25 января, в Татьянин день, день российских студентов в Малом зале филармонии состоится сольный концерт одного из лучших молодых пианистов Петербурга — Александра Кашпурина.

Музыкант победитель многочисленных международных и всероссийских конкурсов. В ноябре 2021 г. он добавил к своим наградам ещё одну — Гран-при международного фортепианного конкурса «Les Etoiles du Piano» во Франции. Пианист — участник проектов Санкт-Петербургского Дома музыки, Мариинского театра,  постоянно выступает как солист в Академической Капелле, Малом зале филармонии, в Большом зале играет с симфоническими оркестрами, гастролировал в Москве, городах России, странах Европы, Африке, Азии, Китае, четырежды Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга. За всеми этими успехами стоит большой труд и яркая личность, которую мне приятно представить широкому кругу читателей «Русского мира».

Александр Кашпурин фото Е. Харитоновой

Интервью Александра Кашпурина

Н.Р.: Александр, расскажите о программе Вашего сольного концерта в день российских студентов, в Татьянин день.

Александр Кашпурин фото Д. Рабовского

А.К.: Спасибо большое за вопрос, для меня очень важно об этом сказать. Дело в том, что программа 25 января это музыка, которая перевернула не только мою творческую жизнь, но и жизнь самих композиторов, которые написали эту музыку. Я буду исполнять «Карнавал» Шумана, сонату-фантазию «По прочтении Данте» Ференца Листа и «Этюды-картины» Рахманинова.  Что имею в виду? Шуман написал не просто цикл пьес, он создал Театр пьес. Лист написал не просто сонату, он написал музыкальную книгу, переписал Данте и сделал это по-своему, со своим исходом, совершенно поменяв смысл, глубоко и очень по-христиански раскрыв одну из сцен «Божественной комедии». Рахманинов написал «Этюды-картины» в 1917 году, когда был вынужден уехать из России, и когда его мечты, и не только его, были порушены. Он пишет Апокалиптический цикл, где смело и очень глубоко пророчествует о ближайшем, а может быть и не ближайшем будущем. До сих пор «Этюды-картины» остаются одним из самых востребованных произведений среди пианистов, но в цикле их исполняют редко.

Н.Р.: Вы часто исполняете Рахманинова, он занимает особое место в Вашем творчестве, в творчестве других пианистов, в мировой культуре, в жизни людей – наших соотечественников и не только. Чем вызвано это особое признание, уважение, успех Рахманинова, как Вы считаете?

А. К.: Рахманинов. Это очень многозначительная фигура для всех и этот факт не нуждается в дополнительных комментариях. Почему люди хотят его слушать, а музыканты хотят играть? Для меня Рахманинов это прежде всего поэт смирения (могу высказать только свое мнение). Именно через смирение он дал миру такую мощную, сильную, возвышающую дух музыку. Благодаря тому, что он был очень внимателен к духовной жизни, не давал себе, как мне кажется, возможности какого-либо самовыражения своего эго, он выступал как пророк, он говорил то, что ему в сердце было вложено, поэтому его образы наполнены библейский тематикой, богаты духовно. И пусть не все это знают, но, всё же, понимают на глубинном, интуитивном уровне. Это не просто борьба со злом, как бывает у многих композиторов, его музыка живёт борьбой против греха. Отсюда удивительная чистота, которая присуща его творчеству, она, конечно, питает душу. Занимаясь музыкой Рахманинова, слушая её, вбираешь в себя силу духа, силу христианской веры и такого очень честного мировоззрения, с огромной надеждой, с настоящей верностью. Рахманинов это священник в музыке. Это человек, который для Бога писал, так это ему было открыто, и поэтому его произведения не оставляют равнодушными.

Александр Кашпурин с организаторами Международного форпепианного конкурса «Les Etoiles du Piano», Франция.

Н.Р.: Сейчас сложное время, пандемия серьёзно вмешалась в концертную жизнь, но для Вас сезон 2021/2022 богат приятными событиями. В первую очередь я имею ввиду победу на конкурсе «Les Etoiles du Piano» во Франции.

А.К.: Конкурс во Франции, да! До этого конкурса я ни разу не выступал как пианист во Франции, и честно говоря, я не знал, чего ожидать от этой страны. Французы для меня совершенно мистический народ, я их плохо понимал раньше, и мне казалось, что они очень закрыты в себе, у них потрясающая культура, которую они не хотят делить ни с кем… Когда я приехал в город Руб, меня поселили не  в гостиницу, а в семью, к обычным людям, просто потому, что у них было пианино. Таких заинтересованных, таких искренних людей, я встречал крайне редко. Это действительно фантастическое место и потрясающие люди, которые там живут, которые слушали музыку, и сам конкурс. Это все было настолько тепло, и настолько с любовью! Таких конкурсов бывает очень мало. Организаторы поставили себе главной задачей создать место, где люди, которые любят музыку, могли бы сыграть людям, которые тоже любят музыку. Поэтому это оказалось невероятно хорошо! С членами жюри было очень приятно разговаривать после конкурса, одно удовольствие. В филармонии города был организован огромный концерт — несмотря на все ограничения, люди проявили исключительную заинтересованность. Дирижёр, оркестр, мне все там понравилось, но самое главное это, конечно, было отношение к участникам — как к родным детям! Всё было просто, близко, такая доброта, не было никакого холодного тона. Я понял насколько важно, когда чувствуешь себя не на каком-то состязании, что в принципе неверно, а когда ты участник настоящего праздника, на который все съехались сыграть друг для друга. И вообще я ужасно рад, что был там.

Выступление А. Кашпурина на концерте в филармонии города Руб Международный фортепианный конкурс «Les Etoiles du Piano», Франция

Н.Р.: В самом начале января Вы приняли участие в гастролях в Лондоне. Это событие тоже стоит в ряду приятных. Что Вы исполняли? Связано ли это с концепцией концерта 25 января?

Концертный зал Вигмор-холл (Wigmore Hall), Лондон

А.К.: Да, поездка в Лондон. Это совершенно особое путешествие, особенно в то время, когда это кажется невозможным, тем не менее, оно состоялось. Это было большое счастье сыграть на рояле в Вигмор-холле (Wigmore Hall) симфонию Бетховена в обработке Листа. Крайне неизвестное переложение, но такое гениальное и так интересно написано, каждый голос сохранен, при этом есть индивидуальное начало и много свободы. Листовский романтизм перемежается с максимализмом Бетховена, это смелая, яркая, дерзкая идея. Я считаю, что в затее написать аранжировку симфонии для фортепиано была такая молодость, такое вдохновение! И я уверен, что услышав это, многие люди поменяли бы свое отношение к Бетховену, да и к Листу тоже. Говорю так потому, что на одном инструменте все тембры звучат гораздо более индивидуально, чем это можно сделать в оркестре, где каждый тембр очевиден в исполнении разных инструментов. В общем я невероятно счастлив, что это получилось.

Александр Кашпурин, спектакль-сарсуэла «ХосеКармен», Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии. Фото В. Дрелевского
Александр Кашпурин и Тигрий Бажакин — сцена из спектакля-сарсуэлы «ХосеКармен». Малый зал филармонии. Фото В. Дрелевского

Н.Р.: В конце декабря 2021 года Вы успели сыграть в трёх спектаклях, один из которых премьера — «ХосеКармен». Вы являетесь музыкальным руководителем театра «Реплика». И это, наверное, не просто так. Какое место занимает театр в Вашей жизни?

А.К.: Да, я обожаю театр. Театр дал мне уверенность в том, что искусство, настоящее живое искусство, способно пробудить в человеке то, что он не ожидает в себе услышать. Я понял это однажды, когда еще даже не поступил консерваторию и встретил труппу молодых актеров, которые полностью изменили уровень моего мышления своей игрой. Настоящий театр – это не внешняя форма (искусственно подобранные речи, костюмы, какие-то роли), настоящий театр — это жизнь, это состояние, когда мы ищем в себе истинную жизнь, настоящий огонь, когда мы не хотим, мы не можем прожить жизнь впустую. Тогда начинается театр. Люди, которые занимаются театром, они ищут правды, они отдают себя в жертву ради того, чтобы через образ передать суть, передать правду, которая коснется всех, коснется сердца. Это большая жертва. Тот, кто вступил на этот путь, и кто по-настоящему любит театр, игра того действительно заслуживает нашего внимания, заслуживает нашей жизни. Ведь внимание слушателя это чрезвычайно интересная вещь. Люди отдают частицу своего времени, своих мыслей, чувствований тому, кого видят на сцене, отдают если доверяют происходящему, доверяют свою душу. Доверяют если артист, музыкант действительно может через суть музыки, театра эту душу взять и повести, тогда люди слушают до конца, потому что это касается их жизни. Либо они могут так же легко почувствовать, что не хотят отдавать даже минуты своего времени, не могут позволить себе этого. Да, я считаю, что театр — это то, что является настоящей жизнью, я желаю всем искать в себе эту жизнь, а найдя — никогда не покидать.

После спектакля «ХосеКармен» участники на сцене Малого зала филармонии. 27 декабря, 2021 г. Фото В. Дрелевского

Н.Р.: Александр, Вам 25 лет, Вы преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории, которую уже окончили, а так же аспирантуру, и в то же время – Вы студент консерватории, обучаетесь теперь искусству дирижирования. Чтобы Вы пожелали студентам?

А.К.: Я хочу пожелать студентам любить, не желая любви в ответ, любить не для этого. А любить и искать свою любовь, учиться любить, потому что только это может принести счастье. И еще я желаю всем думать про свою жизнь как об ответственности, о счастливой и очень важной для всех ответственности. Найти ту сферу жизни, где бы они хотели нести ответственность, нести свой ответ перед всеми. С этой точки зрения мир юности становится увлекательным поиском, радостным ожиданием и, конечно, очень уверенным движением по направлению к самым высоким, самым добрым целям в жизни.

Шнитке. «Ревизская сказка» исп. А.Кашпурин

Стравинский, «Поганый пляс Кащеева царства» из балета «Жар-птица». Исп. А. Кашпурин

Н.Метнер. Соната-воспоминание. Исп. А.Кашпурин

Александр Кашпурин фото Д. Рабовского