Этот портрет впервые был показан на эпохальной выставке в ДК «Невский», явивший зрителю нонконформистское искусство за тридцать лет (с 1950-х гг), где были представлены самые разные направления в искусстве, вытесненные соцреализмом в подполье. Бескорыстие этого искусства давало ему глубину и возможность развития, но обрекало его творцов на нищету или, в случае продаж за рубеж (другого рынка не было), на прямой конфликт с Советской властью. Что означала тюрьму, поджог мастерских или эмиграцию.
ДМИТРИЙ ШАГИН: «Моя мама Наталья Жилина – удивительная художница. Она создала за пол века много замечательных портретов, которые находятся сейчас в разных собраниях в России и за рубежом. Первая выставка, где она участвовала – это знаменитая выставка нонконформистов в ДК Невский в 1975 году. Потом этот героический период назовут «Газоневщина». Там экспонировались 4 экспрессивных портрета Жилиной 1969-75 годов: «Воспоминание о потерянной фотографии», «Портрет сына Мити», «Поэт Олег Охапкин», «Портрет фотографа Ольги Корсуновой». Мама работала много и плодотворно, толстые слои масляной краски свидетельствуют о ее стремлении отразить наиболее точно ощущение о портретируемом.К тому периоду относятся портреты ее мужа – гениального питерского фотографа Бориса Смелова, ее мамы Галины Дмитроченко и ее друзей – художников, фотографоф и поэтов.
Участие в выставках неофициальных художников вызвало недовольство властей. Её выгнали из Художественного фонда (комбинат графического искусства) и лишили творческой мастерской. В 80-е и 90-е мама занимается живописью преимущественно дома. Всё чаще она использует темперу, чтобы запах маслянных красок не мешал окружающим. Она создаёт огромную серию графических (карандашных) портретов любимых писателей (Набоков, Ален Фурнье и др.), героев их книг.Потрясает ее цикл современных икон: Богоматерь с младенцем, Иисус, Мария Магдалина.
В конце 90-х, начале 2000-х мама полностью перешла на темперу. Последние ее портреты изображают ее друзей художников Арефьевского круга: первого ее мужа Владимира Шагина, Шолома Шварца, Рихарда Васми и Александра Арефьева.
Моя мама любила людей, видя в них Божественная начало. Ее портреты глубоко онтологичны. Ее живопись – это ступени на пути из земного мира в мир ангелов. Но только в том мире нет масляных и темперных красок – там краски иные.
Люди не умирают на смерть/А как мотыльки летят на тот свет,/Который никогда не угаснет.»
Наталья Жилина перед своими работами на выставке в ДК «Невский», 1975 год.
Ещё один портрет Олега Охапкина работы Натальи Жилиной того же периода. Находится в частной коллекции Славы Лёна.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1.Газаневская культура о себе / В композиции и ред. А. Басина. Иерусалим, 1989.
2.Анатолий Басин, Лариса Скобкина. Газаневщина. СПб., П. Р.П., 2004. 321 с. Серия «Авангард на Неве», ISBN 5-901724-09-7
3.Из падения в полет. Независимое искусство Санкт-Петербурга. Вторая половина XX века. Санкт-Петербург, 2006. ISBN 5-93630-559-7
4.Исаак Кушнир. Наши Ниши. ООО Издательство DEAN. Санкт-Петербург, 2015
5.Исаак Кушнир. Ленинградский андеграунд. ООО Издательство DEAN. Санкт-Петербург, 2015