфонический оркестр филармонии под управлением Николая Алексеева исполнит монографическую программу из музыки композитора. Прозвучат знаменитые Вторая симфония и Второй фортепианный концерт, солист – Илья Папоян.
17 апреля, понедельник
15.00 Открытие выставки «Солнце российской китаистики – Никита Яковлевич Бичурин» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
Экспозиция посвящена первому русскому китаеведу, архимандриту Русской православной церкви, начальнику 9-й Духовной миссии в Китае Никите Яковлевичу Бичурину (отцу Иакинфу). Он оставил богатое наследие, отраженное в научных трудах по изучению языка, местных обычаев, традиций и истории народов Поднебесной.
На выставке представлены издания знаменитых работ Бичурина на русском и китайских языках из фондов РНБ. Это «Китайская грамматика» (1838 г.), «Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине» (1905 г.), «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», «Китай в гражданском и нравственном состоянии», «Древняя китайская история». Посетители также смогут познакомиться с его книгами о православии в Китае и переводами христианской литературы на китайский язык.
Среди экспонатов – «Первый Альбом», содержащий 57 цветных рисунков и аннотаций к ним, выполненных о. Иакинфом. Он открывает новую грань таланта великого ученого и одновременно предлагает современному читателю редкий этнографический материал.
Выставку дополняют современные научные труды китайских исследователей, посвященные Бичурину.
Выставка открыта до 30 апреля.
18.00 Открытие выставки петербургской художницы Александры Егоровой «Любимый город» (Арт-пространство mArs – Марсово поле, 3).
Выставка организована в рамках проекта «Новые передвижники» и продлится две недели.
Александра Михайловна Егорова родилась в 1981 году в Ленинграде. Окончила СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Участник творческих выставок и конкурсов различного уровня. Специалист по учебно-методической работе, преподаватель кафедры рисунка СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Александра Егорова считает важным сохранять и поддерживать традицию натурной пленэрной работы, поэтому все работы, представленные на выставке, выполнены с натуры.
18 апреля, вторник
Открытие выставки, посвященной 80-летию создания Главного управления контрразведки «СМЕРШ» (Исторический парк – ул. Бассейная, 32).
Выставка посвящена органам военной контрразведки, действовавшим на Северо-Западном направлении в составе Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов, Балтийского флота. Впервые появляется возможность заглянуть в тайны контрразведки, на выставке открываются отдельные документы, в том числе рассекреченные, снимается гриф с некоторых операций. Никогда ранее открыто не демонстрировались и портреты смершевцев, написанные при их жизни художником Сайбаталовым Х. Г. Впервые на широкое обозрение будет представлена наиболее полная коллекция подлинных снимков блокадного Ленинграда, сделанных фронтовым фотографом Борисом Кудояровым.
Выставка открыта до 15 мая.
Вход свободный.
16.00 Российская Национальная театральная премия «Арлекин» 2023 г. и XX Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» (Арт-центр «Пушкинская-10» – Лиговский пр., 53).
Афишу фестиваля составляют лучшие российские спектакли, адресованные детям и подросткам. Главное место действия «Арлекина» – Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье», основатель и организатор премии.
Другие площадки фестиваля – Молодежный театр на Фонтанке, театр «На Литейном», Большой театр кукол, Дом актера имени К. С. Станиславского, Упсала-Цирк, театр «Мастерская», театр «Открытое пространство», Социально-художественный театр, Арт-центр «Пушкинская-10».
В этом году на конкурс для участия в «Арлекине» было подано 183 заявки от 149 российских театров. Экспертный совет отобрал в конкурсную программу 10 спектаклей и рекомендовал ряд спектаклей для участия во внеконкурсной программе. В дни фестиваля зрители смогут увидеть конкурсные спектакли «Поход в Угри-Ла-Брек» Красноярского ТЮЗа, «Камыр батыр» Казанского татарского ТЮЗа им. Г. Кариева, «Книга всех вещей» Томского ТЮЗа, «Немножко слишком одиноко» петербургского Большого театра кукол, «Беглецы» Театра Романа Виктюка и АНО «Арт-Проект» (Москва), «Йожикина йолка» Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького (Кудымкар), внеконкурсные спектакли «Василисса» Алтайского театра для детей и молодежи им. В. С. Золотухина (Барнаул), «Дым» Молодежного театрального центра «Космос» (Тюмень), «Странное дело» школы «Класс-центр» Департамента культуры Москвы и три петербургских спектакля – «Ромео и Джульетта» театра «Открытое пространство», «Винни-Пух» Социально-художественного театра и «Что случилось в пятом «Б» театра «Зазеркалье». Уже в третий раз во внеконкурсной программе фестиваля «Арлекин» примет участие международный проект «Театр без границ» (при поддержке благотворительной организации «Перспективы»), который на этот раз представит инклюзивный спектакль-эксперимент «Основные моменты».
Помимо конкурсной и внеконкурсной программ, «Арлекин» включает специальную программу, адресованную прежде всего тем, чей труд связан с театром.
Традиционная для «Арлекина» трехдневная лаборатория драматургов и режиссеров «Маленькая ремарка» – это финал одноименного конкурса новой драматургии для детей и подростков. Читки-эскизы спектаклей на основе лучших новых пьес современных авторов («Чипатанга» Евгении Юсуповой, «Бегемот-невидимка» Марии Зелинской, «Яна всем нравится (нет)» Игоря Витренко) представят режиссеры Иван Куркин, Роман Каганович, Вячеслав Пискунов. Лабораторию для детей «Пишем пьесу» проведет московский поэт, детский писатель, драматург Лев Яковлев. О новых проектах московского театра «Тень» расскажут режиссер и актриса «Тени» Майя Краснопольская и режиссер Анна Иванова. О вопросах авторского права сегодня, о новой литературе для детей и подростков – лекции Ольги Варшавер, одного из ведущих в России переводчиков художественной литературы, и Галины Бочаровой, руководителя московского литературного агентства «Голова». Режиссер Рузанна Мовсесян и актриса, директор театра «Открытое пространство» Алла Данишевская представят книгу-театр «Ромео и Джульетта», созданную как продолжение одноименного спектакля, входящего в программу фестиваля: благодаря настольной книге-театру дети и взрослые смогут самостоятельно ставить «Ромео и Джульетту». Двухдневный образовательный семинар, посвященный инновационным технологиям в театральной сфере – от технического оснащения театров до новых эффективных моделей в деловой и творческой практике театров – пройдет в партнерстве с Институтом культурных программ Санкт-Петербурга.
Жюри фестиваля во главе с Сергеем Казарновским предстоит оценить работу лучшего режиссера, актера, художника, композитора, балетмейстера. И, конечно, выбрать лучший спектаклей для детей. Театр, победивший в номинации «Лучший спектакль», обретет серебряную статуэтку Арлекина (автор – Андрей Ананов) и премию на постановку нового детского спектакля.
Двадцатый «Арлекин» завершится 26 апреля награждением лауреатов театральной премии «Арлекин» 2023 года. Как всегда, это будет своего рода финальный спектакль фестиваля. Театрализованную церемонию награждения проведут самые молодые артисты «Зазеркалья», второкурсники РГИСИ – студенты профессора Александра Петрова, худрука «Зазеркалья», арт-директора «Арлекина».
19.00 Встреча с художественным руководителем Молодежного театра на Фонтанке Семеном Спиваком и презентация фильма о его творчестве (Молодежный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанка, 114).
Фильм создан в рамках цикла «Красота спасет мир». Это авторский проект актрисы Иланны Некрасовой в формате кинобесед, посвященный людям разных профессий и призваний, которые живут по законам красоты, в служении своему делу. Первым героем проекта стал Семен Спивак. В фильме представлены фрагменты легендарных спектаклей театра, репетиционный процесс, жизнь «закулисья», а также работа Семена Спивака со студентами. В рамках творческой встречи зрители смогут первыми увидеть фильм на большом экране и задать вопросы главному герою и автору проекта.
Встречу ведет Наталья Бржозовская.
Вход для зрителей по билетам.
19.00 Гала DANCE OPEN 2023 (Александринский театр – пл. Островского, 6).
География участников Гала-2023 впечатляет новыми открытиями и заполняет «белые пятна» на «хореографической карте мира» по версии Dance Open. В концерте примут участие солисты одной из ведущих трупп Бразилии — Муниципального балета Сан-Паулу. В качестве участников фестиваля Dance Open бразильцы впервые выйдут на российскую балетную сцену.
Еще один участник из Латинской Америки — аргентинская труппа Малево. В отличие от бразильцев их танец — олицетворение национального характера, но хореография маламбо от Малево не имеет ничего общего с фольклорными изысканиями для узкого круга специалистов. Малево представляет высокопрофессиональное, техничное и технологичное современное шоу.
Зрителей Гала ждет встреча с солистами балета Венгерского государственного оперного театра, также в программе концерта ожидается номер в исполнении солиста Национального балета Кубы и российские звезды: Большой театр России, Урал балет, Пермский театр оперы и балета, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
19.00 Премьера одноактных опер «Директор театра» В.-А. Моцарта и «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери. Режиссер-постановщик – Юрий Александров (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» – Галерная ул., 33).
7 февраля 1786 года австрийский император Иосиф II устроил праздник в честь прибытия в Вену генерал-губернатора Нидерландов. «Изюминкой» торжества стало музыкальное соревнование между Антонио Сальери и Вольфгангом Амадеем Моцартом. Каждый из них должен был написать одноактную оперу на тему театрального закулисья. Состязание должно было ответить на вопрос: какая опера лучше — итальянская буфф или немецкий зингшпиль? Сальери, представлявший Италию, написал оперу «Сначала музыка, слова потом» на либретто Дж. Б. Касти, а Моцарт, защищавший честь немецкой музыки, представил публике оперу «Директор театра» на либретто И. Г. Штефани, с которым работал ранее над созданием оперы «Похищение из сераля».
Победу в творческом состязании одержал Сальери. Но, по воле судьбы, его опера была надолго забыта, а вот опера соперника, хотя и не так часто, но появлялась на оперных подмостках.
18 и 19 апреля года будет представлена премьера – вечер одноактных опер «Директор театра» В.-А. Моцарта и «Сначала музыка, слова потом» А. Сальери. Спустя 200 лет Юрий Александров и солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера» вновь приглашают принять участие в качестве судей творческой дуэли двух великих композиторов.
19.00 Лаборатория танцевальных высказываний (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанка, 49 А).
Программа бакалавриата «Искусство современного танца» Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова совместно с Новой сценой Александринского театра в третий раз представит результат творческого сотрудничества независимых хореографов России со студентами-танцовщиками.
#ist26 покажет постановку-результат лаборатории «dance puzzle», где 4 хореографа в ограниченный отрезок времени создают общее хореографическое полотно, независимо друг от друга, но дополняя и продолжая работу своего предшественника. Работа со звуком, динамикой и амплитудой движения, деликатностью и уязвимостью, поиск новых инструментов и возможности слышать друг друга – примерные границы этого эксперимента. Хореографы участники – Анастасия Пешкова, Анна Баркалова, Ольга Васильева, Анна Кравченко.
Художник по свету – Эмиль Авраменко.
Кураторы проекта – Александр Любашин, Мария Дудина.
19.00 Предпремьерный показ фильма Карлы Симон «Земля Алькаррас» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
В этот день в кинотеатре «Аврора» состоится предпремьерный показ испано-итальянской драмы «Земля Алькаррас». Картина рассказывает о жизни фермеров в деревушке Алькаррас в Каталонии. На протяжении восьмидесяти лет местная семья выращивала персиковые деревья, однако все меняется, когда умирает владелец их поместья. Урожай этого года может стать для них последним. Новый владелец решает продать землю и расчистить место под новый бизнес. Впервые в жизни Соле сталкиваются с неопределенностью будущего, и это вызывает раскол в их большой и дружной семье.
В фильме снялись Жузеп Абад, Жорди Пужоль Дольсет, Анна Отин, Альберт Бош и другие.
В российский кинопрокат фильм выходит с 20 апреля.
19 апреля, среда
VI Международный детский кинофестиваль «Cinema Kids/Синема Кидс» (Дом кино – ул. Караванная, 12).
«Дети снимают кино для детей!» – девиз VI Международного кинофестиваля «Cinema Kids/Синема Кидс». Ежегодно в конкурсной программе кинофестиваля участвует более 500 творческих работ, которые дети и подростки из разных стран создают для сверстников, пробуя себя в качестве сценаристов, актеров, режиссеров. Ребята самостоятельно и с помощью взрослых делают фильмы, телесюжеты, клипы, мультфильмы, социальные ролики. В этом году в программе детского кинофестиваля появилась новая номинация «Лучший полнометражный фильм». Также решено ввести номинацию для людей с ограниченными возможностями здоровья «Особый взгляд».
Программа кинофестиваля традиционно включает: мастер-классы, творческие встречи, дефиле по красной дорожке, премьеру фильмов, праздничный концерт, встречи с известными актерами и режиссерами.
Участие в кинофестивале бесплатное.
Подробнее о фестивале: https://vk.com/cinema_deti
10.00 VI научная конференция «История отечественной культуры в архивных документах» (Главное здание Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
В конференции примут участие сотрудники Отдела рукописей РНБ, а также историки, филологи, искусствоведы из научных и образовательных учреждений Петербурга, Москвы, Новосибирска, Смоленска, Еревана (Армения), Гранады (Испания) и других городов.
Заседания будут посвящены отдельным темам и деятелям, связанным с русской историей XVIII–XX вв., историей архитектуры, науки, литературы, музыкального искусства, духовной культуры нашей страны. В рамках научного форума состоятся презентации книг, будет представлен видеосюжет, посвященный 150-летию со дня рождения Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова, проведен круглый стол «Петроградская епархия в годы революций и Гражданской войны». Завершит конференцию концерт «Мир музыки Михаила Кузмина» (Белый зал Шереметевского дворца), на котором прозвучат фрагменты вокальных циклов Кузмина «Il Canzoniere» на стихи самого поэта-композитора, а также двух тетрадей на тексты сонетов Шекспира.
Конференция продолжит работу до 21 апреля.
19.00 Вернисаж выставки «Искусство МАНГА» (Пространство «Севкабель Порт» – Кожевенная линия, 40).
В пространстве «Севкабель Порт» состоится вернисаж первой в России масштабной выставки, посвященной искусству японских графических рассказов (манга). Вход на вернисаж – по пригласительным билетам. Для широкой публики выставка откроется 20 апреля и продолжит свою работу до 3 сентября 2023 года.
На площади более 2500 квадратных метров будут представлены никогда прежде не выставлявшиеся эскизы, наброски и рукописи, а также первые тиражи важнейших для истории манги произведений. В экспозицию войдут более 200 экспонатов разных периодов, которые раскрывают историю манги в хронологической последовательности и отражают тесную связь современной манги с традиционным искусством. Подготовка к российской выставке заняла более трех лет, на протяжении которых были собраны уникальные экспонаты из частных коллекций Японии, Китая и Европы.
Для посетителей первой выставки манги в России будут построены 20 выставочных залов, отображающих разные аспекты и этапы развития этого художественного явления. Куратором выступит Анна Пушакова, ранее работавшая хранителем коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном музее Востока в Москве и неоднократно курировавшая выставки, посвященные японскому искусству как в России, так и за рубежом.
На выставке будут представлены два тома из первого издания XIX в. знаменитой «Манга» автора «Большой волны» Кацусики Хокусая.
Манга раннего периода будет представлена изданиями из частных коллекций: газетами, книгами, журналами и приложениями к ним. Многим из этих предметов около ста лет, и они никогда ранее не выставлялись. Чтобы раскрыть связь ранних работ манги с комикс-культурой, будут показаны газеты и первые выпуски манги 1920-х гг. Манга XX века представлена знаковыми работами известных художников, повлиявших на историю развития манги как направления в современном искусстве. Для первой половины ХХ века это Китадзава Ракутэн (1876 – 1955), Окамото Иппэй (1886 – 1948) и участники Токийской ассоциации манги начала 1920-х. Для второй половины ХХ века это Осаму Тэдзука (1928 – 1989), Сигэру Мидзуки (1922 – 2015), Лэйдзи Мацумото (1938 – 2023) и другие известные мангаки. Для последних десятилетий были выбраны репрезентативные работы таких авторов, как Масаси Кисимото (род. 1974), Наоко Такэути (род. 1967), Эйитиро Ода (род. 1975) и других.
На выставке будут показаны не только первые издания культовой манги – например, полное собрание сочинений «Бога манги» Осаму Тэдзуки, насчитывающее более 350 томов, но также оригиналы рукописей тушью, целлулоидные кадры для покадровой анимации, автографы известных мангак, оригинальные аниме-постеры, журналы манги, как современные, так и работы 1960-1970-х гг., скульптуры с изображением героев аниме и манги, выпущенные ограниченным тиражом, иллюстрированные книги и японские гравюры XVIII–XIX вв. и многое другое.
Особое внимание будет уделено созданной на основе аниме «киноманге», манге, в свое время совершившей революцию в различных жанрах, а также нишевой манге, основанной на произведениях мировой литературы. Это манга «Отверженные», основанная на одноименном романе Виктора Гюго, «Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» по одноименным пьесам Уильяма Шекспира и многие другие. Отдельно будет рассмотрена взаимосвязь японской манги и комиксов, а также влияние манги на современную популярную культуру в России. Кроме того, один из залов будет непосредственно посвящен российской манге.
Выставка не только расскажет об искусстве манги, но и позволит каждому желающему окунуться в мир самых известных японских комиксов. Помимо самой выставки, запланирована обширная образовательная программа – мастер-классы, лекции, дискуссии и творческие встречи.
19.00 Концерт артистов Академического симфонического оркестра филармонии (Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Академический симфонический оркестр не так давно отметил 90-летие со дня основания, а в этом сезоне отмечает 70-летие вхождения в состав Ленинградской – Петербургской филармонии. В числе музыкантов оркестра – множество исполнителей с успешной сольной карьерой, артистов, организовавших известные, востребованные ансамбли.
В Малом зале филармонии они представят увлекательную программу: многообразие тембров, составов и стилей – от музыки барочного композитора Джузеппе Камбини и великого классика Вольфганга Амадея Моцарта до сочинения крупнейшего композитора XX века Дьёрдя Лигети и попурри из популярных мелодий.
19.00 Концерт «Игра с незримою мечтой» в рамках V Международного фестиваля «Приношение Елене Образцовой» (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65, 3 этаж).
В Культурном центре Елены Образцовой состоится концерт солистки Ростовской государственной филармонии Кнарик Закарьян (сопрано). В программу концерта включены романсы русских композиторов – С. Танеева, Н. Метнера, С. Рахманинова. За роялем – Анастасия Таран.
Специальный приз «Сольный концерт в Культурном центре Елены Образцовой» учрежден в 2017 году. Его обладателями стали талантливые участники российских и зарубежных вокальных конкурсов – Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова, Международного конкурса вокалистов имени Павла Лисициана, Международного конкурса вокалистов «Звездная рапсодия», Открытого Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени Надежды Обуховой.
20 апреля, четверг
18.30 Творческая встреча с художницей Юлией Никитиной (Библиотека им. А. С. Грибоедова – ул. Садовая, 33).
Встреча приурочена к выставке «Все растет из земли», которая включает графику и керамические изделия, связанные общей темой: любовью к природным формам.
Юлия Никитина – художник-иллюстратор, автор графической новеллы «Полуночная земля», комиксов «Путешествия чародея», «Книга тела».
Юлия родилась в Салехарде, училась в Тюмени, а сейчас много путешествует и создает рисованные истории, навеянные детством в Сибири, в которых смешиваются фольклор и личные переживания. Юлия является куратором конкурса рисунков «Ямальский комикс».
Подробности по телефону: 310-05-64 или в группе ВКонтакте https://vk.com/bnllib.
Вход свободный.
19.00 Концерт программы «Звуковые методы» с мастер-классом по созданию электронной музыки от Nocow + Hoavi (Центр современного искусства им. Сергея Курёхина – Лиговский пр., 73).
Продюсеры Алексей Никитин (Nocow) и Кирилл Васин (Hoavi) проведут мастер-класс, адресованный как начинающим, так и опытным музыкантам. Будут затронуты технические, философские, психологические и прочие стороны процесса создания электронной музыки.
Модератором данного мероприятия выступит Дмитрий Чередниченко (Shutta) – диджей и музыкант, резидент Roots United, бас-гитарист True Flavas.
20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии. Солистка – Елизавета Леонская (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Пианистка Елизавета Леонская возвращается в Петербург чтобы выступить с симфоническим оркестром филармонии под управлением дирижера Павла Бубельникова. Программа концерта полностью составлена из музыки Вольфганга Амадея Моцарта.
Прозвучат сочинения, созданные Моцартом в разные периоды жизни – от Концерта № 9 для фортепиано с оркестром, написанного в 20 лет, до последней величественной Симфонии № 41, за олимпийский размах получившей название «Юпитер», также в программе – увертюра к зингшпилю «Похищение из сераля».
Пианистка, входящая в число выдающихся современных исполнителей, Елизавета Леонская более 40 лет живет в Вене и выступает с лучшими оркестрами и дирижерами. В числе ее сценических партнеров – оркестры Гевандхауса и Концертгебау, Оркестр де Пари, Венский симфонический, Берлинский, Лондонский и Нью-Йоркский филармонические оркестры.
21 апреля, пятница
11.00 Начало работы выставки Владимира Михайлуцы «А мир – прекрасен, как всегда» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Владимир Михайлуца – профессиональный художник-график, фотограф, участник многочисленных выставок. Известен своими репортажами петербургской художественной жизни, на протяжении более 20 лет фотографирует город Петербург и его пригороды.
На выставке представлена серия ночных пейзажей, в которых все размыто туманом и даже свет фонарей не в силах противостоять этой волшебной дымке. Сырой гранит набережных, влажные решетки горбатых мостов, стылая рябь канала – все это похоже на блоковские видения.
Владимир Михайлуца: «Художник, живописец с помощью техники и профессиональных приемов может показать свое индивидуальное видение пейзажа, даже не выходя за пределы мастерской. Другое дело – фотограф. Его присутствие на месте съемки определено основополагающим принципом фотографирования. Зрителю будет интересно увидеть знакомые виды любимого города в моей авторской, художественной интерпретации».
Владимир Петрович Михайлуца окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Специализация – графика, экспериментальная фотография, видеоарт. Основатель и председатель Санкт-Петербургского Люминографического общества (2007). Работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Новосибирского государственного художественного музея, в музее «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин), а также в частных коллекциях России и за рубежом.
Выставка открыта до 21 мая.
19.00 Концерт симфонического оркестра Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В этот день в Концертном зале Мариинского театра состоится концерт оркестра Музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина «Северная Симфония». Дирижер – Фабио Мастранджело. Солистка – Анна Савкина (скрипка).
В программу концерта вошли избранные произведения Мориса Равеля. В том числе «Альборада» из цикла «Отражения», «Испанская рапсодия» и рапсодия «Цыганка». Также музыканты исполнят рапсодию «Испания» Эммануэля Шабрие и «Ритуальный танец огня» из балета «Любовь-волшебница» Мануэля де Фалья. В завершение прозвучит «Испанская симфония» для скрипки с оркестром Эдуара Лало.
19.00 Премьера спектакля «Варшавская мелодия». Режиссер – Александр Гошуков (Театр «Мастерская», Большая сцена – ул. Народная, 1).
Москва. Только что кончилась война. Виктор и Гелена, русский юноша и польская девушка, московские студенты, знакомятся на концерте в консерватории – случайно, невзначай, не зная, что жизнь соединила их надолго, может быть – навсегда. История любви разворачивается постепенно. Нежность, страсть, отчаяние, горе, истовая преданность, жажда жизни, вера в призвание, искренняя служба избранному делу – молодые люди взрослеют и мудреют на глазах зрителя. За два часа сценического действия на сцене сплетаются и расплетаются две судьбы – равно успешных и равно сломанных.
В начале истории по-юношески бесшабашные, в финале умудренные и усталые, они через всю жизнь проносят свою – взаимную и неосуществленную – любовь. Высокая политика не позволила им быть вместе, и они не смогли стать счастливыми порознь, несмотря на достигнутые вершины профессии и вроде бы сложившуюся личную жизнь. Он женат, она замужем, он успешен, она популярна, – но он в Советском Союзе, она в Польше, и они не могут быть вместе, а все остальное значит так мало.
В спектакле заняты: Дарья Завьялова, Глеб Савчук.
Режиссер – Александр Гошуков.
Художник – Николай Слободяник.
Художественный руководитель постановки – Григорий Козлов.
22 апреля, суббота
14.00 Экофестиваль «День Земли» (Детская библиотека — 4 Красноармейская ул., 13).
22 апреля в Детской библиотеке состоится большой фестиваль, посвященный всемирному Дню Земли. Фестиваль включает в себя: лекцию биолога Леонида Шуйского «МИКРОпластиковая МАКРОпроблема» о вредном влиянии пластика на природу, игру по станциям об экологическом образе жизни, лекцию геолога Алексея Коваля «Свидетели древних морей» о временах, когда территория современной Ленинградской области была дном моря, населенного трилобитами, а также мастер-классы и игры на свежем воздухе.
Справки по телефону: (812) 316-68-77 и в группе Детской библиотеки ВКонтакте: https://vk.com/detlermontov
Вход по записи.
17.00 Кураторская презентация фестиваля Sound Around Kaliningrad (Новая сцена им. Вс. Мейерхольда Александринского театра – наб. реки Фонтанка, 49 А).
Фестиваль проходил в Гданьске, Клайпеде и Екатеринбурге, а в 2022 году прошел на Камчатке. На Новой сцене заявлены художники и музыканты из Калининграда и Санкт-Петербурга, которые выступят в коллаборации и со специально подготовленными программами. 22 апреля в афише – кураторская презентация фестиваля и артист-ток, а 23 – аудиовизуальный концерт электронной экспериментальной музыки. Среди участников шоукейса мистификаторы калининградской инди-сцены «Темноямск», музыкант, звукорежиссер Kratong (Сергей Иванов), видеохудожник и VJ Юрий Элик, композитор и импровизатор-мультиинструменталист Олег Гудачёв и видеохудожник Майк IV (Михаил Иванов).
События фестиваля – это звуковые перформансы, концерты академической и экспериментальной музыки, мультимедийные и сайт-специфик инсталляции, лекции, мастер-классы, встречи с художниками, вечеринки и звуковые прогулки.
Кураторы фестиваля активно работают с художниками, которые продолжают традиции авангардного искусства первой трети ХХ века, связанные с научно-техническим прогрессом и достижениями во всех сферах научного знания. А также регулярно приглашают к сотрудничеству авторов, работающих на пересечении разных видов искусств: звука и изображения, звука и перформанса, звука и литературы.
18.00 Гала-концерт XVIII Международного конкурса-фестиваля студентов творческих вузов «Поющая маска» им. Андрея Петрова (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Вокальный конкурс-фестиваль «Поющая маска» вырос из ежегодного вокального конкурса студентов петербургской театральной академии. В фестивале традиционно участвуют представители ведущих театральных школ России, среди которых вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Новосибирска. В международной программе в разные годы принимали участие студенты театральных школ из Германии, Италии, Китая, Польши, США, Франции, Шотландии и других стран.
Победителей конкурса определяет экспертное жюри, в состав которого входят педагоги РГИСИ, артисты, режиссеры, композиторы музыкальных и драматических театров Санкт-Петербурга, именитые деятели культуры. В этом году председателем жюри стал режиссер Юрий Александров.
В рамках фестиваля пройдут круглые столы, научные конференции и мастер-классы на темы, связанные с жанром актерской песни.
19.00 «Песни о любви» – новая программа камерного хора Festino (Мальтийская капелла Воронцовского дворца – Садовая ул., 26).
Прозвучат сочинения композиторов эпохи раннего барокко и немецкого романтизма – Клаудио Монтеверди и Иоганнеса Брамса.
2023 год – юбилейный для обоих авторов: со дня рождения Клаудио Монтеверди исполнится 450 лет, со дня рождения Иоганесса Брамса – 190. В первом отделении концерта прозвучат мадригалы Клаудио Монтеверди и виртуозные Altri canti d`amor из восьмой книги мадригалов в сопровождении инструментального ансамбля.
Во втором отделении будут представлены романтические миниатюры для хора а капелла Иоганнеса Брамса и блестящие Liebenslieder Waltzer ор.52 «Вальсы-песни любви» для хора и двух фортепиано.
19.00 Концерт Рязанского государственного академического русского народного хора имени Евгения Попова (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Концертная программа «Мещерские картинки», которая будет представлена в Большом зале Екатерининского собрания в этот единственный вечер, – редкая возможность познакомиться с традициями песенно-танцевального фольклора и художественных ремесел рязанской земли. Неспроста создатели программы выразительно обыгрывают тот факт, что некогда на Рязанщине песни не пели, а именно «играли». Оригинальная танцевальная композиция ярко проиллюстрирует искусство скопинских гончаров; напевный лирический хоровод «Михайловское кружево» вовлечет зрителя в магию кружевоплетения; рязанские бочкари поведают о своем ремесле в вокально-хореографической композиции «Полно, полно вам, ребята, пиво пити».
Во втором отделении вечера прозвучат лиричные и задушевные песни, особым, по-есенински напевным исполнением которых так славится Рязанский хор. Среди них – визитная карточка коллектива «Над окошком месяц» Евгения Попова на стихи Сергея Есенина и другие знаковые произведения. Завершится вечер «Рязанской барыней»: залихватское, разудалое действо, наполненное искрометными частушками и виртуозными хореографическими трюками.
Свою историю прославленный коллектив ведет с 1932 года. Однажды на официальном праздничном концерте в Рязани выступил русский народный хор под руководством Ирины Косилкиной из села Большие Журавинки, а в 1946 году хор получил статус государственного и стал профессиональным филармоническим коллективом. Традиции, заложенные его основательницей, продолжили выдающиеся мастера народной музыки: легендарный Евгений Попов, руководивший коллективом более 40 лет, Александр Козырев и другие. В 1996 году за высокое художественное мастерство и подлинность народной певческой традиции Рязанскому хору было присвоено почетное звание «академический».
Сегодня в составе большого коллектива работают оркестровая и балетная группы.
Выступление Рязанского государственного академического русского народного хора имени Евгения Попова в Санкт-Петербурге состоится в рамках фестиваля «Национальная коллекция» — эксклюзивного музыкального проекта «Петербург-концерта», призванного знакомить зрителей с национальной музыкальной культурой народов России.
20.00 Пасхальный концерт Дивны Любоевич и хора «Мелоди» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
22 и 23 апреля в Большом зале филармонии состоится выступление исполнительницы духовной музыки Дивны Любоевич и сербского хора «Мелоди».
Дивна Любоевич (род.1970) заслужено снискала славу «звезды православной музыки ХХI века». С 10 лет Дивна изучала церковное пение в белградском монастыре «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Затем окончила музыкальную школу и Музыкальную Академию в Сербии. В 1991 года Дивна Любоевич при монастыре Введения Пресвятой Богородицы создала церковный хор «Мелоди», названный так по предложению певца и филолога Ненада Ристовича в честь святого Романа Сладкопевца. Репертуар хора «Мелоди» составляют православные песнопения: от ранних образцов византийского, сербского, болгарского и русского распевов до произведений современных авторов.
В Пасхальных концертах прозвучат духовные песнопения и народные сербские песни.
23 апреля, воскресенье
12.00 Выставка современного дизайна «Дизайн-триатлон. Плакат. Книга. Видео» и День дизайна НИУ ВШЭ (Пространство RASKROI – Казанская ул., 25).
Гостей выставки ждут примеры молодого дизайна и лекционная программа, в рамках которой состоятся встречи с ведущими дизайнерами, преподающими в Школе дизайна НИУ ВШЭ, мастер-классы, а также презентации программ бакалавриата, магистратуры и курсов дополнительного образования. Будут представлены плакаты, созданные студентами и демонстрирующие творческую свободу молодых дизайнеров. Отличительной особенностью станет свободная экспозиция книг, которые можно будет полистать и рассмотреть в деталях. Видео и моушн-графика – то, без чего сегодня невозможно представить современный коммуникационный дизайн – позволят посетителям переосмыслить привычные вещи, эмоции и чувства.
Вход на мероприятие свободный по регистрации на hsedesignspb.timepad.ru.
Выставка открыта до 20 мая.
13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Гензель и Гретель» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
На сцене Эрмитажного театра состоится показ музыкально-визуального спектакля Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина (театр «Мюзик-Холл») по сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель». Произведение прозвучит под аккомпанемент оркестра «Северная Симфония» под управлением Арсения Шуплякова. Чтец – Вячеслав Рязанов. Автор идеи – Алла Масловская, режиссер – Илья Архипов.
19.00 Концерт виолончелиста Алексея Жилина и пианистки Инги Дзекцер (Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Программу из музыки крупнейших композиторов XX века исполнят в Малом зале филармонии петербургские музыканты – виолончелист Алексей Жилин и пианистка Инга Дзекцер. Наряду с признанными шедеврами Стравинского, Прокофьева и Пуленка в этот вечер прозвучат Три пьесы для виолончели и фортепиано Нади Буланже – музыканта, композитора, выдающегося педагога, в числе учеников которой Бернстайн, Гершвин, Копланд, Ибер, Мийо и другие знаменитости.
24 апреля, понедельник
16.00 Презентация путеводителя для детей «Заячий остров вдоль и поперек» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Государственный музей истории Санкт-Петербурга представляет новое издание для детей, выпущенное в конце 2022 года. Это путеводитель по Заячьему острову и Петропавловской крепости. Автор книги методист ГМИ СПб Вероника Даниелян, куратор проекта главный научный сотрудник ГМИ СПб Марина Логунова, художник Лилия Кипарисова.
Детский путеводитель в живой увлекательной форме рассказывает о реке Неве, о Заячьем острове, месте рождения нового города Санкт-Петербург, о строительстве крепости: о бастионах, куртинах, казематах и других фортификационных сооружениях; знакомит с главными достопримечательностями, такими как Петропавловский собор, Петровские ворота, Ботный дом с копией ботика Петра I, Монетный двор и тюрьма Трубецкого бастиона.
Юные читатели путешествуют вдоль и поперек по Заячьему острову вместе зайцем Арсением, который раскрывает для них тайны и загадки старой крепости.
Прототипом Арсения стала скульптура зайчика, сидящего на свае у Иоанновского моста, созданная петербургским скульптором России Владимиром Петровичевым.
19.00 Премьера восстановленных балетов Леонида Якобсона (Александринский театр – пл. Островского, 6).
На вечере авторских балетов Леонида Якобсона будут показаны не только миниатюры, хорошо знакомые по программе «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона», но и премьера только что восстановленных балетов.
«Блестящий дивертисмент» на музыку Михаила Ивановича Глинки не имеет прямого сюжета. Действие спектакля происходит на балу времен Людовика XIV, где всем заправляет мажордом: каждого артиста он церемонно представляет зрителям.
«Лебедь» на музыку знаменитой пьесы Камиля Сен-Санса – оммаж Якобсона своему вдохновителю Михаилу Фокину. Миниатюра считается одной из самых полемичных в наследии ленинградского гения: это не смирившаяся со своей гибелью хрупкая птица, а лебедь-борец, черный, а не белый, мятежный, отчаянно сопротивляющийся смерти.
«Средневековый танец с поцелуями» на музыку Сонаты для фортепиано № 8 Сергея Сергеевича Прокофьева – миниатюра, вдохновленная эстетикой средневековья, изысканная стилизация старинных званых вечеров.
«Качуча» на музыку Пабло Сарасате – яркая авторская интерпретация испанского народного танца, попавшая в цикл «Классицизм – Романтизм» по причудливой логике хореографа. Качуча в исполнении Фанни Эльслер стала хитом эпохи романтизма, и Якобсон в своем сочинении вдохновляется не андалузским танцем самим по себе, а старинной литографией, изображающей одну из ярчайших балерин XIX столетия.
25 апреля, вторник
10.00 Творческая встреча с художницей Станиславой Малаховской в рамка проекта «Интеллектуальный завтрак в Лермонтовке» (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
В рамках утренних творческих встреч «Интеллектуальный завтрак в Лермонтовке» состоится пятая встреча и мастер-класс художницы Станиславой Малаховской.
Станислава Малаховская окончила СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Участник более 50 коллективных и персональных выставок, перформансов, акций. Член секции графики Союза художников. Станислава ведет занятия в детской изостудии Музея-института семьи Рерихов и курс каллиграфии для школьников, также работает в книжной и журнальной иллюстрации. Мастер-класс будет посвящен каллиграфии и рассчитан на детей и взрослых.
Вход по записи по телефону: (812) 272-75-95.
17.00 Встреча клуба «поЧитатели истории» (Исторический парк – ул. Бассейная, 32).
В гостях у Исторического парка Владимир Валентинович Фортунатов, известный публике как автор книг по отечественной и зарубежной истории, многочисленных учебников и учебных пособий.
Сейчас доктор исторических наук работает над множеством тем, в том числе над биографией инженера-практика, ученого Августина Августиновича Бетанкура. В ходе встречи автор поведает о своих творческих планах и ответит на вопросы слушателей.
Вход по предварительной регистрации: https://forms.yandex.ru/u/6430007d90fa7b0455697638/
19.00 «Музыка петербургских композиторов» – концертная программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга под управлением Владимира Попова (Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В концертной программе «Музыка петербургских композиторов» прозвучат произведения современных петербургских авторов – Вадима Бибергана, Владимира Бояшова, Бориса Глыбовского, Юрия Зарицкого, Игоря Цветкова, Светланы Нестеровой, Елены Туркиной, Александра Нестерова, Виктора Плешака, Сергея Плешака.
Целое отделение будет посвящено творчеству выдающегося представителя петербургской творческой интеллигенции Андрея Петрова.
В концерте принимает участие Дмитрий Ковзель.
19.00 Фортепианный вечер Олега Вайнштейна (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Шедевры фортепианной музыки выдающегося русского композитора прозвучат в исполнении Олега Вайнштейна. Зрители услышат пьесы из цикла «Времена года», а также фрагменты концертных сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» в переложении Михаила Плетнёва.
Фортепианная музыка была особой страстью Чайковского: вдохновляясь творчеством Глинки, Рубинштейна, Шопена, Листа, и в особенности Шумана, он сочинял ее всю жизнь, но концертирующим пианистом так и не стал. В силу природной застенчивости публичные выступления всегда стоили ему невероятного внутреннего напряжения. Однако современники отмечали, что инструментом композитор владел превосходно, а критик Герман Ларош, которому был посвящен ряд сочинений, считал, что Чайковский способен исполнять опусы «первоклассной трудности». Наряду со знаменитыми Тремя концертами для фортепиано, Большой сонатой, циклом «Времена года» и «Детским альбомом» фортепианное наследие композитора насчитывает около ста двадцати разножанровых миниатюр, среди которых вальсы, ноктюрны, экспромты и множество программных сочинений.
21.00 Камерный концерт солистов оркестра musicAeterna (Дом радио – ул. Итальянская, 29).
В концерте с участием Марии Стратонович, Мириам Пранди, Николая Мажары и Наила Бакиева прозвучат три произведения XX века, написанные в условно «традиционном» классико-академическом русле: Серенада для струнного трио венгерского композитора, дирижера и пианиста-виртуоза Эрнё Донаньи, Соната для виолончели и фортепиано британского классика Бенджамина Бриттена, созданная специально для Мстислава Ростроповича, а также полная мягкой лирики «Сентиментальная сюита» для скрипки и фортепиано заслуженного деятеля искусств России Виталия Ходоша.
26 апреля, среда
19.00 V фестиваль современного танца «Пятилетка» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
«Пятилетка» – фестиваль с уникальной историей, прочно связанной с петербургским современным танцем. Изначально он проводился Домом танца «Каннон данс» раз в пять лет и был посвящен петербургскому contemporary dance, история которого восходит к 1990 году, когда был создан Театр танца Саши Кукина, первая в городе профессиональная компания современного танца. Однако в последние годы современный танец стал неотъемлемой частью культурной жизни Северной столицы, возросло количество коллективов, площадок, а разного рода события (премьеры, фестивали, лаборатории, вечера современной хореографии) происходят еженедельно. По этой причине с 2022 года «Пятилетка» стала ежегодным смотром петербургского современного танца.
Название фестиваля символично для петербургской танцевальной сцены, оно связано с памятью места – ДК Первой Пятилетки, где в 1997 году свой творческий дом основал «Каннон данс». В 2000 году на Малой сцене ДК была создана «Альтернативная сцена С’Танцiя» – первая в стране площадка, где современный танец был представлен на постоянной основе.
Насыщенная программа представит публике широкий диапазон авторских поисков, идей, танцевальных форм от петербургских хореографов разных генераций. Среди них – Константин Кейхель, Елена Чурилова, Ольга Васильева, Елизавета Тарабанова, Валерия Каспарова, Ксения Семенова, Роман Белик и др. В экспертный совет вошли художественные руководители российских фестивалей современного танца.
Программа «Пятилетки» включает разные форматы танцевальных событий, каждое из которых может перерасти в отдельный фестиваль. Среди них – проект Solo Soul (29 апреля), сфокусированный на сольном танцевальном высказывании, и проект «Двоеточие» (30 апреля), исследующий возможности невербального диалога. Фестиваль также станет платформой для общения учащихся творческих вузов Петербурга. Хореографы и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, Академии танца Бориса Эйфмана представят свои экспериментальные работы в рамках проекта Dance Universe (26 апреля).
27 апреля, четверг
19.00 «Элегическое» — фортепианный вечер Юлии Стадлер к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В исполнении доцента Санкт-Петербургской консерватории, пианистки Юлии Стадлер прозвучит программа к юбилею Сергея Рахманинова «Элегическое». Шедевры лирической миниатюры композитора перемежают в разной степени небольшие образные, эмоциональные, изысканные, красивейшие произведения его предшественников и современников: романтическая атмосфера, в которой произрастал и творил Гений.
19.00 Моноспектакль Игоря Ларина «Вертинский. Исповедь Барона» (Театр «Монплезир» – ул.Большая Подъяческая, 14, подъезд 1).
Спектакль о судьбе Александра Вертинского. Известно, что Вертинский мечтал сыграть роль Барона в пьесе Горького «На дне». Однако этой мечте сбыться было не суждено: в молодости артиста не приняли в МХТ из-за проблем с дикцией. Спектакль Ларина – это взгляд на судьбу великого артиста глазами его любимой роли.
Герой – человек в маске, который, однажды закрыв лицо, остался в ее власти до конца своих дней. «Почему я бы не смог сыграть роль Барона в пьесе Горького «На дне»? Эта роль просто написана для меня», – говорил Александр Вертинский.
Дореволюционная звезда российской эстрады, Вертинский уехал из России в 1919 году. Он жил в Румынии, в Германии, во Франции, в 30-е годы он переехал в Америку и снимался в Голливуде. Последние семь лет эмиграции провёл в Китае, в Харбине. Там встречался с Фёдором Шаляпиным, который отговаривал его возвращаться в Россию, но Вертинский писал Молотову и Сталину письма с просьбами вернуться. И в 1943 году ему позволили приехать в Советский Союз. Он поселился на улице Горького и бросился в ногу со временем сочинять песни о Сталине. В 1951 году получил Сталинскую премию за фильм «Заговор обречённых». Вертинский объездил всю Россию, но о нём не было написано ни одной статьи, и только перед его гастролями в Ленинграде в театре Эстрады в 1957 году в «Ленинградской Правде» вышла первая коротенькая заметка. Он умер, не прочитав её.
Спектакль начинается со сцены Сатина и Барона из пьесы Горького «На дне».
28 апреля, пятница
19.00 Премьера спектакля «Собаки» по мотивам повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг» (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
Спектакль по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг» ставит режиссер Георгий Цнобиладзе.
Повествование ведется от лица бездомного пса по кличке Гордый, живущего в овраге. Брошенные хозяевами собаки сбились в стаю, предводитель которой Чёрный не любит людей. Другие члены стаи – «интеллигент» Головастый, который иногда надевает шляпу и умеет читать газеты, несчастная Бывшая Такса, постоянно смеющийся Крошка, побирающийся по электричкам Хромой. Сам Гордый держится отдельно, не желая подчиняться Чёрному. У Гордого есть «его Человек» – художник, который однажды привел его в дом, накормил и вылечил ему лапу, а потом предложил приходить, когда тот захочет. Гордый мечтает когда-нибудь навсегда уйти к своему Человеку.
Художник Александр Храмцов создает масштабное и яркое оформление сцены, красочные костюмы, которые подчеркнут личности и особенности характеров главных героев этой истории. Над созданием светового оформления работал Евгений Ганзбург.
Перед зрителями развернется трогательная история, которая учит состраданию и заботе о ближнем, чувстве долга и ответственности. В спектакле примут участие как молодые артисты, так и артисты старшего поколения.
19.00 Концерт «Up!! Quintet» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Up!! Quintet – проект молодых джазовых музыкантов, восходящих звезд российской джазовой сцены Андрея Середы и Полины Ильиной. В репертуаре квинтета – программы от танцевального свинга 1930-1940-х годов до авторского сета. Основной идеей и частью репертуара являются посвящения всемирно известным великим квинтетам.
Up!! Quintet – резиденты Филармонии джазовой музыки, победители Московского джазового фестиваля 2022 года. Состав: Андрей Середа – труба; Полина Ильина – саксофон, вокал; Андрей Зимовец – рояль; Иван Любимов – контрабас; Артём Теклюк – ударные.
29 апреля, суббота
14.00 Начало работы выставки-игры «Под крылом птицы Ремез» по сказкам Алексея Ремизова (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Петербургские художники позвали сказочных существ из произведений Алексея Ремизова и поселили в выставочном зале. Кострома здесь – это совсем и не название города, а олицетворение светлых сил. Костроме можно заплетать косы, складывая замысловатые фразы удивительного писателя Серебряного века Ремизова. Кострома предлагает поиграть «взапуски», поводить «хоровод-нехоровод», а потом всем вместе устроить кучу-малу.
Что такое «раскунежиться» или «излелюкнула»? Об этом узнают участники игры в сказочном ремизовском лесу. Можно и самим придумать необычные слова, переворачивая кубики, и, например, перевернуть свое имя. Ведь стал же когда-то сам Ремизов из Алексея Алалеем.
А еще на выставке актеры с участием детей разыграют небольшое представление по сказке Ремизова «Мышка-Морщинка».
Художники: Никита Сазонов, Мария Пиир, Алиса Волохова, Юрий Элик, Елизавета Митрофанова, Мария Куликова, Евгений Савенко, воспитанники детской художественной школы «Александрино» (руководитель – Светлана Ведерникова).
Музейные педагоги: Мария Мясникова, Елена Джумук, Марина Елпашева, Аркадий Вязовиков, Екатерина Печеник, Ольга Боровик, Мария Куричина.
Режиссер – Светлана Озерская.
Расписание игр на выставке: 29, 30 апреля в 14.00; 6, 7, 13, 14, 27, 28 мая в 14.00; 3, 4 июня в 14.00.
Для одиночных посетителей выставка открыта в часы работы музея.
30 апреля, воскресенье
17.00 Концерт колокольных звонов и карильона «Звоны. Люди. Петербург» (Петропавловская крепость, Соборная площадь).
Концерт колокольных звонов и карильона «Звоны. Люди. Петербург» проводится в рамках фестиваля «Звоны Северной столицы». Прозвучат авторские и классические церковные звоны, исполненные на колоколах «русской звонницы» Петропавловского собора, а также музыкальные произведения на карильоне Петропавловского собора
Вход свободный.
19.00 Гала-концерт звезд петербургского джаза, посвященный Международному дню джаза (Театр эстрады им. А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
Гала-концерт звезд петербургского джаза состоится в Театре эстрады имени Аркадия Райкина. В программе примут участие: народный артист России Давид Голощекин и его ансамбль, секстет Юрия Богатырева «Jazz Philharmonic messengers», трио Константина Хазановича (фортепиано), Jazz Philharmonic Orchestra, вокалисты Юлия Касьян, Виктория Урусова, Денис Кузьмин.
Ведущий – заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг.
20.00 Концерт-открытие фестиваля «Сергей Рахманинов. Последний романтик» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В исполнении оркестра «Северная Симфония» под управлением маэстро Фабио Мастранджело прозвучат такие признанные шедевры Рахманинова, как Пять «Этюдов-Картин» в оркестровке О. Респиги, Четыре «Этюда-Картины» в оркестровке И. Кононова, Утес, Фантазия для большого симфонического оркестра, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Солист – Борис Березовский.
21.00 Камерный концерт солистов оркестра musicAeterna (Дом радио – ул. Итальянская, 29).
В программу концерта 30 апреля вошли два сочинения Петра Ильича Чайковского для струнных: ранний квартет No 1, получивший мгновенное признание среди современников, и прославленный шедевр позднего периода – секстет «Воспоминание о Флоренции», в котором поиск итальянского колорита обернулся ностальгическим путешествием в бурное, а иногда и счастливое прошлое. Вечер пройдет с участием Ирины Соповой, Евгении Румянцевой, Яны Щёголевой, Андрея Росцика, Евгения Щёголева, Владимира Словачевского и Андрея Ефимовского.
На заставке использована фотография Дмитрия Конрадта.