1 апреля, суббота

Начало работы выставки иллюстраций Наталии Михайловой «Обход» (Библиотека «Семеновская» – Московский пр., 50/42).
«Обход» – это итоговый просмотр работ во время учебы в конце семестра в творческих учебных заведениях.
Художник Наталия Михайлова о выставке: «Через несколько лет после окончания своего образования в СПГХПА им. А. Л. Штиглица, начав преподавать живопись и основы скульптуры, мне захотелось заново обратиться к теме составленных вместе предметов и повторить те открытия, которых я ожидаю от тех, кого учу».
Михайлова Наталия Юрьевна – художник, член Ассоциации искусствоведов (AIS, AICA). Окончила СПГХПА им. А. Л. Штиглица по специальностям «Скульптура» и «Графический дизайн». Преподаватель «Основ скульптуры» в Детской академии при СПГХПА им. А. Л. Штиглица.
Выставка открыта до 30 апреля.
Вход свободный.

13.00 День Рахманинова в Эрмитаже (Главный штаб Государственного Эрмитажа – Дворцовая пл., 6-8).
1 апреля, в день рождения Сергея Рахманинова, в Атриуме Главного штаба будет исполнена музыкальная программа из произведений композитора. Мультижанровый музыкальный проект представит скрипач, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга Сергей Стадлер при участии музыкантов оркестра, вокалистов «Петербург-концерта» и молодых пианистов России.
Многочасовой музыкальный оммаж стартует в 13.00, и его программа будет доступна всем посетителям музея в режиме «открытых дверей» (по билетам в Эрмитаж, без дополнительной регистрации). Билеты на вечернее отделение можно приобрести на сайте «Петербург-концерта».
Встреча с музыкой Рахманинова начнется с исполнения камерно-вокальных произведений. Свои романсы – а их около восьмидесяти – он сочинял преимущественно на стихи русских поэтов XIX – начала XX века, среди которых Пушкин, Тютчев, Фет, А. Толстой, Мережковский, Бальмонт, Бунин, Северянин и другие.
Далее в программе прозвучат фортепианные сочинения Рахманинова, которые, благодаря его авторству, впервые в истории русской музыкальной культуры заняли центральное место: прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины.
Услышат посетители музея и Рапсодию на тему Паганини, которая негласно считается Пятым концертом для фортепиано с оркестром.
Симфоническое творчество Сергея Рахманинова будет представлено Первой и Второй симфониями.
В вечернем отделении музыкальной программы прозвучат три романса в переложении для скрипки с оркестром (солирует Сергей Стадлер) и Вторая симфония, одна из самых значительных партитур отечественной и мировой музыкальной культуры, премьера которой состоялась в 1908 году.
Онлайн-трансляция вечернего концерта пройдет в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/tassagency.

16.00 Открытие фотовыставки Марии Кирилловой-Миновой «Тихая жизнь» (Библиотека им. К. А. Тимирязева – ул. Шкапина, 6).
Петербургский фотохудожник Мария Кириллова-Минова предлагает рассмотреть тихую жизнь окружающих нас предметов. В каждодневной суете человек не всегда замечает разнообразие их форм и цвета. Автор дает возможность замедлиться, остановиться, прочувствовать красоту простых предметов.
Выставка открыта до конца апреля.
Вход по предварительной записи: http://new.lermontovka-spb.ru/events/ или по телефону +7 (812) 252-72-89, а также в сообществе «ВКонтакте»: https://vk.com/timiriazevka.

19.00 Концерт в рамках фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В день юбилея композитора прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор и сюита «Симфонические танцы», одна из вершин творчества Рахманинова. Дирижер – Александр Чернушенко. Солист – Мирослав Култышев.
«Симфонические танцы» – последнее масштабное творение Рахманинова, одно из его лучших произведений. Это своеобразное духовное завещание композитора, исполненное трагических пророчеств. Произведение было закончено в 1940 году и отразило реакцию Рахманинова на начало Второй мировой войны. Сергей Васильевич посвятил сочинение Филадельфийскому симфоническому оркестру и его главному дирижеру Юджину Орманди. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии. В нашей стране «Симфонические танцы» прозвучали в разгар Великой Отечественной войны, 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Николая Голованова.
Потребовалось почти 30 лет, чтобы Четвертый фортепианный концерт Рахманинова обрел свою окончательную форму. Работу над эскизами Концерта композитор начал летом 1914 года. Оказавшись в эмиграции и лишившись всего имущества после революции, Рахманинов был вынужден приостановить композиторскую деятельность. Он полностью посвятил себя гастролям, чтобы восстановить благосостояние своей семьи. Только в 1926 году он смог взять отпуск и вернуться к сочинительству. Результатом стало завершение первой версии фортепианного концерта соль минор, премьера которого состоялась 18 марта 1927 года в исполнении автора и под управлением Леопольда Стоковского. Филадельфийский оркестр, который Стоковский поднял на небывалый уровень, Рахманинов называл лучшим оркестром, который он когда-либо слышал. Четвертый концерт был посвящен выдающемуся композитору и пианисту Николаю Метнеру. Это тонкое и сложное произведение с богатой оркестровкой и выразительными мелодиями, которыми так славится Рахманинов. Однако отзывы критиков после премьеры были крайне суровыми. Перед публикацией в 1928 году композитор отредактировал партитуру, а в 1941 году он подверг произведение радикальной переработке и создал его новую редакцию.

20.00 Концерт в рамках фестиваля «Рахманинов и (не) его время» (Санкт-Петербургская академической филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – ул. Михайловская, 2).
В день рождения Рахманинова, 1 апреля, академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Лазарева исполнит сочинения, написанные молодым, едва преодолевшим двадцатилетний рубеж композитором: Каприччио на цыганские темы, Первую симфонию и Первый фортепианный концерт, солистом выступит Вадим Руденко.
Концерт входит в программу Фестиваля русской музыки XIX-XXI веков «Рахманинов и (не) его время», который Петербургская филармония посвящает 150-летию со дня рождения композитора.

20.30 Показ балета «Morceauxdefantaisie», посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, в рамках выставки «Первая позиция. Русский балет» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
Балет «Morceauxdefantaisie» поставлен на одноименный фортепьянный цикл Сергея Рахманинова хореографом Дмитрием Пимоновым. Пьесы-фантазии проведут зрителя сквозь воспоминания композитора, лирического героя постановки. В грезах он увидит свою юную музу, встретит lafemmefatale, увлечется таинственной незнакомкой. Призраки прошлого растворяются, и герой остается в гармонии со своей музыкой.
Балет предваряет лекция кандидата искусствоведения Ольги Гладковой. Она расскажет об особенностях стиля Сергея Рахманинова как последнего романтика Золотого века русской музыки, проведет параллели музыки композитора с другими видами искусства.

2 апреля, воскресенье

12.00 Показ мюзикла Максима Дунаевского «Мэри Поппинс, до свидания!» к 20-летию первой постановки (ДК им. Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
Через 20 лет после выхода на экраны фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» встретились авторы фильма – композитор Максим Дунаевский, поэт Наум Олев, режиссер-постановщик Леонид Квинихидзе и их петербургские коллеги. Автором идеи и музыкальным руководителем проекта стала Ирина Брондз, художественный руководитель театра «Карамболь». Она вместе с композитором Максимом Дунаевским работала над созданием новых музыкальных номеров для спектакля и превращением кино в театральный мюзикл. В роли Мэри Поппинс выступила солистка театра «Карамболь» Юлия Надервель. Роль Мистера Гуда исполнил Игорь Скляр.

13.00 Онлайн-трансляция спектакля «Идиот» в официальной группе театра «Приют комедианта» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/priut_komedianta).
Постановка Петра Шерешевского переносит сюжет и персонажей романа Достоевского в наши дни. «Идиот» – неожиданный, наполненный сложными метафорами и сильными чувствами спектакль, в котором максимально используются современные видеотехнологии и технические возможности сцены театра на Садовой.
В ролях: Илья Дель, Антон Падерин, Александр Худяков, Геннадий Алимпиев,Татьяна Самарина, Татьяна Ишматова и Анна Саклакова.

18.00 Гала-концерт XVI Международного пластического конкурса «Актерское мастерство языком пластики» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Конкурс-фестиваль «Актерское мастерство языком пластики» носит имя Ивана Эдмундовича Коха – легендарного педагога, стоявшего у истоков создания кафедры пластического воспитания актера. В этом году фестиваль пройдет в шестнадцатый раз.
В программе Гала-концерта собраны самые яркие танцевальные и акробатические номера, пластические этюды, динамичные драки, трюки и фехтовальные поединки. В конкурсе принимают участие студенты творческих вузов по специальности «Актерское искусство» и «Режиссура».

19.00 Открытие Международного фестиваля «Виртуозы флейты» & «Северная лира» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В насыщенной программе фестиваля в этом сезоне – девять концертов: с камерными ансамблями, с вокалистами и с оркестром, а также две премьеры, концерт к 345-летию со дня рождения Антонио Вивальди и вечер памяти Йоко Нагаэ Ческины.
В программы гала-концертов вошли самые яркие мировые сочинения для арфы и флейты, а также новые концерты и транскрипции известных произведений. На закрытии состоится премьера нового сочинения петербургского композитора Эдуарда Кипрского. Концерт для флейты и арфы с оркестром был написан им специально для фестиваля.
Еще одна премьера – Концерт для арфы с оркестром композитора и арфиста Николая Парфёнова. Чудом найденная и восстановленная партитура прежде никогда не исполнялась в Санкт-Петербурге. Премьера прозвучит 5 апреля на концерте-посвящении большому другу Мариинского театра, арфистке Йоко НагаэЧескине.
8 апреля – выступление флейтистов и арфистов с камерным оркестром, приуроченное к 345-летию со дня рождения Антонио Вивальди. Прозвучит Концерт «Буря на море» для флейты, гобоя и фагота, а также транскрипции для арфы и флейты сочинений этого известного итальянского композитора.
3 апреля – уникальный вечер «Этно-сказка». Необычные музыкальные инструменты и сочинения с музыкальным колоритом Японии, Индии, Китая, Казахстана, Беларуси, Румынии, Испании, Италии и России помогут слушателям совершить увлекательное музыкальное путешествие.
4 апреля программу концерта составят пьесы из библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны (кабинет рукописей Российского института истории искусств). Романсы и транскрипции будут перемежаться поэтическими строками в исполнении артиста театра и кино Сергея Барковского.
Кроме того, в программу фестиваля вошел концерт солистов Санкт-Петербургского Дома музыки и лучших молодых флейтистов страны «Музыкальная сборная России (флейта)» (5 апреля), концерт учеников Эмилии Москвитиной «Арфовый калейдоскоп» (7 апреля), а также «Парад квинтетов» (6 апреля), где совместно с известными музыкантами, солистами Мариинского и Большого театров, выступят недавние лауреаты международных конкурсов флейтистов.
В рамках фестиваля с 4 по 7 апреля пройдут открытые мастер-классы. Их проведут солистка Симфонического оркестра Мариинского театра София Виланд (флейта), солист Казахской Государственной филармонии Ержан Кушанов (флейта), а также солисты Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Антон Сильверстов (флейта) и Эмилия Москвитина (арфа).

19.00 Концерт, посвященный Дню единения народов Беларуси и России (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Впервые в Санкт-Петербурге выступит Гнесинский ансамбль современной хоровой музыки AltroCoro и уникальный певческий коллектив Беларуси Праздничный мужской хор «Всехсвятский».
В программе прозвучат сочинения выдающихся композиторов духовной музыки: П. Чеснокова, В. Калинникова, С. Трубачева, С. Рахманинова, А. Шнитке, а также духовные стихи и народные мелодии Беларуси. Руководитель, основатель и дирижер ансамбля AltroCoro, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский и художественный руководитель, а также солист мужского хора «Всехсвятский» Дмитрий Токмаков продемонстрируют мастерство управления хоровыми коллективами.
Два коллектива объединятся на одной сцене, чтобы исполнить произведение Сергея Рахманинова, чье 150-летие широко отмечается в этом году, и одну из самых известных песен белорусского композитора Игоря Лученка «Журавли на Полесье летят».

3 апреля, понедельник

16.00 Презентация книги А. В. Головнёва «Северность России» (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – Университетская наб., 3).
Книга члена-корреспондента РАН А. В. Головнёва «Северность России» посвящена исследованиям новых горизонтов отечественной истории и этнографии Севера, а также размышлениям о том, почему «Север, будучи естеством России, никогда не выступал ее основным измерением, отодвигаясь на окраинный план и оставаясь в тени ориентаций на европейский Запад, ордынский Восток, византийско-христианский Юг».

18.00 Открытие персональной выставки петербургского художника Михаила Клеванного «Музыка света» (Арт-пространство mArs – Марсово поле, 3).
Выставка организована в рамках проекта «Новые передвижники» и продлится две недели.
Михаил Клеванный – последователь художественного направления, называемого школой Осипа Сидлина и школой «Храмовая стена». Для творчества Клеванного характерны свободная манера письма, непосредственное восприятие окружающей действительности и переход от беспредметности к фигуративности. Особое внимание художник уделяет взаимодействию изображения и картинной плоскости.
Искусствовед Елена Соловьева: «Картины, представленные на выставке, демонстрируют удивительные возможности автора в работе с цветовой гаммой. Одни из них – фресковые, выполненные с преобладанием светлых и холодных тонов, другие же отличаются плотной колористикой и наполнены теплом. Глубоко разнообразна и тематика произведений Михаила Клеванного: это и жанровые сценки, и натюрморт, и картины, пронизанные музыкой. Отдельной линией в творчестве художника проходит библейская тема, самобытно им осознанная и перенесенная на картинную плоскость. И, конечно, портреты, отражающие не столько внешний образ, сколько внутренний мир портретируемого».
Михаил Клеванный родился в 1974 году. Творческий путь начался в 1991 году в студии при ДК им. Щелгунова под руководством Юрия Нашивочникова и Владимира Устинского. Входил в состав школы «Храмовая стена». Член Творческого союза художников IFA. Член студии «4-й этаж».

19.00 Открытие Дней фехтовальной культуры – 2023 (Санкт-Петербургский фехтовальный клуб – Каменноостровский пр., 67, 20 Н, вход с ул. Графтио).
В первый понедельник апреля, когда, согласно строкам романа Александра Дюма «Три мушкетера», начались приключения Д’Артаньяна, Санкт-Петербургский фехтовальный клуб отмечает свой день рождения.
Восемнадцатилетие клуб встречает в долгожданном собственном доме – год назад он получил помещение на Каменноостровском проспекте, 67. В клубе занимаются классическим фехтованием, проводят лекции, вечера и встречи, также здесь открыта художественная галерея «Атос».
В праздничной программе фестивальных дней – выступления Театра танца эпохи барокко «Монплезир», клуба исторического фехтования «Парад-Рипост, клуба «Ирландский Палочный Бой», а также открытие выставки Виктора Тихомирова «Мои приключения» в галерее «Атос».
Дни фехтовальной культуры продлятся до 23 апреля. В программе:
5 апреля в 19.00 – вечер со студией европейского историко-сценического фехтования «Силуэт»;
7 апреля в 19.00 – лекция Сергея Мясищева, директора Школы фехтования «TRAMAZZONE»;
8 апреля в 14.00 – выступление Ансамбля эпохи раннего Возрождения «Стелла»; лекция «История карт Таро и создание колоды Триумфов. Карты триумфов – игры сеньор и сеньоров».
18 апреля в 19.00 – поэтический вечер «Перо и шпага», ведущий вечера – поэт и писатель Дмитрий Григорьев;
19 апреля в 19.00 – вечер Театра танца «Монплезир» (Monplaisir Dance Company);
21 апреля в 19.00 – выступление клуба «Ирландский Палочный Бой»;
22 апреля в 14.00 – лекция «Боевое искусство Древнего Рима»;
23 апреля в 16.00 – творческий вечер художника и писателя Виктора Тихомирова.

4 апреля, вторник

Начало работы выставки «Был такой издатель, Маркс» (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
Адольф Федорович Маркс (1838 – 1904) приехал в Россию 20-летним юношей, желая заняться книжной торговлей. Очень скоро он стал одним из самых известных издателей. Благодаря ему в течение 48-ми лет выходил еженедельный иллюстрированный журнал «Нива». Это издание обрело своих подписчиков по всей стране. Благодаря Марксу в самые отдаленные уголки Российской империи проникали и бесплатные приложения к журналу – полные собрания сочинений классиков русской литературы. Издательство Маркса славилось не только высоким качеством печати, но и работами граверов, позволявшими знакомить русскую публику с новинками живописи.
Вход свободный.

19.00 Концерт в рамках фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
На фестивале встретятся две прославленные творческие школы России: средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств. Фортепианные шедевры Рахманинова прозвучат в исполнении лучших воспитанников легендарной школы-десятилетки. Каждое сочинение будет проиллюстрировано специально подобранной картиной учеников и выпускников разных лет знаменитой школы при Академии художеств.

20.00 Концерт Симфонического оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Апрельская программа musicAeterna посвящена двум неоклассическим шедеврам Игоря Стравинского: широко известной Симфонии псалмов и редко исполняемой мелодраме «Персефона», в которых композитор обращается к библейским псалмам и одному из древнейших античных мифов.

20.00 Музыкально-поэтический перформанс «Хармс.Doc Revival» (Клуб «Космонавт» – Бронницкая ул., 24).
Музыкально-поэтический перформанс «Хармс.Doc Revival» – это признание в любви Даниилу Хармсу, человеку и поэту. Со сцены прозвучат стихи, проза и дневники Хармса. Оригинальная актерская подача в жанре сторителлинг и авторская музыка позволят по-новому взглянуть на творчество одного из культовых авторов ХХ века. Представление проходит в лучших традициях обэриутов, чьи публичные выступления можно назвать «хэппенингами».
Автор сценария и режиссер – Войцех Урбаньски.
Композитор – Николай Бичан.
Исполняют: Андрей Феськов (БДТ им. Г. А. Товстоногова), Григорий Чабан (БДТ им. Г. А. Товстоногова), Вячеслав Коробицин («Приют комедианта»), Роман Кочержевский (Театр им. Ленсовета).
Музыкальное оформление: Николай Рубанов, Михаил Коловский, Владимир Волков и Дмитрий Озерский («АукцЫон»), Олег Шарр (экс-«Аквариум»), Николай Бичан («Bichan Orchestra»).

5 апреля, среда

12.00 Начало работы выставки «Алтайский край. Чумыш-Перекат – археологический памятник разных эпох» (Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов – 18-я линия В.О., 1).
Продолжая и развивая научный поиск семьи Рерихов в области изучения истории и культуры Центральной Азии, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов разработал программу исследовательской экспедиционной деятельности. В рамках этой программы проводятся археологические исследования на территории Алтайского края под руководством А. А. Тишкина, С. П. Грушина, А. В. Фрибуса, Н. Н. Серёгина, В. О. Сайберт и других ученых.
На выставке представлены материалы, полученные Салаирской археологической экспедицией (Алтайский и Кемеровский государственные университеты под руководством С. П. Грушина и А. В. Фрибуса) совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов. Это результат исследований, проведенных на могильнике Чумыш-Перекат в Залесовском районе Алтайского края, где в предгорьях Салаирского кряжа проходит граница лесостепной и горно-таежной зон. Этот археологический комплекс расположен у переката реки Чумыш, на высоком мысовидном выступе береговой террасы. В 2012 году это место обнаружил С.П. Грушин. В 2014 – 2019 гг. его исследовали как объект археологического наследия и определили как могильник. К настоящему времени на Чумыш-Перекате изучено 36 погребений и девять объектов, связанных с ритуальными обрядами или поминальными культами. Они отнесены к разным историческим эпохам: неолит (VI–IV тыс. до н. э.), развитый (андроновская культура, XVII–XV вв. до н. э.) и поздний (ирменская культура, XIV–IX вв. до н. э.) бронзовый век, ранний железный век (IV–II вв. до н. э.), раннее средневековье (VI – нач. VIII в. н. э.).
На выставке будут размещены археологические находки, обнаруженные в этих погребениях: разнообразные костяные изделия (наконечники стрел; роговые кочедыки – приспособления для развязывания узлов и т. д.; керамические сосуды разных форм; бронзовые поясные бляшки (детали костюма и поясных наборов); предметы быта (железные ножи и тесла); конское снаряжение (удила и псалии); многочисленные украшения (серьги, подвески, пронизки и т. д.). На выставке можно будет посмотреть фильм с использованием фото- и видеосъемки из археологической экспедиции, аэросъемки с квадрокоптера и др.
Выставка отрыта до 31 декабря.

18.00 Презентация выставки «В поисках нового человека» (Новый выставочный зал музея «Разночинный Петербург» – Подольская ул., 14).
Выставка посвящена 155-летию Максима Горького и рассказывает о творческих исканиях писателя, его влиянии на современников и роли в воспитании молодого советского поколения. На выставке представлены предметы, документы, книги и фотографии из коллекции музея.
Для гостей мероприятия будет организована экскурсия, а также состоится показ короткометражного фильма «Сударушка» по мотивам рассказов Горького. Главные роли в картине исполнили артисты театра «Алые паруса» Екатерина Лесова и Андрей Арсеньев.

19.00 Концертная программа Андрея Мерзликина «5.0» (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
В этот день на сцене кинотеатра «Аврора» актер театра и кино Андрей Мерзликин отметит свое 50-летие. Программа будет сопровождаться сценическими миниатюрами, музыкой и специально подготовленным видеорядом. В конце у зрителей также будет возможность задать артисту вопросы.
Андрей Мерзликин сыграл более ста ролей в фильмах и сериалах, работал с режиссерами Алексеем Балабановым, Петром Бусловым, Павлом Чухраем, Фёдором Бондарчуком, Никитой Михалковым и другими.

19.00 Закрытие фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
В Капелле завершается фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. В исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга прозвучит Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, входящий в число лучших фортепианных концертов в истории мировой музыки, и монументальная поэма «Колокола» на стихи Эдгара По. Дирижер – Александр Чернушенко. Солист – Илья Чирсков.

6 апреля, четверг

17.00 Большие гастроли Хабаровского краевого театра кукол (Кукольный театр сказки – Московский пр., 121).
Театр был создан в 1997 году. Коллектив активно гастролирует и принимает участие в фестивалях. Многогранный и разножанровый репертуар театра включает в себя спектакли для аудитории любого возраста.
6, 7 и 9 апреля Хабаровский театр покажет спектакль «Сказка о потерянном времени». Классика советской литературы для школьников, рассказанная понятным современным детям языком. Спектакль для семейного просмотра о приключениях четырех незадачливых школьников, не ценивших время и в одночасье превратившихся в старичков. Спектакль наполнен деталями и нюансами советского быта, воссозданными художником Натальей Павлишиной.
8 апреля петербургские зрители увидят спектакль «Дедушкины сказки». С помощью разноплановых кукол артисты разыграют для самых маленьких зрителей русские народные сказки. Также 8 апреля в афише – «Волшебное кольцо». Веселая и поучительная история по известному сюжету русской сказки в обработке Бориса Шергина.

18.00 Встреча с писателем и путешественником Антоном Кротовым (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
Антон Кротов, путешественник и писатель, автор 65 книг, посетивший все регионы России и 135 стран мира, расскажет о своем новом путешествии по Южной Америке.
Антон путешествовал три месяца автостопом. Участники встречи узнают о климате Южной Америки, нравах жителей континента, о природе и городах.
Вход по предварительной записи по телефону (812) 316-56-79 или на сайте http://new.lermontovka-spb.ru/events/.

19.00 Премьера спектакля «Я – Федерико Гарсиа Лорка». Режиссер – Мигель Паласио (ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
Литературно-музыкальный спектакль «Я – Федерико Гарсиа Лорка» – специальный проект в жанре театрализованной чтецкой композиции, он является коллаборацией публициста, переводчика и доктора теологии Мигеля Паласио с ТЮЗом. В спектакле заняты артисты Данила Лобов и Алиса Золоткова, приглашенные музыканты и вокалисты. Языком театра осмысляются жизнь и творчество Федерико Гарсиа Лорки (1898 – 1936), его восприятие любви, одиночества и смерти.
Этот спектакль – о необычайном даровании знаменитого испанского поэта и драматурга, о его тесной эмоциональной и творческой связи с Россией. Постановка наполнена уникальными артефактами и документальными свидетельствами, а также аутентичной музыкой в «живом» исполнении, погружающей в мир испанской реальности и ирреальности. Образы Лорки, Сальвадора Дали и его сестры Аны Марии, сплетаясь с вокалом и гитарой, распахивают двери перед мистическим духом дуэнде, определившим судьбу главного героя постановки и всей Испании.
Мигель Паласио: «Строки Лорки – большая загадка, равно как тайной остается место его упокоения. Его тексты пронизаны яркой страстью и тихой грустью. Федерико – целый универсум, но в первую очередь удивительная душа, источник добра, света и любви. “Я – Федерико Гарсиа Лорка” – фраза, отсылающая нас к незавершенной пьесе гения, но, как и все у него, она имеет двоякий смысл. В истории одного человека, прожившего 38 лет, раскрываются путь и переживания поистине многих. Для меня особая радость и ответственность представить этот очень личный спектакль в ТЮЗе им. А. А. Брянцева».
Музыкальный руководитель – Александра Чопик.
В спектакле заняты: Мигель Паласио, Данила Лобов, Алиса Золоткова, приглашенные музыканты и вокалисты.

19.00 Возобновление показов спектакля «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе Джона Бойнтона Пристли. Режиссер – Александр Баргман (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Премьера спектакля «Время и семья Конвей» в постановке Александра Баргмана состоялась еще в 2011 году, а сейчас спектакль открывает новую главу своей жизни. Первые показы возрождающегося спектакля состоятся 6 и 7 апреля в Музее Достоевского.
Спектакль «Время и семья Конвей» – это попытка понять, почему радость и надежды обернулись горечью и разочарованием. Спектакль-предупреждение, в котором, вопреки обстоятельствам, остается место надежде.
В спектакле заняты: Анна Арефьева, Оксана Базилевич, Наталья Бояренок, Екатерина Карманова, Виталий Коваленко, Александр Лушин, Дарья Румянцева, Мария Сандлер, Арсений Семенов, Олег Сенченко, Павел Юлку.

19.00 «Юбилей-концерт» Михаила Смирнова (Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» им. И. Р. Штокбанта – пр. Шаумяна, 22).
В этот день художественный руководитель театра «Буфф» Михаил Смирнов празднует 60-летие. В театре «Буфф» он служит половину своей жизни – 30 лет, и поставил за это время более 20 спектаклей и музыкальных программ.
Михаил Смирнов учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии на отделении эстрады и музыкального театра по специальности «режиссура» в мастерской основателя театра «Буфф» Исаака Романовича Штокбанта. Закончил обучение в 1993 году и в этом же году был приглашен в труппу «Буффа». С тех пор артист продолжает служить родному театру.
На сцене театра «Буфф» Михаил Смирнов поставил комедию «NEOполитанцы» по пьесе Эдуардо Де Филиппо, спектакль «Король VS Король» по пьесе Александра Дюма, комедию «Ужин дураков», музыкальную комедию классика сербской драматургии Бронислава Нушича «L’amur по-сербски», спектакль-шутку «Пушкин. Наше все!». Режиссер ставит также музыкальные программы и спектакли для самых маленьких зрителей. А в июне в театре «Буфф» состоится премьера в постановке Михаила Смирнова – спектакль «Поздняя любовь» по одноименной пьесе А.Н. Островского, приуроченная к 200-летию со дня рождения драматурга.

7 апреля, пятница

Начало работы выставки «Свадьба будет в полдень» к 120-летию венчания А. А. Блока и Л. Д. Менделеевой (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка посвящена одному из важнейших событий в жизни Александра Блока – его женитьбе на Любови Дмитриевне Менделеевой.
Брак поэта с дочерью знаменитого химика нельзя назвать счастливым (о причинах «безвыходности конфликтов», «сбитой линии всей жизни» Л. Д. Менделеева-Блок напишет в своих воспоминаниях). Но именно взаимоотношения с невестой, а потом женой станут для Блока, по утверждению Д. М. Магомедовой, «центральными событиями его душевной жизни, источником формирования его автобиографического мифа».
На выставке представлены предметы из фондов и научной библиотеки Государственного музея истории Санкт-Петербурга: документы, фотографии и издания из библиотеки В. Н. Орлова и коллекции Н. П. Ильина; английские иллюстрированные журналы «The Studio» начала ХХ века из книжного фонда; предметы, выполненные в технике хромолитографии и цветной печати из фонда архитектурной графики и картографии; редкие издания из вспомогательного книжного фонда и научной библиотеки; грампластинка с романсами на стихи Блока из фонда музыкальных инструментов; журнальные иллюстрации из фонда живописи и графики города. Отдельную группу экспонатов составят предметы из фонда керамики и стекла – изделия из фарфора конца XIX – начала ХХ века.
Современные фотографии Санкт-Петербурга, подмосковных усадеб Боблово и Тараканово, а также дореволюционные изображения этих мест (книжные и журнальные иллюстрации, копии фотографий) помогут воссоздать «декорации», в которых развивались отношения А. А. Блока и Л. Д. Менделеевой, – от первых встреч «Саши» и «Любы» в Санкт-Петербургском университете до венчания 17 августа 1903 года в старинной церкви Михаила Архангела в селе Тараканово Клинского уезда.
Выставка открыта до 10 октября.

19.00 Открытие ХХV Международного фестиваля русских театров «Встречи в России» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Фестиваль «Встречи в России» пройдет с 7 по 16 апреля в юбилейный 25-й раз. Под крышей «Балтийского дома» соберутся ведущие театральные коллективы из 10 стран – Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Армении, Туркменистана, Абхазии, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии и России.
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения А. Н. Островского. На сцене «Балтийского дома» пройдут спектакли по его пьесам. Также в программу включены постановки по произведениям других русских классиков – «Пиковая дама» по повести А. С. Пушкина и «Маскарад» по пьесе М. Ю. Лермонтова.
Программа фестиваля включает как спектакли, созданные в традициях русского психологического театра, такие, как «Гроза» Государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова (Киргизия), «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» Государственного академического русского драматического театра Узбекистана, так и спектакли в современных театральных формах – «Снегурочка. Не сказка» Национального русского театра драмы им. Михаила Лермонтова (Казахстан), «Маскарад» Азербайджанского государственного академического русского драматического театра им. Самеда Вургуна.
Впервые за все 25 лет в фестивале примет участие Туркменистан, представленный Молодежным театром «АртИст» со спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Доходное место» в постановке Мекана Джумабаева.
Государственный русский театр драмы им. Ф. А. Искандера (Абхазия) хорошо знаком завсегдатаем «Встреч в России». В этом году в рамках фестиваля театр представит несколько своих спектаклей по произведениям классической литературы: «Красавец мужчина» по пьесе А. Н. Островского в постановке Ирины Дрёмовой, «Софичка» по повести Ф. Искандера в постановке Елены Одинцовой, «Радость вопреки всему» по произведениям Ф.-Г. Лорки от режиссера Марии Романовой.
На фестивале будут показаны премьеры спектаклей «За чем пойдешь, то и найдешь» Государственного русского драматического театра им. В. В. Маяковского (Таджикистан), «Пиковая дама» Белорусского государственного академического театра юного зрителя в постановке молодого режиссера Ксении Самодуровой, «Женитьба Бальзаминова» Ереванского государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского (Армения) в постановке художественного руководителя театра Карена Нерсисяна.
Завершится фестиваль спектаклем «Наливные яблоки» Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М. М. Бровуна (ДНР) по пьесе А. Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше», режиссер – Сергей Бобровский.
Фестиваль не только представляет лучшие спектакли, но и является профессиональной дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития русскоязычного театрального искусства.
В 2017 году на фестивале была учреждена Ассоциация деятелей русских театров зарубежья, которая сегодня объединяет более 145 театральных деятелей из 40 стран. Важным событием фестиваля станет IV Международная конференция «Русский театр за рубежом как институт русской культуры», которая пройдет 7 и 8 апреля в рамках деятельности Ассоциации.
Помимо показов спектаклей, на фестивале предусмотрена дополнительная программа. Ежедневно будут проходить обсуждения спектаклей с участием их создателей и ведущих театральных критиков.
Для молодых артистов русских театров-участников пройдут мастер-классы по сценической речи и актерскому мастерству, а также мастер-классы для специалистов постановочной части театра, посвященные работе со световым и звуковым оборудованием.
После спектаклей запланированы творческие вечера-встречи организаторов с представителями театральных коллективов. Участники встреч смогут обменяться идеями и предложениями, а также обсудить совместные планы на будущее.
К юбилею фестиваля откроется фотовыставка спектаклей русских театров государств СНГ «Двадцать пять лет вместе», которая расскажет о самых интересных постановках, созданных за четверть века театрами-участниками.

20.00 Концертная программа «Классика. Новое» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В программе прозвучат партитуры трех веков: от Шестой «Пасторальной» симфонии (1808) Бетховена до пьесы «Зимнее небо», написанной в 2013 году Кайей Саариахо – одной из самых исполняемых современных композиторов. Также прозвучит партитура испанского композитора Мануэля де Фальи «Ночи в садах Испании», солист – петербургский пианист Николай Мажара.
В этот вечер на сцене Большого зала филармонии дебютирует Ярослав Тимофеев, один из самых востребованных в нашей стране ведущих концертов академического формата. Ярослав работает главным редактором научного журнала «Музыкальная академия», пишет музыку, выступает в роли критика, читает публичные лекции.

21.10 Специальный показ бразильской криминальной саги «Город Бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд (Кинотеатр «Аврора», Большой зал – Невский пр., 60).
Сеанс пройдет на португальском языке с русскими субтитрами. Драма о противостоянии банд наркоторговцев в трущобах Рио-де-Жанейро выходит в повторный прокат с 13 апреля, но у зрителей «Авроры» будет возможность увидеть фильм почти на неделю раньше.
«Город Бога» основан на романе Пауло Линса, который сам вырос в Рио-де-Жанейро в районе Сидаде-де-Деуш, одном из самых печально известных кварталов бедноты в Бразилии, давшем название книге. Действие и романа, и фильма разворачивается с конца 1960-х до начала 1980-х годов. Подавляющее число ролей сыграли непрофессиональные актеры и реальные жители фавел.

8 апреля, суббота

12.00 Лекция Алексея Алёшина о Юхане Рунеберге (Библиотека Маяковского – Фонтанка, 44).
Петербургское общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» представляет интерактивную лекцию переводчика Алексея Алёшина. Встреча будет посвящена творчеству национального поэта Финляндии Юхана Людвига Рунеберга (1804 – 1877), автора национального гимна Финляндии и одного из основоположников литературы Финляндии. Алексей расскажет о жизненном и творческом пути Ю. Л. Рунеберга и прочитает собственные переводы его стихотворений.

13.00 День российской анимации в кинотеатре «Аврора» (Кинотеатр «Аврора», Малый зал – Невский пр., 60).
В День российской анимации в кинотеатре «Аврора» пройдет специальная программа для юных зрителей, подготовленная совместно с киностудиями «СТВ» и «Мельница».
На большом экране покажут мультфильм «Барбоскины TEAM», один из последних релизов студии «Мельница» и кинокомпании «СТВ». Перед показом перед зрителями выступят Марина Безпалько и художник-аниматор Иван Бабаев, который занимается классической рисованной анимацией, он работал на всех проектах студии, начиная с «Трёх богатырей и Шамаханской царицы». Вместе они расскажут о работе мультипликаторов, о процессе создания анимации, проведут «экскурсию» по студии «Мельница», а также разыграют специальные призы среди самых внимательных зрителей.
«Барбоскины TEAM» – музыкальный мультфильм о дружбе и цене популярности. Барбоскины мечтают прославиться и покорить Интернет. Они умеют танцевать и снимать смешные ролики, которые собирают лайки и просмотры, но до настоящих звезд Интернета, таких как Кошечка Кэт, им еще далеко. По случайности Кэт становится их соседкой, между ними завязывается не только дружба, но и соперничество. Наставница Кэт не очень рада конкурентам и пытается внести разлад в дружную семью.

19.00 Премьера спектакля «Игра любви и случая». Режиссер – Сергей Грицай (Театр «Приют комедианта» – Садовая ул., 27).
«Игра любви и случая» – классика романтической комедии положений, получившая новое прочтение вне временных рамок. Господин Оргон решает выдать замуж свою дочь Сильвию за благородного, статного юношу. Сильвия, желая понять, что за человек ее потенциальный жених, решается на уловку: она меняется местами со своей служанкой Лизеттой. Но молодой человек, также испытывающий сомнения в будущей невесте, придумывает аналогичный план. Господа становятся слугами, слуги – господами.
Внутренние конфликты героев раскроются на сцене «Приюта комедианта» не только режиссерскими решениями, но и хореографическими номерами, которые придадут объем характерам персонажей.
В ролях: Дарина Одинцова, Диана Милютина, Илья Тиунов, Борис Смолкин, Сергей Якушев, Игорь Ключников.
Постановка и хореография Сергея Грицая.

19.00 Танцевальный перформанс SOULWHIRL (Дом радио – Итальянская ул., 29).
Перформанс создан в эстетике японского танцевального стиля буто. Для главного и единственного персонажа спектакля танец начинается глубоко внутри, в полной темноте, «на дне души». Название SOULWHIRL отсылает к переживаемому человеком опыту путешествия, в котором он погружается в глубины психики и обнаруживает свою сущность, чтобы выйти за ее пределы и даже за пределы собственного тела.
Вместе со спектаклем-номинантом в Доме радио будет представлена новая работа труппы musicAeterna Dance – перформанс «О», авторами которого выступили художественный руководитель Анна Гусева, хореограф Анастасия Пешкова, драматург Иван Вэрбэр, художник по свету Анатолий Ляпин.

9 апреля, воскресенье

17.00 Лекция философа Максима Велецкого «Антропология дискретности: психология и этика» (Библиотека им. В. Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44).
На третьей лекции авторского курса «Онтология: от монизма к дискретности» будут затронуты темы: сущность человеческой природы; способы экзистирования; типологические различия между людьми.
Главный тезис лекции состоит в том, что у людей друг с другом объединяющего меньше, нежели разъединяющего, а потому монистический взгляд на антропологию нуждается в переосмыслении.

19.00 Сольный концерт Екатерины Семенчук (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Свой камерный концерт с фортепианным аккомпанементом Семена Скигина Екатерина Семенчук назвала «Приношение Петербургу». В программе музыкального посвящения Северной столице – единственный вокальный цикл Михаила Глинки «Прощание с Петербургом» и сочинения Георгия Свиридова на слова Александр Блока, чью поэзию, особенно связанную с городом на Неве, композитор любил и к которой нередко обращался. Особым событием вечера станут премьеры ряда сочинений Свиридова: впервые прозвучит песня «Русалка» и кантата «Барка жизни» – ранее исполнялась только вторая ее часть, знаменитая «Невеста». Также впервые в Петербурге будет представлена песня «Сердца над бездной», звучавшая лишь однажды в Москве по расшифровке аудиозаписи авторского исполнения композитора. Для концерта 9 апреля была подготовлена новая версия сочинения, уточненная по найденному черновому автографу. Восстановил произведения по нотным рукописям и подготовил их к первым исполнениям музыковед, исследователь истории музыки Александр Белоненко.
Следующим появлением Екатерины Семенчук на сцене Концертного зала станет 12 апреля – певица выступит в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

10 апреля, понедельник

Начало работы выставки цианотипии Юлии Коваленко «Отпечатки света» (Библиотека «Лиговская» – Лиговский пр., 99).
«Отпечатки света» – детское и немного наивное путешествие в воспоминания автора. Силуэты пространства дома, любимой яблони, цветов, фотографии солнечных бликов, земляники. На выставке представлена серия отпечатков, выполненная в технике цианотипия. Каждая из работ – это результат химической реакции на солнечном свете.
Выставка открыта до 6 мая.
Вход свободный.

19.00 Программа «Эдгар Дега и театр» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 34).
Больше половины творческого наследия Эдгара Дега посвящено театральным мотивам: это произведения, созданные в самых разных техниках: живопись, пастель, печатная графика и даже скульптура. В своих произведениях Дега раскрывает перед зрителем не только волнующий и таинственный мир театра, но и тяжелый труд балерин, рутину ежедневных репетиций. Тема танца так увлекала художника потому, что позволяла передать движение и пластику человеческого тела, отчего его балетные сцены кажутся столь живыми и непосредственными.
Единственной скульптурой, выставленной при жизни Эдгара Дега, стала «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», для которой ему позировала юная балерина Парижской оперы. Показанная на Шестой выставке импрессионистов в 1881 году, работа вызвала шквал яростной критики.
История создания этого шедевра вдохновила хореографа Михайловского театра Ирину Перрен на создание балета «Танец в жизни Эдгара Дега» на музыку Феликса Мендельсона. Театральная постановка будет сопровождаться рассказом искусствоведа Алены Петровской о теме театра в творчестве великого художника эпохи импрессионизма.

19.00 «Возвращение Дягилева» – вечер камерной музыки к 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Камерную программу, посвященную 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева, в Малом зале филармонии исполнят: скрипачка Мария Шалгина, получившая образование в Петербурге, Берлине и Зальцбурге, доцент Петербургской консерватории, пианист Станислав Соловьев и швейцарский кларнетист Жоаким Форлани.
Прозвучат сочинения, связанные с деятельностью выдающегося импресарио. «Русские сезоны» Дягилева, а затем деятельность его Русского балета не только открыли европейской публике русское искусство прошлого, но и стали причиной возникновения множества новых, в том числе выдающихся сочинений, созданных как русскими, так и европейскими художниками.
Звучание музыки будет сопровождаться комментариями Марии Шалгиной, которая с 2017 года выступает ведущей цикла концертов-лекций «Встречи с друзьями» в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга.

11 апреля, вторник

18.00 Творческая встреча «Книжный тренер» (Зал классики Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Серия встреч посвящена отражению в литературе и искусстве того, что теперь стало научной психологией. Эксперты-ведущие: психолог, руководитель читательского клуба Анастасия Твердохлебова; исследователь мозга, нейропсихолог Анна Матюшкина; медицинский психолог, исследователь бессознательного, художник Юлия Чёрная.
Вход свободный.

18.30 Встреча с Натальей Ивановой, литературным критиком, первым заместителем главного редактора журнала «Знамя» (Москва) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Разговор пойдет о новой книге Натальи Ивановой «Чертополох и крапива. Литературная жизнь и ее последствия» (Москва, 2023).
Совсем не случайно название этой книги, выбранное по знаменитой ахматовской строке. На примере великой «четверки» поэтов ХХ века Наталья Иванова поговорит о роковых уроках прошлого для сего дня, о разнице в стратегии и тактике творческого поведения, о писательских усилиях в создании своей биографии и выборе, который стоит перед литератором в трудные времена. Расскажет о смене литературных эпох, о литературной жизни уже нашего времени: о подлинных событиях и быстротечной моде, об именах подлинных и мнимых, о не всегда высоком «литературном быте». Вернется к драматическим сюжетам недавней истории отечественной словесности, раскроет секреты журнального отбора, выстроит свою галерею литературных приоритетов и покажет, как формируется литературный канон.

19.00 Фортепианный вечер Павла Райкеруса (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Программу из музыки эпохи романтизма исполнит в Малом зале филармонии петербургский пианист Павел Райкерус.
Прозвучат оригинальные сочинения: Большое концертное соло Листа, сюита «Гробница Куперена» Равеля, каждая из частей которой посвящена памяти одного из друзей композитора, а также переложения для фортепиано музыки, написанной для других составов. Например, в программе – одна из самых лирических в наследии Бетховена, Вторая симфония, в транскрипции Ференца Листа и – жемчужина французской камерной музыки, Скрипичная соната Франка, преподнесенная им в качестве свадебного подарка бельгийскому скрипачу Эжену Изаи, в переложении для фортепиано Альфреда Корто.

12 апреля, среда

19.00 Премьера спектакля «Вселенная Островского». Режиссер-постановщик – Стас Парфёнов (Театр эстрады им. А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
12 апреля, в день 200-летия со дня рождения Александра Островского, Театр эстрады представит оригинальную постановку, созданную по мотивам сразу нескольких пьес знаменитого драматурга, признанного родоначальника русского репертуарного театра.
Автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля Стас Парфёнов предлагает зрителю пуститься в увлекательное путешествие по текстам писателя. Постановка объединит в себе несколько произведений А. Н. Островского, включая хорошо знакомую со школы классику и совершенно не программные произведения.
Действие каждой пьесы будет развиваться в новой эпохе: от купеческой Москвы XIX века до современных реалий, а проводником между произведениями выступит сам драматург в исполнении Юрия Гальцева.
Художник-постановщик – Алиса Юфа.
Хореограф – Никита Борис.

13 апреля, четверг

18.30 Встреча с прозаиком и мемуаристом Александром Нилиным (Москва) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
Разговор пойдет о новой книге Александра Нилина «Переделкино поверх заборов: роман частной жизни» (М.: АСТ, редакция Елены Шубиной, 2023).
Автор книги расскажет, как «жизнь переделкинская» строила вокруг него этот уникальный сюжет. Живущий здесь практически с рождения, он превратил его в «роман частной жизни». Дачный поселок писателей Переделкино – почти миф сталинского времени и одновременно одно из самых популярных сегодня литературных мест Подмосковья. Борис Пастернак, Николай Заболоцкий, Александр Фадеев, Константин Симонов, семьи Катаевых и Чуковских, Геннадий Шпаликов. Сквозь ротацию временных владельцев, смену поколений арендаторов каждой дачи просвечивает сама история советской литературы в ее славных и зловещих событиях. Личные впечатления, встречи и отношения: только эксклюзив собственной памяти будет представлен автором на этой встрече.

19.00 Премьера концертной программы Юлии Касьян «От романса к джазу» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Юлия Касьян выступает в Филармонии джазовой музыки и на джазовых фестивалях в сопровождении ансамбля Давида Голощекина. С этим коллективом джазовая вокалистка гастролировала по городам России, записала сольный альбом «Посвящение великим», а также подготовила ряд программ, среди которых «Музыкальное приношение Билли Холидей», «Кино, Бродвей и джаз», «Джазовые хиты Дж. Гершвина, Д. Эллингтона, М. Леграна», «Джаз и блюз», «Салют Джанго Рейнхардту!». Особое место в ее репертуаре занимает программа «От романса к джазу». Уникальность этого проекта в том, что Юлия Касьян предстает перед нами не только как джазовая, но и как академическая певица.
13 апреля, в день ее рождения, программа «От романса к джазу» впервые прозвучит на сцене Филармонии джазовой музыки. В первом отделении в классической интерпретации будут исполнены старинные русские и современные романсы. Во втором отделении прозвучат популярные мелодии из золотого фонда мирового джазового вокала. Весь вечер Юлия Касьян будет петь в сопровождении ансамбля джазовой музыки под управлением Давида Голощекина. В составе ансамбля – известные мастера петербургского джаза: Николай Сизов (фортепиано), Гасан Багиров (гитара), Вадим Михайлов (контрабас), Гарий Багдасарьян (ударные инструменты).

14 апреля, пятница

12.00 Начало работы выставки «Три века театральной фотографии» (Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО – ул. Большая Морская, 35).
РОСФОТО совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства представляет выставку «Три века театральной фотографии». Более 200 подлинных фотографических произведений из собраний трех музеев, а также работы современных петербургских театральных фотографов в полной мере раскрывают жанр «театральной фотографии».
Портреты известных драматических артистов, оперных див, выполненные в светописных мастерских в середине – второй половине XIX столетия; съемки режиссерского спектакля, специально приглашенными в театр фотографами века ХХ; интерес к происходящему на сцене, репетиционной, в гримерке и театральных цехах со стороны авторской фотографии последних десятилетий – все это последовательно демонстрирует своеобразие визуальной привлекательности театра. В экспозиции представлены работы таких известных мастеров как Карл Бергамаско, Вольф Чеховский, Карл Фишер, Елена Мрозовская, Моисей Наппельбаум, Петр Оцуп, Яков Толчан, Нина Аловерт, Валерий Плотникови других авторов.
Взгляд фотохудожников через три века представляет современному зрителю все основные жанры театрального искусства: драматический, оперный, кукольный театр, пантомиму, а также языком фотографии раскрывает личность известных режиссеров, актеров, певцов, мастеров кукольной сцены, пластического театра.
Параллельно с выставочным проектом в РОСФОТО состоится ежегодная научная конференция «Фотография в музее», в 2023 году посвященная театральным фотографическим коллекциям музеев и архивов Российской Федерации.
Выставка открыта до 25 мая.

19.00 Премьера музыкального спектакля «Я ненавижу Гамлета» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии, Большой зал – ул. Итальянская, 13).
В основу новой постановки Театра музыкальной комедии легла популярная пьеса американского драматурга и сценариста Пола Рудника «Я ненавижу Гамлета». Написанная в 1991 году, она неоднократно ставилась на подмостках Бродвея и по всему миру.
Для русского музыкального театра пьесу адаптировал детский писатель, автор сценариев популярных российских проектов «Смешарики» и «Фиксики» Игорь Шевчук. Сюжетная канва претерпела некоторые изменения. Так, действие из Нью-Йорка перенесено в исторический центр Петербурга. Неизменным остался сюжетный ход, в котором два известных актера старой и новой школы оказываются на одной территории, но по разные стороны «баррикад». Один олицетворяет высокий стиль театральных подмостков. Второй воплощает все, что связано с серийным кинобизнесом, ориентированным на типажность и стремительное производство.
Над премьерой работает Ольга Прихудайлова, режиссерские и хореографические работы которой были созданы в московских постановках мюзиклов «Чикаго», «Метро», на сцене театра «Практика» и др.
В спектакле принимают участие: Сергей Мигицко, Сергей Перегудов, Роман Дряблов, Анастасия Вишневская, Наталия Диевская, Мария Решавская, Агата Вавилова, Манана Гогитидзе, Александр Круковский, Александр Суханов и др.

15 апреля, суббота

17.00 Премьера оперы П. И. Чайковского «Иоланта» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
15 и 16 апреля на исторической сцене Мариинского театра пройдут премьерные показы «Иоланты» Петра Чайковского. За дирижерский пульт в первый день встанет Валерий Гергиев.
«Иоланта» – последняя опера Петра Чайковского, входящая в список известнейших русских камерных опер. Одно из самых ярких и необычных произведений в репертуаре композитора было написано им за два года до смерти. Чайковский искал сюжет для небольшой лирической оперы и обратил внимание на одноактную пьесу датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене». Трогательная история об исцелении слепой от рождения принцессы вдохновила композитора, и он обратился к брату Модесту с просьбой написать либретто. В сюжете оперы также отразились философские и нравственные поиски композитора, который, как считается, в последние годы жизни увлекался трудами Спинозы. Работа над сочинением продолжалась с июля по декабрь 1891 года, а 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась мировая премьера произведения.
Авторы новой постановки – режиссер Анна Шишкина и художник Петр Окунев – обещают «следовать за композитором» так, что светло-безмятежная музыка Чайковского обретет на сцене форму философской сказки со счастливым концом.

17.00 Концертная программа «Виват, оперетта!» (Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойка, 12).
В концертной программе прозвучат бессмертные шедевры Кальмана, Легара, Штрауса, Оффенбаха, Лоу. Исполнители – солисты петербургских оперных театров Ольга Васильева (сопрано) и Игорь Шумаев (баритон) в сопровождении Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Попов).

19.00 I «АrtОкраина – лаборатория» спектаклей малых форм для камерной сцены (Театральный центр «За Чёрной речкой» – Богатырский пр., 4).
В этом году Театральному центру «За Чёрной речкой» исполняется сорок лет. В рамках юбилейном программы с 15 по 17 апреля пройдет лаборатория» спектаклей малых форм для камерной сцены. Будут представлены три эскиза, после которых пройдет обсуждение с участниками, зрителями и театральными критиками. Участники лаборатории – петербургские режиссеры Кирилл Люкевич, Сергей Агафонов и Роман Муромцев.
Расписание показов:
15 апреля в 19.00 – эскиз Романа Муромцева по пьесе В. Аллена «Смерть».
16 апреля в 19.00 – эскиз Сергея Агафонова по пьесе М. Мюллюахо «Паника».
17 апреля в 19.00 – эскиз Кирилла Люкевича по рассказу А. Платонова «Фро».

20.00 Концерт Камерного оркестра Quantum Satis (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Камерный оркестр Quantum Satis представляет в Большом зале филармонии программу, посвященную самому популярному композитору эпохи барокко – Антонио Вивальди.
Прозвучит концерт «Весна» из цикла «Времена года» и другие инструментальные концерты Вивальди и фрагменты из опер.
Солисткой в этот вечер выступит исполнительница универсального дарования – скрипачка и вокалистка Мила Фраенова. Она сотрудничает с ведущими российскими коллективами, выступающими в области исторически информированного исполнительства.

 

 

На заставке: фото Елены Агафоновой