1 мая, воскресенье

13.00 Карл Орф. Сценическая кантата «Кармина Бурана» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Декабристов, 34).
Сценическая кантата «Кармина Бурана» (1936) – самое известное сочинение Карла Орфа, принесшее своему автору всемирную славу и в числе немногих музыкальных шедевров ХХ века сразу же оказавшееся в золотом фонде популярного классического репертуара. В начале 1930-х годов композитор познакомился со сборником XII-XIII веков «Кармина Бурана» («Бойернские песни»), найденном в одном из баварских монастырей. В нем были произведения вагантов, странствующих средневековых поэтов: студентов, школяров, беглых монахов. Эти стихи, сочинявшиеся на разговорных наречиях – народной латыни, старинном немецком и французском, показывают, что в ту далекую эпоху интересы людей мало отличались от современных: вино, женщины, азартные игры, удача и богатство… Но главной идеей всего литературного многообразия было то, что в мире нет ничего вечного, и человек со всеми своими маленькими радостями и печалями – лишь игрушка в руках капризной судьбы, символом непостоянства которой является вращающееся Колесо фортуны. Именно этот образ стал лейтмотивом кантаты Орфа.
Стремясь воскресить «праосновы» музыки, композитор использовал лишь самые простые выразительные средства – ясные, лаконичные мелодические формулы и гармонию, сведенную к своим основным элементам. Главным же секретом успеха сочинения стало обращение Орфа к первобытной магии мощных, завораживающих ритмов, воплощаемых не только с помощью огромного состава ударных инструментов, но и за счет четкой, скандированной подачи поэтического текста.

19.30 Моноспектакль Леонида Таранова «Нервные люди» по пьесам М.Зощенко (Арт-кафе «Бродячая собака» – пл. Искусств, 5).
Леонид Таранов известен спектаклями «Истории из чемодана» и «Компромиссы», которые были поставлены по текстам С.Довлатова. Сейчас артист обратился к творчеству М.Зощенко, чье сатирическое слово никогда не устаревает. Для полутора часов моноспектакля были взяты 11 рассказов Михаила Зощенко.
Яркий, сочный, колоритный язык, точно копирующий и нэпмана, и «сочувствующего», и «идейного», и «интеллигента плюгавого», мастерски оживает на сцене. И пусть действие происходит где-то в двадцатых-тридцатых – по сей день все человеческие конфликты, персонажи и ситуации имеют место быть. По мнению Зощенко, «цивилизация, город, трамвай, баня – вот в чем причина возникновения нервных заболеваний».

2 мая, понедельник

18.00 Открытие персональной выставки Гафура Мендагалиева «Горизонт» (Арт-пространство mArs — Марсово поле, 3).
В мае 2019 года первой выставкой, состоявшейся в стенах арт-пространства mArs, стала экспозиция Гафура Мендагалиева «Беспокойный сон о городе». Спустя три года, художник возвращается в галерею на Марсовом поле с новыми произведениями, ярко демонстрирующими трансформацию и развитие его самобытного стиля.
Для Гафура Мендагалиева свойственно выходить за рамки стилей и направлений. Несмотря на то, что в качестве главного героя его полотен практически всегда выступает город, живописец постоянно находится в поиске новых решений. В произведениях, созданных Мендагалиевым в последние годы и представленных на выставке «Горизонт», выход за рамки начинается уже с формата. Постепенно внутренний видоискатель художника настроился на длину проспектов и набережных, а эскизы стали целиком занимать развороты подготовительного альбома. Итогом экспериментов стал панорамный сдвиг в формате картин: вытянутые, удлиненные холсты, которые Гафур Мендагалиев использовал в своем творчестве впервые, позволили реализовать потребность в расширении границ видения и отразить всю масштабность Петербурга.
Гафур Мендагалиев родился в городе Камызяк (Астраханская область). После окончания средней школы поступил в Астраханское художественное училище им. П. А. Власова (АХУ, 1979-1983), преподаватель — Ш. А.-Х. Такташев. Некоторое время подрабатывал оформителем. Впоследствии преподавал в Астраханском художественном училище (до 1985). Стажировался в Абрамцево (резьба по дереву). В 1985 году переехал жить в Ленинград, где продолжил обучение живописи в студии художника А. В. Кондратьева; посещал занятия Г. Я. Длугача. В 1987 году начал выставлять свои работы на групповых выставках (экспонент более ста экспозиций в России и за рубежом). Член группы «Кочевье».
Выставка пройдет в рамках проекта «Новые передвижники» и будет доступна для посещения на протяжении трех недель.

20.00 Премьера балета Бориса Эйфмана «Чайка. Балетная история» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Эта хореографическая интерпретация великой пьесы А. П. Чехова, положенная на музыку С.Рахманинова и А.Ситковецкого, могла бы называться «Тайны закулисья». Словосочетание, способное, на первый взгляд, послужить емкой аннотацией постановки, в действительности отражает лишь поверхностный смысловой пласт премьеры.
«Чайка. Балетная история» погружает в неповторимый, наэлектризованный страстями мир по другую сторону кулис – манящий и поражающий контрастами. В нем любовные интриги переплетены с муками творчества, личные драмы – с загадками рождения работ художников. «Открывая неизвестное» в каноническом чеховском тексте, Борис Эйфман исследует, как из бесконечно многообразного жизненного потока, объединяющего возвышенное и низменное, вечное и сиюминутное, появляются произведения искусства.
Спектакль стал для Б.Эйфмана одновременно убедительным итогом длительной художественной эволюции, эффектно синтезирующим накопленный созидательный опыт, и свидетельством начала нового этапа в творческой судьбе хореографа.

3 мая, вторник

19.00 Спектакль «Крещенные крестами» (БДТ им. Г.А.Товстоногова – наб. реки Фонтанки, 65).
«Крещенные крестами. Записки на коленках» – автобиографическая книга главного художника БДТ Эдуарда Степановича Кочергина. В основу книги легли воспоминания художника о детстве, проведенном в вагонах-теплушках на пути из Сибири в Ленинград: такой маршрут пришлось преодолеть сыну «врагов народа», чтобы из детприемника НКВД вернуться к матери в родной город. Одиссея маленького беспризорника Степаныча растягивается почти на семь лет, а его попутчиками становятся такие же, как и он, бездомные шкеты, ветераны-фронтовики и воры-скачки, обкрадывающие пассажирские поезда. В спектакле показаны первые годы этого «бега на запад».
Все роли в поставленном по роману спектакле исполняют молодые артисты БДТ – Руслан Барабанов, Виктор Княжев, Алена Кучкова, Рустам Насыров, Карина Разумовская. Артисты поочередно играют то маленького героя романа, то его единственного за время путешествия друга – «слепенького» Митьку, то сиротскую «пацанву», то надзирателей и «воспиталок» детприемника, то возвращающихся с фронта солдат. Реплики автора за кадром озвучивает артист России Геннадий Богачев.
Сценарий и режиссура – Вениамин Фильштинский.
Художник – Эдуард Кочергин.
Хореограф –Алина Михайлова.

19.30 «Барочная музыка в авторском кино» – программа пианистки Полины Осетинской (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Полина Осетинская составила одновременно изящную и интеллектуальную программу из барочной музыки, которая звучит в культовом авторском кино. Сочинения Баха, Генделя, Пёрселла, Рамо из фильмов Кубрика, Триера, Копполы, Бергмана, Тобэка («Пальцы»), Мигеллы («Талантливый мистер Рипли»), Гринуэя.

4 мая, среда

12.00 Спасенные знамена Великой Отечественной войны (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).
В музее Артиллерии будут показаны пять подлинных Боевых знамен Красной армии. Эти полотнища, никогда прежде не покидавшие фондов музея, имеют особую судьбу. Они принадлежат войсковым частям, которые в июне 1941 года первыми вступили в бой с войсками фашистской Германии, но в силу неудачного характера начального периода войны, оказались в окружении и, приняв последний бой, потерпели поражение. Последние выжившие бойцы и командиры уносили знамена своих частей с собой. Некоторые прятали их, закапывая в землю. Находки спрятанных знамен очень редки. Многие такие знамена до сих пор лежат в земле на местах былых сражений.

19.30 Органный концерт Елены Хан «Пасхальный антифон» (Храм св. Станислава – ул.Союза Печатников, 22).
В программе концерта московской органистки Елены Хан – несколько сочинений И.С. Баха, а также музыка французских композиторов XIX и XX веков: С. Франка и Ж. Демеcсьё.
Одно из самых развёрнутых сочинений Баха – Хоральная партита «Будь прославлен, Иисус милосердный». Тема хорала и 11 вариаций на неё написаны в разное время и мастерски объединены в единый цикл. Бах поднял уровень хоральной партиты на новую высоту, а данное сочинение многие исследователи считают кульминацией жанра.
Выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения Франк применял в своих пьесах принцип «сквозного развития». Он основан на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях. Их объединение в финале сочинения придаёт структуре устойчивость и законченность. «Шесть пьес», op.20 Франка ознаменовали наступление нового этапа в истории французской органной музыки. Композитор создаёт настоящие романтические поэмы, окрашенные искренним лирическим чувством. Прозвучит «Молитва» из этого цикла.
Третья часть «Клавирных упражнений» была завершена в 1739 году в период творческого расцвета Баха. Написанная к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером, она содержит ряд обработок хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой она напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагались догматы веры, а Малый катехизис был обращён к детям и простому люду. Каждый хоральный напев баховского цикла, за исключением «Allein Gott in der Höh` sei Her`», представлен в двух версиях: пространный, где автор использует все ресурсы органа, включая педальную клавиатуру, и небольшой — мануальной. Благодаря особенностям структуры, третью часть «Клавирных упражнений» часто именуют «Органной мессой». Несомненно, Бах придавал особое значение этому циклу: он был первым, опубликованным при его жизни. Прозвучит хорал «Мы веруем в единого Бога», который несёт в себе мощнейший энергетический заряд.
Ж. Демессьё – органистка-виртуоз XX века, пианистка и композитор. Она родилась в Монпелье в 1921 году. Закончила Парижскую консерваторию, за время обучения в которой неоднократно получала высшие награды по гармонии, фортепиано, контрапункту и органной импровизации. В 1933 году, в возрасте 12 лет Жанна стала титулярной органисткой церкви Святого Духа и занимала эту должность до 1962 года. В 1936 году произошла её встреча с выдающимся органистом и композитором М. Дюпре. Игра Демессьё произвела такое впечатление на пятидесятилетнего композитора, что он принял решение самостоятельно заняться её дальнейшим музыкальным образованием. Дюпре высоко ценил талант Жанны и считал её своей преемницей вплоть до их раздора в 1945 году. Дебют Жанны как концертирующей солистки состоялся в 1946 году с серией из двенадцати концертов в парижском зале Плейель. В последующие годы она дала около 700 концертов в Европе и Америке, играя всегда исключительно по памяти. О ней писали, что она помнит наизусть около 2500 произведений Баха, Мендельсона, Листа, Франка и Дюпре. С 1952 года Демессьё преподавала в Льежской консерватории; она также была преподавателем консерваторий в Нанси и в Харлеме. С 1962 году Демессьё занимала должность титулярного органиста церкви Мадлен в Париже до своей смерти. Наследие Демессьё как композитора включает около 30 произведений. Лишь восемь из них написаны для органа. Органные сочинения Демессьё сложны для исполнения и предполагают исключительно высокий уровень виртуозности исполнителя, в том числе в использовании педали. О. Мессиан по этому поводу заметил, что «Демессьё требует от ног того же, что Шопен требует от рук».
Пассакалия и фуга до минор Баха — сочинение, в котором гений композитора проявился в полную силу. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце.

5 мая, четверг

19.00 Концерт, приуроченный к 115-летию со дня рождения композитора Василия Соловьёва-Седого (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Его музыка стала для многих поколений символом эпохи XX века и нашей страны. Все его творчество с самого начала было пронизано огромной любовью к людям и городу, в котором он родился. Неофициальным гимном Санкт-Петербурга считается «Вечерняя песня» («Слушай, Ленинград»). Особое место в творчестве композитора занимают песни, написанные о войне: «Соловьи», «Тальяночка», «Пора в путь-дорогу» и другие.
Василий Соловьёв-Седой писал музыку к балетам, опереттам, драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам, многие из которых вошли в золотой фонд советского кино: «Небесный тихоход», «Максим Перепелица», «Первая перчатка», «Донская повесть».
В концерте прозвучат самые известные его произведения в исполнении лучших музыкантов и артистов Санкт-Петербурга. Ведущим выступит внук композитора – Василий Соловьёв-Седой (младший).
В концерте участвуют: Иван Беседин, Пётр Захаров, Яна Леонтьева, Анна Малышева, Антон Авдеев, Петербургский камерный хор, Камерный оркестр «Дивертисмент».

20.00 Презентация альбома гусляра Ольги Глазовой «Это не мое» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
В концерте прозвучат импровизация на гуслях, лучшие авторские песни и фольклор, а также рассказы о реалиях бытования гусельной культуры в XXI веке.
Альбом гусляра Ольги Глазовой «Это не мое» – это трип-хоп обработки фольклорных песен, оригинальные аранжировки консерваторских народников, релакс гуслей соло и нежный вокал. При участии Сергея Летова, Петра Талалая, Игоря Мозгалёва. Специальный гость: Сергей Ефременко (Markscheider Kunst).

6 мая, пятница

19.00 Концертное исполнении оперы «Боярыня Морозова» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Декабристов, 34).
Музыка Родиона Щедрина. Либретто композитора на основе текстов из «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой».
В творчестве Родиона Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы – «Очарованный странник» (2002), «Боярыня Морозова» (2006) и «Левша» (2012–2013), Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. В своих операх Щедрин обращается к вечным и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, ее ценности и цене, о душе и вере, о России, ее народе и властях, ее радостях и бедах. «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой») – русская хоровая опера в двух частях для четырех солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных. Либретто написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трех исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра). Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра – «Страстями» И. С. Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, не поименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.
Щедрин высвечивает главные черты образа Морозовой: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну. Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории еще не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин – отчетливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссерского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждет в будущем легкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века.

7 мая, суббота

15.00 Концертная программа ко дню рождения Петра Ильича Чайковского (Кафедральный собор святых Петра и Павла (Петрикирхе) – Невский пр., 22-24).
Петербург всегда был особенно дорог Чайковскому: «Все, что дорого сердцу, – в Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна».
Шедевры великого классика, а также произведения отечественных композиторов, вдохновленных творчеством Чайковского, и блистательные транскрипции его сочинений, созданные современными авторами, прозвучат в исполнении оркестра под управлением Максима Алексеева.
Солисты: Анна Суздалкина (флейта), Евгений Печёнкин (кларнет), Екатерина Будникова (скрипка).

18.00 Премьера спектакля «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» по мотивам романа Лоренса Стерна (Театр имени Ленсовета – Владимирский пр., 12).
В середине XVIII века никому не известный провинциальный священник из Йорка опубликовал книгу, изменившую мировую литературу. Благодаря ему в культурный обиход вошли такие понятия, как «антироман» и «поток сознания». Стерну было грустно, и он сочинил самого несчастного человека на свете – Тристрама Шенди. Книга, по общему признанию, получилась одной из самых веселых в мировой литературе. Спектакль Бориса Павловича продолжает безумный аттракцион Лоренса Стерна, перемешивая абсурдный британский юмор, личные истории артистов спектакля и музыку позднего барокко. В главной роли – заслуженный артист России Александр Новиков.

8 мая, воскресенье

15.00 Моноспектакль-экскурсия «Лес. Актриса» (Театр им. В.Ф.Комиссаржевской – ул.Итальянская, 19).
Спектакль создан по мотивам произведений Владимира Бибихина. Он играется в интерьерах театра – от входа до Большого фойе. Актриса Кристина Токарева ходит по зданию театра, «вглядываясь в прошлое словно в будущее». Постепенно пространство «оживает» и начинает говорить с настоящим голосами прошлого. Мерцающей тенью вторгаются в монолог Кристины Токаревой реплики Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Биография и судьба величайшей актрисы русской сцены каким-то магическим и необъяснимым образом становятся рифмой к актерской исповеди, попытке самопознания, вдохновленной философией Владимира Бибихина.
«В Древней Греции, – говорит Владимир Бибихин, – театр чаще всего располагался посередине между храмом, расположенным наверху, и рынком, находящимся внизу, но дорога, их связующая, была одна. Эта «вертикаль» объединяла «верх» и «низ», дух и материю. И роль этой «вертикали» была поручена рапсоду, актеру».
О том, что это за роль, о сущности актера размышляет в своем моноспектакле Кристина Токарева, поверяя теорию личным опытом. С исследовательским педантизмом она пытается найти отражение древней мудрости в разных гранях своей профессии. Идеальным местом для такого исследования стало здание Театра им. В.Ф. Комиссаржевской, построенное по уникальному архитектурному проекту. Здесь в буквальном смысле сошлись в одной точке мир материальный (торговые ряды магазина «Пассаж») и мир духовный (театр).
«Вчера был мой бенефис, и был для меня истинным триумфом. Театр был битком, за два дня не было билетов, подношения и вызовы без конца. Страшно была счастлива. Получила много депеш с пожеланием успеха… Откровенно говоря, ждала от Вас». (Из письма В. Ф. Комиссаржевской 1894 г.).

16.00 Концерт классической музыки, посвященный юбилею Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Концерт Игоря Стравинского «Дамбартон-Оукс», в котором слышатся отзвуки «Бранденбургских концертов» Баха, был создан по заказу супругов Блисс, меценатов и коллекционеров, и называется так же, как их особняк, ныне ставший музеем и одним из крупнейших центров по изучению культуры Византии. Валторновый концерт № 4 Вольфганг Амадей Моцарт создал для своего друга и коллеги по масонской ложе Игнаца Лейтгеба. Солировать 8 мая будет молодой петербургский валторнист Игорь Фурцев.
Завершит программу великолепная Симфония № 8 Антонина Дворжака, пленяющая своим мелодическим богатством и стройностью формы.

9 мая, понедельник

12.00 Показ оперы А. Бородина «Князь Игорь» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).
«Князь Игорь» в монументальных декорациях Вячеслава Окунева на исторической сцене Мариинского — классика эпической оперы. Композитор Александр Бородин сам написал либретто, основываясь на древнерусском эпосе «Слово о полку Игореве»; работа над оперой продолжалась почти два десятка лет, но закончить ее Бородин не успел. Партитуру произведения завершили друзья композитора — Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов. Последний неоднократно слышал «Князя Игоря» в исполнении самого создателя на фортепиано, что позволило записать увертюру по памяти и увековечить эту гениальную музыку.
Показы пройдут в 12.00 и 19.00.

18.00 Программа «Память сердца» в Молодежном театре на Фонтанке (наб. реки Фонтанки, 114).
В программе прозвучат песни, с которыми связана наша историческая и человеческая память. В этот вечер на сцену выйдут: Регина Щукина, Дмитрий Бауман, Павел Вересов, Дарья и Мария Вершинины, Константин Воробьев, Василина Кириллова, Александр Конев, Евгения Лыкова, Сергей Малахов, Александр Рыбаков, Александр Тихановский, Ефим Чайка, Андрей Шимко, Юлия Шубарева и другие артисты театра.
На Большой сцене в 18.00 состоится показ спектакля «Подруги» по страницам книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Книга Светланы Алексиевич – это исповедь более двухсот женщин, которые в сорок первом стали солдатами. Четыре долгих года Алексиевич ходила из дома в дом, слушая и записывая монологи простых, не героических, как им самим казалось, женщин. Сегодня, благодаря актрисам Молодежного театра, вновь оживут их голоса.
В ролях: Зоя Буряк, Екатерина Дронова, России Алла Одинг, Александра Бражникова, Анна Геллер, Екатерина Морачевская, Марина Ордина, Надежда Рязанцева, Светлана Строгова.

19.30 Показ балетов «Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Премьера состоялась в 1961 году на сцене Кировского театра. Герои балета — Юноша, Девушка, Предатель. Силы зла представляют условные Варвары. На конкретное место действия намекает силуэт башни со шпилем, данный в несколько штрихов на белом заднике-экране. Оформил балет график-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» пройдет в один вечер с однотактным балетом «Барышня и хулиган». В составах исполнителей – Анастасия Лукина и Кимин Ким («Ленинградская симфония»), Мария Ширинкина и Владимир Шкляров («Барышня и хулиган»).

19.30 Спектакль «Живи и помни» (Театр « Мастерская» – ул.Народная, 1).
Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» – одна из самых страшных советских книг о войне. «После войны наступит другой свет и другой мир для всех, а для них – особенно», – думает Андрей Гуськов и не знает, что и вправду мир будет для него и его любимой другим, но светлым не будет уже никогда. По всему должны были Гуськова из госпиталя отправить домой, отвоевался, – но война близится к концу, и на фронт посылают всех.
И Гуськов бежит. Бежит ненадолго, только взглянуть на семью, госпиталь совсем рядом с его деревней, – и понимает, что вернуться уже не сможет. Никуда. Его, дезертира, ищут. Он возвращается не героем, а диким зверем, прячущимся от людей, и только жена, Настена, знает, где он, и изо всех своих бабьих сил пытается ему как-то помочь. Хотя бы просто выжить. А там закончится война… Война, которая выжгла людей изнутри, надорвала, надломила.
И война закончится, а боль и ужас останутся. И свои же друзья и соседи загубят Настену, до забвения себя хранившую мужа, и сгинет без вести Андрей Гуськов.
Прозу Распутина Григорий Козлов ставит как поэму, как песню, как плач. История любви сплетается с историей народа, вырастает из нее и в нее же возвращается – как вырастают на сцене из общего хора и возвращаются в хор персонажи распутинской повести, жители одной деревни, мужики и бабы, сберегшие и погубившие Настену, ждавшие и погубившие Андрея. «Живи и помни» – это сюита любви и смерти, надежды и отчаяния.

10 мая, вторник

11.00 Начало работы выставки «Азов. Петр. Виктория!», посвященной 350-летию со дня рождения Петра Великого (Петропавловская крепость, Соборная площадь).
Выставка познакомит посетителей с историей первой военной победы молодого царя Петра, одержанной в 1696 году в ходе второго Азовского похода.
В ходе подготовки второго похода на турецкую крепость Азов Россия построила первый военный флот. Завоевав крепость, русский царь Пётр I с Великим Посольством поехал в Европу победителем. При этом Азов стал первой крепостью в России, построенной с применением новейшей европейской фортификации.
На выставке можно увидеть изображения сохранившейся на сегодняшний день линии валов Азовской крепости, изображения предметов петровской эпохи из фондов Азовского музея-заповедника и виды современного Азова, история которого неразрывно связана с деяниями Петра Великого.
Вход свободный.

18.00 Спектакль «Эшелон» (Театр дождей – наб. реки Фонтанки, 130).
Спектакль создан по трагической пьесе М.Рощина. Осень 1941 года. Эшелон увозит женщин, детей, стариков от нагоняющей их войны. Маленькая коробочка тепла движется среди холода подстерегающей смерти в неизвестность. Что ждет этих непохожих друг на друга людей, для которых эшелон вдруг стал вторым домом, сроднил их, сделал одной семьей? Почему они способны за отчаянием видеть надежду, за слезами – радость, за смертью – продолжение жизни? Как среди боли и потерь остаться человеком, не потерять веру в добро?
Постановка Натальи Никитиной.

11 мая, среда

18.00 «А каждый читатель как тайна» – мастерская медленного чтения по стихам Анны Ахматовой (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
«А каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад», – так написала Анна Ахматова в стихотворении, посвященном будущему читателю своих стихов. Что будет прочитано, прочувствовано им? Станут ли для него стихи ключом к пониманию себя, своей любви или своей боли? Станут ли слова поэта его собственными словами?
Занятия цикла «Медленное чтение стихов Анны Ахматовой» представляют собой читательскую лабораторию, в которой каждый раз в процессе вдумчивого чтения, интерактивного погружения в мемориальное пространство квартиры и обращения к личному опыту участников рождаются новые живые смыслы.

19.00 Премьера спектакля «Ромео и Джульетта» театра «Открытое Пространство». Режиссер – Рузанна Мовсесян (Камерный театр Малыщицкого – ул. Восстания, 41).
«Ромео и Джульетта» – самая репертуарная из шекспировских пьес, вечный сюжет мировой культуры, актуальный во все времена.
На сцене средневековый город с башнями: декорация напоминает книгу-панораму с объемными картинками. «Как голубя среди вороньей стаи ее в толпе я сразу отличаю», – говорит Ромео о Джульетте. Этот образ явлен в спектакле почти буквально: кланы Монтекки и Капулетти, как стая разбушевавшегося воронья, терроризируют город, сея вражду и разрушение. Но вопреки вековому раздору, по вечному закону жизни среди этого кошмара ненависти вдруг рождается любовь, дающая надежду на то, что мир все-таки может вернуться, а люди могут быть людьми.
В спектакле заняты: Мария Сафонова, Максим Смирнов, Александр Игнатьев, Дмитрий Кушнерев, Григорий Лайко, Алла Данишевская, Алевтина Кротикова, Илья Старосельский.

12 мая, четверг

18.30 Презентация книги «Василий Калужнин. Книга о художнике» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Живопись и графика петербургского художника Василия Павловича Калужнина (1890-1967) как при жизни мастера, так и после его смерти были известны лишь узкому кругу друзей и профессионалов.
Успешный художник, вхутемасовец, знакомый с Есениным и Ахматовой, соратник Никритина, коллега Самохвалова, Пахомова, Пакулина, Ведерникова, Неменовой, Русакова по «Кругу художников», получающий заказы, участник проектов, выставок, Василий Калужнин был исключен из Союза художников в 1937 году. После многообещающего начала творческого пути наступило забвение и долгая, длинною почти в век, дорога к встрече со своим зрителем. Наследие Калужнина долгое время считалось пропавшим, а поиски того, что осталось после художника – настоящий детективный сюжет, ставший сюжетом литературным.
«Василий Калужнин. Книга о художнике» – попытка дать целостную картину жизни и творчества мастера. В ней представлен монографический текст Александра Ласкина, а также расшифрованные в полном объеме более двухсот писем Калужнина к ближайшему другу – Соломону Никритину (1920-1960-х), хранящихся в РГАЛИ.
В книгу вошли более трехсот графических и живописных работ из частных собраний и из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея истории Санкт-Петербурга, Мурманского областного художественного музея, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Коллектив авторов: Александр Ласкин, Исаак Кушнир и Светлана Грушевская. Книга вышла в партнерстве Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме с издательской серией «Авангард на Неве» и Frantz Art Foundation.

19.00 Концерт «Магия танго» (Дворец Белосельских-Белозерских) – Невский пр.,41).
Orquesta PRIMAVERA — это петербургский ансамбль, исполняющий танго во всем его многообразии. Музыканты постоянно экспериментируют и изучают культуру танго, раздвигая рамки представления об этой удивительной аргентинской музыке.
Orquesta PRIMAVERA работает со многими известными танго-музыкантами, в частности аранжировщиком Клаудио Константини (Перу), Факундо Торесом (Gotan project), ансамблем «Demoliendo tangos” (Аргентина) и петербургскими тангерос.
Карлос Д’Онофрио, тенор – родился и вырос в Буэнос-Айресе. В Аргентине участвовал в постановках оперных спектаклей на главных сценах страны. В 2009 году дебютировал в Мариинском театре в партии Принца («Русалка», Дворжак), став первым иностранцем, постоянным приглашенным солистом театра. Певец выступает с программами латиноамериканской музыки, лирического песенного репертуара стран Латинской Америки, Италии и Испании. С 2017 артист сотрудничает со всемирно знаменитым ансамблем «Терем-квартет». Весной 2018 началось сотрудничество Карлоса Д’Онофрио с аргентинским дирижером Хуаном Хосе Гарсиа Каффи — другом и аранжировщиком произведений легендарного аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.

19.00 «Из России с любовью» – третий концерт абонемента «Карт-бланш маэстро» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Для маэстро Фабио Мастранджело Россия стала второй родиной. В программу концерта вошли произведения русских композиторов – представителей «Могучей кучки»: М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова, близкого к ним по духу С. Ляпунова. Венцом программы является ярчайшая «Русская увертюра» С. Прокофьева, в которой сочетаются русская пляска и песня, тонкая «женская» лирика, эпическое и героическое начало. Музыка русских композиторов прозвучит в исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония». В концерте принимает участие концертмейстер камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин (скрипка). Он исполнит Концертную фантазию на русские темы для скрипки с оркестром Н. Римского-Корсакова.

19.30 Премьера спектакля «Беглянки» по пьесе Кристофа Дютюрона в постановке Леонида Алимова (Малая сцена Театра им. В. Ф. Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
Спектакль приурочен к юбилею творческой деятельности актрисы Натальи Орловой.
Две женщины разного возраста, две непохожие судьбы вдруг пересеклись в одной точке. От кого они бегут, почему оказались ночью на обочине дороги? Что им предстоит пережить вместе?
«Беглянки» – камерный спектакль на двух актрис, в котором есть и грусть, и пронзительная нежность, и отточенный гротеск, и добрый юмор.
В ролях: Наталья Орлова и Татьяна Кузнецова.
Режиссер Леонид Алимов: «Это лирическая, порою печальная, но очень ироническая история с тонкими шутками. Очень «дамская», нежная и трогательная история – во многом про семью, про возраст, про быстротечность жизни. Про ощущение, что день катится к закату – и по этому поводу очень много размышлений. Несмотря на большую разницу в возрасте, обе героини подводят итог. Но все это происходит не с тяжеловесной мрачностью, а с галльским изяществом, с галльским, пусть печальным, но юмором. А в итоге оказывается – правильно или неправильно – но это была моя жизнь! Значит, мы прожили ее так. Но давайте (в этом пафос) оставшиеся дни проведем с поднятой головой и открытым взглядом в мир».

13 мая, пятница

Открытие выставки живописи художника Владимира Уткина «Геометрический лес» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Владимир Геннадьевич Уткин родился в 1951 году. В 1975 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Работал в области промышленного дизайна, проектирования интерьеров и выставок, городских арт-объектов. Разрабатывал эскизы и выполнял декоративные росписи интерьеров и экстерьеров зданий. В девяностые годы участвовал в выставках различных творческих групп и направлений.

17.00 Открытие выставки живописи и графики «Без зонта. Петербург в коллекции Якова Кальменса» (Большой выставочный зал Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
На выставке будут представлены около шестидесяти работ из собрания петербургского врача Якова Кальменса. Свою коллекцию он собирает почти 40 лет, руководствуясь одним критерием – мерой любви к художнику, к его произведению. Предметом этой любви стали Рихард Васми, Владлен Гаврильчик, Арон Зинштейн, Виктор Тихомиров, Наталья Жилина, Инна Боркова-Талантова, Владимир Шинкарев, Иван Сотников, Ира Васильева, Алиса Юфа, Владимир Яшке – и не только они. Телевизионный сюжет о Якове Кальменсе и его собрании так и называется: «Живопись как любовь».
Произведения на выставке объединены городской темой – Ленинград, Санкт-Петербург. Парадных, открыточных видов совсем мало, как и сюжетных композиций. Уже три столетия Петербург волнует творцов сам по себе: умышленностью, таинственностью, поэзией воздуха и архитектуры, самим феноменом своего существования.
Экспозиция задумана Яковом Кальменсом ко Дню основания Санкт-Петербурга.

14 мая, суббота

12.00 ArtFestSPb – фестиваль-ярмарка современного искусства (Пространство «Севкабель Порт» – В.О., Кожевенная линия, 40).
С 14 по 22 мая 2022 года в пространстве «Севкабель Порт» пройдет фестиваль современного искусства, включающий в себя арт-ярмарку. В 12 залах общей площадью 2000 м² будут представлены современная живопись, скульптура, керамика, стекло, ювелирное искусство. В ярмарке будут принимать участие 72 авторов из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Ижевска, а также из Грузии.

18.00 Презентация книги Евгения Степанова «Летопись жизни Николая Гумилева на фоне его полного эпистолярного наследия» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Издательство «Азбуковник» представляет «Летопись жизни Николая Гумилева на фоне его полного эпистолярного наследия» – фундаментальный труд Евгения Степанова, писателя и литературоведа, исследователя жизни поэта. В основе книги лежат уникальные архивные документы, ранее не попадавшие в поле зрения научного сообщества. Первый том «Летописи…» (М., 2019) охватывает промежуток жизни с 1886 по 1913 годы; второй том (М., 2019) – с 1914 по 1921 год. В совсем недавно вышедшей третьей части (М., 2022) представлены не только ценные дополнения к первому и второму томам, не только удобный указатель к материалам издания, но также богатая цветная фотолетопись: документы, письма, фотоснимки и графические изображения. Благодаря широкому охвату информации и ее глубокому анализу у читателя складывается комплексное представление о сложной судьбе Николая Гумилева.
В вечере принимают участие Людмила Савинич и Константин Азадовский.
Вечер ведет Ирина Барсэл.

19.30 Спектакль «Русский и литература» (Малый драматический театр – ул. Рубинштейна, 18).
Основой дебютной пьесы Максима Осипова стала его же повесть «Камень, ножницы, бумага». В маленьком провинциальном городке живет учитель-идеалист, учитель словесности, который воспитывает юношество на высоких образцах великой русской литературы. Коллизии классических сюжетов вплетаются в несколько сонную жизнь захолустного городка, где «красиво невеселой среднерусской красотой» и вызывают к жизни вопросы, ответов на которые в классических текстах нет. В чем сила ислама? В чем причина его «победного шествия» по миру? Классики русской литературы Пушкин, Толстой, Бунин, Гумилев открывают красоту Востока, но восток и ислам для них – только орнамент, способ вырваться в чужое пространство, повод открыть новое измерение в характерах героев. За последние полвека исламский мир существенно изменился, превратился в реальную альтернативу христианской цивилизации, в феномен, меняющий политическую карту мира.
Напряженное противостояние двух женщин — русской, православной, не ведающей о великой силе родного языка, и правоверной мусульманки, выпускницы МГУ, владеющей русским, как родным, вносит новое измерение в извечные вопросы: «Кто есть современный человек? Куда он идёт?»
Максим Осипов родился в 1963 году в Москве. Окончил 2-ю физико-математическую школу, 2-й Московский медицинский институт, ординатуру, аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. В 1994 году основал медицинское издательство «Практика». В 2005 году переехал из Москвы в г.Таруса, где приступил к работе кардиологом в местной больнице. Сочинения Осипова переведены на французский, английский и польский языки.

15 мая, воскресенье

14.00 Концерт «М.И.Глинка» (Академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
Этот концерт из серии абонемента, обращенного к детям. Музыковед Лариса Ефимова поведает истории о детстве будущих великих композиторов Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Грига. А в исполнении солистов хора и оркестра Капеллы прозвучат шедевры мирового классического репертуара. Кроме того, сама атмосфера Камерного зала, рассчитанного на 80 мест, создаёт почти семейную обстановку для вхождения маленьких слушателей в прекрасный мир музыки.

15.00 Интерактивное занятие с мастер-классом «Игрушки для вороны», приуроченное к Международному дню семьи (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Новое занятие из цикла «Здравствуйте, хвостаствуйте» будет приурочено к Международному дню семьи. Участники прочтут стихотворения Александра Блока, Маши Рупасовой, Михаила Яснова и Ренаты Мухи, смастерят ворону и, конечно, поиграют со стихами. На занятие нужно принести трикотажную шапку (желательно, серую или черную). Участие платное.

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com