ПОДЕЛИТЬСЯ
Саулюс Сондецкис — дирижёр, педагог, профессор, народный артист

27 февраля, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии состоится открытие Первого Международного музыкального фестиваля «Камерата».

Выступят мировые звёзды — Давид Герингас, Сергей Накаряков, Витаутас Сондецкис, солисты из разных стран. Для публики играет легендарный оркестр «Санкт-Петербург Камерата», дирижер — Михаил Симонян. Музыканты посвящают свои выступления 90-летию со дня рождения выдающегося дирижера Саулюса Сондецкиса и 30-летию создания оркестра государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата».  Прозвучат произведения Баха, Моцарта, Чайковского и других композиторов.

https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/275120/

Давид Герингас — виолончелист, дирижёр, Германия
Августа Юсионите — скрипка, Литва
Витаутас Сондецкис — виолончель, художественный руководитель фестиваля (Литва, Германия)
Гедиминас Гелготас — композитор, дирижёр, пианист, Литва
Мария Меерович — пианистка, Бельгия

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Накаряков — труба, флюгельгорн, Франция
Михаил Симонян — дирижёр, скрипач

 

 

 

Дмитрий Якубовский — альт, солист оркестра «Санкт-Петербург Камерата»
Сандра Шиндер — скрипка, концертмейстер оркестра «Санкт-Петербург Камерата»

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Викулов 

В ожидании КАМЕРАТЫ

Прошло немного времени со дня концерта литовско-немецкого виолончелиста Витаутаса Сондецкиса в Малом зале Петербургской филармонии. Немногим менее месяца осталось до следующего выступления музыканта в нашем городе – на сей раз пленительный, лирический голос его виолончели можно будет услышать вечером 27 февраля в Большом зале филармонии. Предстоящий концерт обещает быть довольно необычным как по составу участников, так и по своему общему замыслу: в том, что нас ожидает событие яркое и запоминающееся, сомневаться не приходится. Однако об этом позже. Сейчас мне хотелось бы сказать, что, согласно моим наблюдениям, Витаутас Сондецкис решительно не умеет оставлять публику равнодушной, не говоря уже о его полнейшей неспособности публику разочаровать. Встреча с этим музыкантом – тонким, глубоким, непрестанно ищущим – интересна всегда, что, кстати говоря, в немалой степени обусловлено его нежеланием останавливаться на достигнутом, его способностью находить “новые слова” для своей аудитории, причём слова, неизменно рождающие в слушательских сердцах живой эмоциональный отклик. Не стал исключением и концерт 22 декабря в Малом зале Филармонии, когда в исполнении Витаутаса Сондецкиса и итальянского пианиста Франческо Либетты в рамках программы “Музыка Рождества” прозвучали два сочинения Фредерика Шопена для виолончели и фортепиано – поздняя соната g-moll Op. 65 и ранние Интродукция и Блестящий Полонез Op.3, сыгранные именно в таком, противоположном хронологическому, порядке соответственно в начале и в конце концерта. Исполнение этих довольно редко звучащих сочинений было связано для меня с одним интересным и неожиданным открытием: думаю, многие из слушателей были приятно удивлены, внезапно обнаружив, что подлинно шопеновский звук может быть не только фортепианным, но и виолончельным. При этом одними лишь “звуковыми качествами” виолончелиста, равно как искусством артикуляции, фразировки и т.п. профессиональными достоинствами (по недоразумению часто рассматриваемыми в отрыве от конкретики художественного образа) дело здесь, естественно, не исчерпывалось. Никакие инструментальные навыки, никакое умение “сделать красиво” не стали бы залогом подлинного успеха, желания встретиться с артистом вновь, если бы сам артист не был прежде всего в состоянии почувствовать душу музыки – так, как это умеет делать Витаутас Сондецкис. В тот вечер подобного рода умение было важно вдвойне: исполненные Франческо Либеттой в той же программе архисложные с точки зрения пианистической техники транскрипции этюдов Шопена, созданные на рубеже XIX и XX столетий прославленным пианистом-виртуозом Леопольдом Годовским и представляющие эстетическую парадигму, весьма далёкую от “аутентичной” шопеновской, с необходимостью требовали художественного противовеса, причём безукоризненного в своей убедительности. Конечно, нельзя не воздать должное мастерству итальянского пианиста, примечательным образом сочетающего в своём артистическом облике качества феерического виртуоза и склонного скорее к интровертности, чем к “игре на публику” музыкального интеллектуала-аналитика. Его исполнение транскрипций, как бы к ним самим не относиться, было превосходным во всех отношениях и посему заслуживает самого высокого отзыва. И всё же если бы в тот вечер (на сей раз при исполнении оригинальных ансамблевых сочинений Шопена) у него был бы другой, возможно даже более близкий ему по темпераменту, партнёр, упомянутого противовеса, скорее всего, не возникло бы и общая реакция слушателей на программу в целом была бы иной – заинтересованной, но эмоционально более сдержанной. В данном же случае успех был полным, причём очевидное с самого начала различие индивидуальностей музыкантов стали одной из его важнейших слагаемых (правда, здесь многое решает, так сказать, “угол зрения”: упомянутое различие в значительной степени примиряется тем, что всё сказанное мной о Витаутасе Сондецкисе как о музыканте тонком, глубоком и непрестанно ищущем, может быть в полной мере отнесено и на счёт Франческо Либетты).

Что же касается концерта в Большом зале Филармонии 27 февраля, то и здесь заявлена достаточно нестандартная, можно даже сказать, интригующая “конфигурация” участников: одно только присутствие среди них прославленного трубача Сергея Накарякова может расцениваться как достаточно “сильный ход”, стимулирующий фантазию, заставляющий её работать в особом, “предвосхищающем” режиме. Ещё одно немаловажное обстоятельство: это будет концерт-открытие нового петербургского музыкального фестиваля “Камерата” под художественным руководством Витаутаса Сондецкиса, впервые выступающего в подобного рода качестве. Излишне говорить о том, какая ответственность ложится на каждого, берущегося за осуществление культурной инициативы такого “уровня звучания”; уже одно только начало с “высокого старта”, само место проведения концерта-открытия обязывает, что называется, “держать планку” на должном уровне, имея перед собой перспективный план развития проекта как минимум на несколько ближайших концертных сезонов. Проведение же фестиваля, о котором сейчас идёт речь, накладывает на его организаторов ещё и немалую дополнительную ответственность, связанную с предысторией вопроса. Как известно, в этом году исполняется тридцать лет со дня основания выдающимся литовским дирижёром Саулюсом Сондецкисом (отцом Витаутаса Сондецкиса) камерного оркестра “Санкт-Петербург Камерата”, значительного события в музыкальной жизни не только Северной столицы. Блестящее начало, сулившее почти необозримые творческие перспективы, достойное продолжение, оправдавшее многие весьма смелые ожидания, бесценные уроки профессионального мастерства, радость общения со всеми любимым Мастером, с ведущими музыкантами современности – дирижёрами и солистами – и, наконец, с разнообразнейшими слушательскими аудиториями от Петербурга до Нью-Йорка – всё это бережно сохраняется в памяти тех, кому посчастливилось быть участником этого замечательного коллектива, образованного первоначально на базе Санкт-Петербургской Государственной консерватории и впоследствии получившего известность также под именем Оркестра Государственного Эрмитажа. Многое осталось в благодарной памяти слушателей – могу судить об этом даже по опыту случайного общения с людьми почти незнакомыми; наконец, остались аудио- и видеозаписи, за качество которых краснеть не приходится. И всё же ощущение недосказанности, незавершённости, “прерванного полёта” не покидает многих (в том числе и меня) с тех пор, как оркестр, по причинам – увы – отнюдь не творческим, прекратил своё существование. То, что некстати изменившаяся в своё время экономическая ситуация не позволила “Камерате” благополучно дожить до наших дней, как, впрочем, и то, что уже три года прошло со дня ухода от нас самого маэстро Саулюса Сондецкиса – прискорбные данности, с которыми не хочется мириться. Сегодня реконструировать ту, былую “Камерату”, конечно, было бы весьма проблематично, времена изменились, к тому же вне и помимо личности её основателя и художественного руководителя она, как творческий коллектив, в своём прежнем виде вообще вряд ли представима. Но идея грядущего фестиваля, инициированного Витаутасом Сондецкисом и его единомышленницей –Надеждой Рогожиной позволяет (не в последнюю очередь благодаря заявленному составу участников) надеяться на успешное возрождение проекта “на новом витке спирали”, в новых формах, при этом с непременной отсылкой к первоначальному замыслу. В этой связи мне очень хочется быть оптимистом, по крайней мере у меня нет никаких сомнений в том, что Витаутас Сондецкис и как художественный руководитель фестиваля, и как непосредственный участник концертных программ обязательно предложит своему слушателю нечто новое и интересное, нечто такое, что не оставит его равнодушным. Обсуждать программы предстоящих концертов пока преждевременно. Однако самое время пожелать удачи всем участникам проекта, подготовка которого сейчас входит в финальную фазу. Долговременный успех их творческой инициативы очень важен для нас, для всех тех, кому небезразлична судьба музыкальной культуры Петербурга, свой ценный и неповторимый вклад в которую внесли маэстро Саулюс Сондецкис и его “Камерата”.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=0-TZ2mj56lc – Сергей Накаряков и «Виртуозы Москвы»

https://youtu.be/PThBxsASV-4 — Моцарт, дирижёр Саулюс Сондецкис

https://www.youtube.com/watch?v=m92Spj73tW8 Давид Герингас, Рахманинов, Элегия

https://www.youtube.com/watch?v=icNSZtzgt7I –камерный оркестр «НИКО», композитор и дирижёр Гедиминас Гелготас