30 июля окончила свой земной путь Валентина Ивановна Матвеева — филолог русист, режиссёр, неутомимый проповедник христианской веры.

 

В её жизни было чудо, которое разделило всё на две половины: до и после. Это чудо встречи с Богом, которое знакомо многим христианам, и зримое другими по резкой смене жизненного курса. Она родилась в русской крестьянской семье в Казахстане. Многое умела делать руками по научению своей мамы, искусной во всех женских рукоделиях. Это выручало её в самые трудные моменты. И даже встрече с главным человеком в своей жизни — владыкой Антонием Сурожским она во многом обязана своему умению шить. Блестящий рассказчик, Валентина Ивановна умела выявить такие взаимосвязи в духе Лескова или Гончарова, и передать красивым, уходящим уже русским языком. В последний год жизни она работала над книгой о людях, которые ей встретились на жизненном пути.

Совсем юной она приехала в Ленинград и поступила с первой попытки на филологический факультет ЛГУ. Филфак тогда был элитарным местом потомственной петербургской интеллигенции. Во многих семьях у детей ещё были няни и даже гувернёры. А по свидетельству самой Валентины Ивановны, даже в студенческом общежитии стол во время обеда в общей комнате сервировался. Живую и красивую Валентину в этой среде приняли хорошо, и с большим тактом отнеслись к недостатками. Её не просто отучили чавкать во время еды, например, но дали больший урок — благородного поведения. Это когда человек не проходит мимо подлости, грубости и лжи, но делает это не оскорбляя человеческого достоинства другого, то есть, отделяет самого человека от его поступков. По сути своей — это глубоко христианское качество, перешедшее в светскую этику, стало путеводной звездой для юной Валентины на всю жизнь. Она много работала над собой и прочно вошла в эту среду.

После окончания университета она не долго проработала учителем, и вскоре поступила на Высшие режиссёрские курсы. Она выбрала для своего творчества научно-популярное кино. Её документальный фильм «В поисках Санкт-Петербурга» середине 1980-х раскрывал суть, воспроизводил дух утраченного города. Возвращение исторического названия в 1991 году не вернуло этого духа. Фильм по-прежнему остаётся актуальным.

В 1980 году ей был поставлен смертельный диагноз. Друзья стали настаивать на крещении. Но требовалась подготовка. Евангелия было не достать. В этот момент кто-то принёс машинопись на тончайшей бумаге: «Проповеди и беседы митрополита Антония Сурожского». Она стала читать и случилось чудо»:

«И тут в мою наболевшую душу вошёл свет. Я физически ощутила, как боль и мрак уходят. Я выжила, но память смерти осталась», — напишет она спустя двадцать лет.

Первый её фильм о владыке Антонии назывался «Встреча». В нём раскрывается суть всякой веры именно этим словом, употреблённом в значении ни банальной антиномии: встреча-разлука, но в значении экзистенциальной окончательности всего сущего: встреча — невстреча. Не смерть страшна, но невстреча с Богом. У Валентины Ивановны, как и у самого владыки Антония произошло это духовное Событие — Встречи. Они, подкрепляемые её великой энергией, до конца своих дней свидетельствовали о ней. Символично, что прощание с Валентиной Ивановной состоялось именно 4 августа — в день смерти владыки Антония.

Фильмы, созданные Валентиной Ивановной после своего воцерковления, отличает исповедальная интонация. Она рассказала в них (именно рассказала), и свидетельствовала кинокамерой правдивость своих слов, об одарённейших людях нашей Церкви, таких как иконописец архимандрит Зинон Теодор, поэт и песнопевец иеромонах Роман Матюшин. Эти фильмы, полны первохристианского романтизма, который охватил пол страны в годы Перестройки, совпавшей с новым церковным строительством. Выйдя ид ада, она не показывала ад. Её душа просила мира, избегая апофатической сложности и напряжения. Но её утверждающее, катафатическое творчество не было банальным, ибо было искренним, обращённым к личному адресату.

Последние годы, особенно после закрытия студии Леннаучфильм в 2015 году, где она проработала пятьдесят лет (!!), все свои фильмы она делала на частные пожертвования и показывала в рамках фестивального кино. У неё не один «Золотой Витязь». Я не раз была свидетелем её встреч со зрителями, организованных по старой режиссерской памяти её коллегами по цеху, в кинотеатрах «Аврора» или «Молния». Её обаяние, остроумие и доброжелательность делали эти встречи незабываемыми. Валентина Ивановна всегда повторяла: за кадром фильма остаётся в два раза больше событий, чем в кадре. И она умела рассказать обо всё, что осталось за кадром, ибо каждый свой фильм воспринимала как новую инициацию, через которую ей выпадало пройти. Мы желаем ей доброго пути в Новой Жизни.

Вечная память!

 

Татьяна Ковалькова, журналист, редактор портала «Русская культура»

 

 

 

 

На заставке: Василий Поленов. Золотая осень. 1893

 

©НП «Русская культура»,2021