15 января, воскресенье
18.00 Большой крещенский концерт Евы Канна (Александро-Невская Лавра – наб. реки Монастырки, 1 В).
15 января, накануне крещения певица Ева Канна приглашает петербуржцев на уникальный концерт. Русская музыка от Чайковского до Таривердиева, песни и романсы, музыка Петрова и Хренникова, Рахманинова и Фрадкина прозвучит под сводами Александро-Невской Лавры в этот вечер.
В программе также примут участие: Маргарита Ваганова (фортепиано), Анастасия Мазанкина (фортепиано), Наталья Зеленина (саксофон), София Мальцева (электровиолончель). В программе используются мультимедийные технологии.
19.00 Гала-концерт «От звезды и до воды» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Народные традиции, в числе которых – святочные обряды и гуляния, проводившиеся на Руси в период двенадцати праздничных дней с Рождества и до Крещенья, «от звезды и до воды», были неотъемлемой частью жизни русского народа. В настоящее время эти традиции утрачиваются, а для молодых людей, живущих в городах, и вовсе незнакомы. Приобщать молодежь к родной культуре – задача культурно-просветительского проекта «От звезды и до воды». 150 юных музыкантов приняли участие в прослушиваниях, которые прошли в Культурном центре Елены Образцовой. Из них эксперты отобрали для участия в гала-концерте более 40 талантов от 8 до 20 лет: это Ансамбль гусляров «Гусли-лебеди» и Детский фольклорный ансамбль «Денница» Охтинского центра эстетического воспитания, Сводный ансамбль гусляров ДШИ им. М. Л. Ростроповича и ДШИ им. И. Ф. Стравинского, Общешкольный хор 3-4 классов ДШИ № 37, Струнный ансамбль ДШИ им. В. А. Гаврилина, Ансамбль «Василеостровские гармоники» ДМШ № 11, София Шеховцова из ДШИ им. М. Л. Ростроповича, Серафима Туличева из ДШИ им. И. О. Дунаевского, Нелли Кузнецова из Школы студии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Лия Зоричева из Музыкальной школы при Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, Павел Степанов из Охтинского центра эстетического воспитания, Иван Федотов из ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск, София Москвитина из ДК «Лисий нос», Дарья Попкова и Полина Кононова из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища, Данила Журба из Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Анастасия Шугарова из Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, Теймур Кязымов из Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Участие в гала-концерте станет для юных исполнителей возможностью продемонстрировать свой талант и выступить на одной сцене с известными музыкантами, среди которых – Галина Сидоренко (меццо-сопрано), солист Мариинского театра Виктор Коротич (баритон), солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Леонтий Сальенский (тенор), телеведущий Евгений Кунгуров, трио баянистов «Symmetry», Мария Чернова (фортепиано), Софья Созоненко (Белгород), Кирилл Сысоев (Уфа), Семён Штепа (Белгород), Виктор Скоробродов (Москва), Роман Мамалимов (Уфа), а также Оркестр русских народных инструментов им. Н. П. Фомина, художественный руководитель — Евгений Рогачёв, дирижёр – Анатолий Семёнов.
Гала-концерт позволит прикоснуться к традиционному репертуару святочных дней и современным композициям, посвященным празднованию Рождества и Крещения.
В программе гала-концерта – народные песни, колядки, инструментальные наигрыши и обработки фольклорных мелодий, вокальная и инструментальная музыка Рубинштейна, Чайковского, Мусоргского, Аренского, Гречанинова, Варламова, Будашкина, других русских композиторов-классиков и современных петербургских авторов – Баневича, Ростовской.
16 января, понедельник
14.30 Открытие информационного центра для читателей (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
В январе 1814 года в Санкт-Петербурге была торжественно открыта для читателей Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека). По традиции РНБ ежегодно отмечает это событие.
Центр общей площадью 350 кв. м, расположившийся в обновленном пространстве первого этажа и объединяющий несколько функций, станет не только информационным навигатором для студентов, пришедших в библиотеку впервые, но и удобным местом для работы постоянных читателей. Здесь можно будет узнать о специфике читальных залов и фондов, сделать электронный заказ, поработать с внешними электронными ресурсами, входящими в подписку библиотеки. Библиографы помогут в выборе поисковых стратегий, дадут рекомендации по работе с источниками, научат пользоваться ресурсами. Благодаря центру в здании увеличится и общее число удобных компьютеризированных рабочих мест. Удачное зонирование и квалифицированная помощь специалистов позволят центру стать новой точкой притяжения для посетителей библиотеки.
16 января состоится открытая лекция «Они создавали славу и гордость национальной библиотеки России», посвященная истории Российской национальной библиотеки и ее выдающимся сотрудникам.
19.00 Премьера трагикомедии «Молодость» Дмитрия Давыдова (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
Дмитрий Давыдов представит картину, а после просмотра обсудит фильм со зрителями. «Молодость» – это шестая работа кинематографиста, в которой он также выступил продюсером и сценаристом.
«Молодость» – это прежде всего изобретательное гуманистическое высказывание, в котором режиссер вновь рассматривает маленького человека, открыто показывая человека неидеального, неудобного, неустроенного, но очень живого, мятущегося и близкого.
«Молодость» – кино, снятое в клиповой манере под аккомпанемент якутской группы «Хардыы», пионеров якутского рока, с юмористическими отсылками ко времени 90-х, одного из самых популярных отрезков времени для кинематографической рефлексии. «Духоподъемная трагикомедия о вечной молодости» – одна из самых метких характеристик среди первых отзывов на картину.
17 января, вторник
12.00 Церемония передачи культурных ценностей, задержанных на таможенных постах, в фонды Государственного музея политической истории России (Государственный музей политической истории России – ул. Куйбышева, 2-4).
22 предмета, которые были задержаны на таможенных постах Архангельской, Ленинградской, Псковской областей, представляют историческую и коллекционную ценность для музея, собрание которого посвящено политическим и социальным вопросам прошлого и современности.
В коллекцию музея войдут древние монеты, так называемые «чешуйки», которые напоминают по внешнему виду и форме рыбью чешую. Они относятся ко времени правления царя Ивана IV Грозного, первых царей династии Романовых – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. На одной стороне монет изображен скачущий всадник, на другой – титул и имя правителя. Они значительно расширят хронологические рамки музейной коллекции нумизматики, помогут заполнить лакуны в изучении денежной системы России. До этого самой ранней монетой в коллекции была «деньга» 1747 года чеканки, относящаяся ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны.
Кроме того, в фонд изобразительного искусства поступит этюд «Пастушок» Николая Константиновича Соломина. В коллекцию музея также войдут уникальные предметы из обихода староверов, холодное оружие, статуэтка, предмет мебели конца XIX – начала XX вв., которые в дальнейшем предполагается включить в музейную экспозицию.
15.00 Открытие выставки «Ленинградский альбом» к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
Выставка приурочена к 80-летию со дня прорыва блокады Ленинграда и представит уникальные артефакты — детские рисунки времен Великой Отечественной войны, подлинные исторические документы, фотографии, предметы материальной культуры. Предметный ряд будет дополнен визуальными мультимедийными решениями.
Благодаря образцам детского художественного творчества, многие из которых будут представлены впервые, создатели экспозиции смогли реконструировать образ и дух времени. Детский рисунок — это слепок времени, отражающий бесконечную веру детей в победу добра над злом, и потому экспонаты «Ленинградского альбома» являются уникальными документами, которые отражают жизнь и ее восприятие ленинградскими детьми, пережившими войну.
Партнеры проекта: Государственный Русский музей, Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российская национальная библиотека, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, библиотека «Музей книги блокадного города», Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга, Тарский историко-краеведческий музей Омской области, Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, школьные музеи Санкт-Петербурга, Пермского края, Омской области, коллекционеры.
Выставка открыта до 28 мая.
17.30 Открытие выставки памяти Юрия Никанорова (Санкт-Петербургский союз художников – ул. Большая Морская, 38).
Юрий Владимирович Никаноров (1930-2022) всю блокаду жил и работал в Ленинграде.Выпускник Средней художественной школы при Академии художеств СССР и Института имени И. Е. Репина при АХ СССР. Несколько десятилетий отдал преподавательской работе, будучи доцентом кафедры рисунка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.Юрий Владимирович Никаноров оставил большое художественное наследие: выразительные портреты современников, пейзажи, написанные в узнаваемой живописной манере.
Выставка открыта до 29 января.
18.00 Открытие выставки «Миг между прошлым и будущим» к 100-летию со дня рождения Елены Оскаровны Марттилы (Кинозал лектория Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
6 января 2023 года исполнилось 100 лет со дня рождения Елены Оскаровны Марттилы (1923-2022).
Будучи студенткой Художественного училища, в нечеловеческих условиях блокадной зимы 1942 года Елена Марттила делала наброски и записывала в дневнике то, что видела. Ее «Блокадная серия» – уникальное свидетельство страшных событий и мужества тех, кто им противостоял.
Графические работы и дневниковые записи Елены Оскаровны находятся в собрании Русского музея, Государственной публичной библиотеки, Музея обороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербургского союза художников.
Выставка открыта до 29 января.
18.00 Выставочный проект «Фронтовой рисунок» (Санкт-Петербургский музыкально-драматический театр «Буфф» им. И. Р. Штокбанта – пр. Шаумяна, 22).
В фойе театра будут представлены стенды, рассказывающие об изобразительном искусстве на фронтах Великой Отечественной войны. 11 постеров посвящены художникам и их «фронтовым рисункам» – зарисовкам из военных альбомов мастеров-баталистов, которые хранятся в фондах Музея обороны и блокады Ленинграда.
Для театра «Буфф» тема Великой Отечественной войны особенно важна. Основатель театра Исаак Романович Штокбант пережил страшные дни блокады, а в 19 лет был призван на фронт, где командовал взводом минометной батареи одного из стрелковых полков. После окончания Великой Отечественной войны Исаак Романович продолжил службу в армии, а после увольнения в запас поступил на режиссерский факультет Ленинградского театрального института.
Выставку можно посетить с 17 по 31 января с 18.00 при наличии билета на вечерние представления. Экспозиция познакомит с искусством военного времени: с военной графикой и живописью периода Великой Отечественной войны, которые свидетельствуют, что, вопреки ужасам войны, человек находит силы обратиться к прекрасному.
19.00 Концерт Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева, посвященный 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
18 января 2023 года исполнится 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в неполном составе Андреевский оркестр давал концерты в радиоэфире — звучание домр и балалаек согревало и поддерживало сердца ленинградцев. Беспримерному подвигу жителей и защитников города будет посвящен этот концерт. В исполнении музыкантов прозвучат произведения из «золотого» фонда Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева.
18 января, среда
Выставка «Искра жизни», посвященная 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта – Средний проспект В.О., 77).
В годы Великой Отечественной войны Василеостровский трамвайный парк, где сейчас расположен Экспозиционно-выставочный комплекс ГЭТ, был действующим трамвайным предприятием, в нем располагались, общежития, помывочные, валяльная фабрика, мастерские по ремонту подвижного состава, кузня, литейное, слесарное и деревообрабатывающее производства.
Выставка подготовлена сразу тремя музеями. Кроме хозяев площадки в ней приняли участие Санкт-Петербургский музей хлеба и Мемориальный музей «Разночинный Петербург».
Выставка рассказывает о жизни блокадного города с разных точек зрения. Трамвайное движение стало своеобразным пульсом города, биением его жизни. Раздел выставки, подготовленный Музеем хлеба, рассказывает о снабжении города, позволявшем поддерживать эту жизнь, превращавшем блокадный хлеб в хлеб Победы.
Музей «Разночинный Петербург» посвятил свой раздел людям осажденного города. В серии литографий А. Ф. Пахомова «Ленинград в дни блокады» внимание приковывают лица ленинградцев. Вторая серия работ художника «В нашем городе» посвящена восстановлению Ленинграда, которое началось еще в дни Великой Отечественной войны. Кроме того, на выставке представлены книги и открытки, издававшиеся в осажденном городе, фотографии и документы ленинградцев.
Церемонию открытия выставки завершит маршрут «блокадного трамвая» с Васильевского острова до Нарвских ворот.
Выставка открыта до 20 февраля.
11.00 Открытие выставки и экскурсия «Театр Деммени в годы войны и блокады», посвященная 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени — Невский пр., 52).
Коллектив театра работал в своем помещении на Невском, 52 до конца января 1942 года, пока не отключили свет и воду. Играли спектакли «Гулливер в стране лилипутов» по Дж. Свифту, «Сказку о мертвой царевне» по А. Пушкину, «Кукольный город» Е. Шварца, поставленный в 1939 году.
Театр показывал спектакли на передовой. Самуил Маршак написал сатирический памфлет «Юный фриц», по которому Евгений Деммени поставил спектакль. Его сыграли в прифронтовой полосе более 650 раз. Никто из артистов, ушедших на фронт, живым не вернулся. Из оставшихся в Ленинграде многие погибли во время блокады. Театр пережил военные невзгоды вместе со страной и народом и после войны возродился.
Экскурсию с рассказом о театре в годы войны и блокады проведет актриса Фаина Костина. Будут показаны сцены из спектакля «Юный Фриц».
12.00 Интерактивный проект «Живые улицы», посвященный 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Манежная площадь).
С 18 по 21 января на Манежной площади пройдет серия мероприятий, посвященных 80-летию со дня прорыва блокады Ленинграда.
Пространство Манежной площади превратится в музей под открытым небом. Здесь будут расположены арт-объекты, представляющие собой фрагменты жизни города, как будто застывшие в блокадном времени.
Инсталляция «Квартира» воссоздаст семейный быт сороковых годов. Она будет показана в разрезе стены, словно разбомбленной попаданием артиллерийского снаряда. Сами предметы внутри комнаты остались стоять на месте и ждут своего хозяина.
«Школьный класс» отразит атрибуты учебных будней – стулья, парты с пишущими принадлежностями, шкафы с книгами. Именно в таких помещениях проходили занятия с детьми. По сигналу воздушной тревоги учащиеся спускались в бомбоубежища, где были оборудованы такие же школьные классы.
Инсталляция «Репетиционная комната оркестра» позволит представить, как в подобной комнате проходили репетиции седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича, или как в Театре музыкальной комедии репетировали премьерный спектакль.
«Полуторка, устремленная в небо» – центр экспозиции, символизирующий свет и спасение. Машина с зажженными фарами (автомобиль модели ГАЗ-АА) установлена на постаменте и устремлена ввысь. Этот экспонат станет своеобразным памятником всем, кто 80 лет назад прорвал кольцо блокады и положил начало полному освобождению города. Рядом будут установлены специальные постаменты для возложения цветов.
Все инсталляции озвучены аудиозаписями из архива Дома Радио. Подходя ближе к каждому из них, можно услышать звуки, которые соотносятся с тем или иным объектом.
Экскурсоводы-волонтеры проведут специальным маршрутом по своеобразному «Лабиринту блокады», который станет метафорой пройденного ленинградцами героического пути. Вход в выставочное пространство музея под открытым небом осуществляется со стороны Садовой улицы.
Помимо основных объектов, в экспозиции разместятся различная военная техника, противотанковые «ежи» и прожекторы, освещающие небо. Возле каждого экспоната будет установлен стенд с информацией об истории объекта.
По пути следования по лабиринту можно будет ознакомиться с выставками Музея обороны и блокады Ленинграда «Дорога к жизни», «Искра Ленинградской Победы» и «Блокадный рисунок», подробно рассказывающими о прорыве, проведении операции «Искра» и жизни блокадного города.
В вечернее время фасад Дома Радио превратится в экран. Кадры документальной видеохроники, рассказывающие о подвиге ленинградцев, о подготовке и прорыве блокады, перенесут всех присутствующих на площади в январь 1943 года, когда было разорвано вражеское кольцо.
18 января в 14.00, 20 января в 18.30, 21 января в 13.00 и 17.00 состоятся концерты «Музы не молчали». В программе примут участие ведущие артисты петербургских театров, солисты «Петербург-концерта». Прозвучат песни и стихи военных лет, произведения, посвященные подвигу Ленинграда, фрагменты из программ концертных фронтовых бригад. В оформлении сцены будет использован один из символов Ленинградской победы: грузовые машины, которые превращались на фронте в площадки для выступлений артистов.
12.00 Программа «Зоосад в годы блокады», посвященная80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Ленинградский зоопарк – Александровский парк, 1).
Для Ленинградского зоопарка даты прорыва блокады – это особые даты. Рабочие по уходу за животными тех лет стали настоящими героями, которые проявили недюжинные мужество, стойкость и самоотверженность, чтобы спасти питомцев зоосада. Именно в память о них зоопарк до сих пор носит название «Ленинградский».
18 января, а также с 23 по 27 января с 12.00 до 14.00 будет работать экспозиция «Зоосад в годы блокады» (вход напротив вольера «Белые медведи»), а в 15.00 в зале лектория можно будет послушать лекцию «Хроники Ленинградского зоопарка: Война».
28 и 29 января с 12.00 до 14.00 на втором этаже павильона «Экзотариум» пройдут творческие мастер-классы и состоится показ кинофильма «Зоосад в годы блокады».
12.00 Экскурсии, посвященные 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Государственный литературный музей «ХХ век» — ул. Малая Конюшенная, 4/2).
Государственный литературный музей «ХХ век» приглашает на две экскурсии. Пешеходная прогулка «Маршрут ленинградца» организована по значимым местам для жителей блокадного города. В их числе – филармония, Дом Радио, Театр музыкальной комедии, продолжавшие работу в тяжелые блокадные дни. Завершится маршрут у блокадной полыньи на Фонтанке. Начало в 12.00, билеты на сайте музея.
Вечером в Музее-квартире М. Зощенко состоится встреча из цикла «Литературная среда». Посетителей ждет экскурсия «Писательский дом в блокаду», на которой можно увидеть копии блокадных дневников ленинградских писателей, услышать стихи и прозаические отрывки из произведений литераторов, живших и творивших здесь в тяжелое блокадное время, пройти по ступеням лестницы Писательского дома. В дом во время войны попало одиннадцать снарядов, но ни один из них никого не ранил – писатели были в редакциях, на заводах, на радио. Также сотрудники Литературного музея «ХХ век» поделятся семейными воспоминаниями о Дне прорыва блокады.
Вход свободный.
12.00 Открытие выставки «Сражающийся Ленинград», посвященной 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Выставка покажет, какое оружие было в руках у защитников Ленинграда. Особый интерес представляют образцы, изготовленные непосредственно в осажденном Ленинграде. К изготовлению вооружения или отдельных его элементов были привлечены даже такие предприятия, как фабрика «Скороход» или Невский мыловаренный завод. В одной из витрин демонстрируются мины-ловушки, замаскированные под булыжник, обломок кирпича или конфеты «Басни Крылова». Они стали новой продукцией переоборудованных под военные нужды парфюмерных и кондитерских фабрик Ленинграда.
Создатели выставки не могли обойти вниманием важную для музея тему – роли его сотрудников в обороне города. Поэтому среди экспонатов выставки есть боевые единицы, которыми из своих фондов снабжал Артиллерийский музей дивизии ополчения и военизированные организации. Это были все виды вооружения, годные к использованию – оружие периода Первой мировой войны, трофеи Гражданской и Советско-Финляндской войны и т.д.
Посетители смогут также увидеть образцы трофейного оружия, захваченные войсками Ленинградского фронта, во время проведения операции «Искра» – немецкие, японские, финские, американские, бельгийские, итальянские, австрийские и швейцарские винтовки, пистолеты, пистолеты-пулеметы и др. Многие из них экспонируются впервые.
Выставка будет дополнена редкими фотографиями, архивными документами, плакатами военных лет, предметами живописи и графики.
18.00 Лекторий Музея Достоевского (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
В программе лектория Музея Достоевского – цикл лекций, посвященных разным аспектам жизни и творчества писателя. Слушая научных сотрудников музея, а также известных литературоведов, историков, краеведов и других ученых Петербурга, гости лектория смогут открыть для себя неизведанного Достоевского, углубиться в тайны творческого метода писателя, увидеть его личность и окружение в необычном ракурсе, заглянуть в малоизвестные страницы биографии писателя и узнать о том, как Достоевский повлиял на дальнейшее развитие мировой культуры.
18 января состоится лекция «Достоевский. Двойник?» Александры Чернышовой, методиста музея. Слушатели узнают о восприятии повести критиками XIX века и современными читателями. «Двойник» будет рассмотрен как текст-возвращение: от первой редакции — к редакции 1865 года, к двойничеству как сквозной теме творчества писателя.
1 февраля в лекции кандидата филологических наук, методиста Екатерины Ковиной «Храмы в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского» будут рассмотрены неразрывные связи между духовной биографией, личным мистическим опытом писателя и тем, что принято называть «христианскими мотивами» в его произведениях. Слушатели узнают о храмах и монастырях, сыгравших определенную роль в жизни Достоевского или в судьбах его героев.
15 февраля петербуржцев приглашают на лекцию «“Под грохот адских машин”. Политические искушения творца “Карамазовых”». О том, какими нитями Достоевский был связан и с близким окружением, и с заклятыми врагами царя, и как эти обстоятельства преломились в его жизни и в его романе, расскажет историк и писатель Анджей Иконников-Галицкий.
1 марта писатель, публицист и прозаик Яков Гордин прочтет лекцию «Петр Первый. Царевич Алексей. Достоевский». Встреча будет посвящена истории царевича Алексея, его взаимоотношениям с его державным отцом — императором Петром I и отношению Ф. М. Достоевского к этим историческим персонам.
Начало лекций в 18.00.
18.30 Презентация книги Наума Клеймана «Этюды об Эйзенштейне и Пушкине» (М.: Гараж, 2020) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Книга историка кино Наума Клеймана состоит из трех разделов: Энергия слова, Рождение кадра и Тайна стиха. Непредвзятый анализ классических произведений – их черновых и завершенных текстов, истории их создания и восприятия во времени – способен открыть в них новые образы, темы, идеи. Исторический опыт тоже проявляет иногда неожиданные смыслы, таящиеся в классике. «Этюды об Эйзенштейне и Пушкине» посвящены фильмам «Броненосец Потемкин» и «Иван Грозный», а также роману «Евгений Онегин».
Вечер ведет автор.
19.00 Премьера военной оперы-поэмы «Рубеж» (Дворец искусств Ленинградской области — пл. Стачек, 4).
Сюжет строится вокруг событий начала Великой Отечественной войны. Возникла необходимость начать строительство оборонительных рубежей, чтобы защитить свои дома и свою страну. Мужчины ушли на фронт, и эта тяжелейшая задача ложится на плечи женщин, стариков и детей. На сцене — артисты балетной и оперной труппы Государственной филармонии для детей и молодежи, а также Симфонический оркестр Ленинградской области под руководством народного артиста Кабардино-Балкарии, маэстро Михаила Голикова.
Композитор — Александр Чайковский.
19.00 Показ документального фильма Сергея Лозницы «Блокада», приуроченный к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, кинозал – наб. реки Мойка, 20).
Зрители увидят хронику тех лет: воздушную тревогу, авиационные бомбардировки, бои за освобождение города, слезы и радость людей, доживших до прорыва блокады. Фильм предоставлен для показа киностудией «Лендок».
Вход на кинопоказ осуществляется по предварительной записи по электронной почте kinovcapelle@mail.ru.
20.00 Музыкально-световое действо к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда (ГМП «Исаакиевский собор» – Исаакиевская пл., 4).
В эти дни Концертный хор Санкт-Петербурга отдает дань памяти всем, кто погиб и выстоял в один из самых страшных и героических периодов в истории нашей страны. Песни военных лет, песни о мире, о Родине и о любви В. Соловьёва-Седого, А. Пахмутовой, Я. Френкеля прозвучат в деликатных обработках, многие из которых созданы специально для этого коллектива.
Поэтическую канву концерта составят стихи Ольги Берггольц и Бориса Пастернака в исполнении Виталия Гордиенко.
19 января, четверг
18.45 Лекция Людмилы Фроловой «Лукас Кранах Старший. К 550-летию со дня рождения» (РХЦ «Старая деревня» – ул. Заусадебная, 37).
550 лет назад родился Лукас Кранах Старший – график и живописец, один из самых ярких художников Северного Возрождения. Герои Лукаса Кранаха Старшего будто сошли со страниц старинной немецкой сказки. На его картинах и гравюрах поселились похожие на волшебных принцесс златокудрые Мадонны, соблазнительные Венеры с хитрым прищуром чуть раскосых глаз, придворные дамы, разодетые в парчу и бархат, закованные в броню рыцари. Эти герои наполняют фантастические пейзажи с густыми лесными чащами, голубыми озерами и замками, притаившимися на горных кручах. И за всем этим неизменно наблюдает крылатый дракон – герб и подпись великого мастера немецкого Возрождения.
Лектор прочтет кандидат искусствоведения Людмила Валерьевна Фролова.
Билеты можно приобрести в кассах Главного штаба и РХЦ «Старая деревня», а также на сайте музея: https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=92&sid..
19.00 «Два русских гения» – третий концерт абонемента «Великий путь русской музыки» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Концерт «Два русских гения» из цикла «Великий путь русской музыки» расскажет о кумире Рахманинова Петре Ильиче Чайковском. Любовь к его музыке композитор пронес через всю свою жизнь. Оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» исполнит Симфонию № 4 Чайковского – первое в истории отечественной музыки произведение, написанное в жанре психологической драмы. Во втором отделении прозвучит Симфония № 1 Сергея Рахманинова.
20 января, пятница
18.00 Презентация книги «Ямбургские стекольные заводы. Первая половина XVIII века» (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
Историко-библиографическая книга Виктора Валентиновича Назарова (1946–2017) и Ирины Николаевны Назаровой (1947–2018) посвящена истории стекольных заводов, работавших в городе Ямбурге (ныне – Кингисепп) и деревне Жабино Ямбургского уезда в первой половине XVIII века. У истоков стекольных заводов стояли Пётр I и А. Д. Меншиков.
В книге дан обзор публикаций, посвященных этим заводам, описаны различные этапы их деятельности, приведены документы XVIII века и фотографии художественных изделий Ямбургских заводов.
Во встрече примут участие: Татьяна Викторовна Назарова, сотрудник Санкт-Петербургской театральной библиотеки, переводчик, автор публикаций о театре и кино, дочь В.В. и И.Н. Назаровых, и Анастасия Андреевна Гордеева – историк искусства, специалист по истории художественного стекла, преподаватель ДХШ им. Б. М. Кустодиева, автор публикаций по истории стекла в научных сборниках, журналах и каталогах.
Вход свободный.
19.00 Премьера спектакля «Парафраз» Мастерской А.М. Зеланда в РГИСИ (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Само слово «парафраз» возникло в Древней Греции, где оно означало «дополнительный способ самовыражения». Именно это понятие легло в основу одноименного спектакля студентов 4 курса мастерской А.М.Зеланда, родившегося из этюдов по танцу, фехтованию, сценическому бою и пластике. Создатели определяют жанр постановки как «пластическую композицию в двух фразах, рассказанную через синтез танца, сценического движения и вокала». И, несмотря на то, что в спектакле нет практически ни одного слова, он будет понятен человеку в любой точке мира. Ведь это рассказ о том, что близко каждому, обо всем, что «сердцу дорого» через вольные легкие танцевальные зарисовки.
Постановка и хореография – П. А. Красавина.
Фехтование и пластика – А. А. Черных.
21 января, суббота
11.00 Начало работы выставки «Превращение. Метареализм в белорусской фотографии 1980 – 1990-х годов» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО начал формировать коллекцию белорусской фотографии с момента своего основания в 2002 году и с тех пор собрал представительную подборку наиболее значимых авторов. Сейчас уникальное музейное собрание позволяет в полной мере исследовать историю белорусской фотографии в ретроспективе.
Выставка продолжает юбилейную программу РОСФОТО и представляет избранные работы из коллекции. Проект продемонстрирует работы трех известных фотографов, в 1983 году объединившихся в группу «МЕТА». Все они были представителями так называемой «Минской школы», ознаменовавшей появление работ белорусских авторов на международной сцене.
Александра Угляницу, Виктора Каленика и Алексея Труфанова объединял интерес к исследованию окружающего пространства через превращение картин обыденности в нечто большее. Авторы размывают границы реальности, экспериментируют с техникой и сюжетом, делая значимым каждый запечатленный фрагмент.
Выставочный проект включает более 140 оригинальных авторских фотоотпечатков, впервые и наиболее полно представляющих зрителям творческое наследие легендарных фотографов.
Выставка открыта до 19 марта.
15.00 Лекция Екатерины Андреевой «Падение «полудержавного властелина»: арест и ссылка А.Д. Меншикова» (Дворец Меншикова – Университетская наб., 15).
Лекция посвящена аресту А.Д. Меншикова и его ссылке с семьей вначале в Раненбург, а потом в далекий Березов. Благодаря опубликованным документам «Следственного дела Меншикова», стали известны подробности: кому из родственников Меншиковы пытались передать или передали свои деньги и драгоценности, кому по дороге в Раненбург слали письма; кто из родственников пострадал, а кто нет и почему. Слушатели лекции узнают, кто из ближайшего круга Меншикова старался помогать до конца, а кто постарался покинуть родственников при первой же возможности. Благодаря сохранившимся черновым вариантам указов, будет рассмотрена внутренняя «кухня»: куда собирались отправить Меншиковых в первоначальных указах, сколько выделялось денег, как было организован их проезд до места ссылки и т.д. Также пойдет разговор о том, кто из семьи вернулся, и какова была их дальнейшая судьба.
Билеты на лекцию можно приобрести в кассах Главного штаба, РХЦ «Старая деревня» и Дворца Меншикова, а также на сайте музея: https://tickets.hermitagemuseum.org/ru/#id=92&sid..
17.00 Открытие выставки «Блокада: фронт, город, память» (Библиотека им. К. А. Тимирязева — ул. Шкапина, 6).
Выставка состоит из трех разделов.
Первая часть рассказывает о быте защитников Ленинграда, здесь представлены документы, письма, личные вещи бойцов РККА. Среди прочего представлены элементы снаряжения, изготовленные в блокадном Ленинграде: котелок и кружка, произведенные на консервном заводе.
Раздел «Город» содержит предметы из домашних архивов, письма сотрудников Эрмитажа, отправленные в эвакуацию, открытки, издававшиеся в блокадном городе, книги, газеты, предметы, прошения о восстановлении карточек и разрешении на эвакуацию.
Третий раздел содержит предметы, посвященные памяти о блокаде в советский период: вырезки из газет, первое издание «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, пригласительные билеты и программы памятных вечеров.
Историк Андрей Кулик проведет встречу по выставке, приуроченной к 80-летию прорыва блокады Ленинграда.
Вход по предварительной записи по телефону +7 (812) 252-72-89.
19.00 Вечер, посвященный вручению «Премии Андрея Белого» за 2022 год (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
«Премия Андрея Белого» учреждена в 1978 году редакцией ленинградского самиздатовского журнала «Часы». В разные годы ее лауреатами становились такие крупные деятели культуры, как Виктор Кривулин и Сергей Стратановский, Василий Аксенов и Андрей Битов, Михаил Эпштейн и Роман Тименчик. В 2022 году в номинации «За заслуги перед литературой» названы следующие лауреаты: Игорь Булатовский, Аня Герасимова (Умка), Борис Констриктор, Илья Кукуй, Зорислав Паункович, Аза Тахо-Годи.
Вечер ведет Борис Останин.
Вход свободный.
22 января, воскресенье
20.00 Концерт «Приношение Дэвиду Боуи» из абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Абонемент «Концерты во фраках и в джинсах» продолжается программой-трибьютом Дэвиду Боуи. На сцене – Академический симфонический оркестр и дирижер Алексей Ньяга, бессменный ведущий абонемента – Александр Малич.
Музыка одного из самых ярких и самобытных рок-музыкантов нашего времени прозвучит в обоих отделениях – концерт завершится исполнением песен Дэвида Боуи в версии для симфонического оркестра, созданных эксклюзивно для этой программы петербургским композитором Антоном Таноновым.
В первом же отделении впервые в Петербурге прозвучит Четвертая симфония “Heroes” Филипа Гласса, одного из величайших современных композиторов, классика минимализма. Его симфония – взгляд большого художника на музыку другого большого художника. Для Гласса темы песен Дэвида Боуи и Брайана Ино с альбома “Heroes” становятся точкой отсчета, материалом, из которого вырастает симфоническое полотно, живущее по законам минимализма.
23 января, понедельник
20.00 Концерт схиархимандрита Серафима (Бит-Хариби) (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Отец Серафим родился и вырос в Грузии. Его отец – ассириец, а мать – грузинка. В 2008 году был представлен главе Грузинской Православной Церкви Илие II, который пригласил его стать пастырем для ассирийцев в селе Дзвели Канда Мцхетского района.
В октябре 2016 года в присутствии Папы Римского Франциска схиархимандрит Серафим и хор монастыря Тринадцати Ассирийских отцов исполнили молитвенное песнопение на арамейском языке.
Настоятель ассирийской общины схиархимандрит Серафим Битбунов (Бит-Хариби) известен тем, что это один из двух священнослужителей в мире, который совершает божественную литургию на языке Христа.
24 января, вторник
12.00 Показ спектакля-концерта «Жар-птица. Песни о войне», приуроченный к 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
В первое отделение концерта режиссер-постановщик Филипп Разенков включил сентиментальную поэму Александра Колкера «Жар-птица». Завсегдатаи театра помнят «ленинградскую поэторию» «Отражение» в постановке Владимира Воробьева (1975 г), одной из частей которого и была «Жар-птица». В ней ленинградский поэт, прозаик, искусствовед, художник и архитектор Геннадий Алексеев (1932–1987) рассказал историю любви девушки, умирающей в блокадном Ленинграде в то время, пока ее возлюбленный сражается на подступах к городу. По контрасту с камерной «Жар-птицей», во втором отделении концерта театр представляет эпическую хронику военных действий в песнях и стихах о войне, созданных в разные годы. Все они вошли в биографию нескольких поколений и являются документами эпохи, не утратившими свою действенность с течением времени.
19.00 Мультимедийное шоу «Vivaldi Live» в исполнении «MarimbaREmixorchestra» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Мультимедийное шоу «Vivaldi Live» – синтез музыки, живописи, поэзии и новых компьютерных технологий. В первом отделении «MarimbaREmixorchestra» представит аранжировку полного цикла «Времен года» Вивальди с использованием мелодических ударных инструментов и шумовых эффектов.
Во втором отделение музыканты «MarimbaREmixorchestra» предложат хиты мировой классики, произведения таких композиторов, как Бизе, Григ, Римский-Корсаков, Равель, Штраус и др.
Артисты ансамбля вдохнут новую жизнь в наследие классиков, наполняя его энергией современных мелодий и ритмов.
Участники ансамбля: Алексей Чижик (вибрафон), Павел Чижик (маримба), Александр Смирнов (колокольчики), Николай Рыжов (перкуссия), Тимур Федоров (бас-маримба), Иван Чернобаев (ксилофон), Антон Регонен (ударная установка), Валентин Галкин (литавры), Ольга Шабатура (художник мультимедия).
19.00 Презентация книги «Веригина О.М. “Идти непросторной дорогой…”: Дневники. Стихотворения, 1920–1990-е» (М.: Русский путь, 2022) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Судьба и творчество Ольги Михайловны Веригиной (Можайской; 1903–1998) связаны с трагической историей ХХ столетия. Она родилась в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, детство и отрочество провела в Ялте, в 1920 г. вместе с семьей покинула Россию. В дневниковых записях и стихотворениях запечатлены звуки, интонации, зримые подробности эпохи модерна, времен Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, эвакуации из Крыма вместе с армией генерала Врангеля и других событий, на фоне которых происходили движение и взросление души. В эмиграции поиски Веригиной своего пути и предназначения связаны с размышлениями о судьбе России и богословскими вопросами. Тетради сохранили конспекты и впечатления от лекций знаменитых философов и богословов – В. В. Зеньковского, С. Н. Булгакова, Л. А. Зандера, Н. А. Бердяева и др. Зеньковский выделял Веригину в числе «самых замечательных» участников Белградского кружка, отмечал ее «большую и умную, и тонкую, и сильную — яркую душу».
25 января, среда
19.00 Премьера спектакля-концерта «Владимир Высоцкий. Известный и неизвестный» (Концертный зал «Колизей»- Невский пр., 100).
В этот день в концертном зале «Колизей» прозвучат малоизвестные песни Владимира Высоцкого в новых оригинальных современных аранжировках, не только в гитарной, но и в оркестровой обработке. В проекте участвуют молодые, но уже известные артисты Санкт-Петербурга. Помимо ансамблевых и сольных песен, вниманию слушателей будут представлены стихи и неизвестные факты биографии Владимира Высоцкого.
Идейный вдохновитель и главный режиссер концерта-спектакля – Леонид Клибанов.
Режиссер — постановщик – Алина Тихонова.
Музыкальный руководитель – Дмитрий Васильев.
26 января, четверг
Старт проекта «Тайна пропавшей партитуры» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Этой зимой капелла Санкт-Петербурга открывает новый специальный проект «Тайна пропавшей партитуры», детективную игру для всей семьи. Участникам предстоит познакомиться с насыщенной историей капеллы посредством погружения в события прошлого. Гости попадут в альтернативную реальность, где будут шаг за шагом приближаться к поиску пропавшей партитуры, чтобы вернуться в свой мир. В программу войдет посещение залов, которые не всегда доступны широкой публике, и интерактивная игра с использованием мультимедийных технологий. Игра рассчитана на участников старше десяти лет.
18.30 Презентация книги «Блокадная педагогика» (СПб.: Росток, 2022) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Авторы научно-документального издания «Блокадная педагогика» на основе архивных материалов рассказывают, как работали детские дошкольные учреждения, школы, детские дома в осажденном городе и в период эвакуации, какие профессиональные механизмы использовались педагогами для сохранения жизни подопечных, их развития, воспитания и обучения.
В вечере участвуют: Ирина Колесникова, автор книги «Блокадная педагогика», доктор педагогических наук, профессор; Людмила Дербилова, соавтор книги, директор музея Охтинского колледжа; Марина Шургая, приёмная дочь семьи Верейских, хранитель семейного архива; Вера Шургая-Верейская, искусствовед; Лидия Николенко, кандидат педагогических наук, преподаватель; Виктор Орешкин, кандидат педагогических наук, доцент.
Вход свободный.
18.30 Лекция «Музеи блокадного Ленинграда. Музей Арктики в 1941-1945 гг.» (Библиотека «На Стремянной» – ул. Стремянная, 20).
В 1941 году музеи Ленинграда были отправлены в эвакуацию. Ленинградские коллекции были перемещены в Пермь, Нижний Новгород, Сарапул. Научный музей – Музей Арктики вместе с НИИ Арктики был перемещен в Красноярск. В годы эвакуации его сотрудники продолжали работу, сохраняя здание и часть экспозиции в осажденном Ленинграде и проводя выставки о достижениях советской науки в тылу.
Лектор: Ирина Карпенко, сотрудник Музея Арктики и Антарктики.
Вход по регистрации: (812) 572–30–65 или https://vk.com/stremyannaya.
27 января, пятница
Начало работы выставки графики Владимира Степановича Голянского (1919-1995), посвященной 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Библиотека книжной графики — ул. 7 Красноармейская, 30).
С 27 января в Библиотеке книжной графики можно будет увидеть графику и письма фронтовика Владимира Степановича Голянского (1919-1995).
В. С. Голянский работал театральным художником, оператором на телевидении, играл на сцене. Он прошел всю войну. Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Библиотеке книжной графики покажут рисунки, наброски, блокноты и письма военного времени.
Выставка открыта до 3 февраля.
Вход свободный.
16.00 Тематическая экскурсия «Фонтанный Дом. Война. Блокада» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Участники экскурсии узнают о том, как трагические события начала 1940-х отразились в судьбе Фонтанного Дома и его обитателей. В этом доме Анна Ахматова встретила начало Второй мировой войны, здесь ею были созданы пронзительные стихи из цикла «В сороковом году». Отсюда, вместе с другими жильцами, спускалась во время воздушных тревог в вырытые в Шереметевском саду щели и слушала «драконий рёв» летящих бомб. Сюда вернулась в 1944 из эвакуации, а за окнами был «страшный призрак», «притворяющийся» ее городом.
Участие бесплатное по регистрации на сайте: https://akhmatova.timepad.ru/event/2063937/
18.00 Онлайн-трансляция спектакля «Мой бедный Марат» режиссера Андрея Прикотенко (https://vk.com/priut_komedianta).
«Мой бедный Марат» – пронзительная история, рожденная в руинах блокадного Ленинграда. Ни война, ни изоляция, ни разруха не смогли помешать возникнуть самым чистым и возвышенным чувствам людей.
79 лет назад завершилась осада блокадного Ленинграда. 872 дня город жил в изоляции, связанный с миром единственной дорогой, по которой с трудом жителям привозили продукты и эвакуировали изможденных людей. Память о днях, когда город замер и ждал освобождения, стал частью Петербурга.
В 1960-е драматург Алексей Арбузов работал над пьесой о блокаде. В ней ему удалось передать ощущение изоляции, соседства со смертью во время осады. Но еще пронзительнее – чувство внутренней блокады, которое еще долго оставалось у тех, кто выжил.
В ролях: Яна Лакоба, Антон Багров, Александр Кудренко.
19.00 Концертная программа «Max Richter “Vivaldi: Four Seasons Recomposed”» (Концертный зал «ЯаниКирик» – ул. Декабристов, 54 А).
В этот день в Яани Кирик прозвучат мелодии британского композитора-неоклассика Макса Рихтера. Акцент программы – композиция Vivaldi: Four Seasons Recomposedby Max Richter – это переосмысление и новое видение вечной классики. Переплетение классического звучания и современной электроники погрузят слушателей в мир бесконечного космоса. В программе также прозвучат шедевры On the nature of day light и November – произведения, которые украсили известные голливудские кинофильмы «Остров Проклятых», «Прибытие», «Дж. Эдгар» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Композиция Three Worlds: Modular Astronomy была написана к одноименной постановке английского королевского балета по мотивам произведений Вирджинии Вульф.
Солисты: Алиса Ермакова (флейта), Владимир Шуляковский мл. (скрипка). При участии Ирины Розановой (клавиши), Татьяны Репниковой (арфа) и коллектива Music Factory Project.
19.00 Встреча-воспоминание «От героев былых времен» (Буквоед – Невский пр., 46).
О звездах ленинградского театра и кино расскажет Марина Годлевская, руководитель литературно-драматургической части Театра музыкальной комедии и жительница блокадного Ленинграда.
Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны, все 900 дней блокады. Этот театр стал частичкой духовной жизни города, единственным островком радости для измученных жителей города и фронтовиков. Участников встречи ждет живой и подробный рассказ историка театра о том, как жил и работал Театр музкомедии в эти тяжелые дни, какой подвиг совершали артисты, выходившие каждый день на сцену. Также слушатели узнают, как в самые суровые дни спасался от голода и холода любимец коллектива попугай Жако, кто водил хоровод с детьми блокадного Ленинграда на новогодней елке в страшную зиму 1942 года, из каких самых экзотических цветов состоял букет, полученный артистами во время войны.
Об этих и многих других эпизодах, связанных с историей коллектива в осажденном Ленинграде, театр вспоминает в январские дни и приглашает петербуржцев присоединиться к этим живым воспоминаниям.
Вход свободный.
19.00 Балет «Тщетная предосторожность» с участием Николая Цискаридзе (Михайловский театр – пл.Искусств, 1).
История очаровательной Лизы, которая мечтает воссоединиться с возлюбленным, тогда как мать рассчитывает выдать ее за богатого простофилю-соседа, стала основой замечательного балетного спектакля. Веселая и искрометная, «Тщетная предосторожность» покоряет своим обаянием. В Михайловском театре представлена хореографическая версия Фредерика Аштона, классика британского балета.
28 января, суббота
12.00 Премьера музыкально-драматического спектакля «Сказка о Прекрасной царевне и семи богатырях» (Санкт-Петербургский государственный детский драматический театр «На Неве» – Советский пер., 5).
Автор спектакля, художественный руководитель Театра «На Неве» Татьяна Савенкова обратилась к одной из самых поэтичных сказок А. С. Пушкина. Версия театра дополнена стихотворными диалогами Б. Батуева.
Сказка, услышанная А. С. Пушкиным от няни Арины Родионовны и написанная им в Болдино почти 200 лет назад, является актуальной и по сей день.
Яркие и выразительные образы спектакля, музыка и хореографические номера помогут детям разобраться в том, какие герои хорошие, а какие плохие, а также понять, что добро, честность и правда всегда оказываются сильнее, чем зло, неправда и ложь.
Зрители увидят сказочную волшебную страну с дремучими лесами и красивыми теремами, побывают в царском дворце и на веселой народной ярмарке, узнают захватывающую историю о Прекрасной царевне, королевиче Елисее и красивой, но злой Царице-Мачехе, познакомятся с семью братьями-богатырями и удивительно умными собачками Соколкой и Жучкой, а также станут свидетелями невероятных чудес.
Премьерные показы спектакля пройдут 28 и 29 января. Начало в 12.00 и 15.00.
16.00 Творческая встреча с создателями документальной кинокартины «Трамвай идет на фронт» (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова — Литейный пр., 17-19).
Зимой 1941 года из-за дефицита энергии и небывалых холодов движение трамваев остановилось. Как отмечал в своих воспоминаниях Даниил Гранин, «город стал пешим». Огромные расстояния до работы, за хлебом и за водой превратились в настоящее испытание для измученных голодом людей.
Пять маршрутов, возобновивших работу после блокадной зимы, связали все части города и были выстроены так, что до любого района стало возможно добраться всего с одной пересадкой. Город вздохнул с облегчением.
Интересные исторические подробности о ленинградском трамвае и суровых блокадных днях в фильме рассказывают жительницы блокадного Ленинграда Аглая Чернова и Анна Елисеева, директор «Горэлектротранса» Санкт-Петербурга Денис Минкин, директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нуквист, писатели и историки.
Премьера фильма прошла в директорском зале «Ленфильма», а также транслировалась онлайн.
Автор сценария – Анатолий Аграфенин.
Режиссер – Андрей Егоров.
19.00 Премьера спектакля «Лес» по пьесе А. Н. Островского. Режиссер – Татьяна Казакова (Театр комедии им. Н. П. Акимова – Невский пр., 56).
В юбилейный год Александра Островского художественный руководитель Театра комедии Татьяна Казакова выбирает его пьесу-размышление о природе театра и роли актера в нём. Над спектаклем также работают: художник-постановщик Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова.
Комедию «Лес» Александр Николаевич Островский считал своим лучшим произведением. Все, что знал писатель об особенностях национального характера, о тайнах русской души, о театре и его истовых служителях, запечатлено в пяти актах пьесы.
В своих бесконечных скитаниях по России встречаются на лесной дороге два провинциальный актера — комик Счастливцев и трагик Несчастливцев. По воле случая они оказываются неподалеку от имения Гурмыжской, тетки Несчастливцева, и решают заглянуть туда. А тем временем все смешалось в доме богатой помещицы, которая хотела выдать замуж свою бедную воспитанницу Аксюшу за недоучившегося гимназиста, но влюбилась в него сама.
«Лес» – о таланте и бесталанности, о свободе и несвободе, о любви и обмане. О настоящих артистах и ловких комедиантах – тех, кто играет в жизнь, превращая ее в сцену.
Премьерные показы пройдут 28 и 29 января, а также 9 февраля. Начало в 19.00.
29 января, воскресенье
19.00 Хореографический спектакль «Новый танец на новой сцене. Место, которого ещё не было» (Александринский театр, Новая сцена – наб. реки Фонтанки, 49 «А»).
«Место, которого ещё не было» – спектакль-исследование влияния силы слова в социуме, выраженное в форме движения/танца. Силу слов нельзя недооценивать, так как человек ежедневно созидает и разрушает, поддерживает и принуждает, объединяет и разобщает при помощи слов.
В спектакле поднимаются актуальные вопросы: что есть свобода слова, и где она заканчивается, если наши слова причиняют боль и страдание другим? Где граница между личной свободой и общественным благом? Что есть солидарность и уважение? Как слово может стать источником власти, и как оно же может разрушить власть человека над другими? Как слово транслирует сущность человека социуму и помогает объединиться вокруг общей идеи?
В творческой биографии Ксении Михеевой – работа в качестве танцовщицы в театре «Провинциальные танцы» (г. Екатеринбург) и в Театре танца Саши Кукина (г. Санкт-Петербург), сотрудничество в качестве педагога и хореографа с «Домом танца Каннон Данс» и с Академией танца Бориса Эйфмана.
В 2015 году Ксения создала танцевальную компанию «Ksenia Mikheeva Project». Её работы, созданные для компании – «Коллекционер», «Гроза», спектакль «Последнее чаепитие».
Александр Челидзе в качестве танцовщика сотрудничал с Театром танца Саши Кукина, преподавал на кафедре хореографии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. С 2014 года – старший преподаватель кафедры хореографического искусства РГПУ имени А. И. Герцена. С 2017 года – художественный руководитель мастерской Escabo. Contemporary Dance Stage.
Как хореограф поставил более десяти спектаклей, включая работу No Name для премьера Мариинского театра Игоря Колба.
Станислав Пономарев имеет разносторонний танцевальный опыт. В его творческой биографии – участие в телевизионных проектах «Танцуют все» (Украина) и «Танцы на ТНТ», в фильме «Эрмитаж», в иммерсивных спектаклях «Безликие» и «Превращение». С 2017 года принимает участие в международном фестивале DAP Festival в Италии.
В творческой биографии Никиты Маркелова – сотрудничество с Театром танца Саши Кукина, участие в таких проектах, как иммерсивные спектакли «Вернувшиеся», «Превращение», фильмы «Эрмитаж» и «Body sound» (композитор Дмитрий Аникин, оператор Дмитрий Наговский), постановка оперы «Царь Эдип» (режиссёр Виктор Высоцкий), спектакль-концерт на музыку Дмитрия Аникина «Вой сирен», «Гоголь. Сломанное шоу».
Ярослав Дидин – выпускник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Учился и стажировался у таких хореографов и педагогов современного танца, как А. Прельжокаж (Франция), Т. Гордеева (Москва), Т. Тарабанова (Санкт-Петербург), А. Озерская (Россия, Швейцария), А. Любашин (Москва), Т. Щипко (Москва), В. Гиглаури (Москва) и других. Преподаватель детского театра танца «Жемчужины Петербурга».
30 января, понедельник
10.30 Охапкинские чтения. Наука и поэзия: стоицизм, творчество, память (Музей Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Четвертые по счету Охапкинские чтения впервые пройдут в виде научной презентации тематического номера одноименного альманаха. Издание перед конференцией, а не традиционно после неё, было выбрано по двум причинам. Первое – в силу узости темы в рамках исследования творчества Олега Охапкина, но чрезвычайной важности её для определения особенностей поэтики автора. Дружба молодого поэта с выдающимся учёным Николаем Александровичем Козыревым кардинальным образом повлияла на его жизнь и творчество в целом. Вторая причина – это смена цели издания. Если для трёх предыдущих номеров была задача собрать и проанализировать всё уже написанное и изданное, большей частью в Самиздате, об Олеге Охапкине, то настоящее издание открывает совершенно новую страницу, не известную ни по каким предыдущим изданиям (в самиздате, тамиздате, не говоря уже об официальных институциях). За этим творческим союзом встаёт реальность, совершенно неизвестная молодому поколению. Именно поэтому для участия в дискуссии приглашены не только учёные поколения Олега Охапкина, но и молодые специалисты, занимающиеся русской культурой советского периода, молодые поэты, самостоятельно открывшие для себя плеяду своих предшественников, именуемую Бронзовым веком русской поэзии.
Ещё одной особенностью этих Чтений является то, что для участия в Конференции и Дискуссии приглашены люди, конгениально совмещающие научное и художественное творчество: Д.А.Ивашинцов, М.Р.Мелкумян, Р.М.Рупова. Они поделятся своим опытом.
В чтениях также участвуют: Татьяна Ковалькова, Лаврентий Шихобалов, Анастасия Корсунская, Юлия Валиева, Ольга Сокурова и другие.
19.00 Спектакль «Враг народа» (Театр Европы (МДТ) – ул.Рубинштейна, 18).
«Враг народа», написанная в 1882 году, входит в число самых «социальных» пьес Ибсена. Образ Стокмана – один из самых однозначных главных героев Ибсена, автор выступает на его стороне. Стокман противопоставлен трусливым и эгоистичным городским обывателям. Пока он действует в русле общепринятых ценностей, он занимает высокую позицию в обществе, но как только Стокман становится обличителем, общество объявляет ему бойкот. В поздних пьесах Ибсен больше внимания уделял внутреннему миру героев, поэтому их образы вырисовывались более противоречивыми.
Театральный критик Татьяна Москвина: «Изящно, с чувством меры сократив большую, маловыносимую в первозданном своём виде для нынешнего психованного зрителя пьесу Ибсена, Додин сосредоточил внимание на удивительном подвиге скромного провинциального врача. Который из застенчивого «интеллигента в маминой кофте» превращается в грозного судью общества. Всего лишь оставаясь верным себе и своей правде».
Сценическая композиция и постановка – Лев Додин.В ролях: Сергей Курышев, Сергей Власов, Александр Кошкарев, ирина Тычинина, Сергей Козырев, Дарья Ленда, Никита Сидоров.
19.40 Специальный показ фильма «Не может быть!» к 100-летию со дня рождения Леонида Гайдая (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
30 января исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых популярных и признанных советских режиссеров – Леонида Гайдая. Его комедии и экранизации отечественной сатиры прочно вошли в золотой фонд отечественного кино. В совокупности за время проката их посмотрело больше 200 миллионов человек.
В честь дня рождения Леонида Иовича в кинотеатре «Аврора» покажут на большом экране его комедию «Не может быть!», вышедшую в 1975 году и завершившую «золотое десятилетие» автора. Фильм состоит из трех новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко, высмеивающим проблемы провинциальной жизни молодой страны Советов.
31 января, вторник
18.00 Открытие выставки Петра Семёнова «Искусство Акварели» (Малый зал Санкт-Петербургского союза художников – ул. Большая Морская, 38).
В экспозиции будут представлены более 70 картин – от масштабного интерьерного натюрморта до пейзажной миниатюры. Не объединенные какой-либо отдельной темой они, тем не менее, дают представление о художественных средствах мастера и очерчивают круг интересующих его тем.
Выставка отрыта до 12 февраля.
19.00 Специальный показ сериала Максима Якубсона «Недееспособные» (Киностудия «Лендок» — наб. Крюкова канала, 12).
Сериал «Недееспособные» посвящен тому, на какие невероятные вещи способны те, кого общество считает, как правило, бесполезными, ничего не понимающими и не чувствующими. Будут показаны 1-я и 3-я части: «Недееспособные. Писатели» (2020 г., 22 мин.) и «Дееспособные во время чумы» (2022 г., 32 мин.).
19.00 Цикл просветительских встреч-показов «О тех, кого помню и люблю» к 110-летию кинотеатра «Аврора» (Кинотеатр «Аврора» — Невский пр., 60).
Юбилейный год старейший кинотеатр Санкт-Петербурга открывает уникальным циклом встреч-показов «О тех, кого помню и люблю». В течение всего года, раз в месяц, в «Авроре» будут показывать по одной картине выдающихся ленинградских-петербургских режиссеров, уже ушедших от нас. Все ленты вышли на Ленфильме, и большинство зрителей впервые познакомились с ними именно в «Авроре».
В афише – легендарные фильмы 12 знаковых имен для нашего города: Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Надежда Кошеверова, Виктор Трегубович, Илья Авербах, Динара Асанова, Сергей Микаэлян, Семен Аранович, Валерий Огородников, Алексей Герман, Игорь Масленников, Виталий Мельников. Каждое имя – страница в истории кино и кинотеатра «Аврора». Показы дополнят небольшие лекции киноведов о режиссерах и картинах, которые будут показы в рамках цикла.
Откроется цикл показом фильма «Гамлет» (1964) Григория Козинцева. Картину представит киновед, профессор СПбГУ Сергей Ильченко.
19.00 Спектакль по новелле Г.Гарсиа Маркеса «Эрендира» (БДТ – наб.реки Фонтанки, 65).
Новелла «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке» относится к «зрелому» периоду творчества Габриэля Гарсиа Маркеса. Переплетение карнавальности и политической сатиры, мифологии и магии, рационального и иррационального, реального и вымышленного – таковы отличительные черты произведений Маркеса.
В центре спектакля – история молодой девушки Эрендиры, судьба которой находится в руках её Бабушки, властной вдовы контрабандиста. После того, как пожар уничтожает дом и все имущество Бабушки, та продаёт девственность внучки за тридцать песо. Когда в округе не остается ни одного мужчины, способного оплатить любовь Эрендиры, Бабушка увозит внучку в пустыню в поисках мест, более выгодных для погашения долга. Там они встречают Улисс, юношу с лицом ангела.
Музыкальный спектакль по новелле оформлен в духе мексиканских ретаблос – наивных рисованных открыток, в которых люди благодарят святых за помощь.
Режиссер-постановщик – Федор Лавров.
В ролях: Нина Усатова, Полина Толстун, Андрей Феськов, Геннадий Блинов и другие.