15 марта, вторник

14.00 Экскурсия по выставке «Да здравствует право читать. Из истории шотландской литературы» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
На выставке будут представлены издания XIX-XX вв. на русском и английском языках из фондов РНБ. Это народные баллады, сказки и предания Шотландии, книги об истории литературы, произведения шотландских писателей. Среди редких изданий иллюстрированный сборник стихотворений Роберта Бернса на английском языке, изданный в 1800 году в Нью-Йорке, издание «История Шотландии» Вальтера Скотта 1831 года, вышедшее в типографии Департамента народного просвещения в Санкт-Петербурге, первое прижизненное издание «Белой птички» автора сказки о Питере Пене Джеймса Барри, опубликованное на русском языке в 1918 в Петрограде и другие издания. Среди экспонатов — сборник «Английские и шотландские баллады» 1973 года со знаменитыми переводами Самуила Маршака.
Выставка также знакомит с современными шотландскими авторами, такими как Джеймс Келман, Ирвин Уэлш и другими.
Выставка открыта до 15 мая.

16 марта, среда

18.00 Открытие выставки работ Геннадия Зубкова «Рассмотрим вещи те, что видим пред собою» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Художника Геннадия Герасимовича Зубкова не стало ровно год назад, в марте 2021 года.
Геннадий Зубков – ученик Владимира Стерлигова, принадлежащий к «стерлиговской школе». Кроме собственно художественной деятельности Геннадий Зубков вел творческую мастерскую, в которой были десятки учеников. На выставке памяти художника будут представлены его коллажи конца 1980-х – начала 1990-х, многие из них экспонируются впервые. В некотором смысле эти его произведения подтверждают тезис Геннадия Зубкова «форма делает форму» – о равнозначимости центра и периферии изображения, фона и предмета, их взаимоорганизации и взаимозависимости.
Коллажи несут отпечаток времени и пластически продолжают традиции русского художественного авангарда. На выставке планируется открытое занятие художественной мастерской учеников Геннадия Зубкова и диалог историков искусства о традициях «стерлиговской школы».
Выставка открыта до 3 апреля.

19.00 Презентация альбома «Татьяна Бруни. Призвание – театр» (Театральный музей – ул. Зодчего Росси, 2 А).
Ленинградская художница Татьяна Бруни (1902 – 2001) всю свою творческую жизнь посвятила балету. Уже в двадцатые годы она стала одним из художников «Молодого балета», созданного начинающим балетмейстером Георгием Баланчивадзе, в будущем –Джорджем Баланчиным. Основная часть ее профессиональной биографии связана с музыкальными театрами Ленинграда: Театром оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский) и Малым театром оперы и балета (ныне Михайловский). Также Татьяна Бруни работала в Москве, Киеве, Свердловске, Ярославле, Перми, Саратове. Всего ею оформлено более двухсот спектаклей. Изящный, тонкий стиль Татьяны Бруни легко узнаваем, а ее театральные эскизы полны движения и грации.
В 2022 году исполнится 120 лет со дня рождения художницы. Альбом «Татьяна Бруни. Призвание – театр» создан на основе архивных материалов и коллекции, хранящейся в семье художницы, и впервые столь масштабно представляет творчество Татьяны Георгиевны. Большая часть работ, фотографий и документов публикуются впервые.
Проект был разработан и создан в Перми, автор и составитель альбома Вадим Викторович Зубков. Татьяна Георгиевна попала в Пермь во время войны, когда в состоянии крайнего истощения была вывезена из блокадного Ленинграда. Сотрудничала с эвакуированным Ленинградским театром оперы и балета им. С. Кирова (Мариинским театром). Потом, в 1970-е, по приглашению Николая Боярчикова работала с Пермским театром оперы и балета, оформляла балетные спектакли.
В презентации принимают участие: Зубков Вадим Викторович, автор и составитель альбома; Коршикова Валентина Георгиевна, дочь Т. Г. Бруни и хранитель ее наследия (Санкт-Петербург); Федотова Светлана Леонидовна, автор биографического текста о художнике (Пермь); Заровнянных Валерий Евгеньевич, фотограф издательского проекта (Пермь).

19.00 Джазовый гала-концерт Дениса Мацуева (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
Вместе с Денисом Мацуевым выступит 18-летняя певица Ярослава Симонова. Артистка с детства почти лишена зрения, все партии она разучивает на слух. Именно она должна была в этом году представлять Россию на международном песенном конкурсе «Евровидение». В концерте также примут участие: Андрей Иванов (контрабас), Александр Зингер (ударные), Борислав Струлев (виолончель), Екатерина Мочалова (домра). Концерт порадует поклонников импровизаций и синкоп – музыканты сыграют любимые мелодии и вариации бессмертных хитов.

20.00 Праздничный концерт к юбилею Филармонического общества Санкт-Петербурга (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
В марте 2022 года исполняется 220 лет со дня основания и 30 лет со дня возрождения деятельности старейшей музыкально-общественной организации России – Филармонического общества Санкт-Петербурга. Центральным событием празднования станет концерт в Большом зале филармонии 16 марта. В исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением Александра Титова прозвучат «Праздничная увертюра» Шостаковича, Джазовый концерт № 4 для фортепиано с оркестром Николая Капустина (солист – Сергей Редькин) и Пятая симфония Чайковского.

17 марта, четверг

16.00 Творческая встреча с артистами Театра кукол «Бродячая собачка», посвященная Международному дню кукольника (Библиотечно-культурный комплекс им. А. В. Молчанова – Ленинский пр., 115).
Творческая встреча состоится в рамках проекта «Театральная гостиная». Артисты Театра кукол «Бродячая собачка» презентуют новый спектакль «Медведь в своем репертуаре» по книге немецкого писателя Хуберта Ширнека, а также расскажут о древнейшей разновидности театра – театре кукол, покажут разные виды театральных кукол, проведут небольшой мастер-класс. Участники встречи, интересующиеся театром кукол и мечтающие узнать его ближе, получат возможность «оживить» куклу, разыграть с ней несложный этюд, задать вопросы.
Санкт-Петербургский театр кукол «Бродячая собачка» основан в 1991 году. Сегодня он хорошо известен далеко за пределами Петербурга. В репертуаре театра около 40 спектаклей для самых маленьких зрителей. Яркий и самобытный творческий почерк позволяет театру быть интересным зрителям любого возраста.

18.00 Открытие выставки «Правильно и неправильно», посвященной 35-летию группы «Неформальное объединение молодежи» (Н. О. М.) (Галерея Art of Foto – ул. Большая Конюшенная, 1).
На выставке представлены реконструированные из пленок воспоминания друзей и участников группы, показывающие жизнь коллектива вне контекста цифровой реальности. Фотодокументалистами этой жизни стали Дмитрий Чернышов, некогда сыгравший роль «штатного фотографа», участница группы «АВИА» Елена Бобрецова, легенда фэшн-фотографии Тимур Гриб. Неоднократно герои выставки попадают в объектив не менее легендарного художника и фотографа Григория Майофиса.
Экспозиция показывает зарождение коллектива с 1977 года, задолго до самого основания «Н.О.М.» – на одной из фотографий запечатлена репетиция юных «The Bean» в актовом зале школы № 410 города Пушкина. К последним по хронологии кадрам относится фотосессия для оформления альбома «Более Мощный» 2004 года.

19.00 Концерт в исполнении Государственного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В программе концерта прозвучат произведения В. Андреева, В. Городовской, Б. Трояновского, А. Шалова, В. Гридина, А. Цыганкова и др. В концерте принимают участие солисты оркестра – Любовь Михайлова (домра), Михаил Тугарев (балалайка).

18 марта, пятница

11.00 Акция ко дню рождения Н.А.Римского-Корсакова (Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова – Загородный пр., 28 Б).
18 марта с 11.00 до 18.00 все желающие смогут посетить экспозицию музея бесплатно, а 19 марта с 11.00 до 18.00 – по льготной цене. Гости познакомятся с последней квартирой композитора, где он создал 11 из 15 опер, мемориальными комнатами, новой выставкой «Брат мой Воин» и мультимедийной экспозицией.
Камерная экспозиция «Брат мой Воин» к 200-летию контр-адмирала В. А. Римского-Корсакова (1822 – 1871) будет доступна для посетителей с 18 марта, торжественное открытие выставки состоится 19 марта в 15.30.
«Брат мой Воин», «любезный друг Воин» – так юный Николай Римский-Корсаков начинал письма старшему брату. Воин Андреевич, выпускник Морского кадетского корпуса, через 23 года службы возглавил это учебное заведение, реформировав за десять лет своего руководства всю систему военно-морского образования. Его имя увековечено на карте: в честь Воина Андреевича названы острова в западной части залива Петра Великого Японского моря. В.А.Римский-Корсаков был талантлив в самых разных областях: прекрасно рисовал, блестяще знал несколько языков, имел литературный дар. Его безграничная любовь к морю и морской профессии была впитана всей семьей, нашла продолжение в детях и внуках.
Выставка пунктиром намечает имена и судьбы представителей разветвленного рода Римских-Корсаковых по линии Воина Андреевича. Впервые широкому зрителю будут представлены семейные реликвии, фотографии из личных архивов потомков В. А. Римского-Корсакова. Куратор выставки – заведующая Мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова Нина Костенко.
19 марта ко дню рождения Н. А. Римского-Корсакова приурочено несколько событий: в рамках проекта «Театральный музей – детям» состоятся два бесплатных музыкальных спектакля для детей «Гном из клавесина и дева Буратинна, или Путешествие носа» (12.30, 14.00, вход только по предварительной записи на сайте: https://theatremuseum.ru/event/museum_detyam).
В 16.00 в честь дня рождения Н. А. Римского-Корсакова состоится камерно-вокальный концерт при участии лауреатов международных конкурсов, в партнерстве с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова (бронирование на сайте: https://theatremuseum.ru/).

16.30 Открытие выставки «Расцветай под солнцем, Грузия моя!» (Новое здание Российской национальной библиотеки – Московский пр., 165).
Экспозиция посвящена истории и культуре Грузии и представит наиболее интересные и редкие книги из Отдела национальных литератур и Русского книжного фонда РНБ. Будут представлены издания, посвященные становлению первых земель и княжеств, а также развитию различных регионов Грузии от Нижнего Картли до Сванетии.
Один из разделов посвящен истории книжного памятника «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Представлены издания эпической поэмы XVIII-XX вв., например, книги, опубликованные в Тифлисе в 1888 и 1710 гг., а также тематические и библиографические исследования. Экспозицию дополнит красочный альбом заслуженного художника Грузии Лоретты Абашидзе-Шенгелия с иллюстрациями к поэме.
Экспозиция также познакомит с историей письменности Грузии. Гости увидят факсимильное издание греко-грузинской рукописи (СПб., 2012), выполненной в конце XV века в Иверском монастыре на Афоне (с 1913 года оригинал рукописи хранится в РНБ); «Грузинскую грамматику» И. Картвелишвили (М., 1825) из коллекции царевича Иоанна (Багратиони).
На выставке также представлены сочинения Григола Абашидзе, Галактиона Табидзе, Ильи Чавчавадзе, Георгия Эристави, Важа Пшавелы, переводы произведений грузинских классиков на европейские языки. Также среди экспонатов можно увидеть издания о грузинских просветителях, внесших вклад в развитие театра и кино; материалы о народных играх и спорте; тематические издания, посвященные грузинской кухне. В открытии планируется участие представителей Санкт-Петербургской национально-культурной автономии грузин «Иверия».
Выставка открыта до 29 марта. Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.

19 марта, суббота

12.00 Премьера детской оперы «Кошкин дом» (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» – ул. Рубинштейна, 13).
К весенним школьным каникулам театр «Зазеркалье» готовит премьеру оперы по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом». Каждое новое поколение малышей открывает для себя эту историю не только в книжке, но и на экране, и на сцене театра. Детская опера композитора Анатолия Шуха написана с юмором и любовью к каждому персонажу. Ставит спектакль народный артист России Александр Петров, музыкальный руководитель и дирижер – Аркадий Штейнлухт, костюмы и декорации – Наталии Клёминой, балетмейстер – Ольга Красных.
В премьере «Кошкиного дома» на сцену выйдут звезды «Зазеркалья», а рядом с ведущими артистами появятся студенты I курса РГИСИ, которые начинают свой актерский путь под руководством мастера курса, художественного руководителя «Зазеркалья», профессора Александра Петрова.
Премьерные показы состоятся 19 и 20 марта, а также 1 и 2 апреля. Начало в 12.00.

12.00 Музыкальная акция «Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь» (Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и молодежи – Большой Сампсониевский пр., 79).
Филармония Санкт-Петербурга для детей и молодежи закрывается на капитальный ремонт, для того чтобы встретиться со своим зрителем в новом современном здании. Концерты с участием солистов и оркестра, детские кукольные и драматические спектакли, оперные постановки, музыкальные и школьные абонементы будут показываться в ДК «Выборгский», в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова, в КДЦ «Московский», КЦ «Каскад», в Творческом пространстве «АртРазбег», в Российской национальной библиотеке, Историческом парке «Россия – моя история», на киностудии «Лендок», в Мальтийской капелле, во Дворце искусств Ленинградской области и на многих других площадках.
19 марта в 12.00 уже в демонтированном Большом зале, полностью подготовленном к ремонту, состоится музыкальная акция «Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь». В концерте примут участие учащиеся музыкальных школ Санкт-Петербурга. В сопровождении симфонического оркестра Филармонии под управлением директора и художественного руководителя филармонии, маэстро Михаила Голикова прозвучит «Прощальная симфония» Йозефа Гайдна.

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Старейшая концертная организация страны, отметившая столетие в 2021 году и продолжающая празднование на протяжении текущего сезона, Петербургская филармония принимает на сцене Большого зала Академический симфонический оркестр Московской филармонии, чей столетний юбилей приходится на 2022 год. Двум знаменательным датам и будет посвящен концерт, который пройдет под управлением Юрия Симонова, солист – один из лучших российских виолончелистов своего поколения Александр Рамм.

20 марта, воскресенье

13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Книга джунглей» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В этот день музыкант, певец, актер театра и кино Алексей Кортнев прочтет одно из самых популярных произведений детской литературы – «Книгу джунглей» Редьярда Киплинга. Алексей Кортнев расскажет со сцены театра историю о том, как может ребенок, потерявшийся в джунглях, обрести новую жизнь, стать храбрым повелителем леса, защитником зверей и людей. Погрузиться в экзотический мир индийских джунглей вместе с добрым медведем Балу, пантерой Багирой, мудрым удавом Каа, коварным тигром Шерханом, и конечно, главным героем, мальчиком по имени Маугли поможет зрелищный видеоряд, созданный специально для этого проекта. Прозвучат индийская народная музыка и фрагменты из произведений Комитаса, Асламазяна, Шнитке. Зрители услышат индийские народные инструменты ситар и табла.

13.00 Симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Веселая и жизнерадостная сказка про мальчика Петю и страшного Волка – одно из самых популярных музыкальных произведений для детей. Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев нашел способ в увлекательной форме познакомить ребят с симфоническим оркестром, ведь каждого персонажа сказки представляет свой инструмент: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, дедушку – фагот. Простой и понятный сюжет, яркая и запоминающаяся музыка – на сказочно-симфоническом концерте будет интересно всем, и детям, и взрослым. Сказку читает Алексей Емельянов.
Дирижировать будет маэстро Юрий Лебедев.

16.00 «Музыкальный час» Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В концертном цикле «Музыкальный час» собраны небольшие, эффектные и при этом несложные для восприятия опусы – как широко известные, так и незаслуженно редко появляющиеся на концертных афишах. Программу откроет драматичная увертюра Роберта Шумана «Манфред». Затем прозвучит наполненный трепетной лирикой и сказочной фантастикой Концерт Феликса Мендельсона, один из лучших в мировом скрипичном репертуаре. Солистом выступит петербургский скрипач Семён Климашевский. Завершит концерт Итальянское каприччио Петра Ильича Чайковского.
Дирижировать будет маэстро Юрий Лебедев.

20.00 Поэтический вечер Светланы Крючковой «Два поэта – две судьбы» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Поэтический вечер Светланы Крючковой «Два поэта – две судьбы» посвящен гражданской лирике Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Актриса, чьи работы в кино и театре дороги миллионам поклонников, с большим успехом выступает с поэтическими вечерами. В Петербурге подготовленные ей программы звучат в залах филармонии и неизменно становятся важным событием в культурной жизни города.

21 марта, понедельник

Выставка Вальрана «Бледная манера» (Галерея «Борей» — Литейный пр., 58).
Вальран: «Цикл работ «Бледная манера» я писал в «белом кубе». Для этого я соорудил нечто похожее на ящик или макет сцены, на которой расставлял стеклянные сосуды, а «стены» драпировал светлой бумагой различных оттенков. Мне хотелось изобразить покой, умиротворенность, тишину, silence, точнее, найти их визуальное воплощение. Идеальное пространство для этого — «белый куб», поскольку позволяет избавиться от всякой внешней экспрессии. Сосуды из прозрачного стекла в таком пространстве не нарушают безмолвия, но скорее его подчеркивают, являясь сгустками светлой материи, отражающей и пропускающей сквозь себя свет.
В предыдущих предметных сериях я больше обращал внимание на сами предметы, а пространство старался минимизировать, упразднить, оставляя иногда подробно прописанные предметы на непрописанном холсте или закрашивая фон однородным цветом, например, окисью хрома. В цикле «Бледная манера» я начал экспериментировать с пространственными плоскостями – несущей, фоновой, «потолочной», боковыми, раскрашивая их в различные цвета светлой тональности, искажая пространство различным образом, избавляясь от прямых углов между горизонтальными и вертикальными плоскостями. В это пространство я помещал один стеклянный сосуд, тем самым акцентируя внимание на среде, в которую этот сосуд помещен.
Далее я обратился к двойникам, копиям, отражениям. В светлом пространстве ставил стеклянные сосуды на зеркало, либо помешал зеркало за сосудами перпендикулярно несущей плоскости. В первом случае сосуд и его отражение представляли единое целое, как сиамские близнецы, повернутые горизонтально. Во втором – двойник находился в глубине картинного пространства и был отражением обратной стороны сосуда. Поскольку я нигде не обозначал зеркало как предмет, то все картинное пространство в определенном смысле является зазеркальем, в котором предметы и их двойники-отражения органично сосуществуют друг с другом.
В следующих многофигурных сериях я пытался по возможности избавиться от материальности сосудов, сделать их легкими, летящими, призрачными, при этом не теряющими своей формы. Эту задачу я, скорее, поставил, чем выполнил.
Начиная эту серию, я думал о безмолвии пространства или о пространстве тишины и никак не предполагал, что дойду до зазеркалья и призраков. Искусство – непредумышленно, в этом его таинственная задача. Отправляясь в путь, никогда не знаешь, где окажешься».

22 марта, вторник

Выставка «Конец барокко», представляющая работы московских и ленинградских художников-нонконформистов (DiDi Gallery – Большой пр. ВО, 62).
На выставке представлено более 20 произведений московских и ленинградских авторов, определивших не только свое время, но и создавших особое пространство свободы, диалога и самовыражения. В. Овчинников, В. Стерлигов, А. Белкин, В. Духовлинов, Е. Михнов-Войтенко, С. Ануфриев, Б. Кошелохов и многие другие — сложные, многообразные художники, в произведениях которых нашел свое выражение сильнейший творческий импульс — дух времени, дух Барокко. Ведь барокко — не стиль и не жанр, это циклично повторяющийся феномен художественного подъема, знаменующий странную, витальную контр-культуру, отстоящую от строгой официальной, неоклассической. Проект «Конец барокко» – субъективная попытка увидеть этот феномен внутри русского искусства 1960-х – 2010-х годов, отыскать визуальные следы того бурлящего подводного течения.
Выставка открыта до 10 апреля.

23 марта, среда

Начало работы выставки «Матильда из рода Кшесинских», посвященной 150-летию со дня рождения балерины (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Младшая и любимая дочь заслуженного артиста императорских театров Феликса Кшесинского характером пошла в отца. Целеустремленность Матильды в сочетании с завидной силой воли, врожденным практицизмом, удачливостью и безграничной работоспособностью позволили ей добиться невероятных творческих вершин.
Выпущенная из Театрального училища в мае 1890 года в корифейки, она вскоре стала солисткой, претендующей на роли балерин. Например, в 1892 году после отъезда из России итальянки Карлотты Брианцы, исполнила главную партию в балете Мариуса Петипа «Калькабрино». Получив звание балерины, она монополизировала все лучшие и выигрышные партии в балетах: «Млада», «Коппелия», «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность», «Фиаметта», «Дочь фараона», «Арлекинада».
Одним из самых значимых артистка считала свое выступление в партии Авроры в «Спящей красавице» в 1893 году. Она вспоминала, что сам Чайковский после спектакля пришел к ней в гримерную и после лестных слов выразил желание написать для нее балет. Планам не суждено было осуществиться, так как вскоре композитор умер.
В годы Первой мировой войны Кшесинская открыла и содержала частный лазарет. Заботилась не только о раненных, но и их семьях. Выступала в многочисленных благотворительных спектаклях, часто исполняя для солдат один из любимых своих танцев — «Русскую». Последнее выступление Матильды Кшесинской на императорской сцене состоялось в благотворительном спектакле 2 февраля 1917 года. Вместе с Михаилом Фокиным она танцевала в его балете «Карнавал». После революции балерина навсегда покинула Россию. В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Среди ее учениц в разное время были легендарные звезды балета, в том числе Татьяна Рябушинская, Марго Фонтейн.
На выставке будут представлены документы из фондов Театральной библиотеки. Это воспоминания и дневники Матильды Кшесинской, автографы артистки, эскизы костюмов к забытым ныне балетам, фотографии, редкие издания книг, поздравительные адреса и стихи современников, посвященные балерине, периодические издания, освещающие творчество артистки, либретто балетов с ее участием, программа коронационного спектакля 1896 года, предназначенная для высочайших особ. Один из разделов выставки посвящен творчеству членов семьи Кшесинских в России.
Выставка открыта до 30 апреля.

24 марта, четверг

Весенняя программа фестиваля «Детские дни».
Весенняя программа «Детских дней» – это около 50 специальных мероприятий для детей и подростков в музеях и библиотеках Петербурга и Ленинградской области.
Фестиваль приглашает детей и взрослых на 42 культурные площадки: в 36 музеев и 6 библиотек. 29 из них расположены в Петербурге, 13 – в Ленинградской области.
Тема фестиваля на весенних каникулах – «Слова». Почти на все события действует предварительная запись.
Подробная информация о событиях весенней программы «Детских дней» опубликована на сайте: https://www.museum12345.ru/ Здесь можно посмотреть анонсы программ, адреса и часы работы музеев и библиотек, цены на билеты, информацию о доступности событий для детей с особыми возможностями здоровья, о том, как ребенку стать экспертом фестиваля и прочее.

19.00 Показ спектаклей Молодежного театра на Фонтанке в рамках Первого фестиваля спектаклей с тифлокомментированием (Молодежный театр на Фонтанке, Большая сцена – наб. реки Фонтанки, 114).
Актрисы театра Ирина Полянская и Марина Ордина дебютируют в качестве тифлокомментаторов спектаклей «Семья Сориано, или Итальянская комедия» и «Наш городок».
Фестиваль станет итоговым этапом проекта «Школа театрального тифлокомментатора», реализуемого Институтом специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга. В рамках проекта четыре театра Санкт-Петербурга получили по 10 комплектов специального оборудования с наушниками для слабовидящих зрителей, а сотрудники театров прошли обучение тифлокомментированию.
Создание тифлокомментария – сложный процесс. Главная задача тифлокомментатора заключается в том, чтобы на три часа стать «глазами» незрячего человека, рассказывая ему о том, что происходит на сцене, уложиться в паузы между репликами артистов и не упустить ключевые моменты. С ноября по декабрь актрисы Молодежного театра на Фонтанке обучались в Школе театрального тифлокомментатора – общались с незрячими, учились их сопровождать, практиковались в музеях, учились тифлокомментированию на фильмах и спектаклях Молодежного театра.

20.00 «Only Bach» – новая программа камерного хора Festino (Концертный зал «Яани Кирик» – ул. Декабристов, 54).
В программе концерта прозвучат пять мотетов для хора. Партия basso continuo (сопровождающего баса) будет исполнена на старинных инструментах – клавесине и виоле да гамба.
Основанные на афористичных отрывках библейского текста в сочетании со строфами хоралов, мотеты представляют собой одну из несомненных вершин в развитии музыкальной культуры позднего барокко и хорового искусства в целом. Крайне трудный для исполнения полифонический стиль мотетов отличают блестящая виртуозность письма и удивительное взаимопроникновение музыки и речи.
Звучание каждого номера концерта будет предварять небольшое вступительное слово с рассказом об истории создания, жанре и смысле текста.

25 марта, пятница

19.00 Гастроли Московского художественного театра имени А. П. Чехова (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Эти гастроли Константин Хабенский анонсировал, вступая в должность художественного руководителя театра. Петербургские зрители увидят три самых ярких спектакля МХТ 2021 года выпуска.
25, 26 и 27 марта пройдут показы спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Пьеса Виктора Крамера, написанная при участии Константина Хабенского, представляет собой творческую переработку всего разнообразия источников, повествующих о жизни Мюнхгаузена – от Рудольфа Эриха Распе и современников до Григория Горина и Марка Захарова. «Тот самый Мюнхгаузен» в трагичной комедии Крамера и Хабенского оказывается человеком, который вынужден заново придумывать мир, будучи не в силах его изменить.
«Камера, мотор, начали!» – с этого начинает свой спектакль Рената Литвинова. «Звезда вашего периода» – это история кинодивы в прошлом, мечтающей о возвращении к славе, заточенной в самом центре гротескного советско-голливудского собирательного киномира. Главная героиня Маргарита Леско, «звезда вашего периода», которую уже мало кто помнит, живет в иллюзорной реальности, в которой она по-прежнему обожаема миллионами поклонников и окружена молодыми любовниками, где она пишет бесконечный сценарий будущего киношедевра и меняет фантастической красоты платья. «Звезда вашего периода» – это второй авторский проект Ренаты Литвиновой в Московском художественном театре и дебют на Основной сцене театра. Композитором спектакля стала Земфира Рамазанова. Увидеть Ренату Литвинову на сцене Александринского театра можно будет 31 марта и 1 апреля.
Третий спектакль гастрольной программы – «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» Уланбека Баялиева – будет показан 29 марта. «Вальпургиева ночь» – единственная законченная пьеса Венедикта Ерофеева. События в ней происходят накануне Первомая в психиатрической клинике и навеяны воспоминаниями автора пьесы от пребывания в больнице им.Кащенко. Здесь сплетаются литературные аллюзии к Пушкину, Гете, Шекспиру, Чехову с его «Палатой номер 6», Кену Кизи с его каноническим «Над кукушкиным гнездом», лихой забубенный ерофеевский пафос, исторические параллели.
Кроме трех спектаклей, МХТ им. А. П. Чехова привезет в Петербург и выставку из экспозиции своего легендарного музея. Она будет проходить в фойе Александринского театра.

19.00 Международный фестиваль короткометражного кино и анимации Russian Indie Film Festival (Киноцентр «Родина» – Караванная ул., 12).
Russian Indie Film Festival (RUIFF) – независимый международный кинофестиваль, который первым знакомит зрителей Санкт-Петербурга с громкими дебютами режиссеров, только начинающих свой путь.
В рамках внеконкурсной программы зрители увидят лучший анимационный фильм «Привет, Бабульник!» (Россия), драму фестиваля «Ашмина» (Великобритания/Непал), комедию «Станция «Болеро» (Швейцария), а также обладателя Гран-При – шведскую мелодраму «Живая».
Конкурсную программу откроет фильм «Я боюсь забыть твое лицо» (Египет). В программу вошли в том числе два фильма, претендовавших на премию Оскар 2022: «День матери» (Польша) и «Белый кит» (Иран).
В рамках конкурсной программы зрители также увидят два анимационных фильма: «Мигранты» (Франция) и «Недотепа» (Великобритания). Хедлайнером программы выступает фильм «Дьявольская гармония» (Великобритания), победивший на кинофестивале Сандэнс.
После окончания программы состоится церемония объявления победителей.

20.00 Концерт к 90-летию Родиона Щедрина и 100-летию Петербургской филармонии (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
90-летию Родиона Щедрина и 100-летию Петербургской филармонии посвящена историческая программа, впервые исполненная 2 июня 1972 года. В этом году она прозвучит под управлением Максима Алексеева. Солистки: Екатерина Мечетина и Екатерина Сергеева.

26 марта, суббота

IV Открытый Всероссийский конкурс вокального и инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой.
В конкурсе примут участие юные вокалисты и вокальные коллективы (дуэты, трио и ансамбли до 8 человек), инструментальные ансамбли. Конкурс состоит из двух туров и проводится в пяти возрастных группах: подготовительной – 7-9 лет, младшей – 10-12 лет, средней – 13-15 лет, старшей – 16-18 лет, профессиональной (солисты-вокалисты) – 19-22 года. Конкурс пройдет в двух форматах – очном и дистанционном (по видеозаписям).
Обладатель главной награды конкурса получит денежную премию и диплом лауреата. В каждой возрастной группе будут присвоены звания лауреата и дипломанта конкурса. Кроме того, партнеры конкурса могут учреждать собственные специальные призы для талантливых участников.
Конкурс вокально-инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой учрежден в 2019 году. В прошлом конкурсе приняло участие более 300 одаренных юных певцов и музыкантов из 49 регионов России и девяти стран мира. Главной целью проведения конкурса является выявление и поддержка детей, обладающих незаурядными способностями в области вокального и инструментального исполнительства.

V Межмузейно-вузовский фестиваль «В музей – сегодня, в науку – завтра».
Фестиваль посвящен 350-летитю со дня рождения Петра Великого и пройдет с 26 марта по 3 апреля. Он объединит музеи различного федерального, городского, ведомственного подчинения, в том числе небольшие музеи кафедр и лабораторий вузов и научных организаций Санкт-Петербурга. В качестве экскурсоводов и лекторов в рамках фестиваля привлекаются молодые ученые, студенты и аспиранты, которые рассказывают школьникам о своих научных работах.
Первый фестиваль был проведен в Санкт-Петербурге в 2017 году по инициативе Центрального музея почвоведения им. В. В. Докучаева.
Цель фестиваля – создать своего рода междисциплинарный союз и использовать музейное образовательное пространство как площадку для популяризации результатов современных научных исследований. Подробности на сайте: https://музейвнауку.рф/

13.30 Интерактивная программа «А вы знаете, что у?» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
По традиции в дни весенних каникул Музей Анны Ахматовой приглашает самых юных любителей литературы, а также их родителей на семейные спектакли и творческие занятия. «А вы знаете, что у» Даниила Хармса есть стихотворение, которое так и начинается? Он очень любил играть со словами. И участники занятия тоже попробуют. После игровой программы по лучшим произведениям детской классики гостей ждут спектакли по тем же книжкам.
26 марта и 3 апреля состоится игра по повестям Гоголя и спектакль «Ночь перед Рождеством».
27 марта – игра по сказке Экзюпери и спектакль «Маленький принц».
29 марта юных петербуржцев приглашают на игру по миниатюрам Ионеско и спектакль «Сказки для тех, кто еще не вырос».
30 марта в программе – игра по стихам Хармса и спектакль «Ха-Ха-Хармс».
31 марта состоится игра по сказкам Пушкина и спектакль «Сказка про «Сказку о царе Салтане».
1 апреля пройдет игра по книге Распе и спектакль «Невероятные путешествия барона Мюнхгаузена».
2 апреля – игра по мифам Древней Греции и спектакль «Одиссея Одиссея».
Начало интерактивных программ в 13.30.

20.00 Концерт симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Солистка – Элисо Вирсаладзе (фортепиано) (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Одна из крупнейших пианисток нашего времени Элисо Вирсаладзе выйдет на сцену Большого зала филармонии. Прозвучат Фортепианный концерт Моцарта и одна из ключевых в наследии Густава Малера – Пятая симфония.

27 марта, воскресенье

12.00 Московский театр кошек Юрия Куклачёва с программой «Мяугли» (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек 4).
В дни весенних каникул театр кошек Юрия Куклачева приглашает детей и их родителей совершить увлекательное путешествие в волшебную страну Мяугли, где люди и кошки понимают друг друга. Добрый, волшебный спектакль с яркими декорациями и невероятными трюками питомцев Юрия Куклачёва – это настоящее чудо, которое не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых.
В спектакле принимают участие 23 кошки и 2 пуделя.
Начало в 12.00 и 16.00.

19.30 Концерт «Магия театра», приуроченный к Международному дню театра (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл», Малая сцена – Александровский парк, 4).
В концерте, приуроченном Международному дню театра, прозвучат шедевры мирового музыкального искусства. В концерте примут участие хор и солисты театра «Мюзик-Холл».

28 марта, понедельник

19.00 Балетный спектакль «Солярис» (Театр «Приют комедианта» — ул. Садовая, 27/9).
Балетный спектакль «Солярис» — продолжение размышлений, заложенных в знаменитом фантастическом романе Станислава Лема. Какая сила предшествует человеку и определяет его существование? Как ее отыскать?
Действие спектакля разворачивается на станции «Земля» и в космическом пространстве. Отправляясь в межпланетное путешествие, человек неизбежно погружается в исследование внутреннего космоса. Возможно, в нем и заключена сила, неистребимый свет.
Все шесть персонажей спектакля равнозначны, они — части одной личности, оттиски памяти ее подсознания. Каждая устремлена к поиску чего-то важного, но непреодолимо далекого. Следуя за героями, зритель понимает, что главное действующее лицо спектакля — он сам.
Постановка и хореография — Юрий Смекалов.
Композитор — Бхима Юнусов.
Художник-постановщик — Андрей Севбо.
Художник по костюмам — Нина Штеренберг.

29 марта, вторник

19.30 Спектакль «Шутки Достоевского» (Театр Ленсовета – Владимирский пр., 12).
Режиссёр Мария Романова: «В рассказе «Скверный анекдот» перед нами небольшой кусочек из жизни действительного статского советника Пралинского, который незваным пришел на свадьбу своего подчиненного. Достоевский несколькими мазками создает не только набросок чиновничьего Петербурга, но, по сути, модель бюрократии от царя Гороха до наших дней. Все большие шишки думают, что они либералы, когда дело касается реформ, но на самом деле – те ещё ретрограды! Достоевский рисует и яркий образ «маленького человека» – чиновника Пселдонимова, жениха. Этот изящный анекдот удивительно злободневен: и смешно, и грустно, потому что за без малого двести лет ничего в человеческой природе не изменилось.
В рассказе «Чужая жена и муж под кроватью» любимый петербургский классик раскрывается со стороны острого юмора и гротеска. Читаешь и не веришь, что можно доводить ситуации до такого предела и абсурда. Автор высмеивает такую острую страсть как ревность, – возможно, он смеялся отчасти и над собой. Этот рассказ граничит с водевильной историей, которая может доставить много радости и смеха.
Окунуться в острую природу чувств Достоевского, наиграться всласть, пошутить на эти темы, дойти до абсурда и отчаянья, вот интересная задача для артистов и зрителей».

20.00 Спектакль «Наша новая счастливая жизнь» (Этюд театр/Площадка 51 – Б.Конюшенная, 9).
Спектакль создан по мотивам всемирно известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Написанный в 1949 году, роман вызвал бурю эмоций, его название стало нарицательным и употребляется для обозначения общественного уклада с тоталитарным режимом. Создатели спектакля предлагают свое свободное прочтение романа: это история о действительности, в которой не осталось места чувствам.
Автор идеи и исполнитель главной роли — Александр Машанов.

30 марта, среда

19.00 Солисты Неоклассика: музыка Людовико Эйнауди (Дворец Белосельских-Белозерских — Невский пр., 41).
Итальянский композитор и пианист Людовико Эйнауди (род.1955) — один из самых выдающихся представителей неоклассики. Он обучался в Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а также у композитора Лучано Берио. Начинал в качестве классического композитора, но вскоре добавил в свои произведения другие стили, включая поп- и рок-музыку, этническую и народную музыку. В своей музыке Эйнауди использует стиль эмбиент. Его музыка часто медитативная и интроспективная, с опорой на минимализм и современную поп-музыку. Каждый альбом Эйнауди является большим событием в мировой музыке.

31 марта, четверг

12.00 Спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (Театр Суббота» — Звенигородская улица, 30).
Спектакль, созданный по мотивам популярной детской сказки Кейт ДиКамилло, с одинаковым интересом смотрят и взрослые, и дети. Маленькая девочка Абелин получает в подарок замечательную игрушку — фарфорового кролика Эдварда, имеющего целый гардероб красивых костюмов и даже золотые часы на цепочке. Абелин души не чает в очаровательной игрушке, а кролик любит только себя. Однажды во время морского путешествия он падает за борт и оказывается на самом дне океана. Старый рыбак вылавливает его и приносит домой. Так начинается его долгое путешествие. На пути кролика Эдварда встречаются хорошие и плохие люди, он попадает в сложные ситуации, выбираясь из которых меняется сам: «если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла».
Сценарий и постановка: Владимир Абрамов.
Художник-постановщик: Евдокия Смирнова-Несвицкая.
Помощник режиссёра: Алла Новгородова.

19.00 Лекция Натальи Самохваловой «Уехать нельзя остаться. Исход» (Библиотека Маяковского – наб. реки Фонтанки, 44, Медиахолл).
Октябрьская революция 1917 года разделила жизнь россиян на «до» и «после». Больнее всего Октябрь и последовавшая за ним Гражданская война ударили по представителям высшей аристократии — лицам, близким к царской семье и государственному управлению. Решение уехать за пределы страны для многих было тождественным спасению. Спустя время стало понятно: ни духовенству, ни предпринимателям, ни даже деятелям науки и искусства не нашлось места при новом режиме, и они тоже вынуждены были покинуть страну. Уезжали, бросив всё, с болью, тревогой за будущее, но с надеждой на возвращение. О том, что ждало русских на чужбине, расскажет гид и краевед Наталья Самохвалова.

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com