...

Татьяна Леонидовна Поцелуева

Родилась в городе Рыбинске Ярославской области. С 1977 по 1983 год училась в Краснодарском художественном училище на педагогическом отделении. С 1984 по 1992 год училась в Академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на реставрационном отделении кафедры живописи в мастерской М. М. Девятова. В 1992–1995 гг. аспирант кафедры живописи и композиции. С 1997 преподает на кафедре Живописи и реставрации СПбГХПА им А.Л. Штиглица. Более 20 лет руководит дипломными реставрационными проектами, член государственной аттестационной комиссии СПбГХПА им А.Л. Штиглица, член Союза художников России, профессор, почётный работник сферы образования Российской Федерации.
Татьяна Леонидовна выполняла сложные реставрационные работы, участвовала в реставрации икон и картин Псковского музея – заповедника, Павловского Государственного музея-заповедника, музея Академии Художеств, Государственного мемориального музея А.В. Суворова (Реставрации картины «Парадный портрет князя Г.А. Потёмкина» Ф. Казанова конец 18 века, х. м., 419×320 см.), Тульского кафедрального собора, Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры (реставрация картины М. Воинова «Образ Богоявления Господня» 1793 г, 322×217 см), храма Казанской Божией Матери пос.Вырицы Ленинградской области (реставрация картины н.х. «Святого Николая Чудотворца» 19 век, 214×86 см.). и др. редких картин из музеев и частных собраний.
Поцелуева Т.Л. выполнила значительное количество копийных работ, в том числе большие полотна : Веронезе «Брак в Канне» (1562–63) 300×500 см., Ван Дейк «Отдых на пути в Египет» (нач.1630-х) 215×285см., Э.К. Липгарт «Портрет императора Николая II»193,8×143,3см. (выставлена в постоянной экспозиции Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, СПБ, Сенатская пл. д. 3 в 2009 г.). В 2012 году провела большой Международный проект с высшим специальным учебным заведением г. Эрфурт (Германия), отделение реставрация картин (проф. Забине Майер), в области художественного копирования импрессионистской живописи для постоянной выставки картин в исторических помещениях поместья Хольцдорф. Было выполнено около 20 копий французской живописи 19 века. В 2015–2016 гг. исполнила парные копии с картины художника Хуберта Робера «Собрание древних зданий Рима» 1786 г., 209 – 292 см., «Собрание античных зданий Франции» 1785 г., 206х289 см. из собрания Павловского дворца-музея. Была удостоена Диплома 1 степени СПбГАИЖСиА имени И.Е. Репина.
За годы преподавательской и творческой деятельности награждена многими дипломами и благодарностями за усердные труды во славу святой церкви.
В 2013–2016 гг. выполнила еще один значимый проект «Реставрация обнаруженного сокрытого изображения царя Николая II на обратной стороне портрета В. И. Ленина» (184×280 см), который предположительно около 100 лет оказался скрыт под слоем специальной краски.
«Картина имеет несомненное историко-культурное и искусствоведческое значение. «Двойной» портрет, исполненный в разное время художниками И.С. Галкиным и В.М. Измайловичем следует признать уникальным случаем в истории культуры и искусства. Холст представляет собой не просто парадные портреты, а изображения правителей, вершившие судьбы страны, в одном и том же году потерявшие власть (Николай II) и захватившие ее силой (Ленин). При всей близости портрета кисти И.С. Галкина иконографии портретов Николая II, художник создает свое видение образа последнего русского императора, еще молодого и полного сил. Император написан в полный рост, в военной форме, в мундире Лейб-гвардии гусарского полка, шефом которого он был. Фоном для портрета служит интерьер, соединяющий черты рабочего кабинета и богатого дворцового помещения. Николай, как и на знаменитом портрете гусарского офицера Е. Давыдова кисти О.А. Кипренского, опирается на саблю. В.М. Измайлович создает первый в истории парадный портрет В.И. Ульянова-Ленина, на фоне исторических памятников Петербурга (Исаакиевского собора и Петропавловского собора и крепости) - мотив, не получивший развития в дальнейшей иконографии вождя революции, что подчеркивает уникальность этого портрета. Картина Галкина-Измайловича не только отражает тенденции развития портретного жанра правителя в искусстве конца 19 - первой четверти 20 века, но и является красноречивым свидетелем драматических событий отечественной истории ХХ века». (кандидат искусствоведения Александр Карпов).

Многие произведения находятся за рубежом в частных и музейных коллекциях России, Германии, Франции, Англии, Голландии.