15 сентября, пятница

11.00 Открытие 105 сезона в Театре марионеток им. Е. С. Деммени. Премьера спектакля «Воробьишко» по рассказу Максима Горького. Режиссер – Стефания Гараева-Жученко (Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е. С. Деммени – Невский пр., 52).
Первая премьера 105 сезона – спектакль-фантазия по рассказу Максима Горького «Воробьишко». Стефания Гараева-Жученко дебютировала на сцене Театра Деммени как режиссер-постановщик, автор инсценировки и композитор спектакля, адресованного самым маленьким зрителям. История воробышка подскажет детям, что мир природы живет по тем же законам, что и мир человеческий с его радостями и опасностями. Художник спектакля – Екатерина Аксенова.
Еще одна премьера сезона — спектакль по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» в постановке главного режиссера Академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской Леонида Алимова – состоится 22 декабря. Художник – Екатерина Аксенова. Композитор – Татьяна Алешина.
5 сентября исполняется 100 лет Никите Владимировичу Охочинскому. Никита Владимирович пришел в театр, руководимый Е. С. Деммени, в мае 1945 года после демобилизации из армии, был принят в труппу и проработал на сцене театра до конца жизни. Творчеству известного артиста будет посвящена выставка фотографий и экскурсия, которую проведут артисты театра, работавшие с мастером-кукловодом на одной сцене.

17.00 Премьера спектакля «Изумрудный город. Путь домой». Режиссер – Светлана Дорожко (Кукольный театр сказки – Московский пр., 121).
Впервые постановка о путешествии Элли в Изумрудный город появилась в репертуаре Театра сказки в 1987 году. Спектакль не сходил со сцены более 30 лет и стал любимым для нескольких поколений зрителей. Но мир стремительно меняется, а за ним и театр с его новыми возможностями и выразительными средствами.
В новой постановке отважная девочка Элли ищет путь домой, и зрители отправятся вместе с ней в это захватывающее путешествие. Дорога в спектакле предстанет как зрелищный аттракцион, который совмещает разные системы кукол, красочные декорации, визуальные и звуковые спецэффекты. Изумрудный город, созданный «великим и ужасным» Гудвином, окажется иллюзией, наполненной самыми невероятными чудесами.
С помощью традиционных приемов театра кукол и современных технологий будет рассказана история обретения настоящей дружбы, которая помогает бороться со злыми силами и природными стихиями, учит верить в себя и полагаться на близких, а главное дает силы для совершения невозможного.
15 сентября, в день премьеры спектакля «Изумрудный город. Путь домой», в фойе Кукольного театра сказки откроется выставка под названием «Изумрудный город. Театральное путешествие», посвященная воплощениям повести Александра Волкова в Ленинграде и Санкт-Петербурге. Выставка задумана как мобильный проект, который впоследствии будет экспонироваться в культурных пространствах Санкт-Петербурга. Партнерами экспозиции стали: Михайловский театр, театр «Мастерская», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, театр «Карамболь».
16 сентября художественная студия «Банка с Краской» подготовила сюрприз для всех зрителей спектакля «Изумрудный город. Путь домой»: в фойе гости театра смогут сделать своими руками открытку, собранную по мотивам премьерной постановки. Здесь будут и главные герои, и различные фоны, и интересные фразы из сказки.

17.00 Встреча в рамках проекта «Литературная среда» (Дом книги – Невский пр., 28).
Литературный музей «ХХ век» 15 сентября в Доме книги проведет очередную встречу проекта «Литературная среда».
Гостем станет Раиса Николаевна Слонимская – профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, президент фонда Сергея Слонимского, музыковед, доктор педагогических наук, автор научных и методических работ по истории и теории музыки.
Рассказ пойдет о композиторе ХХ века Сергее Слонимском, о его отце – серапионовом брате Михаиле Слонимском, а также о семье – это известные дирижеры, лексикографы, композиторы, экономисты, юристы, писатели. Участники встречи увидят небольшой анимационный фильм, посвященный творчеству композитора Слонимского.
Вход свободный.

19.00 Открытие нового сезона в «Петербург-концерте». Концертная программа «Весь этот СимфоJazz» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В программу вечера войдут узнаваемые с первых нот шедевры симфоджаза в авторской аранжировке Андрея Медведева: произведения Джеймса Ласта, Дюка Эллингтона, Джима Мартина, Генри Манчини, Глена Миллера, Арно Бабаджаняна, Сергея Баневича и многих других композиторов.
Вместе с музыкантами оркестра свое вокальное мастерство продемонстрируют лауреат и обладатель Гран-при более десятка всероссийских и международных вокальных конкурсов, ведущий солист «Петербург-концерта» Антон Авдеев и открытие «Петербург-концерта», вокалистка Ана Агрба.
Каждая программа Эстрадно-симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Андрея Медведева неповторима. Коллектив является продолжателем творческой судьбы знаменитого Ленинградского концертного оркестра, созданного Анатолием Бадхеном в 1969 году, а сам маэстро Медведев — учеником и преемником выдающегося советского дирижера. Оркестр состоит из виртуозных молодых музыкантов. Солисты: Ирина Данилова (скрипка), Олег Гречнёв (труба), Дмитрий Крылов (тромбон), Виктор Архаров (саксофон), Анна Шабронова (флейта), Александр Богачев (фортепиано), Леонид Андреев (гитара).

16 сентября, суббота

12.00 Дни открытых секций в «Стрит-арт хранении» (Пространство «Севкабель Порт» — Кожевенная линия, 40 Е, 2-й этаж, домофон 19#).
«Стрит-арт хранение» (САХ) — это единственная в России институция, которая ставит перед собой задачи коллекционирования, долгосрочного хранения, изучения, а также популяризации творчества художников «уличной волны».
16 и 17 сентября в «Стрит-арт хранении» впервые пройдут Дни открытых секций. В рамках мероприятия гости смогут самостоятельно познакомиться с принципом «открытого хранения», позволяющим экспонировать большое количество работ и создавать комфортные условия для хранения искусства, а также с работами из коллекции, которая насчитывает более 350 предметов живописи, графики, ассамбляжей, скульптур и др.
Дни открытых секций станут уникальной возможностью для всех желающих познакомиться с коллекцией в свободном формате, а не только в составе экскурсионной группы. Гости смогут задать все интересующие их вопросы гидам, хранителю, а также куратору «Стрит-арт хранения».
Вход по предварительной регистрации: https://street-art-storage.timepad.ru/event/2569946/

19.00 Камерный концерт «Посвящение Паулю Целану» (Дом радио – ул. Итальянская, 27).
16 и 17 сентября хор и солисты оркестра и хора musicAeterna представят в Доме радио спецпроект «Посвящение Паулю Целану». Музыку на стихотворения одного из самых влиятельных поэтов XX века для этого проекта написали современные композиторы – резиденты Дома радио Алексей Ретинский и Андреас Мустукис, а также Теодор Курентзис и Вангелино Курентзис, Экторас Тартанис, Сергей Невский, Владимир Раннев, Борис Филановский.
Глаголов в поэзии Целана намного больше, чем существительных, и каждое его стихотворение — это жест навстречу идеальному собеседнику. Такими собеседниками поэта выступили композиторы. В пространство их общего разговора вошло несколько веков истории музыки – от ссылок на барочные арии-lamento до критики большой оперы, от аллюзий на баховские кантаты до авангардных техник расширенного вокала, от опоры на квази-романтический мелодизм до полупения-полуразговора.
Камерные сочинения в ходе мультижанрового концерта-перформанса будут чередоваться с чтением стихотворений Целана в русском переводе Ольги Седаковой и прозвучат в исполнении Варвары Павловой, Аллы Казаковой, Анны Будановой и Ольги Баландиной.

17 сентября, воскресенье

11.00 Виртуальные прогулки по Парижу (Медиатека Французского инститцта – Невский пр.,12).
В рамках Дней культурного наследия Французский институт приглашает на виртуальную прогулку по главным достопримечательностям Парижа. Прокатиться на кораблике по Сене и увидеть главные памятники архитектуры города, посетить один из самых больших музеев Европы Музей Орсе, прекрасную Опера Гарнье и закрытый на реставрацию Собор Парижской Богоматери, услышать орган церкви Сент-Эсташ и подняться на Эйфелеву башню, все это можно будет сделать прямо из медиатеки Французского института.
Путешествие к культовым местам Парижа можно будет совершить с помощью VR-очков, которые будут предоставлены организаторами. Для просмотра фильмов знание французского языка не требуется. Можно выбрать заранее 2 фильма из программы.
Программа
– За кулисами Парижа: Музей Орсе (Весан Равалек, Франция, 2017, 7 мин)
– За кулисами Парижа: Отель-де-Виль (Ромэн Бонен и Камий Дюселье, Франция, 2017, 5 мин);
– За кулисами Парижа: Церковь Сент-Эсташ (Камий Дюселье и Ромэн Бонен, Франция, 2017, 4 мин);
– За кулисами Парижа: Сена (Рафаэль Богран, Франция, 2017, 4 мин)
– За кулисами Парижа: Эйфелева башня (Рафаэль Богран, Франция, 2019, 4 мин);
– За кулисами Парижа: Опера Гарнье (Рафаэль Богран, Франция, 2019, 8 мин;)
– Собор Парижской Богоматери: путешествие в прошлое (Мелани де Рибероль, Франция, 2020, 4 мин).
15 апреля 2019 года весь мир с волнением следил за разрушительным пожаром в Соборе Парижской Богоматери. Сегодня, когда Собор все еще закрыт для публики на реставрацию, есть возможность посетить его благодаря VR фильму, созданному компанией Ubisoft на основе игры Assassin’s Creed.
– Воскресить Собор Парижской Богоматери (Клоэ Рошрёй, Франция, 2020, 17 мин).
Фильм предлагает уникальный опыт посещения Собора Парижской Богоматери до и после пожара c комментариями людей, которые воссоздают Собор.

16.00 Лекция Павла Абрамова «Русский фарфор как часть истории России» (наб. реки Мойки, 59, 1-й этаж).
Разговор о становлении, развитии и особенностях национальных мануфактур» состоится в уникальном зале дворца Елисеевых на Мойке. Это редкая возможность воочию взглянуть на сохранившиеся исторические интерьеры этого особняка. Эксклюзивно для слушателей откроет свои двери музыкальная гостиная, где пройдет лекция-чаепитие с петербургским коллекционером, антикваром, аукционистом Павлом Абрамовым.
В этот вечер будет проведена торжественная чайная церемония, во время которой будут поставлены вопросы:
— о ценности и стоимости предметов из фарфора;
— о том, какие из них стоит хранить и передавать по наследству, а какие — нет;
— что стоит хранить в стеклянном шкафу, а чем можно пользоваться ежедневно;
— о том, стоит ли реставрировать фарфор и чем реставрация отличается от ремонта.
На вечер можно принести предметы из собственной коллекции для дальнейшей оценки и атрибуции от экспертов с многолетним стажем.

18 сентября, понедельник

13.00 Открытие выставки «Детское чтение для учебы и развлечения: научно-популярные журналы из собрания РНБ» (Зал Корфа Российской национальной библиотеки – пл. Островского, 1-3).
Впервые экспозиция представит ретроспективу отечественной детской периодики, история которой насчитывает более 200 лет. Начиная с выхода в свет в 1785 году издания «Детское чтение для сердца и разума», журналы становятся незаменимыми средствами воспитания детей. В их редакциях всегда работали увлеченные люди, знаменитые писатели и ученые. Среди авторов в разные годы были — Николай Карамзин, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Константин Циолковский, Алексей Бах, Самуил Маршак и другие.
Посетители выставки смогут увидеть культовые журналы XIX-XX веков, воспитавшие не одно поколение читателей. Это «Юная Россия», «Детское чтение», «Техника – молодежи», «Мурзилка», «Знание – сила», «Юный натуралист», «Юный техник», «Квант» и другие.
Внимание привлекут первые отечественные издания для девушек — «Лучи» (1850 г.) выпускала детская писательница Александра Ишимова, «Звездочка» (1842 г.) была посвящена воспитанницам институтов благородных девиц.
Особый интерес представит популярный журнал XIX века «Новая библиотека для воспитания» (1847 г.). Его издатель — русский общественный деятель Петр Редкин — был известным педагогом и учителем Константина Ушинского.
Среди экспонатов — журналы «Радиолюбитель» и «Друг радио», изданные в 1924 г., когда вышло постановление Совнаркома СССР о разрешении использовать радиоприемник гражданским лицам. До этого радио применяли только в почтово-телеграфных, научных и военных целях.
Один из разделов посвящен современной детской периодике и представит журналы «Квантик», «GEOленок», «Муравейник» и другие. В рамках выставки можно проследить, как менялись оформление, содержание и стиль изданий.
В открытии экспозиции примут участие редакторы детских журналов, специалисты библиотек, преподаватели, представители культурной общественности.
Выставка открыта до 30 ноября.

18.00 Концерт-открытие цикла «Bass-Master» (Библиотека «Старая Коломна» – пр. Римского-Корсакова, 16/2).
«Bass-Master» – цикл из 5 концертов, который будет проходить в «Старой Коломне» с сентября по декабрь. Проект объединил лучших молодых контрабасистов Санкт-Петербурга и их наставников. Художественный руководитель — Даниил Фурман.
18 сентября выступят: Ростислав Яковлев (контрабас), артист оркестра Михайловского театра Даниил Фурман (контрабас), Ольга Ермакова (фортепиано).
В программе: С. Рахманинов, Р. Глиэр, Дж. Боттезини, А. Мишек и др.
Вход на концерт – по предварительной регистрации по телефону: 714-74-86.

19.00 Программа XIV Международного театрального фестиваля «Александринский» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
18 и 19 сентября Национальный театр в Белграде (Сербия) представит на Основной сцене Александринского театра спектакль «Война и мир», созданный по роману Л. Н. Толстого, режиссер — Борис Лиешевич. Драматург – Фёдор Шили. Спектакль идет на сербском языке с русскими субтитрами.
Чеченский драматический театр им. Ханпаши Нурадилова привозит два спектакля. 25 сентября на Основной сцене будет показан спектакль Романа Мархолиа «Отелло» по трагедии У. Шекспира. 26 сентября на Новой сцене — «В горы за тобой», спектакль художественного руководителя театра Хавы Ахмадовой.
Национальный академический театр им. Габриэла Сундукяна (Ереван, Армения) 30 сентября покажет на Новой сцене спектакль «Декамерон» по новеллам Дж. Боккаччо, режиссер — Лили Элбакян, 28 сентября на Основной сцене — спектакль по роману К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», режиссер — Армен Элбакян.
30 сентября на Основной сцене Организационный комитет Года Расула Газматова проведет музыкально-театрализованное представление «Родники Расула Гамзатова» с участием ансамбля «Лезгинка», ансамбля песни и танца «Дагестан», мужского хора «Чарода» и других коллективов. Для профессиональной аудитории 1 октября организован мастер-класс «Традиция танца. Лезгинка».
В программу фестиваля вошли также премьеры спектаклей молодых режиссеров, выпущенные в Александринском театре в финале 267-го сезона. Спектакль Антона Оконешникова «Руслан и Людмила» по поэме А. С. Пушкина будет показан 14 октября на Основной сцене. Спектакль Елены Павловой по мотивам пьесы А. П. Чехова «Чайка» — 13, 14 октября на Новой сцене.
Офф-программу фестиваля 20 сентября откроет встреча «Валерий Фокин и Анатолий Васильев о Ежи Гротовском». 21 сентября состоится творческая встреча с Анатолием Васильевым. 3 октября Никита Кобелев проведет мастер-класс «Опыт работы с классической литературой на театральной сцене. 24 сентября в «Большом эфире» Триколора пройдет показ видеоверсии спектакля Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего». 25 октября состоится открытое интервью с Валерием Фокиным.

19 сентября, вторник

12.00 Открытие выставки работ участников любительских коллективов изобразительного и декоративно-прикладного творчества культурно-досуговых учреждений Санкт-Петербурга «Родники мудрости» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 162).
В экспозиции представлены портреты выдающихся педагогов и любимых учителей участников выставки, жанровые картины, изображающие школьников на уроках, начинающих спортсменов на тренировке, юных художников на пленэре, студентов.
В торжественном открытии выставки примут участие: директор Дома народного творчества и досуга Богомазова Ольга Александровна и заместитель генерального директора по библиотечной работе Российской национальной библиотеки Голубцов Станислав Брониславович.
Выставка открыта до 28 сентября.

16.00 Презентация книги Стефании Граурогкайте «Профессия – Туманов. Воспоминания режиссера» и вернисаж выставки «Стефания Граурогкайте. Профессия – художник» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
«Профессия – Туманов. Воспоминания режиссера» – книга-портрет человека, посвятившего себя театру. В воспоминаниях родных, друзей, коллег и учеников, рецензиях и интервью Владимир Туманов предстает многогранной и одновременно цельной личностью. Книга выпущена издательством «Балтийские сезоны» в 2023 году.
Выставка «Стефания Граурогкайте. Профессия – художник» – небольшая ретроспектива работ художницы. В экспозиции – авторские куклы, живописные работы и эскизы костюмов, среди которых, в частности, выполненные Стефанией Граурогкайте к постановкам Владимира Туманова на сцене Государственного драматического театра на Васильевском.
В мероприятии примут участие Стефания Граурогкайте и Елена Алексеева, театральный критик, директор и главный редактор издательства «Балтийские сезоны».
Вход свободный.

17.00 Торжественное открытие V Всероссийского фестиваля-конкурса любительских театров «Невские театральные встречи» (Театр «Зазеркалье» – ул. Рубинштейна, 13).
В этом году Почетным президентом фестиваля стал ведущий артист БДТ им. Г. А. Товстоногова, профессор, доцент кафедры режиссуры и мастерства актера СПбГИК Сергей Лосев. 19 сентября в 15.00 в театре «Зазеркалье» состоится творческая встреча с артистом. Там же в 17.00 на открытии юбилейного фестиваля-конкурса соберутся победители прошлых лет и друзья «Невских театральных встреч».
Возглавит жюри Елена Горфункель, профессор РГИСИ, кандидат искусствоведения.
В фестивале примут участие любительские театры из Петербурга. Перми, Ярославля, Тюмени, Ленинградской, Архангельской, Московской, Свердловской и Липецкой областей, Республики Башкортостан, Удмуртской Республики и Ханты-Мансийского автономного округа.
Показы спектаклей пройдут на сценах Детского музыкального театра «Зазеркалье», Дома актера им. К. С. Станиславского, Дома народного творчества и досуга.
Также в программе: мастер-классы и творческие встречи, научно-практическая конференция «Новые тенденции и актуальные проблемы в любительском театре».
Подробная информация о фестивале и программа опубликованы на сайте www.neva-teatr.ru и на странице ВКонтакте https://vk.com/nevateatr.
Вход на все мероприятия свободный.

19.30 Лекция «Кинофестиваль: от идеи до реализации» в рамках образовательной программы к 110-летию кинотеатра «Аврора» (Кинотеатр «Аврора», Малый зал – Невский пр., 60).
В 2023 году «Авроре» исполняется 110 лет. В честь юбилея кинотеатр запускает программу из четырех лекций представителей профессионального киносообщества.
19 сентября состоится первая лекция на тему «Кинофестиваль: от идеи до реализации». Спикерами выступят продюсер, дистрибьютор кинокомпании HHG Владислав Пастернак и дистрибьютор, основатель компании «Иноекино» Евгений Крас. Лекция будет посвящена ключевым кинофестивалям России и мира, истории и современному смыслу фестивального движения, а также «встрече» независимого искусства и кинобизнеса на площадке кинофестиваля.
Расписание последующих лекций:
10 октября, 19:30 – лекция «Кинопрокат в условиях новой реальности». Лекторы: бренд-менеджер кинокомпании A-ONE Ксения Лаевская, smm-менеджер кинокомпании A-ONE Кристина Смирнова.
16 ноября, 19:30 – лекция «История развития кинооборудования». Лектор: главный научный сотрудник лаборатории визуальных изображений НИКФИ, руководитель проекта «Пространство КинАп» Александр Зенин.

20 сентября, среда

17.00 Открытие выставки «Мастер. Художник макета Михаил Гаврилович Николаев» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
Михаил Николаев для театрального Ленинграда-Петербурга – личность легендарная. В его мастерской на протяжении многих лет собирались лучшие режиссеры и художники города: поработать вместе над макетом и поговорить «за жизнь». Актер по образованию, ученик З. Я. Корогодского, Михаил Николаев прослужил в ТЮЗе им. А. Брянцева до конца дней – но не на сцене, а за кулисами. Здесь находилась его мастерская, здесь он познакомился с тюзовскими художниками Г. И. Берманом и Н. Н. Ивановой, которые, заметив в нем недюжинные способности к ручному труду, взяли его в постановочную часть театра и помогли вырасти из самоучки в настоящего мастера.
Что такое театральный макет? Его основное назначение — пространственная визуализация художественного замысла, чтобы художник и режиссер смогли объемно представить будущее сценическое пространство, продумать мизансцены, распределить артистов в соотношении с декорацией.
Выставка предлагает посмотреть на процесс создания театральных макетов как на отдельный вид театрального искусства и начинается с мастерской макетчика, места, где рождаются шедевры. Михаил Николаев делал макеты к спектаклям Георгия Товстоногова, Льва Додина, Юрия Любимова, Рубена Агамирзяна, Камы Гинкаса, Генриетты Яновской, Григория Дитятковского и многих других режиссеров, сотрудничал с художниками Эдуардом Кочергиным, Алексеем Порай-Кошицем, Давидом Боровским, Александром Орловым, Мариной Азизян, Эмилем Капелюшем, Семеном Пастухом, Владимиром Фирером…. В экспозиции будут представлены более сорока макетов к спектаклям петербургских театров 1970-х – 2000-х годов из собраний Музея театрального и музыкального искусства, МДТ – театра Европы, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Мариинского театра, ТЮЗа им. А. А. Брянцева, личных собраний Э. С. Кочергина и М. Ц. Азизян.
Макеты Николаева неоднократно экспонировались на многих выставках сценографов в нашей стране и за рубежом (Канада, Франция, Германия, Финляндия и др.), а в 2017 году были представлены в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина (Москва) на выставках, посвященных юбилею знаменитого сценографа Э. С. Кочергина, с которым Николаева связывали многолетние творческие отношения. Выставка в Театральном музее дает представление о театрально-декорационном искусстве Ленинграда-Петербурга последней трети ХХ и начала ХХI вв. и рассказывает об одном из его уникальных мастеров Михаиле Гавриловиче Николаеве. Сегодня его дело — самая настоящая «уходящая натура».
В рамках выставки запланирована дополнительная программа с арт-медиациями и играми-экскурсиями для школьников. Подробности на сайте: www. theatremuseum.ru.
Выставка открыта до 18 февраля.

17.00 Открытие выставки Михаила Ершова (1901-1982) «Есть только миг», выставки «Обратный адрес» Рашида Доминова и выставки «История повседневности» скульптора Роберта Лотоша (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
Выставка Михаила Ершова (1901-1982) «Есть только миг» познакомит зрителей с творчеством художника советской эпохи, чье имя мало знакомо широкому кругу, и чье творчество остается незаслуженно обойденным вниманием исследователей. Между тем, Михаил Ершов прекрасный живописец и утонченный колорист, продолжатель традиций русской реалистической школы живописи. Созданные им пейзажи 1940-1960-х годов, исполненные тонкого лиризма и живой прелести, по праву входят в сокровищницу русского и советского изобразительного искусства. На выставке будет представлено более 40 живописных произведений мастера.
Выставка открыта до 26 ноября.
Выставка «Обратный адрес» Рашида Доминова (род. 1946) посвящена творчеству известного петербургского автора – живописца, графика и книжного иллюстратора.
Его произведения на выставке переносят зрителя в мир сновидений, воспоминаний детства и грез о волшебных мирах прошлого. Художник легко и непринужденно рифмует времена и эпохи, соединяет разные грани бытия и создает многозначные образы, построенные на основе ассоциаций. В своем искусстве он органично соединяет язык сценографии, художественные особенности восточной миниатюры, пластику Раннего Возрождения и философию символизма. Живописные полотна, станковая графика, иллюстрации к «Индийским сказкам», трактату «Государь» Макиавелли, представленные на выставке, – это своего рода художественные мемуары ощущений, состоящие из отдельных новелл, каждая из которых возрождает в зримых образах давно ушедшие времена, эпохи сказочных зрелищ, где герои живут неспешной жизнью, и где зажигаются в небе огромные звезды.
Выставка Рашида Доминова открыта до 22 октября.
Выставка «История повседневности» скульптора Роберта Лотоша (род. 1953) организована к семидесятилетию мастера.
Для Роберта Лотоша творчество превратилось в способ существования. Он «живет скульптурой», наполняя философской глубиной произведения на, казалось бы, несущественные темы. Среди образов, созданных Лотошем, есть персонажи и древнегреческой мифологии, и библейских сюжетов, и наши современники. За каждым из них угадывается некая житейская история, приближающая искусство к зрителю.
Выставка Роберта Лотоша открыта до 22 октября.

17.00 Открытие выставки «Путь в Санаин. История одного детдома», посвященной эвакуации детей из блокадного Ленинграда (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
Выставка основана на реальных событиях, произошедших в 1941-1942 гг. с вывезенным из Ленинграда детским домом № 51. Эвакуация была описана директором заведения Ханой Александровной Гершенок.
В июле 1941 г. детей отправили на юг Ленинградской области, куда стремительно приближалась линия фронта. Ребят вернули в город, и вскоре началась первая блокадная зима. В апреле 1942 г. детей эвакуировали по льду Ладожского озера под обстрелом фашистских истребителей. Их ждал многодневный путь по железным дорогам страны, с такими попутчиками как дистрофия и цинга. С новыми испытаниями воспитанники Ханы Александровны столкнулись в связи с летним наступлением немцев. Главный удар вермахта летом 1942 г. ожидался вновь на Москву, а германские армии двинулись на юг – на Кубань, Кавказ и к Волге. Дети в третий раз отправились в путь – из Краснодарского края в Армению.
Куратор выставки – Мастридеев Денис Валентинович, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда.
Выставка открыта до 20 декабря.

18.00 Открытие выставки «Сон – белый конь» Оскара Клевера (1887-1975) (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
Выставка «Сон – белый конь» раскрывает не только все грани искусства Клевера, но и знакомит с разнообразным документальным материалом его непростой творческой и жизненной биографии. Ранний дореволюционный период творчества представлен в экспозиции рядом рисунков: портретами брата Ю. Ю. Клевера, актеров Передвижного театра, созданного известными театральными деятелями П. П. Гайдебуровым (1877-1960) и Н. Ф. Скарской (1869-1958), эскизами декораций для агитационного театра в годы революционного подъема. Уникальный семейный архив включает в себя фотографии, рассказывающие о времени плена в годы войны – жизни в лагере для перемещенных лиц немецкого происхождения в городе Кониц, о возвращении в Ленинград.
Несмотря на то, что Клевер большую часть жизни посвятил театру, мировую известность ему принесли иллюстрации к произведениям русских и зарубежных классиков. Среди последних главное место занимают акварели к сказкам Ханса Кристиана Андерсена, часть которых была подарена дому-музею Андерсена в датском городе Оденсе, а остальная вошла в экспозицию.
Особый интерес вызывают эскизы игрушек к сказкам А. С. Пушкина, созданные для Ленинградского большого театра кукол во второй половине 1940-х гг. Наиболее полно в экспозиции представлена серия к «Сказке о царе Салтане», выполненная в технике папье-маше.
Цикл акварелей «Привидения» (1930-1970-е гг.), совершенно неожиданных в трактовке художественных образов, раскроет перед зрителем мастера абсолютно мистического мышления. Реальность предстает перед нами наполненной существами параллельных миров, то и дело нарушающих покой жизни человека. В этом блоке экспозиции зрителей ожидает мультимедийная инсталляция для включения в спиристические сеансы.
Выставка, включающая в себя более 150 впервые экспонируемых графических, декоративно-прикладных произведений мастера, поддержана театрализованным дизайнерским оформлением.
Выставка открыта до 26 ноября.

18.00 Открытие программы киноклуба «История на экране» (Государственный музей политической истории России – ул. Куйбышева, 2-4).
В мероприятии примут участие известные ученые-историки, киноведы, политологи, знатоки города. Ведущий – писатель и сценарист Анатолий Аграфенин. Зрители увидят картину-эссе Ильи Авербаха «На берегах пленительной Невы». Это последний фильм кинорежиссера, в котором он рассказывает о родном городе и признается ему в любви.
Цикл встреч «История на экране» пройдет с сентября по декабрь 2023 года в Музее политической истории России.

18.30 Творческий вечер Наума Клеймана (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Известный киновед и создатель Музея кино выступает в Музее Анны Ахматовой, рассказывая об Эйзенштейне и Пушкине. «Пушкин-монтажер» – так назвал Эйзенштейн один из разделов книги «Монтаж» (1937). Он сдержанно относился к экранизациям произведений Пушкина и призывал своих коллег и учеников прежде всего учиться у Пушкина лаконизму выбора деталей, искусству их композиционного соразмещения и тому, что сам поэт называл «быстрым соображением понятий». «Не для кино. Но как кинематографично!» – написал Сергей Михайлович в предисловии к задуманной книге «Пушкин и кино».
Монтажное мастерство Пушкина проявлялось не только в строе отдельных произведений, но и в композиции лирических циклов (все еще не получивших должного признания), и в построении прижизненно изданных пяти сборников «Стихотворения Александра Пушкина» (все еще ждущих исследовательского внимания и переиздания).
Некоторые из этого круга проблем будут затронуты в разговоре.
Вечер ведет Н. И. Попова.

21 сентября, четверг

10.00 Открытие II Санкт-Петербургского международного исторического форума «Битва за Ленинград – всенародная победа» (Таврический дворец – Шпалерная ул., 47).
Битва за Ленинград – самая длительная и кровопролитная в Великой Отечественной войне, в боях за город пали около миллиона представителей всех народов СССР.
Участниками форума станут профессиональные исследователи и специалисты в области мировой истории и международного права, социологи, политологи, руководители и представители исполнительных и законодательных органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга, члены патриотических объединений и общественных организаций, студенты и аспиранты из Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, из Белоруссии, а также представители национально-культурных сообществ стран бывшего Советского Союза. В форуме примут участие более 700 человек в офлайн- и онлайн-форматах.
Запланированы пленарное и рабочее заседания, панельные дискуссии, на которых рассмотрят важнейшие вехи Ленинградской битвы, особенности дипломатических отношений в годы Великой Отечественной войны, отражение военных событий в средствах массовой информации в СССР и в странах антигитлеровской коалиции, истории судеб защитников Ленинграда в представлении их потомков и молодых исследователей. Материалы по истории обороны Ленинграда представят руководители архивных служб России.
В программе — презентация новейшего издания Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук «Постановления Военного совета Ленинградского фронта» Часть I (август 1941 г. — март 1942 г.)
В заключительный день форума состоится посещение объектов в Кронштадте, связанных с обороной Ленинграда, а также визит в Музей военно-морской славы.
Дополнительная информация на сайте: http://interhistoryforum2023.ru/

15.00 Открытие выставки «Баттл: рожь vs пшеница» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
Выставка в сатирическом ключе предлагает проследить параллели и пересечения историй ржи и пшеницы в нашей стране, поразмышлять о том, какой же злак является основополагающим для нашей земледельческой культуры, и отдать за него свой голос.
На выставке будут представлены предметы из коллекции музея: хлебсольные блюда, декоративные тарелки, конфетные обертки, открытки и кондитерская упаковка.
В создании выставки принимали участие ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова», АО «ЛКХП Кирова» и студенты петербургских средних и высших учебных заведений.
Выставка открыта до 3 декабря.

19.00 Финал и торжественное награждение лауреатов XVII Открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова в номинации «Песня и эстрадный романс» (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Большой зал – ул. Итальянская, 13).
С 2021 года конкурс проводится в специальной номинации «Андрей Петров 21 века» на лучшую авторскую версию (кавер) песни Андрея Петрова. Председатель жюри этого года – композитор Сергей Никитин.
На семнадцатый конкурс поступило 400 заявок из России, Армении, Беларуси, Германии, Кыргызстана, Латвии, США и Франции. В финал вышло 12 участников в основной номинации и три – в номинации «Андрей Петров 21 века». Песни финалистов публика сможет не только услышать на концерте в Театре музыкальной комедии, но и проголосовать за понравившуюся в номинации «Приз зрительский симпатий».
К участию в финале конкурса приглашены ведущие артисты музыкальных театров, работающие в жанре мюзикла, песни и романса: дважды лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Манана Гогитидзе, заслуженная артистка Республики Татарстан, финалистка проекта «Голос» Эльмира Калимуллина, победитель прошлого конкурса композиторов имени А. Петрова Дмитрий Ковзель, обладатель звания «Национальное достояние России» Ирина Крутова и другие. Концерт пройдет при участии Камерного эстрадного оркестра «CONTINUO» под управлением Владимира Кирасирова.

19.30 Открытие фестиваля Beat Weekend (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
В программу вошли зрительские хиты летнего московского Beat Film Festival, лучшие фильмы Beat прошлых лет и картина-победитель Национального конкурса – всего восемь картин.
Фестиваль откроется 21 сентября фильмом «32 звука» в кинотеатре «Аврора», после просмотра которого состоится беседа о природе музыки и звука с группой Shortparis. «32 звука» стала лучшей лентой фестиваля «Сандэнс» и главным фаворитом зрителей летнего Beat Film Festival. Это захватывающий иммерсивный эксперимент о физическом и эмоциональном влиянии звука, о том, как мы слышим и слушаем, и о том, как мелодия или запись чужого голоса способны перенести нас во времени и пространстве.
22 сентября показ картины «Линч/Оз» продолжится мини-лекцией Валерии Косенко, киноведа и автора журнала «Сеанс» «Оз в никуда: как шедевр голливудской сказки повлиял на кино Дэвида Линча». Как веселые детские истории превращаются в мрачные абсурдистские картины? Где пересекаются границы сна и реальности, а также жанровые границы? Что общего между Волшебником и героинями Дэвида Линча?
23 сентября после показа фильма «Нам Джун Пайк: Луна — это первый телевизор» состоится дискуссия «Будущее — это сейчас? Как art, science & technology формирует образ будущего», организованная совместно с Центром Art & Science Университета ИТМО. Художники и исследователи поговорят о новых технологиях в искусстве и арт-практиках, формирующих будущее.
Показ картины «Сны отеля “Челси”» о сердце андеграундного Нью-Йорка, постояльцами и гостями которого были Патти Смит, Леонард Коэн и Энди Уорхол, также завершится дискуссией.

22 сентября, пятница

19.00 Премьера концертной программы «Посвящение Джули Лондон» Юлии Михайловской и ее ансамбля (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Концерт посвящен одной из самых оригинальных певиц XX века – Джули Лондон. Ее творчество вдохновило петербургских музыкантов на создание новой программы. Солистка ансамбля Юлия Михайловская – джазовая вокалистка, лауреат конкурса «Осенний марафон», обладатель первой премии на III международном конкурсе «GNESIN-JAZZ» (Москва). Юлия принимала участие в программах Филармонии джазовой музыки «Мелодии Голливуда и Бродвея» и «Леди Джаз», в настоящее время выступает с сольными концертами. Сотрудничала с такими музыкантами, как н. а. России Давид Голощекин, з. а. России Петр Корнев, Константин Хазанович, Юрий Богатырев, Федор Кувайцев и другими.
В составе ансамбля: Юлия Михайловская (вокал), Роман Киселёв (контрабас), Сергей Коротков (ударные).

21.00 Осенний праздник фонтанов 2023. Мультимедийный спектакль «Наследники» (ГМЗ «Петергоф», Нижний парк – г. Петергоф, ул. Разводная, 2).
По традиции Осенний праздник фонтанов посвящают важным событиям, памятным датам и личностям, которые внесли неоценимый вклад в развитие культуры страны. Зрители смогут взглянуть на ряд привычных вещей как на часть огромного наследия, созданного и переданного нам предками, и осознать себя их наследниками.
Особенностью спектакля в этом году станет использование не только видеопроекций, но и реальных световых объектов. Специально для праздника перед Гротами Большого каскада будут созданы декорации в виде исторических иллюминационных сооружений конца XIX — начала XX века.
22 сентября будет организована трансляция спектакля в сообществе музея-заповедника «Петергоф» ВКонтакте: https://vk.com/peterhof_museum.

23 сентября, суббота

Открытие выставочного проекта «И просто, и тёмно» (Дом радио – ул. Итальянская, 27).
В Доме радио открывается выставочный проект «И просто, и тёмно» художников Вадима Михайлова и Ульяны Подкорытовой. В заглавии проекта, созданного совместно с галереей MYTH, строчка из стихотворения Марины Цветаевой, которое говорит о метафизическом преображении лирической героини. Подобно ей, выставка трансформирует состояния, предлагая миф как актуальный инструмент осмысления наличной реальности, где все «и просто, и тёмно».
Путь, пролегающий от одного выставочного зала к другому, ведет через все этажи Дома радио, который становится полноправным и пограничным пространством выставки. Зрители совершат путешествие между полярными мирами верха и низа. Благодаря превращениям, перевертышам – сакрального и профанного, света и тьмы – они погрузятся в постфольклорное художественное пространство, где полярности неразрывно связаны, а темнота и мрак не всегда являются злом.
Выставка открыта до 5 ноября.

12.00 Мероприятия МЦБС им. М. Ю. Лермонтова в рамках историко-культурного фестиваля «День Дома — 2023».
Фестиваль «День Дома» — это ежегодная акция библиотек и учреждений культуры, проходящая по инициативе Библиотеки Голицына с 2015 года. В фестивале примут участие и библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова.
В 12.00 Библиотека «Измайловская» (Измайловский пр., 18) приглашает на квест-экскурсию «Загадки Измайловских рот». Участники узнают интересные факты о районе, где располагались роты Измайловского полка.
В Библиотеке им. К. А. Тимирязева (ул. Шкапина, 6) в 12.00 состоится мастер-класс «Призраки старого дома». Участники создадут свои собственные коллажные дома-призраки. Вход – по предварительной записи по телефону 252-72-89 и в сообществе ВКонтакте https://vk.com/timiriazevka.
В 12.00 в библиотеке «Детская» (4-я Красноармейская ул., 13) начнется лекция «Пешком по Красноармейским улицам за 60 минут». Это настольная игра по самым интересным домам Красноармейских улиц.
В библиотеке «Старая Коломна» (пр. Римского-Корсакова, 16/2) Владимир Николаевич Кустов, преподаватель Российского государственного института сценических искусств, и актеры театра-студии «Liberté» прочтут отрывки из произведений Ф. М. Достоевского. Начало в 12.00. Вход на мероприятие – по предварительной регистрации по телефону 714-74-86.
В 13.00 Библиотека им. А. С. Грибоедова (Садовая ул., 33) приглашает на экскурсию «Загадки и метаморфозы Сенной площади». Необходима предварительная запись по телефону 310-94-39 или в группе ВКонтакте https://vk.com/griboedovlib.
В 16.00 в библиотеке «Бронницкая» (Клинский пр., 17) состоится лекция «Зеленый наряд Семенцов». Речь пойдет о скверах, расположенных на территории исторического квартала Семенцы, ограниченного Московским проспектом, Обводным каналом и Загородным проспектом. Название произошло от слободы квартировавшего здесь в XVIII веке Лейб-гвардии Семёновского полка. Вход по предварительной записи по телефону: 316-56-79.
В библиотеке «Семёновская» (Московский пр., 50/42) в это же время начнется лекция «Люди доходного дома. О положении прислуги».
В 16.00 в библиотеке «Старая Коломна» (пр. Римского-Корсакова, 16/2) состоится концерт-лекция «Образы музыкального Петербурга». Прозвучат произведения Эдварда Грига, Франца Шуберта и Сергея Рахманинова. Слушатели также узнают необыкновенные факты и истории из жизни композиторов и прослушают отрывки из литературных произведений. Исполнители: доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Анна Шелудько (фортепиано), кандидат искусствоведения Ольга Гаврилина. Вход на концерт-лекцию – по предварительной регистрации по телефону 714-74-86.
В библиотеке «На Стремянной» (Стремянная ул., 20) в 16.00 начнется лекция «Сайгон: внутренняя эмиграция в СССР». Необходима регистрация по телефону 572-30-65 или в группе в VK: https://vk.com/stremyannaya.
В 16.00 в Библиотеке им. К. А. Тимирязева (ул. Шкапина, 6) состоится лекция «Три эпохи игрушки «Красного треугольника»». Слушателем предложат отправиться в ностальгическое путешествие по прошлому и поближе познакомиться с резиновыми игрушками, которые начали изготавливать на заводе «Красный треугольник» еще во времена царской России, а продолжали и после развала Советского Союза. Вход – по предварительной записи по телефону: 252-72-89 и в сообществе ВКонтакте: https://vk.com/timiriazevka.

12.00 Международная акция «Литературный диктант» (Библиотека «Екатерингофская» – ул. Циолковского, 7).
«Литературный диктант» – это 20 вопросов, посвященных русской литературе от классики до современности.
МЦБС им. М. Ю. Лермонтова приглашает всех поклонников, любителей и профессионалов в области русской литературы старше 14 лет проверить свои знания. Написать диктант можно будет в 12.00 в библиотеке «Екатерингофская» (запись по телефону 251-22-63) или в группе ВКонтакте: https//vk.com/biblioteka_ekateringoff и в 16.00 в Зале классики на Литейном пр., 17-19 (запись по телефону: 272-36-60, доб. 120).
Пподготовиться к диктанту можно на сайте «Литературный диктант»: https://литдиктант.рф/, изучив раздел «Проверь себя», где размещены полезные викторины и игры, а также раздел «Живая литература» со статьями об авторах и их произведениях.

12.00 VIII международный фестиваль «Кофе&Jazz» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, ул. Садовая, 20).
На шести площадках состоятся выступления известных джазовых инструменталистов: Павла Чижика, Дениса Кириллова, Юлии Касьян, Йоля Гонсалеса, Михаила Шипова, а также коллективов: City music orchestra, Chizhik-jazz-quartet, «De Manera Virtuosa», шоу-оркестра «Бит Джус», «Petruсchiani Quartet» и др.
Хэдлайнерами фестиваля станут Давид Голощёкин и его ансамбль.
Начало в 12.00.

19.00 Премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Главные партии готовят: Демон — Глеб Перязев, Магеррам Гусейнов, Евгений Никитин; Князь Гудал — Юрий Воробьёв, Олег Сычёв, Мирослав Молчанов; Тамара — Инара Козловская, Екатерина Гончарова, Ольга Маслова, Наталья Павлова; Князь Синодал — Игорь Морозов, Роман Широких, Кирилл Белов.
Сюжет одноименной поэмы Лермонтова не раз привлекал внимание композиторов. Только во второй половине XIX века появились опера Бориса Фитингофа-Шеля, музыкальные картины Павла Бларамберга, симфония Эдуарда Направника. Однако наибольшую популярность снискала опера Антона Рубинштейна, оконченная в 1871 году.
Мировая премьера «Демона» Рубинштейна состоялась в Мариинском театре 13 (25) января 1875 года. За дирижерским пультом стоял Эдуард Направник. Критика встретила сочинение весьма сдержанно и в какой-то мере неблагосклонно, хотя у публики оно имело огромный успех. В Москве опера прозвучала спустя 4 года под управлением Энрико Бевиньяни. За дирижерским пультом сочинения в разное время также стояли Густав Малер и Сергей Рахманинов.
В партиях Князя Гудала и Демона не раз выходил легендарный Фёдор Шаляпин — его неповторимая новаторская трактовка центрального образа навсегда вписана в историю мировой музыки. Знаменитый бас сумел раскрыть мучительные душевные терзания героя, его напряженную внутреннюю борьбу. Но главное — шаляпинский Демон был гордым мятежником, чей отказ от борьбы ради любви артист представил не как благо, а как поражение. К трактовке, в которой нашла отражение поднимающаяся революция, относились по-разному, но нельзя отрицать, что такой Демон стал настоящим героем своего времени, тем, кого требовала новая эпоха.
За рубежом «Демона» впервые исполнили в 1880 году в Гамбурге, после чего опера начала шествие по мировым сценам: Лондон (1881), Кельн (1882), Лейпциг (1883), затем Вена, Монте-Карло, Нью-Йорк, Тель-Авив, Рига. Параллельно с этим сочинение звучало в российских городах — сложно найти отечественный оперный театр, в котором бы ни разу не давали «Демона». Последняя постановка в Мариинском увидела сцену в 2003 году, однако в репертуаре не закрепилась.
Новый спектакль на сцене Мариинского-2 готовит режиссер Елизавета Корнеева. Ее «Демон» будет лишен пространственно-временных координат. Вместо этого — метафоры, отголоски и символы: от греческого театра до песочницы. Все это призвано подчеркнуть вечность поднятых и в поэтическом, и в музыкальном тексте проблем.

24 сентября, воскресенье

16.00 Концерт «Триумфальное барокко» (Римско-католический храм Матери Божией Лурдской – Ковенский пер., 7).
Триумфальное барокко – встреча органа и фагота. Сочинения немецких композиторов эпохи раннего барокко и «золотого века» этого удивительного стиля представят Родион Толмачев и Людмила Горохова.
Музыка барокко, берущая свои истоки в Италии, и развивавшаяся по-своему в разных странах Европы, необычайно востребована в наши дни. Она завораживает терпкими и неожиданными созвучиями. Беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры.
Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог – Ян Питерсзон Свелинк – прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно – в Германии. Среди его учеников – легендарные основатели северогерманской органной школы.
Маттиас Векман – потомственный органист, представитель северонемецкой органной школы эпохи раннего барокко, ученик Преториуса и Шютца. Служил органистом в главных храмах Германии – Якобкирхе в Гамбурге и легендарной Томаскирхе в Лейпциге. Писал в многочисленных жанрах для органа и разных инструментальных составов.
К началу XVIII века представитель северонемецкой органной школы Винсент Любек был одним из самых востребованных музыкантов Германии, но несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений.
Иоганн Себастьян Бах, чьё мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием – от хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам.
Современники Георга Филиппа Телемана, друга Иоганна Себастьяна Баха, высоко ценили его творчество. При жизни Телеман был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга и не могли поделить между собой. Он был знаменит и известен не только во всей Европе, его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений музыкантов не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крёстным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени.
Французский гость концерта – Жозеф Боден де Буамортье, первый во Франции композитор, успешно существовавший без покровительства. В его инструментальной музыке много сочинений для флейты, и даже трёх и пяти флейт. Буамортье – автор первого французского концерта для солирующего инструмента с оркестром.
Исполняют: Родион Толмачёв (фагот); Людмила Горохова (орган).
В программе:
Винсент Любек (1654–1740). Прелюдия и фуга ре минор;
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621). Фантазия на гексахорд Ut re mi fa sol la, SwWV 263;
Жозеф Боден де Буамортье (1689–1755). Соната соль мажор для фагота и бассо континуо;
Маттиас Векман (1616–1674). Две канцоны in C, in d;
Георг Филипп Телеман (1681–1767). Соната фа минор для фагота и бассо континуо;
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Прелюдия и фуга си минор.

25 сентября, понедельник

11.00 Начало работы выставки «Рудольф Фурманов. Мой путь» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Рудольф Давыдович Фурманов – актер, театральный антрепренер и театральный практик, создатель и художественный руководитель-директор Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова, первого негосударственного театра.
Эпиграфом к выставке стали слова любимой песни Рудольфа Давыдовича «Мой путь» из репертуара Фрэнка Синатры: «Я прожил полную жизнь, я исколесил полмира. И, что гораздо важнее, я сделал это по-своему».
Вниманию посетителей будут предложены фотографии, портреты, афиши, инсталляции и другие интересные, уникальные экспонаты, которые отображают жизненный и творческий путь героя.
Выставка открыта до 8 ноября.
Вход свободный.

19.00 Показ спектакля «Рок-н-ролл на закате» к юбилею Татьяны Пилецкой (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
В этом году народная артистка России Татьяна Пилецкая отмечает свое 95-летие и 60 лет со дня вступления в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола (ныне – «Балтийского дома»).
Сентябрь в театре-фестивале «Балтийский дом» был объявлен месяцем Татьяны Пилецкой. В афише собраны все спектакли с ее участием. Кульминацией месяца станет эксклюзивный показ премьерного спектакля «Рок-н-ролл на закате» на Большой сцене театра, который состоится 25 сентября. В этот вечер у всех почитателей таланта народной артистки России Татьяны Пилецкой появится прекрасная возможность присоединиться к юбилейным торжествам, поздравив любимую актрису цветами и аплодисментами. После спектакля Татьяна Львовна примет поздравления с юбилеем от друзей и коллег.

20.00 Открытие нового концертного сезона в Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония открывает концертный сезон в день рождения Дмитрия Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью носит.
Прозвучит одна из ключевых партитур Шостаковича – Десятая симфония, впервые исполненная в декабре 1953 года в Большом зале Ленинградской филармонии этим же оркестром, тогда носившим имя Заслуженный коллектив Республики, под управлением Евгения Мравинского. Одна из самых мрачных и самоуглубленных симфоний композитора увидела свет спустя долгие восемь лет после премьеры Девятой. Это было тяжелое, трагическое время: в феврале 1948 года увидело свет Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели »Великая дружба»», Шостаковича вновь обвиняют в формализме и антинародности; в это же время приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром из дозволенных к исполнению исключают его Девятую, Восьмую и Шестую симфонии, композитора увольняют из Московской консерватории «в связи с несоответствием профессорской квалификации».
Отражением этих мрачных событий стала глубоко трагическая музыка, пронизанная звучанием монограммы композитора – мотивом D-Es-C-H, свидетельствующим о личном, автобиографическом содержании партитуры.
Также в программе концерта – сочинения Рахманинова: симфоническая поэма «Остров мертвых» и Рапсодия на тему Паганини.

26 сентября, вторник

17.00 Выставка «Туркмены на защите Ленинграда» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной переулок, 9).
3000 добровольцев были призваны в ряды Красной армии в Туркменской ССР, более 180000 человек ушло на фронт в годы войны (свыше 10% населения).
В Ашхабаде, других областных центрах и крупных населенных пунктах Туркменистана было сформировано несколько истребительных батальонов общей численностью 7305 человек. 15 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 11 стали полными кавалерами ордена Славы. 18 туркмен стали Героями Советского Союза, среди них — Курбан Дурды, Пена Реджепов, Аннаклыч Атаев, Мухамед Атаев, Айдогды Тахиров, Тачмамед Ниязмамедов, Клычнияз Азалов, Ораз Аннаев, Мульки Байрамов, Бердимурат Давлетджанов, и другие.
Среди героев – старший сержант Айдогор Тахиров – командир отделения 87-й Туркменской отдельной стрелковой бригады 11-й армии Северо-Западного фронта. В ночь на 30 января 1943 года старший сержант Тахиров, находясь в боевом охранении в районе деревни Новая Деревня (ныне Парфинский район Новгородской области), с группой бойцов принял бой с численно превосходящим противником. Четверо бойцов охранения не отступили ни на шаг. Вскоре раненый Айдогды Тахиров остался один, уничтожил 47 немцев и сорвал наступление роты врага. 19 июня 1943 года Айдогды Тахирову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В этом же году поэт Михаил Матусовский написал поэму «Айдогды Тахиров и его друг Савушкин», которая была переведена на туркменский язык и вышла в Туркменистане отдельной книгой. Его именем названы улицы в городах Ашгабад, Старая Русса Новгородской области и в родном ауле.
В знак благодарности за героический подвиг туркменистанцев на Пискаревском кладбище установлена мемориальная плита. Надпись на ней, исполненная на русском и туркменском языках гласит: «Вечная память героям-туркменистанцам, погибшим в боях за Ленинград».

19.00 Фестиваль Центра развития режиссуры БТК «Фундамент» (Большой театр кукол — ул. Некрасова, 10-12).
На фестивале будет показан уникальный шестидневный спектакль «Данте. Божественная комедия. Вариации на тему». Кураторами проекта выступили режиссеры Руслан Кудашов и Яна Тумина.
К фестивалю 11 режиссеров центра подготовили 18 эскизов, исследующих первую часть «Божественной комедии» Данте Алигьери, все 34 песни «Ада». Каждый вечер в течение шести дней в 19:00, в 20:00 и в 21:00 можно будет познакомиться с тремя эскизами, постепенно продвигаясь вглубь сюжета поэмы. После показов будут организованы обсуждения спектаклей с режиссерами и критиками, гости фестиваля смогут принять участие в круглых столах и посетить лекцию, посвященную творчеству Данте.
Центр развития режиссуры был создан в Большом театре кукол в марте 2022 года. Здесь под кураторством опытных наставников режиссеры проходят полный цикл выпуска спектакля, а каждая образовательная сессия заканчивается отчетным фестивалем. В этом году в фестивале приняли участие режиссеры Анатолий Гущин, Дарья Левингер, Ксения Павлова, Роман Гараев, Лидия Клирикова, Алексей Егоров, Марина Хомутова, Алёна Волкова, Владислав Тутак, Арсений Бехтерев и Олег Пинжов.

27 сентября, среда

13.00 Кинолекторий и показ документального фильма «Кинохроникер» Валерия Пятинина (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — Соляной переулок, 9).
Евгений (Ансельм) Львович Богоров был одном из авторов уникальной кинохроники блокадного Ленинграда. Документальную ленту о нем снял бывший кинооператор и режиссер лаборатории учебного кино ГИКиТ Валерий Пятинин в 1983 году.
Евгений Богоров родился в 1903 году на Украине. После окончания школы поступил в Московский межевой институт, но перевелся в Ленинградский фотокинотехникум (ныне Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения), который окончил в 1926 году.
С 1926 года до начала Великой Отечественной войны Евгений Богоров успел поработать оператором на кинофабрике «Ленинградкино», ленинградских кинофабриках «Совкино» и «Союзкино», Ленинградской студии кинохроники, оператором кинопоезда «Союзкинохроники».
Все военные годы Евгений Богоров был фронтовым кинооператором, работал во фронтовых киногруппах Ленинградского, Волховского, Карельского и 1-го Украинского фронтов. А в 1942 году в составе группы кинооператоров снимал хроники блокадного Ленинграда. Вместе с коллегами в осажденном городе они создали уникальные свидетельства, благодаря которым весь мир узнал о драматичных страницах истории и силе духа ленинградцев. В беседе с автором документального фильма «Кинохроникер», режиссером лаборатории учебного кино ГИКиТа Валерием Пятитниным Евгений Богоров делился: «Это были тяжелые, страшные дни. Они остались в моей памяти далеко не радостными. За исключением некоторых фактов, когда видел, что в этих совершенно нечеловеческих условиях человек оставался человеком».

20.00 Вокальный вечер Хиблы Герзмава (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Хибла Герзмава возвращается на сцену Большого зала Петербургской филармонии. Вместе с пианисткой Екатериной Ганелиной – своим постоянным творческим партнером – певица исполнит романсы русских композиторов
Звезда мировой оперы, певица гастролирует по всему миру. Она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.

28 сентября, четверг

19.00 Премьера проекта «Тромбон в джазе» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Давид Голощекин предложил группе тромбонов оркестра Филармонии сделать ансамбль, в котором этот инструмент играет ведущую роль. Солисты – тромбонисты Александр Козлов, Вячеслав Лисаченко, Антон Боярских и Валентин Пацюк – продемонстрируют благородный звук тромбона, виртуозную технику и исполнят оригинальные аранжировки. В программе — известные мелодии и авторские композиции участников ансамбля. Аккомпанемент составит трио: рояль, контрабас и ударные.
Ведущий программы – Владимир Фейертаг.

20.00 Органный вечер (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Концерт посвящен творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Известный органист, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Фисейский исполнит программу, полностью составленную из фантазий для органа немецкого гения. Исполнение будет сопровождаться видеопроекциями интерьеров немецких соборов, в которых играл Бах.

29 сентября, пятница

18.00 Читка повести Кристины Стрельниковой «День глухого кита». Режиссер – Антон Игумнов, студент IV режиссерского курса СПбГИК (Открытая гостиная Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
У главного героя повести Кристины Стрельниковой случилась неприятность — он разбил чайник своей тети. Эта мелкая, на первый взгляд, оплошность приводит к глобальному конфликту в семье, в результате которого мальчик перестает слышать. Он погружается в тишину, где нет не только нотаций и упреков, но и болтовни с приятелями или разговоров по душам с родителями. Удастся ли взрослым и подростку найти другой язык общения, или они навсегда будут разделены океаном молчания, в котором, как киты, проплывают мимо друг друга?
Необходима предварительная регистрация на Timepad: https://otkrytaya-gostinaya.timepad.ru/event/2542587/.

30 сентября, суббота

14.00 Премьера кукольного спектакля для детей «Екатерина Великая» (Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова – Загородный пр., 28).
Спектакль покажут в Санкт-Петербурге, Пскове (7-8 октября), Выборге (14 октября), Великом Новгороде (21-22 октября), Твери (11-12 ноября) и Петрозаводске (25-26 ноября). Партнерами проекта, инициированного АНО «Центр современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ», в Санкт-Петербурге стали Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Специальная городская детская библиотека им. А. С. Пушкина, а также благотворительные фонды и ресурсные классы.
Как известно, Екатерина Великая была не только просвещенной правительницей, но еще и писательницей. Ей принадлежат стихотворения и исторические произведения, критические статьи и две аллегорические сказки. Одна из них – «Сказка о царевиче Хлоре», написанная для внука Александра I — взята за основу спектакля. В ней ярко отразились идеалы эпохи Просвещения. Сказка призвана воспитать будущего царя честным, добродетельным, справедливым человеком. Также в сценарии используются письма, воспоминания, указы, прижизненные документы и публикации императрицы Екатерины II.
Юные зрители побывают в России XVIII века, узнают о реформах и идеях Просвещения. Приемы театра кукол — театр предмета, превращения, неожиданные смены мест действия, подробная работа с куклой и т.д. — соединяются в спектакле с интерактивным действом. Повествование ведут рассказчики-артисты, они же слуги Екатерины Великой, общаются со зрителями, предлагают им стать соучастниками событий. Исторические костюмы, реквизит, отсылающий к XVIII веку, авторские куклы — все это делает спектакль ярким и познавательным.
Спектакль адресован детям дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
К постановке спектакля привлечена молодая талантливая команда. Драматург — Игорь Красовский. Режиссер – Вера Каратаева, выпускница РГИСИ, приглашенный режиссер-постановщик в театрах кукол Новосибирска, Кемерово, Калуги, Новоуральска, Петропавловска-Камчатского и Санкт-Петербурга. Художник-оформитель – Юлия Гамзина, работающая с театрами по всей стране (более 20 работ в театрах кукол от Калининграда до Камчатки, обладатель специального приза жюри премии «Прорыв» 2021 г. в номинации «Лучший художник» за спектакль «Гримм. НеСказки»). Музыкальное оформление — Аглая Жюгжда. В спектаклях играют петербургские актеры Аглая Жюгжда и Рустем Усинов.

19.00 Открытие XXXII концертного сезона в Шереметевском дворце – Музее музыки (Белый зал Шереметевского дворца – Музея музыки — наб. реки Фонтанки, 34).
30 сентября в 19.00 в Белом зале Шереметевского дворца – Музея музыки состоится открытие XXXII концертного сезона. Программа вечера посвящена двум знаковым для музея датам: 255-летию со дня рождения крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой, графини Шереметевой и 220-летию композитора Михаила Ивановича Глинки.
Впервые в России на концертной сцене прозвучат дуэтом уникальные инструменты из коллекции Музея музыки: мемориальные рояль и скрипка Глинки. Во втором отделении будет исполнена моноопера Доменико Чимароза «Капельмейстер оркестра». Ее жанр композитор определил как intermezzo giocoso («веселое интермеццо»): длится моноопера около 20 минут и представляет собой сцену репетиции оркестра. Главный ее герой — дирижер, который пытается добиться от музыкантов идеального исполнения.
Откроет концертный сезон в Шереметевском дворце народный артист Кабардино-Балкарской республики Михаил Голиков и Симфонический оркестр Ленинградской области. В концерте примут участие лауреаты всероссийских и международных конкурсов Александр Кашпурин (фортепиано), Александра Коробкина (скрипка) и Иван Сапунов (баритон).
Рояль Глинки изготовлен известным в Петербурге мастером клавишных инструментов А. Тишнером в первой половине XIX века (до 1824 г.). Инструмент появился у Глинки в те годы, когда будущий композитор учился в петербургском Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Затем рояль был перевезен в имение Новоспасское. Композитор играл на нем фрагменты своей первой оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), романсы на стихи Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского, цикл «Прощание с Петербургом» на стихи Н. Кукольника. После смерти композитора его сестра Л. И. Шестакова передала рояль в музей.
Еще один инструмент Глинки, который прозвучит на открытии концертного сезона — скрипка, созданная в 1766 г. знаменитым представителем династии тирольских скрипичных мастеров Себастьяном Антоном Клоцем (1696–после 1767). Известно, что Глинка с детства прекрасно владел игрой на скрипке, играл на ней в кругу друзей, на деревенских праздниках в селе Новоспасском. Инструмент был подарен Л. И. Шестаковой церковному хору после панихиды, совершенной в Конюшенной церкви по умершему композитору. В 1902 г. управляющий Придворной конюшенной частью в Санкт-Петербурге передал этот инструмент барону К. К. Штакельбергу, основателю Музея Придворного оркестра. С тех пор инструмент находится в петербургском собрании музыкальных инструментов.

20.00 Открытие сезона Академического симфонического оркестра филармонии (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Академический симфонический оркестр филармонии откроет сезон программой из шедевров академической музыки. За пультом – Николай Алексеев, солист – лауреат международных конкурсов, пианист Филипп Копачевский.
В этот вечер прозвучат великие Вариации на тему Гайдна Иоганнеса Брамса, Фортепианный концерт № 23 Вольфганга Амадея Моцарта и Девятая симфония «Из Нового Света» Антонина Дворжака.

 

 

На заставке: фото Марка Сизова