ПОДЕЛИТЬСЯ

12 февраля, среда

18.30 Поэт и переводчик Григорий Кружков представит книгу «Море и жаворонок» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Книга «Море и жаворонок», вышедшая в издательстве Ивана Лимбаха в 2019 г., представляет собой антологию европейской поэзии периода с XVI по XX вв. В нее вошли крупнейшие поэты Старого и Нового света: Джон Донн, Джон Китс, Уильям Шекспир, Льюис Кэрролл, Уильям Йейтс, Эмили Дикинсон и другие. Эта книга суммирует полувековую работу известного поэта и переводчика Григория Михайловича Кружкова – профессора РГГУ, почетного доктора университета Тринити-Колледж (Ирландия), члена Шекспировской комиссии РАН.
Встречу ведет Михаил Яснов.

20.00 Концерт Симфонического оркестра и хора Михайловского театра. Дирижер — Александр Ведерников (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

Музыканты представят программу из вокально-симфонических сочинений Сергея Рахманинова. Солисты: Анастасия Москвина (сопрано), Гиорги Стуруа (тенор), Борис Пинхасович (баритон).
«Продолжается цикл филармонических концертов, которые мы с музыкантами Михайловского театра начали в декабре», – говорит главный дирижер и музыкальный руководитель театра Александр Ведерников. – В феврале мы предложим слушателям программу-антологию, объединяющую вещи, которые Рахманинов написал в кантатно-ораториальном жанре. Хотя три сочинения прекрасно укладываются в один концерт, вместе их исполняют нечасто. Между тем это редкая возможность проследить, как развивался хоровой и оркестровый стиль Рахманинова, как менялся занимавший его круг образов».

13 февраля, четверг

18.00 Презентация альбома-каталога «Несбывшийся Петербург. Архитектурные проекты начала ХХ века» (Иоанновский равелин Петропавловской крепости, конференц-холл).

В конце 2019 года Государственный музей истории Санкт-Петербурга выпустил в свет новый альбом-каталог «Несбывшийся Петербург. Архитектурные проекты начала ХХ века» (автор-составитель Л. А. Кирикова). Издание подготовлено по материалам одноименной выставки, проходившей в сентябре 2018 – январе 2019 года в Петропавловской крепости.
В альбоме-каталоге опубликована проектная графика из собраний Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Государственного мемориального музея А. В. Суворова и Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева.
Петербург принято считать законченным произведением градостроительного искусства. Между тем в конце XIX – начале XX века существовало немало проектов переустройства городской среды, которые в случае их реализации могли бы кардинально изменить привычный облик старого Петербурга. В издании можно познакомиться с наиболее интересными нереализованными проектами петербургских зодчих, вызвавшими в свое время большой общественный резонанс и бурную полемику на страницах периодической печати.
Среди них проекты здания Государственной Думы на Марсовом поле, стадиона в «русском стиле» на 30 тыс. человек на Ватном острове, грандиозного Концертного зала в акватории Невы на насыпном продолжении Стрелки Васильевского острова, Военно-исторического музея на Таврической улице, застройки острова Голодай.
В каталог вошли проекты градостроительного преобразования Петербурга, первые проекты метрополитена, планы по засыпке Крюкова и Екатерининского каналов с прокладкой по их трассе новых улиц.
Наряду с дореволюционными работами в каталоге представлены нереализованные проекты советского времени: колоссальный 400-метровый памятник Ленину архитектора В. А. Щуко и знаменитая Башня III Интернационала В. Е. Татлина, которые в разное время предполагалось установить на Троицкой площади рядом с Петропавловской крепостью.
В презентации примут участие: автор-составитель альбома-каталога «Несбывшийся Петербург», старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Людмила Александровна Кирикова; профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, историк архитектуры Владимир Григорьевич Лисовский; научный редактор альбома-каталога «Несбывшийся Петербург», историк архитектуры Борис Михайлович Кириков.

18.00 «Доверенный летописец эпохи: Столетие Александра Солженицына в России и мире» – встреча памяти Александра Солженицына (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).

13 февраля в Музее Достоевского состоится встреча с Еленой Савельевой и Галиной Тюриной, сотрудниками Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Речь пойдет о сохранении наследия писателя сегодня, новых изданиях его произведений, музеях и памятных местах в России и за рубежом. Будут показаны редкие фотографии, репродукции архивных материалов, а также видеоролик, составленный из фрагментов кинохроники 1970-х годов, не известных отечественному зрителю.
Вход по регистрации: https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/1245945/

18.30 Презентация книги Михаила Ефимова «D.S.M./Д. П. Святополк-Мирский: Годы эмиграции, 1920–1932» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Книга Михаила Ефремова посвящена выдающемуся историку литературы и литературному критику кн. Дмитрию Петровичу Святополк-Мирскому (1890–1939) в период его эмиграции (1920–1932).
Впервые в российской филологической науке представлен систематический аналитический обзор главных трудов Святополк-Мирского по истории русской литературы, написанных по-английски, а также описана эволюция его литературно-критических и литературно-теоретических взглядов.
Книгу представит автор Михаил Ефимов.

19.30 Петербургская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).

13, 15 и 24 февраля в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева состоится петербургская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова. На сцену Мариинского-2 перенесут постановку Национального театра в Праге, премьера которой состоялась в октябре 2019 года.
Решение о переносе спектакля возникло не случайно – Щедрина связывают с Мариинским театром давняя дружба и сотрудничество, а «Лолита» – единственная опера композитора, которая пока полностью не звучала на этой сцене. В пользу пражской постановки был и выбор либретто на русском языке (оригинальное либретто композитора), и приглашение на титульную партию одной из главных исполнительниц щедринского репертуара в Мариинском Пелагеи Куренной.
Режиссер Слава Даубнерова в своей постановке не отступает от набоковского сюжета, лишь немного смещая время действия в 1960 – 70-е годы.

20.00 V Фестиваль кино Вышеградской четверки (Киноцентр «Великан Парк» – Александровский парк, 4/3).

Киноклуб «Синемафия» представляет V Фестиваль кино Вышеградской четверки, который пройдет с 13 по 16 февраля в киноцентре «Великан Парк». Вход на все показы бесплатный.
Откроет фестиваль на правах страны-председателя Вышеградской группы этого года Чехия с искрометной семейной комедией в лучших традициях чехословацкого кино «Папина „Волга“» режиссера Иржи Вейделека. «Папина „Волга“» стала фаворитом знаменитого Фестиваля чешской кинокомедии в Нове Место-Над-Метуи в 2018 году, получив сразу две самые значимые награды за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Словакия в этом году представит социальную драму Мартина Шулика «Цыган» о непростой жизни 14-летнего Адама в цыганском поселке. Картина была выдвинута от Словакии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 2012 году.
Венгрия представлена на фестивале военной драмой «1945» режиссера Ференца Тёрёка. Эта картина об исторической ответственности, коллективной вине и невозможности ее искупления была показана в рамках спецсекции «Панорама» 67-го международного Берлинского кинофестиваля, где была удостоена Приза зрительских симпатий.
Завершит фестиваль психологическая драма от Польши «Сладкий конец дня» режиссера Яцека Борцуха с легендой польского кино Кристиной Яндой в главной роли. Картина участвовала в программе фестиваля «Сандэнс» в 2019 году, где Кристина Янда была удостоена Специального приза за достижения в актерском искусстве.
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Бесплатный вход на все сеансы строго по предварительной онлайн-регистрации. Подробности на сайте cinemafia.ru.

14 февраля, пятница

Начало работы выставочного проекта «Лаборатория будущего: Кинетическое искусство в России» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).

Петербургский «Манеж» совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем представляют выставочный проект «Лаборатория Будущего: Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых направлений в современном искусстве кинетизму. Экспозиция покажет широкую панораму развития кинетизма в России в 1960 – 70-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.
Наравне с научным авангардом, художники-кинеты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие вопросы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность определяли актуальную художественную проблематику того времени.
Художники не только искали новые формы воплощения своих творческих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды.
Таким образом, кинетизм являлся не просто направлением в истории искусства, но своеобразной лабораторией, в которой художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, во многом является частью нашей повседневной жизни.
На выставке в «Манеже» будут представлены работы известных художников-кинетов, создавших основной комплекс произведений в 1960 – 1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов. Выставочный проект будет состоять из четырех тематических разделов: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии».
Экспозиция включит в себя все разнообразие форм и жанров кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты — всего около 400 экспонатов.

18.00 Премьера спектакля «Анна Каренина» (Санкт-Петербургский театр «Мастерская», Малая сцена – ул. Народная, 1).

Режиссер Алексей Янковский ставит пьесу Клима по роману Толстого «Анна Каренина». Это не инсценировка, это скорее сценические размышления о романе и на темы романа, взгляд на него сквозь художественную призму всего двадцатого века. Клим на основе романа рассказывает о том, что из любви не выходят живым: или мертвым, или бессмертным.
В спектакле заняты: Кристина Бойцова, Андрей Емельянов, Фёдор Климов, Максим Студеновский, Евгения Аладьина, Анастасия Стебнева, Юлия Нижельская, Андрей Аладьин.
Художник спектакля – Татьяна Артамонова, балетмейстер – Юрий Васильков.

19.00 Гала-концерт воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана (Детский театр танца Бориса Эйфмана – ул. Введенская, 3).

14 и 15 февраля на сцене Детского театра танца Бориса Эйфмана пройдет гала-концерт воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана. В первом отделении зрители увидят третий акт классического балета «Пахита». Во второй половине вечера будет исполнена одноактная постановка Бориса Эйфмана «Мусагет» – посвящение выдающемуся хореографу XX века Джорджу Баланчину. В программе примут участие солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

19.30 Показ спектакля театра «Светотень» «Про того, кто “Про это”» (Театр «Особняк» – Каменноостровский пр., 55).

14 февраля на сцене театра «Особняк» театр «Светотень» представляет спектакль «Про того, кто “Про это”». Режиссер Алла Масловская создала своеобразный портрет Владимира Маяковского, основанный на поэме «Про это», на неотправленных письмах поэта к Лили Брик и ее воспоминаниях и письмах.
В спектакле ярко отражена известная всем страсть Маяковского к словотворчеству, его желание «раскрепостить» язык. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Именно поэтому и возникло новое название жанра, определяющее суть этого спектакля.
В спектакле заняты Владимир Ярош и Наталья Митрофанова.

20.00 Театральное дефиле Валентина Юдашкина «Еще раз о любви» (Александринский театр – пл. Островского, 6).

14 февраля на сцене Александринского театра будет представлен уникальный проект «Еще раз о любви». Масштабное театрализованное дефиле объединяет искусство народного художника России, модельера Валентина Юдашкина и шедевры музыкального театра.
Артисты Мариинского театра, солисты и оркестр театра «Санктъ-Петербургъ Опера» исполнят сольные партии, арии и дуэты, сцены и фрагменты из спектаклей золотого фонда оперной и балетной классики. Ведущей темой вечера станет любовь. История «Ромео и Джульетты» прозвучит в драматической симфонии Гектора Берлиоза и в опере Шарля Гуно, будут исполнены фрагменты из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и из оперы Джакомо Пуччини «Богема», оперы «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи, фрагменты из балетов «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Дон Кихот» Людвига Минкуса, жанр оперетты будет представлен «Сильвой» Имре Кальмана.
В программе также участвуют молодые артисты Александринского театра.

19.00 Концерт «Rock About Love» (Akakao Live Music Club – Набережная канала Грибоедова, дом 7 (вход в арку).

Зрителей ждет невероятное сочетание рок-хитов и классических инструментов в исполнении квартета виолончелистов «The cello quartet» под руководством Ильи Елинсона.
На День Всех Влюбленных музыканты приготовили особенную программу. Самые пронзительные рок-баллады всех времен, нестареющие хиты и просто любимые песни в академическом переосмыслении.
Билеты можно приобрести по ссылке: https://vk.cc/adNJbI

22.00 Открытие Международной ярмарки современного изобразительного искусства «Понаехали!» (Конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» – Петербургское шоссе, 64/1).

С 14 по 23 февраля в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» пройдет выставка «Понаехали!», в которой 300 художников из 15 стран и 45 городов России представят свои работы на самом большом арт-салоне. Гостей ждет графика Андрея Макаревича для Императорского фарфорового завода, скульптура Винеры Абдуллиной, Альфиза Сабирова и Юрия Фирсова, живопись Романа Ляпина, Андрея Белле, Бато Дугаржапова, Латифа Казбекова, Александра Кондурова, коллективные стенды художников стран Африки и Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium из Эстонии, картины Яны Брабенец (Чехия) из кожи, картины из меди Малхаза Имедошвили (Грузия), роспись по шелку Жамсо Очирова (Израиль), а также работы из коллекций трех десятков галерей, среди которых Form & Bronze, Kasugai, «Мастер» и другие.
В рамках выставки можно будет посетить фестиваль нонконформистского искусства от Арт-центра «Пушкинская-10» и зону артефактов популярной и гик-культур ARTEFAKT.
14 февраля вход на выставку только по пригласительным.
Подробности на сайте: https://ponaehali.spb.ru/visitors/

15 февраля, суббота

12.00 Городской смотр-конкурс любительских хореографических коллективов организаций культурно-досугового типа Санкт-Петербурга «Весна сорок пятого года» (Концертный зал культурно-досугового центра «Московский» – Московский пр., 152).

В рамках Городского фестиваля «Салют Победы», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Дом народного творчества и досуга проводит Городской смотр-конкурс любительских хореографических коллективов организаций культурно-досугового типа Санкт-Петербурга «Весна сорок пятого года».
В конкурсе примут участие более 700 хореографических исполнителей из 48 коллективов культурно-досуговых учреждений Санкт-Петербурга.

16.00 “Love is” – концертная программа City Music Band (Концертный зал Российской национальной библиотеки – наб. Фонтанки, 36).

Музыкальные новеллы о любви прозвучат в исполнении City Music Band – солистов ведущих петербургских оркестров, лауреатов международных и российских конкурсов.
Автор аранжировок мировых хитов, звучащих в программе “Love is” – петербургский композитор, пианист, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель проекта Ирина Вакуленко.

20.00 Джазовый вечер Эвелин Гленни и Шотландского импровизационного трио HLK (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

В Петербурге шотландское трио, объединяющее ярких, независимо мыслящих музыкантов, представит джазовую программу вместе с Эвелин Гленни – обладательницей Grammy, сотрудничавшей с Бьорк и Стингом, Георгом Шолти и Леонардом Слаткиным, Мюрреем Перайей и Эммануэлем Аксом.
Потеря в детстве слуха не помешала Эвелин Гленни стать исполнительницей на ударных инструментах с успешной сольной карьерой. Специально для Эвелин Гленни написано более 200 сочинений для ударных соло, в числе их авторов – ведущие мировые композиторы. Она – обладательница более сотни международных наград, в том числе – Polar Music Prize, офицер и кавалерственная дама Ордена Британской империи.
Концерт трио HLK и Эвелин Гленни является частью программы Года музыки Великобритании и России, которая проводится Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.

16 февраля, воскресенье

12.00 Лекция из цикла «Вечное возвращение. Фигуративное искусство Западной Европы и США в XX в.» (Лекторий в Главном штабе – Дворцовая пл., д. 6/8).

XX в. в истории искусства начался с радикальных экспериментов. Казалось, что дни фигуративного искусства сочтены, но интерес к нему вернулся очень скоро. Каким оно стало в XX в., как изменилось под влиянием авангарда, какие новые возможности для себя обнаружило?
Лектор: сотрудник Научно-просветительного отдела Вероника Борисовна Губина.

12.00 Авторская экскурсия «Любви прекрасные мгновенья» (Некрополь мастеров искусств, Некрополь XVIII века, Лазаревская усыпальница – пл. Александра Невского).

Прогулка по старинным некрополям с рассказом о романтических историях из жизни императорского Петербурга.
Среди героев экскурсии: крепостная актриса Прасковья Жемчугова и граф Николай Шереметев; фаворит императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I, Алексей Охотников; княгиня Евдокия Голицына; жена Пушкина Наталия Гончарова; чета Достоевских; супруги Куинджи; художница Анна Остроумова-Лебедева и академик Сергей Лебедев. А также многие другие, память о которых хранят музейные Некрополи.
Экскурсию ведет Ольга Юрьевна Заякина.
Необходима предварительная регистрация по ссылке: https://forms.gle/9ahTnMXTAzSNtNMXA или по телефону: 717-17-16.

18 февраля, вторник

20.00 Творческий вечер Андрея Звягинцева «Сценарии жизни / Киносценарии» (клуб «Морзе» – Кожевенная линия, 40).

Режиссер поговорит со зрителями о своем творчестве, об искусстве кино, представит книгу сценариев своих кинофильмов, которые впервые собраны под одной обложкой. Тексты в книге сопровождаются комментариями, режиссёрскими пометками, рисунками раскадровок. Эти материалы дают возможность проследить и «увидеть» процесс от появления истории до создания кинофильма. Последний фильм режиссера «Нелюбовь» (2017), как и предыдущие киноработы, получил премии и призы многих международных кинофестивалей. Недавно журнал Rolling Stone включил единственную российскую картину «Елена» (2011) в топ-50 лучших фильмов мирового кинематографа десятилетия. Сейчас Звягинцев работает над следующим фильмом, сюжет и подробности съёмок которого не разглашаются. Андрей Звягинцев: «Меня часто спрашивают, каким должен быть сценарий, чтобы заинтересовать меня как режиссёра. Можно предположить, что любопытно это только профессионалам – писателям и сценаристам, но я встречал похожий интерес и в аудиториях самых широких, не обязательно в условиях специализированных мастер-классов. Такое обстоятельство побуждает меня предположить, что вопрос этот занимает не только специалистов. Именно поэтому я и согласился на предложение издательства о публикации этой книги».

19 февраля, среда

13.00 Открытие выставки «Мундиры и судьбы» (Государственный мемориальный музей А. В. Суворова – Кирочная ул., 43).

Посетителям музея будут представлены экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью офицеров российской, советской армии.
Особое место в экспозиции займет кафтан (мундир) высшего комсостава Генерального штаба РККА образца 1920 г., принадлежавший Владимиру Николаевичу Егорьеву (1869–1948). Окончив Николаевскую академию генерального штаба в 1901 г., он занимал командные должности в годы Первой мировой, в 1917 добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА), командовал фронтом в Гражданскую, а затем служил в Генштабе РККА. Специально разработанное обмундирование для «красных генштабистов» было утверждено в августе-сентябре 1920 г. и отменено уже в 1922. Кафтан светло-зеленого цвета с отложным бархатным воротником, украшенным золотым сутажем, который носил Егорьев, – один из двух известных сохранившихся экземпляров (второй находится в частной коллекции).
На выставке также будет представлен китель образца 1943 г., принадлежавший первому кавалеру ордена Суворова, генерал-лейтенанту танковых войск Василию Михайловичу Баданову (1895–1971). Закончив учительскую семинарию, он был призван в 1915 г. в ряды Императорской армии и направлен в Чугуевское военное училище, а затем на Юго-Западный фронт в чине поручика. В 1919 г. вступил в ряды РККА, воевал на Восточном и Западном фронте. После окончания Гражданской войны служил на должностях командира-военкома полка и дивизии в составе войск ВЧК и ОГПУ. В годы Великой Отечественной командовал танковыми соединениями и был награжден орденом Суворова II степени №1 за успешные действия в ходе Средне-Донской наступательной операции.
Помимо предметов обмундирования на выставке можно будет увидеть произведения живописи и графики, оружие и нумизматику.

18.00 Торжественное открытие VII Детско-юношеского хорового чемпионата мира (Кафедральный собор святых Петра и Павла – Невский пр., 22/24).

С 19 по 23 февраля в Санкт-Петербурге пройдет VII Детско-юношеский хоровой чемпионат мира.
Хоровые коллективы из Москвы, Белгорода, Ижевска, Всеволожска, Магнитогорска, Сыктывкара, Южно-Сахалинска и, конечно, из Санкт-Петербурга будут разделены на несколько возрастных групп и пройдут этапы от 1/8 и 1/4, до полуфинала и финала. В состав международного жюри войдут выдающиеся деятели хорового искусства: Сергей Екимов (Россия), Романс Ванагс (Латвия), Надежда Аверина (Россия), Го Вэй (Китай), Лариса Яруцкая (Россия).
Первый раунд (1/8 финала) будет проходить 20 и 21 февраля в Шведской церкви святой Екатерины (Малая Конюшенная, 1). Второй раунд (1/4 финала) пройдет 21 и 22 февраля в концертном зале Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища. Вход на эти конкурсные прослушивания свободный.
Полуфинал и финал Чемпионата пройдет в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга (наб. реки Мойки, 20) 23 февраля, начало в 19.00.

18:00 Лекция художника и диссидента Юлия Рыбакова «Нонконформисты: вчера, сегодня, завтра» (Музей политической истории России – ул.Куйбышева, 2-4, вход с Кронверкского проспекта)

Лекция посвящена истории неофициальных творческих объединений. О том, как нонконформисты боролись за право на творческую свободу, как преодолевали стереотипы, как складывалась жизнь коммуны художников и музыкантов в арт-центре Товарищества «Свободная культура» (Пушкинская-10), расскажет участник первых альтернативных выставок 1970-х годов и один из основателей арт-центра на Пушкинской Юлий Рыбаков.
Регистрация по тел. +7 (812) 233-70-52 или по ссылке: https://muzey-politicheskoy-istor.timepad.ru/event/1241756/

20.00 Спектакль «Фазы быстрого сна». (Звуковой театр – Пушкинская ул., 10).

Звуковой театр работает с «отстранением» акустического пространства сцены. При этом происходит минимизация средств высказывания за счет отказа от сценической речи: диалоги, реплики полностью отсутствуют; «история» формируется из звуков самих действий и перемещений актеров: в спектакле используются контактные микрофоны и пьезоэлектрические датчики, которые многократно усиливают самые незначительные повседневные звуки — например, передавая шорох карандаша по бумаге при письме. Таким образом, сцена звукового спектакля становится акустическим пространством, в котором любой звук является элементом театрального действия.
Режиссер – Екатерина Лопатина, концепция – Дмитрий Шубин.
В спектакле участвуют: Надежда Федотова, Павел Абрашин, Марк Коммер, Маргарита Лебедева, Елена Коптилкина, Юлия Кравченко, Вера Безрукова, Татьяна Симонова

20 февраля, четверг

12.00 Презентация новых залов постоянной экспозиции Музея музыки (Шереметевский дворец, Музей музыки – наб. Фонтанки, 34).

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представляет три новых зала постоянной экспозиции и три ярких сюжета: «Музыкальный салон графов Шереметевых», «Древняя Греция в представлении XIX века», «Парижский кабинет Александра Глазунова».
Музыкальный салон графов Шереметевых расположился в Желтой гостиной парадной анфилады дворцовых залов: именно здесь в первой половине XIX века в домашних концертах выступали Ференц Лист и Гектор Берлиоз, выдающиеся певцы Полина Виардо, Генриетта Зонтаг и Джованни Баттиста Рубини, пианисты Сигизмунд Тальберг и Теодор Дёлер, петербургские композиторы Михаил Виельгорский, Алексей Львов и Михаил Глинка. Душой музыкальных собраний Фонтанного дома была Анна Сергеевна Шереметева (1811-1849), первая жена Дмитрия Николаевича Шереметева, талантливая певица и пианистка.
Древняя Греция в представлении XIX века – это мир идеальных образов, в котором только начинали формироваться представления о различиях в искусстве этрусков, греков и римлян. Определения «этрусский», «греческий», «помпейский» (помпеянский) были синонимами. Так в Фонтанном доме в 1837-38 годах появилась Этрусская гостиная, отделанная архитектором И. Д. Корсини в «помпейском» стиле с фресковой росписью стен и Помпеянским мебельным гарнитуром.
В оригинальном интерьере органично разместилась коллекция музыкальных инструментов Древней Греции и Древнего Рима. Экспозиция с авлосами, лирами, кифарами, рогами и букцинами, сконструированными в позапрошлом столетии, сопровождается аудиозаписями XXI века, которые воссоздают звучание античных инструментов в соответствии с представлениями современной науки и исполнительской практики.
Парижский кабинет Александра Глазунова реконструирован в приближении к сохранившимся фотографиям. Прославленный композитор, ректор Ленинградской консерватории уехал из СССР в 1928 году. Обстановка и архив его парижской квартиры, бережно сохраненные приемной дочерью Еленой Глазуновой, были переданы в дар Музею театрального и музыкального искусства в 2003 году. И вот теперь, наконец, подлинная мебель, кабинетный рояль, афиши и программы концертных выступлений композитора и его дочери, редкие рисунки, рукописи и документы воссоздают кабинет Александра Глазунова, каким он был при жизни композитора.
Виртуальная программа «На переломе эпох» рассказывает о непростых условиях жизни Глазунова за границей, о его творческом окружении, дает возможность послушать и посмотреть фрагменты музыкальных сочинений. В экспозиции звучит рояль Глазунова, на нем исполнены произведения самого композитора, П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.

15.00 Выставка «Предместья Петербурга. Рукотворная бромсеребряная фотография» (Выставочный зал «Смольный – ул. Смольного, 3).

Проект представляют петербургские фотографы Татьяна Андрианова и Мария Галенко, авторы многих выставочных циклов монохромной аналоговой фотографии. Около двадцати лет Татьяна и Мария работают вместе, снимая окрестности Санкт-Петербурга и Ленинградскую область.
Авторские рукотворно-серебряные фотографии, отпечатанные на баритовой бумаге, посвящены старым усадьбам, забытым паркам и пейзажам – любимой теме творчества художников.
Состав выставки «Предместья Петербурга в бромсеребряной и рукотворной фотографии» – около 50 фотографий, снятых на протяжении последних двадцати лет. Став историческими по времени, фотоснимки остаются современными по сути.
Фотографии сняты в разное время на пленку узкого, среднего и большого формата и отпечатаны ручным способом, поэтому отличаются от тех цифровых изображений, к которым мы уже успели привыкнуть.
Выставка расскажет о местах завораживающей природной красоты северного края, где талантливые архитекторы создавали шедевры усадебного зодчества и уникальные парковые ансамбли. Некогда на территории современной Ленинградской области располагалось около двух тысяч дворянских усадеб с храмами, парками и хозяйственными постройками. Судьбы многих людей, оставивших след в истории России, неразрывно связаны с этими дворянскими гнездами. Их жизненные истории, предания и легенды остаются частью этих удивительных по своей красоте мест.
Выставка продлится до 10 апреля.

20.00 Петербургская премьера цикла песен Антона Батагова на шестнадцать текстов женщин-поэтов «16+» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

В цикле 9 текстов на английском языке, 7 – на русском. Из девяти английских три написаны английскими авторами, три – американскими, а три – переведены на английский язык с шумерского, средненидерландского и хинди. Из семи русских текстов один – не на современном русском, а на церковнославянском языке. Это перевод с греческого. Автор – Кассия Константинопольская – почитается как святая в лике преподобных, и переводы ее сочинений на церковнославянский язык включены в канон Русской православной церкви.
Исполнители: Надежда Кучер (сопрано), Антон Батагов (фортепиано).

22 февраля, суббота

20.00 Концерт академического симфонического оркестра филармонии в рамках абонемента «Венские вечера» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

В концертах абонемента «Венские вечера» продолжается путешествие по страницам шедевров, связанных с величайшей музыкальной столицей Европы. Под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Михаила Юровского Заслуженный коллектив России исполнит партитуры Гайдна и Брукнера, созданные с разницей в сто лет. Ведущий концерта – известный телевизионный ведущий Артем Варгафтик.

23 февраля, воскресенье

12.00 Фестиваль супергероинь (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Петербургский некоммерческий «Кризисный центр для женщин» приглашает на первый городской «Фестиваль супергероинь», посвященный достижениям женщин в различных сферах жизни. В программе: панельные дискуссии, мастер-классы, воркшопы, встречи с известными петербурженками, фотозона.
Вход свободный.

26 февраля, среда

16.00 Учитель и ученик: шаг навстречу (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Как сделать уроки литературы увлекательными, а литературные тексты – живыми и современными? Как научиться видеть текст глазами ученика и придумывать интересные задания? Об этом расскажут учителя русского языка и литературы Людмила Брегер и Вера Касрель.
Встреча пройдёт в рамках проекта «Учительская среда», призванного расширить границы профессионального, культурного и эстетического пространства педагогов и школьников.
Ведет встречу Сергей Федоров.

 

© НП «Русская культура», 2020