Развивая традицию русского футуризма своим творчеством, Константин Кузьминский обладал совершенным поэтическим вкусом (поэтому его выборки из всех поэтов — бесспорны!). Он, как самый трепетный любовник, поклонялся Поэзии и безошибочно находил её следы в любой поэтической форме: акмеистической, авангардной, трансфутуристической, верлибре или какой иной… Сама по себе форма, таким образом, не являлась преградой к приятию им того или иного автора. Этим объясняется широкий спектр авторов в антологии «У Голубой лагуны». Неоакмеистическая форма с редкими вкраплениями верлибра у Охапкина, чуждая самому Кузьминскому (при его сложном внутреннем устроении , но с очень детской сердцевиной), тем не менее, не помешала их страстной дружбе, которая выросла в месте их сближения: витальности, буйного темперамента, самоиронии, полного отрицания конформизма, пронзительного ума.

Структура в тексте, как и композиция в живописи — суть их философия. Изучив структуру «У Голубой лагуны» можно с уверенностью сказать, что это художественное произведение самого Константина Кузьминского, с вкраплением ЧИСТОЙ ПОЭЗИИ в подборках любимых им текстов поэтов своего поколения. Этот интертекст сложен для чтения. Он требует времени на погружение. Однако можно его читать и по-другому, просто извлекая информацию, ибо там много «свидетельских показаний» авторов на самих себя. Но при втором способе чтения исчезает, заложенная Кузьминским контекстуальность. По сути «У Голубой лагуны» может быть прочитана как роман-эпопея, но написанный новым интертекстуальным языком. Большой нарратив во второй половине ХХ века — невозможен! Кузьминский это понял одним из первых в России. При этом экзистенциальная трагедия Человека своей Эпохи никуда не девается. Какими литературными средствами передать этот опыт? Масштаб его личности не позволял ограничится своими лирическими переживаниями. В этом они с Охапкиным оказались схожи. Но Олег к своей лирики добавил гражданственность и эсхатологию, в то время как Константин, избрав мифическую «Голубую лагуну» СВОИМ местом на земле, погрузился в полисемантику, открывая всё новые и новые смыслы.

Из переписки Татьяны Ковальковой и Константина Кузьминского с 2011 по 2015 год, где так или иначе освящается данная тема:

30 июля 2011 года (целиком)
(графика письма здесь и далее — авторская):

ДОРОГАЯ ТАТЬЯНА
олег – один из главных героев моих (и он того – стОил!)
сунулся вот:
ОХАПКИН В АНТОЛОГИИ
по яндексу: Нашлось 104 ответа

сил нет прогонять остальные 90+ ссылок-цытат…
всё что мог, я уже СДЕЛАЛ

все писма (и стихи тут и там, помимо «подборки-выборки»), мои ему ответы-«диалог», ПОЗИТИВ=негатив (а и негативу оно – было!), писма Д.Я.Дара, где многократно поминается он, словом…
и всё это – безцензурно, без-вредактурно, а именно так как оно и было
слово в слово

… олежку б надо издавать – томищей типа в серии «литпамятники» – стихи (выборочно! пусть и по книгам), писма, рассказы о нём… своего рода – КОЛЛАЖЕМ (но кто потянет?..)

а «журнальных публикаций» я за 35 лет – насмотрелся…
в общем, используйте любые материалы из антологии
единственное условие – со ссылкой откуда (и адресом сетевым)

олега я вспоминаю часто
потому что любил и люблю

поклон ксении
ваш ккк-махно

фрагменты писем:

9 августа 2011

таня танюша…
мы ведь на 70-й — 75-й были МОЛОДЫЕ…
а то и раньше
нобелиата оську я знал с наших ещё 18-ти
а в 62-м сделал его 1-ю книгу
был гением-пророком — а стал всего лишь профессором (об чём моё даже на вашем ТВ…)

олежка — поехал репкой ещё «при мне»…
вспоминать — грустно
а уж митины рассказики про дурдом — и паче
сдвигов — имелось (ещё «при мне»)

но любить его никогда не переставал
наша «игровая культура» 60-х-70-х — во многом описана в антологии
это ж — АФТОБИОГРАФИЯ…
кого любил а кого и нет

думаю — нужно делать его СЕРИОЗНО — как ПОЭТА
стихи — и токо
а уж кто похочет «как человека» — дать только ссылки на антологию (слал)
в конце
кому надо — найдёт

14 сентября 2014

татьяна
ПОЭТА олега охапкина не можно было не любить и не УВАЖАТЬ (вычетом слабостей человеческих — типа мандельштама-пастернака, не говоря уж — за ахматову…)
что я и делал — во многих томах моей антологии — позитив/негатив
где ЛЮБОВЬ — всяко превалировала

сегодня вот наехала (с вашей подачи?) очередная итальянка-аспирантка…
«на основе 4 текста 4 авторов»
(смешав говно с одеколоном…)

вас-то может и радует что кое-где (как-никак) олежка и «появляется»…
а мне всё это — по барабану…

16 сентября 2014. Ковалькова

<…> антология ваша преждевременна — оттого не оценена до конца…разглядеть в ней любовь к ПОЭЗИИ и творцам можно лишь отказавшись от пушкинианы, в смысле новоклассического канона….так кто ж от него откажется…это же утешительно, всегда понятно, как Дима Быков…попса бессмертна. Время скоро изменится настолько, что Ваши слова и обороты будут ласкать слух в отличии от того, что за окном господствовать станет….вот тогда Лагуна прославит своего создателя…все дело в развитии русского языка…я так думаю…мне-то Ваша предельная (по моему запасу сил) обнаженность кажется живее всего, может и самого автора…не да жиру уже давно в нашей речи…а грядут еще более аскетичные времена…

5 февраля 2015 

олег НЕ ИЗДАН — И ПО СЮ…
(обещаниями мишани шемякина — загубившего и моего РОАЛЬДА МАНДЕЛЬШТАМА, коряво тиснутого — 50 экз. идиотами-«митьками» пару-тройку лет тому…)
вместо — мишаня издаёт «русалку» рецептора (на какие-то гранты-субсидии…)
прислали друзья и её… маразм крепчал…
<…>
пока ОЛЕГ не издан «грамотно» (хоть в традициях сов. «библиотеки поэта»!…) — говорить практически НЕ О ЧЕМ…
разве — ля-ля — о леригии(бля) и «духовности»…

слатое им сюда в 80-х — застряло у наташки шарымовой, недосягаемо
да и — ПОЗДНО…
антология накрылась в 1986-м (стараниями мондавошки при мишане шемякине ж… см. том 3Б…)

но и «до» (1980) олег был представлен в 4Б — и высоким и «низким», что в нём органически — сочеталось…
как и в ПУШКИНЕ — К СЛОВУ…
а уж в лермонтове…

потому и ПОМНЮ и НЕ ПЕРЕСТАЮ — ЛЮБИТЬ…
(хотя и «ржу-ни-магу» — временами…)
что и сказано — в антологии…

 

ОЛЕГ ОХАПКИН В АНТОЛОГИИ

Том 2А. 8 ПИСЕМ С ОТВЕТОМ. ОЛЕГУ ОХАПКИНУ.

Данные:
Охапкин Олег Александрович. Поэт. Друг Бродского и Бобышева. Мой.
Родился в Ленинграде 12 октября 1944 г. Крещен. Родители пережили блокаду. Отец из крестьян Тверской губернии. Воевал в Финскую кампанию. Был контужен, в войну служил в пожарной охране. Мать из крестьян Саратовской губернии. В блокаду рыла окопы, работала на лесоповале, а потом в пожарной охране под началом будущего мужа. Рос вместе с младшей сестрой Галиной без отца. Живет в Сосновой Поляне с матерью, бабушкой и сестрой /в 2-х-комнатной квартирке — КК/. Мать на пенсии. Окончил 7 классов школы и закончил среднее образование в ремесленном училище. Имеет специальность маляр-альфрейщик. Учился в музыкальном училище им. Мусоргского на вокальном отделении. Работал: на строительстве Хрущевских лет в новых районах Ленинграда, участвовал в послевоенном восстановлении города /59-62 гг/, в в Малом Оперном театре осветителем и статистом /62-65 гг/, артистом хора Радио и Телевидения, библиотекарем Публичной библиотеки, экспедитором в Детгизе, грузчиком в типографии, рабочим в геологической партии в Заполярье /сезон 69 г./, подшкипером на паруснике «Седов», участвовал в создании музея Достоевского на должности единственного рабочего, был лит. секретарем Д.Я.Дара и В.Ф.Пановой, с 66 по 70 гг. периодически работал в Эрмитаже рабочим. Последние годы был в археологических экспедициях в Средней Азии и на юге Архангельской области /неподалеку от места высылки Бродского/. С 72 г. член профгруппы при Литфонде. Работает поэтом-переводчиком. Напечатано 7 переводов стихов.

Своих стихов напечатано — 7 /кусками/. Написано 7 книг, заканчивает 8-ую. /»Ночное дыхание» 66-68 гг., «Возвращение мест» 69 г., «Душа города» 68-69 гг., «Моленье о чаше» 70 г., «Времена года» 70-71 гг., «Посох» 71-72 гг., «Высокая цель» 73-74 гг./.
Числился в Центральном ЛИТО при Союзе писателей /69-70 гг./, где был старостой /врет: членом бюро. Старостой был Миша Гурвич, секретарь Эткинда. — ККК/. Крещен. Воспитывался в ортодоксально-православной семье. Участвовал в восстановлении Александро-Невской Лавры, где 3 года пел в церковном хоре. Верующий. Учился писать: у Пушкина, Лермонтова, Батюшкова, Жуковского, Державина, Тредиаковского, Ломоносова, Кантемира, силлабистов 17 века, Сковороды, Тютчева, Баратынского, Языкова, авторов церковных песнопений, Анненского, Блока, Клюева, Гумилева, Пастернака, Мандельштама, Белого, Ходасевича, Кузмина, Маяковского, Хлебникова, Заболоцкого, Красовицкого, Бродского, Бобышева, Наймана, Рейна, Горбовского, Сосноры, Кушнера, Кузьминского.

Анкета взята в начале 1975 года./Из Антологии Новейшей Русской Поэзии у Голубой Лагуны, т. 4 — в подготовке./Остальные данные см. в стихах и в письмах. Константин К.Кузьминский

Письма читать здесь https://kkk-bluelagoon.ru/tom2a/kuzminsky8.htm

 

Том 2Б. Невгород.

Олег Охапкин о Петербурге (из писем Кузьминскому)

СТИХИ: Воспоминание о Царском селе(1979),  Через двадцать лет (Глебу Горбовскому, 1979)

https://kkk-bluelagoon.ru/tom2b/pet1.htm#2

Том 4Б.ОЛЕГ ОХАПКИН

фрагмент первый

Сергей Довлатов. Помесь Мышкина с Ноздрёвым.
Давид Дар. Ленинград. Судьба. Поэт.

СТИХИ: Иосифу Бродскому (1970), Дмитрию Бобышеву (1970), Александру Ожиганову (1970), Виктору Кривулину (1972), Борису Куприянову (1973), Санктъ-Петербургъ (Петру Чейгину,1973), К другу моему (К.Кузьминскому,1970), К душе своей (1970), На отъезд поэта (1972), Второй орфический гимн февралю(1971), Самый снежный день зимы(1969), Пять минут пополуночи (1969), Портрет (1967), Летучий голландец (1968), Квадрига (1972), Сфинкс (Михаилу Шемякину, 1972), «Неужто азиат?»(1969), На смерть патриарха(1970), Вход Господень в Иерусалим (1970), Моленье о Чаше(1970).
https://kkk-bluelagoon.ru/tom4b/okhapkin1.htm#her

фрагмент второй

СТИХИ(продолжение): Кладбище в лесу(1968), Намедни я выпел…(1968),Промотав любовь…(1968), Наваждение (1968),От ямщика…(1969), Песнь рулевого (Сергею Довлатову, 1969), Мы должны теперь…(1969), Бронзовый век (1975), Пророк (1975), Подборка в журнале «Звезда№7(Видение Блока, Всю неделю, Солнечный денёк, Высокая цель),»В душе молчание и тишина, и тайна»(1981), «Когда отмучаюсь, отмаюсь, отскорблю»(1981).

Из писем Охапкина: о ЛИТО «Голос юности», о Татьяне Гнедич.
Осьмнадцатый век в сокращении (ироническая подборка Кузьминского на новую манеру Охапкина в стихах 1981 года).
https://kkk-bluelagoon.ru/tom4b/okhapkin2.htm#%D0%9E%D0%9B%D0%9

фрагмент третий

Журнал «Майя»(открыт Охапкиным для мира).
Охапкин и художники Андрей Геннадиев и Юрий Петроченков.
ЧАСЫ, ТРУСЫ, ПИЛОТКА…/Хроника тикающих событий. Из писем Олега Охапкина./

СТИХИ: Апрель(1976),Преображение временем(1976),Вьюжная Пасха(Андрею Геннадиеву, 1976), Конь святого Георгия Победоносца(Юрию Петроченкову, 1978),
https://kkk-bluelagoon.ru/tom4b/maya.htm#5

 

На заставке: Олег Охапкин в комнате Юлии Вознесенской, 1974. Фото В.Окулова

 

©Татьяна Ковалькова,2022
©НП «Русская культура», 2022