15 февраля, понедельник
18.00 Онлайн-показ фильма «Я прожила счастливую жизнь…», посвященного памяти Марины Георгиевны Козыревой. Организатор трансляции – Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (https://www.facebook.com/Akhmatova.Museum).
Коллега, безотказный помощник и верный друг Льва Гумилева, Марина Георгиевна Козырева (1939 – 2020) была знакома с ним с начала 1960-х годов. Именно ей Наталия Викторовна, вдова ученого, доверила создание в последней квартире Гумилева Мемориального музея ученого. Совместно с В.Н. Вороновичем она смогла собрать и опубликовать воспоминания о Льве Николаевиче, его прежде неизвестные поэтические произведения. Она была лучшим знатоком биографии Л.Н. Гумилева – в этом ей не было равных, что признавал даже С.Б. Лавров, автор наиболее авторитетной книги о судьбе и идеях Гумилева. С поистине подвижническим самопожертвованием она искала (и находила!) все новые архивные документы, использовала любую возможность, чтобы рассказать о Гумилеве, совершенно бескорыстно поделиться своими знаниями.
19.00 Спектакль «Три товарища» («Приют комедианта» — ул. Садовая, д. 27/9).
Юрий, Саша и Виталий — три артиста балета одного из главных музыкальных театров страны, три товарища по несчастью, которым не удалось добиться триумфа. Их судьбы— сумма множества реальных историй танцовщиков, которые в одной пьесе собрали хореограф Юрий Смекалов и писатель Александр Цыпкин, который дебютирует в «Приюте комедианта» в качестве драматурга.
Это первый откровенный спектакль об изнанке балетного мира, внутренних барьерах и страхах, о вызове собственному телу и его предательстве. И первая постановка, в которой балет перестанет молчать: главные роли играют не только драматические актеры, но и артисты Большого, Михайловского и Мариинского театров, которые заговорят на сцене.
19.00 Литературно-музыкальный вечер «Кот ученый. Кот музыкант» в рамках проекта «Дни Капеллы в Доме книги» (Дом книги – Невский пр., 28).
На литературно-музыкальном вечере состоится презентация книги Велты Кирьяковой «Кошка Анжелина — хранительница Капеллы». Приключения кошки Анжелины тесно переплетены с историей Капеллы и Санкт-Петербурга. О происхождении Капеллы, культурных традициях, знаменитой петербургской вежливости и театральном этикете сказочные герои рассказывают простым и понятным для детей языком. Иллюстрации к книге созданы преподавателем Академии им. А.Л. Штиглица Дмитрием Лобановым. Специальным гостем вечера станет журналист, писатель и поэт Олег Сердобольский. На детские стихи и либретто Олега Сердобольского известными петербургскими композиторами написано более 200 музыкальных произведений.
Вход свободный.
19.30 Премьера спектакля «Бунин. Он, она…» Режиссер Евгения Богинская (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Спектакль поставлен по рассказам И.А. Бунина «Мадрид», «Визитные карточки», «В Париже». Три коротких рассказа, три случая из жизни самых обычных мужчин и женщин. Истории, полные атмосферы страсти, надежды и отчаяния, передающие идею возможности существования любви. Вопрос в том, как каждый из героев распорядится этой возможностью.
Формат спектакля – экспериментальный: два рассказа будут сыграны артистами на сцене, а рассказ «В Париже» зрители увидят на экране. В спектакле примут участие: Виктория Волохова, Олег Фёдоров, Ася Прохорова, Максим Ханжов. В киноспектакле заняты: народная артистка России Анна Ковальчук, Сергей Перегудов.
Режиссер – Евгения Богинская.
Оператор-постановщик – Влад Амелин.
Художник по свету – Андрей Лебедь.
16 февраля, вторник
«Очарованный странник» – онлайн-мероприятия Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина, посвященные 190-летию со дня рождения Н.С. Лескова (https://vk.com/pushkinlib, https://vk.com/pushkinlib4, https://vk.com/det_bibka_in_lit, https://vk.com/f1pushkinlib, https://vk.com/club8810042).
Участники занятия рассмотрят произведения Лескова: «Жемчужное ожерелье», «Человек на часах», «Фигура», «Гора», а также узнают интересные факты о Николае Лескове. Виртуальный обзор книг «В мире Лескова» (https://vk.com/pushkinlib4) будет посвящен книгам и рассказам: «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» и кратко затронет биографию писателя.
«Очарованный русской душой» (https://vk.com/det_bibka_in_lit) – чтение отрывка из книги Николая Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».
«Лесков в Петербурге» (https://vk.com/f1pushkinlib) – выпуск подкаста «Книжная разметка» о жизни и творчестве «самого русского» писателя Николая Семёновича Лескова. Почему он не был оценен при жизни? За что его так не любила либеральная общественность, и чем Лесков актуален для нас сегодня?
В чтениях «Неразменный рубль» (https://vk.com/club8810042) будут рассмотрены творческие биографии двух февральских юбиляров: Николая Семёновича Лескова, автора рассказа «Неразменный рубль», и художника Евгения Мигунова, автора иллюстраций к рассказу.
12.00 Научно-методический семинар «Архивы Санкт-Петербурга. Поиск документов, касающихся эвакуации из блокадного Ленинграда» в рамках проекта «Миссия памяти «Ленинградское спасибо» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
Главная цель мероприятия – познакомить с алгоритмом сбора информации, связанной с сохранением исторической памяти об эвакуации из Ленинграда во время Великой Отечественной войны (работа с архивами оффлайн и онлайн).
Семинар пройдет в онлайн-формате. Дополнительная информация: 8 (812) 275 71 15.
14.00 Церемония передачи на хранение в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда документа 1942 года «Рецептура изготовления пищевых блюд из белковых дрожжей» Всесоюзного научно-исследовательского института гидролиза растительных материалов (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
Этот уникальный документ рассказывает о рецептуре дрожжей и дрожжевых блюд блокадного рациона ленинградцев.
Всесоюзный научно-исследовательский институт гидролиза растительных материалов разработал и реализовал в блокадном городе технологию получения белковых дрожжей на основе древесного сырья. Вот как говорится об этом в тексте документа: «По своей питательной ценности один килограмм прессованных дрожжей эквивалентен одному килограмму мяса. Применяя безавтоклавный метод гидролиза древесных опилок, в упрощенных условиях, доступных каждому промышленному предприятию, можно получить около 0,5 кг прессованных дрожжей на 1 кг сухих опилок».
Белковые дрожжи питательны по сравнению с целлюлозой, которая добавлялась в продукты для увеличения и практически не усваивалась организмом. Из текста документа: «Примерно 100 – 150 грамм прессованных дрожжей достаточны для обеспечения белкового питания человека». Дрожжи послужили основой для производства различных продуктов питания, в первую очередь – дрожжевого супа.
18.30 Лекции о бездомных и бездомности (Центральная библиотека им. Н.А. Некрасова – пр. Бакунина, 2).
Лекцию прочтёт социолог Центра независимых социологических исследований Павел Иноземцев. Тема лекции: «Выживание в городе: практики и тактики городских бродяг». Слушатели узнают о том, каким образом бездомные выживают на улице, какие практики и тактики выбирают для выстраивания своей повседневности, где берут деньги на существование в мегаполисе.
19 февраля в 18.30 состоится лекция социолога, исследователя Центра независимых социологических исследований Андрея Бекерева «Бездомность и современные технологии». Речь пойдет о том, как живут бездомные в эпоху цифровых технологий. Как распространение мобильных телефонов и интернета связано с бездомностью? Могут ли технологии породить новые формы бездомности?
20 февраля в 16.00 состоится лекция «Исследование женской бездомности в России: невидимость, стыд, незащищенность». Социолог Евгения Кузинер расскажет о том, почему женщины оказываются на улице, с какими проблемами сталкиваются и как выстраивают стратегию по выживанию на улице.
Подробности по телефону 274 56 64 или в официальной группе библиотеки в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/bibliotekanekrasova.
Вход свободный.
20.15 Спецпоказ кинокартины Ингмара Бергмана «Персона» (Киноцентр «Ленфильм» – Каменноостровский пр., 10).
«Персона» — камерная история о гранях человеческой личности, внешнем и внутреннем, истинном и фальшивом, блестяще разыгранная Лив Ульман и Биби Андерссон, двумя главными музами Ингмара Бергмана. За простым, на первый взгляд, сюжетом и минималистичными черно-белыми кадрами скрывается глубокая экзистенциальная драма, разгадать загадки которой стремятся уже несколько поколений зрителей и критиков. Бергман радикально экспериментирует с самой природой кинематографа, подчеркивая материальность изображения, а камера великого Свена Нюквиста заглядывает в самые темные закоулки человеческой души. Завораживающее противостояние в кадре света и тьмы, тишины и голоса, знаменитый на весь мир крупный план двух лиц, заполняющий экран, — и «Персона» навсегда вписана в историю искусства и человечества.
Сам Бергман в книге «Картины» признался: «в «Персоне»… я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф».
В этом году психологической драме «Персона» исполняется 55 лет. В честь юбилея фильма компания «Иноекино» выпускает картину в российский прокат. Демонстрироваться будет отреставрированная копия, все сеансы пройдут на шведском языке с русскими субтитрами.
17 февраля, среда
16.00 Открытие выставки «Русскому генеалогическому обществу — 30 лет» (Зал Корфа Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Эта выставка — итог 30-летней работы воссозданного при Российской национальной библиотеке Русского генеалогического общества. Среди экспонатов — «самиздатовские» очерки истории дворянских родов, первые скромные брошюры из цикла «Свод поколенных росписей» 1990-х годов, монографии по истории и генеалогии дворянских, священнических, купеческих, крестьянских родов, журналы, фотографии, учебные пособия в помощь начинающим генеалогический поиск.
Члены РГО – авторы энциклопедических статей, составители справочных изданий, необходимых в генеалогическом поиске. На выставке будут представлены избранные труды, отражена международная деятельность петербургских генеалогов, работа Школы практической генеалогии.
Русское генеалогическое общество было создано в 1897 г. по инициативе министра иностранных дел России князя Алексея Лобанова-Ростовского. Им был составлен известный двухтомный справочник «Русская родословная книга». Но в первые годы советской власти общество прекратило свою деятельность, а его председатель великий князь Георгий Михайлович был расстрелян. Новая власть посчитала генеалогию наукой неуместной, на долгие годы занятия генеалогией стали небезопасны. Лишь к концу 1980-х гг. отношение власти к этой науке изменилось. В 1987 г. Игорь Сахаров, ставший впоследствии президентом РГО, организовал первый научный семинар «Генеалогия и история семей» в Российской национальной библиотеке. С воссозданием РГО появилась возможность возобновить исследования по истории семей, публиковать труды по генеалогии.
Благодаря поддержке РНБ сегодня Русское генеалогическое общество – член Международной генеалогической и геральдической конфедерации, один из крупнейших в мире центров по изучению генеалогии.
В открытии выставки примут участие представители российской научной общественности.
Экспозиция открыта до 21 марта.
16.00 Открытие выставки «По дороге к Таврической. Блокадная графика Елены Марттила» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
На выставке будут представлены работы художницы, находящиеся в собрании ГММОБЛ, а также рисунки блокадного времени и послевоенной поры, литография «Встреча», подаренные музею в феврале 2021 года племянником Марттила Владимиром Анатольевичем Егоровым.
Елена Оскаровна Марттила родилась 6 января 1923 года. Окончила художественную школу при Всероссийской Академии художеств в 1941 году накануне войны. После объявления войны добровольно записывается в сандружину Районного Красного Креста, работает медсестрой в детской больнице им. Н.К. Крупской, помогает эвакуировать детей. В ноябре 1941 г. поступает в Ленинградское Художественное училище, которое продолжало работать во время блокады и этим поддерживало молодых художников, помогало им преодолеть испытания войны, давало надежду. Находилось училище на Таврической улице в доме № 35. Елена Марттила каждый день проделывала поистине героический в условиях блокады путь до училища. Первые зарисовки на блокадную тему она сделала в блокадном Ленинграде до своей эвакуации в апреле 1942 г.
Графика Елены Марттила показывает борьбу ленинградцев в осажденном Ленинграде. На ее зарисовках – город, занесенный снегом, люди с уставшими, изможденными лицами, разрушенные дома. Блокадный быт показан так, как видела его сама художница в самое страшное время зимы 1941–1942 годов.
В 1943 году она вместе с матерью вернулась в Ленинград, в свою старую квартиру, хотя блокада еще не была полностью снята. По приглашению директора Я.К. Шабловского возобновила обучение в Ленинградском художественном училище, которое с отличием окончила в 1948 г.
В 1960-е годы вновь обращается к блокадной теме, в 1960–1990-е гг. создает цикл работ, посвященных блокаде, в технике литографии и гравюры на картоне. Ее первую гравюру на картоне «Студент» приобретает Русский музей.
Елена Мартилла приняла участие более чем в 130 выставках, ее произведения хранятся в Русском музее, Театральном музее, в РНБ им. Салтыкова-Щедрина, в ряде областных художественных музеев России и СНГ, а также в частных коллекциях в России, Латвии, Эстонии, Финляндии, Великобритании, США.
Выставка открыта до 31 марта.
19.30 «Екатерининское КИНОсобрание»: «Петербург-концерт» начинает кинопоказы (Камерный зал Екатерининского собрания – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Фильм “MOVE” посвящен Акраму Хану. Его семья эмигрировала в Англию из Бангладеш, в своем творчестве он объединил восточные и европейские черты. В послужном списке Хана – участие в постановке церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году, работа с Жюльетт Бинош, Кайли Миноуг и балериной Сильви Гиллем. В юности Хан выходил на сцену в знаменитой «Махабхарате» Питера Брука. Выдающийся танцовщик, Хан считается мастером традиционного индийского танца катхак, элементы которого он вносит в свои хореографические сочинения. Знаковый представитель contemporary dance, он экспериментирует и с классикой, приближая ее к сегодняшнему зрителю. «Классика — один из путей поиска прекрасного. А современный танец, наоборот, про демонстрацию несовершенств — и за это я его тоже люблю. Классика для богов. Современность для людей». (Из интервью Акрама Хана московскому изданию “THE BLUEPRINT”).
На показ 17 февраля вход бесплатный по регистрации на сайте: https://petroconcert.spb.ru.
18 февраля, четверг
12.00 Открытие выставки «Казаки. Из истории кавалерийских полков Русской императорской армии» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Выставка посвящена особому воинскому сословию Российской империи. В силу специфических черт и сочетания исполняемых военных и хозяйственных функций (поголовное вооружение как способ существования, элементы демократии и самоуправления, военизированный характер общинной жизни с соответствующей служивой иерархией) казачество не только отличалось, но испытывало определенную отчужденность от остального населения Российской империи.
Казачество формировалось с XIV в., и уже к концу XV в. образовалось несколько крупных сообществ, некоторые из которых к XVI в. выросли в крупные вольные воинские формирования, называемые казачьими войсками.
Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова в 1799 г. Во время Отечественной войны 1812 года казачьи полки, входившие в казачий корпус генерала от кавалерии М.И. Платова, сыграли важную роль в поражении Наполеона. Казачьи части приняли активное участие в покорении Кавказа, присоединении Казахстана и Средней Азии, освоении территорий Сибири и Дальнего Востока. Более 300 тысяч казаков находилось на полях сражений Первой мировой войны.
Более детально с историей казачества можно будет познакомиться на новой выставке в Музее артиллерии, где представится возможность увидеть, с каким оружием воевали, какую форму носили и какими подвигами прославились казаки.
Среди уникальных экспонатов – офицерский клыч (разновидность сабли), принадлежавший императору Николаю II, детские казачьи офицерские шашки его сына – наследника цесаревича великого князя Алексея Николаевича, офицерская казачья шашка великого князя Михаила Николаевича Романова и др.
Наибольший интерес представляет предмет, призванный стать одной из главных изюминок выставки. Это мемориальная вещь, связанная с биографией едва ли не самого знаменитого казака – курительная трубка, которая принадлежала донскому казаку, предводителю Крестьянской войны 1773-1775 гг. Емельяну Пугачеву.
18.00 Концерт Оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (Исторический парк «Россия – моя история» – ул. Бассейная, 32).
В репертуаре оркестра сочинения отечественных и зарубежных композиторов, переложения классической и современной музыки, а также оригинальные произведения, написанные специально для коллектива.
С 2018 года художественным руководителем и дирижером оркестра баянистов и аккордеонистов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова является доцент СПбГК, лауреат международных конкурсов Артем Нижник.
В своей новой программе коллектив представит произведения И. Стравинского, А. Пьяццоллы, В. Зубицкого, Р. Гальяно, Ф. Анжелиса и др.
Отдельные номера будут исполнены в сопровождении гуслей и виолончели.
Вход свободный.
19.00 Показ спектакля «Поздняя любовь» к 25-летию творческой деятельности в Молодежном театре на Фонтанке актрисы Ирины Полянской (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Ирина Полянская служит в Молодежном театре с 1995 года. Ее яркие, сильные героини хорошо знакомы зрителям по спектаклям «Поздняя любовь», «Крики из Одессы», «Звериные истории» и многим другим постановкам. В копилке киноработ актрисы – роли в фильмах и сериалах «Нежная зима», «Операция «С Новым годом!»», «Белая гвардия», «Ленинград 46», «Следователь Тихонов», «Отель последней надежды». В 2002 году Ирина Полянская стала одним из учредителей «Такого театра», с которым сотрудничает до сих пор.
19.00 20-летие спектакля «Жаворонок» (Молодежный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Вот уже 20 лет спектакль по пьесе Ж. Ануя украшает афишу Молодежного театра на Фонтанке. «Жаворонок» — это не только обращение к судьбе известной всему миру Жанны — Девы Орлеанской, спасительницы Франции. Это еще и гимн творческому началу в человеке. Притча о художнике, который создает свой гармоничный мир, сохраняя себя среди хаоса бытия, преодолевая невозможное, чтобы навсегда стать частью истории человечества.
Режиссер-постановщик – Семен Спивак. В роли Жанны – Регина Щукина.
19 февраля, пятница
Начало работы выставки «Нежный цвет» (Музей-квартира А.А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка представляет живописные работы петербургского художника Натальи Быковой.
В экспозиции предстает целая галерея портретов современниц. Восхищение художника красотой и изяществом моделей читается в трактовке каждого из женских образов. Выбор яркой колористической гаммы, свободная манера письма, введение в композицию выразительных аксессуаров, цветов, животных — все это придает живописным произведениям праздничное, жизнерадостное настроение.
Дополняют экспозицию столь же изысканно написанные цветочные натюрморты.
Выставка открыта до 21 марта 2021 года.
19.00 Концерт-спектакль Евы Канны «Земля Обетованная» (Концертный зал «У Финляндского» – Арсенальная наб., 13/1).
В первом отделении концерта прозвучат русские романсы и песни в джазовых обработках. За роялем – солист Санкт-Петербургской джазовой филармонии, джазовый пианист, композитор и аранжировщик Дмитрий Братухин. Он предложит зрителю свои авторские неожиданные решения уже знакомых произведений.
Второе отделение концерта – авторские эстрадные песни Евы Канны. Специальный гость программы – заслуженный артист РФ Сергей Селин.
20 февраля, суббота
Открытие нового сезона в Цирке в Автово. Программа «#ЦИРКНАВСЕГДА» (Цирк в Автово – ул. Автовская, 1А).
С 20 февраля в Цирке в Автово стартуют показы новой программы. Перед зрителями выступят мотокаскадеры – лауреаты международного конкурса. Самые рискованные номера, лучшие артисты и умопомрачительные трюки, современное музыкальное и световое сопровождение, сочетание жгучего темперамента и грации – все это в новом шоу «#ЦИРКНАВСЕГДА».
11.00 Начало работы выставки «Умышленный город», приуроченной к 200-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
В основу экспозиции лег одноименный цикл фотографий Валерия Дегтярева, произведения которого хранятся в собрании РОСФОТО.
Выставочный ряд составили уникальные, выполненные с применением сложных техник печати авторские листы, сюжеты которых были сняты автором в период с 1998 по 2008 год. На большеформатных фотографиях запечатлены пронизанные северным светом уголки старого Петербурга, затерянные в городских лабиринтах и вновь открытые авторским взглядом фрагменты интерьеров парадных, немногочисленные, но удивительно глубокие портреты людей, косвенно отсылающие к героям Достоевского.
Выставка представляет зрителю одну из последних масштабных фотографических интерпретаций городской топографии, описанной Ф.М. Достоевским в своих литературных произведениях. Фотографический цикл Валерия Дегтярева продолжает традицию, начало которой было положено ленинградскими фотографами в конце шестидесятых — начале семидесятых годов ХХ века.
Валерий Дегтярев родился в 1937 году в Ленинграде. Художественной фотографией начал заниматься в 1969 году, активно участвовал в работе фотоклубов. Участник более 300 выставок. В 1995 году Валерий Дегтярёв назван лучшим фотокорреспондентом.
Выставку сопровождает видеоинтервью с автором, в котором он делится со зрителем своим опытом городских странствий и мыслями об умышленной красоте старого Петербурга.
12.30 Открытие выставки «Военные парады. История и современность» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
На выставке представлено более 60 уникальных фотографий парадов и военных смотров, начиная с эпохи Александра II и заканчивая главным военным парадом в Санкт-Петербурге в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, который прошел в 2020 году.
Среди них – редкие фотографии, на которых запечатлены высочайшие смотры полков в Царском селе и на Марсовом поле. Несомненный интерес вызывают фотографии первых парадов Красной армии в самом начале ее существования: на заснеженной Дворцовой площади бойцы молодой советской республики маршируют по колено в снегу. Кроме хрестоматийных фотографий исторического парада, который прошел на Красной площади 7 ноября 1941 года, можно увидеть увидеть фотографии парада-дублера, который состоялся в тот же день в г. Куйбышеве. По замыслу советского военного командования, в случае отмены московского парада торжественное шествие в Куйбышеве должно было бы стать главным и транслироваться по Всесоюзному радио.
В дополнение к снимкам, сделанным во время знаменитого Парада Победы 1945 года, демонстрируются фотографии празднования 9 мая и в другие годы.
19.00 Показ спектакля «Без вины виноватые» к 40-летию творческой деятельности в Молодежном театре на Фонтанке заслуженной артистки России Наталии Дмитриевой (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Наталию Дмитриеву можно по праву назвать актрисой, чьими ролями написана 40-летняя история Молодежного театра. После окончания института Наталия Владимировна служила в Театре им. Ленинского комсомола, художественным руководителем которого был Геннадий Опорков. Знаменитый режиссер однажды сказал об актрисе: «Все, кто видел на сцене своеобразных героинь Наталии Дмитриевой, вряд ли забудут их и саму Наташу – изящную, очаровательную». В 1980 году актриса была приглашена Владимиром Малыщицким в Молодежный театр, где и служит по сей день.
21 февраля, воскресенье
13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Щелкунчик и мышиный король». Сказку читает з. а. РФ Александр Олешко, дирижер — Фабио Мастранджело (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Музыкально-визуальный спектакль на музыку П.И.Чайковского и текст Э.Т.Гофмана будет сопровождаться уникальным акварельно-песочным шоу от художниц Марины Сосниной и Евы Сосниной с трансляцией процесса рисования на экран.
16.00 Концерт Дениса Седова (бас) в сопровождении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских, Зеркальный зал – Невский пр., 41).
19 марта исполнится 91 год со дня рождения выдающегося русского певца Бориса Тимофеевича Штоколова. Многие годы он был ведущим солистом Кировского (ныне Мариинского) театра, а исполненные им роли вошли в золотой фонд оперного искусства XX века.
21 февраля воспитанник ленинградского Хорового училища им. М.И. Глинки, солист крупнейших мировых оперных театров Денис Седов посвятит свое выступление памяти знаменитого певца. В его исполнении прозвучат арии, романсы и песни из репертуара Бориса Тимофеевича.
Также слушателей концерта во Дворце Белосельских-Белозерских ждет исполнение Санкт-Петербургским государственным симфоническим оркестром «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского в оркестровке Сергея Горчакова. Эта оркестровая версия шедевра Мусоргского крайне редко звучит со сцены, уступая первенство оркестровке Мориса Равеля. Тем не менее, многие великие музыканты, такие, например, как Д. Шостакович и С. Слонимский, отдавали предпочтение именно оркестровке С. Горчакова за большую приближенность к стилистике Мусоргского.
Знакомая и всеми любимая музыка прозвучит в исполнении оркестра под управлением петербургского дирижера Льва Дунаева.
19.00 Показ спектакля «Странная миссис Сэвидж», посвященный 50-летию работы народной артистки России Татьяны Ткач на сцене театра «На Литейном» (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
Неслучайно именно этот спектакль выбран для бенефиса известной актрисы театра и кино, лауреата Государственной премии. В 2019 году Татьяна Дмитриевна Ткач отмечала свой 70-летний юбилей, и тогда возникла идея поставить знаменитую пьесу, где главную роль исполнили в свое время звезды первой величины Любовь Орлова, Фаина Раневская, Вера Васильева.
Татьяна Ткач сыграла на сцене театра «На Литейном» около 40 ведущих ролей и ролей первого плана. Она известна и как киноактриса, в ее фильмографии более 80 работ. Среди них сериалы «Черный ворон», «Литейный», «Улицы разбитых фонарей», киноленты «Золотая мина», «Сестры», «Мания Жизели». Без сомнения, всенародную любовь принесли ей роли в культовых фильмах «Белое солнце пустыни», «Бег», «Место встречи изменить нельзя».
Татьяне Ткач присущ глубокий психологизм в создании образа, воплощение лучших черт национального характера. Величие и нравственное достоинство женщины, мудрость и красота, способность оставаться личностью – вот главные качества ее персонажей.
21 февраля народная артистка России, всенародно любимая зрителями Татьяна Ткач вновь восхитит всех своих поклонников в главной роли очаровательной, авантюрной и проницательной миссис Этель Сэвидж.
19.00 Премьера спектакля «Фиделио» — единственной оперы Людвига ван Бетховена (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
«Фиделио» — великая опера: Бетховен создал произведение, актуальное для любого времени. В какой бы исторический контекст ни помещали ее сюжет, он выглядит органично, а классический стиль музыки только подчеркивает его универсальность.
В версии режиссера Ирины Фокиной и художественного руководителя постановки Сергея Стадлера действие переносится в Петербург 1825 года. Выбор эпохи не случаен: события декабрьского восстания созвучны идеям композитора и Великой французской революции. Как и декабристы, главный герой оперы Флорестан — человек, равный по положению своим противникам. Несмотря на благородные мотивы своей борьбы, борется он прежде всего за власть. Но есть и другой подвиг — подвиг женщин, подвиг Леоноры, которая сражается за жизнь конкретного человека, за маленькое, в масштабах революций, личное счастье.
Создатели спектакля ставят перед зрителем философские вопросы и ищут их актуальное воплощение в пространстве театра. Исторические костюмы сочетаются здесь с видеопроекциями, хроникой, современными культурными кодами.
История русских постановок «Фиделио» довольно скромна. В последние годы состоялось несколько концертных исполнений и ряд отдельных спектаклей в рамках фестивалей. Появление единственной оперы Бетховена в виде полноценного спектакля — знаковое событие культурной жизни Петербурга.
Режиссер — Ирина Фокина.
Художник-постановщик — Алексей Левданский.
22 февраля, понедельник
15.00 Концерт-поэма «Роберт и Клара» в рамках II Международного музыкального фестиваля «Солисты Балтики» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
В проекте принимает участие виолончелист Игорь Бобович, Александра Коробкина (скрипка) и Ксения Крыльникова (альт).
Концерт посвящается 210-летию со дня рождения композитора Роберта Шумана.
23 февраля, вторник
11.00 Экскурсия «Петербург на трамвае: блистательный и не очень» (место сбора – Средний пр. ВО, 74).
Петербургские трамваи постепенно уходят в прошлое, и тем ценнее возможность увидеть на ходу один из музейных экспонатов. Экскурсия начнется в трамвайном парке на Васильевском острове, дальше по маршруту – Петроградская сторона, Литейная часть и Центральный район Петербурга. Прогулка продлится два часа. Этого времени хватит, чтобы обсудить историю трамвайного движения, поговорить о достопримечательностях, вспомнить, как жили люди более ста лет назад.
Экскурсовод – выпускница Школы гидов Льва Лурье Анна Маркович.
Купить билет можно на сайте: https://dklurie.ru/excursions/detail/82874/
19.00 Концерт «Жизнь в ритме джаза» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В программе концерта — настоящие хиты мирового музыкального репертуара: произведения Бернстайна, Гершвина, Лоу, Кемпферта, Манчини. Яркий и запоминающийся концерт украсит выступление солистов и хора театра «Мюзик-Холл».
19.00 Культурно-просветительская программа «900 хлопьев снега». (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
«900 хлопьев снега» — это интеграция пластического театра и кинодействия в тематическое музейное пространство, уникальный эксперимент театра «Комик-Трест» и Музея обороны и блокады Ленинграда.
Режиссер – Татьяна Сидорова. В главной роли – Татьяна Пестова.
24 февраля, среда
19.00 Хоровые сочинения Георгия Свиридова (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
Удивительный мир хоровой музыки Георгия Свиридова откроется во фрагментах цикла «Песнопения и молитвы» и в произведениях для хора на стихи русских поэтов, которые прозвучат в концерте Певческой капеллы под управлением Владислава Чернушенко.
Хоровую лирику Свиридова по праву можно отнести к открытиям отечественной музыки XX века. Композитору удалось развить и углубить этот сравнительно молодой жанр русской хоровой литературы. Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха и потрясающее композиторское дарование. Стихотворения Есенина, Блока, Северянина, Сологуба, Орешина обретают невероятную глубину, соединяясь с великолепным мелодизмом Свиридова и его неповторимыми хоровыми красками.
«Песнопения и молитвы» — выдающийся памятник русской духовной музыки, вершина творчества Георгия Свиридова. Этот хоровой цикл оказался последним в жизни композитора. Георгий Васильевич работал над ним почти до самых последних дней своей жизни. Произведение создавалось в течение нескольких лет в тесном сотрудничестве с Владиславом Чернушенко и Певческой капеллой Санкт-Петербурга.
«Песнопения и молитвы» неразрывно связаны с древней православной песнетворческой традицией, но при этом не являются единым литургическим целым и не предназначены для исполнения во время богослужения. Задуманные как грандиозный по масштабу цикл, «Песнопения и молитвы», к сожалению, остались неоконченными. Это сочинение — подлинный шедевр, подытоживший многовековой опыт русской и мировой хоровой музыки.
25 февраля, четверг
19.00 Онлайн-презентация новых книг Якова Гордина. Организатор трансляции – Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (https://akhmatova.spb.ru/).
Историк и публицист Яков Гордин представит новые издания книг «Декабристы. Мятеж реформаторов» и «Русский человек и Кавказ. 300 лет войны и мира» (СПб.: Лениздат, 2020).
Яков Аркадьевич о своих книгах: «Декабристы сопровождают меня, фактически, всю мою сознательную жизнь. И льщу себя надеждой, что мне удалось в меру своих сил и знаний воссоздать картину междуцарствия и мятежа довольно близко к реальности. Мир Кавказской войны был уникальным миром, ни с чем несравнимым. Неким поразительным пространством, в котором в сложнейших отношениях существовали и горцы, и «русские кавказцы», особая категория. Я попытался объективно воссоздать этот мир. В результате приобрел многих друзей на Кавказе, отношениями с которыми дорожу».
Видеозапись лекции будет опубликована на сайте музея https://akhmatova.spb.ru/.
26 февраля, пятница
18.00 Музыкальный обзор «Старая пластинка». Выпуск восьмой: Людвиг ван Бетховен. Организатор – Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих (https://www.gbs.spb.ru).
18.00 Концерт «Вечер фортепианной музыки». Исполнители: Регина Маркова, Вера Наумова и Владимир Чернышов. В программе — музыка С.В. Рахманинова (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, конференц-зал – ул. Стрельнинская, 11).
27 февраля, суббота
12.00 Интеллигентская барахолка (Студия Лендок – наб.Крюкова канала, 12).
Интеллигентская барахолка в Петербурге стала знаменитым явлением. На этот раз событие посвящено Викторианской эпохе: будут представлены театр теней и живой рояль, составление цветочных композиций и парфюмерных ароматов того времени, приготовление душистого мыла и попурри – ароматных смесей из корней, трав, цветов, плодов и пряностей.
Потолок основного зала будет украшен пышной цветочной люстрой с шелковыми лентами, а стены – световыми проекциями. Владимир Катасонов подготовит видеомэппинг с элементами викторианской сказочной живописи и картин прерафаэлитов.
На маркете будет представлены работы российских дизайнеров, посуда, керамика ручной работы, книги и необычные сладости.
19.00 Концерт «Великий мастер – И.С.Бах» (Собор Петра и Павла (Петрикирхе) — Невский пр., 22-24).
В программе концерта прозвучат органные произведения И.С.Баха в исполнении Натальи Михайловой.
28 февраля, воскресенье
12.00 Экускурсия «Великие Александры Санкт-Петербурга (встреча у Надвратной церкви Александро-Невской лавры – наб.реки Монастырки, 1).
Александр в переводе с греческого означает « защитник людей».
На экскурсии прозвучит рассказ о нескольких носителях этого имени, прославивших наш город.
Святой покровитель Петербурга Александр Невский, императоры Александры I,II и III, писатель Александр Куприн, художники Александр Самохвалов и Александр Бенуа – они жили в разные исторические эпохи, но своими творениями создавали и защищали Петербург, прославляли и воевали за него.
Продолжительность экскурсии – 3,5 часа.
Экскурсовод – Н.Ю.Риктер.
Стоимость – 900 руб.
Записаться на экскурсию можно по тел.: +7(921) 187 17 05, (812)920 12 29
16.00 Концерт «Симфонические открытки. Приглашение в весну (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Программа из цикла «Симфонические открытки» посвящена Италии. Эта солнечная страна, где петь учатся раньше, чем говорить, издавна считается колыбелью музыки: именно Италия стала родиной оперного искусства и бельканто, создала величайшую скрипичную школу, подарила миру великих композиторов и певцов.
Итальянскую программу откроет Симфония № 25 Вольфганга Амадея Моцарта — она была создана 17-летним музыкантом вскоре после возвращения из Италии, где юный гений давал концерты и совершенствовал своё композиторское мастерство. Джоаккино Россини, великий реформатор итальянской оперы, автор бессмертных «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля», объявил о завершении своей театральной карьеры, находясь на вершине славы. Очаровательный вокальный сборник «Музыкальные вечера» — одно из камерных сочинений, вышедших из-под его пера в более поздние годы. Нино Рота получил всемирную известность как автор музыки к фильмам Ф. Феллини, Ф. Дзеффирелли, Л. Висконти. Его академические произведения столь же талантливы и интересны, как и саундтреки, и заслуживают не меньшего внимания, — в их числе и мелодичное Концертино для струнных.
Вокальные миниатюры Россини исполнит солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Маргарита Иванова.
18.00 Спектакль «Вахтангов_Чехов.docx» (Камерная сцена Городского театра – Литейный пр., 46).
Эта постановка – большое документальное исследование истории русского театра, переведённое в игру. Спектакль с помощью отрывков из писем и воспоминаний рассказывает историю знакомства, дружбы и творчества Евгения Вахтангова и Михаила Чехова и создания Первой студии МХТ.
18.00 Спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (Вторая сцена БДТ, Каменноостровский театр – пл.Старого театра, 13).
Спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» поставлен режиссером Александром Баргманом по мотивам одноименной комедии Ивана Вырыпаева.
Это второе обращение Большого драматического театра к творчеству драматурга: с мая 2015 года в БДТ идет спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные».
Пьеса «Летние осы кусают нас даже в ноябре» написана Иваном Вырыпаевым в 2012 году, но в Петербурге ее поставили впервые.
Иван Вырыпаев: «Летние осы» — моя самая любимая пьеса. Возможно потому, что в самой конструкции этого текста скрывается секрет. Например, есть одна важная деталь, о которой зритель никогда не узнает из спектакля, но зато может это почувствовать. Я не знаю, как будет поставлена пьеса, каким ключом режиссер ее откроет. Уверен, что в спектакле будут проявлены любовь и свет. Однако «Осы» — это очень сложная пьеса для постановки. И режиссерам приходится нелегко. Конечно, это и недостаток автора и, возможно, слишком усложненная форма, но надеюсь, всем будет весело, грустно и полезно».
Александр Баргман: «Если говорить о драматургической конструкции этих текстов, то можно сказать, что в каждом из них уже заложен спектакль. В них — коды, шифры, лабиринты, намеки на возможное решение пьесы.
Игра, в которой участвуют герои — отчаянная, беспощадная, очень интимная, с почти детективной интригой. Через эту игру ее участники пытаются прийти к подлинности, к реальности, существующей за рамками их личного пространства. Как в театре, где люди — актеры — играя, могут в иллюзорной, сочиненной реальности быть подлиннее, чем в своей повседневности — так и в этой пьесе прозрачность жизни, ответ на вопрос о том, как жить, когда продолжать жизнь кажется невозможным, обретается в игре».
19.00 Спектакль «Дневник Алёны Чижук. А ещё почта, жж и фейсбук» (Очередной Театр – Рижский пр., 8).
Спектакль по пьесе драматурга Юлии Вороновой – это история о трансформации человека во времени, о девочке Алёне, чья жизнь пролетела с невероятной скоростью.
Перед зрителем проходит почти тридцать лет жизни героини: узнаваемые ситуации и детали времени.
В 16 лет Алёна ведёт дневник, в 28 лет – это почта mail.ru, в 34 года – набирающий обороты livejournal или ЖЖ, а в 44 года – Facebook.
Четыре возраста Алены – четыре разных дневника, четыре образа, четыре краски, четыре грани одной женщины, казалось бы четыре совершенно разные жизни, однако нет – жизнь одна.
Режиссёр – Яна Гловацкая.
В ролях – Мария Марковских, Анна Папушева, Екатерина Зуева, Яна Гловацкая.
Билеты на сайте: https://ticketscloud.com/v1/widgets/common?token=eyJ0
Возможна бронь по тел.: +7(904) 634 90 12
Уважаемые читатели портала «Русская Культура»!
В «Календаре событий» возможны поправки и дополнения.
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com