1 апреля, пятница

Второй ежегодный фестиваль писателей «Текст в контексте» (Государственный литературный музей «ХХ век» – Малая Конюшенная ул., 4/2).
Фестиваль посвящен К.И. Чуковскому, который отмечал свой День рождения 1 апреля. «Мы хотим показать Чуковского не только как всем известного автора детских стихов. Он публицист, журналист, литературный критик, переводчик и литературовед. Поэтому, кроме обширной детской программы, будет и конкурс переводчиков, и выставка о Некрасове и Чуковском, и пешеходная экскурсия «Некомнатный человек», и театральные постановки, и специальная программа для детей «от двух до пяти», выставки, паблик-токи, и многое другое», – сказала директор Литературного музея «ХХ век» Марина Линович.
«Текст в контексте» продлится с 1 апреля по 31 декабря года и будет включать в себя множество акций различных форматов. Его участниками станут более 40 организаций из Санкт-Петербурга и других регионов страны. К фестивалю уже присоединились городские и федеральные театры, музеи, библиотеки, вузы, предприятия и общественные организации, которые проведут на своих площадках множество мероприятий для детей и взрослых.
«Текст в контексте» – ежегодный фестиваль, посвященный знаменитым писателям ХХ века – прозаикам, поэтам, сказочникам, драматургам, сценаристам. В 2021 году фестивальная программа была приурочена к юбилею писателя Евгения Шварца. Идея проведения и координация фестиваля принадлежит Государственному литературному музею «ХХ век».

Открытие выставки электронной графики итальянского художника Франко Проспери «Цирковая история» (Театр эстрады им. А. Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).
Имя современного итальянского художника, скульптора и философа Франко Проспери, уже знакомо петербуржцам. В 2018 году его работы, посвященные Карлу Юнгу, выставлялись в Государственном музее истории религии. Сам он принадлежит к известной на Апеннинах семье Проспери, чей предок, по легенде, был каменотесом у Микеланджело.
Картины, представленные на выставке, созданы художником в 2014 году в честь юбилея цирка Чинизелли. Из-за масштабных реставрационных работ и модернизации всего здания цирка выставка не могла быть показана в стенах исторического здания на Фонтанке. В этом году Франко Проспери получил приглашение представить экспозицию в обновленном цирке Чинизелли, которая намечена на декабрь 2022 года.

15.00 Интерактивное занятие с мастер-классом «Игрушки для вороны» (6+) (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, галерея «Сарай» – Литейный пр., 53).
Новое занятие из цикла «Здравствуйте, хвостаствуйте». Участники прочтут стихотворения Александра Блока, Маши Рупасовой, Михаила Яснова и Ренаты Мухи. Смастерят ворону и поиграют со стихами. На занятие нужно принести трикотажную шапку (желательно, серую или черную).
Участие платное.

19.00 Гастроли Московского Губернского театра. Показ спектакля «Высоцкий. Рождение легенды» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Рождение легенды» – это своего рода антология разных образов сложной личности В.Высоцкого. Артисты Московского Губернского театра рассказывают историю о том, как рождалась эта легенда. Читают стихи и поют песни Высоцкого, некоторые – в очень необычных аранжировках. В постановке использованы фрагменты дневников, писем, фильмов и записей Высоцкого, разыгрываются эпизоды из различных периодов его жизни и сатирические зарисовки с героями его песен.
Разные грани личности легендарного поэта и актера воплотили Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Антон Соколов, Михаил Шилов, Степан Куликов, Сергей Вершинин, Александр Фролов, Кирилл Новышев. Маму Высоцкого – Нину Максимовну – сыграла Елена Киркова. Отца – Антон Соколов, Марину Влади – Вера Шпак. Образ детства Высоцкого воплотил 11-летний Володя Сериков.
Премьера спектакля была приурочена к 80-летию Владимира Высоцкого. В подготовке участвовал Дом Высоцкого на Таганке. Музей предоставил фотографии, письма, дневники.

19.30 Ретроспектива фильмов Андрея Тарковского (Кинотеатр «Аврора» —  Невский пр., 60).
4 апреля 2022 года исполняется 90 лет со дня рождения Андрея Тарковского, режиссера, запечатлевшего время. Творчество Андрея Тарковского – это философия, изложенная средствами киноискусства.
Кинотеатр «Аврора» проводит ретроспективу фильмов великого режиссера.
1 апреля в 19.30 состоится показ картины «Иваново детство». 2 апреля в 17.30 зрители увидят художественный фильм «Андрей Рублев». 3 апреля в 17.30 на экране – «Солярис». 4 апреля в 19.30 в кинотеатре «Аврора» покажут «Зеркало». Завершится ретроспектива 5 апреля в 19.30 показом фильма «Сталкер».
1 и 4 апреля в 19.30 со вступительным словом выступит киновед, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Николаевич Ильченко.
Цифровая реставрация изображения и звука всех фильмов выполнена киноконцерном «Мосфильм.

2 апреля, суббота

15.00 Семинар «Творческое наследие школы Владимира Стерлигова» в рамках выставки Геннадия Зубкова «Рассмотрим вещи те, что видим пред собою» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, галерея «Сарай» – Литейный пр., 53).
О творческом наследии школы Стерлигова, художественной среде 1970-1980-х годов, а также влиянии на нее традиций русского авангарда расскажут ведущий научный сотрудник Русского музея Олеся Туркина, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств, кандидат искусствоведения Глеб Ершов и живописец, искусствовед Наталия Ватенина.
Встреча пройдет в пространстве выставки памяти Геннадия Зубкова. Экспозиция, названная строкой стихотворения Николая Олейникова, представляет 16 коллажей художника, сделанных в 1980-е – 1990-е. Большая часть этих работ впервые представлена широкой аудитории.
Имя Геннадия Зубкова связано со столетней традицией русского авангарда, а именно со школой исследований живописно-пластических свойств формы и цвета ГИНХУКа во главе с Казимиром Малевичем и Михаилом Матюшиным, продолженной в Невидимом институте Владимира Стерлигова, чьим учеником был Зубков.
Система занятий, воспринятая от учителя, легла в основу его собственных семинаров для художников уже позднее, в 1986 году. Встречи с учениками продолжались до самого ухода Геннадия Зубкова в марте 2021 года. Сегодня занятия ведутся его последователями и учениками.

17.00 «Музыка петербургских композиторов» – концертная программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-квартира А. С. Пушкина, концертный зал – наб. реки Мойки, 12).
В концертной программе «Музыка петербургских композиторов» прозвучат лучшие произведения петербургских авторов – Андрея Петрова, Владимира Бояшова, Вадима Бибергана, Бориса Глыбовского, Юрия Зарицкого, Игоря Цветкова, Александра Нестерова, Виктора Плешака, Сергея Плешака, Юрия Козулина, Вячеслава Круглика.
В концерте принимают участие Инна Гладовская и Евгения Маркова (дуэт домр), Павел Чижик (ксилофон).

17.00 Презентация книги «Лотманы. Семейная переписка 1940-1946» к 100-летию со дня рождения Юрия Лотмана (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Малый зал – Литейный пр., 53).
В книге представлены 356 писем семьи Лотманов 1940 – 1946 годов. Главным участникам переписки будет суждено прожить долгую жизнь, сделать научные и творческие открытия, оставить по себе память в культуре: Юрий Михайлович станет знаменитым филологом, семиотиком, основателем научной школы, его старшие сестры: Виктория Михайловна – врачом, Лидия Михайловна – литературоведом, Инна Михайловна – музыковедом. Адресаты бережно хранили письма с фронта от брата (они составляют примерно половину книги).
Публикуемые тексты заставляют задуматься о влиянии опыта войны на личность и научное творчество Лотмана. Книга сопровождается развернутым предисловием; подробными биографическими справками о членах семьи.
В вечере принимают участие Татьяна Кузовкина, Наталья Образцова.

18.00 Премьера фильма-балета Бориса Эйфмана «Ночь нежна» (Киноцентр «Великан Парк» – Александровский парк, 4/3).
Съемки фильма-балета Бориса Эйфмана «Ночь нежна» – экранной версии спектакля «Up & Down» – состоялись в Санкт-Петербурге в 2016 году. Режиссером-постановщиком выступил Борис Эйфман. Оператором-постановщиком стал Юрий Шайгарданов, снявший, среди прочего, такие кинокартины, как «Собачье сердце» (реж. В.Бортко) и «Страна глухих» (реж. В.Тодоровский).
Главные роли в фильме исполнили ведущие солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета: Олег Габышев (Дик Дайвер), Любовь Андреева (Николь Уоррен), Сергей Волобуев (отец Николь), Мария Абашова (Розмэри Хойт), Дмитрий Фишер (Томми).
«Перенося свой репертуар на экран, мы преследуем несколько важных целей. Прежде всего, это сохранение для последующих поколений наших спектаклей. Многие постановки после окончания их сценической жизни ушли в небытие именно из-за отсутствия полноценных экранных версий. Мы хотим, чтобы искусство театра было доступно той части зрительской аудитории, которая по ряду причин не может посещать наши спектакли», – отмечает Борис Эйфман. Кроме того, практика создания экранных версий постановок, полагает хореограф, помогает «получить новую визуальную форму выражения философского и эмоционального содержания балета».
«Ночь нежна» – один из семи спектаклей театра, которые были перенесены на экран за последнее десятилетие. В период 2010-2020 гг. также сняты киноверсии постановок «Анна Каренина» (2010), «Евгений Онегин» (2010), «Роден, ее вечный идол» (2012), «По ту сторону греха» (2013), «Чайковский. PRO et CONTRA» (2017), «Эффект Пигмалиона» (2020).

3 апреля, воскресенье

13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Крокодил» в рамках абонемента «Музыка и сказка» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Под руководством маэстро Фабио Мастранджело народный артист РФ Сергей Мигицко прочтет сказку Корнея Чуковского «Крокодил». Прозвучат фрагменты из произведений Глинки, Шуберта, Прокофьева, Шостаковича, Гершвина, а также известные песни и марши «Марсельеза», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей», «На баррикады», «Крутится-вертится шар голубой», «Моя Марусечка», «Собачий вальс». В спектакле принимает участие хор театра. Показ приурочен к 105-летию сказки.

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Шедевры музыкальной классики» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В программе прозвучат три сочинения легендарных русских композиторов. Откроет концерт симфоническая фантазия Петра Чайковского «Буря», написанная в 1873 году и вдохновленная сюжетом Шекспира.
Продолжит программу сюита из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Также 3 апреля прозвучит Концерт для скрипки с оркестром Игоря Стравинского. Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр сыграет этот концерт вместе с молодым, талантливым скрипачом Семёном Климашевским.
Дирижировать в этот вечер будет маэстро Александр Титов.

18.00 Гала-концерт XV Международного пластического конкурса «Актерское мастерство языком пластики» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 33-35).
Конкурс-фестиваль «Актерское мастерство языком пластики» носит имя Ивана Эдмундовича Коха – легендарного педагога, стоявшего у истоков создания кафедры пластического воспитания актера. В 2022 году фестиваль пройдет в 15 раз.
В программе Гала-концерта собраны самые яркие танцевальные и акробатические номера, пластические этюды, динамичные драки, трюки и фехтовальные поединки. Все это будет исполнено студентами актерских ВУЗов России. Выступления студентов в номинациях: «Танец», «Сценическое движение», «Оригинальный жанр», «Сценическое фехтование», «Пластический перформанс».

20.00 Симфонический концерт из цикла «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Цикл концертов «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий», посвященный вековому юбилею старейшей концертной организации России, продолжится программой, прозвучавшей в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Жан-Клода Казадезюса 3 декабря 1999 года. Академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, артиста Феликса Коробова исполнит музыку Моцарта и Рихарда Штрауса. Солистка – лауреат международных конкурсов Варвара Непомнящая.

4 апреля, понедельник

Открытие выставки «Вера Ленинграда» (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда – Соляной пер., 9).
На выставке будут представлены православные реликвии ленинградцев, сохраненные в блокаду, документы, фотографии и другие материалы, связанные с историей православных храмов Ленинграда, которые не прекращали своей деятельности в тяжелейших условиях осажденного города.
Выставка посвящена истории десяти ленинградских православных храмов, которые все годы блокады поддерживали в горожанах и защитниках города веру в жизнь и будущую Победу. Центральным элементом выставки будет рассказ о праздновании блокадной Пасхи 5 апреля 1942 года. Дата была знаменательной для нашего народа: в этот день отмечали 700-летие победы русских войск под предводительством князя Александра Невского на Чудском озере.
На выставке будут представлены церковные книги, листки с молитвами, переданные в музей в разные годы; форма для Пасхи, принадлежавшая Ольге Федоровне Берггольц (из фондов музея); уникальный молитвослов издания 1851 года, фотографии и документы из семейного архива Г. Б. Петрова; нательные кресты, медальоны, ладанки, фрагменты икон и складней, найденные на местах боев за Ленинград в ходе поисковых экспедиций; реликвии, иконы, ордена и другие материалы, связанные с памятью защитника земли русской святого князя Александра Невского. Также будет показана уникальная икона святого Александра Невского, переданная в музей Р. И. Зубаревой в 2021 году.

19.00 Открытие XXIV Международного театрального фестиваля стран СНГ «Встречи в России» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Акцент в фестивальной программе сделан на новые лица русских театров зарубежья. Молодые режиссеры, актеры, художники, драматурги – те, кто сегодня работает в русскоязычных творческих коллективах по всему миру, представляют современное видение искусства, при этом сохраняя традиции русского репертуарного театра.
Фестивальный марафон откроет «Ревизор» Государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова (Бишкек, Кыргызстан) в постановке Константина Тришина (Москва).
Национальный академический драматический театр имени М. Горького (Минск, Беларусь) представит новую работу молодого режиссера Марии Матох «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого. Исповедь. Зеркало. Размышление о фундаменте семейного института и тайнах взаимоотношений мужчины и женщины.
Артисты Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова (Цхинвал) представят петербургской публике спектакль «Коста» о жизни и деятельности осетинского поэта, этнографа, живописца и общественного деятеля Коста Хетагурова. Автор пьесы и режиссер – главный режиссер Санкт-Петербургского государственного драматического театра «Мастерская» Роман Габриа.
Ереванский государственный русский драматический театр им. К. С. Станиславского (Армения) покажет в рамках фестивальной программы два спектакля. На Малой сцене зрители увидят «КонтрАкт» по пьесе английского современного драматурга Майка Бартлетта в постановке режиссера Норы Григорян. История о людях, живущих в рамках правил и порядков современной корпорации, о сделке человека с самим собой ради достижения цели и карьерного успеха.
Второй спектакль коллектива из Еревана – «Люди. Звери. Обстоятельства» – поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. Это одиннадцать веселых, грустных, иногда страшных коротких монологов о смысле жизни и о сегодняшнем дне в постановке художественного руководителя театра Карена Нерсисяна.
Историю «Мой папа Питер Пэн», написанную шведским драматургом Керен Климовски, расскажет Национальный академический русский театр драмы им М. Ю. Лермонтова (Алматы, Казахстан). Главный режиссер театра Дмитрий Скирта создал современную постановку о том, что в каждом из нас живет Питер Пэн, и каждому Питеру Пэну приходится однажды повзрослеть.
Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» представит на фестивале две постановки двух режиссеров разных поколений. Спектакль Петра Шерешевского «ПетерБУРГ» по роману Андрея Белого «Петербург» – откровенное глумление над временем, когда любое слово, чувство или событие должно быть пропущено через фильтры Инстаграма; постмодернистская ирония, обесценивающая драму каждого человека. «1/101» создан по сборнику рассказов Аси Петровой «Волки на парашютах». Авторы спектакля – молодые режиссеры Александр Баркар, Мирра Трубникова – заявили жанр постановки как «рассказы о подростках, которые ни с кем не хотят говорить». Они же могут и хотят с ними говорить на одном языке. Перед зрителями будут разыгрываться десятки историй в духе подросткового стендапа – ироничного, дерзкого, неожиданного и зачастую болезненного содержания. И будут звучать «детские вопросы», ответы на которые многие ищут всю жизнь.
Новое имя в программе фестиваля – Театр «ТриТформаТ» (Минск, Республика Беларусь) – представит петербургской публике спектакль «Княжна Мери» по одноименной главе из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Режиссер – Татьяна Самбук (Москва).

19.00 Открытие Дней фехтовальной культуры 2022 (Санкт-Петербургский фехтовальный клуб – Каменноостровский пр., 67, 20 Н).
В этом году Санкт-Петербургский фехтовальный клуб впервые за свою 17-летнюю историю принимает гостей в собственном доме. 4 апреля здесь откроются ежегодные Дни фехтовальной культуры и VII Санкт-Петербургская биеннале «Фехтование в искусстве. Живопись, скульптура, графика, фотография». Свои произведения представят живописцы Владимир Шинкарев, Олег Котельников, Виктор Тихомиров, скульпторы Леонид Колибаба, Андрей Широков, Эдуард Мхоян, художники-графики Василий Бертельс, Сергей Астапов, Виктор Эль-Сафади, фотографы Юрий Молодковец, Дмитрий Провоторов, Михаил Додакин.
В открытии Дней фехтовальной культуры примут участие: театр танца «Монплезир» (Monplaisir Dance Company), Клуб исторического фехтования «Парад-Рипост», кукловод Леонид Кондаков, рок-группа «Скворцы Степанова».
Дни фехтовальной культуры – это цикл вечеров, посвященных искусству и фехтованию.
5 апреля в 19.00 состоится поэтический вечер «Перо и шпага». Ведущий – поэт и писатель Дмитрий Григорьев.
6 апреля в 19.00 клуб «Ирландская трость С-Петербург. Ирландский палочный бой» познакомит с историей появления и развития ирландской техники боя тростью-батой.
7 апреля в 19.00 – вечер со студией европейского историко-сценического фехтования «Силуэт».
8 апреля в 19.00 Сергей Мясищев проведет вечер «Historical European Martial Arts — НЕМА — историческое фехтование как вид спорта».
9 апреля в 17.00 состоится показ документального фильма «Фехтование как искусство», режиссер С. Тамонов.
10 апреля в 17.00 Ансамбль танцев раннего Возрождения «Стелла / Stella» исполнит танцевальные композиции Италии, Франции, Испании и Англии второй половины XV века.
14 апреля в 19.00 – журфикс «Эпоха бумажных газет».

19.00 Проект «Апрельский сезон: Золотая коллекция театра Якобсона» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Программа наполнена неизменной классикой: «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Щелкунчик». Театр приготовил зрителям сюрприз: партию Базиля в балете «Дон Кихот» исполнит Иван Васильев.
Особый акцент – вечер одноактных балетов «Вне времени. В программе собраны и бережно восстановлены миниатюры Леонида Якобсона.
В параллель основным событиям в официальной социальной сети проекта «ВКонтакте», а также на ресурсе KudaGo и на сайте телеканала «Санкт-Петербург» пройдет онлайн-программа. 7 апреля будет размещена запись мастер-класса с участием Ивана Васильева. 13 апреля пройдет прямая трансляция спектакля «Жизель».

5 апреля, вторник

19.00 «Гайдн, Шнитке, Моцарт» – концертная программа симфонического оркестра (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал имени М. И. Глинки — Невский пр., 30).
Альфред Шнитке, один из самых знаковых отечественных композиторов ХХ века, отмечал: «Все развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства – появляются все новые и новые плоскости мышления».
Концертная программа, объединившая сочинения Гайдна, Шнитке и Моцарта, представит разные грани академической музыки и станет своего рода подтверждением вышеизложенной мысли.
Симфония № 45 фа-диез минор, получившая название «Прощальная», сочиненная Йозефом Гайдном, откроет программу концерта. Впервые она была исполнена в 1772 году и произвела сильное эмоциональное впечатление, ведь в финале симфонии музыканты постепенно покидали сцену, и только дуэт скрипок тихо доигрывал свои пассажи.
Известная симфония № 40 соль минор Вольфганга Амадея Моцарта – чуть ли не звуковой синоним всей музыки, завершит концертную программу. Написанная летом 1788 года, в пору наивысшего творческого расцвета австрийского гения, симфония с ее трепетными и нежными интонациями первой части станет предвестницей многих симфонических партитур, созданных композиторами-романтиками в XIX столетии.
Сердцевиной программы станет сочинение Альфреда Шнитке «Moz-Art à la Haydn», в котором композитор использует цитаты из произведений венских классиков.
Солисты: Екатерина Будникова (скрипка), Ольга Абакумова (скрипка).

20.00 «Полифония» – новая концертная программа консорта GAMAJUN (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88-90).
В программе соединятся хоровые произведения крупнейших авторов XVIII, XIX и XX веков: Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа, Яниса Ксенакиса, Арво Пярта и Джона Кейджа.
Название программы отсылает к музыкальному термину. Полифония – искусство сочетания нескольких голосов или мелодических линий, на равных существующих между собой в рамках одного произведения. Консорт (англ. Consort – в Англии XVI и XVII веков общее обозначение небольшого инструментального ансамбля – прим.ред.) GAMAJUN предлагает исследовать полифонию не как способ композиции, но как проблему взаимодействия.
В концерте собраны вокальные произведения, представляющие различные взгляды на формы музыкального сосуществования. От гармоничного и сложно устроенного равноправия партий у Баха к полной деконструкции Ксенакиса, рассуждающего о голосах, которые были уничтожены.
Консорт GAMAJUN – проект, придуманный Верой Сласной (дирижер) и Дмитрием Коробковым (режиссер). Представляет собой подвижную организационную структуру: к работе над программами каждый раз привлекаются разные профессиональные музыканты, заинтересованные в исследовании нового репертуара и новых исполнительских техник.

6 апреля, среда

19.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Вместе с оркестром выступят молодые солисты — пианист Адам Гуцериев и виолончелистка Дали Гуцериева. В концертной программе примет участие Екатерина Лехина — лауреат Международного конкурса «Operalia», основанного Пласидо Доминго, обладательница премии Grammy в номинации «Лучшая оперная запись — 2011» за роль принцессы Клеманс в опере финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека».
В концертной программе прозвучат произведения Моцарта, Шостаковича, Чайковского и Глинки.

7 апреля, четверг

19.00 Творческий вечер «Разумные встречи. Татьяна Колганова» (Театр-студия «Небольшой драматический театр» – пр. КИМа, 6).
Актриса театра и кино Татьяна Колганова отмечает свой юбилейный день рождения на сцене родного Небольшого драматического театра в проекте Татьяны Рябоконь «Разумные встречи».
«Разумные встречи» Татьяны Рябоконь с Татьяной Колгановой – это диалог двух блестящих актрис, обаятельных и остроумных, которые в буквальном смысле делят сцену два десятка лет и не менее часто встречаются на экране. В этот вечер Татьяна Колганова будет принимать поздравления от зрителей и коллег, у которых по такому случаю заготовлено множество творческих подарков в самых неожиданных жанрах.

19.00 «Русский вальс» – третий концерт абонемента «Приглашение к танцу» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Концерты абонемента «Приглашение к танцу» — это торжество танцевальной стихии, которая закружит в своем вихре всех любителей этого жанра, позволит по-новому взглянуть на известные произведения и открыть неизведанные шедевры.
Особое место в программе третьего концерта абонемента занимает знаменитый «Вальс-фантазия» Михаила Глинки: начиная именно с этого сочинения, русский вальс прочно занял свое место в симфоническом жанре. Вальс звучит в русских классических симфониях, операх и балетах, а в XX веке оказался востребован в киномузыке. В концерте 7 апреля в исполнении симфонического оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело также прозвучит музыка Хачатуряна, Дога, Свиридова, Прокофьева, Шостаковича, Петрова.

20.00 Музыкальная новелла «Легенда о вальсе» к юбилею заслуженного артиста России Александра Канторова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов отмечает свой 75-летний юбилей. В свой день рождения Александр Канторов представит праздничную программу, а также вспомнит яркие события своего творческого пути.
В 1992 году Александр Канторов основал в Ленинграде свой музыкальный коллектив, оркестр «Классика», став его художественным руководителем и главным дирижером. В оркестре рука об руку работают как опытные артисты-профессора, так и молодые яркие музыканты.
Оркестр не имеет своего собственного зала, но выступает на ведущих площадках Санкт-Петербурга: от классических (Большой и Малый залы Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича) до стадионов (Ледовый дворец и Тинькофф Арена). В репертуаре музыкантов мировая классика высшего образца от Моцарта до Малера, а также русская классика от Глинки и Чайковского до Шостаковича и Хачатуряна.
Одной и своих миссий Александр Канторов считает просветительскую деятельность и популяризацию классической музыки. Маэстро сам ведет свои концерты.
Маэстро Александр Канторов является руководителем ряда крупных музыкальных проектов и фестивалей в России (Санкт-Петербург, Сочи, Выборг) и на Средиземноморском побережье (Ницца, Генуя, Сан-Ремо).
Маэстро получил медаль «За заслуги перед Петербургом». Но особой наградой Александр Канторов считает титул «Короля вальсов Петербурга», преподнесенный композитором Андреем Петровым в виде настоящей короны, украшенной нотами и скрипичным ключом. Оставаясь верным своему титулу, Александр Канторов посвящает свой юбилейный вечер чарующим мелодиям вальса.

8 апреля, пятница

18.00 Лекция искусствоведа Татьяны Комбаровой «Искусство Ольмеков» (Библиотека Ржевская – Индустриальный пр., 35 к.1).
Долгое время Ольмеки считались лишь преемниками богатой и передовой культуры Майя. Однако новые археологические находки противоречили сложившемуся представлению, поскольку обладали своеобразным уникальным стилем, не похожим на известные памятники Майя. На лекции пойдёт разговор о самых характерных памятниках этой необычной культуры и будут рассмотрены основные изобразительные черты, легшие в основу всего мезоамериканского искусства.
Необходима предварительная регистрация.

20.00 Симфонический концерт из цикла «Прометей русской музыки», посвященного 150-летию со дня рождения Александра Скрябина (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Программы концертов «Прометей русской музыки» включают основные симфонические сочинения А.Скрябина, расположенные в хронологическом порядке. Кульминацией цикла станет исполнение в июне поэмы «Прометей», которое пройдет, согласно предписанию автора, с привлечением светового шоу. 8 апреля в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучит Вторая симфония Скрябина, стиль которой современники сравнивали со стилем Рихарда Штрауса, а также упрекали автора в пренебрежении к консонансам, которое совсем скоро стало для музыкального искусства принципиально важным и концептуальным.

9 апреля, суббота

19.00 Премьера спектакля «Обломов» (Театр им. В.Ф.Комиссаржевской – Итальянская, 19).
В 2019 году роману «Обломов» исполняется 160 лет. Почему сегодня снова и снова возникает тема «обломовщины»? Почему нас вновь сегодня волнует роман Ивана Гончарова?
Один из героев – деятельный, энергичный Штольц, призывает к поступкам, утверждая, что «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»; второй – Обломов – не решается созидать, действовать. Почему Обломов ничего не хочет, ничего не делает? Почему даже любовь взаимная, поразившая, как солнечный удар, так испугала его и заставила окончательно бежать из «мира живых»? Кто он – инфантильный «диванный эксперт», человек созерцающий или разочаровавшийся, не желающий «соучаствовать» «мерзостям» этой самой жизни?
Загадка романа «Обломов» возникает очень остро именно сегодня, в мире так называемого «фриланса», удаленного «общения» и невротического мышления. Театр приглашает заглянуть в «зеркало», чтобы понять себя, своё окружение, отпустить мысли и чувства в свободное плавание.
Постановка Леонида Алимова.
В спектакле заняты: Наталья Четверикова, Анатолий Горин, Евгений Иванов; артисты Елена Андреева, Елизавета Нилова, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Константин Демидов, Александр Макин, Родион Приходько.

19.00 Симфонический вечер русской музыки (Театр «Зазеркалье» – ул.Рубинштейна, 13).
В программе концерта представлены сочинения трёх выдающихся русских композиторов – Стравинского, Прокофьева и Шостаковича.
В первом отделении прозвучит Итальянская сюита для виолончели и фортепиано И. Стравинского, созданная на основе музыки балета «Пульчинелла». Для переложения композитор использовал лучшие номера своего балета, посвящённого плутовским похождениям легендарного персонажа.
Далее будет исполнена Вторая фортепианная соната С. Прокофьева, в которой уже явственно слышится собственный самобытный голос молодого автора. Эта соната стала одним из самых ярких и популярных сочинений в обширном творчестве композитора.
Во втором отделении прозвучит Первый виолончельный концерт Д. Шостаковича. В этом сочинении Шостакович обращается к инструменту, который всегда привлекал его своим насыщенным бархатным тембром, мягкостью и глубиной. Этот концерт, посвящённый М. Ростроповичу, и впервые им исполненный, стал одним из самых часто исполняемых произведений мирового виолончельного репертуара.
Исполнители – лауреаты международных конкурсов Валентина Дубровина (виолончель) и Наталья Эрте (фортепиано), симфонический оркестр театра, дирижёр – заслуженный артист России Аркадий Штейнлухт.

10 апреля, воскресенье

19.00 Спектакль Анастасии Быцань «Мария» (Независимое театральное пространство ZAL-3 – пр.Медиков, 3А, Ленполиграфмаш, Дизайн-парк, 2 этаж).
Спектакль Анастасии Быцань создан по мотивам документальных фильмов Александра Сокурова. Сюжет разворачивается в недалёкие 1980-е годы и рассказывает о судьбе простой женщины из колхоза. И в судьбе этой звучит не только её голос, но и голоса всех женщин нашей страны. Это спектакль-гимн крестьянкам, которые преодолевают трудности, не зная сна и усталости, и готовы любить и сохранять любовь вопреки обстоятельствам.

11 апреля, понедельник

19.30 Лекция Дмитрия Баранова «Мифология русской колыбели» (Центр Архэ» – наб.реки Фонтанки, 15, в здании РХГА).
Лекция посвящена рассмотрению семантики русской колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы: какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель в русской деревне всегда подвешивалась под потолок, чем была опасна новая колыбель, почему в колыбель укладывали кота, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено, какие предметы всегда должны быть в колыбели?
Дмитрий Александрович Баранов – заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук.

20.00 Концерт «Звезды оперной музыки» (Государственная академическая филармония им. Д.Д.Шостаковича – Михайловская ул, 2).
Произведения Андреева, Варламова, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Гуно, Верди прозвучат в исполнении Екатерины Санниковой (сопрано) и Александра Михайлова (тенор).
Художественный руководитель и дирижер – Дмитрий Хохлов.

12 апреля, вторник

19.00 Спектакль «Иудушка из Головлёва» (ТЮЗ им. Брянцева – Пионерская пл.,1).
Главный герой спектакля – Порфирий Владимирович Головлёв, он же Иудушка, устойчиво ассоциируется с такими чертами характера, как жадность, лицемерие и пустопорожняя болтовня. Но постановщик в этот раз пытается заново взглянуть на привычный образ, чтобы разобраться в его мотивах. Через призму характера героя режиссер пытается разобраться и с характером самой России, породившей такого персонажа. Форма повествования напоминает нам о театре глубинного проживания, где живые эмоции и размышления сочетаются с абсурдом и глубиной осознания.

13 апреля, среда

18.00 Лекция Дениса Янченко «Петр Столыпин и русское общество» (Музей политической истории россии – ул.Куйбышева, 2-4, вход с Кронверкского пр.).
Петр Аркадьевич Столыпин – одна из самых ярких личностей отечественной истории начала XX века. Его во многом успешная реформаторская активность была нетипична для русского бюрократа эпохи упадка монархии. Среди управленческой элиты и в придворных кругах карьерный взлет молодого саратовского губернатора в руководители одного из важнейших ведомств империи был воспринят неоднозначно. В образованном обществе становилось все меньше людей, преданных идеалам русского самодержавия, и верховная власть нуждалась в относительно молодых, но уже опытных, инициативных чиновниках. Среди членов Государственной Думы и Государственного совета – законодательных учреждений России с апреля 1906 г. – оказалась немало критиков Столыпина как слева, так и справа.
Экономические и политические реформы, проводившиеся в бытность Столыпина министром внутренних дел и председателем Совета министров России, далеко не всегда разрабатывались под его руководством. Часть из них была подготовлена до прихода Столыпина к власти и по сути, обуславливалась «потребностями всей русской жизни» начала XX столетия. Масштаб государственных преобразований, предложенных Столыпиным, его личные заслуги и целеустремленность признавали и обсуждали как сторонники, так и противники «премьера». Столыпинские реформы 1906-1911 гг. стали последней крупной попыткой хозяйственной, правовой и политической модернизации дореволюционной России, призванной предотвратить революцию. События, связанные с трагическим покушением на Столыпина в Петербурге в 1906 г. и его гибель в Киеве в сентябре 1911 г. вызвали немало споров среди публицистов и историков.
На лекции доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук Денис Янченко расскажет о взаимоотношениях Столыпина с представителями власти и Государственной Думы. Речь также пойдет об отношении к политику в обществе.

14 апреля, четверг

19.00 Спектакль «Бег» (Театр на Литейном – Литейный пр., 46).
Пьеса, которой пророчили оглушительный успех, была запрещена как «неприемлемая». При жизни Михаила Афанасьевича Булгакова она так и не была поставлена.
В Театре «На Литейном» спектакль стал режиссерским дебютом Романа Агеева, одного из ведущих артистов и известного киноактера. Главной темой он обозначил «утопическое чувство любви к Родине», проявленное в среде снов. Сны – это мистическая дверь, которую открывают персонажи. Нечто произошедшее наяву не отпускает и преследует их. Зрителей ждет гротескное, сумасбродное действо с непредсказуемыми ситуациями и драматическими сюжетными поворотами.
Гражданская война, отъезд флотилии из Севастополя, прощальный пароходный гудок. Колесо времени перемешало всё и всех, и тиран совершает добрый поступок, порядочный – предаёт, грешник становится святым мучеником. Безумная логика истории стирает границы между сном и явью.
Режиссер-постановщик Роман Агеев: «Так как пьеса состоит из снов, для меня важно, кому они снятся. Автору, зрителям, персонажам… Каждый человек видел хоть раз сон, когда он торопился, догонял, радостно спешил или в страхе убегал. Поэтому в спектакле будет много движения, пантомимы, танцев. Мы исследуем природу бега во сне».
В спектакле заняты: Наталья Ионова, Максим Заутров, Евгений Тележкин, Александра Жарова и другие артисты театра.

15 апреля, пятница

18.30 Лекция культуролога Дмитрия Шамонова «Пацифистские движения в нашей истории» – библиотека им. М.Ю.Лермонтова – Литейный пр., 19).
Общественные движения, целью которых является прекращение любых военных конфликтов и установление мира – это явление относительно молодое. Безусловно попытки остановить войны предпринимались и в XIX и даже XVIII веках, но они не могли стать по-настоящему массовыми, как это было в 1960-х годах XX века.
Как же складывалась история общественных движений и организаций, ратующих за мирное урегулирование различных политических, гражданских и экономических противоречий на протяжении человеческой истории и к каким результатам они приводили? Об этом и не только пойдёт разговор на лекции культуролога, специалиста в области западных культур Дмитрия Шамонова.

19.00 Концерт «Гайдн. Семь последних слов Христа» (Концертный зал Екатерининского собрания СПб ГБУК «Петербург-концерт» – наб.канала Грибоедова, 88\90).
В этот день Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера исполнит шедевр Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте».
Семь основных медитативных разделов основаны на семи выражениях Христа во время его распятия. Семь разделов называются «сонатами».
Сочинение предназначалось для исполнения в Кадисском соборе в Великую пятницу. Музыкант закончил работу над сочинением в 1787 году. Сам Гайдн писал своему издателю: «Каждая соната, или каждый текст, написана исключительно с помощью средств инструментальной музыки таким образом, чтобы непременно оставить самый глубокий след в душе наименее искушенного слушателя».

 

 

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу:
kalendar.sobitiy.spb@gmail.com