1 февраля, вторник

Выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения» (Государственный Эрмитаж, Николаевский зал – Дворцовая пл., 2).
На выставке Альбрехта Дюрера (1471–1528) представлены более 400 экспонатов. Основой показа стали резцовые гравюры и ксилографии, демонстрирующие непревзойденное мастерство художника. Это серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии», а также памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие». Здесь можно увидеть собственноручные рисунки Дюрера, в том числе эскизы церковных витражей, штудии к живописному алтарю, наброски к гравюре и портреты.
Альбрехт Дюрер – один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и около 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его, прежде всего, как графика. Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него. Дюрер стал первым мастером, преодолевшим традиционное разделение ксилографии и резцовой гравюры и освоившим все графические техники своего времени.
Человек, животные, их окружение: лесная чаща с зеленеющими и сухими деревьями, морская даль, архитектурные сооружения – все становится объектом для демонстрации его умения. Дюрер также вторгается в область, доселе не освоенную в немецкой гравюре – передачу обнаженного человеческого тела. Представление о гравюре как об особом пространстве, наделенном практически живописными качествами, было абсолютно новым в этом виде искусства. Показанные на выставке «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия» – блестящий пример его нового подхода и недосягаемого гравировального мастерства. Именно начиная с Дюрера появляется понимание ценности гравюры как черно-белого искусства.
Изобразительный материал выставки организован по тематическим разделам, позволяющим показать особенности творческого метода художника, представить его новый подход к разработке традиционных тем и решение задач, которые не ставили перед собой немецкие художники до Дюрера. Помимо графических работ на выставке показаны различные предметы декоративно-прикладного искусства – витражи, деревянные скульптурные рельефы, кубки, камеи, медали, выполненные по рисункам и гравюрам знаменитого художника.
Выставка входит в оба маршрута по Главному музейному комплексу: № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы). Также выставку можно посетить по отдельным входным билетам (продолжительность сеанса 1 час).
Выставка открыта до 28 марта.

18.00 Открытие выставки художественного стекла и керамики (Галерея «Голубая гостиная» — ул. Большая Морская, 38).
Участники выставки: Марина Глебова (керамика), Рада Бирюкова (стекло), Ярослава Данилюк (керамика), Наталья Гончарова (стекло), Юлия Клопова (керамика), Елена Дубская (стекло), Надия Миниахметова (керамика), Ольга Киричек (стекло), Инна Русадзе (керамика), Мария Усова (стекло), Анастасия Чарина (керамика), Светлана Фёдорова (стекло), Екатерина Чарина (керамика), Олеся Фейгина (стекло), Юлия Ядыкина (керамика), Татьяна Царёва (стекло).

19.00 Творческая встреча с авторами музыкального спектакля «ХосеКармен» по новелле П. Мериме (Арт-пространство mArs — Марсово поле, 3).
Над постановкой специально для Малого зала Санкт-Петербургской академической филармонии работал Санкт-Петербургский театр «Реплика». Мероприятие состоится в рамках проекта «Квартирник».
На встрече будет присутствовать автор спектакля и режиссер Надежда Рогожина, музыкальный руководитель проекта Александр Кашпурин и вокалист Тигрий Бажакин.
Премьерные показы постановки пройдут в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии 8 и 9 февраля в 19.00.
«ХосеКармен» создан в жанре сарсуэлы — испанского музыкально-драматического театра. Это история любви Хосе и Кармен, история ревности, преступлений и раскаяния. В постановке сочетаются яркие инструментальные композиции композиторов Альбениса, Бизе, Сарасате, Хокинса и Щедрина и других, а также джазовые, вокальные выступления, разговорные диалоги и танцы.
На творческой встрече 1 февраля под аккомпанемент пианиста Александра Кашпурина Тигрий Бажакин исполнит несколько композиций. Артисты ответят на вопросы гостей о своем творчестве и спектакле.

20.00 Габриэль Форе в исполнении оркестра и хора MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса (Государственная академическая капелла – наб. реки Мойки, 20).
MusicAeterna исполнит самое известное произведение Габриеля Форе – Реквием – и его Павану для оркестра и хора, а также редко исполняемую симфоническую сюиту Яна Сибелиуса «Пеллеас и Мелизанда» на текст пьесы Мориса Метерлинка.
В Паване для оркестра и хора Габриель Форе отдает дань испанскому придворному танцу XVI века, а в Реквиеме для солистов, органа, хора и оркестра – поэтике григорианского хорала и старой полифонии и, тем самым, предвосхищает одно из самых мощных музыкальных движений нового века, неоклассицизм. Жанровая определенность, широкое дыхание, прямое выражение чувств роднит сравнительно редко исполняемую симфоническую сюиту Яна Сибелиуса «Пеллеас и Мелизанда» не столько с произведениями Форе, Дебюсси и Шенберга, вдохновленными той же символистской пьесой Мориса Метерлинка, сколько с оркестровой музыкой середины XIX столетия.
В 1887 году Габриель Форе написал короткую Павану для фортепиано, а летом создал оркестровую версию произведения и посвятил ее Элизабет де Греффюль, знаменитой парижской покровительнице художников, музыкантов и ученых. По совету графини и ради предполагаемой постановки с участием танцоров Форе добавил хор к оркестровой партитуре. Галантные стихи в духе Поля Верлена к уже готовой музыке написал кузен графини Робер де Монтескью – денди, коллекционер и поэт-символист, ставший, как и графиня, прототипом одного из персонажей романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
В том же 1887 году, за несколько месяцев до кончины матери и спустя два года после смерти отца Габриель Форе принялся за Реквием. Композитор, впрочем, утверждал, что сочинял его «просто так, ради удовольствия», а саму смерть воспринимает как «счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход». MusicAeterna исполнит третью редакцию Реквиема, написанную для большого оркестра, хора, двух солистов и органа. Сольные партии исполнят греческое сопрано Фани Антонелу и молодой британский баритон Томас Моул.

2 февраля, среда

Начало работы выставки Залмана Шкляра «Стоп-кадр» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Лекционный угол» — 13-я линия В.О., 70, 2 этаж).
На персональной выставке Залмана Шкляра в Артмузе будет представлена уличная фотография Москвы. Серия снимков передает атмосферу шумного, живого, разношерстного города, который вдохновляет фотографа каждый день.
Выставка открыта до 28 марта.
Вход свободный.

15.00 Открытие выставки плакатов «Будет поздно, когда закричишь «Ой»: из истории борьбы с эпидемиями в России XX века» (Отдел эстампов Российской национальной библиотеки – Садовая ул., 18).
Выставка представит свыше 100 плакатов и агитационных пособий по борьбе с инфекционными заболеваниями в России 1920-1990 х гг.
В 1920-1921 гг., когда страна находилась в состоянии Гражданской войны, разрухи и голода, борьба с инфекционными заболеваниями стала важной задачей молодого государства. Самым популярным инструментом агитации стали плакаты, которые в эти годы создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством.
Среди экспонатов выставки – оригинальные плакаты, созданные художником петроградского отделения агентства «окон» РОСТА Владимиром Лебедевым во время эпидемии холеры в Петрограде летом 1921 года.
Агитационные листы 1930-х, объявивших «поход за чистоту» выполнены в основном в духе конструктивизма, с характерными приемами фотомонтажа, эффектными ракурсами композиции, яркостью локального цвета. В 1930-е было введено обязательное оспопрививание, что позволило к 1936 г. ликвидировать натуральную оспу в СССР. Плакат 1933 г. «Все обязаны иметь» подтверждает важность принимаемых государством мер – каждый гражданин был обязан привиться и иметь удостоверение о прививке от оспы.
В блокадном Ленинграде, продолжая традиции «Окон Петербург-РОСТА» времен Гражданской войны, функционировали «Окна ЛенТАСС», призывая к соблюдению чистоты и элементарных правил гигиены, отсутствие которых могло привести в осажденном городе к эпидемиям.
Плакаты 1950-х гг. вводят новое понятие «культура быта». Успехи науки и техники, медицины, просвещения и спорта предопределяют и новый язык плаката 1960-1990-х гг.
Выставка рассказывает о борьбе с эпидемиями с помощью ясной агитации, санитарно-гигиенического просвещения, повсеместной пропаганды профилактики вирусных болезней.
Выставка открыта до 18 марта.

3 февраля, четверг

Открытие выставки футуристических кукол Екатерины и Елены Поповых (Музей современного искусства «Эрарта – 29-я линия В.О., 2).
Всплеск интереса к авторским куклам был вызван бурным ростом массового производства игрушек во второй половине XX века. Не в пример доступным, но совершенно безликим фабричным поделкам, наводнившим магазины и способным развлечь, но не способным вдохновить даже детей, авторские куклы отличались неповторимой внешностью и высоким качеством исполнения. Их невероятное правдоподобие заставляло многих считать кукол неким трансгуманистическим образом, имеющим мистическую связь со своим человеческим прототипом. Кукольники слыли ловцами человеческих душ, и их немного побаивались.
Новое направление в этой области открылось с изобретением кукол на шариковых шарнирах. Выполненные из полиуретана, фарфора или паперклея, шарнирные куклы требуют тщательного ухода и изначально не предназначены для того, чтобы с ними играть. Их владельцы очень серьезно относятся к своим «подопечным», придумывают им не только имена, но и биографии, наделяют их темпераментом, характером и привычками, а коллекционеры собирают эти «тотальные инсталляции» человеческого образа как предметы искусства. Благодаря подвижным «суставам»-соединениям, такие куклы способны принимать любые позы, что делает их идеальными моделями для фотосессий. Серии кукольных снимков быстро набрали популярность в интернете, и к началу 2000-х превратились в интернациональную субкультуру. Добравшись до России, это направление обрело здесь своих преданных поклонников, таких как сестры Поповы.
Какой бы образ ни выбирали художницы для своих кукол: обольстительных вдов, татуированных «под гжель» школьниц или кибергейш – каждая из них есть эстетический идеал. Однако идеал этот далек от стандартов: для сестер Поповых нет грани между красивым и некрасивым, запретным и дозволенным, человеческим и нечеловеческим. Общепринятым эталонам красоты они противопоставляют то, что, на первый взгляд, может показаться дефективным и даже отталкивающим.
Все, чем обладают эти куклы, служит им оружием. Лук и копья амазонок из серии Skin, футуристичные доспехи гейш из «японской» серии MOD, острые каблуки и невероятные ботильоны, принадлежность магическому культу в случае кукол-жриц из коллекции Cult, вязкая паутина и «мохнатоногие» аксессуары «Черных вдов», ну и самое главное – тайна, которой все они окружены.

16.00 Презентация каталога «Памятники истории и культуры на территории Петропавловской крепости» (Иоанновский равелин Петропавловской крепости, конференц-холл).
Автор этого каталога, уникального по полноте и точности сведений труда по истории архитектурного ансамбля Петропавловской крепости — Сергей Дмитриевич Степанов (1951–2018), заведующий Отделом охраны памятников Государственного музея истории Санкт-Петербурга (1994-2003), заведующий сектором научной реставрации и хранения Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа (2004-2018). К сожалению, Сергей Дмитриевич ушел из жизни в апреле 2018 года, не закончив работу над текстом книги.
Завершила этот труд главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Олеговна Логунова, которая стала научным редактором каталога и сопроводила текст подробными историческими комментариями.
Новое издание, безусловно, станет ценным источником информации для специалистов по истории и культуре Санкт-Петербурга и подробным, фундаментальным путеводителем по Петропавловской крепости для всех интересующихся этим памятником отечественной культуры.
Аккредитация на мероприятие обязательна.

4 февраля, пятница

18.00 Открытие выставки Александра Некрасова «Дух дышит, где хочет» (Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Евангельская тема – сквозная для творчества Александра Некрасова. На протяжении трех десятилетий художник возвращается к одним и тем же встающим перед его духовным взором образам Благовещения, Сретения, Распятия, Оплакивания, Христа во гробе.
В живописи Александра Некрасова, в средоточии его художественного метода осуществляется органичный синтез пространственности и образности, который можно назвать пластическим жестом. В основе пластической системы художника – выявление нематериального, светового начала, буквальное добывание света из недр изобразительной плоскости. В этом смысле живопись и графика Александра Некрасова – светопись, ее главные герои – пространство и свет. Взаимодействуя с материалом, будь то картон, дерево, холст, фанера или даже дощатые стены дровяного сарая приходского храма в Латвии, – свет обобщает образ до лаконичного иероглифического знака и предстает в образе светоформы – светового вывода из пластического жеста евангельского сюжета.
Александр Некрасов: «Еще до нашего прихода сложились очень глубокие традиции, и надо понимать, оглядываясь назад, в глубину, как в колодец культуры, что все, что мы делаем сегодня, является чем-то преемственным, чем-то продолжающим то, что было сказано раньше, и зачастую сказано гораздо глубже, понятнее и чище. И говорить об этом нужно именно современным языком, тем живописно-пластическим языком, который соответствует сегодняшнему дню. Заново нам открывается та великая тайна, которая живет с нами вне времени. С этим и связано то направление, которое мне интересно, – работа с пространством и светом».
Александр Некрасов (род 1955) – художник, участник и организатор выставок, создатель и директор музея «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин).

18.00 Открытие персональной выставки Олега Павловича Марушкина (1938-2020) (Выставочный центр «Петербургский художник» – наб. реки Мойки, 100).
На выставке будет представлены небольшие этюды, картины и рисунки, созданные мастером за всю его творческую карьеру.
Олег Марушкин (1938-2020) – художник Ленинградского академизма. Он поступил в Институт им. И. Е. Репина в 1964 и с отличием окончил его в 1971 году. Его дипломной работой стала монументальная роспись для гостиницы «Нева». В студенческие годы его наставниками были выдающиеся современные живописцы Е. Е. Моисеенко и А. А. Мыльников.
В своих работах художник воспевает возвышенный мир красоты, отличный от серой повседневности. Произведения живописца наполнены воздухом и светом, окутаны пронзительно голубым небом, таким, каким оно бывает только в юности.

19.30 Премьера спектакля «Морфий» по рассказу М. А. Булгакова. Режиссер – Евгения Богинская (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Рассказ Михаила Булгакова «Морфий» содержательно примыкает к сборнику «Записки юного врача». История является воспоминанием врача, который читает дневник своего покойного друга, тоже врача, ставшего морфинистом. Булгаков в художественной форме предпринимает попытку подробного исследования распада личности, сознания. Но это не документальное изложение истории болезни, а история гибели человеческого духа. Слабый человек, будучи не в состоянии бороться за самого себя, противостоять миру, погружается в процесс отчаянного саморазрушения.
Режиссер Евгения Богинская: «В качестве литературной основы для спектакля взяты два произведения Булгакова – сборник «Записки юного врача» и собственно «Морфий». Их Булгаков писал на основе воспоминаний о своей врачебной практике. Мы проводим параллели между судьбами главных героев – доктора Бомгарта и Полякова. И если первый, ведя профессиональную деятельность, взрослеет и становится настоящим врачом, то второй при столкновении с реальной жизнью, оставшись наедине с собой и своим эго, погибает. Спектакль «Морфий» – это исследование трансформации души, которая очень сильно связана с телом. О распаде личности и духовном росте. А может быть о выборе, принятии решения и о точке невозврата. О том, что случается, когда в человеке нет важнейшего элемента личности – силы духа».
В спектакле заняты артисты Иван Шевченко и Владислава Пащенко.

20.00 Концерт из цикла «Петербургские шубертиады» к 225-летию со дня рождения Франца Шуберта (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Петербургская филармония отмечает 225-летие со дня рождения одного из величайших композиторов-романтиков – Франца Шуберта. Под управлением дирижера Ганса Графа будет исполнена Девятая симфония Шуберта – масштабная партитура, впервые прозвучавшая уже после смерти автора и открывшая миру его талант композитора-симфониста. Также в программу войдут такие шедевры романтической музыки, как увертюра «Эгмонт» Бетховена и Фортепианный концерт Шумана, солист – пианист Никита Мндоянц.

5 февраля, суббота

15.00 Концерт «Бах forever» (Кафедральный собор святых Петра и Павла – Невский пр., 22-24).
В концерте «Бах forever» прозвучат как популярные произведения Иоганна Себастьяна Баха, так и «размышления на тему» современных композиторов и аранжировщиков.
Дирижер – Игорь Пономаренко.
Солистка – Ольга Котлярова (орган).

19.00 Концерт «ROCK при свечах» (Концертный зал «Яани Кирик» – ул. Декабристов, 54 А).
В концерте «ROCK при свечах», помимо авторской музыки группы ORION, прозвучат известные оперные арии в исполнении солистов ведущих оперных театров, а музыканты будут исполнять акустический сет в сопровождении рояля, струнного квартета, флейты и даже органа.

20.00 Концерт Академического симфонического оркестра филармонии. Дирижер – Джеймс МакМиллан (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Академический симфонический оркестр исполнит сочинение, с которого в 1990 году началась мировая слава МакМиллана – «Исповедь Изобель Гоуди», а также осуществит российскую премьеру Концерта для саксофона с оркестром, солистом выступит Арсений Алексеев. Во втором отделении прозвучат шедевры русской музыки – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

6 февраля, воскресенье

10.00 Выставка Жени Миронова «Построение метафор» (Музей современного искусства «Эрарта» – 29-я линия В.О., 2).
Серию «Построение метафор» Женя Миронов (род.1988) создает более десяти лет. В каждом произведении два обыденных сюжета, встречаясь, рождают метафору – образ, который в корне меняет привычную логику восприятия действительности.
Фотограф снимает в окрестностях родной Твери. Миронов не использует средства компьютерного монтажа, он берет предметы из реальной среды в качестве актеров и превращает их в героев. Неожиданная стыковка изображений рождает конфликт. Объекты, которые Миронов объединяет в пары, внешне похожи, но при этом никак не связаны друг с другом. «Это драматургический и режиссерский ход: конфликт, получаемый на стыке, разрешается в голове у зрителя, и рождается третий план», –поясняет фотограф.
«Построение метафор» напоминает интеллектуальную игру, которую описал Герман Гессе в романе «Игра в бисер». Бесчисленные комбинации из цитат и ассоциаций следуют друг за другом, словно бусины на нитке, и охватывают разные области искусства и науки. Цель игры – обнаружить глубинные законы и взаимосвязи всего сущего. Улитка и круглая лестница – числа Фибоначчи, птицы на проводах и колючки – элементы ритмического рисунка, который можно воспроизвести, береза и лист – фракталы, и так до бесконечности. Автор проводит опыт стыковки нестыкуемого, заставляет зрителя смотреть по-новому и приглашает нас к сотворчеству. В этом, по словам автора, и заключается его задача: дать зрителю свободу, чтобы тот смог выбраться из ловушки навязанных представлений, выйти из матрицы и обрести совершенно новый опыт взгляда на реальность.
Выставка открыта до 20 февраля.

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра из цикла «Кино и джаз» (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Киномузыке посвящено первое отделение концерта, которое откроет Сюита № 2 Дмитрия Шостаковича. В начале 1920-х годов композитор работал тапером в кинотеатрах. В дальнейшем он создал музыку более чем к 30 кинофильмам. В картине «Первый эшелон» звучит фрагмент Сюиты № 2, ныне известный во всем мире как «Русский вальс». Далее прозвучат саундтреки двух мэтров современной отечественной киномузыки, Альфреда Шнитке и Юрия Потеенко.
Во втором отделении музыканты исполнят Виолончельный концерт австрийского пианиста, композитора и музыкального педагога Фридриха Гульды. Солировать будет Дмитрий Хрычёв. За пультом дирижера –Александр Титов.

7 февраля, понедельник

Выставка «Иван Сотников: тотальная графика» (Новый музей – 6-я линия В.О., 29).
Эта выставка – первый опыт широкоформатного показа графики Ивана Сотникова (1961-2015), сооснователя вместе с Тимуром Новиковым легендарных «Новых художников» (1982) и вместе с Александром Флоренским Общества любителей живописи и рисования (ОЛЖИР, 2005).
Иван Сотников – всегда рисующий художник – сохранил в своих набросках, эскизах, зарисовках вселенную Ленинграда и Петербурга, позднего СССР 1980-х, России и Европы «нулевых» – десятых годов. Выпускник кружка «Юные друзья искусства» в Эрмитаже, он мастерски действует динамичной линией, стаями штрихов и трассирующими очередями точек, демонстрируя приемы рисования из истории новейшего искусства, от Пабло Пикассо до Дэмиена Хёрста, в сочетании с экспрессивной каллиграфией Дальнего Востока и собственными уникальными изобретениями. Человек страстной творческой натуры, он воплотил бесконечное множество образов, нарисовав своих друзей-художников и встречных, свой мир с животными и книгами, едой, выпивкой и утварью, с пейзажами из всех окон своих жилищ, школ, музеев, больниц, гостиниц, автомобилей, поездов и самолетов. Художественный мир Сотникова-священника – это именно мир: неустанно творящая себя из светоносного пространства листа, мощная, радостно-ужасающая всецелость жизни.
Выставка открыта до 27 февраля.

19.00 Литературно-музыкальная композиция в исполнении чтецов Евгении Яхонтовой и Александра Рыбакова и Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
В исполнении петербургских чтецов Евгении Яхонтовой и Александра Рыбакова прозвучит повесть Александра Пушкина «Метель», а музыкальной иллюстрацией послужит одноименная сюита Георгия Свиридова в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. За пультом дирижера в этот вечер – Юрий Лебедев.

8 февраля, вторник

Начало работы выставки Евгения Кравцова «Жизнь в толпе» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Ул. Малевича» – 13-я линия В.О., 70, 3 этаж).
Художник, недавно представивший серию в московских Artplay и Новой Третьяковке, выставит в Артмузе графические панорамы толпы, в длину достигающие двух метров. На эту концепцию автора вдохновил ритм жизни Нью-Йорка, где он вырос и провел большую часть жизни.
Евгений Кравцов окончил университет SVA в Нью-Йорке, где изучал живопись и графику, 12 лет работал в полиграфии.

19.00 Премьерный показ спектакля «ХосеКармен» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).
Спектакль «ХосеКармен» создан в жанре сарсуэлы – испанского музыкально-драматического театра. В постановке сочетаются яркие инструментальные композиции, в том числе джазовые, вокальные выступления, разговорные диалоги и танцы. Сюжет построен как история любви, ревности, преступлений и раскаяния. Страстные отношения Хосе и Кармен переходят в конфликт. Он нарастает по мере столкновения их мировоззрений, противоположных представлениях о добре и зле, о достоинстве и чести, об измене и верности, и все же их судьбы до конца связаны самым сильным чувством – любовью.
Автор спектакля – Надежда Рогожина, художественный руководитель и режиссер Санкт-Петербургского театра «Реплика».
Музыкальный руководитель проекта – Александр Кашпурин.
В спектакле заняты: Тигрий Бажакин (баритон), Вера Маслова (сопрано), Григорий Тадтаев (скрипка), Александр Кашпурин (фортепиано), Евгений Петров (баян), Борис Никонов (перкуссия).
Премьерные показы спектакля пройдут 8 и 9 февраля в Малом зале филармонии.

9 февраля, среда

Выставка Игоря Волкова «Незаметная окраина» (Галерея «Зерно» – 2-я линия В.О., 17).
Выставка представляет часть масштабного проекта Игоря Волкова, который на протяжении нескольких лет активно документирует жизнь провинциальной России. Документация нестандартная – фотограф снимает фасады магазинов, клубов, школ, водонапорные башни и зернотоки, являющиеся признаками жизни этих населенных пунктов. В выставке мы почти не увидим жителей тех мест, о которых говорит автор, но увидим структуру их быта. Автор намеренно сохраняет черно-белую эстетику своих работ, концентрируя внимание зрителя исключительно на архитектурных сооружениях, вид которых является точно таким же символом постсоветского пространства, как панельные дома или брутальные постройки. Благодаря фотографиям Игоря Волкова, брошенный и забытый мир крестьянской России обретает голос. Но при этом ключевым объектом для автора является не разруха и бедность, а подлинная жизнь. Работая с архитектурными объектами, Игорь Волков относится к зернотокам, фермам и водонапорным башням как памятникам архитектуры.
Выставка открыта до 19 февраля.

18.30 Авторская экскурсия Ольги Толстой по МИСП (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).
За 30 лет своего существование коллекция МИСП пополнилась более 4 000 произведениями искусства, созданными мастерами Ленинграда-Петербурга за последнее столетие. На специальной авторской экскурсии куратор музея Ольга Толстая расскажет об истории поступления некоторых из них, о том, почему музею так важно дружить с наследниками художников, и какие неожиданные тайны случается обнаружить музейщикам в наследии художественных династий.
Продолжительность: 2 часа.

19.00 Презентация книги Татьяны Москвиной «Разберемся!» (Книжный магазин «Буквоед» – Невский пр., 46).
Прозаик, театральный и кинокритик, редактор отдела культуры еженедельника «Аргументы недели» Татьяна Москвина хорошо знакома петербуржцам. На встрече она представит свою новую книгу «Разберёмся!» и продолжит разговор о новостях, прогремевших в мире искусства за последние два-три года: о кино по «Зулейхе», «Содержанках» Богомолова и «Северном ветре» Ренаты Литвиновой, о премьерах в главных театрах, о новых книгах Пелевина, Юзефовича, Прилепина. Почему одно ругают, другое хвалят? В своей неподражаемой язвительно-доверительной манере Татьяна Москвина поделится своими наблюдениями и рассуждениями.
Вход свободный.

19.00 Премьера спектакля «Ромео и Джульетта» (ТЮЗ им. А.Брянцева – Пионерская пл., 1).
Спустя десятилетие на петербургскую сцену возвращается болгарский режиссёр Александр Морфов, автор спектаклей, ставших знаковыми событиями в театральной жизни Санкт-Петербурга. Свою версию шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта» он ставит на Большой сцене ТЮЗа им.А.А.Брянцева.
«Ромео и Джульетта» – история о подростковой влюблённости со всеми её характерными особенностями: бунт против родителей и общества, готовность в одиночку воевать с целым светом. Режиссёр Александр Морфов поставил спектакль, созвучный мыслям современной молодежи, с её своеобразной эмоциональностью, опытом и взглядами. Это история для современного поколения YouTube и социальных сетей. Постановка, в которой обыгрываются вкусы современной молодёжи, привыкшей принимать гламур с грязью, комическое с трагическим, красивое с причудливым, а продажное — с возвышенным. И в то же время, это история о настоящей, чистой любви.

20.00 Петербургская премьера Симфонии № 23 Сергея Слонимского (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
В день памяти Сергея Слонимского в Петербургской филармонии состоится петербургская премьера его Симфонии № 23. В качестве дирижера выступит Владимир Альтшулер, которому композитор и посвятил сочинение. В один вечер с Симфонией № 23 Слонимского также прозвучат Фортепианный концерт Балакирева (солист – пианист Иван Рудин) и Симфонические танцы Сергея Рахманинова.

10 февраля, четверг

Начало работы выставки «Азбуки художников» (Галерея искусств «KGallery» – наб. реки Фонтанки, 24).
Выставка объединит издания и оригинальные работы Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Елизаветы Бем, Григория Нарбута, Владимира Конашевича, Всеволода Воинова, Веры Ермолаевой, Владимира Маяковского, Дмитрия Моора, Ефима Хигера, Владимира Лебедева, Александра Самохвалова, Дмитрия Митрохина, Михаила Черемных, Валентина Курдова, Алисы Порет, Татьяны Мавриной, Ильи Кабакова, Анатолия Белкина, Александра Флоренского и других.
В ХХ веке идея оформить или создать собственную азбуку привлекает многих художников: книга, предназначенная для обучения детей чтению, выходит далеко за рамки педагогического пособия и становится объектом эстетического воспитания и, главное, произведением искусства, которое отражает как индивидуальный стиль художника, так и художественный контекст конкретного периода.
На выставке будут представлены как хорошо знакомые азбуки, например, «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1904), «Советская азбука» Владимира Маяковского (1919), так и редкие произведения: оригинальная «Азбука Мира искусства» Мстислава Добужинского (1911), графические листы к неизданным азбукам Веры Ермолаевой и Александра Самохвалова (1920-е), рисунки к английской азбуке Алисы Порет (1947), Татьяны Мавриной к «Сказочной азбуке» (1966-1968), Ильи Кабакова к азбуке Анатолия Маркуши (1970), а также работы современных художников Александра Флоренского, Анатолия Белкина, Никиты Алексеева.

19.00 Открытие выставки Максима Демина «Lignum» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Ул. Большая Ремесленная» – 13-я линия В.О., 70, 4 этаж).
Серия «Lignum», давшая название выставке, представляет собой деревянные объекты, вдохновленные поврежденными памятниками деревянного церковного зодчества русского севера. Для их создания автор использовал доски от старого деревенского забора, металл, технику обжига и аэрозоль. Сопровождают серию коллекционируемые художником доски от старых икон, на которых остались лишь намеки на былые изображения. Они представлены в том виде, в котором были найдены, без какого-либо вторжения. Взгляд художника соединяется со взглядом реставратора, часто имеющего дело с работами анонимных мастеров, предлагая зрителям взглянуть на религиозное искусство с другого ракурса.
Выставка открыта до 4 апреля.

19.00 «Мужское vs женское» – второй концерт абонемента «Карт-бланш маэстро» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Второй концерт «Мужское vs женское связан с французской музыкальной культурой. Изысканная программа включает произведения Клода Дебюсси: лирическую поэму «Дева-избранница» на текст английского поэта и художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти и кантату «Блудный сын», за которую композитор был удостоен Большой Римской премии, а также концертное исполнение оперы Франсиса Пуленка «Груди Тирезия» по одноименной пьесе Гийома Аполлинера.

11 февраля, пятница

19.00 Открытие выставки Олега Сона «Строфы» (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «У Золотой лестницы» – 13-я линия В.О., 70, 4 этаж).
В музее «Артмуза» пройдет первая в России выставка одесского художника и поэта Олега Сона из собрания коллекционера Надежды Моревой. Поэтичная экспозиция – ретроспектива его многогранного творчества за более чем 40 лет работы.
Выставка открыта до 5 апреля.

20.00 Первый концерт абонемента «Все симфонии Брамса» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Все симфонии Иоганнеса Брамса прозвучат в исполнении оркестра филармонии под управлением Элиаху Инбала.
Элиаху Инбал – преемник великой исполнительской традиции, он учился у Оливье Мессиана и Нади Буланже, позже значительное влияние на его творческое становление оказал Серджу Челибидаке. Дирижер, отметивший в прошлом году 85-летие, – звезда и легенда мирового исполнительского искусства: многие годы он руководил Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, был главным дирижером венецианского театра La Fenice, Чешской филармонии, Токийского столичного симфонического оркестра, Тайбэйского симфонического оркестра.

12 февраля, суббота

12.00 Открытие выставки Ивана Горшкова «Кристалл чистейшей крезы» (Marina Gisich Gallery – наб. реки Фонтанки, 121).
Иван Горшков (р.1986, Воронеж) – один из самых ярких представителей так называемой воронежской волны художников. Персональные выставки художника проходили в Санкт-Петербурге (Marina Gisich Gallery), Воронеже (галерея Х.Л.А.М.), Москве (ЦСИ «Винзавод», галерея Paperworks), Вене (Knollgallery, AA collections), Берлине (Diehl CUBE), Париже и Будапеште.
Живет и работает в Воронеже.

19.00 Премьера спектакля «Академия смеха» по пьесе Коки Митани. Режиссер – Фёдор Пшеничный (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр., 12).
История, рассказанная современным японским писателем-комедиографом, сконцентрирована в пространстве и во времени: к чиновнику «от культуры» приходит драматург, чтобы получить разрешение на исполнение своей пьесы в театре. Увлекательный психологический поединок героев непредсказуем.
Режиссер Фёдор Пшеничный: «С каждым годом жизнь ускоряет шаг. В погоне, стремлении, спешке истинные мотивации рассеиваются. В угоду изуродованной системе отношений, продиктованной теми, кто никогда в эту систему не будет вхож, человек идет на уступки, уверяя себя в правильности принятого решения. Обманно закрывает глаза, дабы не выпасть из сторукой орды. Так незаметно некто, неважно, будь он чиновник или художник, король или нищий, утрачивает свое Я, теряет своего «внутреннего ребенка», превращаясь в машину. И где же таится та секунда, когда мы вновь становимся детьми? То мгновение, когда вновь из-за горизонта светит украденное Солнце?»
Режиссер-консультант – народный артист России Олег Леваков.
В спектакле заняты: Сергей Перегудов, Илья Дель.

13 февраля, воскресенье

16.00 и 19.30 Концерт органной и ансамблевой музыки, посвященный Дню святого Валентина (Храм святого Станислава – ул. Союза Печатников, 22).
Ко Дню святого Валентина московская органистка Юлия Лотова и её петербургские коллеги Светлана Борисова (блокфлейта) и Марина Макарова (сопрано) подготовили романтичную программу, составленную из музыки XVIII-XXI веков композиторов разных стран. Будут исполнены сочинения для органа соло и ансамбля голоса и инструментов.
Прозвучат произведения великого И.С. Баха. Концерт откроет его Фантазии до минор: это первая часть цикла, фуга из которого не была дописана композитором. Величественная пятиголосная пьеса создавалась, вероятно, между 1712-1716 годами в Веймаре. Для органа соло также прозвучат две части из Пасторали Баха. Пастораль, описывающую сельскую жизнь, традиционно связывают с праздником Рождества: ведь именно пастухи возвестили мир о рождении Христа. В программе концерта две арии: «Когда ты со мной» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» и «Овцы могут пастись спокойно» из «Охотничьей» Кантаты.
Музыка эпохи барокко будет представлена творчеством А. Вивальди, Г.Ф. Генделя и Г.Ф. Телемана. Знаменитый цикл концертов для скрипки с оркестром «Времена года» был создан Вивальди в 1723 году и опубликован два года спустя. Он представляет собой ранний образец программной симфонической музыки, поскольку к каждому из четырёх концертов автор предпослал сонет. Композитор создал цикл, в котором музыка удивительно следует за литературным словом, ярко воплощая образный ряд. Будет исполнено Largo из Концерта № 4 фа минор «Зима» в переложении для органа соло Ю. Лотовой. Части из Сонат и Партит Генделя и Телемана прозвучат в исполнении ансамбля блокфлейты и органа.
Будет исполнена Ave Maria советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Она была создана в конце 1960-х годов и записана в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков». При первом издании композиция была приписана неизвестному композитору, а затем ошибочно стали указывать имя итальянского композитора Дж. Каччини.
Прозвучат Готический Менуэт и Молитва Деве Марии из знаменитой «Готической сюиты» французского романтика Л. Боэльмана, которая была создана в 1895 году. Эта яркая фантазия до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора.
Прозвучит известная музыка в переложении для органа Ю.Лотовой: Каватина С. Майерса из к/ф «Охотник на оленей» и «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Ллойда-Уэббера, а также популярная песня «Снег над Ленинградом» М. Таривердиева из к/ф «Ирония судьбы» в переложении для органа М. Мачелла.
Будут исполнены две оригинальные пьесы для органа европейских композиторов конца XIX-первой половины XX веков: изящные «Эльфы» француза Ж. Бонне и радостная «Песня солнечного города» англичанина Г.А. Олкока.

19.00 Спектакль «Ворон» (Александринский театр – пл.Островского, 6).
Спектакль создан по одноименной пьесе Карло Гоцци, в нём частично использован перевод М.Л. Лозинского.
Режиссер Николай Рощин: «Отказавшись от карнавальности, импровизации и прочей лжеитальянщины в своих постановках по Гоцци, я сосредотачиваюсь на схематичности его пьес, в которых, если они нужным способом очищены от всякой второстепенной бутафории, можно увидеть, в том числе и абсурдистскую природу его творчества. Драмы Карло Гоцци изначально создавались вопреки социальным, и, оперируя современной терминологией, «новодрамовским» пьесам Гольдони. Такие попытки ухода от сиюминутно-поверхностной актуальности в сценических представлениях и стремление создавать «чистый театр», который не опирается на современные житейские, политические, идеологические мотивы, близки моему пониманию природы сценической правды и качества ее художественного содержания».

14 февраля, понедельник

18.00 Мультимедийная прогулка «Сад света. Легенда о Фениксе» (Ботанический сад – ул. Профессора Попова, 2).
«Сад Света» – это уникальный проект, сочетающий в себе красоту природы и силу новых видов цифрового искусства. Здесь каждый гость становится героем легенды, а интерактивные и мультимедийные локации помогут отыскать скрытое волшебство в каждом прикосновении или звуке. Вечерняя прогулка по зимнему саду даст возможность в сказку, а также узнать много нового и интересного, напрямую взаимодействуя с представленными инсталляциями. Зрители отправятся в приключение по 24-м сказочным локациям, где мир природы и технологии соединятся в невероятное шоу.
Прогулка работает ежедневно. Билет действителен с 18.00 до 22.20.

19.00 Праздничный концерт «P.S. Люблю» (Михайловский театр – пл.Искусств,1).
На концерте в честь Дня всех влюбленных прозвучат бессмертные музыкальные темы из фильмов «Шербурские зонтики», «Мужчина и женщина», «История любви» и лучшие фрагменты мюзиклов «Нотр-Дам де Пари», «Кошки», «Призрак оперы», «Кандид», «Красавица и чудовище». Романтичная атмосфера дополнится бродвейским драйвом и трогательной диснеевской сказочностью.
Исполнители: Анастасия Барун, Ирина Михайлова, Светлана Москаленко, Александра Сенникова, Софья Файнберг, Александр Безруков, Дамир Закиров, Сергей Кузьмин, Денис Чеколда, Александр Шахов и другие.
Дирижер – Алевтина Иоффе.

15 февраля, вторник

19.00 Спектакль «Окна, улицы, подворотни» (Театр «Суббота», Новый зал – ул. Звенигородская, 30, лит.А, пом.1Н).
В этом спектакле звучат уличные мелодии 60-70-х годов, которые и теперь с волнением принимают взрослые и подростки, особенно те, кто любит старый Петербург, чувствует поэзию романтических подворотен и прямых линий Васильевского острова.

19.00 Концерт «Духовное и светское» (Дом Кочневой – наб.реки Фонтанки, 41).
Программе: Перголези, Моцарт, Бах, Вивальди, Сен-Санс.
Исполнители: Тамара Марченко (меццо-сопрано), Ольга Котлярова (орган, клавесин), Наталья Капустина (флейта).
Концерт ведет Ольга Ворсина.
Перед началом концерта в 18:00 состоится экскурсия по Дому Кочневой.

19.00 Спектакль «Мой отец – Марис Лиепа. Время. Жизнь» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Спектакль посвящен великому танцовщику ХХ века Марису Лиепе. Он соединит танец (при участии звезд Большого, Мариинского и Михайловского театров) и историю жизни, оживающую в словах и танце Илзе Лиепа. Марис Лиепа был одним из главных создателей славы Большого театра шестидесятых-семидесятых годов ХХ века и ушел очень рано, в 52 года.
Для новых поколений осталась его книга «Я хочу танцевать сто лет», где танцовщик искренне и ярко рассказывал о своей карьере. Остались дети, продолжившие его дело – именно его дочь Илзе Лиепа предлагает вспомнить этого легендарного артиста. Она говорит об отце, зачитывает его воспоминания, танцует – и все это в его честь. К ней присоединяются артисты нашего времени: Анастасия Горячева, Андрей Болотин и Анжелина Воронцова. Зрители смогут увидеть как партии из репертуара Мариса Лиепы, так и специально посвященные ему танцы.
Илзе Лиепа: «Наш спектакль – не только о жизни Великого артиста. Наш спектакль о сложном, но прекрасном мире танца и балета. Вместе с нашим героем Марисом Лиепой мы проследим, как научиться следовать за своей мечтой и добиваться совершенства. Как найти своё призвание в жизни. И все это мы расскажем языком танца».

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com

На заставке использована фотография Елены Гуляевой.