9 февраля в Малом зале филармонии публике предлагается послушать концерт и посмотреть музыкальный спектакль «Шинель» в постановке Санкт-Петербургского театра «Реплика»
Открывает концерт увертюра к опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. Программу продолжают Шуберт и Брух. Завершает первое отделение «Фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» И. А. Фролова – виртуозное, необычайно жизнерадостное произведение, будет исполнено Александром Кашпуриным (фортепиано) и Александрой Коробкиной (скрипка).
Это музыкальное эссе служит своеобразным прологом ко второму отделению — спектаклю «Шинель», созданному по мотивам одноименной повести Н. В. Гоголя.
Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина
Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин
Н. Рогожина: «Версия театра — почти каламбур, почти анекдот, но философский, потому что это уже есть у Гоголя. Это комедийная драма, в которой музыке принадлежит ключевая роль. Стилистику постановки определило творчество Альфреда Шнитке».
Альфред Шнитке: «Столкновение возвышенного и низменного в его (Гоголя) сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу».
Н. Рогожина: «В роли «шлягера», в данном случае, выступают знаменитые музыкальные темы из оперы «Волшебная флейта» и даже танец маленьких лебедей из балета Чайковского «Лебединое озеро» («Чиновники». Гоголь-сюита. Шнитке). Композитор использует их иронично, как шарж, адресуя, конечно, не к творчеству гениев, а как пример искажения прекрасного в человеческом сознании, как характеристику персонажей».https://m.youtube.com/watch?v=TFTEkYPgw_c — А. Шнитке. «Чиновники»«Ревизская сказка», (транскрипция для 2-х фортепиано В. Боровикова). Исп. А. Кашпурин — ф-но, К. Гаврилова — ф-но.
На сцене гротеск, пантомима, плюс оперные арии, романсы, музыка из кинофильмов. Полистилистика создаёт целостную картину. В центре внимания события из жизни Акакия Акакиевича Башмачкина и хозяйки квартиры по прозвищу Самовар. Из бытовой ситуации вырастает детективная история. В спектакле Башмачкин снимает комнату у хозяйки квартиры, образ которой заменяет собой всё общество. Перемены в облике жильца, вызывают у героини неожиданную реакцию, она чувствует личный ущерб, обиду, ничтожный жилец изменился на её глазах.
«Как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». (Н. В. Гоголь, «Шинель»).
Дело доходит до грабежа, но рождается раскаянье. Шинель возвращается владельцу, Башмачкин не умирает.
Н. Рогожина: «Когда речь заходит о такой теме, как отношение к «ближнему» и отношение «ближнего» лично к нам, становится понятно, что в этом состоит счастье и несчастье человека, его любовь и надежда, его жизнь. Гоголь гениально об этом написал, в спектакле мне хотелось выразить именно эту мысль, пробудить живое чувство».
«Шинель» была опубликована в 1842 году издательством А. Бородина и Ко. Премьера спектакля состоялась 8 октября 2022 года. Творческий коллектив посвящает его 180-летию знаменательного события».
Подробная информация на сайте филармонии https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/551621/
«От Моцарта до Шнитке»
I отделение — Моцарт, Шуберт, Брух, Фролов.
II Отделение — «Шинель» Гоголь-Шнитке.
В ролях: Акакий Акакиевич Башмачкин — Тигрий Бажакин, солист театра «Мюзик-холл», Лауреат Молодёжной премии Правительства СПб, лауреат международных и всероссийских конкурсов.
Роза Петровна — Вкитория Романова, солистка театра «Зазеркалье», лауреат международных конкурсов.
Участники
Александра Коробкина — скрипка
Борис Никонов – перкуссия
Ксения Гаврилова – фортепиано
Александр Кашпурин — фортепиано, лаурет премий Правительства СПб.
В программе
А. Шнитке: «Сюита в старинном стиле» (фрагменты); «Ревизская сказка», фрагменты сюиты к одноименному спектаклю Театра на Таганке (транскрипция для 2-х фортепиано В. Боровикова); «Полёт» (из к/ф «Сказка странствий»).
Русская народная песня «В тёмном лесе».
Перроте, романс «Тихо, так тихо…»
Кальдара — ария из оперы «Верность в любви побеждает предательство».
Доницетти — Серра. «Ария Плавалагуны» из к/ф «Пятый элемент». П. Гапон. Романс «Оборванные струны»