15 февраля, среда

16.00 Начало выставки Наталии Земляной «Сотворение мира» (Мраморный дворец – Миллионная ул., 5/1).
Наталия Земляная – ленинградский и петербургский художник, работающий в стиле петербургского структурализма. Это направление восходит к школе Аналитического искусства Павла Филонова. Наталия – представитель «четвертого поколения» русского авангарда.
В четырех залах Мраморного дворца будут представлены более 80 живописных полотен и пастелей, созданных с начала 1990-х по настоящее время: «Ангелы», «Овалы», «Структуры», «Лабиринты», «Простые фигуры», «Квадраты», «Круги». Над этими циклами Наталия работает на протяжении всей жизни. Также на выставке можно будет увидеть картины, которые никогда не выставлялись ранее – работы из частных собраний и написанные в последнее время.
За годы творчества работы Наталии Земляной выставлялись 17 раз персонально в России и Европе и десятки раз в рамках групповых выставок, в том числе и в Государственном Русском музее. Наталия – участник легендарных творческих объединений «Параллель» и «Товарищество «Свободная культура».
Выставка открыта до 10 апреля.

16.00 Начало выставки «Музыкальный лексикон эпохи» (Центр музыкальной культуры «Чайковский» – наб. Кутузова, 14).
Выставка рассказывает историю ленинградской-петербургской музыки ХХ века: джаз 1930-х, музыка военного времени, песни второй половины столетия. Музыкальная история страны рассматривается через вехи жизни одного коллектива – Эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио и телевидения им. В. Соловьева-Седого (ныне Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга).
Музыку в исполнении этого оркестра слышали несколько поколений: он звучал в эфире Ленинградского радио и телевидения, участвовал в концертах на городских площадках, записывал, говоря современным языком, саундтреки к фильмам. Но не многие знают, что оркестр прошел путь от джазового коллектива до симфонического оркестра, в репертуаре которого главными были произведения ленинградских композиторов – дирижеров Николая Минха и Александра Владимирцова, Андрея Петрова, Валерия Гаврилина, Олега Хромушина, Анатолия Кальварского, Александра Колкера и других. И именно поэтому творчество оркестра можно назвать «музыкальным лексиконом эпохи». Целый пласт этой истории – сотрудничество с великим композитором-песенником В. Соловьевым-Седым, имя которого в 1981 году было присвоено оркестру.
В открытии выставки принимает участие хор Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища, который исполнит знаковые для оркестра и любимые ленинградцами песни В. Соловьева-Седого.

18.00 Экскурсия по выставке «И вечной памятью двенадцатого года» в рамках проекта «Музейные среды» (Нарвские Триумфальные ворота – пл. Стачек).
Выставка приурочена к 210-летию Отечественной войны 1812 года. Однако в центре внимания не столько победа над Наполеоном I, сколько Санкт-Петербург.
Взятие Парижа и триумфальное возвращение российской гвардии через деревянные Нарвские ворота в 1814 году стали переломным моментом в судьбе города. Последующие десятилетия ознаменованы масштабным строительством, которое должно было подчеркнуть и закрепить новый статус столицы, а также увековечить подвиг России в войне с Наполеоном I. Именно в это время окончательно формируются Сенатская, Дворцовая, Театральная и Михайловская площади, завершается формирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Было построено множество улиц и зданий, открыты многие новые памятники, ставшие впоследствии символами Санкт-Петербурга. В результате город обрел свой классический и неповторимый облик, восхищающий нас и поныне.

20.00 Концерт «Рахманинов и Шаляпин. Андреевский оркестр к юбилею великих артистов» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Андреевский оркестр приглашает на концерт, посвященный 150-летию двух великих мастеров русского музыкального искусства — Сергея Рахманинова и Фёдора Шаляпина.
При жизни композитор и певец были близкими друзьями. Они встретились в 1897 году в Частной опере Саввы Мамонтова, затем часто выступали вместе в симфонических и камерных концертах. Композитор посвятил своему другу несколько романсов. Рахманинов оставил в музыкальной культуре величественные картины русской природы и поэзии, Шаляпин раскрыл всему миру красоту русской песни и стал символом русской вокальной школы.
В программе концерта — произведения Сергея Рахманинова из репертуара Андреевского оркестра, а также произведения из репертуара Фёдора Шаляпина. Оркестровая музыка приобретет новые краски в тембре русских инструментов. Романсы, арии из опер, русские народные песни исполнят солисты Мариинского театра и театра «Санктъ-Петербургъ Опера» в сопровождении оркестра под управлением Дмитрия Хохлова. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов: Михаил Петренко (бас), Илья Банник (бас), Анастасия Калагина (сопрано) и Наталья Воробьева (сопрано).

16 февраля, четверг

18.00 Вечер современной хореографии «Творчество объединяет» (Театр Академии танца Бориса Эйфмана – ул. Введенская, 3).
Инициатором вечера является «Школа Иннопрактики и Русских сезонов» – международный просветительский проект, который способствует межкультурному диалогу представителей разных стран и художественных традиций.
С 2020 года в рамках Школы ежегодно проходит хореографическая сессия, художественным руководителем которой является Борис Эйфман. За два года проведения сессии было создано 20 постановок, авторами которых стали молодые хореографы со всего мира. Среди них: Шанг-Джен Юан (Тайвань), Адриан Марсело Сайнс (Мексика), Дэвидсон Фэриас (Бразилия), Джулия Роверси (Италия), Владимир Варнава, Ксения Михеева, Александр Челидзе (Россия) и др.
Итогом и кульминацией хореографической сессии является масштабный Международный фестиваль «Глобальные ценности», который предоставляет уникальную возможность знакомства с богатыми традициями разных культур и неповторимым творческим миром талантливых хореографов и танцовщиков со всего мира.
В программе вечера современной хореографии «Творчество объединяет» – постановки студентов Школы прошлого года, талантливых хореографов Иваны Балабановой (Северная Македония) и Аллена Чунхуэи Сина (Китай / США), созданные в сотрудничестве с артистами Театра современного танца «Каннон Данс» и учащимися старших курсов Академии танца Бориса Эйфмана. Сюрпризом станет спектакль компании Xing Dance Theater, которая впервые выступит в России. Художественный руководитель компании – Аллен Чунхуэи Син, выпускник Школы 2022 года и хореограф.
Концерт пройдет в преддверии III фестиваля «Глобальные ценности», который состоится 28 и 29 июля в Александринском театре.

18.00 «Поэзия и мультипликация» – встреча с Юрием Норштейном (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
На вечере знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна речь пойдет о том, как поэтический строй укладывается во внутреннюю структуру изображения в кинематографе. Конечно же, литературный текст не может быть полностью перенесен в кинокартину, не может быть единственной основой изобразительного ряда. Процесс работы кинорежиссера предполагает возможность и необходимость изменения первоначального текста в пользу художественной силы киноленты. Как найти баланс между оригиналом и собственным замыслом?

18.00 Презентация проекта «Швейцарский крест Суворова» (Главное здание Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Презентация пройдет в преддверии празднования 225-летия перехода армии Суворова через Альпы. Во встрече примут участие автор проекта художник Ольга Калашникова (Москва), участник проекта Александр Корсун (Москва), организатор и участник альпийского похода 2019 года Петр Кнопф (Санкт-Петербург).
На вечере будут представлены книга и художественные работы, показаны фильмы. Речь пойдет об истории Швейцарского похода Суворова, об истоках подвига русских воинов, походах реконструкторов.

19.00 Показ оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского при участии китайских солистов, студентов вокального факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (Концертный зал Дома молодежи Василеостровского района – Большой пр. В. О., 65).
Опера появилась в репертуаре Оперной студии Санкт-Петербургской консерватории в 1929 году и с тех пор является «визитной карточкой» Театра консерватории, школой вокально-артистического мастерства для воспитанников старейшего музыкального вуза России.
Либретто оперы написано самим композитором в содружестве с Константином Шиловским по одноименному роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Чайковский назвал свое сочинение «лирическими сценами по Пушкину», подчеркнув тонкость и камерность музыкального стиля оперы. Для автора были принципиально важны естественность и искренность актерского исполнения, отсутствие театральных шаблонов и внешних эффектов. Первое исполнение оперы состоялось 17 марта 1879 года на сцене Малого театра в Москве. В наши дни опера является одним из самых популярных спектаклей мирового оперного репертуара, пользуясь неизменным успехом у публики и привлекая внимание многочисленных режиссеров.
Режиссер спектакля – заведующий кафедрой оперной подготовки Санкт-Петербургской государственной консерватории Алексей Степанюк. В проекте задействованы студенты кафедры сольного пения, хор и оркестр Театра Санкт-Петербургской консерватории.
Сценография – Вячеслав Окунев.
Музыкальный руководитель – Андрей Великанов.
Дирижер – Чжоу И.

19.00 «Музыка кино. XX век» – концертная программа Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Концертный зал «Колизей» – Невский пр., 100).
Саундтреки, созданные к известным отечественным и зарубежным кинолентам, среди которых «Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера», «Огни рампы», «Игрушка», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Бриллиантовая рука» и многие другие, прозвучат в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Максима Алексеева.

17 февраля, пятница

11.00 Начало работы выставки к 100-летию гражданской авиации России (Бывший терминал «Пулково-2» – ул. Стартовая, 17/1).
Посетители выставки получат уникальную возможность оказаться в здании бывшего аэропорта, погрузиться в его особую атмосферу и попробовать себя в различных тематических интерактивах. Особое внимание авторы экспозиции уделили ее научной и исторической составляющим. На выставке будет представлено более 180 предметов: настоящие детали самолетов, костюмы пилотов, технические модели. Мультимедийный раздел познакомит с биографиями героев авиации.
Выставка будет открыта до февраля.
Официальный сайт: www.100letga.ru.

17.00 Открытие выставки «Амаркорд. Мир Анатолия Каплана». К 120-летию со дня рождения (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Большой зал – Литейный пр., 53).
В название выставки вынесено слово «амаркорд», отсылающее к одноименному фильму Федерико Феллини. На одном из диалектов итальянского оно значит «я вспоминаю» – нить любви и памяти, связывающая человека с прошлым, с детством, с миром, которого больше нет. Частный опыт переживания этой памяти для одних становится сиюминутной вспышкой, высвечивая прожектором глубинное, сокровенное, спасающее, для других – основой высказывания в искусстве, своеобразным тайным кодом художественного восприятия мира и способом творения.
Для Анатолия Каплана память – и есть художественный язык. В его искусстве зритель может найти свой личный амаркорд, ведь в работах Каплана скрыто то, что Михаил Герман назвал «бессрочным детством», то прошлое, которое питает будущее и делает каждую жизнь неповторимой.

17.00 Открытый Фестиваль виртуального кинематографа «Культура 360» (Дом кино – Караванная ул., 12).
Фестиваль представит лучшие российские VR фильмы.
В конкурсной программе представлены 15 короткометражных фильмов в формате панорамного видео 360: художественные игровые и документальные картины российских режиссеров. Также будет показана внеконкурсная программа анимации.
Победителей фестиваля в номинациях «Лучший документальный фильм», «Лучший игровой фильм», «Лучшее техническое исполнение» выберет экспертное жюри. Помимо этого, на фестивале предусмотрено зрительское голосование и учрежден специальный приз.
Откроет фестиваль фильм Михаила Антыкова «Эрмитаж VR. Погружение в историю». Это первый в России фильм — VR экскурсия по музею, которую проведет актер Константин Хабенский. Вместе с экскурсоводом зритель сможет не только побывать в секретных местах музея, но и стать участником важнейших исторических событий в жизни Эрмитажа.
На сайте фестиваля https://vrfest.ru/ открыто бронирование на бесплатные показы, также предусмотрены свободные места для посетителей без бронирования.
Кроме кинопоказов, в программе фестиваля: открытые мастер-классы с ведущими экспертами в области виртуальной реальности, медиа и кино; выставка фотографий культурного наследия планеты в формате 360° от AirPano; образовательный проект «Мир Географии» от Русского географического общества и студии «4 неба»; программа тематических интерактивных мастер-классов по рисованию в VR от Interactive. Для самых маленьких посетителей будет работать детская мастерская «Мультпроект», где каждый ребенок под руководством режиссера-мультипликатора сможет создать собственный мультфильм в технике стоп-моушн.
В рамках профессиональной программы 18 февраля пройдет панельная дискуссия «Возможности и перспективы дистрибуции VR фильмов». К участию приглашены организаторы и участники международных VR фестивалей, создатели, продюсеры и режиссеры VR проектов, ведущие профессионалы в области кинобизнеса.
Участие во всех мероприятиях фестиваля бесплатное.

19.00 Премьера спектакля «Чайка» мастерской А. В. Козлова в РГИСИ (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Впервые на сцену Учебного театра выйдет курс студентов РГИСИ, набранный совместно с киностудией «Ленфильм». Их кинодебют уже состоялся – в послужном списке 4 курса под руководством кинорежиссера Алексея Козлова игровой фильм «Физфак», вышедший в прокат осенью 2022 года. Для дебюта на театральной сцене выбор пал на чеховскую «Чайку». Главным лейтмотивом спектакля стала тема творчества. Как сохранить свой талант? Как не поддаться давлению обстоятельств, требующих от тебя мыслить, как минимум, в угоду традиции.
Режиссер Алексей Козлов считает «Чайку» самой динамичной и самой коварной пьесой Чехова. Поэтому его постановка полна интриг, взлетов и падений, в ней бушует настоящий ураган страстей творческих и любовных.

19.00 Открытие общероссийского фестиваля «Музыка верит в лучшее. К 100-летию со дня рождения дирижера А. С. Бадхена» (Екатерининское собрание, Большой зал – наб. канала Грибоедова, 88-90).
На главной площадке «Петербург-концерта», в Большом зале Екатерининского собрания, прозвучат шедевры классики и мировые рок-хиты в симфонической обработке; мелодии из популярных мюзиклов и оперетт; эстрадные шлягеры в авторской аранжировке Андрея Медведева. «Я посвящаю этот концерт моему учителю, Анатолию Семёновичу Бадхену, бессменному руководителю и дирижеру Ленинградского концертного оркестра. Но на этот раз я не буду играть произведения, хорошо знакомые зрителям по многочисленным записям и эфирам. Мы исполним то, что маэстро просто не успел воплотить. В этом, на мой взгляд, и заключается настоящая преемственность», – комментирует программу вечера Андрей Николаевич.
За один вечер зрители совершат виртуальный музыкальный тур по планете и услышат произведения Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Берта Кемпферта, Чарльза Уильямса, Поля Мориа, Арно Бабаджаняна, Андрея Петрова и многих других композиторов.
Вместе с музыкантами оркестра свое мастерство представят контратенор, мастер художественного свиста Александр Бармин; пан-флейтист Олег Минаков; приглашенная солистка Михайловского театра, сопрано Дарья Тарасова.

19.00 Премьера спектакля Андрея Калинина «Боркман» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанка, 49 А).
С конца XIX века, когда драматургия Генрика Ибсена пришла на российскую театральную сцену, пьесы норвежского классика ставились в Александринском театре, здесь в разное время шли: «Праздник в Сольгауге», «Воители в Хельгеланде», «Дочь моря», «Столпы общества», «Привидения», «Пер Гюнт», «Кукольный дом. Одно из последних обращений к драматургии Ибсена на Александринской сцене – «Гедда Габлер» в постановке Камы Гинкаса, 2011 год. А вот спектаклей по пьесе «Йун Габриэль Боркман» (1896 год), ставшей предпоследней в творчестве драматурга, ранее в репертуаре театра не было.
Действие пьесы разворачивается в течение одного зимнего вечера. В родовой усадьбе Рентхеймов собираются главные герои этой драмы – Йун Габриэль Боркман, бывший банкир, отсидевший в тюрьме за махинации со средствами вкладчиков; его жена Гунхильд; их сын Эрхарт; сестра-близнец жены и бывшая возлюбленная Боркмана Элла.
Андрей Калинин вслед за драматургом исследует природу человеческих чувств на примере частной истории распада семьи и разрушающегося дома, избегая в спектакле примет какой бы то ни было эпохи, не привязывая героев и ситуации ни к какому времени. В главном постановщик идет за Ибсеном, не меняя сюжетных ходов пьесы, чуть редактируя только финал. В спектакле есть место и психологическому накалу диалогов, и лирической, интимной интонации. Но вместе с тем Калинин отстраивает дистанцию и с текстом, и с сюжетными поворотами, прибегая к иронии, а некоторые ситуации решая и разрешая через гротеск.
«Боркман» – пятая работа Андрея Калинина в Александринском театре. В числе его постановок: «Убийство Жан-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы под руководством господина де Сада» по пьесе Петера Вайса (2017, Малая сцена Александринского театра); «Какая грусть, конец аллеи…» (2018, Новая сцена Александринского театра); «Дети у власти» совместно с Николаем Рощиным (2019, Новая сцена Александринского театра); «Товарищ Кисляков» (2021, Новая сцена Александринского театра).
В спектакле заняты: Иван Трус (Йун Габриэль Боркман), Янина Лакоба, Анна Величко (Фру Боркман), Алиса Шидловская (Элла Рейнтхейм), Никита Барсуков (Эрхарт), Мария Нефёдова (Фру Вильтон), Степан Балакшин (Фулдал), Анастасия Гребенчук (Фрида).

19.30 Премьера спектакля «Палата № 6» по повести А. П. Чехова. Режиссер и художник – Евгения Богинская (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Палата № 6 — последнее пристанище для тех, кого отверг мир «нормальных» людей. Здесь встречаются несчастные, истерзанные души, чье соседство стало для окружающих слишком неудобно. Но однажды в палату заходит врач Андрей Ефимыч Рагин. В чем различие между ним и его пациентами? Он так же одинок, так же растерян перед миром, его жизнь так же лишена подлинного содержания и цели. Вот только Рагину чуть больше повезло: на его долю пока не выпало страданий. Но жестокость людей, их циничное, отстраненное отношение к жизни – все это давит на врача. А между тем единственным человеком, с которым можно поговорить, оказывается душевнобольной пациент палаты Иван Дмитрич Громов. Куда утянут Рагина эти беседы – в пучину безумия или, наоборот, к прозрению? Так или иначе, чем дальше, тем ближе врач оказывается к утрате тех примирительных иллюзий, которые давали ему право жить в мире «здоровых» людей. Вот только непонятно, кто здесь на самом деле болен, а кто — здоров.
Режиссер и художник – Евгения Богинская.
В спектакле заняты: народный артист России Владимир Матвеев, заслуженный артист России Александр Солоненко, Константин Симонов, Иван Шевченко, Юлия Левакова, Евгения Евстигнеева, Олег Сенченко.
Премьерные показы спектакля пройдут 17 и 18 февраля на Малой сцене Театра им. Ленсовета.

19.30 Премьера спектакля «Счастье мое» по пьесе Александра Червинского. Режиссер – Искандер Сакаев (Театр-фестиваль «Балтийский дом», Малая сцена – Александровский парк, 4).
Спектакль поставлен по одноименной пьесе Александра Червинского, которую называют одной из лучших в советской драматургии, столь богатой на талантливые произведения. Этот сюжет покорил сердца многих зрителей и не теряет своей притягательности по сей день.
По словам режиссера Искандера Сакаева, это история о счастье, которого очень ждали, но оно случилось не таким, каким его хотели видеть.
Действие происходит в напряженное и голодное, но полное надежд послевоенное время. Главные герои – люди, которые многое пережили и быстро повзрослели: Виктория, пионервожатая с горьким прошлым детдомовской сироты, и курсант Семен с перспективой блестящей дипломатической карьеры. Это поколение, знающее цену любви и жизни.
Виктория похожа на Золушку, не ждущую помощи, она верит, что ей во всем повезет, несмотря ни на что. А на дворе 1947 год, и совсем недавно смерть была очень близка.
Семен мечтает покорять моря и страны, танцевать с королевой на высоких приемах. С тех пор, как он познакомился с Викторией, все планы затрещали по швам, но зато в его жизни появилась настоящая любовь.
Герои хотят верить, что счастье останется с ними навсегда, но они еще ничего не знают о будущем. Что предстоит им – быть вдвоем, довольствуясь малым, или идти порознь, каждый к своей мечте?
Премьерные показы спектакля пройдут 17 и 18 февраля.

19.30 Премьера спектакля «Русалки» (Театр Поколений – Курляндская ул., 49, правое крыло, 5 этаж).
Новый спектакль независимого проекта Руслана Кацагаджиева на площадке Театра Поколений – постановка по мистической повести Ореста Сомова «Русалка».
Это красивое, атмосферное произведение, наполненное славянским фольклором, мифологией и глубоким философским смыслом.
Постановку Руслана Кацагаджиева можно назвать настоящим театральным «хоррором», который будет интересен не только взрослому зрителю, но и тинейджерам. Сюжет постановки универсален, не привязан к определенному времени.
В спектакле гармонично переплетаются элементы драматического и пластического театра, отсылки к ритуалам и песням восточных славян, народные и современные композиции.
В спектакле звучат этнические песни и музыка в авторской обработке композитора и музыканта Павла Михеева в живом исполнении.
Исполнители: Елена Поляковская, Наталья Пономарёва, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Шуклина.
Следующий показ спектакля состоится 18 февраля в 19.00.

18 февраля, суббота

11.00 Игровая программа для детей и родителей «Масленица в Петербурге» (Библиотека «Старая Коломна» – пр. Римского-Корсакова, 16/2).
В библиотеке «Старая Коломна» расскажут о том, как праздновали Святки и Масленицу в России и Петербурге 150-200 лет назад: как и где строили огромные катальные горы и проводили гулянья. Поговорят о «масленичных» загадках и пословицах, сделают небольшую обережную куклу-хозяюшку.
Для участия в программе необходимо записаться в библиотеке или по телефону (812) 714-74-86. Регистрация начнется 15 февраля в 10.00.
Программа для детей 8-12 лет.

12.00 Премьера детского музыкального спектакля «Королевский бутерброд» театра «Синяя птица» (ДК им. Дзержинского – Харьковская ул., 9).
История, известная не одному поколению читателей по стихотворению Самуила Маршака, познакомит самых юных зрителей с капризным королем, который отказывается есть по утрам овсяную кашу и даже мармелад, тем самым нарушая старинную традицию. Восстановить в королевстве порядок и спокойствие сможет только королевская корова.
В постановке заняты: Иван Корытов/ Борис Малевский, Владимир Садков, Лидия Воробьева, Николай Балобан/ Платон Белькин, Мария Красник, Мария Эпштейн, Пелагея Поздеева, Анита Мельцер.

14.00 Кураторская экскурсия по выставке «Чувство города» (Мастерская М. К. Аникушина – Вяземский пер., 8).
Выставка «Чувство города» про то, как художники и жители Петербурга воспринимают пространство вокруг себя, какие личные истории и ассоциации с ним связаны. Античное и промышленное наследие, настоящие и выдуманные городские персонажи, найденные на берегу залива предметы, размышления о формах воды – на выставке представлено полсотни предметов от очень разных авторов.
Во время экскурсии от одного из кураторов, Юлии Мачевской, посетители музея узнают, как создавалась выставка, и как отбирались работы. Юлия поделится историями художников и своим видением города и скульптуры в нем.
Запись на экскурсию: https://sculptorstudio.timepad.ru/event/2279724/

15.00 Лекция «Фёдор Иванович Шаляпин. Маска и душа» (Библиотека «Старая Коломна» – пр. Римского-Корсакова, 16/2).
Лекция музыковеда, кандидата искусствоведения, ведущего библиотекаря «Старой Коломны» Ольги Николаевны Гаврилиной посвящена жизненному и творческому пути Шаляпина, его связям с Петербургом.
Лекция будет сопровождаться подробной презентацией. Прозвучит и голос самого Шаляпина.
Вход на лекцию – по предварительной регистрации по телефону (812) 714-74-86 или в библиотеке. Запись начнется 15 февраля в 10.00.

19.00 Концерт Красноярского академического симфонического оркестра (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде представит Симфонию № 6 Густава Малера. Специально для исполнения этого произведения состав оркестра будет увеличен до 120 артистов. Также для вечера будет сконструирован особый ударный инструмент, похожий на огромный молот, который Малер предусмотрел в партитуре своей Шестой симфонии.
«Мы много лет подряд возвращаемся в Санкт-Петербург с большим воодушевлением, прекрасно понимая, что это культурная столица России. В этот раз мы привозим невероятно сложное произведение – Шестую симфонию Малера. Это практически опера, написанная для симфонического оркестра, только без певцов. И для нас было очень почетно получить приглашение от Валерия Абисаловича Гергиева выступить с таким грандиозным произведением на сцене Мариинского театра», – подчеркнул художественный руководитель и главный дирижер Красноярского академического симфонического оркестра Владимир Ланде.
Красноярский академический симфонический оркестр – один из ведущих симфонических коллективов России. В 1993 году он получил звание академического, а в 2009 – статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края. С 2015 года коллективом руководит Владимир Ланде. Сейчас в составе коллектива более ста музыкантов. Оркестр выступает на многих прославленных сценах и сотрудничает с ведущими мировыми компаниями звукозаписи.

19.00 Вечер русской музыки в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Мальтийская капелла – ул. Садовая, 26 Д).
В концертной программе прозвучат произведения трех представителей петербургской композиторской школы: Александра Глазунова, Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, созданные в первой половине XX столетия.
Концерт для саксофона и струнного оркестра написан Александром Глазуновым в поздний творческий период, в 1931 году. Как отмечал выдающийся музыковед Борис Асафьев, характеризуя в целом стиль композитора: «Разлада в музыке Глазунова нет. Она – уравновешенное воплощение жизненных настроений и ощущений, отраженных в звуке».
Премьера Первой симфонии Сергея Прокофьева, названной им «Классической», состоялась в Петрограде в 1918 году. Композитор, которому в пору создания симфонической партитуры не было еще и тридцати лет, в качестве стилевой основы своего сочинения обратился к творчеству венских классиков, прежде всего, Йозефа Гайдна и ранних опусов Вольфганга Амадея Моцарта. Сергей Прокофьев выразил свою позицию так: «Мне казалось, что если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового».
Модный неоклассицизм, получивший распространение в 20-40-е годы XX века, в полной мере нашел отражение и в творчестве Игоря Стравинского. Для работы над балетом «Пульчинелла», представленным в Париже в 1920 году труппой блистательного импрессарио Сергея Дягилева, композитор пересмотрел неоконченные рукописи Джованни Батиста Перголези, итальянского музыканта первой трети XVIII столетия, и создал стильную оркестровку, в которой органично сочетались интонации минувшего времени и современный музыкальный язык. Таким образом, история о весельчаке по имени Пульчинелла, персонаже комедии дель арте, площадного театра Италии, получила переосмысление.
Дирижер – Максим Алексеев.

19 февраля, воскресенье

12.00 Музейное занятие для детей 5 – 8 лет «Экспонат зовут скульптура. Как стать героем» (Мастерская М. К. Аникушина – Вяземский пер., 8).
Участники рассматривают скульптуры, сравнивают работы старых мастеров и современных художников, играют, разгадывают загадки и создают сувенир своими руками.
Скульптор, как волшебник, может показать настоящего героя. Какие старинные приемы и секреты скульпторов для этого нужны, можно будет узнать на занятии, изучая мужские образы в скульптуре. Дети не только увидят, как важны поза и размер памятника, но и попробуют примерить образ героя на себя.
Запись на занятие: https://sculptorstudio.timepad.ru/event/2302184/

13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Путешествие «Голубой стрелы» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Сказку под аккомпанемент оркестра «Северная симфония» прочитают артисты Евгения Игумнова и Андрей Носков. Дирижер – Арсений Шупляков. Участие в постановке примет балет театра «Мюзик-Холл».
«Путешествие «Голубой стрелы» – сказка известного итальянского писателя Джанни Родари. В основе сюжета – история о детях, которые в Новый год остались без подарков, и волшебных игрушках, решивших совершить побег из магазина, чтобы устроить ребятам настоящий праздник.
Автор идеи абонемента – Алла Масловская. Режиссер – Илья Архипов.

16.00 Экскурсия «Как рождается скульптура» (Мастерская М. К. Аникушина — Вяземский пер., 8).
Участники экскурсии заглянут «за кулисы» процесса создания городских памятников, поговорят о творчестве Михаила Константиновича Аникушина, увидят профессиональные инструменты и материалы. Посетители узнают, как скульптор создает образ своего героя, что в этой работе самое сложное и откуда берется вдохновение.
Запись на экскурсию: https://sculptorstudio.timepad.ru/event/2140970/

20 февраля, понедельник

16.45 Открытая лекция И. А. Чудиновой «Слушание жеста в православном храме: мимесис и «χωρα”: Жест руки и слушание слова в византийском литургическом искусстве» (Исаакиевская пл., 5).
Лекция продолжает цикл научных дискуссий, посвященных проблеме аудиальной жестовости в литургическом искусстве. Православное церковное искусство принципиально «осязательно», оно не абстрактно, не отвлеченно, а поэтому – жестуально. Значимость аудиального пространства храма в богослужении, многообразие жестов, неразрывно связанных с воспринимаемым слухом звучащим словом, так же как системой иконографической образности и кинетикой литургического действия, не вызывает сомнений. Приобщение к ценностям византийского и древнерусского церковного искусства и знакомство с новейшими открытиями научного направления, объединяющего методы исследования звукового ландшафта и литургического музыковедения, есть задача данного лекционного курса, слушателями которого могут стать все заинтересованные в научном и творческом общении.
Лекцию прочитает Ирина Анатольевна Чудинова – кандидат искусствоведения, доктор богословия (PhD), старший научный сотрудник сектора инструментоведения.

20.00 Лекция «Изгнание из ада. Сирийские мистики о взаимоотношениях людей» (Аннекирхе, Большой зал – Кирочная, 8 В).
Сирийские мистики – христианские мудрецы – жили на Ближнем Востоке более 1000 лет назад и пробовали достичь ощущения постоянного присутствия Бога в своей жизни. На лекции будет рассказано, как сирийские мистики понимали взаимоотношения людей. Они говорили об аде и рае как о своеобразных моделях общества, причем не только внутри христианских общин, – об этом расскажет филолог Максим Калинин, преподаватель Института классического Востока и античности.
Вход на лекцию свободный.

21 февраля, вторник

18.00 Встреча с писателем Анджеем Иконниковым-Галицким (Белый зал Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова – Литейный пр., 17-19).
Анджей Иконников-Галицкий – историк, поэт, писатель, редактор издательства Государственного Эрмитажа. Автор двух десятков книг, в том числе книги «Гильгамеш, сын Лугальбанды».
На встрече речь пойдет об одном из самых древних эпосов «Гильгамеш – прародитель героев». Анджей Иконников-Галицкий расскажет о его открытии и изучении, историческом контексте и скрытых смыслах, а также о том, чем он интересен современному читателю.
Вход свободный.

18.00 Творческий вечер писателя Михаила Кураева и презентация книги «Дни и ночи пилота Аржанцевой» (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
Михаил Николаевич Кураев – писатель, сценарист. Родился 18 июня 1939 года в Ленинграде. Во время блокады Ленинграда был эвакуирован в Череповец. В 1961 году окончил театроведческий факультет Ленинградского театрального института (дипломная работа «Произведения А. П. Чехова на экране»).
Участие по записи по телефону (812) 316-56-79.

19.00 Гастроли Приморской сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
С 21 февраля по 2 марта 2023 года в Санкт-Петербурге пройдут традиционные зимние гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. В этом году артисты из Владивостока представят на исторической и новой сценах Мариинского балеты «Корсар» Адольфа Адана, «Щелкунчик» Петра Чайковского и «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова в хореографии художественного руководителя балетной труппы Приморской сцены Эльдара Алиева.
Серия спектаклей откроется показами самого сказочного классического балета «Щелкунчик» с 21 по 26 февраля. Приморская сцена представляет «Щелкунчика» в оригинальной хореографии Эльдара Алиева. Этот яркий спектакль — настоящая театральная феерия с красочными костюмами Галины Соловьевой и декорациями Семена Пастуха, возвращающая уже забытое настроение праздника.
22 и 23 февраля в Мариинском-2 будет показан балет «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова, а 28 февраля, 1 и 2 марта «Корсар» Адольфа Адана. Обе постановки также представлены в хореографии Эльдара Алиева.
В спектаклях заняты ведущие солисты Приморской сцены: Лилия Бережнова, Сергей Уманец, Виктор Мулыгин, а также молодые исполнители. Некоторые из них выступят в Мариинском театре в новых для себя партиях. Участие в гастрольных спектаклях примут и солисты балета Мариинского театра: Рената Шакирова, Анастасия Лукина, Никита Корнеев и Алексей Тимофеев. Кроме того, в балетах «Корсар» и «Щелкунчик» заняты юные воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана. В спектакле «Тысяча и одна ночь» за пульт оркестра Мариинского театра встанет главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного академического театра оперы и балета Республики Азербайджан Эйюб Кулиев, а в балетах «Корсар» и «Щелкунчик» – дирижер Приморской сцены Виталий Шевелев.

22 февраля, среда

18.30 Презентация книги «Николай Миллиоти. Возвращение» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
На вечере, посвященном жизни и творчеству выдающегося русского художника-символиста Николая Миллиоти, планируется презентация книги «Николай Миллиоти. Возвращение» (издательство «Театралис», 2023), а также демонстрация фильма «Неизвестный Николай Миллиоти» (2019, реж. И. Калядин).
В вечере принимают участие: искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Юлия Солонович; режиссер-документалист, автор фильма «Неизвестный Николай Миллиоти» Игорь Калядин.

19.00 Эхо II Московского международного фестиваля архивных фильмов (Киноцентр «Родина» – ул. Караванная, 12).
В программу фестиваля вошли забытые и недооцененные современниками фильмы, малоизвестное научное и зрелищное кино. Особое место заняли показы архивных находок – лент, считавшихся прежде утраченными. Помимо основного цикла «Реставрации и находки», в рамках Эха будут представлены наиболее востребованные на фестивале авторские программы. «Карта ветров» демонстрирует мощь природы и бессилие человека; «Белые одежды. Врач на экране» – исследование кинообраза врачебной профессии. «Киноэкспедиции: путешествие по континентам» – фильмы-травелоги о пути исследователей и первопроходцев; «Грезы Запада: ориентализм в кино» – о влиянии региона Восточной Африки на ранних кинематографистов; «Третья из трех (проблемные фильмы проблемной эпохи)» – составленная киноведом Наумом Клейманом подборка фильмов, названных современниками «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то, что их сняли крупнейшие режиссеры эпохи. Все показы будут сопровождаться представлениями кураторов программ.
В Петербурге показы пройдут в киноцентре «Родина» и в кинотеатре «Ленфильм».
Расписание: https://archivefest.ru/2022/echo/saint-petersburg

23 февраля, четверг

11.00 Спектакль «Конёк-Горбунок» (ТЮЗ им.А.А.Брянцева – Пионерская пл.,1).
В этот день ТЮЗу им.А.Брянцева исполняется 101 год, и по традиции будет показан «Конёк-Горбунок» – постановка, которой театр открылся в далеком 1922 году. На сегодняшний день «Конёк-Горбунок» является не только настоящим брендом и визитной карточкой ТЮЗа, но и старейшим спектаклем нашего города. «Конёк-Горбунок» – образец классической русской театральной традиции. За свою долгую историю «Конёк-Горбунок» пережил семь возобновлений, в постановке занята вся труппа театра, а действие сопровождается музыкой композитора П. Петрова-Бояринова в исполнении живого оркестра.
В день рождения театра юные зрители и их родители смогут ознакомиться с выставками, расположенными в Верхнем фойе: пройти интерактивную экскурсию «Этапы пути», экспонаты которой «оживают» с помощью любого смартфона, и ознакомиться с вековой историей театра на экспозиции «Театр на все сто».

16.00 Концерт «20 мелодий о любви. Романтические хиты» (ГМЗ «Гатчина», Гатчинский дворец – г. Гатчина, Красноармейский пр., 1).
В Театральном зале Гатчинского дворца состоится концерт Эстрадно-симфонического оркестра им. А. С. Бадхена под управлением дирижера Андрея Медведева.
В программе – шедевры классики, культовые рок-хиты в симфонической обработке и мелодии из популярных кинофильмов. Солисты: сопрано Дарья Тарасова, автор песен, композитор, певец Андрей Косинский.

19.00 Спектакль-концерт «НДТ, ЁПэРэСэТэ!» (Театр-студия «Небольшой драматический театр» – пр. КИМа, 6).
Небольшой драматический театр представляет спектакль-шутку, спектакль-фантазию, спектакль-скетч на праздничную тему. «НДТ, ЁПэРэСэТэ!» – это спектакль-эксперимент, в котором актеры НДТ предстают другими, совсем не такими, как в их серьезных драматических спектаклях. В нем есть что-то от капустников НДТ, всегда невероятно смешных и остроумных, но скрытых от глаз широкой публики. Песни в исполнении Ольги Альбановой и других актеров, пародии в исполнении Ильи Тиунова и конферанс Татьяны Рябоконь и Сергея Уманова.

19.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», посвященный Дню защитника Отечества (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
В программу концерта войдут любимые шедевры русских классиков: Глинки, Мусоргского, Бородина и Чайковского. В этой музыке – могучие богатырские образы, красота русской природы и сила русской земли. Первым, кто воплотил эти черты в симфонических образах, конечно же, стал Михаил Глинка.
«Рассвет на Москве-реке», шедевр Модеста Мусоргского, который также войдет в программу, это больше чем музыкальный пейзаж. Он дарит особое состояние души, наполняет ее светом, радостью, красотой. А Половецкие пляски из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» переносят в давние времена, заряжая мощью, энергией.
Кульминацией программы станет Торжественная увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год», написанная в честь празднования 70-летия победы над Наполеоном. В музыкальную палитру этого грандиозного полотна Чайковский включил гимн Российской империи и Марсельезу, как бы состязающиеся друг с другом, а также церковные песнопения и народные песни, пушечные залпы и колокольный звон. Ее первое исполнение состоялось на площади в Москве на освящении храма Христа Спасителя, после чего Увертюра стазу же стала музыкальным воплощением мужества и духовной силы русского народа.
В роли ведущего – Александр Канторов.

24 февраля, пятница

19.00 Открытие нового сезона музыкального проекта «Петербург-концерта» «Национальная коллекция» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Новый сезон фестиваля «Национальная коллекция», музыкального проекта «Петербург-концерта», призванного знакомить зрителей с национальной музыкальной культурой народов России, открывается в Екатерининском собрании концертом группы «Квинтет Четырёх». Слушателей ждет красочный музыкальный микс народной музыки, блюза и рока.
В составе «Квинтета Четырёх»: баянист и композитор Евгений Петров, первый российский исполнитель джаза на «концертной» балалайке Георгий Нефёдов, мастер игры на домре Владимир Ковпаев и Андрей Долгов, главный дирижер и худрук Оркестра национальных инструментов «Терема». Команда молодых музыкантов исполняет на национальных инструментах все: классику и джаз, мировые хиты рок- и поп-музыки, оригинальные обработки народных песен и авторские композиции. В Большом зале Екатерининского собрания знакомые сочинения Мусоргского и Брубека, Гальяно и Хенкока, Dream Theater и Nirvana прозвучат в зажигательных авторских аранжировках.
Коллектив появился в 2009 году, когда четверо студентов второго курса факультета народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории решили «вернуть народные инструменты народу», придумали «Квинтет Четырёх» и начали создавать собственные аранжировки народной и современной музыки.
Коллектив неординарен во всем, начиная с названия. Ведь квинтет – это ансамбль из пяти исполнителей, а в группе их всего четверо. Сами участники объясняют название просто: они – четыре исполнителя, а пятый – слушатель. Плюс квинтет для них – некая синергия, когда в ходе выступления рождается нечто большее, нежели просто музицирование четырех инструменталистов.
Музыканты сформировали свой собственный стиль – «Folk Core». Опираясь на народные, архаические традиции, они используют элементы прогрессивных направлений мировой музыки, от джазовой импровизации и плотного фанкового грува до взрывных битов драм-н-бейса и даб-степа. Они оттеняют и дополняют звучание баяна, домры и балалайки с помощью перкуссии, духовых инструментов разных народов мира, горлового пения, вокала и хип-хоп-речитатива, а также активно используют электронные инструменты: синтезатор, корк, симпл-пад..

25 февраля, суббота

13.00 Детская «Потешная Масленица» (ГМЗ «Павловск» – г. Павловск, ул. Садовая, 20).
На Площади гуляний Павловского парка разыграется детская «Потешная Масленица» с играми и забавами, хороводами и музыкой, викторинами и конкурсами. Одно из главных событий – «Парад Маслениц». Это яркая, творческая и веселая история, в которой может участвовать каждый ребенок. Условие лишь одно: прийти на праздник с куклой-масленицей, которую нужно сделать заранее. Для этого подойдет любой материал – ткань, бельевая веревка, разноцветные ленты, бумага. Пластиковую бутылку или новенький веник для домашней уборки из сорго или стеблей трав можно использовать для основы такой куклы. Размер масленички – от 20 до 40 см. Важно подойти к делу творчески, с юмором и фантазией. Помощь мам и пап, бабушек и дедушек приветствуется.
Сбор участников праздника 25 февраля в 13.00 на Площади гуляний у Главной сцены праздника. В 13.30 состоится красочный «Парад Маслениц», и откроется выставка кукол-маслениц, созданных гостями праздника. Авторов самых оригинальных работ ждут призы.

13.00 Масленица в Детской библиотеке (4 Красноармейская ул., 13).
Читателей приглашают на веселое мероприятие во дворе библиотеки. Участников ждут игры на свежем воздухе, мастер-классы по традиционных ремеслам и квизы.
Справки по телефону: (812) 316-68-77 и в группе Детской библиотеки ВКонтакте: https://vk.com/detlermontov.
Вход свободный.

15.00 Литературная акция ко Дню книгодарения «Мы любим книги» (Библиотека «Семеновская» – Московский пр., 50/42).
В библиотеке «Семёновская» пройдет литературная акция ко Дню книгодарения «Мы любим книги». Участников ждут мастер-класс по скорочтению и книжный аукцион.
На мастер-классе по скорочтению тренер и психотерапевт Светлана Вахрушева научит базовым принципам быстрого восприятия печатной информации. Участники выполнят упражнения на концентрацию, потренируют внимание и скоростное чтение.
В 16.30 начнется книжный аукцион. Участники, угадавшие автора, произведение или тему книги по отрывку, прочитанному библиотечной феей Дарьей, заберут книгу себе.
Вход свободный.

17.00 «В русском стиле» – концертная программа Государственного русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойка, 12).
В завершении масленичной недели концертная программа «В русском стиле» познакомит слушателей с миром русской музыки. Залихватская удаль, искрометность, задушевность, теплота – это о родных, знакомых с детства мелодиях. В концерте принимают участие солисты оркестра: Любовь Михайлова (домра), Михаил Тугарев (балалайка), Альберт Хатмуллин (баян) Дмитрий Гоголев (домра альт).
В программе прозвучат произведения В. Городовской, Б. Трояновского, В. Гридина, А. Цыганкова.

19.00 Премьера мюзикла Владислава Сташинского «Маугли». Режиссеры: Алексей Франдетти, Дарья Борисова (Театр эстрады им. Аркадия Райкина — ул. Большая Конюшенная, 27).
В премьерном спектакле Театра эстрады дикий и жестокий мир джунглей предстанет как фантазия на тему технологического постапокалипсиса. Стилистика фильма «Дюна» переберется на театральную сцену, подчеркнув идею «мертвого мира», утратившего человеческие ценности. Здесь правят не просто животные, а исполинские механические звери. Образы фантастического мира воплотят ростовые и планшетные куклы под руководством опытного постановщика Театра кукол им. С. В. Образцова Максима Кустова.
Бездушному и холодному миру зверей в новой театральной версии «Маугли» противопоставлен другой – теплый, живой мир людей, бережно хранящий ценность любви, дружбы, заботы о ближнем. Маугли пока еще не стал его частью, но чувствует, что этот путь единственно верный. Главному герою спектакля, как и в сказке Киплинга, предстоит столкнуться с непростыми вопросами: как отбросить жестокие законы мира, в котором вырос, отключить провода питания жестокости и стать человеком.
Премьерные показы мюзикла «Маугли» пройдут 25 и 26 февраля.

26 февраля, воскресенье

12.00 Лекция «Новая волна» (Главный штаб – Дворцовая пл, 6–8).
Встреча посвящена стилю модерн в коллекции фарфора и стекла Императорского фарфорового завода.
В конце XIX – начале XX века фарфор и художественное стекло стремительно меняются. Стиль модерн, пришедший на смену классическим формам и эклектике, задает не только иные, непривычные формы, но и новые, сложные техники, такие как пат-сюр-пат, транслюид и миллефиори. В чем же заключались эти изменения? Для чего на рубеже столетий Императорский фарфоровый и стеклянный заводы приобретали продукцию датских, немецких, французских и английских мастеров? Какое стекло считалось действительно модным в то время в Европе и в России?
На лекции будет предложено разгадать и другие секреты фарфора и стекла эпохи модерн.
Мероприятие сопровождается показом иллюстративного материала.

17.00 Лекция «Двадцатый век представляет: краткая история американской академической музыки» (Севкабель Порт – Кожевенная линия, 40 Д, студия 4, 3 этаж).
Двадцатый век стал временем становления и расцвета американской музыки. Нью-йоркская школа во главе с Джоном Кейджем, минималисты Стив Райх и Филипп Гласс, Мередит Монк, творческая коммуна Bang on a Can – герои этой истории не знают границ между искусствами, музыкой и не-музыкой. Их интересует все и сразу. Европейские идолы, перевезенные эмигрантами из Старого света, сброшены с пьедестала.
Лектор: Андрианова Элина – музыкант, редактор интернет-версии журнала «Музыкальная академия», курирует культурные и образовательные проекты, читает публичные лекции об академической музыке.

27 февраля, понедельник

18.30 Лекция «Художественное объединение «Мир искусства» (Библиотека им. К.Тимирязева – ул.Шкапина, 6).
Лекция посвящена одному из самых значительных явлений в русском искусстве конца XIX – начала XX века, известному под названием «Мир искусства». Под этим наименованием подразумевается обширный комплекс художественных событий того времени – так назывался и петербургский журнал, и выставки, устраиваемые его редакцией, и, наконец, общество художников, в работе которого принимали участие также литераторы, философы, музыкальные и художественные критики и другие деятели культуры рубежного времени.
В работе объединения принимали участие выдающиеся деятели русского искусства, такие как: С.П. Дягилев, К.С. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, А.П. Остроумова-Лебедева, К.Ф. Богаевский, Ап.М. и В.М. Васнецовы, А.Я. Головин, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих. В выставках общества участвовали М.А. Врубель, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, П.П. Трубецкой, и мн. др.
Лектор – сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В. Александрова.

19.30 Спектакль-исследование «Вакханалия. Пастернак» (Академический малый драматический театр – ул.Рубинштейна, 18).
23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда Андерс Эстерлинг направил Б.Л. Пастернаку приветственную телеграмму с известием о присуждении писателю премии по литературе. Это событие вызвало бурную и противоречивую реакцию в СССР и за рубежом. Западные интеллектуалы сравнили появление романа «Доктор Живаго» с запуском первого искусственного Спутника земли, величайшим достижением в истории человечества. Советские писатели, в большинстве своем, назвали присуждение Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии актом войны и идеологической диверсией. Театр использовал в инсценировке редкие документальные свидетельства эпохи: дневники, письма, записи собраний и свидетельства очевидцев. Отрывки из романа «Доктор Живаго» звучат в исполнении ведущих артистов МДТ – Театра Европы.

28 февраля, вторник

18.00 Презентация книги «Вольтер. История российской империи при Петре Великом» (Российская национальная библиотека – пл. Островского, 1/3).
В конференц-зале Российской национальной библиотеки в рамках проекта «Петровский архив Вольтера: цифровое представление и введение в научный оборот» пройдет презентация книги «Вольтер. История Российской империи при Петре Великом» (СПб. : Нестор-история, 2022).
Книгу представит коллектив составителей:
С.А. Мезин, доктор исторических наук, профессор Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского;
М.В. Ковалев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (Москва);
Н.М. Сперанская, кандидат филологических наук, заведующая Центром изучения эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера» (Отдел редких книг РНБ).
Вход – без читательского билета (с ул. Садовой, д. 18). Полная информация – по телефону: (812) 718-85-40, (812) 718-85-20.

19.30 Спектакль Яны Туминой «Живой» (Новая сцена Александринского театра – наб.реки Фонтанки, 49 А).
Спектакль посвящен культовой фигуре в истории начала ХХ века, Питеру Фройхену. Задача создателей спектакля – собрать все возможные факты его биографии и расширить возможности театра, объединив жанр предметного театра с театром документальным.
В основе драматического текста – невыдуманная биография датчанина еврейского происхождения, путешественника, антрополога, журналиста, актёра и писателя Питера Фройхена. Человек, переживший множество испытаний, не однажды находившийся на грани гибели и ни разу не проигравший своё право жить. Удивительные обстоятельства, при которых Фройхен всегда выигрывал у смерти, свидетельствуют о его оптимизме, незаурядном интеллекте и умении не сдаваться, всегда находя ресурс силы. Тип такого человека, как уходящая натура для нынешнего времени, особенно привлекает интерес и вдохновляет на то, чтобы передать такой образ сегодняшнему человеку. Сюжеты такого рода – о несгибаемости человеческого духа, о противостоянии року – пользовались и продолжают пользоваться повышенным интересом. Фильмы и спектакли на эту тему неизменно востребованы у зрительской аудитории, так как сочетают в себе сразу несколько популярных жанров – приключенческий, психологическую драму, триллер. В данном проекте будут сочетаться зрелищность, музыкальность, интеллектуальный сюжет и современные театральные техники.
Яна Тумина – режиссёр, доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол РГИСИ, режиссёр более 30 спектаклей. В течение 12 лет была актрисой, соавтором и режиссёром театра АХЕ. С 2009 года начинает активно ставить спектакли как независимый режиссёр, приглашая в свою постановочную команду известных актёров и художников. Один из немногих режиссёров-кукольников, кто сегодня работает в направлении «социального театра», совмещая его с экспериментальным характером своих творческих поисков, продолжая разрабатывать поэтическую, образную природу языка театра кукол и предметного театра.

 

На заставке использована фотография Татьяны Дьяконовой.