...

Ярослав Крестовский (1925 – 2004)

Ярослав Крестовский родился в 1925 г. в семье ленинградского скульптора Игоря Крестовского; внук известного русского прозаика В.В. Крестовского. В 1948 г. окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, а в 1956 г. – Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1958 – член Союза художников. В конце 1970-х гг. потерял зрение; последние работы датированы 1977 годом. Скончался в Санкт-Петербурге 23 января 2004 года.
Ярослав Крестовский – очень ленинградский художник. В своем творчестве, оборвавшемся в конце 1970-х годов, он воплотил яркую эпоху «хрущевской оттепели», внезапно открывшую перед художниками свободу созидания. Главной его темой был родной город – город семьи Крестовских.
Ярослав жадно учился в залах Эрмитажа у французских художников, картины которых тогда только что открылись советской публике. П. Сезанн и А. Марке стали теми мастерами, которые подсказали ему, как выразить свой душевный восторг, найти способ опоэтизировать мрачные питерские дворы-колодцы, стены которых покрыты желтой облезлой краской, а уголочки неба едва виднеются из-за глухой стены брандмауэра с выступающими ржавыми трубами.
Вид Средней Невки с парусами яхт на фоне безлюдного берега притягивал художника. Сохранились несколько акварелей с удивительно блистающей бледно-голубой поверхностью воды и несколько вариантов композиций в масле. Впоследствии Ярослав отошел от этой живописной манеры – он стал работать более графично, уделяя внимание мелким деталям. В середине 1960-х годов в его полотнах появился новый Ленинград. Переезд из старой квартиры на Васильевском острове в панельный дом на проспекте Космонавтов очень повлиял на его восприятие городского пейзажа. Ярослав был рад отдельной квартире, но совершенно шокирован антихудожественностью нового окружения. Пронзительным по своему философскому звучанию оказалось полотно «Архитектура» 1965 года с изображением заброшенной, без крестов Чесменской церкви знаменитого Фельтена в окружении панельных «коробок» и бетонных канализационных колец. Это произведение Крестовского хранится теперь в Третьяковской галерее.
Ощущение особой жизни старых петербургских домов стало для Ярослава еще ярче, и он создает свой знаменитый «Большой старый дом». Это также собирательный образ дома, но теперь уже - по мотивам любимых с детства брандмауэров, мансардных пристроек, чердачных окон, которые жили в его памяти с блокадных бомбежек. Здесь и гуляющие по крышам коты, и мечтатели на балконах, и влюблённые, и ещё многое-многое другое, что хочется долго и внимательно рассматривать и о чем размышлять.

Н.О. Крестовская
старший научный сотрудник ГРМ