1 января, воскресенье
Фестиваль «Новогодняя кутерьма в Гатчине»
В течение каникул с 1 по 8 января на Дворцовом плацу в Гатчине развернётся Рождественская ярмарка, а ежедневно в 13.00, 14.00, 15.00 и 16.00 здесь будут показывать интермедию «Новогодний спор Дворцовой белки и зайца Русака». Детей ждут подвижные игры с Дедом Морозом и Снегурочкой, а также показ мультфильмов на большом экране с утра до вечера.
Вход на уличную площадку свободный.
20.00 Шопен, Григ в исполнении Ивана Бессонова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д.Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Иван Бессонов родился и вырос в Санкт-Петербурге. Успех к нему пришел в 2018 году, когда Иван одержал победу на конкурсе молодых исполнителей классической музыки «Евровидение», став первым в истории конкурса победителем из России. «Победа Ивана подтверждает, что наша фортепианная школа находится на высоком уровне, и в ближайшее время он может вырасти в большого музыканта», – сказал о выступлении юного пианиста Денис Мацуев. Действительно, виртуозность исполнения Ивана Бессонова заставляют слушать, затаив дыхание, а эмоции исполнителя во время игры становятся эмоциями каждого слушателя в зале.
2 января, понедельник
18.00 Кукольное представление «Рождественский вертеп» в музыкальном сопровождении ансамбля русской аутентичной музыки Toloka (Пространство «Севкабель Порт», Студия 42 – В.О., Кожевенная линия, 40).
Toloka — петербургский ансамбль, состоящий из молодого поколения фольклорных исполнителей и профессиональных исследователей русской аутентичной музыки, которые объединились, чтобы «переоткрыть» русский фольклор и представить русскую музыку в новом свете. Коллектив занимается изучением нематериального наследия и традиций русской культуры, расшифровкой редких и никому неизвестных песен, которые собирает в экспедициях по всей России.
В преддверии праздников ансамбль Toloka обратился к народному музыкально-театральному представлению, которое было особенно популярно в России до революции – Рождественскому вертепу. Зрителей ожидают: фольклорные русские песнопения и колядки, традиционный текст и музыка которых добыты в экспедициях и восстановлены этномузыкологами; 12 кукол, созданных по музейным образцам и расписанных художниками специально для события; аутентичные костюмы, многим из которых более 100 лет; интерактивная программа для взрослых и детей из игр XIX века.
3 января, вторник
Гастроли Государственного цирка Бурятии в Санкт-Петербурге (Концертно-спортивный комплекс «М-1 Арена» — Приморский пр., 80).
Гастроли цирка пройдут с 3 по 8 января в концертно-спортивном комплексе «М-1 Арена» в рамках празднования 100-летия образования Республики Бурятия.
Вместе с коллективом бурятского цирка в Северную столицу приедут артисты театра современного танца «Угол зрения» и учащиеся Бурятской цирковой школы.
Петербуржцев и гостей города приглашают на балетно-акробатическое шоу «Тайна пяти стихий». Сказочные страны пяти стихий будут представлены зрелищными цирковыми номерами, музыкой и современной хореографией. В оформлении спектакля используются 3D-проекции и лазерные спецэффекты, а костюмы артистов разработаны с помощью нейросети.
Выставка «Петербург Михаила Махаева» (Михайловский замок – ул.Садовая, 2).
Парадный облик Петербурга середины XVIII века известен нам исключительно по зарисовкам Михаила Ивановича Махаева (1717 – 1770) – крупнейшего мастера видового рисунка восемнадцатого столетия. Исполненные Махаевым с натуры городские пейзажи легли в основу большеформатных гравюр, над которыми трудились лучшие столичные мастера. Создание серий гравюр с видами Петербурга являлось важным политическим государственным проектом. В них был воплощен идеальный образ центра империи – совершенного города, основанного на землях, завоеванных в первой четверти XVIII столетия Петром I, и отстроенном во всем великолепии его державной дочерью – Елизаветой.
На выставке будут представлены около 100 произведений из собрания Русского музея: рисунки М.И. Махаева, гравюры и живопись, исполненные по его рисункам русскими и западноевропейскими художниками, гравированные медные доски, с которых печатали гравюры с видами Петербурга в середине XVIII века.
Выставка от крыта до 16 января.
4 января, среда
20.00 Фортепианный вечер Мирослава Култышева (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургский пианист Мирослав Култышев посвящает сольный концерт в Большом зале филармонии памяти Михаила Бялика – легендарного музыкального журналиста и критика, ушедшего из жизни в октябре 2022 года.
Прозвучит музыка молодых Фредерика Шопена и Иоганнеса Брамса, в чьей судьбе ключевую роль сыграл Роберт Шуман – не только гениальный композитор, но и крупнейший критик своего времени. После публикации шопеновских Вариаций на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» вышла в свет статья со знаменитыми словами: «Шляпы долой, господа! Перед вами гений!» Свою Третью фортепианную сонату двадцатилетний Брамс написал в тот переломный год, когда, опять же, благодаря высокой оценке, авторитету и легкому перу Роберта Шумана из подающего надежды молодого композитора он превратился в молодую звезду и надежду немецкой музыки.
Также в этот вечер прозвучат Вариации на тему Корелли Сергея Рахманинова – насколько виртуозные, настолько и глубоко философские, в которых знаменитая тема фолии становится символом всей эпохи барокко как недостижимого, оставшегося в прошлом идеала.
5 января, четверг
15.30 Открытие года Рахманинова в Мариинском театре (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Юбилейные торжества по случаю 150-летия композитора в этом году будут проходить по всей стране. Представляя слушателям жанровое многообразие творчества Сергея Рахманинова, Валерий Гергиев включил в этот концерт и оперу композитора, и его симфоническое произведение, и, конечно, сочинение для фортепиано с оркестром. В программе: первая опера Рахманинова «Алеко» (в концертной версии), принесшая композитору золотую медаль на выпускных консерваторских экзаменах; знаменитые «Симфонические танцы», последнее крупное сочинение Рахманинова, написанное им в эмиграции; и Рапсодия на тему Паганини, еще одно позднее произведение, уникальное по своему неповторимому стилю, замыслу и содержанию. Солировать в Рапсодии приглашена пианистка Ева Геворгян.
«Мы вступаем в Год Рахманинова в России, и наше общее желание – отметить музыкой этот большой праздник. В Мариинском за этот год прозвучат почти все сочинения Сергея Васильевича. Его музыка будет звучать не только в Петербурге, но и в Великом Новгороде, на родине композитора. Она будет звучать на Тамбовщине в Ивановке, имении Рахманинова; мы также думаем о Воткинске, родине Чайковского, о Клине. Мы сделаем свою часть работы, пройдем свою часть пути и отметим год нашего великого композитора Сергея Васильевича Рахманинова на очень высоком уровне», – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
19.00 Концертная программа «Тоже «Времена года» в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством заслуженного артиста России Ильи Иоффа (Мальтийская капелла – Садовая ул., 26).
В Мальтийской капелле Воронцовского дворца камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством заслуженного артиста России Ильи Иоффа сыграет на бис программу «Тоже «Времена года». Таким образом музыканты «Петербург-концерта» представят альбом Re:SEASONS и напомнят о двух гениях современной музыки — Сергее Курёхине и Филипе Глассе.
В альбом Re:SEASONS вошли авторские версии четырех композиций легенды ленинградской джаз- и рок-тусовки 1980-х Сергея Курёхина, объединенные в цикл «Времена года» в альбоме «Воробьиная оратория».
В этот вечер также прозвучит одно из ключевых произведений музыкальной культуры последних десятилетий — Концерт для скрипки Филипа Гласса, так называемые «Американские времена года». Признанный мастер минимализма написал это произведение для скрипача Роберта Макдаффи, который собирался исполнять его в паре с «Временами года» Антонио Вивальди. При этом Гласс отказался присваивать частям скрипичного концерта названия времен года, когда выяснилось, что он и солист по-разному представляют себе звучание сезонов. Так что у слушателей есть возможность самим решать, когда «звучит» весна, а когда лето. Аналогом вивальдиевского клавесина у Гласса выступает синтезатор.
Представляет альбом и исполняет концертную программу камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа, Лидия Коваленко (скрипка, альт), Вера Чеканова (вокал), Алиса Тен (вокал), Владимир Волков (контрабас), Михаил Блехер (клавишные).
6 января, пятница
16.00 III Рождественский фестиваль «Вифлеемская звезда» (Гербовый зал Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 2).
В этом году главная героиня фестиваля — русская музыка. Фестиваль посвящен двум знаменательным линиям мирового музыкального календаря: заключительным событиям празднования 150-летия со дня рождения Александра Скрябина, которое проходило в 2022 году, и открытию торжественных мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в 2023 году. Шедевры Рахманинова и Скрябина, а также редко исполняемые сочинения отечественных композиторов XIX—XX веков прозвучат в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера. В фестивале также примут участие дирижер Павел Петренко и пианистка Юлия Стадлер.
В фестивальную программу вошли четыре концерта. Три из них состоятся на основной площадке «Петербург-концерта» — в Екатерининском собрании, и один — в Мальтийской капелле Воронцовского дворца.
Фестиваль откроется программой «Рождество для детей», которая 6 января будет представлена в Гербовом зале Эрмитажа, а 7 января – в Большом зале Екатерининского собрания. Для юных слушателей, а также для их родителей музыканты исполнят симфонические миниатюры, фрагменты из самых известных опер и балетов признанных мэтров мирового музыкального искусства, которые нередко обращались в своем творчестве к образам мифических зверей и птиц, сказочным сюжетам и волшебным превращениям.
Короткие, длящиеся не более трех минут, разнообразные сочинения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова, Аренского, Ребикова станут ярким и увлекательным музыкальным рождественским подарком.
Продолжит фестиваль концерт «Русская музыка для скрипки и струнного оркестра», который состоится 8 января в Мальтийской капелле. Его программа объединяет известные и редко исполняемые сочинения, представленные как в оригинальном виде, так и в транскрипции для струнного оркестра. Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, его художественный руководитель и главный дирижер начнут вечер с исполнения Полонеза Н. Римского-Корсакова, Сарабанды А. Лядова, Скерцо А. Скрябина, Andante cantabile для скрипки П. Чайковского и Русской песни С. Прокофьева. Завершит первое отделение редкий гость петербургской концертной сцены — трагическая часть из Второго неоконченного квартета С. Рахманинова.
Доминанта второго отделения — музыка балета «Аполлон Мусагет» И. Стравинского. Финальный аккорд программы — драматичное Скерцо для струнного октета Д. Шостаковича.
Третий концерт Рождественского фестиваля «Вифлеемская звезда» будет полностью посвящен творчеству Сергея Рахманинова, подлинного музыкального гения, чей исключительный дар включает три полноценные ипостаси – композитор, пианист, дирижер. В мощную по звучанию программу, которая будет исполнена 13 января в Большом зале Екатерининского собрания, вошли созданный в молодые годы Второй неоконченный квартет в переложении для струнного оркестра и одна из самых значительных партитур отечественной и мировой музыкальной истории — Вторая симфония. Эта симфония, написанная Сергеем Рахманиновым в период наивысшего творческого расцвета, вобрала все основные темы, образы, эмоциональный строй и музыкальный язык зрелого рахманиновского стиля.
Исполнители: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Стадлер.
Концерт-закрытие III Рождественского фестиваля «Вифлеемская звезда» состоится 14 января в Большом зале Екатерининского собрания. В заключительной программе музыкального форума представлены концерты для фортепиано с оркестром двух композиторов-современников, чьи мировоззренческие и творческие позиции диаметрально отличались.
В первом отделении прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор, работу над которым Александр Скрябин завершил в 1896 году, и это единственное сочинение композитора в данном жанре. Черты поэмности и отголоски скрябинских изысканных фортепианных миниатюр в полной мере проявляются в партитуре, отражающей стремление к внутренней свободе и возвышенной мечте.
Завершит вечер и фестиваль подлинный шедевр мирового музыкального искусства — Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Впервые это сочинение прозвучало в 1901 году в Москве в исполнении автора и симфонического оркестра под управлением Александра Зилоти. Лирико-драматическую партитуру открывают колокольные аккорды солиста и широкая распевная мелодия оркестра, основанная на интонациях церковного знаменного пения.
14 января за дирижерский пульт встанет Павел Петренко, солист – Юлия Стадлер (фортепиано).
7 января, суббота
19.00 Спектакль «Долгий рождественский обед» (Театр на Васильевском – Средний проспект В.О., 48).
На большой сцене театра постановка одной из самых популярных пьес американского драматурга ХХ века Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед».
Торнтон Уайлдер тонко чувствует течение времени. Оно подспудно становится действующим лицом его произведений. Лауреат многочисленных наград и премий, Уайлдер пытается говорить о вечных проблемах течения жизни языком простым, на повседневных примерах, которые, однако, обретают символический смысл.
Герои пьесы — члены семьи, которые каждое Рождество собираются вместе. Праздничные обеды повторяются из года в год на протяжение многих лет. Перед зрителем проходят четыре поколения, люди рождаются, живут и умирают, а время идет своим чередом. На наших глазах происходит угасание семьи, ее вырождение, за которым — пустота и новые аналогичные истории в аналогичных семьях с подобной же судьбой.
19.00 Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (Театр им. Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
В 1990 году театр «Рок-опера» первым в России осуществил постановку этой оперы. Символично, что премьера спектакля практически совпала с 1000-летием Православной Церкви, а исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов получил благословение на роль.
Рок-опера исполняется на русском языке в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой. Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию, многие обороты взяты из Евангелия почти дословно.
В спектакле заняты: Вячеслав Ногин, Анна Позднякова, Богдан Вивчаровский, Александр Кавин, Татьяна Ворончихина, Александр Кашапов, Роман Никитин и др.
В роли Иисуса – Ростислав Колпаков.
Музыка – Эндрю Ллойд Уэббер.
Либретто –Тим Райс.
Русский текст – Григорий Кружков и Марина Бородицкая.
8 января, воскресенье
17.00 «Рождественская встреча» – концерт Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойка, 12).
Прозвучат инструментальные композиции Городской, Шалова, Цфасмана, Цыганкова, Хачатуряна, Андерсона в исполнении виртуозных солистов оркестра – Любови Михайловой (домра), Михаила Тугарева (балалайка), Сергея Столярова (кларнет), Ивана Ефимова (баян), Евгения Рогачева (балалайка).
Дирижер — Александр Чернобаев.
9 января, понедельник
Выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» (Русский музей. Корпус Бенуа – наб.канала Грибоедова, 2).
Выставочный проект Русского музея под общим названием «Художники о войне и мире» можно рассматривать как своеобразный диптих. Составляющие его выставки «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – ХХ века» и «Дом и семья. Картины мирной жизни» посвящены двум важным аспектам существования человека, которые осознаются как противоположные друг другу. Первая часть этого диптиха обращена к образам военных будней, другая – к теме домашнего очага и семейного круга как хранителя нравственных ценностей русского народа.
Выставка «Дом и семья. Картины мирной жизни» позволит ощутить поэтику спокойного течения жизни в кругу семьи. Представленные работы раскроют особенности живописной трактовки жанровых сцен у художников эпохи расцвета сентиментализма и романтизма, представителей критического реализма и мастеров советского искусства.
В экспозиции, включающей около 100 работ из собрания Русского музея, можно выделить сквозные мотивы, определяющие содержание понятий «дом» и «семья» («в кругу семьи», «дети в доме», «тишина и покой», «застолье»). Посетителям выставки предоставлена уникальная возможность увидеть редко экспонирующиеся произведения таких известных художников, как И.Н.Крамской, В.Е.Маковский, И.М.Прянишников, К.В.Лемох, В.М.Максимов, А.И.Корзухин, Б.М.Кустодиев, Ю.П.Кугач и другие. Мир камерных образов, проникновенно раскрывающих мотив домашнего очага, представлен работами авторов, мало известных широкому зрителю. Живописная часть выставки дополнена скульптурой, произведениями декоративно-прикладного и народного искусства, литографиями и фотоработами.
Выставка открыта до 3 апреля.
Выставка «Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI – XX вв.» (Русский музей. Корпус Бенуа – наб.канала Грибоедова, 2).
На протяжении сотен и тысяч лет истории человечества его естественными спутниками были войны. Через них создавались и разрушались державы, исчезали, смешивались и рождались народы. Профессия военного по своему значению и социальному рангу возвышалась над остальными, а воинские звания, как и знаки воинского отличия, были непременным атрибутом носителей высшей государственной власти. Война хотя и не считалась благом, но все же представлялась естественной частью исторического бытия – ристалища, на котором страны и народы сражались за лучшее место под солнцем. Полководцам и героям ставили памятники, а некоторых даже причисляли к лику святых. В России, как и повсюду в Европе, основным заказчиком батальных, исторических и жанровых полотен, предметов скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с военными событиями, было государство: вначале в лице императора и его Двора, а в советское время – Министерства культуры, Союза художников и Художественного фонда. В годы советской власти дореволюционные произведения, связанные с военной тематикой, но не имевшие, как тогда считалось, исключительной эстетической значимости, стали концентрироваться в специализированных исторических музеях. В сугубо художественных собраниях русский батальный жанр на постоянных экспозициях стал представлять В.В.Верещагин. Что касается других крупных мастеров академического и реалистического направления (Г.Г.Гагарин, П.Н.Грузинский, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, А.Д.Кившенко, А.Е.Коцебу, Н.Н.Каразин и др.), то образцы их творчества на военную тематику хранились большей частью в музейных запасниках. Подобная ситуация сложилась и в Русском музее, коллекция которого в послереволюционное время продолжала пополняться полотнами батального и военно-исторического характера, написанными уже советскими мастерами, если эти работы отвечали самым высоким художественным критериям (М.И.Авилов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, В.А.Серов, П.П.Соколов-Скаля и др.).Масштабная выставка «Картины военной жизни», на которой в основном будут представлены живописные полотна, произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв., обычно находящиеся в фондах, продолжает давнюю традицию Русского музея, направленную на знакомство с сокровищами его обширных коллекций.
Выставка открыта до 14 марта.
10 января, вторник
11.00 Начало работы тактильной выставки «Алмаз „Шах“ — грани жизни А. С. Грибоедова» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, выставочный зал – ул. Стрельнинская, 11, 2 этаж).
Выставка включает арт-объекты, специально разработанные для тактильного знакомства. Предметы распределены по пяти тематическим разделам, иллюстрирующим ключевые моменты биографии А.С. Грибоедова: о детстве и образовании; о танцевальной и музыкальной культуре начала XIX века и знаменитых вальсах А. С. Грибоедова; о комедии «Горе от ума»; об истории любви Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе; о дипломатической службе, заслугах и трагической гибели А. С. Грибоедова.
В экспозиции представлена художественная и научная литература, посвященная личности А. С. Грибоедова, и издания комедии «Горе от ума» в различных форматах (РТШ, крупный шрифт, плоскопечатные книги, рельефно-графические изображения).
Посетить выставку с экскурсией можно по предварительной записи по телефону: 417-52-42.
19.00 Открытие VIII международного музыкального фестиваля «Классика без границ» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В программе «На подъеме» выступят музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга в камерных ансамблях. Солисты оркестров Большого и Мариинского театров и Заслуженного коллектива России академического филармонического оркестра выступят как с произведениями мировых классиков, так и с авторской программой участников концерта.
Николай Попов – солист оркестра Большого театра России, флейтист, саксофонист, композитор и аранжировщик – представит свои произведения, а в финале участники концерта исполнят фантазию на темы балета «Щелкунчик» пианистки, доцента кафедры камерного ансамбля СПбГК Натальи Фроловой.
Свою игру представят лучшие российские исполнители на духовых инструментах: Павел Соколов (гобой), Никита Лютиков (кларнет), Родион Толмачев (фагот) и Игорь Карзов (валторна).
Ансамбль солистов оркестра Большого театра России, струнный квинтет «Cocktail-Classic» также представит слушателям свою программу.
11 января, среда
17.00 «Душе твоей, Елена» — концерт памяти Елены Образцовой (Ротонда Мариинского дворца — Исаакиевская пл., 6).
В программе концерта в Ротонде Мариинского дворца – камерные сочинения русских и зарубежных композиторов в исполнении солистки Мариинского театра Елены Ушаковой, солистки Кремлевского оркестра Веры Кононовой, солистки театра «Санкт-Петербургъ Опера» Валентины Феденевой, солистки Михайловского театра Анны Буслидзе. За роялем – Мария Чернова. Вход на концерт – по пригласительным билетам. Начало в 17.00.
В памятном вечере в Культурном центре Елены Образцовой выступят молодые певцы и музыканты, лауреаты конкурсов Елены Образцовой и участники проекта «От звезды и до воды». Вход на концерт – по предварительной регистрации на сайте: http://www.obraztsova.org/
Главные вехи жизни и творчества Елены Образцовой связаны с Ленинградом – Петербургом. Она родилась в Ленинграде. Ей было всего два года, когда началась Великая Отечественная война, она хорошо запомнила блокаду, бомбежки, эвакуацию по коварному льду Ладожского озера и постоянный голод.
В хоре Дворца пионеров под управлением М. Ф. Заринской Елена, по ее убеждению, родилась как музыкант. В 1958 году она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а в 1964 году, после ее окончания, певица была принята в труппу Большого театра, где еще студенткой, в декабре 1963 года, дебютировала в партии Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского. Триумфальный успех в Гранд-Опера во время парижских гастролей Большого театра 1969-1970 гг. открыл Елене Образцовой двери европейских театров. «Талантом баснословным, из мифа» называл ее дирижер Герберт фон Караян. Выдающимися событиями признаны ее выступления в крупнейших театрах и концертных залах мира, включая миланский Ла Скала, нью-йоркскую Метрополитен-опера, лондонский Ковент-Гарден, Венскую Государственную оперу. На фестивале в Испании к 100-летию создания оперы «Кармен» в 1975 году Образцова была признана «лучшей Кармен мира».
Мировая оперная карьера певицы не помешала ей часто возвращаться в родной город. Елена Образцова внесла колоссальный вклад в культуру Санкт-Петербурга. Учредив здесь в 1996 году свой Культурный центр, певица заботилась о молодых талантах, организовала и регулярно проводила с 1999 года Международные конкурсы молодых оперных певцов, с 2006 года – Международные конкурсы юных вокалистов, Творческие школы вокального мастерства, мастер-классы для молодых певцов.
19.00 «Старый Новый год» — концертная программа Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петрикирхе) — Невский пр., 22-24).
Концертная программа, посвященная празднованию Нового года, объединит хиты классической музыки отечественных и зарубежных композиторов XIX-XX веков.
Вечер откроет светлый и грациозный Дивертисмент ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта, вслед за которым прозвучат части из известных произведений Иоганна Себастьяна Баха и Альфреда Шнитке.
Следующий блок программы составят Полька-пиццикато Иоганна Штрауса-сына и танцевальные номера из балета «Щелкунчик» и Серенады для струнных Петра Чайковского.
Темпераментные и узнаваемые с первых звуков танго Карлоса Гарделя и Астора Пьяццоллы станут кульминацией концерта, который завершится популярными новогодними и рождественскими мелодиями.
12 января, четверг
Выставка Наты Чебы. Трактат о женщине женского пола (Галерея Артмуза – 13 л.В.О., 70).
Выставка «Трактат о женщине женского пола» – реверанс в сторону современной моды на различные духовные практики. Художник Ната Чеба предлагает зрителю со-пережить чужой опыт, вынести свою оценку увиденного, применяя рекомендованные автором свойства человеческой души: Благодарность, Радость, Красоту и Тайну.
Визуализация опыта представлена фотографиями и скульптурными объектами, отображающими эмоциональные переживания, личностные трансформации и ситуативные реакции собирательного образа героини.
«В моих работах много обнаженного тела. Но тело для меня – не предмет эстетического удовольствия, а объект исследования. Только обнаженное тело, по моему мнению, способно отразить глубину и разнообразие личности его обладателя. Форма, линии, кожа, их взаимозависимость и сочетание – все это составляющие зашифрованного кода характера и судьбы человека. С помощью своих художественных практик я пытаюсь донести до зрителя разгаданные мной тайны» – рассказывает Ната Чеба.
Наталья Чеботарева, экономист по образованию, с 2009 года встала на путь художника. Занимается плёночной фотографией и ручной печатью, а также современной скульптурой. Инициатор и один из создателей Школы Аналоговой Фотографии, Фотолофта Маяк, галереи фотографии 2ЕВМО. Участник коллективных и персональных выставок, участник и победитель некоторых международных конкурсов. С 2018 года – член Союза Художников России. Работы находятся в коллекции Русского музея, Музея Царскосельской Коллекции и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Выставка открыта до 30 января.
13 января, пятница
15.00 Открытие выставки «О походах наших, о боях с врагами»: русские писатели – военные корреспонденты» (Дом журналиста — Невский пр., 70).
В основе экспозиции — фонды Российской национальной библиотеки. Выставка рассказывает о писателях, в разное время освещавших военные действия на фронтах Родины. Первым писателем-военкором по праву можно считать участника обороны Севастополя Льва Толстого. Очерк «Севастополь в декабре 1854 года», написанный им на поле боя, был опубликован уже в 1855 году.
Официально корреспонденты, представлявшие российские газеты, стали направляться в армию во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Среди выдающихся военных журналистов того периода — Василий Немирович-Данченко — старший брат известного режиссера. В 1876 году был награжден Георгиевским крестом за участие в сербско-турецкой войне. О ходе сражений Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. рассказывал на страницах газеты «Новое время». За проявленное мужество в боевых действиях награжден вторым Георгиевским крестом. Статьи Немировича-Данченко сразу приобрели популярность, их перепечатывали ведущие издания Европы, Америки и даже Турции. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. был военным корреспондентом газеты «Русское слово», награжден орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами. Как военкор участвовал также в Первой мировой войне.
На выставке представлен боевой путь Всеволода Крестовского (автора романа «Петербургские трущобы»), Валерия Брюсова, Ильи Эренбурга, Константина Симонова, Евгения Долматовского.
Особое внимание уделено корреспондентам, освещавшим оборону Ленинграда – Николаю Тихонову, Всеволоду Вишневскому, Павлу Лукницкому. Всего представлено 15 персоналий.
Выставка организована Российской национальной библиотекой совместно с Домом журналиста
19.00 XХII Новогодний фестиваль (Санкт-Петербургская государственная филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
1 января 2023 года Санкт-Петербургской государственной филармонии джазовой музыки исполняется 34 года. К этому событию приурочен ежегодный Новогодний фестиваль.
Двадцать второй фестиваль будет проходить с 13 по 15 января 2023 года и представит любителям джаза лучшие проекты филармонии.
Среди участников: легендарный петербургский пианист и композитор Анатолий Кальварский и Jazz Philharmonic Оrchestra, Давид Голощекин и Константин Плеханов с проектом «Две скрипки в джазе», вокалистка Юлия Касьян, джазовые гитаристы Алексей Кузнецов, Гасан Багиров и Ильдар Казаханов. С фестивальными программами выступят секстет Юрия Богатырева «Jazz Philharmonic messengers», джазовый пианист Андрей Зимовец и «Джаз-классик трио», прославленный Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева.
Музыкальный директор фестиваля – Давид Голощекин.
19.00 Хармс-Ёлка на Старый Новый год (Театральный музей — ул. Зодчего Росси, 2 А).
13, 14 и 15 января Театральный музей и Маршрут «Старухи» впервые проводят Хармс-Ёлки. Все будет как обычно и вместе с тем совершенно необычно. Вначале интермедия с танцами и играми, затем спектакль по стихам и прозе Хармса и его друзей – детских писателей 1920-х-1930-х годов. В центре внимания авторов – творчество Хармса, Введенского, Маршака, Олейникова. После спектакля будет небольшое, но очень запоминающееся угощение и, конечно, особенные подарки. Это вечер для относительно взрослых детей, которые умеют и любят читать, и для взрослых, которые не утратили в себе ребенка. Форма одежды зрителей соответствующая – хармсовская!
Спектакль ставят несколько режиссеров, в их числе Кирилл Люкевич и студенты режиссерских мастерских Григория Козлова и Анатолия Праудина, заканчивающие Российский институт сценических искусств. Автор проекта – Константин Учитель, широко известный как создатель Маршрута «Старухи», спектакля-променада по мотивам произведений Даниила Хармса, который уже десять лет проходит в Петербурге. Многочисленные эпизоды Маршрута каждый год разрабатывают 10-15 режиссерских команд.
Хармс-Ёлки состоятся 13 января в 19.00, 14 января в 13.00 и 16.00 и 15 января в 16.00 и 19.00 в Театральном музее. Страница проекта: https://starukha.ru/elka.
20.00 Петербургская премьера симфонических картин «Русские художники» Владимира Юровского (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Владимир Юровский – родоначальник знаменитой дирижерской династии: отец Михаила Юровского, дед Владимира и Дмитрия Юровских; автор оперы, балетов, пяти симфоний, оратории, а также музыки к кино и мультфильмам.
«Отец не был глух к музыке других композиторов, но его собственная музыка не походила ни на чью другую, – вспоминал Михаил Юровский в статье, опубликованной в 2015 году, к столетию со дня рождения Владимира Юровского. – Он был исключительно самобытным композитором. Он обладал очень развитым внутренним слухом и сочинял без фортепиано, прямо в партитуре».
14 января, суббота
Выставка «Рисунки и акварели. XVIII век (Михайловский замок – ул.Садовая, 2).
Русский музей обладает самой обширной коллекций русского рисунка и акварели XVIII века. Произведения отечественных художников соседствуют в ней с работами европейских мастеров, чье творчество оказалось связанным с Россией. Натурные штудии, наброски и этюды к живописным полотнам Антона Лосенко и Петра Соколова, эскизы будущих барельефов Михаила Козловского, загадочная серия типажей нищих-слепцов Ивана Ерменёва, серии видовых акварелей Семена Щедрина и Михаила Иванова в своем жанровом и типологическом разнообразии отражают сложившуюся структуру рисунка этого времени, а искусное использование различных техник демонстрирует высокий уровень профессионального мастерства, достигнутого русскими художниками в стремительном становлении русской художественной школы в XVIII веке.
Рисунки и акварели иностранных мастеров – Жана-Батиста Лепренса, Франческо Фонтенбассо, Пьетро Гонзаги, Джакомо Кваренги, Тома де Томона, Иоганна-Фридриха Антинга – от эскизов плафонов и театральных декораций, до беглых шаржированных портретов и силуэтов знакомят с европейской художественной традицией, открывавшей для русских художников и публики новые темы и типы рисунка.
Выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с наиболее интересными и значительными образцами графики XVIII века из музейного собрания, которые по причине своей хрупкости экспонируются крайне редко.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Людмилы Павловны Рыбаковой, продлится до 27 марта.
12.00 Встреча с писателем Тимуром Максютовым (Детская библиотека — 4-я Красноармейская ул., 13).
Тема встречи – футбол. Почему он так популярен? Когда и где зародилась эта игра? Сколько человек играет в команде? Чем занимается тренер? Для чего в футболе нужны судьи? Каковы правила этой игры? Участники встречи прочтут и обсудят книгу Тимура Максютова «Игра миллионов», а также познакомятся с другими книгами этого писателя.
Справки по телефону 316-68-77 или в группе ВКонтакте https://vk.com/detlermontov.
Вход свободный.
15 января, воскресенье
18.00 Большой крещенский концерт Евы Канна (Александро-Невская Лавра – наб. реки Монастырка, 1 В).
15 января, накануне крещения, певица Ева Канна приглашает петербуржцев на уникальный концерт. Великая русская музыка от Чайковского до Таривердиева, русские песни и романсы, музыка Петрова и Хренникова, Рахманинова и Фрадкина прозвучит под сводами Александро-Невской Лавры в этот вечер.
В программе также примут участие: Маргарита Ваганова (фортепиано), Анастасия Мазанкина (фортепиано), Наталья Зеленина (саксофон), София Мальцева (электровиолончель). В программе используются мультимедийные технологии.
19.00 Гала-концерт «От звезды и до воды» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Народные традиции, в числе которых – святочные обряды и гуляния, проводившиеся на Руси в период двенадцати праздничных дней с Рождества и до Крещенья, «от звезды и до воды», были неотъемлемой частью жизни русского народа. В настоящее время эти традиции утрачиваются, а для молодых людей, живущих в городах, и вовсе незнакомы. Приобщать молодежь к родной культуре – задача культурно-просветительского проекта «От звезды и до воды». 150 юных музыкантов приняли участие в прослушиваниях, которые прошли в Культурном центре Елены Образцовой. Из них эксперты отобрали для участия в гала-концерте более 40 талантов от 8 до 20 лет: это Ансамбль гусляров «Гусли-лебеди» и Детский фольклорный ансамбль «Денница» Охтинского центра эстетического воспитания, Сводный ансамбль гусляров ДШИ им. М. Л. Ростроповича и ДШИ им. И. Ф. Стравинского, Общешкольный хор 3-4 классов ДШИ № 37, Струнный ансамбль ДШИ им. В. А. Гаврилина, Ансамбль «Василеостровские гармоники» ДМШ № 11, София Шеховцова из ДШИ им. М. Л. Ростроповича, Серафима Туличева из ДШИ им. И. О. Дунаевского, Нелли Кузнецова из Школы студии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Лия Зоричева из Музыкальной школы при Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, Павел Степанов из Охтинского центра эстетического воспитания, Иван Федотов из ДШИ им. М. И. Глинки г. Всеволожск, София Москвитина из ДК «Лисий нос», Дарья Попкова и Полина Кононова из Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища, Данила Журба из Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, Анастасия Шугарова из Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена, Теймур Кязымов из Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Участие в гала-концерте станет для юных исполнителей возможностью продемонстрировать свой талант и выступить на одной сцене с известными музыкантами, среди которых – Галина Сидоренко (меццо-сопрано), солист Мариинского театра Виктор Коротич (баритон), солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Леонтий Сальенский (тенор), телеведущий Евгений Кунгуров, трио баянистов «Symmetry», Мария Чернова (фортепиано), Софья Созоненко (Белгород), Кирилл Сысоев (Уфа), Семён Штепа (Белгород), Виктор Скоробродов (Москва), Роман Мамалимов (Уфа), а также Оркестр русских народных инструментов им. Н. П. Фомина, художественный руководитель — Евгений Рогачёв, дирижёр – Анатолий Семёнов.
Гала-концерт позволит прикоснуться к традиционному репертуару святочных дней и современным композициям, посвященным празднованию Рождества и Крещения.
В программе гала-концерта – народные песни, колядки, инструментальные наигрыши и обработки фольклорных мелодий, вокальная и инструментальная музыка Рубинштейна, Чайковского, Мусоргского, Аренского, Гречанинова, Варламова, Будашкина, других русских композиторов-классиков и современных петербургских авторов – Баневича, Ростовской.