Мария Павловна и Дмитрий Павлович с Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной

Сестра Дмитрия Павловича Великая Княгиня Мария Павловна смогла покинуть Россию в декабре 1918 года, перебравшись в Румынию. Но до этого она проделала большой и длинный путь, полный трагических моментов, а порой Великая Княгиня находилась на краю гибели. Революция принесла Марии Павловне не только время лишений, унижения и страданий, но и настоящую любовь.

Мария Павловна в день свадьбы. 1908 г. ЛитФонд

 

Мария Павловна с первым мужем принцем Вильгельмом. 1908 г. Коллекция принца Леннарта Бернадотта

В сентябре 1917 года в Павловске она вторично вышла замуж за князя Сергея Михайловича Путятина (первым браком с 1908 по 1914 годы Мария Павловна была замужем за шведским принцем Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, от которого в 1909 году она родила сына Леннарта, оставшегося после развода родителей жить с отцом в Швеции). В июле 1918 года у пары родился сын Роман, умерший через год от кишечного заболевания. Атмосфера в прифронтовом Петрограде накалялась с каждым днём, в городе было опасно оставаться, но Мария Павловна больше всего боялась разлуки со своим отцом Великим Князем Павлом Александровичем. Однако он убедил дочь как можно быстрее уехать. Было решено перебраться на территорию Украины, занятую немецкими войсками согласно Брест-Литовского мирного договора.

Мария Павловна наивно полагала, что к концу 1918 года большевики потерпят крах, и она сможет вернуться в Петроград к отцу и его морганатической семье. От последнего свидания с отцом у Марии Павловны остались грустные воспоминания, позднее она писала в своих мемуарах: «В молчании отец повёл нас к двери и вышел с нами в сад. Мы снова поцеловались и молча благословили друг друга. Отец стоял перед домом, с улыбкой глядя на нас, а я продолжала оглядываться, пока он не исчез из вида. Думаю, отец понимал, что мы больше никогда не увидим друг друга. Я пыталась выбросить эту мысль из головы, но она разрывала мне сердце».

Великий Князь Павел Александрович с морганатической женой княгиней Ольгой Валериановной Палей. 1914 г.

20 июля 1918 года Великая Княгиня Мария Павловна навсегда покинула Петроград. Вместе с ней уезжал её муж и его братья. Маленького сына Мария Павловна оставила на попечение свекрови, предполагалось, что и они покинут столицу, как только Великая Княгиня с мужем прибудут в Киев и дадут о себе знать. На поезде Путятины проследовали до города Орша, который служил границей между Советской Россией и оккупированной немецкими войсками Украиной. С большим трудом Марии Павловне удалось пересечь границу, показывая чудеса изворотливости и умение входить в доверие к незнакомым людям. Великая Княгиня спаслась чудом. Уже на следующий день матросы, прибывшие в одном поезде с Марией Павловной из Петрограда, стали задерживать подозрительных лиц в городе и отправлять их в тюрьму, а перейти границу стало ещё тяжелее.

Через несколько дней все оказались в Киеве, где Великую Княгиню ждала новость об аресте отца. Вскоре Мария Павловна с мужем отправилась в Одессу, поближе к Чёрному морю, где текла спокойная и размеренная жизнь под немецкой оккупацией. В ноябре 1918 года войска кайзера проиграли войну, и немецким частям пришлось покинуть территорию Украины. В Одессе воцарились анархия и произвол, в городе орудовали банды большевиков, громившие магазины и убивавшие жителей без суда и следствия.

Однажды в дом к Путятиным приехал русский офицер из Бессарабии, который предложил Великой Княгине покинуть город и перебраться в Румынию. Медлить было нельзя, и Мария Павловна приняла помощь, несмотря на то, что её годовалый сын со свекровью был ещё на пути в Киев. Всё же Великая Княгиня не отличалась особой любовью к детям, даже своим. Сборы заняли неделю. К тому моменту уже было получено официальное приглашение румынской королевы Марии, которая приходилась Марии Павловне двоюродной сестрой. Путятиным выделили специальный вагон и двух офицеров сопровождения. В один из декабрьских вечеров 1918 года они покинули Одессу с железнодорожного вокзала.

Первые сто километров всё шло хорошо, но на подъезде к станции Раздельная в паровозе кончилась вода. Неожиданно у вокзала появились офицеры Белой Армии, сражавшиеся с наступающими бандами Петлюры. Положение было тяжёлым, бандиты наступали, имея преимущество перед белыми, но, тем не менее, командир отряда передал в распоряжение Великой Княгини свой паровоз и несколько офицеров с пулемётами в качестве охраны. Когда поезд тронулся, все солдаты подошли к вагону и отдали честь. «На секунду я приросла к месту, потом, забыв обо всём, без пальто и шляпы, бросилась на заднюю площадку старомодного вагона, — писала уже в эмиграции Мария Павловна. — Меня душили эмоции, из глаз градом катились слёзы, я кричала им слова приветствия и добрые пожелания. Они собрались в конце платформы и сняли фуражки, глядя вслед уезжавшему поезду. Я стояла на площадке, пока могла различать их лица. Потом фигуры слились в одно сплошное серое пятно». В этот же вечер поезд приехал в Бендеры, где начиналась Бессарабия, а оттуда путь лежал напрямую в Бухарест.

Мария Павловна в эмиграции. Электронный форум Александровского дворца

© Иван Матвеев

© НП «Русская культура»