Надежда Рогожина, автор инсценировки и режиссер спектакля «Золушка» на сцене Малого зала Санкт-Петербургской академической филармонии

Тигрий Бажакин в роли Алидоро. Спектакль "Золушка"
Тигрий Бажакин в роли Алидоро. Спектакль «Золушка»фото Валерия Дрелевского

Среди всех сказок история про «Золушку» одна из самых любимых, или даже самая любимая. Потому ли, что наше сердце радуется справедливости, или просто хочется наивно, по-детски, помечтать о Принце, о счастье? В душе мы все дети. На мой взгляд «Золушка» вовсе не наивна, она принадлежит к одной из самых трезвых и глубоких притч о жизни и смерти. В ней выражено христианское понимание духовной жизни и небесной участи души. Человек терпеливый, скромный, трудолюбивый, гораздо чаще обретает два бесценных сокровища, главные добродетели – смирение и любовь. Это даёт ему силы для земной жизни, и через это его душа обретает вечную жизнь. И наоборот — ленивый, грубый, злой, завистливый человек не способен достичь счастья. В этой связи предлагаю вспомнить то, что Христос говорил притчами, и процитировать Евангелие по Матфею гл. 22, 1-14 — Евангельскую притчу о брачном пире.

«Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных».

Брачные одежды – образ благочестия, образ качеств души. Благодаря свои качествам, Золушка получает самые красивые платья – как признание её доброй, чудесной души. Она «звана» и «избрана» Женихом, а Он не кто иной как сам Христос. Этот пример учит строить отношения с людьми и Богом, даже ковать внутренний стержень. Человек с наслаждением впитывает правду, заложенную в сказке потому, что соприкасается с Божественной тайной и Милостью. Знаменитый бродячий сюжет о «Золушке» веками не перестаёт удивлять, каждый из многочисленных изводов сказки «сорадуется истине».

Джоаккино Россини

Премьера оперы «Золушка, или Торжество добродетели» состоялась 25 января 1817 года, в театре Валле, в Риме. Авторы – Джоаккино Россини, Луко Аголини, Якопо Ферретти, вдохновлённые успехом «Севильского цирюльника» внесли в сюжет социальный контекст, актуальный для того времени, но со временем потускневший. Прошло уже 205 лет, а опера по-прежнему покоряет сердца красотой музыки и живыми характерами. Премьера нашей «Золушки» состоялась 30 декабря 2017 года и была посвящена 200-летию оперы Россини. Постановка создана в стиле традиционной, шуточной, итальянской «opera buffa» и, как ей и положено по жанру, невелика в масштабах. Оперные арии исполняются в оригинале, разговорные диалоги на русском языке.

Сергей Чепурко в роли барона Маньифико. Фото Юлии Сухоруковой

Не смотря на то, что спектакль был создан по мотивам одноименной оперы, он имеет оригинальный сюжет. Принц Рамиро возвращается в родной город Салерно, чтобы исполнить волю умирающего отца – жениться и продолжить княжеский род. Но он полон сомнений и совершенно не влюблён. Кураж молодости вовлекает Рамиро в авантюру, он решается на маскарад — принц притворяется нищим, а его камердинеру достаётся роль принца. В поисках развлечений и невесты Рамиро приходит в дом барона Маньифико, где внезапно обручается с Золушкой. Интрига развивается, ситуация запутывается, истина раскрывается только на балу. В поисках счастья каждый герой находит свою судьбу, ведь любовь способна покорить любое сердце, стучится в каждую дверь!

Нашему спектаклю 5 лет. Маленький юбилей. Его одинаково любят взрослые и дети. Можно сказать что 30 декабря 2022 года тоже будет премьера, т.к. состав исполнителей изменился почти целиком. Мне очень приятно представить участников. Главные роли исполнят блистательные солисты Мариинского театра: Клим Тихонов — принц Рамиро, Цветана Омельчук — Золушка. Особым, неотразимым обаянием обладают не очень «правильные» герои: Тигрий Бажакин – Алидоро/Дандини; Виктория Романова – Клоринда; Сергей Чепурко – Дон Маньифико.

Жизнелюбие, буффонада, пылкие чувства, прекрасная музыка Россини создают атмосферу праздника. Приглашаю всех порадоваться новой встрече с Золушкой в великолепном зале Энгельгардта.

Автор инсценировки и режиссер – Надежда Рогожина

Автор аранжировок для камерного ансамбля — Артур Зобнин

Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин, фортепиано

Балетмейстер – Варвара Соболева

Участвует камерный ансамбль

Продолжительность 1 час. 45 мин. Постановка Санкт-Петербургского театра «Реплика»

При поддержке Комитета по культуре

Цветана Омельчук, мецц-сопрано фото Ю. Коноплёва

 

Виктория Романова, сопрано, фото Д. Рабовского
Клим Тихонов, тенор (фото предоставлено исполнителем)
Клим Тихонов, тенор