...

Алексей Юрьевич Талащук

Народный художник РФ, академик Российской Академии художеств, академик Российской Академии естественных наук. Родился 1944 г. Закончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной 1972 г. Художник монументалист.
С 1972 по 1980 работа в г. Братск по профессии. С 1985 по 2014 работа в ЛВХПУ-СПбГХПА. С 1994 по 2009 — ректор СПГХПА. С 2009 по 2014 президент СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Профессор СПбГХПА им. А.Л. Штиглица.
Награды:
Лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства; золотая медаль Российской Академии Художеств; орден «Звезда Вернадского» I степени, орден «Георгия Победоносца» II степени.
Общественная деятельность:
Член Градостроительного Совета СПб, член Совета по наградам Комитета по науке высшей школы СПб, член Президиума СПб отделения РАЕН, член правления СХ СПб.

Алексей Талащук – художник таинственной реальности

«Алексей Талащук – художник нового времени, с его пристальным вниманием к форме, к ее поистине безграничным изобразительным возможностям и с глубоким пониманием недостаточности академического реализма для выражения тех отвлеченных философских тем и понятий, которые доминируют в его творчестве. Художник начинает свой творческий путь с ориентации на близких ему по духу мастеров авангардного искусства, в чьем творчестве продолжали жить символистские идеи, таких как Пауль Клее, художники-сюрреалисты и особенно Джорджо де Кирико.
Но не только познаниями в области искусства, но и, в первую очередь, воображением и интуицией, как раньше был сказали – озарением, создает он свой неповторимый ирреальный мир образов, мир населенный символами и знаками, несущих огромный заряд закодированной информации о мире, вселенной и человеке.
У каждого значительного живописца есть своя, только ему присущая палитра красок. Это как тембр голоса у певца. Она неповторима, по ней можно узнать мастера, даже если видишь не все произведение, а только его часть. Красочная гамма произведений Алексея Талащука очень своеобразна. Это приглушенные сочетания теплых, розовато-коричневых, жемчужно-серых, умбристых тонов. Могут быть и яркие краски: красные, синие, но все они как будто предназначены для стенописи, и это обусловлено не только тем, что художник работает в технике акварели, которая сама по себе смягчает тона. Нет, это особенность его видения художника-монументалиста. Монументалист по призванию и образованию, Алексей Талащук и в своих станковых работах верен принципам монументальной декоративной живописи. Нерушима плоскостность изображения, пространство условно обозначено и никогда не иллюзорно, форма обобщенно трактована. И особенно следует отметить фресковость, некоторую облегченность тона, органично-обязательную для живописи на стене.
Алексей Талащук прекрасный рисовальщик, для него нет неразрешимых проблем формообразования, его линия точная и уверенная. Выразительность начертаний фигур и предметов создают в картинах сложный музыкально-ритмический узор. В музыкальности картин художника много от гармоничности древнерусских фресок. Она проявляется в плавности линий рисунка символических фигур, в гармонии красок цветового ряда, в ритмических чередованиях светлых и темных тонов.
Мир образов Алексея Талащука – добрый мир. В пространство его картин погружаешься без опасения. Да, его образы отнюдь не общевидимые образы мира. Это, скорее, мир идей. Мир образов, предшествующих материализации в нашем измерении. Это знаки вещей, объектов и явлений. Это вызванные из глубин памяти бессознательные воспоминания о древних символах, многомерных в своих смыслах и не всегда до конца познаваемых».

Б. Шаманов
Народный художник России, профессор