ПОДЕЛИТЬСЯ

15 марта, понедельник

11.00 XXII Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Малая сцена – Пионерская пл., 1).
В 2021 году театр посвящает фестиваль памяти народного артиста России Николая Николаевича Иванова (1943-2020).
В течение трех фестивальных дней на Малой сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева пройдут показы восемнадцати спектаклей детских театральных коллективов из Санкт-Петербурга, Москвы, Мурманска и Красноярска, поставленных по произведениям русской и зарубежной классики. Международная программа фестиваля в этом году представлена Русским детским театром «Апрелик» из Парижа (Франция).
Лауреаты фестиваля будут награждены на торжественном Гала-концерте 18 марта на Большой сцене ТЮЗа.

18.00 Открытие интерактивной выставки «Княгиня Ольга и династия Рюриковичей» (Библиотека им. А.С. Грибоедова – ул. Садовая, 33).
Интерактивная выставка от Государственного музея истории религии в библиотеке им. А.С. Грибоедова посвящена жизни и государственной деятельности святой княгини Ольги и ее потомков.
На выставке представлены цифровые копии икон и гравюр XVII-XX веков с изображением святых князей из собрания Государственного музея истории религии. Среди них находятся образы святых Рюриковичей, известных как выдающиеся государственные деятели.
Особо следует отметить подписные минейные иконы (из цикла 350 икон), сделанные иконописцами И.С.Чириковым и М.И.Дикаревым для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге в 1880-1901-е годы и акварель В.Г. Перова «Крещение Руси», выполненную в 1870-1880-е годы.
Эти копии экспонатов Музея истории религии раскрывают значение святых правителей Руси и их роли в истории русского государства.

19.00 «Музыкальный салон Абаза» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
Юлия Фёдоровна Абаза – основательница этого салона. Звезда XIX века, певица, родилась в Германии. В 1850 г. переехала в Россию, дружила с Ференцом Листом, Шарлем Гуно, Густавом Малером, Тютчевым, Тургеневым, Рубинштейном, Чайковским, директором императорских театров князем Волконским и многими другими деятелями искусства. Принимала участие в организации Петербургской консерватории, Русского музыкального общества. Гостиная Юлии Абаза на Фонтанке была музыкальным центром Петербурга. Ее родственники и преемники — супруги Фёдор и Дарья Абаза представляют премьеру своей новой программы на сцене Малого зала Санкт-Петербургской академической филармонии.

Фёдор Абаза: «Выступление 15 марта откроется сонатой Моцарта для двух фортепиано ре-мажор – это один из немногих опусов композитора для такого состава инструментов, настоящий шедевр. Далее «Концертино» Шостаковича, написанное им для своего сына. Совершенно иные настроения в музыке эпохи романтизма: Сен-Санс, Бизе, и, наконец, Рахманинов. Особо отмечу, что мы будем исполнять музыку Моцарта «Ragtime alla turca» и Бизе, в аранжировках замечательных молодых музыкантов из Америки – Андерсона и Роэ. Пример того, что каждое произведение, каким бы знакомым или повторяющимся оно ни казалось – ново».

19.45 Премьера спектакля «Суд над Раскольниковым». Режиссер – Антон Оконешников (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49А).
Начало циклу и программе в целом положил онлайн-перформанс по пьесе Бориса Акунина «Драма на шоссэ», представленный в мае в официальной группе театра «ВКонтакте» (https://vk.com/video-63976979_456239827). «Сцена суда» — цикл спектаклей, объединенных жанром — судебный детектив; способом подключения аудитории – зрители в зале (немногочисленные) и те, что смотрят трансляцию в официальном сообществе театра «ВКонтакте» (https://vk.com/alexandrinskytheater), голосуют по ходу разбирательства, и их голосование решает исход дела; и сценографическим решением. Художник Фемистокл Атмадзас создал пространство, отсылающее к телевизионной студии, которое трансформируется в зависимости от хода рассматриваемого дела.
«Другая сцена» – мультижанровая программа Александринского театра, в ходе которой зрителям представляют оригинальные онлайн-форматы от молодых режиссеров, драматургов, хореографов, композиторов и медиахудожников, и которая исследует новые способы коммуникации со зрителем. Программа родилась во время карантина, когда театр не мог принимать публику оффлайн.

20.00 Гала-концерт XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
XXI Международный фестиваль «Триумф джаза» в этом году принимают Москва, Тула и Петербург. Выступление в Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича станет завершающим мероприятием фестиваля и единственным в городе на Неве.
Петербургскую публику ждет встреча с саксофоном маэстро Бутмана и его легендарным коллективом – Московским джазовым оркестром, которому в этом году исполняется 22 года. Приглашенная солистка – Фантин, уникальная певица, свободно владеющая русским, испанским, английским и французским языками.

15 марта на сцену филармонии выйдут зарубежные гости: вокалист, гитарист и композитор Алан Харрис и его группа The Allan Harris Band (США), а также джазовый пианист и композитор Эммет Коэн и Emmet Cohen Trio (США). Каждый год «Триумф джаза» знакомит российскую публику с самыми яркими джаз-музыкантами нового поколения. Нынешний фестиваль не станет исключением.
Организатор XXI Международного фестиваля «Триумф джаза» – Фонд поддержки и развития музыкального искусства Игоря Бутмана.

16 марта, вторник

12.00 Методический онлайн-семинар «Ресурсы библиотек Санкт-Петербурга в деле сохранения памяти о блокаде Ленинграда» для регионов (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной пер., 9).
В семинаре примут участие представители Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, ЦГПБ им. В.В. Маяковского, МЦБС им. М.Ю. Лермонтова, библиотеки «Книги блокадного города» ЦБС Московского района, библиотеки Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова.
Дополнительная информация: 8 (812) 275 71 15, lenspasibo.ru.

17.00 Церемония передачи бюста Адмирала Флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова, созданного скульптором Лёвой Амбарцумовичем Бейбутяном. (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной пер., 9).
В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны (с июля по октябрь), Иван Степанович Исаков (1894 – 1967) как заместитель Главнокомандующего и член Военного Совета Северо-Западного направления координировал действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда. Он занимался созданием базы в Осиновце, готовил десанты на Ладожском озере, сыграл активную роль в создании Ладожской, Онежской, Чудской и Ильменской военных флотилий, Дороги Жизни, в обороне Шлиссельбурга. Маршал Г.К. Жуков писал позднее: «Моим заместителем по Военно-морским силам был адмирал Иван Степанович Исаков. Я глубоко убежден, что он был одним из выдающихся и талантливых военачальников Военно-Морского Флота Советского Союза. Вместе с командующим Балтийским флотом он формировал бригады морской пехоты для усиления Ленинградского фронта. Адмирал И.С. Исаков и командующий артиллерией генерал В.П. Свиридов в течение рекордно короткого срока организовали взаимодействие артиллерии армии и флота, особенно хорошо продумав методы ведения огня с контрбатарейной целью». Под Шлиссельбургом Исаков был контужен и навсегда потерял слух на левое ухо. Когда наступление противника на Ленинград остановилось, адмирала вызвали в Москву исполнять обязанности начальника Главного морского штаба.

17 марта, среда

11.00 Начало работы выставки Геннадия Яндыганова «На родной земле» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Ц» — 13-я линия В.О., 70, 1 этаж).
Художник Геннадий Яндыганов (род. 1984) ставит перед собой высокую задачу – показать единство этнических архетипов, человека и природы. Несмотря на то, что, по словам художника, его работы наполнены возвышенным чувством жизни, в них передан особый вид русской тоски, тот вид тяжелого, но плодородного экзистенциализма, который «по умолчанию» наличествует практически во всех слоях и жанрах отечественной культуры.

19.00 Вечер камерной музыки (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Малый зал им. М.И. Глинки – Невский пр., 30).
Музыка И.Брамса и А.Дворжака прозвучит в исполнении Олега Вайнштейна (фортепиано), Екатерины Тарасовой (скрипка), Дмитрия Стопичева (скрипка), Алексея Коптева (альт), Дмитрия Хрычёва (виолончель).

19.30 Вернисаж выставки граффити-художника Pavel TWS «Внутри стен» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «У золотой лестницы» — 13-я линия В.О., 70).
Выставка показывает путь художника из граффити в каллиграфию как поиск «чувственных методов создания букв». «В буквах я вижу прекрасную и уникальную форму коммуникации между людьми сквозь года, культуры и слои населения. Буквы сопровождают нас всю жизнь, это одна из главных причин, по которой я хочу сделать эту форму коммуникации с людьми более чувственной, динамичной и красивой, трансформируя своё видение и мысли в предмет искусства» — так художник комментирует свой подход к каллиграфии.

18 марта, четверг

18.30 Открытие Общероссийского фестиваля «День Римского-Корсакова» (Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова – Загородный пр., 28).
В честь дня рождения великого русского композитора объединятся оперные театры, музеи, филармонии, учебные заведения Санкт-Петербурга, Ленинградской области (Тихвин), Москвы, Московской области (Клин), Пскова, Псковской области (Любенск, Вечаша), Костромы, Томска, Ставропольского края (Кисловодск), Самарской области (Тольятти), Республики Башкортостан (Стерлитамак), Республики Удмуртия (Воткинск). В программе фестиваля – симфонические вечера, оперные спектакли, камерные концерты, выставки, интеллектуальные игры и лекции.
В 18.30 в Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова состоится торжественный вечер при участии потомков композитора.

19 марта состоится показ спектакля «Царская невеста» (постановка Юрия Грымова, музыкальный руководитель – Феликс Коробов), а 20 и 21 марта театр исполнит оперу «Снегурочка» (режиссер Валерий Раку, музыкальный руководитель Евгений Самойлов).
В 19.00 в Концертном зале Екатерининского собрания Санкт-Петербурга («Петербург-Концерт») состоится концерт Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера. Параллельно к фестивалю подключится Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», который проведет в 19.00 концерт «Русскому гению» в Музее-памятнике «Спас на Крови» при участии Концертного хора Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист России Владимир Беглецов). В это же время Томская областная государственная филармония представит программу «Великий сказочник Римский-Корсаков».

20 марта фестиваль перенесется в Стерлитамак, где будет проходить музыкально-литературный лекторий «Музыкальные сказки морского офицера». Днем в Санкт-Петербургском Музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова состоятся интеллектуально-развлекательные игры в формате квиза: в играх могут принять участие все желающие. Завершит музейную программу творческий вечер в партнерстве с Санкт-Петербургским Домом музыки. Вечером фестиваль продолжится концертом Струнного квартета имени Н.А. Римского-Корсакова в Доме Кочневой (Санкт-Петербург).

21 марта в 13.00 к фестивалю присоединится Русский музей: на территории Летнего сада выступит Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории. В Музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова в этот же день пройдет вокальный концерт при участии солистов «Петербург-Концерта». А в вечернее время эстафету примет Кисловодск – в Северо-Кавказской государственной филармонии им. В.И. Сафонова состоится праздничный концерт в честь Н.А. Римского-Корсакова.
В 20.00 фестиваль завершит концерт Симфонического оркестра и хора Михайловского театра под управлением главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьева в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича.
Художественный руководитель фестиваля – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова Лидия Адэр.

19 марта, пятница

11.00 Ежегодная научная конференция «Депо манускриптов» (Главное здание Российской национальной библиотеки — Садовая ул., 18).
Конференция по традиции знакомит с результатами новейших исследований в области рукописной книжности и последними приобретениями. С докладами выступят сотрудники Отдела рукописей. Среди тем докладов: «Издание писем и бумаг Петра Великого и сборники царских писем Ф.М. Апраксину в фондах РНБ», «Документы Нежинского Благовещенского монастыря в Отделе рукописей РНБ», «Каталог редкостей, принадлежащих Императорской Публичной библиотеке»: восточный сегмент «музейного» хранения, «Неизвестные» ценители латинской поэзии» и другие.

Сегодня фонды Отдела рукописей насчитывают около 438 тысяч манускриптов от древних египетских папирусов до автографов наших современников.
Трансляция конференции пройдет на YouTube-канале РНБ (https://youtu.be/3upeAd2rThk).

«Депо манускриптов» – название особого отделения Императорской Публичной библиотеки, учрежденного императором Александром I в 1805 г. Сегодня это Отдел рукописей, входящий в число десяти крупнейших рукописных хранилищ мира не только по количеству, но и по значимости собранного здесь письменного наследия человечества.

16.00 Круглый стол «Повседневная фотография периода Великой Отечественной войны» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной пер., 9).
Выставка посвящена работе дивизионных газет в годы Великой Отечественной войны и основана на личной истории журналиста Николая Александровича Калашникова, который, не будучи профессиональным фотографом, оставил обширный фотоархив 1941–1945 гг. (около 70 пленок, 2500 тысячи фотографий, оригиналы переданы дочерью Калашникова в фонды Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО, а цифровые копии – в Музей обороны и блокады Ленинграда).

До середины ХХ века в изучении фотографии преобладал искусствоведческий подход. Особенно мало внимания было уделено повседневной фотографии, которая долгое время не входила в круг интересов исследователей. В конце ХХ – начале XXI века произошел пересмотр подходов к изучению фотографии, которая стала восприниматься как феномен культуры. Тенденция последних лет – рост интереса к истории повседневности; фотография изучается, представляется на выставках, в экспозициях как феномен повседневности.
К участию приглашены: дочь Н.А. Калашникова – Марина Николаевна Калашникова, кандидат философских наук, исследователь истории фотографии Мария Михайловна Гурьева (СПбГИК); Музей Победы (Москва), Музей истории Санкт-Петербурга, Музей-заповедник «Сталинградская битва» (Волгоград), Русский музей фотографии (Нижний Новгород), Архивы Санкт-Петербурга, Белорусский музей Великой Отечественной войны (Минск), Мультимедиа арт-музей (Москва), Государственный Эрмитаж, РОСФОТО, Музей политической истории России, Фотографический музей «Дом Метенкова» (Екатеринбург).

18.00 Вечер «По дорогам азербайджанских сказок» (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
В программе: театрализованное представление «Восточные сказки цикла «Волшебные четки», автор и исполнитель — артист театра и кино Ибрагим Исмаилов; открытие художественной выставки «Корифеи азербайджанской поэзии»; открытие книжно-иллюстративной выставки «В мире литературы Азербайджана» из фондов Библиотеки национальных литератур.
Вход свободный.

19.30 Премьера музыкального спектакля и презентация нового альбома Олега Нестерова и группы «Мегаполис» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49А).
«Из жизни планет», предыдущий спектакль Олега Нестерова и группы «Мегаполис», был рассказом о неснятых фильмах целого поколения кинематографистов. «Ноябрь» – это попытка оказаться внутри одного кинокадра. Музыкальная программа, в основе которой стихи русских поэтов от начала ХХ века до сегодняшнего дня, символически охватывает жизнь человека. Это движение героя от случайности и фрагментарности житейского опыта к осознанию квантовой природы мира, одновременности существования всех вариантов развития событий.

Для записи одноименной пластинки Олег Нестеров использовал метод интуитивных импровизаций, а выбор текстов для композиций доверил режиссеру-документалисту Роме Либерову. Прозвучат стихи Осипа Мандельштама, Всеволода Некрасова, Ивана Ахметьева, Алексея Ильичева, Григория Дашевского, Михаила Кузмина, Владимира Ханана, Сергея Шестакова, Жака Превера, Андрея Вознесенского, Георгия Иванова.

20 марта, суббота

Начало работы выставки «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева» (ЦВЗ «Манеж» — Исаакиевская пл., 1).
Впервые становление национальной скульптурной школы, творчество крупнейших мастеров отечественной пластики будут представлены на обширном художественном материале: свыше 150 уникальных скульптурных работ отобраны в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории религии и многих других.

На этой выставке будут представлены работы более шести десятков скульпторов. Также подготовлен каталог «Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева», составленный в академических издательских традициях. Каталог максимально передает красоту скульптуры, представляя каждую работу в художественных фотографиях, выполненных в нескольких ракурсах и со вниманием к деталям. Биографии и аннотации собраны профессиональной командой научных сотрудников музеев. Художественное решение осуществлено графическими дизайнерами Ириной Чекмаревой и Андреем Шелютто. Выставка открыта до 16 мая.

12.00 Фестиваль «Эколикбез» (Библиотека «Измайловская» – ул. 7-я Красноармейская, 30).
В рамках фестиваля «Эколикбез» в библиотеке будут проходить лекции и встречи с представителями объединений и организаций Петербурга, которые будут рассказывать об инициативах и волонтерских проектах, связанных с экологией.
Участники расскажут о переработке мусора и опасных батареек, экологии души, спасении животных, озеленении городской среды.
Вход свободный.

13.00 Международный медиапроект «Русские чтения в музее Набокова» (https://vk.com/kultpol).
«Русские чтения в музее Набокова» — это литературный мини-фестиваль, в рамках которого пройдут круглые столы с участием ведущих российских авторов, живущих и работающих за рубежом и трансляции театральных читок, поставленных по фрагментам их произведений.
Писатели поговорят о феномене русской эмигрантской литературы, о том, как сегодня устроен литературный процесс в разных странах, и каково быть русским писателем за пределами России.

Помимо дискуссий проект представит театральные чтения произведений участников, подготовленные режиссерами и актерами столичных театров. Посетители петербургских, московских библиотек смогут подключиться к дискуссии по видеоконференцсвязи, а зрители прямой трансляции – задать вопросы писателям в социальных сетях.

Участниками двухдневного литературного марафона станут: Андрей Аствацатуров, Герман Садулаев, Евгений Абдуллаев (псевдоним Сухбат Афлатуни), Михаил Елизаров, Андрей Иванов, Елена Элтанг, Михаил Гиголашвили, Валерий Айрапетян, Валерий Бочков.
Партнерскими площадками для круглых столов, видеовстреч и театральных читок станут Музей В.В. Набокова СПбГУ и Мемориальная библиотека князя Г.В. Голицына в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского. По видеоконференцсвязи к общению с писателями присоединятся посетители Центральной районной библиотеки им. С.С. Гейченко, Детская библиотека №4 Красногвардейского района, а также Московской губернской универсальной библиотеки.
Прямой эфир литературного марафона будет транслироваться в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/kultpol.

15.00 Встреча «Семейные традиции чувашского народа» (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
Вниманию гостей будет представлена концертная программа «Чувашская народная песня». На встрече состоится открытие этнографической выставки «Чувашский колорит» и книжной выставки «Родная земля» из фондов Библиотеки национальных литератур.
Вход свободный.

15.00 Встреча «Русский музей в Дворцовом округе», приуроченная к 125-летию Государственного Русского музея (Библиотека национальных литератур – ул. Садовая, 33).
Этот вечер организован совместно с Государственным Русским музеем и филиалом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты».
В программе вечера:
– лекция «Пятьдесят лет истории Русского музея: от подписания указа об основании до победного мая сорок пятого года»;
– лекция «Романтика будничной жизни. Татьяна Яблонская»;
– доклад «Илья Ефимович Репин в усадьбе Пенаты»;
Вход свободный.

19.00  Второй показ в новом киноклубе «Союз Печатников» — «СОБИРАТЕЛИ МОРСКОЙ ТРАВЫ» и встреча с авторкой фильма Марией Мурашовой (ул. Союза печатников, 17).

Действие фильма происходит в посёлке Реболда на краю Большого Соловецкого острова. Герои фильма — сезонные рабочие, собирающие морскую капусту, напоминают то ли потомков заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, то ли подросших, но не повзрослевших школьников на каникулах в летнем лагере. Каждого из героев фильма кто-то ждет на большой земле, кроме сторожа, остающегося зимовать на острове с собаками.

Фильм стал участником и призёром более тридцати российских и международных кинофестивалей, таких как «Послание к человеку», Docker, «Артдокфест», ММКФ, Cinesale, FI Jean Rouch, Clermont-Ferrand, Lussas.

Мария Мурашова — режиссёрка документального кино и художница театра кукол, авторка нескольких документальных фильмов, ставших участниками и призерами различных российских и международных кинофестивалей. В своих фильмах Мария развивает традицию ленинградской школы документального кино и переосмысляет программную для русской литературы тему сиротства и абсурдности русской жизни.
Чуткий, сострадательный взгляд Марии и её операторки Марины Левашовой дают «ненужным» людям, местам и вещам другую жизнь на экране, превращая её в атмосферное визуальное путешествие.

Входной билет 250 р.

21 марта, воскресенье

11.00 Международная творческая школа вокального и инструментального искусства Культурного центра Елены Образцовой (Культурный центр Елены Образцовой — Невский пр., 65).
Школа основана великой русской певицей в 2005 году для совершенствования мастерства молодых певцов и обмена опытом работы между преподавателями вокала, певцами и концертмейстерами. В программе – лекции, мастер-классы и практические занятия по вокальному и концертмейстерскому искусству, фонетике, охране певческого голоса, актерскому мастерству и сценической речи. Слушателей школы ждут открытые уроки ведущих преподавателей вокала, методистов, лекции о психологии взаимоотношений преподавателей и учащихся, презентация экспресс-курса «Секреты голоса» от компании «Буарон» и многие другие занятия.

Мастер-классы, открытые уроки и лекции проведут солистка Мариинского театра Ольга Бородина; художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин; ведущая солистка Михайловского театра Мария Литке; профессор Санкт-Петербургской консерватории Ирина Шарапова; скрипачка, основатель ансамбля “Barocco Concertato” Мария Крестинская, другие педагоги и деятели искусства. В рамках школы с 26 по 28 марта пройдет Третий Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой, в котором примут участие юные вокалисты и вокальные коллективы, инструментальные ансамбли. Этот конкурс учрежден в 2019 году. Главной целью проведения конкурса является выявление и поддержка детей, обладающих незаурядными способностями в области вокального и инструментального исполнительства.
Подробная информация на сайте: www.obraztsova.com.

12.00 Поэтический фестиваль «Табуретка» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Каждый год организаторы фестиваля приглашают поэтов от 2 до 17 лет прочитать свое стихотворение или короткий рассказ со сцены. Произведения юных авторов войдут в альманах «Табуретка», который будет издан по итогам проекта. Все средства от продажи сборника поступят в благотворительный фонд AdVita в рамках акции «Стихи лечат».
Все стихи поэтов до тринадцати лет попадут в сборник. К детям постарше предъявляются более строгие требования, их стихи проходят отбор рецензентов.
Вход свободный.

14.00 День старинной музыки. Онлайн-трансляция концерта-посвящения Марии Леонхардт (www.earlymusic.ru, https://vk.com/earlymusicfest).
21 марта, в день рождения Иоганна Себастьяна Баха, в Европе празднуют День старинной музыки. Санкт-Петербургский международный фестиваль EARLYMUSIC присоединится к торжеству и начнет в этот день весеннюю серию камерных онлайн-концертов «Посвящения».
Первый концерт состоится 21 марта в 14.00 и будет посвящен Марии Леонхардт. Генеральное консульство Нидерландов на протяжении более чем 15 лет организовывало в Санкт-Петербурге регулярные мастер-классы Марии Леонхардт по игре на барочной скрипке. В результате этого сложился круг русских учеников Марии Леонхардт, она фактически основала здесь барочную скрипичную школу. Вместе с Марией в Санкт-Петербург регулярно приезжал Густав Леонхардт с незабываемыми концертами на клавесине, клавикорде и органе.
Трансляция из Генерального консульства королевства Нидерланды в Санкт-Петербурге пройдет на сайте фестиваля www.earlymusic.ru и в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/earlymusicfest.

22 марта, понедельник

10.30 Неделя детской и юношеской книги 2021 (ЦГДБ им. А.С. Пушкина – ул. Большая Морская, 33А).
Неделя детской книги отмечается в нашей стране более 75 лет. В этом году Неделя детской и юношеской книги в Санкт-Петербурге посвящена 85-летию со дня первого издания сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Библиотеки города подготовили разнообразную программу и ждут маленьких посетителей в своих стенах, а также на страницах интернет-ресурсов. Всего в библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области пройдет более 100 различных мероприятий в онлайн- и офлайн-формате. Гостей ждут мастер-классы, творческие встречи, выставки, интерактивные игры, спектакли и многое другое.
Познакомиться с анонсами мероприятий, уточнить необходимую информацию можно с помощью специально подготовленного сайта http://ndiyk2021.tilda.ws/.
Вход на все мероприятия — свободный. На офлайн-мероприятия требуется запись.

18.30 III Фестиваль урбанистики «Петербург. LIFE» (Библиотека «На Стремянной» – ул. Стремянная, 20).
На время проведения фестиваля библиотека «На Стремянной» станет точкой притяжения людей, неравнодушных к Петербургу, с энтузиазмом изучающих и меняющих облик города. В этом году открытый диалог направлен на актуальное краеведение и активизм. Состоится знакомство с городскими сообществами, которые исследуют город и на практике решают сложные коммунальные задачи.

На лекциях и встречах гости узнают, как можно изучать город, что такое интерактивные экскурсии, как влиять на жизнь современного Петербурга, сохранять его исторический облик и вносить вклад в комфортную среду для жизни своего района.
В рамках фестиваля пройдут встречи с основателями и координаторами таких городских проектов, как «Ленинбург», «Бегущий город», «Несбывшийся Ленинград», «Центральный район за комфортную среду обитания» и др.
В рамках фестиваля откроется выставка фотографий Анны Волковой «Монохромный Петербург».
Фестиваль будет проходить до 27 марта. Участие бесплатное, необходима регистрация в группе https://vk.com/stremyannaya или по телефону (812) 572-30-65.

19.00 Программа одноактных балетных спектаклей «SOLO» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Проект «Dance. Dance. Dance.» представляет программу «SOLO». Это три одноактных спектакля, главные роли в которых исполнят ведущие солисты Большого театра Кристина Кретова и Игорь Цвирко, Игорь Колб и семь лучших танцовщиков Москвы. Одноактный балет «Monaxia», поставленный 26-летним хореографом Дмитрием Масленниковым для ведущей солистки Большого Кристины Кретовой, представляет трагическую историю бессмертной красавицы, любая человеческая связь которой оканчивается неизменным прощанием навек.

Вторая история вечера – «No name» – портрет танцовщика на вершине славы. Хореограф Александр Челидзе поставил для Игоря Колба яростный монолог о том, что творчество – это всегда одиночество, и каждый выход на сцену – как первый.
Третий спектакль вечера «Все пути ведут на Север» в постановке Карин Понтьес. Карин предложила семи танцовщикам импровизировать на тему мужества и мужественности, разбираться на сцене с тем, что это значит быть мужчиной. Затем собрала эти импровизации в быстрый, открытый, искренний спектакль, где неожиданно возникающие лирические моменты перебиваются самоиронией артистов.

23 марта, вторник

14.00 IX Театральный фестиваль «Златая цепь» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Мир литературных героев создается на сцене при помощи театральных кукол, красочной анимации, видеопроекций и театра теней. Зрители становятся полноправными участниками действа, воображая, фантазируя и мечтая вместе с царем Салтаном, Питером Пэном, бароном Мюнхгаузеном, Маленьким принцем. Спектакли рассчитаны на семейный просмотр – остроумные шутки и мастерство актеров не дадут заскучать ни детям, ни взрослым.

Каждый день фестиваля работают творческие занятия – музейные мастерские. Участники узнают все о лягушках (руководствуясь стихами Бориса Заходера и Михаила Яснова), почувствуют себя переводчиками «с птичьего, кошачьего, крокодильего, туфельного, с языка дождей и калош, фруктов и овощей», читая строки Ренаты Мухи, и даже смогут ненадолго стать музейными хранителями. Отдельное занятие посвящено литературным котам.

20.00 Фортепианный вечер Элисо Вирсаладзе (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Элисо Вирсаладзе – одна из самых прославленных исполнительниц современности, а также один из ведущих мировых педагогов. Профессор Московской консерватории, она дает мастер-классы по всему миру, в числе ее учеников – Борис Березовский, Яков Кацнельсон, Алексей Володин и многие другие известные исполнители.

24 марта, среда

11.00 Премьера спектакля «Камень-ножницы-бумага». Режиссер – Мария Критская (Театр у Нарвских ворот – ул. Зои Космодемьянской, 3).
Новый спектакль Марии Критской поставлен в жанре театральной эксцентрики и лирической клоунады. За основу сюжета взята с детства знакомая всем считалочка «Камень-ножницы-бумага». Три персонажа – три стихии, встретившись, принимаются за «пересотворение» мира. Известная считалка помогает им решить, кто чем будет заниматься в процессе «перезагрузки».

В пространстве театральной площадки воссоздается новый мир из взаимодействия актеров с подручными материалами – камнем, бумагой, металлом. На глазах у зрителей персонажи создают космическую ракету, строят японский сад камней, спускаются на морское дно, запускают бумажных змеев, играют на картонном органе. Играючи герои конструируют механизм Голдберга и постигают космос.
Спектакль рекомендован для семейного просмотра.
Режиссером-консультантом по пластике выступил Павел Мансуров, известный по работе с «Лицедеями», «Комик-трестом» и «Семьянюками». Оформила спектакль Вера Петровская, автор необычайных книг-объектов.
В спектакле заняты артисты театра Роман Сидоренко, Владимир Макаров, Яна Фоминых и Егор Строков.
Премьерный показ спектакля состоится в 11.00 и 13.00.

18.30 Открытие выставки «День за днем: 1912 год в карикатурах» (Библиотека «Семёновская» – Московский пр., 50/42).
Старший научный сотрудник музея Елена Давидовна Техова проведет экскурсию по выставке и расскажет о том, какие темы волновали население России в 1912 году и находили отражение в печати незадолго до начала Первой мировой войны и революции.
Литературный иллюстрированный журнал «Всемирная Новь» издавался значительным тиражом и с упоением читался как взрослыми, так и детьми. Выборы в Государственную думу, Ленский расстрел, война на Балканах – этим и другим событиям 1912 года посвящены карикатуры и сатирические стихи.
Без объяснения сложно понять, над какой «вермишелью» в Думе смеется карикатурист, почему вдруг депутат отправляется на дуэль, а кандидат в депутаты угрожает оружием владельцу доходного дома. Тем не менее, подобные карикатуры являются ценным источником по истории начала ХХ века и проливают свет на многие забытые детали прошлого.
Вход по предварительной записи по тел. (812) 316 47 27 или в группе в социальной сети «Вконтакте» vk.com/semionovskaya.
Выставка открыта до 10 апреля.

20.00 Петербургская премьера проекта «Space X» «театра post» (Дом-музей Ф.И. Шаляпина – ул. Графтио, 2Б).
«Театр post» продолжает вводить в обиход отечественной сцены тексты и темы, до сих пор не исследованные российским театром. После постановок по ключевым текстам музыкального авангарда, дневнику живописца Высокого Возрождения, новгородским берестяным грамотам и текстам по эволюционной биологии «театр post» вступает на территорию архитектуры и ее осмысления, представляя петербургскую премьеру проекта «Space X».

Проект «Space X» посвящен изучению морфологии пространства, он существует как «проявитель» архитектурного сообщения с помощью инструментария исполнительских искусств. «Space X» – это серия спектаклей о пространстве, в котором зрители находятся в данный момент, поэтому каждый из показов постановки уникален. Пространство, в котором разворачивается спектакль, становится «драматургом» и «собеседником», «рассказывая» собственную историю.
«Театр post» ставит спектакль об архитектуре как об организаторе материального пространства человека, о том, в какие взаимодействия он вступает с интерьером и экстерьером того или иного архитектурного объекта, о том, как пространство формирует среду. «Space X» продолжает поиски «театра post» в области театра соавторства, где все члены творческой команды на равных участвуют в процессе создания спектакля.

25 марта, четверг

XVI Международная научно-методическая конференция «Непрерывное библиотечно-информационное образование» (Санкт-Петербургский институт культуры – Миллионная ул., 7).
Конференция проводится с участием Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), Российской библиотечной ассоциации (РБА) и Петербургского библиотечного общества (ПБО).
На конференции выступят с докладами преподаватели, готовящих кадры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», а также члены четырех секций IFLA из Германии, Италии, США, Канады, Мексики, Хорватии. Рабочие языки конференции русский и английский.
Конференция будет проводиться в онлайн-формате на платформе Zoom с трансляцией на Youtube-канале библиотечно-информационного факультета СПбГИК.

18.30 Вечер памяти Игоря Ефимова (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Игорь Ефимов (1937–2000) был одним из зачинателей молодой ленинградской литературы начала 1960-х. В 1978 году он эмигрировал в США. В 1981 основал и возглавил американское издательство «Эрмитаж». Там печатались Иосиф Бродский и Василий Аксенов, Евгений Рейн и Андрей Битов, Эрнст Неизвестный и Сергей Довлатов.

Игорь Ефимов – автор интеллектуальной прозы, плутовских и исторических романов, политических расследований и философских работ. Центральное место в творчестве Игоря Ефимова занимает экзистенциальная проблема выбора. Сам свое кредо он сформулировал так: «Каждая человеческая душа – крохотное поле боя, маленький эпизод в гигантской войне, которую ведение и неведение вечно ведут между собой».
В вечере памяти Игоря Ефимова принимают участие Эра Коробова, Анатолий Вершик, Андрей Арьев и др. Вечер ведет Яков Гордин.
Вход свободный.

19.00 Концерт «Возвышенное и земное» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Название концерта берет свое начало от одноименного исторического романа Дэвида Вейса о жизни Моцарта и его времени. История Вольфганга Амадея Моцарта обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. В утонченной программе концерта, включающей произведения как Моцарта, так и русских композиторов – Лядова и Скрябина – перед слушателями предстанут различные грани моцартовского гения: таинственность и загадочный символизм «Волшебной флейты» в сочетании с виртуозной легкостью Концерта для флейты с оркестром. Линия фантастических, магических образов продолжится в сказочной картине для оркестра Лядова «Волшебное озеро», а в Концерте Скрябина для фортепиано с оркестром найдут воплощение «земные», лирико-драматические интонации. В программе принимают участие молодые исполнители, солисты Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Пётр Худоногов (флейта) и Евгений Евграфов (фортепиано).

26 марта, пятница

Начало работы персональной выставки Петра Семёнова «Акварельные созвучия» (Музей-квартира А.А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка представляет натюрморты и интерьерные зарисовки известного петербургского акварелиста Петра Семёнова. Художник продолжает и развивает традиции Санкт-Петербургской акварельной школы, его индивидуальный стиль развивается в совмещении почти импрессионистской легкости палитры и гиперреалистической детализации, что применительно к акварели как выразительному средству возможно лишь при виртуозном владении техникой.
Выставка открыта до 25 апреля.

III Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65, 3 этаж).
В конкурсе примут участие юные вокалисты, вокальные коллективы и инструментальные ансамбли. Конкурс состоит из одного тура и проводится в пяти возрастных группах: подготовительной – 7-9 лет, младшей – 10-12 лет, средней – 13-15 лет, старшей – 16-18 лет и профессиональной (солисты-вокалисты) – 19-22 года. В связи с особыми обстоятельствами пандемии коронавируса конкурс пройдет в двух форматах – очном и дистанционном.

Конкурс вокально-инструментального искусства на приз Культурного центра Елены Образцовой учрежден в 2019 году. Главной целью проведения конкурса является выявление и поддержка детей, обладающих незаурядными способностями в области вокального и инструментального исполнительства.
Прослушивания в номинации «Вокальное искусство» проходят в концертном зале Культурного центра Елены Образцовой по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., 65, 3 этаж. Номинация «Инструментальные ансамбли» проводится в Лицее искусств «Санкт-Петербург» по адресу: ул. Доблести, 34.
Подробная информация на сайте: www.obraztsova.com.

19.00 Премьера музыкального спектакля «Я другой такой страны не знаю, где так…». Режиссер – народный артист России Юрий Александров (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» – Галерная ул., 33).
В основу театральной фантазии Юрия Александрова легли два вокальных цикла – «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича и «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина.
«Новая постановка – попытка прикоснуться к противоречивым страницам русской истории и одновременно дань памяти великому ленинградскому композитору Валерию Гаврилину… Я не случайно объединил его имя с Дмитрием Шостаковичем в одном спектакле. Такая пара очень органична, потому что они равновеликие композиторы», – рассказывает Юрий Александров.

Первая часть спектакля – сценическая версия цикла «Из еврейской народной поэзии» Дмитрия Шостаковича, режиссер-постановщик – Татьяна Карпачева. Одиннадцать вокальных номеров превратились в живые лубочные сценки, стилизованные живописью в духе Марка Шагала.
Во второй части будет представлена постановка «Русской тетради». Сам Валерий Гаврилин не раз выражал желание написать произведение специально для Камерного музыкального театра, однако его ранний уход из жизни помешал этим планам. О постановке «Русской тетради» Юрий Александров мечтал давно, и как он сам признается, на создание спектакля его вдохновила трагическая история матери композитора. Клавдия Гаврилина была арестована по ложному доносу и провела несколько лет в лагерях. Впервые оркестрованный цикл станет пронзительным размышлением Юрия Александрова о судьбе русской женщины.

«Для нашего театра – это долгожданная встреча с одним из русских гениев. Его тонкое и лирическое сочинение – драгоценно. С величайшим уважением к композитору мы оркестровали вокальный цикл для певицы и фортепиано, превратив его в театральное произведение. В спектакле раскрывается сложный внутренний мир женщины, на долю которой выпало и испытание войной, и отбывание в местах заключения», – объясняет Юрий Александров.

19.00 450-й показ спектакля «Продавец дождя» Театра Дождей (Молодежный театр на Фонтанке, Малая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Спектакль по пьесе американского драматурга Ричарда Нэша «Продавец дождя» – визитная карточка Театра Дождей. Герои этой лирической комедии, семья Карри, живут на ферме. Их взаимоотношения – тугой узел, который самим развязать уже не под силу. Вдобавок, изнуряющая невыносимая жара и потрескавшаяся умирающая от жажды земля, которой так необходим дождь.
В спектакле заняты: Денис Аксенов, Илья Доля, Тимур Дятчик, Александр Иванов, Иван Кожевников, Яков Культиасов, Андрей Левченко, Александр Маков, Екатерина Никольская, Анатолий Рычагов, Валерий Саломахин, Анастасия Тилина, Роман Федоров, Александр Шведов.
26 марта на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке спектакль «Продавец дождя» будет сыгран в 450-й раз.

27 марта, суббота

13.00 Премьера спектакля «Путешествия Ди и Снея в волшебном мире мюзиклов» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Двое современных детей, оказавшись внутри музыкального мира, попадают в гущу фантастических событий. Они путешествуют из одного мультфильма в другой, встречая своих кумиров. Каждая сказка – новая музыкальная история из жизни любимых сказочных героев. Любовь, опасность, дружба, волнение – оказывается, даже в империи сказок существуют свои сложности. Все это предстоит преодолеть героям, чтобы лучше узнать самих себя. Но в любой сложной ситуации на помощь придет музыка.

17.00 «Наедине с поэтом-стихателем» – вечер памяти Михаила Яснова (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Михаил Яснов (1946 – 2020) – поэт, переводчик, классик современной детской литературы, историк литературы, вдохновитель детских поэтов, педагог.
В Музее Анны Ахматовой выступят друзья и поклонники поэта. Онлайн по видеосвязи с посетителями музея встретятся: Григорий Кружков (Москва), Мария Игнатьева (Барселона) и Андре Маркович (Париж).
Вечер ведет Андрей Чернов.
Вход свободный.

19.00 Спектакль-капустник #ВотЭтоТеатр (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
Ежегодно 27 марта, в Международный день театра, театр «На Литейном» приглашает зрителей на представление #ВотЭтоТеатр. Оно готовится специально к главному театральному празднику и играется только один раз.
Каждый #ВотЭтоТеатр имеет свою тему: «за кадром» театра, юбилейные встречи с корифеями сцены, актерские байки.
Капустник в День театра – отличный повод посмеяться над собой, пошутить над коллегами по творческому цеху, подойти с юмором к модным трендам современного театра, пофантазировать над типичными расстановками «артист – режиссер» и «артист – зритель». А зрители смогут заодно заглянуть в репетиционный зал и увидеть фрагменты будущих премьер. Сценарий этого вечера соберет все, что волнует сегодня театрального актера или поклонника Мельпомены. Интермедия, танец, песня, пантомима – разножанровые «капустные» номера наполнят сцену, точно разноцветное конфетти.
Режиссеры – Сергей Морозов, Иван Рябенко.

28 марта, воскресенье

17.00 Презентация проекта «Живой журнал Марины Цветаевой» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
ЖЖМЦ – «Живой журнал Марины Цветаевой», проект Валентины Ботевой (Донецк – Ивано-Франковск), состоящий из постов и комментариев от имени многих поэтов, писателей, политиков Серебряного века – с визуальным оформлением, имитирующим Живой журнал. Реплики в ЖЖМЦ частично взяты из стихотворений, дневников, писем, мемуаров, критики. Они иногда воспроизведены буквально, иногда преобразованы.

Значительное место занимает пикировка Ахматовой с Цветаевой и Гумилевым. У каждого из персонажей свой стиль поведения, свой имидж, сложившийся в культуре, и своя особенная речь. Стилизация сочетается с игровым анахронизмом, например, футурист Маяковский пишет комменты на языке будущего – «олбанском» языке. Среди многочисленных собеседников есть носитель здравого смысла – Клара Ц. (Клара Цеткин), которая критикует поэтические условности и удивляется странностям русского языка.
ЖЖМЦ – это своеобразный путеводителем по Серебряному веку. В то же время он дает понять, насколько сочетание интимности и публичности, свойственное общению в социальных сетях, соприродно поэзии. Перенесение поэтического высказывания в бытовой контекст во многом позволяет почувствовать различие между обиходной речью и поэтической.
Проект представит Людмила Зубова.

29 марта, понедельник

19.00 Вечер камерной музыки «Бетховен» (Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии – Невский пр., 30).
В этот вечер в Малом зале филармонии будет звучать музыка Людвига ван Бетховена – композитора, творчество которого безусловно является величайшим явлением мировой музыкальной культуры. При составлении программы артисты руководствовались желанием максимально полно, насколько позволяет формат одного концерта, познакомить слушателей с творческим портретом классика. Известные петербургские музыканты Анна Шакина, Игорь Золотарёв, Алексей Богорад и Дмитрий Хрычёв исполнят его камерные сочинения в различных составах – от дуэта до квартета. Высочайший профессионализм каждого музыканта, идеально выстроенный ансамбль, безупречный стиль исполнения – всё это по достоинству смогут оценить истинные поклонники Бетховена.

В программе произведения Бетховена:
– Соната № 2 для виолончели и фортепиано;
– Рондо соль мажор для скрипки и фортепиано;
– Струнное трио № 3 до минор;
– Фортепианный квартет ми-бемоль мажор.

30 марта, вторник

19.00 Сильфида. Балет Августа Бурнонвиля на музыку Хермана Левенскьольда (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
«Сильфида» была создана в 1832 году хореографом Филиппом Тальони для его дочери, Марии Тальони, и стала одним из главных спектаклей ее жизни, открывшим ей путь к признанию, сделавшим ее имя легендарным. В этом балете она впервые поднялась на пуанты не ради удивления публики, а во имя художественной идеи: едва касаясь сцены кончиками пальцев, она создавала образ девы воздуха, зовущей прочь от земли, от прозы быта.

Воздушность ее танца подчеркивал и костюм: летящий газовый тюник создавал ощущение невесомости, а белый цвет открытого платья подчеркивал свободу от земных страстей. Танец населявших фантастический мир небесных подруг Сильфиды был начисто лишен бытовых примет. Тогда как танцевальные характеристики персонажей реального мира – шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы — строились на основе народной хореографии. Манящему, прекрасному миру мечты, воспетому классическим танцем сильфид, хореограф противопоставлял и мрачный гротеск сцены шабаша нечисти: вокруг кипящего котла плясали ведьмы, вампиры, козлоногие карлики, гномы и джины. Из этого котла колдунья Мэдж извлекала роковой шарф — она была призвана разбить мечту романтического героя, устремившегося за прекрасным видением. По законам романтизма идеал недостижим: едва герой, пожелав остановить мгновение и обладать неуловимым, накидывал на плечи Сильфиды шарф, она умирала. Вдохновленные успехом первой «Сильфиды», многие хореографы создавали свои версии этого романтического балета.

Младший современник Тальони, датский хореограф Август Бурнонвиль у себя на родине поставил свою «Сильфиду», варьировавшую тот же сюжет, повторявшую отдельные сцены шедевра Тальони, но сочиненную на другую партитуру — Хермана Левенскьольда (тогда как Сильфида Тальони танцевала на музыку Жана Шнейхоффера). Датчане сохранили тот спектакль, и именно он лег в основу постановки «Сильфиды» в Мариинском театре.
Спектакль идёт с одним антрактом.

31 марта, среда

19.00 Демественная литургия Александра Гречанинова (Государственная академическая капелла – наб.Мойки, 20).
Демественная литургия Александра Гречанинова – одно из самых ярких и интересных произведений в наследии русской хоровой музыки. Композитор создал уникальное звучание, введя в православную литургию симфонический оркестр и орган. Сугубая ектения из Демественной литургии широко известна во многом благодаря ее записи на пластинку Федором Шаляпиным.
Александр Тихонович Гречанинов (1864–1956) является одним из величайших композиторов эпохи Серебряного века, ярчайшим представителем так называемого «нового направления» русской духовной музыки. Сам Гречанинов называл свой стиль «симфоническим». В 1917 году он написал Демественную литургию. Изначально она была задумана как камерное произведение для домашнего музицирования. В 1918 году Гречанинов создал новую редакцию Литургии для тенора, струнного оркестра, органа, арфы и челесты, а в 1923 году ввел в партитуру хор и дописал несколько номеров. Демественная литургия не укладывалось в рамки канонов русской духовной музыки. Необычность этого произведения у многих вызвала неприятие.
Премьера состоялась 25 марта 1926 года в Париже, с участием знаменитого хора под управлением Николая Афонского. Демественная литургия неоднократно исполнялась как в Европе, так и в Америке. В России Демественная литургия ждала своего часа семьдесят лет. Ее вторая премьера состоялась в исполнении Хора любителей пения Санкт-Петербурга и Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением Елизаветы Кудрявцевой.

 

 

Уважаемые читатели портала «Русская Культура»!
В «Календаре событий» возможны поправки и дополнения.
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com