15 декабря, четверг

18.30 Концерт в рамках резидентской программы ТарекаАтуи в Доме Радио (Дом Радио – Итальянская ул., 27).
Петербургские музыканты-участники резиденции французского художника и композитора ливанского происхождения ТарекаАтуи исполнят музыку на авторских электроакустических музыкальных инструментах, сконструированных Борисом Шершенковым под руководством ТарекаАтуи. Среди последних – limaçon (устройство, изменяющее звучание струн и ударных), найденные объекты и перкуссионные инструменты из серии TableofContents / IterationsonDrums.

19.00 Премьера спектакля «Оружие сердец» по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова». Режиссер-постановщик – Юрий Цуркану (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанка, 114).
Молодежный театр впервые обращается к творчеству Андрея Платонова, писателя и драматурга, прошедшего Гражданскую и Великую Отечественную войны. Путь к читателям рассказа «Возвращение» (в первой публикации 1946 года – «Семья Иванова»), описывающего внутренние сломы и непростые решения героев, переживших войну – в тылу и на переднем крае, был сложен. Идея рассказа родилась из киносценария, так и не воплотившегося в киноленту. Несмотря на правдоподобность и послевоенную обыденность случая из жизни одной семьи, текст при жизни автора не раз подвергался идеологической правке. Жесткая рука редактора-цензора убирала целые фразы, стирала из быта героев следы бедности, необразованности, исправляла даже возраст действующих лиц. Это не спасло Платонова от обвинения в том, что главный герой, поставленный автором на распутье выбора неприятия или прощения, легкомыслен и недостоин звания советского офицера. Но история, рассказанная Андреем Платоновым, намного тоньше и сложнее всех возможных штампов и клише. Это история боли, выбора, внутренней борьбы, бережного отношения к человеческой жизни.
Режиссер-постановщик – Юрий Цуркану.
В ролях: Сергей Барковский, Дарья Вершинина, Владимир Маслаков, Регина Щукина, Зоя Буряк, Нина Лоленко, Мария Вершинина, Александр Черкашин, Александр Тихановский и другие.

19.00 «Чайковский ENERGY» – концертная программа Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Дирижер – ФабиоПирола (Концертный зал «Колизей» — Невский пр., 100).
Яркую и насыщенную программу составят шедевры Петра Чайковского, которые прозвучат не только в классическом варианте, но и в звуковом дизайне (sounddesign) московского аранжировщика Андрея Чапорова. Создание звуков, шумов и эффектов соединится с любимыми мелодиями русского классика из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а также увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта», созданной по бессмертной трагедии Уильяма Шекспира.

19.00 Концерт национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В исполнении уникального коллектива, названного именем древнейшего музыкального инструмента жителей карело-финских земель, прозвучат калевальские руны, народные баллады, хороводные и свадебные песни. Гости вечера услышат традиционные обрядовые напевы в новых аранжировках современных композиторов и станут зрителями ярких хореографических постановок по мотивам старинных мелодий.
Этим музыкальным вечером «Петербург-концерт» открывает просветительский цикл «Национальная коллекция», на котором будет знакомить петербуржцев с лучшими образцами национальной музыкальной культуры народов России. Начиная с декабря в Большом зале Екатерининского собрания и на других знаковых академических площадках нашего города в рамках эксклюзивных гастрольных туров, организуемых Центром национальной культуры «Петербург-концерта», состоятся десятки выступлений лучших музыкальных коллективов из разных регионов России. Их миссия – сохранять и популяризировать аутентичную народную музыку, находить в ней созвучные времени смыслы и доносить их до современного слушателя.
Музыканты, танцоры и вокалисты национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» с 1936 года собирают и бережно хранят сакральное наследие карело-финского этноса, мотивы, образы и дыхание земли легенд.
В программу единственного концерта, который состоится в Большом зале Екатерининского собрания 15 декабря, войдут завораживающие шедевры народной музыкальной культуры: руны «Калевалы» прозвучат как в аутентичном исполнении, так и в современных аранжировках карельского композитора Вячеслава Иванова.

19.30 Показ спектакля «Сад Борхеса» театра LUSORES («Зал 3» — пр. Медиков, 3 А).
С одной стороны, это история про внутреннюю миграцию, с другой – про настоящую свободу. Именно ее создатели спектакля хотят исследовать, погружаясь в рассказы Борхеса – в реальность и фантомы его сознания, настолько близкие и понятные современному человеку.
Режиссер – Александр Савчук.

16 декабря, пятница

11.00 Начало работы выставки Натальи Быковой «Домашние герои» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка посвящена братьям нашим меньшим, которые окружают человека нежностью, заботой и любовью. Они часть нашей жизни, «члены семьи», существа, обладающие каждый своим характером, предпочтениями и интересами. Каждый из них – индивидуальность.
Художник Наталья Быкова говорит: «В моих работах животные играют всегда важную роль. Через них я пытаюсь передать эмоциональное состояние. Во многих работах животные становятся главными героями, смыслом всего, что происходит в картине. Очень нравится изображать животных рядом с людьми, так сказать, «парный портрет». Художник с любовью пишет кошек, собак, лошадей и даже ёжиков. Этим чудесным, любимым, неповторимым «домашним героям» посвящена выставка.

Наталья Васильевна Быкова родилась в г. Норильске. Окончила художественное училище Н. К. Рериха в 2000 году, в 2003 году поступила в Государственный институт им. И. Е. Репина. С 2014 года является членом Союза художников Санкт-Петербурга, с 2018 года – ассистентом кафедры живописи и рисунка Института дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

13.00 Открытие выставки «100 лет Адвокатуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области. От истоков к современности» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
Выставка является совместным проектом музея и адвокатского сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Она приурочена к 100-летнему юбилею со дня создания Петроградской губернской коллегии защитников при Петроградском губернском суде. На выставке будут представлены документы, фотографии, книги, награды, личные вещи адвокатов, которые отражают деятельность петроградской, ленинградской и петербургской адвокатуры на протяжении последних 100 лет. Впервые в качестве экспонатов будут выставлены редкие предметы из частных коллекций.

19.00 Камерный концерт «TheBeatles&Baroque» (Особняк А. А. Половцова, Дом архитектора – ул. Большая Морская, 52).
«TheBeatles&Baroque» — проект камерного ансамбля классической музыки «MusicProjectFactory». Изящная стилизация композиций TheBeatles под манеру Баха, Вивальди, Генделя и Корелли — прекрасный повод по-новому услышать знакомые мелодии битлов. Кроме авторских интерпретаций, на концерте также прозвучат классические версии произведений композиторов эпохи барокко.
Солисты проекта «MusicProjectFactory»: Алиса Ермакова (флейта), Игорь Ботвин (виолончель), Владимир Шуляковский (скрипка), Григорий Тадтаев (скрипка).
Программа концерта 16 декабря: TheBeatles в стиле Баха и Генделя.
Программа концерта 17 декабря: TheBeatles в стиле Вивальди и Корелли.

19.00 Концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В программе: Симфония № 7 Густава Малера (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойка, 20).
Оркестр Александра Сладковского готовится впервые в своей истории исполнить Симфонию № 7 Густава Малера.
«Мyзыка Густaвa Мaлера, одного из моих самых любимых композиторов, как никакая другая олицетворяет душу человека», — считает маэстро Александр Сладковский.
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан уже не раз обращался к творчеству Густава Малера в своих концертных программах. Произведения этого австрийского композитора и дирижера имеют колоссальное значение для коллектива и уже долгое время находятся в его репертуаре. В апреле 2022 года ГАСО РТ посвятил XI Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» творчеству Малера –для гостей фестиваля прозвучали Первая, Четвертая, Пятая и Шестая симфонии автора.

19.00 Открытие выставки художника-иллюстратора Фёдора Лемкуля (Библиотека книжной графики — ул. 7-ая Красноармейская, 30).
Фёдор Лемкуль посвятил всю свою творческую жизнь детской иллюстрации. Им созданы яркие образы – от дяди Степы до Айболита, от героев Юрия Олеши до персонажей стихотворений Даниила Хармса.
Дети середины-конца советской эпохи мечтали получить книжку с «картинками» Фёдора Лемкуля, а более позднее поколение уже не могло радоваться свежей и яркой палитре этого исключительного иллюстратора, создавшего рисунки к более чем 130 детским книгам, так как его стали издавать все меньше и меньше.
Представленные в экспозиции листы работ художника принадлежат московскому собирателю Всеволоду Чумакову-Миллеру.
Выставка открыта до 29 января.
Вход свободный.

19.00 Премьера балета «Озорные частушки» на музыку Родиона Щедрина (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
В первом отделении прима-балерина Диана Вишнёва выйдет в легендарном балете «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе – Родиона Щедрина, созданном специально для супруги композитора Майи Плисецкой. После антракта артисты Театра балета им. Л. Якобсона представят премьеру «Озорных частушек» в хореографии Вячеслава Самодурова.
Танцевальное воплощение «Озорных частушек» сцена Мариинского театра впервые увидела в середине 1960-х: на музыку концерта для оркестра хореограф Леонид Якобсон сочинил миниатюру «Малявинские бабы». Специально ко дню рождения Родиона Щедрина Театр балета, сегодня носящий имя Леонида Якобсона, готовит новое хореографическое прочтение этой музыки. Автор спектакля – Вячеслав Самодуров. В прошлом премьер балетной труппы Мариинского театра, а ныне один из самых успешных и востребованных российских хореографов, он впервые представит свою балетмейстерскую работу на сцене родного театра.
В интерпретации музыки Щедрина ключевыми для него стали не фольклорные интонации, которыми насыщена партитура «Озорных частушек», а фактура этого сочинения. Родион Щедрин называет свой концерт «по существу токкатой», то есть виртуозной пьесой в быстром движении и четком ритме, идеальной для демонстрации технических возможностей исполнителей. Ее музыкальная ткань складывается из множества мотивов, в которых возможность сольно «высказаться» получает едва ли не каждый оркестрант. Головоломку такого многоголосья и перекличку многих инструментов Самодуров виртуозно отражает в хореографической композиции. Он придумал, как в череде быстро сменяющихся музыкальных тем найти простор для танцев солистов и кордебалета. «Получился балет-аллегро без единого замедления, – говорит хореограф. – Главное у Щедрина – юмор, энергия, напор, и танцовщики их схватили». Настроение новой постановки поддерживают дерзкие цветовые контрасты в костюмах и оформлении сцены, выполненных Анастасией Нефёдовой.
Музыкальные торжества к юбилею Родиона Щедрина Мариинский объединил в фестиваль имени композитора – «Щедрин – 90». Он продлится с 10 по 24 декабря и охватит сразу три города: Санкт-Петербург, Москву и Владивосток. Среди событий, которые составили афишу фестиваля: исполнение симфонических и инструментальных сочинений композитора, знаменитой «Поэтории», где в роли Чтеца выступит актер Евгений Миронов, большинства опер и балетов Родиона Константиновича, в том числе написанных специально для Мариинского театра и Валерия Гергиева.

19.00 Начало работы выставки «Михнов-Войтенко: со-бытие» (DiDiGallery – Большой пр. В.О., 62).
Евгений Михнов-Войтенко – советский экспрессионист, один из китов Ленинградского андеграунда, художник и график. С 1956 года Евгений Михнов-Войтенко одним из первых советских художников начинает работать в абстрактно-экспрессионистской манере и вскоре создает оригинальную эстетику спонтанной живописи.
«Михнов-Войтенко: со-бытие» — ретроспективный, но камерный проект, представляющий более двадцати работ периода с 1950-х по 1980-е годы.
Графические произведения — утонченные свидетельства размышлений автора о сути искусства, художественном жесте и бытии художника — дополняются монументальными живописными манифестациями.
Большинство произведений будут впервые показаны широкой публике в России – 33 года они находились в Финляндии. Там, в галерее «Хегельстам», в 1989 году прошла персональная выставка художника, которую он начинал готовить еще при жизни.
Выставка открыта до 25 февраля.
Вход свободный.

19.00 Открытие выставки «Атлас флоры» (Галерея One’sMind — Шведский пер., 2).
Выставка «Атлас флоры» в галерее One’sMind исследует связь человека с явлениями и процессами природного мира. Проект представляет объекты из металла, выполненные в технике художественной ковки, а также коллажи и живопись трех художников из Санкт-Петербурга: Романа Круглова, Ильи Шалашова и Антона Шульгина.
Используя разные медиумы и материалы, участники изучают принципы природного формообразования, рассматривают особенности взаимодействия городской среды и царства растений, задаваясь вопросами: «Чему мы можем научиться у природы? Какой след человек оставит после себя?». Художники делятся собственным взглядом на окружающий мир и с помощью флоральных мотивов рассказывают о личных переживаниях и ощущениях в современной действительности.
Проект будет сопровождаться публичной программой в формате лекций, кураторских экскурсий и воркшопов при участии художников и исследователей современного искусства. Актуальное расписание будет появляться на сайте галереи: www.onesmindgallery.com.
Кураторы выставки: Ксения Чемезова, Тамара Карюк
Выставка открыта до 19 февраля.

19.00 Гала-фестиваль Года культурного наследия народов России (Исторический парк «Россия – Моя история» – ул. Бассейная, 32).
В рамках Гала-фестиваля состоятся итоговые мероприятия Года культурного наследия народов России: концерт победителей X Городского конкурса коллективов народной песни и музыки им. А. А. Эповой, а также презентация городской выставки работ участников и руководителей творческих коллективов культурных центров Санкт-Петербурга «Золотые нити народных традиций».

20.00 Концерт, посвященный 90-летию Родиона Щедрина, в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Концерт к юбилею мастера входит в программу XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», в центре программы – знаменитая «Кармен-сюита». На сцене в этот вечер – Академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова, солист – победитель Международного конкурса имени Чайковского Нарек Ахназарян (Армения). В первом отделении – великая русская классика: Испанское каприччио Римского-Корсакова и Вариации на тему рококо Чайковского.

21.00 Проект Сергея Поляничко «Роговая музыка в цифровом веке» (Базилика Св. Екатерины Александрийской – Невский пр., 32-34).
Проект «Роговая музыка в цифровом веке» разработан основателем и художественным руководителем Российского рогового оркестра, дирижером Сергеем Поляничко.
«Мы уже начали работу над этим проектом, состоящим из двух контрастных частей. В первой части роговая музыка подаст голос из 1798 года, когда при участии рогового оркестра прозвучал первый русский реквием. Вторая часть благодаря музыкальной машине времени перенесет слушателей в день сегодняшний, а может, даже в завтрашний, когда роговая музыка будет восприниматься как часть современной культуры. Обе программы в декабре будут исполнены в Петербурге», – рассказал дирижер.
В первой, исторической части проекта музыканты обратятся к первой редакции «Реквиема» Осипа Козловского – произведения, написанного на кончину последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Это сочинение единственный раз было исполнено в 1798 году в момент захоронения монарха в Базилике святой Екатерины на Невском проспекте. Ноты этого произведения, где звучит большой состав рогового оркестра, Сергею Поляничко удалось найти среди старинных рукописей в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. И спустя более двух веков, в 2009, «Реквием» прозвучал в Академической капелле Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко.
16 декабря в 21.00 «Реквием» будет исполнен в Базилике святой Екатерины, где когда-то прозвучал впервые. В исполнении примут участие Симфонический оркестр Ленинградской области (художественный руководитель Михаил Голиков), сводный хор училища им. Н. А. Римского-Корсакова, хоровая коллегия Санкт-Петербурга (художественный руководитель Николай Романов), партию органа исполнит Ирина Розанова. Солисты: Дарьяна Бобарыкина, Анастасия Лиманова, Александр Мангутов, Степан Завалишин. Вокальный консультант – народный артист России Владимир Ванеев.
Во второй, современной части проекта музыканты рогового оркестра перенесутся из века Просвещения в Цифровой век и станут участниками большого мультимедийного представления, напоминающего по масштабу прошлогоднее декабрьское шоу «Погружение». Музыку нового мультимедийного проекта «Сны» пишет Мурат Кабардоков – народный артист Кабардино-Балкарской Республики, хорошо известный по многочисленным работам в кино, саундтрекам к фильмам А. Сокурова, И. Учителя, В. Битокова и др. По ощущению дирижера, это будет программная музыка с привлечением разных составов исполнителей – и у рогового оркестра там будет своя краска, которая обычно придает звучанию неповторимый, редкий по красоте колорит.

17 декабря, суббота

11.00 Открытие катка на Конюшенной площади.
Каток на Конюшенной, полюбившийся горожанам и туристам в прошлом году, вновь откроется и будет работать до 15 января включительно.
В дни новогодних каникул, с 29 декабря по 15 января, Ледовый театр Санкт-Петербурга под управлением Елены Бережной будет показывать на катке под открытым небом ежедневные сказочные представления для детей. Главными героями их станут двое юных петербуржцев, которые в компании волшебного Джинна путешествуют по разным сказкам и встречают множество любимых персонажей.
Режиссером-постановщиком шоу выступил Никита Михайлов, один из главных хореографов в отечественном фигурном катании, постановщик хореографических программ для Александры Трусовой, Марка Кондратюка, Камилы Валиевой. Музыку к спектаклю написали и аранжировали музыкальный руководитель Ледового театра, композитор и певец Николай Погорелов и композитор Евгения Немцева. Николай Погорелов и актриса Анастасия Ряполова озвучивают песни и реплики – каждое представление вживую.
Каток на Конюшенной выдержан в классическом петербургском стиле, общем для всего ансамбля площади. Размеры ледового поля – 18 на 40 метров. Во время массового катания – с 11.00 до 22.00 каждый день – на льду могут находиться до 100 человек. А смотреть представление Ледового театра можно будет с открытых трибун. Каток оборудован теплым фойе, зоной кафе с согревающими напитками, прокатом коньков от 26 до 46 размеров и «пингвинами» – специальными тренажерами для начинающих фигуристов.
Перед катком со стороны Большой Конюшенной улицы развернется рождественская ярмарка. Центром ее станет большая новогодняя елка. На ярмарке можно будет купить подарки и сувениры, попробовать разнообразные блюда и напитки. Конюшенная площадь станет логическим продолжением новогоднего прогулочного маршрута по центру Петербурга, который включает в себя Дворцовую и Манежную площади в их новогоднем убранстве.

19.00 Концертная программа «Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Филармония джазовой музыки регулярно проводит концерты, посвященные великим джазовым исполнителям. Так, 17 декабря во Дворце Белосельских-Белозерских состоится концерт, посвященный Фрэнку Синатре и Нэту Кинг Коулу.

19.00 Премьера оперы Жоржа Бизе «Иван Грозный» (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» – ул. Галерная, 33).
В 1938 году в Национальной библиотеке Франции (Париж) была организована выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Жоржа Бизе, на которой впервые была представлена незавершенная партитура оперы «Иван Грозный». За пять лет до этого события ее обнаружил Гийом де Ван — хранитель библиотеки Парижской консерватории. Ноты были найдены в бумагах Эмиля Штрауса (второго мужа вдовы Жоржа Бизе) после его кончины в 1929 году и переданы Национальной библиотеке Франции.
Опера «Иван Грозный» была написана Жоржем Бизе между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианониа. Это самая яркая и интересная из известных нам опер зарубежных композиторов на «русскую» тему. В основе сюжета лежит реальное историческое событие — женитьба царя Ивана Грозного на черкесской княжне, хотя большинство сюжетных линий в произведении являются художественным вымыслом.
Жорж Бизе, в отличие от многих других композиторов, писавших произведения о царе Иване Грозном как о жестоком правителе, показал главного персонажа своей оперы как лирико-драматического героя, искренне любящего свою супругу Марию. Авторы оперы изобразили сложный и неоднозначный облик русского правителя, который мог быть как великодушным и любящим, так и безжалостным и мнительным.
В 1943 году в Париже в концертном исполнении были представлены несколько номеров из оперы «Иван Грозный». Первая постановка оперы со множеством купюр была показана в 1951 году в Большом театре Бордо. Труппа дала два представления своей постановки в «Опера-Комик» в Париже в декабре того же года. Затем произведение было поставлено в Кельне в апреле 1952 года и в Берне в декабре 1952 года. В 1975 году для медиагруппы BBC была создана более точная версия с восстановленным ранее непредставленным материалом. Впоследствии дирижер Говард Уильямс подготовил полное исполнительское издание оперы, используя собственную версию незавершенной финальной сцены (переработанную на основании материалов Жоржа Бизе), которая была представлена в концертном исполнении на фестивале в Монпелье. После этого об опере Жоржа Бизе забыли.
По прошествии почти 50 лет художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров воскресил яркую оперную страницу мирового музыкального театра XIX века. Творческая команда коллектива провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, а  художник Вячеслав Окунев создал яркие и колоритные образы времен Ивана Грозного.
Юрий Александров об оперном спектакле: «Близится день, когда мы откроем уникальную партитуру оперы, которая до нас практически не ставилась, поэтому мы называем наш спектакль мировой премьерой. В центре оперы Жоржа Бизе образ царя Ивана Грозного. Мы привыкли к стереотипу – старик с горбатым носом, желчный, мнительный. В этой версии он совсем другой: царь еще молод, он еще влюблен, влюблен настолько, что может умереть, почувствовав, что теряет свою возлюбленную. Интересно рассказать романтическую историю этого великого человека. Многие не знают, что Иван Грозный был писателем, собрал уникальную библиотеку. Это удивительная история! Царь был завоевателем, но он был еще и очень чутким, влюбленным юношей. Об этом периоде наш спектакль».

19.00 Концерт Государственного Квартета им. Бородина в рамках проекта «Шедевры России в Мраморном» (Мраморный дворец – Миллионная ул., 5/1).
Легендарный струнный квартет имени Бородина примет участие в проекте «Шедевры России в Мраморном». Концертная программа будет сопровождаться художественной подсветкой Белого зала, на мультимедийных экранах будут показаны картины из коллекции Русского музея. Кроме этого, все гости смогут ознакомиться с постоянной экспозицией «Музей Людвига» и выставкой пейзажной живописи Е. Ромашко.
Государственный квартет имени Бородина – уникальный ансамбль, существующий более 75 лет. Это один из наиболее значительных российских струнных квартетов, а также один из старейших непрерывно выступающих камерных ансамблей мира. В его составе сменилось несколько поколений талантливых исполнителей. За годы творческой деятельности коллективом сыграны квартеты и ансамбли десятков композиторов, начиная от Л. Боккерини и Й. Гайдна до музыки А. Шнитке и других авторов конца ХХ века. Помимо классики, ансамбль всегда уделял значительное внимание произведениям современников. Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором.
Современный состав квартета: Николай Саченко (первая скрипка), Сергей Ломовский (вторая скрипка), Игорь Найдин (альт), Владимир Бальшин (виолончель).

20.00 Концерт Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В этот слушателей ожидает дебют победителя многочисленных международных конкурсов, в том числе – Международного конкурса имени Рахманинова (Москва, 2022) Александра Ключко, выступающего с лучшими российскими и зарубежными оркестрами.
В программе – наряду со сказочной картинкой «Волшебное озеро» Лядова и знаменитым Вторым фортепианным концертом Рахманинова – «Поэма экстаза» композитора-мистика Александра Скрябина.

18 декабря, воскресенье

12.30 Показ спектакля «Путешествие улитки» театра LUSORES (Катакомбы Петрикирхе – Невский пр., 22-24).
Представление-оригами в японском стиле о созерцании и доброте для детей от двух лет.
Для режиссера Виктории Евтюхиной «Путешествие улитки» будет уже не первой работой в жанре baby-спектакля: в прошлом сезоне Виктория выпустила спектакль «Лис и Зайка» для детей от трех лет.
Как и предыдущий спектакль, «Путешествие улитки» предполагает альтернативную модель детского спектакля, построенную не на экшне, не на попытках удивить броскими красками. Но на визуальной поэзии и любовном отношении к миру. Потому выбрано пространство старинной лютеранской кирхи с его особой, таинственной атмосферой.
«Место и наша история срифмовались. Где учиться созерцанию, как не в кирхе XIX века? «Путешествие улитки» — не просто лиричная сказка, она философская. Маленькое существо познает мир, наблюдает, как времена года сменяют друг друга, учится прислушиваться и помогать, беречь и поддерживать», — рассказывает Виктория Евтюхина.
Авторы спектакля уверены: такой зрительский опыт будет важен не только для развития восприимчивости к искусству у маленького зрителя, но и для формирования здоровых представлений о мире и обществе.

13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Щелкунчик и мышиный король» Э. Т. А. Гофмана (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело артист театра и кино, телеведущий Борис Хвошнянский прочтет самую праздничную и новогоднюю сказку Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Музыкально-визуальный спектакль на музыку П. И. Чайковского будет сопровождаться акварельно-песочным шоу.

13.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонемента «Волшебный мир мультфильмов» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Юрия Лебедева прозвучит музыка Оливера Уоллеса к мультфильму «Алиса в стране чудес» по мотивам книг Льюиса Кэрролла, который был выпущен студией Уолта Диснея в 1951 году. А поразительную историю о приключениях девочки Алисы юным зрителям расскажет артист Владимир Миллер. Увлекательное сказочно-музыкальное повествование будут сопровождать песочные иллюстрации победительницы Всероссийского фестиваля песочной анимации «SandMotion», художницы Анастасии Ярковой.

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из абонемента «Музыкальный час» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Откроет концертную программу увертюра «Волшебная арфа» Франца Шуберта, написанная к одноименной мелодраме Георга фон Хофмана. Текст этого спектакля давно утерян, а музыка увертюры оказалась настолько удачной, что она исполняется до сих пор как самостоятельный концертный номер. Следом прозвучит «Путешествие Зигфрида по Рейну» – фрагмент из знаменитой тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», музыкальная поэма, сотканная из самых значительных лейтмотивов «Кольца». Изюминкой программы станет остроумная фантазия Адольфа Шрайнера «Все меньше и меньше». Части этой сюиты для кларнета с оркестром следуют одна за другой, темп ускоряется, а сам инструмент – уменьшается. Солирует кларнетист СПб ГАСО Семен Сердюков. Завершит концерт Венгерская рапсодия № 2 Ференца Листа.
Дирижирует маэстро Юрий Лебедев.

16.00 Показ спектакля «Пушкин на корабле» (Музея петербургского авангарда – ул. профессора Попова, 10).
К 110-летию выхода в свет сборника футуристов «Пощечина общественному вкусу» в Музее петербургского авангарда состоится показ спектакля «Пушкин на корабле» и видеофильма «Пощечина общественному вкусу», подготовленных театром «Лесной дом».
Проект посвящен противостоянию и взаимопроникновению классики и авангарда на примере поэзии Пушкина и поэзии русских футуристов. Футуристы собирались сбросить А. С. Пушкина с парохода современности, но современность распорядилась иначе. Пушкинское наследие играет настолько огромную роль в пространстве русской словесности, что и ставшие классиками футуристы, написавшие «Пощечину общественному вкусу», и современные поэты Санкт-Петербурга, – спорят, подражают, вдохновляются пушкинским словом. На языке пластики, текстов и визуальных форм спектакль делает эти сложные отношения видимыми.

19.00 Гала-концерт VI Международного форум-феста JazzAcrossBorders (JAB GALA), посвященного 100-летию российского джаза (КСК «М-1 Арена» – Приморский пр., 80).
Впервые в Гала-концерте примут участие 2 оркестра: симфонический и джазовый, а программа представит все многообразие музыкальных жанров от классики до джаза.
В этот вечер вместе с Игорем Бутманом и Московским джазовым оркестром на одну сцену выйдут вокалистки Алина Енгибарян и Фантине. Премьерой вечера станет совместная программа Олега Аккуратова и Симфонического оркестра «Северная симфония» под управлением ФабиоМастранджело.

19 декабря, понедельник

16.00 Творческая встреча с актером театра и кино, артистом Театра имени В. Ф. Комиссаржевской Александром Макиным в рамках проекта «Театральный Петербург» (Библиотечно-культурный комплекс им. А. В. Молчанова – Ленинский пр., 115).
Александр Макин родился 10 февраля 1987 года в Ленинграде. В 2007 году окончил СПбГАТИ (мастер курса Ю. Красовский). Вот уже 15 лет Александр Макин – артист театра им. В.Ф. Комиссаржевской. У него были замечательные работы в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «С тобой и без тебя», «Шут Балакирев», «Доходное место», «Крейцерова соната», «Невольницы», «Один голый, другой во фраке», «Дон Жуан», «Опасные связи».
Сейчас артист занят в спектаклях «Обломов», «Дуэль», «Доктор Живаго», «Я вернулся в мой город», «Сегодня или никогда», «Анна в тропиках», «Прикинь, что ты – Бог», «Холодное сердце», «Двенадцать месяцев», «Буря».
Модератор творческой встречи – заведующий нотно-музыкальным отделом БКК им. А. В. Молчанова, журналист Александр Быстрых
Запись на мероприятие по телефону: 812- 752-01-29.

20 декабря, вторник

19.00 Премьера мюзикла Максима Дунаевского «Любовь. Чума. Верона» по мотивам пьесы Григория Горина «Чума на оба ваших дома!» (Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» имени И. Р. Штокбанта – пр. Шаумяна, 22).
Драматург Григорий Горин предложил свою версию событий, которые могли бы произойти после трагической гибели Ромео и Джульетты. После похорон влюбленных герцог Веронский решает прекратить вражду между Монтекки и Капулетти, и предлагает двум семействам примириться. Как? Разумеется, сыграв свадьбу! Это предложение не вызывает восторга у семей, и они принимаются за поиски кандидатур по принципу «кто похуже и кого не жалко». Чем закончится эта трагифарсовая история?
Пьеса «Чума на оба ваших дома!» была написана Гориным в 1993 году, а ее премьера состоялась в 1998 году на сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Спектакль поставила ученица Марка Захарова Татьяна Ахрамкова.
В театре «Буфф» пьеса Горина будет впервые поставлена в жанре мюзикла. Музыку к премьере написал Максим Дунаевский.
Режиссер спектакля, артистка Вероника Козоровицкая, ученица основателя театра «Буфф» Иссака Штокбанта, представит свой авторский взгляд на трагикомедию известного драматурга: «Идея поставить мюзикл по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваших дома» появилась еще в 2019 году. Тогда никто не мог подумать, что за этим последуют два года пандемии! Фактически наши герои Антонио и Розалина — это те же Ромео и Джульетта, только — опытнее, старше, мудрее. Удастся ли им противостоять вражде кланов Монтекки и Капулетти и изменить предначертанный финал? По жанру наш спектакль – трагикомедия, но поскольку он поставлен в театре «Буфф», то приставка «траги» завершится выходом в свет и надеждой, а «комедия», по «буффовской» традиции, будет озорной, веселой и ироничной».

21 декабря, среда

15.00 Открытие выставки «Праздничная культура Петербурга XIX века» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
Народные празднества собирали пеструю толпу, которая состояла из горожан разных сословий и национальностей, носителей различных культур. Это нашло отражение в петербургских гуляньях, в которых переплетались русские праздничные и европейские карнавальные традиции. Центром гулянья были балаганы и карусели. Знаменитые зазывалы, заманивая публику на представление, разыгрывали целый спектакль.
Посетители выставки смогут узнать о том, как в Петербурге праздновались Рождество, Масленица и Пасха, рассмотреть стол, накрытый к рождественскому обеду, и заглянуть на ярмарку. На выставке будет представлено более 80 предметов из фондов музея: кондитерская упаковка, формы для выпечки, пасочницы и пр.
Выставка открыта до 29 января.

18.00 Творческая встреча с писателем-документалистом Сергеем Ачильдиевым (Библиотека «Бронницкая» – Клинский пр., 17).
Сергей Ачильдиев расскажет о героях своих публикаций – о Владимире Сорине, который возглавлял группу реставраторов клодтовских коней; о реставраторах, которые возрождали Янтарную комнату в Царском Селе; изобретателе томографа Владиславе Иванове, авторе метода магнитно-резонансной томографии; о том, как держал в руках записку Натальи Ланской с просьбой принять в гимназию ее сына Сашу Пушкина.
Сергей Ачильдиев родился в 1952 году в Ленинграде. Окончил филфак ЛГУ (1977). С 1973 года работал в газетах и журналах Ленинграда и Москвы, в отделе специальных проектов газеты «Невское время».
Вход свободный.

18.00 Встреча с парфюмером Анатолием Корзановым «Цветочная классика в парфюмерии» (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, коворкинг – ул. Стрельнинская, 11, 1 этаж).
Чем сложнее запах цветка в живой природе, тем больше интересных вариантов цветочных ароматов может создать парфюмер. Участники встречи узнают о том, что такое цветочная классика в парфюмерии, как цветы и растения начали использоваться в парфюмерии, а также разберут типы ароматов цветочной группы.
Мероприятие проводится бесплатно, по регистрации: https://biblioteka-tochki-zreniya.timepad.ru/event/2237747/

22 декабря, четверг

11.00 Начало работы выставки «Аптекарский остров. XX век» (Музей петербургского авангарда – ул. профессора Попова, 10).
Выставка рассказывает об Аптекарском острове, одном из старейших районов Санкт-Петербурга. На картах XIV-XVII веков он назывался Корписаари. Финское слово «корпи» в переводе на русский язык обозначает и «глушь», и «дремучий лес», и «ворон». Отсюда различные названия острова на русском языке – Дикий, Вороний, Лесной. Также остров называли Еловым из-за преобладания на территории густого елового леса, который первые жители Петербурга рубили на дрова для окрестных пороховых заводов.
Указом Петра I от 1714 года на Аптекарском острове разрешалось селиться только аптекарским служителям, и предназначен он был для возделывания «аптекарского огорода». От «аптекарского огорода» он и получил свое название и был единственным в северной части дельты Невы, не находящимся во владении частных лиц.
До конца XVIII века застраивалась и обживалась только юго-восточная часть острова, остальное пространство по-прежнему занимал еловый лес. XIX век принес острову славу модной дачной местности.
Активное освоение территории началось только на рубеже XIX–XX веков. В эти годы облик района стремительно преображался: прокладывались новые улицы, строились мосты, каменные дома приходили на смену деревянным постройкам.
Выставка демонстрирует открытки, фотографии, живописные и графические работы из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, изображающие различные места Аптекарского острова: от Ботанического сада до башни телецентра. Основные транспортные артерии с прилегающими улицами составляют пять разделов экспозиции: набережная реки Карповки, Каменноостровский проспект, улица Академика Павлова, Аптекарская набережная и улица Профессора Попова.
Обязательна предварительная запись по телефону: 713-86-31.
Выставка открыта до 30 мая.

19.00 Фортепианный вечер Алексея Любимова в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Алексей Любимов – один из ключевых российских музыкантов, выступающих в русле исторически информированного исполнительства. Сочинения Моцарта, Бетховена и Шопена в этот вечер будут исполнены на старинном рояле Érard, произведенном в Париже в 1848 году. Инструмент, восстановленный мастером-реставратором Алексеем Ставицким, специально приедет в Петербург из Рыбинска, где обычно экспонируется в Музее-мастерской фортепиано.
Рояль Érard, который прозвучит в Малом зале филармонии, – ровесник Баркаролы Шопена, он был сделан спустя десять лет после того, как Шопен написал Скерцо № 1. Оба этих сочинения Алексей Любимов исполнит на концерте, и их звучание будет в точности соответствовать тому, каким оно было в эпоху, когда жил композитор.
Также в этот вечер прозвучат две Сонаты Моцарта и знаменитая Соната № 14 «Лунная» Бетховена. Исполнение на рояле, изготовленном в середине XIX века, музыки Моцарта и Бетховена, написанной за 50-70 лет до этого – попытка реконструировать, каким образом музыка эпохи классицизма воспринималась в новую, романтическую эпоху, в том числе в условиях исполнения на новых, усовершенствованных инструментах.
Концерт входит в программу XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

19.00 Открытие выставки работ финалистов конкурса «Все будет хорошо» (Музей современного искусства АРТМУЗА – 13-я линия В. О., 70).
Что чувствуют и думают жители Калининграда, Самары, Ростова-на-Дону, Перми, Салехарда, Красноярска, Томска, Хабаровска и множества других городов России, что помогает им сохранять оптимизм и силы? Ответы на эти вопросы можно будет найти в работах художников, ставших финалистами всероссийского конкурса «Все будет хорошо». Победители будут объявлены на вернисаже. Из 1300 присланных на конкурс картин, скульптур, инсталляций кураторы АРТМУЗЫ отобрали 104 самых ярких, эмоционально наполненных, вызывающих отклик, увидеть которые можно до 22 февраля.
Столь масштабная выставка приурочена к десятилетию творческого пространства.
Вход свободный.

19.00 Концерт «Штраус-гала» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Симфонический оркестр «Северная Симфония» и Фабио Мастранджело подготовили праздничную программу. Блестящая музыка гениальной семьи Штраус – настоящий символ всех праздничных концертов в мире. Особенно популярны их знаменитые вальсы и польки, галопы и марши, арии и дуэты и, конечно, мелодии из оперетт.
Фабио Мастранджело вместе со зрителями погрузится в мир упоительных звуков и роскошных нарядов. В концерте примут участие молодые солисты театра «Мюзик-Холл»: Анна Викулина, Елизавета Михайлова, Тигрий Бажакин, Дмитрий Григорьев и хор театра.

20.00 Концерт к юбилею Наталии Гутман в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В концерте Академического симфонического оркестра под управлением Тимура Зангиева солисткой выступит пианистка Элисо Вирсаладзе. Концерт, входящий в программу XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», будет посвящен юбилею знаменитой виолончелистки Наталии Гутман: она многократно выступала с оркестрами в Петербургской филармонии, в том числе и в программе фестиваля «Площадь Искусств». С Элисо Вирсаладзе Наталию Гутман связывают многолетние дружеские и творческие отношения, неоднократно они концертировали вместе. В программу концерта вошли два новаторских сочинения – Третий фортепианный концерт Людвига ван Бетховена и Пятая симфония датского композитора Карла Нильсена, признанная вершиной его творчества.

23 декабря, пятница

19.00 Премьера спектакля «Вечера с Петром Великим» к 350-летию со дня рождения Петра I (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Спектакль «Вечера с Петром Великим» поставлен по роману Даниила Гранина. Это будет первая театральная постановка, право на которую театр получил лично от дочери писателя М. Д. Чернышевой-Граниной.
Режиссер спектакля – Людмила Манонина-Петрович, ученица З. Я. Корогодского и Г. М. Козлова, художественный руководитель театральной компании «Ковчег», участник различных театральных фестивалей и лабораторий. «Вечера с Петром Великим» Даниила Гранина — это увлекательный роман, в котором исторические и документальные факты переплетаются с художественным вымыслом автора, его рассуждениями о личности Петра. Композиция произведения состоит из отдельных глав, не связанных одним сюжетом, и построена в форме беседы нескольких людей. Есть рассказчик и те, кто задают ему вопросы. По сути, книга представляет собой сборник рассказов о жизни Петра Первого. В романе наряду с историческими персонажами действуют и наши современники, которые размышляют и спорят о его реформах и свершениях.
Режиссер о спектакле: «Если «Медный всадник» – это памятник Петру I в камне, то роман Гранина – это памятник Петру Великому в слове. Для нас очень важно сохранить прозаический текст. Главные герои романа, пройдя ряд непростых испытаний, волею судьбы оказываются вместе. И, чтобы вновь обрести смысл жизни и понять, зачем Бог даровал им новый шанс, они обращаются к личности Петра. Этот человек становится для них путеводной звездой и тем светилом, на которое они ориентируются. Для нас это будет не просто постановка к юбилею Петра, это история, которая попадает в пульс нашего времени».
Режиссер-постановщик – Людмила Манонина-Петрович.
В роли Петра на сцену выйдет Александр Бобровский.
Одну из главных ролей в спектакле исполнит артистка Ирина Соколова.
В спектакле также заняты: Сергей Шелгунов; Валерий Зиновьев, Максим Подзин, Денис Гильманов, Кирилл Таскин, Василина Стрельникова, Елизавета Прилепская, Анастасия Малахова, Янина Бушина, Ирина Волкова, Семён Толов, Александр Чураев, Илья Божедомов, Юлия Нижельская, Никита Худяков.

20.00 Показ спектакля-концерта «Ван Гог. Письма к брату» в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату» поставлен Мариной Брусникиной.
Младший брат Ван Гога Теодор был единственным на свете человеком, которому тот мог писать настолько откровенно и пронзительно: именно он вынес на своих плечах, на жаловании служащего, десять лет жизни безработного, непризнанного, одержимого страстью к искусству и опустошенного душевной болезнью брата.
«Это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить, работать и, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжелую жизнь», – отмечает Евгений Миронов.
Музыка, отобранная для спектакля, призвана усилить заключенные в письмах эмоции: в исполнении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета прозвучат сочинения Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Эдварда Грига, Густава Малера, Альфреда Шнитке, Кузьмы Бодрова.

24 декабря, суббота

12.00 Новогодние каникулы в ТЮЗе имени А. А. Брянцева (Пионерская пл., 1).
В дни зимних каникул Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева приглашает детей и их родителей на спектакли. Перед показом их ждут новогодние представления с конкурсами, розыгрышами и призами. Встреча со сказочными героями известных произведений, большая ёлка, и, конечно, Дед Мороз и Снегурочка.
24 и 29 декабря, а также 4 января в театре покажут спектакль «Морозко». На сцене появятся и красавец Иван, и милая падчерица Настенька, и ее сестрица Марфушка, и злая Мачеха. Не обойдется история без сказочных персонажей: Старичка-боровичка и Бабы-Яги. Героям предстоит преодолеть сложные испытания, но, как и в любой сказке, у истории будет счастливый конец.
25, 26 и 30 декабря в афише – «Снежная королева». Сюжет, хорошо знакомый с самого детства, несомненно, найдет отклик в душе у всех, от мала до велика. Эта история о любви и преданности, о добре и зле, очарует юных зрителей неповторимой атмосферой волшебства и станет настоящим подарком к Новому году.
27 декабря и 3 января пройдут показы спектакля «Снегурушка». Эта история удивительна и небанальна: почему Дед Мороз должен быть обязательно добрым волшебником, Баба-Яга –злой и коварной старухой? Эти и другие известные персонажи раскроются с неожиданных сторон; в спектакле встретятся герои любимых сказок, а новогодние сюжеты закружатся на сцене волшебной вьюгой.
28 декабря вместе с героями сказки «Петсон и Финдус» зрители отправятся в маленькую деревеньку и окажутся в гостях у чудака Петсона, чья жизнь по-настоящему изменится при знакомстве с маленьким котенком Финдусом. Он откроет рассеянному старику мир настоящих приключений, и вместе они встретят Рождество.

17.00 Открытие выставки участников проекта «Мастерская графического искусства» (Библиотека книжной графики – ул. 7-ая Красноармейская, 30).
Мастерская графического искусства – проект Библиотеки книжной графики, в рамках которого четыре мастера провели авторские курсы по разным художественным техникам.
Выставка продемонстрирует многообразие художественных техник, которые осваивали ученики мастерской – книжная иллюстрация, монотипия, техники печатной графики и создание ЗИНов.
Выставка продлится до 31 января.
Вход свободный.

18.00 Премьера спектакля «Играй по-честному» мастерской А. Б. Исакова в РГИСИ (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Мюзикл – это особый жанр искусства, в котором происходит своеобразное слияние пения, танца и актерского мастерства. Работа артиста в мюзикле сложна и интересна. Студенты 4 курса факультета музыкального театра и эстрадного искусства мастерской Александра Исакова представят результаты своей работы в постановке «Играй по-честному».

18.00 Премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Новую редакцию собственной постановки 1994 года готовит Алексей Степанюк. Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» – последняя большая эпическая опера Римского-Корсакова. Ее длинное название адресует к былинным сказаниям, к их неторопливому, поэтически образному слогу. Сюжет оперы близок к библейским притчам: это история о силе человеческой природы, одухотворенной верой. Той силе, которая побеждает бесовскую «нежить» (слова самого композитора) искренностью и истовостью веры. В последний период своей жизни Римский-Корсаков находился на вершине творческой зрелости, постоянно занимался обновлением своего музыкального языка. Он писал: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период, и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным». Именно в «Китеже» результаты этих поисков достигли совершенного воплощения, как в больших хоровых сценах, так и в монологах солистов.
Мировая премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года в Мариинском театре и прошла с исключительным успехом, которому предшествовали полтора года напряженных репетиций. Многие идеи композитора даже молодому поколению артистов казались чересчур радикальными. Общий язык все же был найден, и композитор высоко оценил плоды нелегкого совместного труда.
Мариинский театр впоследствии неоднократно возвращался к «Китежу»: постановки 1910, 1918, 1958, 1994, 2001 годов долгое время украшали репертуар. Спустя 28 лет к своему спектаклю 1994 года вновь обратится режиссер Алексей Степанюк, который и вернет его на сцену в обновленной редакции как сценического действия, так и оформления.

18.00 Специальная программа к 70-летию хореографа Охада Нахарина (Кинотеатр «Аврора» – Невский пр., 60).
Программа посвящена жизни и творчеству выдающегося израильского хореографа Охада Нахарина. Показы пройдут 24, 25 и 28 декабря.
Главным событием программы станет премьера на большом экране спектакля «Хора». Это постановка для 11 танцовщиков, которую еще не видели российские зрители. Нахарин специально адаптировал его для большого экрана.
Программа к 70-летию Охада Нахарина также включает работу режиссера Томера Хейманна: биографический документальный фильм «Мистер Гага», рассказывающий и о самом хореографе, и о его изобретении — танцевальном языке или технике «Гага». 25 декабря перед сеансом в кинотеатре «Аврора» танцевальная компания OMYT представит пластический эскиз, вдохновленный творчеством Охада Нахарина. Участники компании лично практиковали язык gaga, созданный Охадом, поэтому им хорошо знакомы принципы работы с подобной телесностью.
Хореограф –Надежда Коханова.
Исполнители: Арина Соколова, Александра Клокова, Ксения Крылова, Мария Афанасьевна, Ольга Пермикина.
Третий фильм в программе – картина Томера Хейманна «Вне фокуса».

19.00 Королевский бал в Екатерининском собрании (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
Возрождая исторические традиции светских балов и маскарадов в Екатерининском собрании, «Петербург-концерт» предлагает погрузиться в атмосферу зимних праздников. Королевские балы в Екатерининском собрании состоятся 24, 25, 30 декабря 2022 года и 2, 4, 6 января 2023 года.
Королевский бал в Екатерининском собрании –это театрализованное представление, наполненное сюрпризами, великой музыкой и танцами.
У парадной лестницы изысканного особняка гостей встретят королевские пажи, чтобы пригласить в новогодний мир чудес. Величественный распорядитель бала и сказочная фея помогут на время перенестись из века высоких скоростей и цифровых технологий в неторопливый мир музыки и театра, где нет места грусти и одиночеству, в мир, которым правят любовь, радость и предвкушение чуда. Опытные танцмейстеры проведут мастер-классы и научат новичков в мире бальных танцев основным «па» вальса, мазурки, кадрили и полонеза. Затем придет время главного сюрприза Королевского бала – специальной концертной программы, подготовленной артистами «Петербург-концерта». В ней нашлось место и любимой оперной классике, и искрометным танцевальным номерам, и головокружительным фокусам. Несмотря на то, что жесткий дресс-код не предусмотрен, красивое платье и элегантный костюм приветствуются.

20.00 Концерт Московского камерного оркестра Musica Viva в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Художественный руководитель коллектива Александр Рудин в этот вечер не только встанет за дирижерский пульт, но и выступит в амплуа солиста, исполнив Виолончельный концерт Михаэля Гайдна. Также прозвучат две великие симфонии, ставшие символом классической эпохи: последняя из написанных Моцартом Симфония № 41, за олимпийский размах получившая название «Юпитер», и легендарная Симфония № 45 «Прощальная» Гайдна, в финале которой музыканты постепенно покидают сцену и гасят свет, последние ноты почти в полной темноте доигрывают две скрипки.

25 декабря, воскресенье

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла«От барокко до модерна» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Откроет программу Concertogrosso Георга Фридриха Генделя, национального композитора двух стран – Германии и Англии, которого современники сравнивали с Гомером и Микеланджело. Это известное произведение представит искусство барокко XVIII века.
Следом прозвучит нежная и радостная Первая симфония Роберта Шумана, которую называют «Весенней», – шедевр эпохи романтизма. Композитор создал ее в самый счастливый год своей жизни всего за 4 дня.
«Смерть – это долгий сон» – так Эдисон Денисов в 1982 году озаглавил свой виолончельный опус. В этом сочинении один из крупнейших композиторов отечественного авангарда обратился к музыке великого классика Йозефа Гайдна. Солирует петербургский виолончелист Дмитрий Хрычев.
Дирижирует Александр Титов.

16.00 V органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом» (Римско-католический храм Матери Божией Лурдской – Ковенский пер., 7).
В первый день католического Рождества под сводами одного из самых красивых храмов Петербурга зазвучат труба и орган, голос и ансамбль саксофонов. Германия и Италия, Испания, Франция и Россия, россыпи барочных фейерверков и нежность романтической пасторали, задушевность колядок и торжественность рождественских гимнов, волшебство зимних снов и китайские регтаймы. Исполнители: Чжао Иньчжун (бас, КНР), Алексей Иванов (труба), Мария Лобецкая (орган), Екатерина Маришкина (орган), Ансамбль саксофонов (художественный руководитель Константин Андреев).
С 23 декабря 2022 года по 8 января 2023 года в Петербурге пройдет V органный фестиваль «Венок Рождества». Концерты пройдут в четырех храмах с богатой историей и раритетными органами. Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей. Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, построенный по проекту Леонтия Бенуа, – настоящий французский уголок Петербурга. Здесь установлен уникальный й исторический орган Walcker (1910), изготовленный одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм. В старейшем историческом районе нашего города Коломне расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают слушателей. В самом сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом – атмосферный фестиваль openair. Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в сердце Северной столицы и четыре самобытных органа — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом».

26 декабря, понедельник

19.00 Спектакль «Сегодня, сто лет назад» (Театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Спектаклем «Сегодня, сто лет назад» Театр музыкальной комедии продолжает развивать в репертуаре историческую линию, связанную с деятельностью театра «Палас» – своего опереточного предшественника, открывшегося близ Михайловской площади в 1910 году. Центральная фигура, феерической деятельности которой посвящена новая комедия, – Валентин Валентинов (настоящая фамилия – Соболевский) – самый популярный в первых десятилетиях прошлого века российский эстрадный исполнитель, композитор, либреттист и антрепренер, произведения которого шли на сцене «Паласа» с 1912 года.
Итак, 1922 год. Итальянская улица, 13. Театр «Палас». Вечер громкой премьеры оперетты Валентинова «Ночь любви». Из парадного подъезда выходят строгие критики и, зябко поежившись, облегченно выдыхают: наконец-то можно отправиться в ресторацию. Нарядная публика разъезжается, следом за ней – возбужденные успехом артисты. А на следующий день жизнь театральной труппы входит в обычную колею: репетиции, романы, интриги. Директор требует новую яркую программу, и режиссеру ничего не остается, как мучительно складывать номер за номером новое вечернее «меню» театра. Он делал это уже не раз и отлично знает вкус публики, которая непременно хочет, чтобы в этом «меню» были модные танцы, комические куплеты и эффектный каскад, и чтобы обязательно нашлось место восточной экзотике, а в финале надо всем воцарилась любовь.
«Сегодня, сто лет назад» – узнаваемое обозрение из жизни опереточной труппы театра «Палас», которой в 20-е годы прошлого века руководил Валентин Валентинов. «Ночь любви», «Наши этуали», «Жрица огня», «В волнах страстей», «Хорошенькая женщина» – этим и другим популярным произведениям нашлось место в комедии, которую по примеру автора, работавшего в оригинальном, им придуманном жанре оперетты-«мозаики», сложили из них главный дирижер Театра музыкальной комедии Андрей Алексеев и автор либретто – Кирилл Шмаков. В качестве персонажей комедии на сцену выйдут артисты «Паласа», имена которых мелькали на афишах начала XX века: Алексей Феона, Александр Орлов, Наталия Тамара, Елизавета Тиме и другие. Над постановкой работает молодой режиссер Филипп Евич, для которого эта работа станет дебютом на сцене Театра музыкальной комедии.
Музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Алексеев.
Художник – Ирина Долгова.
Балетмейстер – Владимир Романовский.
В ролях – ведущие солисты труппы театра.

27 декабря, вторник

19.00 Премьера спектакля «Зима» (Театр на Васильевском – Малый пр., В.О., 49).
Спектакль создан по пьесе Евгения Гришковца. «Зима» – характерные для Гришковца разговоры ни о чем и обо всем сразу, нанизанные на сюжет о замерзающих в лесу солдатах. Пьеса «Зима», на первый взгляд, состоит из привычных, сентиментальных и смешных монологов-воспоминаний мальчика родом из детства, мечтавшего о героях, о победах, о славе, о воинском оружии, потом попавшем в армию, перемолотом военной машиной и все время вспоминавшем о детстве.
Солдат отправляют зимней ночью в лес с каким-то секретным заданием. Стоит трескучий мороз, и нужно дожить до рассвета, не впасть в спасительный и беспощадный студеный сон. А может с ними уже все случилось, они перешли черту и теперь могут свободно предаваться воспоминаниям о детстве, о ранних радостях и разочарованиях, впечатлениях от фильмов и книг. Словно из детской сказки к ним приходит Снегурочка, которая оказывается то школьной подругой, то мамой, то любимой девушкой. Герои изливают душу в монологах, в попытках понять себя, осознать прожитую жизнь. И всплывают воспоминания о несбывшейся, несостоявшейся, нелепо упущенной любви.

28 декабря, среда

19.00 Маленькая торжественная месса Россини (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки ,20).
Россини, прославившийся на весь мир комическими операми, вновь проявил свою иронию при выборе названия для мессы, написанной в 1863 году. «Маленькой» он назвал мессу продолжительностью около полутора часов, которая принадлежит к числу наиболее сложных его произведений. Маленькую торжественную мессу Россини создал почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры. Она является его вторым крупным духовным сочинением после Stabat Mater. Россини написал мессу на своей вилле в Пасси, в пригороде Парижа и назвал эту самую значительную работу своего позднего периода «последним смертным грехом моей старости».
В Маленькой торжественной мессе Россини духовная музыка органично сочетается с отсылками к его оперному творчеству. Благодаря своему стилистическому разнообразию, это сочинение по сей день продолжает очаровывать слушателя. Изначально Россини написал мессу для четырех солистов и хора из восьми человек в сопровождении двух фортепиано и фисгармонии, но позднее, в 1866–1867 годах, оркестровал ее. Это произведение наполнено светом и искренностью. Комментарий Россини раскрывает в нем человека трогательной скромности, столь же очаровательного, как и его музыка: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, Ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай».
Впервые Маленькая торжественная месса прозвучала в камерном варианте 14 марта 1864 года под управлением автора во дворце графа Пийе-Уилл, друга Россини. Премьера оркестрового варианта мессы состоялась уже после смерти автора, 28 февраля 1869 года, в Итальянском театре в Париже. В наше время с одинаковым успехом исполняются как камерная, так и оркестровая версии.

29 декабря, четверг

18.30 Спектакль «Сказки на льду» (Каток на Конюшенной площади).
В дни новогодних праздников в историческом центре Петербурга на ледовой площадке Катка на Конюшенной площади Санкт-Петербургский государственный детский ледовый театр под руководством Елены Бережной покажет лучшие номера из своих спектаклей под общим названием «Сказка на Рождество».
Невероятное мастерство фигурного катания, яркие костюмы, оригинальная музыка, сказочные декорации, красочный экран и, конечно же, знакомые всем с детства сказки создадут самое настоящее праздничное настроение и подарят незабываемые впечатления.
Для комфортного просмотра на трибунах будут установлены уличные обогреватели, а маленьких зрителей ждет интерактивная программа.

19.00 Премьера спектакля «12 стульев. Фрик-кабаре» (Театр эстрады им. А.Райкина – ул.Б.Конюшенная, 27).
«Мы чужие на этом празднике жизни». «Двенадцать стульев», пожалуй, самая авантюрная и захватывающая история в русской литературе: поиски сокровища, любовные интриги, преследования и неожиданные повороты сюжета. Роман Ильфа и Петрова, ставший «народной классикой», заиграет новыми красками благодаря режиссёрскому взгляду Ильи Архипова и выбранному им жанру «фрик-кабаре».
Каждый из резидентов этого кабаре – яркий архетип, экстравагантный и эпатирующий. Роман перенесён на сцену фрагментарно, как того требует жанр, а голосом автора выступает конферансье. Здесь будет много песен, танцев и настоящий карнавал Рио Дэ Жанейро, о котором грезит Остап Бендер.

30 декабря, пятница

19.00 Новогодний концерт в Эрмитаже (Дворцовая набережная, 6-8).
Чтобы Новый год задался, начать его надо в самом лучшем настроении. Государственный Эрмитаж предлагает встретить Новый год с музыкой Антонио Вивальди.
В программе:
Антонио Вивальди. Концерт для двух виолончелей с оркестром соль минор;
Концерт для двух гобоев с оркестром ре минор;
Цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года».
Исполняет концертный симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Солисты: Мария Лысикова (скрипка), Никита Зубарев (виолончель), Людмила Гуцевич (виолончель), Денис Быстров (гобой), Герман Бюллер (гобой).
Дирижёр – Алексей Васильев.

31 декабря, суббота

16.00 Премьера спектакля «Двенадцатая ночь» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр., 12).
Знаменитая пьеса Шекспира «Двенадцатая ночь» – волшебная сказка, игра театральная, любовная, азартная. Действие комедии происходит в вымышленной стране Иллирии. Правитель Иллирии герцог Орсино влюблен во вдовствующую графиню Оливию. Близнецы — брат и сестра Себастьян и Виола — после кораблекрушения потеряли друг друга. Виола, переодевшись в мужскую одежду, появляется при дворе Орсино. Герцогу пришёлся по душе молодой человек по имени Цезарио (это имя взяла себе Виола). Оливия, приняв Цезарио за юношу, влюбляется в него. Любовный переполох в витальном вихре столкновений и интриг.

18.00 Концерт «Новогоднее настроение со Страдивари-ансамблем» (Концертный зал Мариинского театра – ул.Писарева, 20).
Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на струнных инструментах, созданных великими итальянскими мастерами XVII–XVIII веков: Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери, Джованни Баттиста Гваданини и Матео Гоффриллером. Каждый из инструментов, на которых играют музыканты ансамбля, обладает собственной историей, полной удивительных событий.
Ансамбль был создан в 2009 году по инициативе художественного руководителя Валерия Гергиева. В настоящее время в составе ансамбля более 20 человек – ведущие солисты Симфонического оркестра театра. С 2013 года коллективом руководит скрипач Лоренц Настурика-Гершовичи.
Обширный репертуар Страдивари-ансамбля включает как классические сочинения для струнного оркестра (от Вивальди до Стравинского), так и лучшие образцы «легкой музыки» (фрагменты венских оперетт, аргентинские танго), которые благодаря тембрам уникальных инструментов, приобретают особое звучание. Ансамбль с неизменным успехом выступает в Концертном зале Мариинского театра как самостоятельный коллектив, сотрудничает с солистами оперы и инструменталистами, гастролирует в России и за границей.
Исполнители: Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка), Юлия Сулейманова (сопрано), Александр Трофимов (тенор).
Дирижер – Лоренц Настурика-Гершовичи.
В программе: произведения Петра Чайковского, Джоаккино Россини, Имре Кальмана, Иоганна Штрауса, Йозефа Штрауса, Франца Легара, Зекинья де Абреу, Жака Оффенбаха.

 

 

На заставке использована фотография Марка Сизова.