Дмитрий Михалевский
ОБЩЕСТВО
- Человек порождает общество. Общество порождает человека. Обыденное сознание называет подобную сложносвязную конструкцию «Гордиев узел». Математики видят в ней «Странную петлю». В любом случае разрешение такой коллизии не по силам классическому детерминизму.
- Детерминизму по силам односвязные модели. Современная гуманитарная наука, культивирующая научную парадигму, восходящую к Новому времени, расчленяет целое и изучает фрагменты. Такими фрагментами предстают антропология и социология, каждая из которых в отдельности не в состоянии проследить жизненный цикл объекта своего исследования и решить стоящие перед ними сегодня задачи во всей их глубине и целостности.
- Подходы, которые работают в естественнонаучной сфере, неприемлемы для сферы гуманитарной. Естественные науки изучают процессы принципиально внешние по отношению к человеку. В гуманитарной сфере, напротив, человек является центральным элементом и неотъемлемой частью процессов, развивающихся вокруг него.
- Без-человечность классического подхода спровоцировала разного рода субъективистские попытки его преодоления. В определенном смысле это попытки взглянуть на «объективный» Молох социума «изнутри». Но субъективизм есть лишь перенос акцента на другой полюс детерминизма, но никак не решение проблемы.
- Человек двуедин в своем социально-антропологическом статусе, и этот дуализм неистребим. Сегодня бессмысленно рассматривать отношения человека и социума, не учитывая, что это неразрывно связанные и взаимопорождающие сущности. Для того чтобы анализ такой сложносвязной конструкции был продуктивным, требуется неклассический подход. И первым шагом в этом направлении является выбор основания, лежащего не внутри рассматриваемой конструкции, а вне ее: чтобы перевернуть мир, нужна адекватная точка опоры.
- Развитие социальных процессов в их взаимосвязи может быть исследовано на основе категории пространства, которая символизирует более высокий уровень целостности мышления, более широкий взгляд на мир по сравнению с использовавшейся прежде категорией времени. В качестве рабочего инструмента в таком случае может быть использована парадигма пространственной многомерности (ППМ).
- Пространство, доступное человеку, субъективное по своей сути, есть антропное или социальное пространство. Название выбирается в зависимости от точки зрения: индивидуальной или коллективистской. Но суть одна: любое антропное пространство социально и любое социальное пространство антропно.
- Пространственный подход позволяет рассматривать развитие общества, начиная с начальной стадии, последовательно вскрывая и анализируя специфику каждого этапа. При этом устраняются искажения исторического контекста, которыми чреваты построения в «обратной перспективе», когда исследователи неосознанно исходят из современного им момента истории и свойственного этому моменту уровня и типа социального развития.
- На каждом этапе истории общество представляет собой устойчивую конфигурацию структур, образованных носителями различных ППМ – людьми разного качества. Эти социальные структуры возникают последовательно, по мере развития человека. Появление в обществе групп носителей ППМ более высокой размерности обеспечивает социальный прогресс, который проявляется через расширение социального пространства, усложнение его структуры и приближение к целостности более высокого уровня. Тем самым, этапы развития общества воспроизводят этапы развития сознания человека, спроецированные на коллективный уровень бытия. В таком контексте любые другие внешние факторы (материальные и экономические) предстают вторичными, каковыми им и надлежит быть.
- НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Развитие социальных процессов начинается с этапа нуль-мерной ППМ, когда все члены общества находятся на нуль-мерном уровне развития. Тем самым, человек и общество пребывают в полном недифференцированном единстве. Это начальное состояние общества по своему значению соответствует состоянию покоя в механике, или равновесию газодинамической среды в термодинамике. Для Античности и Средневековья нуль-мерный этап соответствует периоду «темных веков».
- На начальном уровне человек живет ближней зоной. Эта ближняя зона имеет первостепенное значение для развития этноса: с ней непосредственно связано формирование этнической идентичности, вырастающее из персональной идентификации с нуль-мерным коллективом и занимаемой им территорией. Здесь – в ближней зоне – происходит зачатие из подвижных дискретных племен единой оседлой сообщности, которой предстоит стать народом, а потом и нацией. С ближней зоной непосредственно связан образ матери-родины, закрепленный в коллективном сознании.
- Нуль-мерное общество, представляющее, в значительной мере, простое собрание тождественных индивидуумов, связанных одинаковыми интересами и инстинктами, в плане социальной организации способно произвести на свет небольшие, бедные, однородные по составу, малодифференцированные общины. Во главе них стоят «лучшие из равных», отцы родов, выделяющиеся, прежде всего, своими физическими качествами. Эти лидеры в критические моменты могут обеспечить твердую власть, способную организовывать и распределять ресурсы. В силу сложившейся традиции, они могут называться «царями», но к царской власти, каковой она была в предыдущие эпохи, или будет пониматься позже, это не имеет никакого отношения.
- Для начального этапа возможны базовые группировки по половому, возрастному и семейному признакам. В определенной мере вероятна дифференциация по месту жительства, а также по языковому и расовому признакам. Группировки по степени богатства и бедности, по религиозным верованиям, по государственной или профессиональной принадлежности, по объему прав и обязанностей существовать еще не могут. Такая недифференцированная социальная структура начального этапа развития общества соответствует структуре коллективного бессознательного.
- Общество, находящееся на начальном этапе развития, порождает специфическую культуру, присущую дологическому образному мышлению. Таковой является, прежде всего, культура собирательства и охоты. В ее основе ценности воспринятого целостным и нерасчлененным мира, созерцаемого в его какнеизменной данности. Нуль-мерный человек, находящийся в нуль-мерном контексте, не может создать никаких «средств производства», которые нельзя было бы найти в природе, или «производственных отношений».
- Духовная жизнь начального уровня сводится к примитивной мистике, в арсенале которой толкования сновидений, анимизм, талисманы, гороскопы и прочая атрибутика, популярная сегодня у носителей обыденного сознания. Специфика духовности начального этапа определяется не тем, что нуль-мерный человек слабо разделяет материю и сознание или наделяет окружающий его материальный мир, объекты и животных душой: и сознание и душа на нуль-мерном уровне развиты крайне слабо. Здесь дело в другом: на начальном этапе развития человек неизменно отождествляет себя с обществом и всем тем, что находится на занимаемой этим обществом территории: с животными, растениями, почвой, реками, духами, божествами.
- Главная специфика начального этапа развития общества определяется тем, что на занимаемую им ближнюю зону проецируется подсознание всех членов коллектива. Эти проекции, накладываясь друг на друга в общем для всех пространстве неизбежно совпадают. Тем самым, на начальном этапе психологическая жизнь отдельного индивидуума тождественна с остальными и обществом в целом. Соответственно, на нуль-мерной стадии развития общества человек безусловно коллективен. Для этого этапа характерна чрезвычайно высокая скорость взаимодействий, происходящих на досознательном уровне, что позволяет сравнивать их с «разгоранием эмоций».
- Только к концу начального этапа начинается социальная структуризация, которая закладывает основы для линейной иерархии. Причина ее – появление первых носителей 1-D ППМ. Тогда же в обществе возникают группы, выделенные по профессиональному признаку, а также по объему прав и обязанностей. Так возникает функциональная дифференциация систем, равных в своем неравенстве. Общество пока еще остается качественно однородным, но закладываются основы для перехода к 1-D ППМ.
- ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Первый этап социального развития начинается с формированием в нуль-мерном коллективе устойчивой группы носителей одномерной ППМ. Первая группа носителей одномерной ППМ становится основой для возникновения сословия аристократии.
- Группа носителей новой для общества ППМ становится устойчивой, когда ее численность достигает критической величины, равной примерно 5% от общей численности социума. Это число есть количество пассионариев, присутствующих в любом сообществе. Т.е. формирование сословия протекает как синхронный резонансный процесс, который охватывает наиболее активную часть общества, что в жизни этого общества предстает как пассионарный взрыв.
- Одномерная связность сознания аристократии определяет в качестве признака ее сословной идентичности одномерную категорию – время. Время в таком случае предстает в виде рода, который уходит в глубины времен, к героям темных веков, а герои, тем самым, предстают образцами личностного развития.
- Одномерная ППМ повышает качество признаков личности. Представители аристократии обретают исключительное право именоваться словом «человек», поскольку они одни имеют разум и душу (внутреннее пространство). В обществе образуется четкая граница: носители 1-D ППМ – это «люди», остальные, по сути, только тела. Эти качества представляются природными, и в новой социальной модели «лучшие» равны между собой, а «дурные» – между собой. Сказанное находит прямое подтверждение в греческом языке и у древнегреческих мыслителей: ἄριστος – превосходная степень от καλός «прекрасный», во множественном числе ἄριστοι – «наилучшие», «аристократия»; «плохой»– «κακός», во множественном числе κακοί – «чернь».
- Аристократия, обладающая поначалу ярко выраженной пассионарностью, является тем творческим меньшинством, которое определяет социально-культурные преобразования, активно воздействует на общество, принимает на себя ответственность за него, выступает его представителем. Такова функция элиты в прямом смысле слова. Элита возвышается над остальным коллективом точно так же, как одномерные механизмы мышления надстраиваются поверх коллективного бессознательного.
- Носители одномерной ППМ обретают новую картину мира, новую систему ценностей; они меняют религиозные представления, создают новую культуру. В их среде эпос, имеющий линейную структуру, заменяет миф, который этой структуры лишен и может рассматриваться как нуль-мерная форма. Одномерный гомеровский эпос становится знаком объединения земель в единую страну. Тогда же неупорядоченное множество богов, характерное для темных веков, выстраивается в четкую иерархию. Характерно, что древние греки помещали на вершине этой иерархии Кроноса, бога времени. С образованием аристократии начинается новый период европейской истории: для Античности – это архаика, для средневековья – раннее средневековье.
- Выделение первой группы носителей 1-D ППМ – аристократии – радикально изменяет социальное пространство. Во-первых, социальное пространство структурируется. Во-вторых, для малочисленной аристократии пространство расширяется. Это расширенное пространство включает ближнюю зону, из которой оно выросло и которая теперь обретает четкую границу. В этой ближней зоне продолжают жить носители нуль-мерной ППМ, насчитывающие до 95% общества. Расширяющееся социальное пространство аристократии поглощает также ближние зоны соседних, прежде независимых нуль-мерных коллективов, в которых своя аристократия еще не сформировалась. В противном случае, первая аристократия вступает со второй в конфликт за пространство, в котором их интересы начинают пересекаться.
- Одномерный механизм мышления обеспечивает большую связность сознания по сравнению с носителями нуль-мерного мышления, а потому аристократия обладает большими адаптивными и креативными возможностями. В рамках нового социального пространства аристократия вырабатывает новые более эффективные «средства производства» и формирует новые «производственные отношения». Тем самым, аристократия получает существенную «фору» для повышения своего благосостояния, что позволяет ей выделиться в экономическом отношении на фоне остального общества.
- Психологический разлом, проходящий в обществе по границе 0-D ППМ / 1-D ППМ, закладывает основы института социального неравенства. Это может быть рабство эпохи Античности, рабство юга Соединенных Штатов Америки или работорговля современного Исламского государства. Этим неравенством может быть феодальная зависимость Средних веков, или крепостничество в Российской империи. В любом случае, отрицание одной группой общества человеческих качеств у другой группы общества есть яркий признак одномерности первой группы. На более высоких уровнях личностного развития столь неравные отношения между людьми невозможны в силу наличия рефлексии.
- Внутри социального пространства аристократии на первом этапе развития общества развивается дифференциация по функциональному признаку, в результате чего возникает слой профессиональных управленцев.
- Через два–три поколения пассионарность первой группы носителей одномерной ППМ снижается и аристократия, накопившая материальные блага, становится формальной социальной структурой, которая включает господствующие социальные группы. Принадлежность к этим группам теперь обуславливается либо рождением и обладанием землей, либо подвигом и народным избранием.
- ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Ближе к концу одномерного исторического периода, процесс личностного развития, продолжающийся в нуль-мерной народной массе, приводит к возникновению второй группы носителей одномерной ППМ. Этот процесс вновь стабилизируется, когда численность этой группы достигает критической величины 5%. Эффективные механизмы мышления вновь повышают результативность труда, позволяют улучшить его оснащенность и организацию. Новое сословие объединяет зажиточных ремесленников и земледельцев, из которых в феодальной Европе возникает буржуазия.
- Признаком идентичности нового сословия и, прежде всего, буржуазии, как еще одного носителя одномерной ППМ, становится новый интеграционный символ – деньги. Деньги в полной мере отражают усиливающуюся абстракцию сознания и мировосприятия. Деньги сменяют такой над-индивидуальный, но всё ещё антропный интеграционный признак как род, формируя идею примата объективных сил, стоящих над личностью. В сфере религии такие абстрактные силы персонифицируются в систему богов, среди которых присутствует отчетливая функциональная дифференциация: один отвечает за торговлю, другой за урожай, третий за войну.
- К новому сословию переходит пассионарная энергия, утраченная аристократией. Теперь буржуазия становится репрезентантом общества и определяет величину социального пространства и новые тенденции в культуре. Именно буржуазия приводит к жизни личностные формы литературы и, прежде всего, жанр лирической поэзии.
- Внутри социального пространства буржуазии идет интенсивная дифференциация по функциональному признаку, что особенно заметно на фоне аристократии, которая выбирает поведенческую модель «неделания» в пользу «размышления», как вновь обретенного качества человека.
- С определенного момента профессии встают наряду с сословиями, а потом начинают вытеснять их. Так функциональная дифференциация конкурирует с процессом стратификации общества по сословному признаку. Основу развития этих качественно разных процессов напрямую составляют психические механизмы развития человека. Но функциональная дифференциация вторична и развивается внутри более общего процесса социальной стратификации. Это качественное различие между двумя видами дифференциации до сих пор оставалось незамеченным, поскольку под социальным пространством обычно понимается формальная система социальных координат, построенных преимущественно на основе функциональной дифференциации.
- Аристократию принято называть «вторым сословием», буржуазию – «третьим», выше них стоит «первое сословие» – жречество или духовенство. Возникая прежде других, оно способствует появлению аристократии. Духовенство воспитывает человека и стимулирует развитие общества, что критически важно на ранних этапах, когда такое развитие без лидерства чрезвычайно затруднено.
- Духовенство правильнее считать не первым, а последним сословием, которое рождается в предыдущую эпоху. Так в христианскую историю церковное устройство приходит из Античности, переживая Темные века. Тем самым, духовенство представляет собой особое, «переходящее», сословие, которое обеспечивает связь эпох: духовенство хранит наивысший уровень духовного развития, достигнутый предыдущей эпохой, и на его основе – в виде религиозных догматов – формирует целеполагание для развития следующего этапа истории.
- Одномерный период впервые порождает одномерную вертикальную структуру общества. Прежде всего, это сословная структура, имеющая коллективный характер. Затем, одновременно с возникновением третьего сословия, из среды аристократии выделяются индивидуальные носители 1-D ППМ, которые становятся мудрецами, законотворцами, тиранами, королями. Так формируется устойчивая вертикаль власти.
- Окончание одномерного периода характеризуется усложнением линейной структуры социального пространства. Чтобы преодолевать внутрисословные интересы аристократии, которые принимают все более эгоистический характер по отношению к остальному обществу, тиран вынужден обращаться к народу. Складывается социально-политическая конструкция, которую можно оценить как линейную двусвязную, на базе которой формируются основы государственного устройства.
- ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Третий этап развития социальных структур связан с формированием группы носителей двумерной ППМ. Эта структура возникает в результате стратификации внутри социальных групп носителей 1-D ППМ – аристократии и буржуазии. Новая структура стабилизируется по достижении критической численности в 5% от общей численности этих сословий и становится основой нового сословия интеллектуалов, позже – интеллигенции.
- Мышление на основе двумерной ППМ обретает качество культурной доминанты, признака идентичности для нового сословия. Новые механизмы мышления обеспечивают более значительные результаты по сравнению с предыдущим одномерным уровнем. Новое творческое меньшинство вновь раздвигает границы социального пространства, трансформирует его характеристики и структуру. В новообразованной группе возникают новые картина мира и система ценностей, вновь формируется новый тип культуры. Начинается новый исторический период: для Античности – классический, для Средневековья – романский. Это время рождения и расцвета трагедии, построенной на бинарных оппозициях и имеющей диалоговую форму, которая сменяет эпос и лирическую поэзию. Характерно, что патрон древнегреческого театра, достигшей зенита своего влияния в период расцвета трагедии, бог Дионис, отличался ярко выраженной дуальностью, которая раскрывалась через связанный с ним символизм.
- Поскольку генезис нового сословия связан с различными социальными стратами, выделяют различные типы интеллигенции: рабоче-крестьянскую, разночинную, буржуазную и др.
- Появления носителей 2-D ППМ приводит к размыванию сословных границ, нарушает status quo и социально-политическую стабильность. Поначалу это выглядит как попытка реванша со стороны аристократии. Затем рождение носителей 2-D ППМ в среде буржуазии повышает ее конкурентоспособность. Возникающие конфликты развиваются на фоне стремления укрепить государственность в ущерб сословным интересам.
- На третьем этапе своего развития общество в состоянии выстроить государственную структуру, характеризующуюся балансом различных ветвей власти.
- ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Заключительный этап развития общества связан с новой личностной трансформацией, в результате которой появляются носители более высокой – трехмерной ППМ. Численность этих индивидуумов еще меньше, чем носителей 2-D ППМ и они уже не объединяются в сословие. Тем не менее, именно они определяют социальное пространство на четвертом этапе и становятся репрезентантами общества.
- Трехмерный этап социального развития дает старт следующему историческому периоду – эллинизму в древнегреческой истории и Готике в Средние века. Вновь появляются новые формы культуры, которые характеризуются, прежде всего, личностным содержанием и ярко выраженной визуальностью: в древнегреческом театре трагедия сменяется Средней комедией, в живописи возникают жанры портрета и пейзажа. Теперь эти формы отражают свободу человека и его способность действовать самостоятельно, исходя из вполне конкретных личных побуждений. В религии утверждается идея монотеизма.
- Носитель трехмерной ППМ наделен способностью раздвинуть горизонт социального пространства до максимальных размеров в рамках текущей исторической эпохи. Характерной чертой этого периода становится мобильность общества. То, что на одномерном этапе развития общества было индивидуальным подвигом – выход за пределы границы ближней зоны, теперь становится социальной нормой, а понятие «родина» в значительной мере девальвируется.
- Развитие общества и его структур происходит как последовательное разворачивание этапов личностного развития человека, выражающихся через морфогенез ППМ, на все более высокие социальные уровни, что обнаруживает в этих процессах фрактальную природу. В результате, ППМ применима не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне.
- На всех этапах исторического развития структура социального пространства является прямым отражением структуры сознания носителей ППМ высшего уровня. Именно они определяют величину социального пространства и обеспечивает его связность и целостность. Сословия и социальные структуры находятся внутри этого пространства. Для заключительного периода, внешнее социальное пространство, определяемое трехмерной ППМ, выглядит как пирамида (имеющая «социальный объем»), на нижних уровнях которой располагаются социальные пространства, определяемые ППМ более низкого уровня. Внутри «социальных плоскостей» располагаются одномерные ППМ и, наконец, нуль-мерные, ближние зоны, в том числе та, из которой выросла вся структура.
- Для носителей высшей ППМ внешнее социальное пространство является субъективным. Для всех остальных – объективным, поскольку их относительные пространства вложены внутрь максимального, для них являющегося «чужим». О максимальном пространстве члены общества знают на рациональном уровне, но живут в своих субъективных жизненных пространствах, характеристики которых определяются индивидуальными ППМ. Крушение объективного пространства, связанное с уходом лидера, выглядит для них как крушение мира.
- Влияние групп носителей различных ППМ происходит не только сверху вниз по социальной структуре, но и снизу вверх. Эта специфика определяется особенностями исторического развития этноса, а также географическим ландшафтом на котором это развитие происходит. Соотношение различных ППМ внутри социальной пирамиды определяет уникальность «характера» каждого этноса. Так доминанта 1-D ППМ усиливает агрессивность всей структуры, а доминанта 0-D ППМ, в значительной мере, формирует приоритет сакральности, духовности.
- Сочетание 3-D ППМ, происходящее на уровне этноса и западноевропейского суперэтноса приводит к тому, что империя как высшая и заключительная стадия развития этноса порождает империализм как сочетание агрессивности со стремлением к тотальному доминированию.
- На ранних этапах развития общества все социальные структуры органически связаны между собой и каждая выполняет определенную функцию внутри общества. По мере личностного развития происходит атомизация общества, личное становится для человека важнее общественного. С окончанием этапа трехмерной ППМ наступает «старость» этноса, снижается его пассионарность, начинается распад социальных структур и происходит возврат к целостности темных веков. Информация о достигнутых результатах сохраняется в коллективной памяти и когда процесс развития начинается сначала, то он идет на более высоком уровне.