Древо жизни Каменного века

Гёбекли-Тепе – нагорный храмовый комплекс в верховьях реки Евфрат вблизи города, в античности называвшегося Эдесса, на юго-востоке современной Турции. Возраст комплекса почти 12 тысяч лет, он древнее Иерихона и египетских пирамид.

Раскопанный пока лишь на 5%, комплекс представляет собой круги до 300 метров в диаметре, выложенные из прямоугольных каменных глыб в 15 метров высотой. Из глыб поднимаются десятки гигантских Т-образных колонн, вырезанных из известняка, весом до 50 тонн и от 3 до 5 метров в высоту. Колонны украшены искусной резьбой, на них изображены лисы, змеи, кабаны, львы, журавли, коршуны и другие птицы, животные и насекомые.

Эти древнейшие сооружения у истоков Тигра и Евфрата ученые относят к объектам, чье назначение до сих пор доподлинно не известно. Хотя некоторыми из них высказано осторожное предположение, что это культовые сооружения в честь плодородия.

Позволено будет мне, горячо увлеченному дилетанту, высказать собственные версии. А именно: круги с воткнутыми в них грибовидными каменными монолитами символизируют женское лоно с внедренными в него фаллосами. Это древнейшее изображение зарождения жизни. Не только отдельно взятой жизни: на столбах виден весь окружающий живой мир.

Итак, явлено древнейшее культовое изображение сакрального соития как основы возникновения и продолжения Жизни. Вот и на рисунке-реконструкции Храма он напоминает матку в почти анатомически точном её изображении. Это чрево, утроба, лоно.

Рисунок-реконструкция комплекса Гёбекли-Тепе, IX тысячелетие до н. э.

Раскопки и объекты в Гёбекле-Тепе, IX тысячелетие до н. э.

В Эрмитаже в разделе первобытной культуры меня поразила среди прочего пластина эпохи палеолита с условным названием «пряжка». На пластине изображен черной краской полый круг в виде то ли головы растения, то ли водоплавающего существа, а, может, человека. Но главное – круг снабжен идущими вниз длинными извивающимися корнями, словно пуповиной. То есть человек уже 20 – 30 тысяч лет назад осознал роль корней и корневых связей. Отсюда – осознал роль земли, ее жизнеобразующей роли. Переход к земледелию и культ Земли и плодородия был неизбежен.

Культ этот в Гёбекле подтверждают найденные вблизи кругов фигурки мужчины и женщины. Женщина свои ладони держит на голых грудях (млекопитательница!), мужчина поместил руки на свой также обнаженный воспроизводящий орган, а детородный этот орган как раз точь-в-точь в той же грибообразной позиции, что и каменные столбы! Впрочем, каменных венер с характерными огромными животами и грудями можно видеть, например, в музее Истории религий у нас в Петербурге, а выкопаны они в русских городах и возраст их, как значится в табличках, более 20 тысяч лет.

Также найдена в Гёбекле-Тепе фигурка мужчины без рук и ног и с условной головой, зато с большой детородной шишкой внизу живота. Стилизованный одушевленный фаллос! Таким образом, всё говорит о культе плодородия в загадочных строениях Гёбекле. А ведь эта фигурка – старый знакомый! Мне приходилось записывать на Урале древнюю сказку о некоем существе, обозначенном просто ОН, – без лица, живущем где-то в лесу, куда нельзя проникать и ни в коем случае нельзя ЕГО видеть – опасно! – девушкам. Ясно, кто этот ОН – вечный, неназываемый сакральный мужской орган. В том же значении употреблялись вплоть до ХХ столетия обрядовые русские куклы — длинные белые тугие жгуты без головы и конечностей, воспроизводящие детородный орган и вручавшиеся, по-видимому, при заключении брака в целях обеспечения продолжения рода – оберег мужской силы жениха.

Исследователи отмечают большое количество изображений змей среди животного мира на т-образных столбах комплекса. Предполагаю: змеи также играют сакральную роль как символ жизнетворящего фаллоса. На это намекает и характер таинственных изображений: змея на голове известняковой скульптуры – верховное место! Быть может, уже в период неолита змея воплощала мудрость. Была значима её способность возрождаться, сбрасывая кожу. На заре цивилизации возникла сакральная символика Змея, известная во многих культурах (наш Змей-Горыныч). Таким образом, нам явлен высочайший уровень обобщения и символизма, ничуть не уступающий современному!

Итак, мы предположили, что в Гёбекле-Тепе существовал культ фаллоса и соития как священной основы жизни. Здесь, в руинах древнейшего каменного храма, на столбах и стелах совсем не случайно вырезаны в камне разнообразные животные, птицы, насекомые, рептилии – целый мир, заселенный живыми существами. Делаем вывод: столбы являют прообраз Древа жизни и зарождение культа Матери-Земли.

С развитием земледелия взрыхляющие мать-землю орудия не случайно станут символизировать мужские половые органы. В фольклоре всех земледельческих культур пахота приравнивается к половому акту вплоть до конца ХХ века.

Итак, «каменное соитие» в Гёбекле-Тепе являет картину сотворения жизни и всего мира от земли до небес. Звучит фантастически, но сопоставим его с Древом жизни современных индоевропейских народов: деревянными кругами с вертикалью древа жизни в центре. В славянской мифологии на его вершине сидит птица[1].

В первоначальном культе Матери-Земли ведущая роль, по-видимому, принадлежала мужчине, его дающему жизнь органу. Характерно, что многочисленные изображения лисиц на столбах – в основном лисы, особи мужского пола. Об этом в заметках о раскопках сообщается походя, в скобках, а между тем не говорит ли этот факт о приоритете именно мужского рода над женским? Только уже при окончательном переходе к земледелию на первый план выходит рождающая злаки Мать-Земля.

Известно, что именно в регионе современной Турции произошло в период неолита окультуривание пшеницы, зарождение земледелия и всей великой земледельческой культуры. Если принять изложенную нами выше версию, получается: еще до перехода к земледелию животворящая Мать-Земля уже почиталась священной. Культ Матери-Земли возник ещё до освоения земледелия – в мегалитический период. Это, кажется, новый нюанс в теории возникновения религиозных культов и всей индоевропейской цивилизации…

 

Спираль – код мироздания

Обратимся к могучему символу мироздания – спирали. Уже на заре человеческой цивилизации изображение спирали встречается в различных культурах. Артефакты периода палеолита 40 – 20 тысяч лет до нашей эры содержат этот бессмертный рисунок. Быть может, это результат только лишь наблюдений над природой, но можно предположить за этим настойчивым изображением на различных предметах определенную идею, пусть еще не до конца оформленную.

Спираль видим и в Гёбекле-Тепе. Вглядимся еще раз в картину-реконструкцию городища: оно напоминает каменный цветок, оно же – дающее жизнь вместилище, оно же – спираль. Просто рисунок – или поразительно ранняя идея круговорота бытия, вечного возвращения всего и вся «на круги своя»? Тысячи лет назад люди нашли код жизни, отраженный в самых различных природных образованиях – от улитки до галактик.

В знаменитом кладе Приама, который раскопал Шлиман в вожделенной, вымечтанной им Трое (чем бы она ни оказалась на самом деле) находим золотые украшения в виде спиралей. Вот среди них золотая пектораль (нагрудное украшение), вот предметы царского туалета с изображениями спирали. Таков великолепный золотой браслет, являющийся не только красивой вещью, но символом могущества фараона, причастного к основам бытия и к высшей власти. Перед нами явно браслет властителя!

Золотая пектораль (ч/б)

А вот великий царь Ассирии, чья голова украшена кудрями-спиралями – признаком богоподобного существа. Мы лицезрели его на выставке в Эрмитаже, куда из Британского музея привезли многотонные каменные стелы древнего Востока. И что примечательно: рисунок золотого браслета из античного клада Приама полностью совпадает с рисунком кудрей ассирийского царя. Вот тщательно вырезанные спиралевидные завитки его кудрей на голове и в бороде, на браслетах и даже на попоне царского коня. Поразительно: в гробнице Тутанхамона на золотых изделиях видим в точности такую же спираль, как на золотом браслете из Трои. Полное совпадение орнаментов сакральных объектов Древнего Египта, семитской Ассирии и античной Трои говорят о тесных связях древних государств.

Где только мы не найдем вечносущей спирали! Скажем, кобанская культура 3-го тысячелетия до нашей эры на территории современной Осетии – буквально начинена спиралями различного размера и вида: браслеты, подвески, застёжки-фибулы.

Браслет. Бронза. Кобанская культура. Эрмитаж

Предметы быта различных частей света украшаются спиралями, благополучно дожившими до наших дней. Ведь вот и залы Эрмитажа украшены этим бессмертным рисунком-символом; великолепны потолки Золотого зала в сияющих спиралях и завитках!

Пройдясь по Эрмитажу, рисунков в виде спиралей вы встретите бесконечное множество от пола до потолка. Загляните на выставку «Художественные кожи в Старой Европе», посмотрите на портрет Людовика ХIV работы Лемуана: кудрявая голова монарха вся в кудрях-спиралях, словно у древних восточных царей. Причем завитки четко выписаны, явно подчеркнуты.

Да и весь наш Петербург украшен лепниной и решетками с рисунком в виде вечных спиралей. Завитки, завитки… Мы это слово уже почти забыли, а ведь еще наши деды пели – «Вейся, вейся, капустка»… и прочие старинные хороводные песни. Хороводы завивались не зря, они являли собой важнейший мирообразующий символ. Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие движения солнца. Хождение за солнцем – «пòсолонь» берет свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу Солнца, – Яриле. Шире – хороводы символизировали ту же самую священную спираль – строение мира с его вечным круговращением. И на украшениях – завитки, как на этой древнерусской фибуле.

С детства помню присказку: вихры на головке новорожденного – к счастью. А что такое эти вихры? Не те же ли спирали! Так протягиваются нити от каменного века с его спиралями по всему миру… Золотые спирали видим в роскошных интерьерах дворца Потала в Лхасе – резиденции далай-ламы.

Близки по смыслу к идее спирали – лабиринты. Они встречаются повсюду: в Древнем Египте, Сирии, Древней Греции. Их находят в раскопках кельтских курганов. Они символизируют круг жизни с поисками выхода. Способность человека к абстрактному мышлению – уникальное свойство homo sapiens, присущее с незапамятных времен и отличающее нас ото всех иных живых существ на земле…

Золотой браслет из клада Приама. Троя. Слой IIg. Клад F. 2400–2200 до н. э.

Царь Лагаша Гудеа. 21422122 до н. э. Его головной убор в точности воспроизводит спиралевидный рисунок царского золотого браслета из клада Приама.

Интерьеры дворца Потала, Лхаса

 

Лестница. Восхождение

Ступени – зримый образ восхождения. На этой идее основаны пирамиды, мавзолеи, зиккураты. На стеле с изображением царя Вавилона – многоступенчатое облачение, символ степеней восхождения, на голове царя – шляпа в виде зиккурата. Конечно, хорошо бы рассмотреть в натуральном виде эту знаменитую стелу из базальта с текстом на аккадском языке, хранящуюся в Лувре, с кодексом законов царя Хаммурапи.

Рассмотрим зиккурат в Уре, городе-государстве древнего шумерского царства IV тысячелетия до нашей эры. Ступени зиккурата – символ восхождения к вершине мудрости и бессмертия. (Не странно ли видеть сегодня подобный зиккурат, наш Мавзолей на Красной площади в Москве?..) Интересно, что бог мудрости Древней Месопотамии изображен также в головном уборе в виде своеобразной пирамиды. Тут видим еще и другие сложные орнаменты и фигуры, до сих пор до конца не расшифрованные.

Священные сооружения в разных частях света полны символических (не функциональных) лестниц. Во дворце Потала – резиденции далай-ламы в столице Тибета Лхасе, наряду с лестницами, ведущими к башням дворца, видим и лестницы как часть архитектурного декора, выражающую идею восхождения к мудрости и святости.

Та же идея восхождения лежит в основании лестниц перед древним храмом Пачакамак в Перу. Образ Лестницы известен из Библии: это лестница в Небо из сна Иакова, по ней восходили и спускались ангелы. И сегодня старообрядческие лестовки – от древнерусского лествица (лестница) – символ духовного восхождения; «бобочки» лестовки верующие перебирают, ведя счет молитвам. Во Франции, в Лаоне бережно сохраняются витражи готического собора. Среди изображений – Философия с лестницей перед грудью – символом пути к Знаниям. Всё те же знаки и чувства…

Храм Пачакамак, Перу, 100 г. до н. э – 650 г. н. э.

Царский дворец и буддийский храмовый комплекс Потала, Лхаса, Тибет

Поль Гюстав Доре. Сон Иакова, 1877

Русские могилы вызывают сложные и таинственные ассоциации. Сделаю смелое сопоставление: древко креста над холмиком – символ Древа Креста Господня – это чудно преображенный круг с воткнутым в него вертикальным столбом, что и тысячи лет назад в том же храме Гёбекле-Тепе. Символ Древа Жизни. Жизни в потустороннем мире. Не зря говорится «вечный» покой…

Человеческая мысль на разных концах мироздания работала сходно, развивалась по единым законам. Гениальный уровень абстрактного мышления древних, умение выразить его в конкретных символах: ритуалах, амулетах, иероглифах, изобретение письменности – вызывает восхищение. Основы мироздания были угаданы десятки тысяч лет назад. Уже тогда мысль человека обладала могучей способностью к абстрактному мышлению и прозрениям.

«Может быть, душе станет первобытно-легко» – обмолвился в своем дневнике «Распад атома» страдающий в эмиграции Георгий Иванов. Но было ли душе когда-либо – а особенно на заре цивилизации – первобытно-легко? Ей, уже познавшей круговорот бытия и мучительные усилия восхождения к вершинам, видящей суровость своих страшных богов, требующих бесчисленных поклонений и жертв, ей, выпрашивающей милостей усилиями грандиозных строек… или экстазно славящей дарующих жизнь? Кому поклонялась она, коллективная душа человечества, воздвигшая лес колонн древних святилищ? Доподлинно это мы никогда не узнаем…

 

***

Искусство ХХ века на новом витке истории возвращает нам богатую интуицию предков, их первозданную способность к иррациональному, обобщениям и могучим символам. На открывшейся в марте 2020 в Эрмитаже выставке «Завоевание иррационального» усваиваем красноречивые строки Сальвадора Дали, фиксирующие его задачу: «с наибольшей силой и точностью материализовать образы конкретной иррациональности». Прежде эту задачу блистательно выполнил Казимир Малевич – «Чёрный квадрат»! Представленные на выставке иллюстрации С. Дали к произведениям Данте, Гёте, Сервантеса, Аполлинера, Лотреамона и других гениев ХХ века демонстрируют возможности утонченных ассоциаций абстрактного искусства, рождающих мощные философские обобщения. Можно говорить и о многих других художниках…

Густав Климт. Древо жизни. 1905–1909, Австрийский музей прикладного искусства, Вена

 

Примечания

[1] В Эрмитаже в зале Античности на краснофигурных вазах можно видеть отдельно стоящие столбы с птицами на вершинах. Этот мотив важен, как и наидревнейшие истоки фаллических мотивов античности, начало которых положено, принимая трактовку столбов Гёбекле-Тепе, еще в каменном веке.

 

В заставке использована фотография фрагмента рельефа конной охоты царя Ашшурбанипала (Ниневия, Ассирия, 645–635 г. до н. э.), Британский музей

© О. Щербинина, 2020
© НП «Русская культура», 2020