ПОДЕЛИТЬСЯ

15 октября, пятница

12.00 Начало работы выставки «Память о светлейшем князе. К 800-летию Александра Невского. Перенесение мощей святого благоверного князя в Петербург» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
Перенесение мощей Александра Невского в Петербург – одно из важнейших событий правления Петра I, связанное с главными военными и политическими достижениями этого периода, победой в Северной войне, определившей дальнейший ход русской жизни. Для того, чтобы показать историческую преемственность, Петр решает сопоставить собственный триумф с полководческими достижениями Александра Невского и инициирует перенесение его мощей из Рождественского монастыря во Владимире в новую столицу.
30 августа 1724 года состоялась торжественная встреча мощей Александра Невского в Петербурге. Святыня была доставлена в Александро-Невский монастырь (с 1797 года Александро-Невская лавра).
В мае 1922 года по распоряжению новой большевистской власти рака с мощами Александрам Невского была вскрыта. Мощи передали в Музей истории религии и атеизма. В 1989 году они были возвращены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Историческая экспозиция «Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского» позволяет зрителю почувствовать связь времен. Посетители увидят более 100 редких фотоизображений, так или иначе связанных с перенесением мощей святого князя в Петербург. Среди них снимки Рождественского монастыря во Владимире, городов, которые встречали торжественный кортеж по пути в Петербург, Александро-Невской лавры, а также перенесения мощей из музея религии и атеизма в Александро-Невскую лавру в 1990 году.
РОСФОТО благодарит Российскую национальную библиотеку, Российский государственный исторический архив, Научную библиотеку Российской академии художеств, Российский государственный архив кинофотодокументов, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный архив аудиовизуальной документации Нижегородской области за предоставленные материалы.
Выставка открыта до 28 ноября.

12.00 Открытие выставки «Перед судом истории. К 75-летию окончания Нюрнбергского процесса» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
8 августа 1945 года Лондонская конференция четырех держав – победительниц во Второй мировой войне приняла Соглашение об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси. В качестве приложения к нему был принят Устав Международного военного трибунала.
Для заседаний был выбран Нюрнберг – город, который был объявлен нацистским руководством «духовной столицей национал-социалистического движения». Там же проводились съезды НСДАП и были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы, что стало важным этапом в формировании нацистского режима.
Первая техническая сессия Международного военного трибунала состоялась 18 октября 1945 года в Берлине. Члены трибунала дали клятву исполнять свои обязанности «честно, беспристрастно и добросовестно». 20 ноября в Нюрнберге началось судебное разбирательство по существу.
Всего состоялось 403 заседания трибунала, было допрошено 116 свидетелей, русский текст стенограммы занял 39 томов, каждый объёмом около 500 страниц.
30 сентября и 1 октября 1946 года состоялось оглашение приговоров.
В ночь с 15 на 16 октября были повешены главные военные преступники, приговоренные к смерти. В ходе Нюрнбергского процесса были преданы широкой огласке ужасающие подробности преступлений, совершенных нацистами. Помимо этого, Нюрнбергский процесс стал важным этапом в развитии международного права.
На выставке можно будет увидеть фотографии Нюрнбергского дворца правосудия и тюрьмы, где проходил судебный процесс по делу о военных преступлениях Международного военного трибунала и находились под стражей его подсудимые, основных участников процесса – представителей стороны обвинения (прокурорские группы, сформированные четырьмя странами-победительницами), судей (по одному члену трибунала и заместителю от каждой из четырех держав), обвиняемых и их адвокатов, снимки, сделанные во время заседаний трибунала, допросы свидетелей, вещественные доказательства, а также кадры неофициальной хроники.

12.30 II открытый Всероссийский молодежный фестиваль-конкурс органистов имени народной артистки России, профессора Нины Оксентян (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова – ул. Глинки, 2).
Это творческое состязание, проходящее под именем выдающейся органистки и педагога, в течение многих лет возглавлявшей органный класс Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории, призвано поддержать талантливых молодых исполнителей нашей страны, открыть новые имена, которые будут определять дальнейшие пути развития отечественной органной культуры, а также способствовать укреплению межвузовских связей в сфере органного исполнительства и преподавания.
В составе жюри объединились представители пяти различных органных школ ведущих музыкальных вузов России.
Прослушивания пройдут 15 октября в Санкт-Петербургской государственной консерватории.
16 октября в Санкт-Петербургской консерватории в рамках проекта пройдут мастер-классы членов жюри конкурса.
16 октября в 19:30 в Римско-католическом храме святого Станислава (ул. Союза Печатников, 22) состоится заключительный концерт с участием членов жюри и победителей конкурса и награждение лауреатов.

18.30 Презентация сборника избранных стихотворений Льва Друскина (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Ученик Маршака, Лев Друскин (1921-1990) был с детства прикован к постели. Тем не менее, его поэзия – приятие жизни, мужественный и достойный взгляд на человеческую судьбу в любом ее варианте. После обысков и угроз КГБ Лев Друскин с женой вынуждены были эмигрировать. На вечере выступят друзья Льва Друскина. Вечер ведет Яков Гордин.
Книга избранных стихотворений Льва Друскина «У неба на виду» вышла в издательстве журнала «Звезда» в 2021 году.

19.00 Премьера мюзикла «Винил» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» — Александровский парк, 4).
Действие спектакля разворачивается накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который открылся в Москве в июле 1957 года. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками. Советские люди по-иному взглянули на моду, стиль, манеры поведения и образ жизни. По сюжету спектакля ВИА «Винил» не допускают к участию в концертной программе фестиваля. Ансамбль играет модный джаз и рок-н-ролл – музыкальные жанры, которые находятся в СССР под запретом. Но никакие трудности не остановят молодых ребят на пути к творческому самовыражению и поиску своего призвания. Романтическая любовная история, шпионские тайны и интриги, яркие наряды и танцы, атмосфера свободы и праздника – все это ждет зрителей нового спектакля.
Режиссер Сусанна Цирюк обещает погружение в атмосферу ностальгии и в то же время яркую картинку в стиле лучших кинематографических решений. На сцене театра появится эффектная декорация в виде радиолы «Звезда» 1953 года выпуска. Атмосферу праздника, царящего на улицах столицы в период проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов, усилят кадры кинохроники того периода. Противостояние героев найдет свое отражение не только в песнях и репликах, но и в стиле одежды. В основе концепции решения костюмов лежит принцип «географии цвета»: каждой социальной группе соответствует собственная цветовая палитра.
Музыкальный руководитель – Фабио Мастранджело.
Автор идеи – Ольга Исупова-Долинская.
Автор пьесы – Карина Шебелян.
Автор стихов – Валерия Захарова.

20.00 Вокальный вечер Джойс ДиДонато (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Многократная обладательница Grammy, меццо-сопрано Джойс ДиДонато возвращается в Петербург: вместе с пианистом Крейгом Терри она исполнит на сцене Большого зала филармонии вокальный цикл «Зимний путь» – одно из последних сочинений Франца Шуберта.
Певица известна не только как исполнитель, но и как пламенный пропагандист искусства. Международную известность ей принесли партии в операх Генделя и Моцарта, а также ее обширная дискография, отмеченная многочисленными наградами.
В числе последних оперных работ ДиДонато – Агриппина в одноименной опере Генделя (Метрополитен-опера и Ковент-Гарден), Дидона («Троянцы», Венская государственная опера), Золушка в одноименной опере Массне и Адальджиза («Норма», Метрополитен-опера), сестра Элен («Мертвец идет», Королевский театр Мадрида и лондонский Барбикан-центр), Семирамида в одноименной опере Россини (Баварская государственная опера и Ковент-Гарден), Шарлотта («Вертер», Ковент-Гарден).
Востребованная также и на концертной сцене, Джойс ДиДонато выступает в статусе «артиста-резидента» в сезонах Карнеги-холла и лондонского Барбикан-центра, много гастролирует, сотрудничает с такими коллективами и дирижерами, как Берлинский филармонический оркестр и сэр Саймон Рэттл, Революционно-романтический оркестр и сэр Джон Элиот Гардинер, Филадельфийский оркестр и Янник Незе-Сеген, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия и сэр Антонио Паппано.

16 октября, суббота

15.00 Программа «Каждый день – праздник» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
Санкт-Петербургский музей хлеба приглашает юных посетителей в залы «Хлеб в культуре восточных славян» и «Кондитерская XIX века», в которых они узнают о том, чему радовались деревенские ребята, и что предпочитали городские мальчишки и девчонки, какие куличи подавали на царский стол и как украшали перед праздником магазины. В зале «Панорама жизни хлеба» будут представлены знаменитые в советское время угощения, пирожные и торты. Завершится программа выполнением нескольких игровых заданий и просмотром мультфильма в Детском центре музея.

19.00 Концерт Симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» в рамках абонемента «I love оркестр» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Дирижер Фабио Мастранджело и возглавляемый им Симфонический оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» исполнят в Малом зале филармонии программу, объединившую виртуозные концертные арии Моцарта, знаменитую симфонию-шутку Гайдна и партитуру, написанную вундеркиндом Мендельсоном в пятнадцать лет. Солистками выступят артистки театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина, Мария Бояркина, Жанна Печенкина и Татьяна Котыхова.

19.00 Показ спектакля «Увязался М. за Ж.» в рамках нового абонемента «Нескучная классика» (Театр эстрады им. А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
В новом абонементе «Нескучная классика» собраны спектакли по произведениям Чехова, Гоголя, Шукшина и Григорьева. Четыре постановки зрители Театра эстрады имени Аркадия Райкина увидят до конца декабря: 16 октября – в афише «Увязался М. за Ж.», 6 ноября – «Крокодил души моей», 17 декабря – «Сорочинская ярмарка», 24 декабря – «Шуры-Муры».
Также в рамках абонемента пройдут две творческие встречи с авторами спектаклей, в ходе которых зрители смогут обсудить увиденное, задать вопросы и рассказать о своих впечатлениях.

20.00 «In Minimalism We Trust 2.0», концертная программа ансамбля солистов «The Pocket Symphony» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Ансамбль солистов «The Pocket Symphony» и его руководитель Назар Кожухарь представляют продолжение проекта «In Minimalism We Trust» на сцене Большого зала филармонии. Трибьют самому популярному академическому музыкальному стилю, рожденному двадцатым веком, включит мировую премьеру сочинения Consequence нашего современника Алексея Айги, пьесы стоявших у самых истоков минимализма Джона Кейджа, Филипа Гласса и Майкла Наймана, а также музыку Николая Корндорфа, Георга Пелециса и Эрика Сати, предвосхитившего эстетику минимализма еще на заре прошлого столетия.

17 октября, воскресенье

11.00 Торжественная церемония награждения победителя и вручение дипломов участникам II тура (окружного этапа) Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» (Исторический парк «Россия – моя история», конференц-зал – ул. Бассейная, 32).
Мероприятие завершится концертом Камерного оркестра Санкт-Петербургской консерватории под управлением маэстро Аркадия Штейнлухта.
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова стала в 2021 году базой для проведения II тура (окружного этапа) Общероссийских творческих конкурсов. Конкурсы направлены на сохранение и развитие системы художественного образования в Российской Федерации. Участниками II тура станут восемь преподавателей – победителей регионального этапа в Ненецком автономном округе, в Республике Коми и Республике Карелия, в Архангельской, Калининградской, Новгородской, Ленинградской областях, в Санкт-Петербурге. Большинство из них – музыканты различных специальностей, одна участница – преподаватель детской художественной школы. Конкурсанты выступят с творческими презентациями, проведут открытые уроки с учащимися ДШИ нашего города, примут участие в круглом столе и дискуссии. Их будет оценивать компетентное жюри, работающее в дистанционном режиме. По сумме набранных баллов будет определен победитель окружного этапа, который в декабре примет участие в III туре — федеральном этапе конкурса, проводимом в Москве.
Конкурс «Лучшая детская школа искусств» проводится по двум номинациям: «Лучшая городская школа искусств» и «Лучшая сельская школа искусств». В первой по Северо-Западному федеральному округу участвуют семь школ, представляющих города Республики Коми, Псковской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Ленинградской областей, а также Санкт-Петербург. Во второй номинации будут бороться за право выхода в финал школы из Архангельской, Мурманской, Новгородской и Ленинградской областей.

16.00 «Мой голос для тебя» — новый абонемент Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Бессмертные пушкинские строки дали название новому концертному циклу Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. В нем царит самый древний и совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос. Изысканные вокальные миниатюры дополнят великолепные оркестровые сочинения.
В первом концерте абонемента солирует солистка Мариинского театра Анастасия Калагина — обладательница нежного и яркого колоратурного сопрано. В ее исполнении прозвучат лучшие романсы для голоса с оркестром Петра Ильича Чайковского.
Также в первом отделении прозвучит «Торжественная увертюра на датский гимн», которую Петр Ильич написал для московских торжеств по случаю прибытия в Москву венценосных новобрачных: наследника престола Александра Александровича (будущего Александра III) и датской принцессы Дагмар. В этом сочинении композитор соединил музыку двух гимнов – датского и русского, однако Чайковский выбрал не официальный датский гимн, написанный в 1835 году, а гораздо более древний, исполнявшийся только в присутствии королевских особ.
Во втором отделении концерта прозвучит Пятая симфония Сергея Прокофьева. Впервые она была исполнена в январе 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением автора, и это выступление стало последним выходом Прокофьева-дирижера на концертную эстраду.
За дирижерским пультом – главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Титов.

18.00 Показ фильма Владимира Непевного «Любовь Мироновна Вовси: «Жизнь была хорошая, но немилосердная… » (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Любовь Мироновна Вовси – дочь Мирона Вовси, знаменитого врача, прошедшего войну в должности главного терапевта Красной армии, и тюрьму – в качестве подследственного по знаменитому «Делу врачей», и племянница великого актера Соломона Михайловича Михоэлса, убитого по приказу Сталина.
Муж Любови Вовси, Анатолий Лифшиц, во время войны служил в Северном конвое, сопровождавшем в советские порты суда антигитлеровской коалиции, потом преподавал. Сама Любовь Мироновна создавала советское телевидение. Сейчас ей 96 лет.
На вопросы зрителей ответит режиссер картины Владимир Непевный. Ведет встречу Александр Ласкин.

19.00 Концерт к 35-летию ансамбля «Арс-Нова» под управлением Петра Корнева (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Ансамбль «Арс-Нова» был создан 35 лет назад двумя представителями петербургской джазовой школы: пианистом Петром Корневым и саксофонистом Михаилом Костюшкиным. Название «Ars Nova» или «Новое искусство» для них стало символом обновления и поиска новых путей в джазовой классике. Музыканты видоизменяли стандарты, сочиняли темы, характерные для современного звучания. Коллектив стал своеобразной творческой мастерской, в которую в дальнейшем Петр Корнев приглашал как известных мастеров петербургского джаза, так и талантливую молодежь. Ансамбль «Арс-Нова» записал 8 СD, неоднократно выступал на телевидении, российских джазовых фестивалях, а также в Германии, Франции, Финляндии.
В концерте 17 октября примут участие джазовые музыканты, чья творческая судьба так или иначе была связана с работой в ансамбле «Арс-Нова»: Петр Корнев (фортепиано), Филипп Мещеряков (контрабас), Гарий Багдасарьян (ударные), саксофонисты Николай Поправко, Кирилл Бубякин, Юрий Богатырев, тромбонист Александр Козлов, вокалистки Юлия Михайловская, Надежда Овчарук и Ольга Абдуллина.

18 октября, понедельник

18.00 Лекция Янины Горовой «Танцовщицы в мировой живописи» (Библиотека им. М.Ю. Лермонтова – Литейный пр., 19).
В рамках лекции будут рассмотрены полотна легендарных мастеров, таких, как А. Саврасов, Ф. Малявин, И. Репин, З. Серебрякова, Т. Лотрек, О. Ренуар, Ф. Родригес и многих других. Лектор объяснит, в чем истинная причина создания картин с изображением танцовщиц, и кем они были на самом деле. Художники с древности старались уловить и зафиксировать движение человеческого тела. Танец ритуальный, бальный, крестьянский находил отклик в сердцах живописцев.
Янина Гурова – кандидат наук, автор научных статей об истории искусства. Член Союза Ученых и главный редактор Театрального альманаха «CURIUM». Артистка балета, актриса, балетмейстер, историк балета.
Вход свободный.

18.30 Лекция Маргариты Николаевой «Дореволюционный розыск: как и зачем искать людей, умерших до 1917 года» (Библиотека Бронницкая – Клинский пр., 17).
Представьте, что вам нужно найти информацию о человеке, жившем и умершем в Петербурге до революции. Где найти эти сведения? Существуют ли они вообще? В какой архив идти? А может быть, и из дома выходить не нужно? На все эти вопросы ответит создательница блога whatiscemetery (что такое кладбище?) Маргарита Николаева, которая занимается исследованием петербургских кладбищ и собирает материалы о погребенных там людях.
Запись по тел.: 316 56 79.

19 октября, вторник

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии. Дирижер – Владимир Альтшулер. (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
150-летию со дня рождения композитора Александра фон Цемлинского Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера посвящает исполнение симфонической фантазии «Русалочка». Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова. Солист – известный петербургский пианист Александр Кашпурин.

20 октября, среда

10.00 Международный фестиваль независимого видеоарта MUSTSEE 2021 (Севкабель Порт – Кожевенная линия, 40).
Уникальная инсталляция, разместившаяся на трех этажах пространства «Севкабель Порт», создана командой «Независимого Искусства». Выставка объединила 21 автора из 15 стран, включая Японию, Китай, США, Италию, Францию, Бельгию, Россию, Индонезию, Иран, Австралию и др.
Фестиваль покажет все разнообразие видеоарта: эксперименты француза Francois Vogel, который сам себя называет ученым, изобретающим видеокамеры, истинная красота взаимной любви океана и людей от победительницы и участницы множества международных выставок Natalie Karpushenko, цифровые отражения нашей жизни от Gabriel Barcia-Colombo, авторские работы от экспериментального аниматора и видеохудожника, японца Hirotoshi Iwasaki, доктора изящных искусств Токийского университета. В рамках выставки будут проводиться дополнительные мероприятия: мастер-классы, показы авторского кино.

19.30 Премьера спектакля «Шутки Достоевского» (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 13).
Премьера приурочена к 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Спектакль создан по рассказам «Скверный анекдот» и «Чужая жена и муж под кроватью».
Режиссер Мария Романова о спектакле: «В рассказе «Скверный анекдот» перед нами небольшой кусочек из жизни (точнее, один вечер) большого чиновника, действительного статского советника Пралинского, который незваным пришел на свадьбу своего подчиненного. Достоевский несколькими мазками создает не только набросок чиновничьего Петербурга, но, по сути, модель бюрократии от царя Гороха до наших дней. В рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» любимый петербургский классик раскрывается со стороны острого юмора и гротеска. Читаешь и не веришь, что можно доводить ситуации до такого предела и абсурда. Автор высмеивает такую острую страсть как ревность, – возможно, он смеялся отчасти и над собой. Этот рассказ граничит с водевильной историей, которая может доставить много радости и смеха зрителям».
В спектакле заняты: Сергей Мигицко, Евгений Филатов, Надежда Федотова, Александр Крымов.

21 октября, четверг

Выход в широкий прокат фильма Игоря Угольникова «Учености плоды».
1944 год. Из Германии в оккупированное немцами село Михайловское в музей Пушкина приезжает профессор литературы Мария Шиллер и ведет просветительскую работу среди солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о великом русском поэте. Ее действия вызывают неодобрение немецкого командования. Фронт приближается все ближе, и вскоре из Берлина приходит приказ вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни местный умелец Сергей, который решает любой ценой спасти достояние своей страны. Пушкинское наследие должно остаться в России. Даже ценой жизни.
В ролях: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Фёдор Бондарчук, Игорь Угольников и Анастасия Мельникова.

15.00 Открытие после капитального ремонта и реставрации главного здания ЦГПБ им. В. В. Маяковского (наб. реки Фонтанки, 44).
Спустя три года после начала работ по капитальному ремонту библиотека имени В. В. Маяковского открывает двери для посетителей. В полностью обновленном здании общей площадью более 3,5 тыс. кв. м начнут свою работу абонемент с фондом литературы на русском языке, читальные залы, медиа и конференц-залы, помещения для культурно-просветительских мероприятий.
Для читателей станут доступны станции самообслуживания, работающие в круглосуточном режиме на возврат и получение книг, автоматические шкафы для забронированных изданий и камеры хранения. Процесс библиотечного обслуживания будет обеспечиваться также станцией сортировки книг и транспортной монорельсовой автоматизированной системой для доставки документов внутри библиотеки (телелифт).
Еженедельно библиотека сможет обслуживать несколько тысяч посетителей, предоставляя им сервисы абонемента, читального зала и залов для мероприятий.

19.00 Гала-концерт «Праздник романса «Петербургская осень»» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Двадцать четыре года подряд Фонд «Петербургский романс», возглавляемый Галиной Ковзель, проводит ежегодные праздники романса. В этом году в гала-концерте примут участие прославленные и молодые артисты российской и петербургской эстрады: Юрий Лаптев, Сергей Рогожин, Лариса Луста, Ирина Матаева, Анна Малышева, Алена Биккулова, Евгений Южин, Сергей Зыков, Дамир Закиров, Мария Голик, Денис Яковлев, Цветана Омельчук, Дмитрий Ковзель, Наталья Михайлова, Татьяна Дунина, Андрей Быковский, Полина Лаптева, Роман Лиманский, Надежда Алексеева, Екатерина Можарова, Игнат Изотов, Екатерина Лазукова, Павел Шнипов, Руслан Давиденко и другие. Они выступят в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Крылова.
Ведущие программы: артист Николай Поздеев и Анна Малышева.

19.00 Концерт «Римский-Корсаков – Стравинский. Контрапункты судьбы» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Концерт «Римский-Корсаков – Стравинский. Контрапункты судьбы» познакомит с творческим наследием ярких представителей музыкальной культуры XIX-XX веков.
В программе прозвучат шедевры отечественного музыкального искусства: симфоническая пьеса «Сказка» и сюита из оперы «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, а также оркестровая фантазия «Фейерверк» и сюита из балета «Жар-птица» Стравинского.

20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии к 85-летию Шарля Дютуа (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Один из крупнейших мировых дирижеров, Шарль Дютуа отметит юбилей двумя концертами в Петербурге: 7 октября маэстро отпраздновал 85-летие, а 21 и 22 октября выйдет на сцену Большого зала филармонии в статусе главного приглашенного дирижера.
Солистом в программе 21 октября станет один из самых востребованных российских пианистов Николай Луганский. Прозвучат Второй фортепианный концерт Брамса и музыка из балета «Петрушка» Стравинского.
Солистом в программе 22 октября станет Дмитрий Хрычев. Прозвучат Виолончельный концерт Дворжака и музыка из балета «Петрушка» Стравинского.
Шарль Дютуа отмечен сотрудничеством с такими крупными симфоническими коллективами мира, как лондонский Королевский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр NHK, Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр Монреаля и многими другими. Записи Шарля Дютуа были девять раз номинированы на Grammy и дважды удостаивались этой престижной премии; всего же записи, осуществленные под управлением дирижера, были отмечены престижными международными наградами более 70 раз.

22 октября, пятница

12.00 Третий «Кинотанец. Weekend» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Трехдневная резиденция от кураторов Дины Верютиной и Ники Пархомовской будет включать в себя воркшоп по кино-хореографии под руководством немецкого теоретика медиа-искусства Сары Мюллер, лекцию «Между реальностью и вымыслом», дискуссию о месте кинотанца в мировом кинопроцессе, а также показы немецкого кинотанца и подборку от берлинского фестиваля POOL.
Открыт опен-колл для участия в трехдневном воркшопе «Превращая движение в фильм» от Сары Мюллер, который ориентирован на хореографов, перформеров, видеохудожников и всех интересующихся кинотанцем. Участие в воркшопе бесплатное. Заявки принимаются до 10 октября включительно. Форма заявки и условия участия: https://forms.gle/YLdJ2rnF2BGVfBLj6.

23 октября, суббота

17.00 Концерт-экскурсия «Необычный вечер в артистическом доме» (Музей-квартира актеров Самойловых – ул. Стремянная, 8).
Актерское искусство прошлого остаётся историей. Но как хотелось бы услышать голоса тех, кому аплодировали в XIX – начале XX века, понять их манеру и стиль. Услышать кумиров прошедших времён, узнать интересные факты из их жизни и творчества. Уникальные архивные записи и современные реконструкции сценической речи первой половины XIX – начала ХХ века помогут погрузиться в атмосферу старого театра, прикоснуться к театральным жанрам прошлого
Вечер продолжится в уютной гостиной, где прозвучат произведения Гайдна, Кюи, Франкера, Тайфер.
Исполнители: Елена Данилова (скрипка), Мария Косцова (скрипка), Денис Румянцев (виолончель), Юлия Молчанова (виолончель), Светлана Суворова (флейта), Мария Сапаргалиева (фортепиано), Степан Шилов (фортепиано), Екатерина Шибаева (фортепиано), Екатерина Изотова ( фортепиано).

24 октября, воскресенье

16.00 Концерт из цикла Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра «Музыкальный час» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Второй концерт абонемента «Музыкальный час» посвящен романтической музыке. Прозвучат песни Франца Шуберта в более позднем переложении другого великого романтика – Ференца Листа. Также в исполнении оркестра прозвучит «Неоконченная» симфония Шуберта. В симфонии лишь две части, вместо обычных четырех, но название «Неоконченная» было дано не Шубертом. Хотел ли композитор дописать сочинение до традиционного цикла и что ему помешало – неизвестно.
Завершает программу Румынская рапсодия основоположника румынской музыкальной классики Джордже Энеску. В 1909 году в амплуа композитора, дирижера и скрипача Энеску выступал в Санкт-Петербурге – в зале Дворянского собрания, ныне известном как Большой зал Петербургской филармонии. Тогда прозвучали и принесшие автору огромную популярность две Румынские рапсодии, в которых нашла яркое воплощение стихия румынской народной музыки. Первая из них и прозвучит в концерте во Дворце Белосельских-Белозерских.
В этот день за пульт дирижера встанет маэстро Юрий Лебедев – дирижер оперного театра немецкого города Эрфурт, преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской консерватории и консерватории города Веймара.

25 октября, понедельник

19.30 Лекция Лизы Должанской «Охта, Лахта и новая сцена Мариинки: как и почему меняется облик Петербурга» (Новая Голландия – наб.Адмиралтейского канала, 2).
Как развивались самые громкие споры вокруг новых зданий и реконструкции старых? Что повлияло на важнейшие градостроительные решения последних лет? Какова перспектива общественной дискуссии в Петербурге? Выпускница Шанинки Лиза Должанская расскажет об этом на примере нескольких объектов: Охтинского мыса, «Лахта-центра», Конюшенного ведомства, второй сцены Мариинского театра и нового корпуса музея Достоевского.
Лектор также обратится к истории создания города и расскажет, как его застраивали до революции, какие правила сохранились до сих пор, а какие были утрачены.
Лиза Должанская – выпускница факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН (Шанинка).
Вход бесплатный. Количество мест ограничено.

26 октября, вторник

11.00 Экскурсия на подводную лодку «Народоволец» (Шкиперский проток, 10, вход с Наличной улицы).
Подводная лодка «Народоволец» принимала участие в Великой Отечественной войне. Это единственная лодка серии «Д», уцелевшая от противолодочных мин и переделки на металлолом. Сейчас она превращена в музей, в котором интерьер и оборудование воссозданы именно в том виде, в каком были во время военных действий.
Музей на подводной лодке рассказывает, как проходит служба моряков-подводников, как сложна служба в таких условиях, как нелегко управлять таким типом судна.
Стоимость экскурсии – 500 руб.

12.00 Интерактивная выставка «Заходи к Заходеру» литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Библиотека «Лиговская» – Лиговский пр., 99).
Борис Владимирович Заходер известен, прежде всего, как переводчик, благодаря которому отечественный читатель узнал и полюбил героев иностранной детской литературы: Винни — Пуха, Мэри Поппинс, Алису в Стране Чудес, Питера Пена.
Воссозданный в выставочном зале художественный мир любимой сказки «Винни-Пух и все-все-все» поможет узнать, как изменялись образы героев при переносе из английской культуры в русскую, что лежит в основе «заходеровского юмора» и как проходила работа с тем, что не поддаётся буквальному переводу.
Широкий круг читателей плохо знает Б. В. Заходера как автора «взрослой» литературы, однако в его творческом наследии значительное место занимают философские и сатирические стихотворения.
На выставке можно будет познакомиться с поэтическим сборником Заходера «Почти посмертное», а также узнать о том, что сам автор считал важнейшим делом своей жизни – работе над переводами стихов своего «тайного советника» И. В. Гёте.
Вход на выставку только с экскурсией.

27 октября, среда

18:00 Встреча с немецкой писательницей Эльке Шмиттер и переводчицей Дарьей Сорокиной (Библиотека Маяковского — Фонтанка, 46).
Эльке Шмиттер – немецкая писательница, номинантка проекта «Читающий Петербург: Выбираем лучшего зарубежного писателя». В конкурсе участвует её роман «Госпожа Сарторис», за это произведение Эльке Шмиттер получила Нижнерейнскую литературную премию, книга была переведена на 21 язык мира. Встреча онлайн с писательницей и офлайн – с переводчицей романа Дарьей Сорокиной. Мероприятие проходит при поддержке Гёте-института в Санкт-Петербурге.

19.00 Спектакль «Эффект Чарли Гордона» (площадка «Скороход» – Московский пр., 107).
Такой театр и проект «Площадка» представляют спектакль «Эффект Чарли Гордона», трагикомедию по мотивам романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона».
В основе спектакля история молодого умственно отсталого мужчины Чарли Гордона, которому предлагают сделать операцию по увеличению интеллекта, что переворачивает всю его жизнь.
Переосмысленная и рассказанная молодыми режиссерами, эта история приобретает новое звучание. Создатели спектакля говорят о поиске смысла, о мечтах и крахе иллюзий, о столкновении представлений с реальностью, провоцируют на множество вопросов: что есть норма? Что способно вытолкнуть из зоны комфорта и стереотипов восприятия? И нужно ли это? Может ли один человек повлиять на реальность?
Режиссеры: Игорь Сергеев, Варя Светлова.
В спектакле заняты: Александра Бостон, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова, Владимир Кузнецов, Лидия Марковских, Ниёле Мейлуте, Александр Худяков.
Продолжительность 3 часа с одним антрактом.

28 октября, четверг

19.00 Театральный концерт Кирилла Комарова (Театр «Остров» – Каменноостровский пр., 26\28).
Кирилл Комаров (род 1964) – петербургский поэт и музыкант, участник ленинградского рок-клуба (группа «Присутствие»). Дискография Кирилла Комарова насчитывает 17 песенных альбомов. Автор песен «Мы никогда не умрем», «Сияй», «Приятная правда» («Это ты самый умный и красивый на свете»), а также поэмы «Питер. Прогулка»; участник совместных проектов с Константином Арбениным («Зимовье Зверей»), Михаилом Борзыкиным («Телевизор»), Михаилом Башаковым и Василием К.

19.00 Спектакль «Сотворившая чудо» (Театр имени Ленсовета – Владимирский пр., 12).
Имя героини Элен Келлер, первой слепоглухонемой писательницы и художницы XIX века, давно уже стало национальной гордостью США, а сама история обучения безнадежно больной девочки – сенсацией и легендой, о которой написаны книги.
На основе исторического факта драматург создал глубокую трогательную, смешную и пронзительную пьесу о взаимоотношениях Учителя и Ученика, о борьбе за пробуждение разума и воскрешение человеческой души, борьбе за личность, которая прячется в нелепом, жалком и убогом, поначалу несчастном и весьма эксцентричном существе. Множество неожиданных психологических поворотов, комедийных и драматических ситуаций делают «семейную историю дома Келлеров» острой, взрывчатой и невероятно увлекательной.

29 октября, пятница

18.30 Лекция Юлианы Алексеевой «100% шелка. Сделано в Японии» (Библиотека им. Л.Соболева – ул.Бабушкина, 64).
Последняя треть I тыс. н.э. стала золотым веком традиционной Японии – именно в это время оформилась классическая аристократическая культура, которая остается одной из визитных карточек Страны Восходящего Солнца до сих пор. Эту эпоху можно назвать также и своеобразной точкой отсчета в истории японской одежды, поскольку именно в то время сформировались «японские» принципы и сложная система ансамбля придворного костюма. О том, как история взаимоотношений с Кореей и Китаем на протяжении долгого времени влияла на становление ансамбля традиционного японского костюма, будет рассказано в ходе лекции.
Запись по тел.: 362 34 38 или через сообщения группы библиотеки vk.com/clubsobolevka.

30 октября, суббота

15:00 Семейные истории: ГУЛАГ в судьбе моей семьи. Встреча в музее Льва Гумилева (Коломенская ул., 1/15).
30 октября – общероссийский День памяти жертв политических репрессий. В этот день вспоминают имена миллионов наших соотечественников, ставших жертвами тоталитарного режима. Музей Анны Ахматовой совместно с СПбГДТЮ «Аничков дворец» приглашает принять участие в ежегодных Юношеских историко-краеведческих чтениях «Семейные истории: ГУЛАГ в судьбе моей семьи», которые традиционно проходят в Музее-квартире Льва Гумилева. Опираясь на документы из семейных архивов, устные рассказы родных, участники чтений готовят сообщения о своих репрессированных родственниках и выступают с коротким рассказом о них. Погружение в историю семьи дает возможность сохранить память о близких людях, укрепить связь поколений и через судьбы членов своей семьи более осознанно понять трагические страницы истории страны. В рамках мероприятия также проходят поминальные чтения имен, расстрелянных, как и Николай Гумилев, в 1921-м по «Таганцевскому делу». Ведет Владимир Аксельрод.

31 октября, воскресенье

16.00 Беседа «Реквием» (Сад Фонтанного дома – Литейный пр., 53).
Больше 20 лет не решалась Анна Ахматова записать поэму «Реквием». Опасаясь за судьбу сына, она у себя дома даже шепотом не произносила «запрещенные» стихи. Все эти годы поэма хранилась в памяти самых надежных друзей Анны Ахматовой.
Стены Фонтанного Дома и вещи, сопровождавшие жизнь Ахматовой, «помнят» о событиях страшных лет и о молчаливом сопротивлении поэта. Гости вместе с ведущими встречи прочтут «Реквием» там, где Ахматова его писала, где сжигала его, где друзья заучивали строки поэмы наизусть. Музейные предметы – свидетели трагедии ХХ века – станут ориентирами в музейном пространстве и помогут каждому участнику выбрать место, где, по его мнению, особенно выразительно прозвучат те или иные строки «Реквиема».