Уважаемые читатели портала «Русская культура»!
В связи с введённым правительством локдауном, с 1 по 7 ноября многие места культурного досуга закрываются, однако остаются работать театры и музеи.
Пропуск в театры и музеи будет осуществляться с помощью QR-кода (либо справки о медицинском отводе от вакцинации), а также по заблаговременно купленным электронным билетам.
Требование QR-кода не распространяется на детей и подростков до 18 лет. Людям старше 60 лет можно не предъявлять QR-код, достаточно показать сертификат о вакцинации или перенесенной болезни на бумажном носителе с подписью и печатью врача или медицинской организации.

1 ноября, понедельник

19.00 XXVII церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Лауреаты «Золотого софита» будут определены тайным голосованием накануне церемонии награждения. Премии будут присуждаться в четырех категориях:
В этом году специальные призы экспертного совета получат:
– Лаборатория фигуративного театра (театр «Karlsson Haus») – «За расширение границ профессионального мастерства кукольников»;
– Виктор Кривонос – за роль Михайло Александровича Глова в спектакле «Игроки». (режиссер Виктор Бугаков, театр «ЦЕХЪ»);
– Елизавета Боярская, Игорь Иванов, Станислав Никольский, Олег Рязанцев, Евгений Санников, Екатерина Тарасова, Игорь Черневич – за единство стиля в ансамбле уникальных актерских индивидуальностей в спектакле «Братья Карамазовы» (режиссер Лев Додин, Малый драматический театр – Театр Европы);
– Марина Игнатова – за сохранение и развитие лучших традиций русской актерской школы в роли Мадам в спектакле «Честная женщина» (режиссер  Валерий Фокин, Александринский театр);
– Роман Муромцев – за режиссуру спектакля «Шатуны» (театр-фестиваль «Балтийский дом»);
– Татьяна Трудовая – за дебютные роли в спектаклях Театра имени Ленсовета.
Премии номинационного совета удостоены:
– Авторский коллектив международного выставочного проекта «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» (Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»).
— Сергей Дрейден – «За многолетнее служение профессии и вклад в театральное искусство Санкт-Петербурга».

19.00 VI благотворительный Гала-концерт «Звезды Петербурга» (Александринский театр – пл. Островского, 6).
Концерт состоится в поддержку Свято-Владимирской школы в рамках фестиваля «Возрождение российских традиций». В концерте принимают звезды мирового балета Юлия Махалина, Фарух Рузиматов, Денис Матвиенко, примы, премьеры и солисты Мариинского и Михайловского театров Андрей Ермаков, Олеся Новикова, Анастасия Матвиенко, Александра Иосифиди, Екатерина Борченко, Ирина Перрен, Марат Шемиунов, Эрнест Латыпов и другие.
В программе фрагменты балетов: «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» и др.

19.30 Премьера перформанса «Lockdown» в рамках проекта «Чтения со смыслом» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
Постановка Аллы Дамаскер по одноименному произведению Ирады Берг – это размышление о любви и попытка ответить на вопрос: почему так часто нашему счастью мешают стереотипы и страхи. В главных ролях: Екатерина Варнава, Сати Спивакова и Ирада Берг.

2 ноября, вторник

Начало работы выставки «Двуглавый орел. Символ российской государственности» (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, выставочный зал).
С эпохи правления Великого князя Ивана III, вступившего в брак с византийской принцессой Софьей Палеолог, государственным гербом в России стал двуглавый орел.
В эпоху правления Петра I с 1721 года двуглавый орел стал символом новой империи: молодого российского государства.
Выставка будет посвящена истории появления государственной символики на разного рода предметах: от монет и форменной одежды государственных служащих до предметов интерьера и программ торжественных мероприятий.
В коллекции музея сохранились монеты, выпущенные Петербургским Монетным двором, расположенным в Петропавловской крепости. Памятные медали времени правления Екатерины II, Николая I напоминают о победах русской армии в русско-турецких войнах, войнах с Наполеоном.
Государственная символика как знак доблести будет представлена в таких экспонатах, как парадное оружие, мундиры, официальные документы, патенты и законодательные акты.
В годы Первой мировой войны особым подарком от императора Николая II для солдат русской армии служили пасхальные яйца с изображением двуглавого орла. В ряде случаев пасхальные подарки царь вручал воинам русской армии лично, о чем свидетельствуют кадры фотохроники.
В рамках выставки будет показано около 70 уникальных экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частных коллекций.
Выставка открыта до 2 ноября.

10.30 Программа мероприятий «К 300-летию провозглашения России империей» (Церковь-часовня Троицы Живоначальной – Троицкая пл.).
Три столетия назад, 22 октября 1721 года (по старому стилю, 2 ноября – по новому стилю) в Троицком соборе на Троицкой площади в Санкт-Петербурге царь Петр I принял титул «Великого, Отца Отечества, Императора Всероссийского», а Россия была провозглашена империей. Это событие произошло в День Казанской иконы Божьей матери, который Петр I специально избрал для официального оглашения Ништадтского мира, ознаменовавшего победу России над Швецией в Северной войне. Таким образом, эта дата объединила в себе большой христианский праздник, викториальный день и день рождения нового государства.
Программа мероприятий «К 300-летию провозглашения России империей» опубликована на сайте Государственного музея истории Санкт-Петербурга: https://www.spbmuseum.ru/themuseum/news/53589/

19.00 Бенефис ведущего артиста Театра на Васильевском Михаила Николаева. Показ спектакля «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя в постановке Владимира Туманова (Драматический театр на Васильевском – Средний пр. В.О., 48).
Михаил Николаев творчески объединяет московскую и петербургскую театральные школы, он учился в Школе-студии МХАТ, а оканчивал ЛГИТМиК по классу Владимира Петрова. Работал в Александринском театре, Театре комедии им. Н. П. Акимова, театре «Буфф», в «Приюте комедианта», в разнообразных антрепризных проектах.
С января 2007 г. Михаил Николаев – ведущий артист Театра на Васильевском. В прошлом сезоне зрители смогли увидеть Михаила Николаева в новых работах: «1984» по роману Джорджа Оруэлла в постановке Виталия Любского на сцене Городского театра, «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского в постановке Александра Баргмана на сцене Театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса в постановке Александра Баргмана на сцене Театра на Васильевском.
21 ноября 2021 года в Шереметевском дворце XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» представит музыкальный спектакль «Дягилев. Последние дни. Сцены из жизни Сергея Дягилева и Миси Серт». Роль Дягилева исполнит артист Театра на Васильевском Михаил Николаев, роль Миси Серт — пианистка Полина Осетинская.

19.00 Лауреаты Конкурса им. Чайковского в Мариинском: Константин Емельянов и Алексей Мельников (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
Мариинский театр приглашает на вечера симфонической музыки, в которых принимают участие пианисты Константин Емельянов (2 ноября) и Алексей Мельников (4 ноября). Оба — воспитанники Московской консерватории и легендарного педагога Сергея Доренского. Вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра Константин Емельянов исполнит Фортепианный концерт Эдварда Грига. В этот же вечер под управлением Заурбека Гугкаева прозвучит Третья («Героическая») симфония Бетховена.
Алексей Мельников будет играть Третий фортепианный концерт Сергея Прокофьева. Программа вечера 4 ноября включает также исполнение Второй симфонии Сергея Рахманинова. Дирижер — Гурген Петросян.

3 ноября, среда

12.00 Онлайн-встреча клуба «Музейное посольство» 
Послом выступит Наталья Фукс – искусствовед, куратор и продюсер, руководитель Методического центра «Медиаискусство».
МЦ «Медиаискусство» был открыт в августе 2020 года. Методический центр разрабатывает образовательные программы, организует профессиональные события, способствует международному обмену опытом в области педагогики медиаискусства и формированию профессионального сообщества вокруг этой дисциплины. Наталья Фукс расскажет, как образовательные программы в сфере медиаискусства соединяют пространство детской школы искусств с современным музеем.
Ссылка для регистрации на событие: https://museum12345.timepad.ru/event/1771365/

15.00 Выставка «Хлеб в мировой истории» (Санкт-Петербургский музей хлеба – ул. Михайлова, 2 А).
Выставка рассказывает о происхождении злаковых культур на нашей планете, описывает и объясняет мифы, обычаи и традиции, сложившиеся с возникновением земледелия.
Посетители увидят каменные жернова и зернотерки, узнают об эволюции зернохранилищ.
Выставка открыта до 29 января.

19.00 Премьера спектакля «Любовь – книга золотая» (Учебный театр «На Моховой» – ул. Моховая, 35).
Книга, подаренная императрицей Екатериной II, переворачивает жизнь имения князя Серпуховского с ног на голову. Греческие великолепия и амурные страсти, царящие в голове молодой княгини после прочтения книги, претворяются в жизнь – дворовые вынуждены сменить привычную одежду на рога, хвосты, венки и хитоны, словно от этого самые заветные мечты княгини исполнятся.
«Изящное дебошанство в эпоху Екатерины Великой» – так охарактеризовал жанр спектакля его создатель – режиссер Александр Синотов. Перед студентами выпускного курса мастерской профессора Андрея Валерьевича Толшина стоит задача совместить легкость водевильного настроения, шутки и буффонаду с драматическим накалом.

4 ноября, четверг

15.00 Второй всероссийский форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А).
В программу войдут 14 спектаклей и 5 междисциплинарных проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Нижнего Новгорода, Орла, Тольятти, Лысьвы и Тюмени. Участниками образовательной программы фестиваля станут действующие педагоги, организаторы и кураторы социокультурных проектов из 24 российских городов.
Афиша фестиваля опубликована на сайте:https://www.specialviewfest.ru/

18.00 Премьера спектакля «Тартюф» (Театр им. Ленсовета – Владимирский пр., 12).
В сценической редакции театра использованы переводы Ивана Кропотова и Владимира Лихачёва.
Режиссер – Роман Кочержевский.
Композитор – Фёдор Пшеничный.
Александр Новиков: «Самая большая трудность и проблема заключаются в том, что Мольер, согласно истории театра, – комедиограф. Мне же всегда казалось, что мольеровские Оргоны, Арганы, Журдены, Гарпагоны, то есть все главные герои его текстов, – трагические фигуры. Для меня пьеса «Тартюф» – о колоссальном наказании за иллюзии моего героя Оргона, отца семейства, в которое вторгся Тартюф. Тартюф возникает в этом доме как отчаянная попытка Оргона разобраться со своей жизнью. Оргон приводит этого человека на место какой-то пустоты в надежде, что он не столько заполнит ее, а прояснит ситуацию. Отчаяние Оргона и есть та самая почва, на которой вырастает необходимость и возможность привода в дом чужака. Перед нами семья, в которой живет глубокое одиночество. И история сближения Тартюфа с женой моего героя Эльмирой – удивительно тонко написанная Мольером коллизия. Мне кажется, зрители вообще не должны до самого конца понимать, что происходит между Эльмирой и Тартюфом. Как правило, эта линия сюжета играется так: Тартюф – похотливый завоеватель-коллекционер женских сердец, а Эльмира хочет открыть глаза мужу на недобросовестность его намерений. Нам же хочется, чтобы эта линия была загадочной, потому что в этой пьесе между ними проходят токи особой частоты».
В спектакле заняты: заслуженный артист России Александр Новиков (Оргон), артисты Олег Фёдоров (Тартюф), Ольга Муравицкая (Пернель), Диана Милютина (Эльмира), Илья Дель (Дамис), Александр Крымов (Клеант, Валер), Римма Саркисян (Дорина), Виктория Волохова (Марианна).

20.00 XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Фестиваль включает в себя четыре хореографических опуса на музыку Леонида Десятникова в исполнении солистов Урал Опера балета (Екатеринбургского театра оперы и балета): «Три тихие пьесы», «Ноябрь», «Праздник уходящих», «Дар».
Новые балеты на музыку Десятникова, ранее не предназначавшуюся для танца, ставят четыре российских хореографа: Максим Петров, Андрей Кайдановский, Максим Севагин и Вячеслав Самодуров.
Музыкальный руководитель постановки — Алексей Гориболь, пианист и продюсер, постоянный исполнитель музыки Десятникова.
8 ноября на сцене Театра музыкальной комедии будет представлена балетная программа Postscript.
Открывает программу «МакГрегор+Мюглер» — коллаборация двух визионеров от искусства из мира танца и высокой моды. Знаменитый хореограф Уэйн Макгрегор и легендарный кутюрье Манфред Тьерри Мюглер создали дуэт специально для примы Большого театра Ольги Смирновой (ее партнером станет премьер Большого театра Денис Савин).
Саундтрек к балету — современная электронная музыка, созданная американским композитором Холли Херндон с использованием искусственного интеллекта, а также неоклассическая фортепианная электроника немецкого композитора Нильса Фрама.
«Фавн» — балет, созданный хореографом Сиди Ларби Шеркауи к столетию «Русских сезонов» и являющийся своеобразным ремейком знаменитого балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» на одноименное сочинение Клода Дебюсси.
Чтобы приблизить музыку к современности, Шеркауи попросил композитора Нитина Сони́ разорвать композицию Дебюсси вставкой на другом музыкальном языке, практически незаметно для слушателя переходя от одного стиля к другому и из века – в век. Автор костюмов — Хусейн Чалаян.
«Воспоминание о дорогом месте» — балет для двух танцовщиков и двух балерин, поставленный Алексеем Ратманским в 2012 году на одноименный опус Петра Чайковского в оркестровке Александра Глазунова. Исполнители номера — звезды Большого театра Екатерина Крысанова, Якопо Тисси, Ольга Смирнова и Артемий Беляков.
Завершит программу балет «Постскриптум» хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон на знаменитую музыку Филипа Гласса. Это одно из наиболее сложных произведений, созданных авторами – как по хореографии, так и по эмоциональному наполнению.
Фестиваль продолжает серию партнерских выставок совместно с Музеем театрального и музыкального искусства.
Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» откроется в Шереметевском дворце показом перформанса «ПРОТОфауст» Инженерного театра АХЕ и познакомит посетителей с воплощениями фаустовской темы в искусстве и радикально противоположными трактовками этого сложного сюжета.
11 и 12 ноября «Дягилев P.S.» представит на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» премьеру нового спектакля Анжелена Прельжокажа «Лебединое озеро». Хореограф сохраняет оригинальную фабулу истории о красавице, превращенной в лебедя, однако вносит в сюжет ряд изменений – например, существенно расширяет роль родителей Зигфрида, отца-тирана, злоупотребляющего своей властью, и матери, которая в этой трактовке предстает практически прустовской героиней. Куда более многогранным и неоднозначным станет и образ Рогбарта – не только всесильного колдуна, но и хитроумного, предприимчивого дельца, словно пришедшего в сказочный мир «Лебединого озера» прямиком из нашего века.
Классическую музыку Чайковского Прельжокаж сочетает с современными ритмами, а также с другими произведениями великого композитора – скрипичными концертами, симфониями, увертюрами. А вот хореография будет полностью оригинальной. Костюмы к балету «Лебединое озеро» созданы русским модельером Игорем Чапуриным.
Продолжит программу фестиваля российская премьера уникальной программы «Диалоги» на сцене Александринского театра. Это вечер звездных дуэтов, поставленных лучшими современными хореографами мира: Матс Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Шерон Эяль, Сашей Вальц и Кристал Пайт. Исполняют программу ведущие солисты трупп хореографов и приглашенные танцовщики Королевского балета Швеции и Национального балета Норвегии.
21 ноября в Шереметевском дворце состоится показ музыкального спектакля «Дягилев. Последние дни». Сцены из жизни Сергея Дягилева и Миси Серт. Вокруг разговоров Дягилева и Серт, их общих шуток, ссор и воспоминаний режиссер Роман Габриа выстроил свой спектакль. Роль Сергея Дягилева исполняет Михаил Николаев, артист Театра на Васильевском, а в образе Миси Серт предстанет знаменитая пианистка Полина Осетинская. Бах, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Григ, Шопен – репертуар Миси Серт прозвучит в ее исполнении в Шереметевском дворце.
Также в рамках фестиваля в Шереметевском дворце пройдет выставка живописных работ Владимира Васильева, легендарного премьера Большого театра. В экспозицию войдут самые разные картины – портреты, пейзажи, натюрморты и интерьеры, созданные Владимиром Викторовичем в последние полгода, в условиях пандемии и изоляции. Откроется выставка концертом фортепьянной музыки в исполнении Юлии Стадлер.

5 ноября, пятница

17.00 Международный музыкальный фестиваль «Петроджаз-онлайн» 
Международный музыкальный фестиваль «Петроджаз» пройдет уже в семнадцатый раз. В этом году фестиваль состоится в онлайн-формате, все выступления будут транслироваться из зала «Эпицентр».
В концертах примут участие музыканты из США, Чехии, Дании, Швейцарии, Латвии, Франции, Армении и Санкт-Петербурга. По традиции «Петроджаз» представит все стили импровизационной музыки – бибоп и блюз, фанк и клезмер, рок-н-ролл и этно.
Начало трансляций в 17.00.
Подробнее о программе в официальной группе фестиваля в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/festival_petrojazz

19.00 Вернисаж выставки «Portrait 21/XXI» (Музей современного искусства «Артмуза», галереи «Течение», «Мастерская художника» – 13 линия В.О., 70, 3 этаж).
В музее «Артмуза» откроется выставка портрета XXI века, объединившая 14 молодых художников, для которых этот жанр является основным в творчестве. Вопреки сложившейся тенденции, проект не переосмысляет, а «расшифровывает» его с оглядкой на тысячелетний опыт мастеров. Куратор проекта – Александра Щёголева.
Выставка открыта до 30 ноября.

19.00 Премьера «В поисках утраченного времени: Сюжет(ы)» в рамках экспериментального проекта «Четыре. Современная режиссура в Каменноостровском театре» (Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр) – пл. Старого Театра, 13).
Марсель Пруст создал свой роман по принципу готического собора, перекинув арку между детством персонажа и его последними годами, когда он находит в себе силы написать книгу о прошедшей жизни. Первая часть театрального сериала «Свер[ш/ж]ение романа» – это попытка дать панораму всей семитомной эпопеи; в ее основе феномен «переплавки» жизни в искусство. Во второй части – «Сюжет(ы)» – фрагменты жизни показаны крупным планом. Если в первой серии мы как будто осматриваем «здание собора» снаружи, то во второй – заходим внутрь.
Три главные романтические истории в судьбе Марселя составляют сюжет(ы) жизни. Но, как и в воспоминаниях, они возникают не линейно, а переплетаются. Неопытный юноша, робеющий рядом с девушкой-подростком, светский молодой человек, ослепленный блеском искушенной аристократки, изнуренный страданиями эгоцентрик – они существуют одновременно и пытаются воздействовать друг на друга. «Порой даже трудно поверить, что все трое – ипостаси одного человека. А иногда, напротив: кажется, что одни и те же ошибки герой совершает годами изо дня в день. Он почти не в силах заметить этого, но у зрителей есть шанс», – считают создатели постановки.

6 ноября, суббота

18.30 Премьера спектакля «Зримые вещи» в рамках проекта «Не зря» (Российский этнографический музей – ул. Инженерная, 4/1).
«Зримые вещи» – спектакль, предлагающий прогуляться по Этнографическому музею словно по большой квартире и почувствовать, что дом каждого человека – маленький музей этнографии.
Собственный опыт артистов и зрителей, эмоциональное подключение и память настраивают оптику, позволяющую увидеть музей как часть личной мифологии и истории. Спектакль проходит в пространстве постоянной экспозиции, соединяя ее фрагменты, простые неисторические вещи и личные истории незрячих и зрячих актеров. Двигаясь от лишенных своего прямого назначения предметов в музейных витринах к очень личному контексту, «Зримые вещи» затрагивают темы национальной идентичности, семьи, рода, традиций, преемственности.
В спектакле задействованы 28 человек, как слепые и слабовидящие актеры, так и зрячие профессиональные актеры, режиссеры, художники, драматурги.
Спектакль «Зримые вещи» будет представлен в виде перформативной экскурсии в залах музея, зрители примут участие в создании этнографической коллекции будущего.
Художественный руководитель – Борис Павлович. Режиссер – Дмитрий Крестьянкин. Премьера спектакля состоится 6 ноября, показы также пройдут 10, 13, 17, 20 и 21 ноября. Начало в 18:30.

20.00 Премьера спектакля «В лучах» (Театр им. Ленсовета, Малая сцена – Владимирский пр., 12).
Современный польский драматург Артур Палыга поместил в основу своей пьесы подлинные дневники и письма Марии Кюри. Вместо легендарного великого ученого, облеченной в бронзу мифической фигуры в лавровом венце перед зрителем в спектакле предстанет живая, земная женщина. Цепочка писем Марии, написанных себе самой, мужу и дочерям, – линия ее жизни. Следуя таинственным законам бытия, письма складываются в цепочку неведомых элементов: жизненных бурь и радостей, потрясений и взлетов, побед и разочарований, любви и скорби, и образуют причудливую формулу человеческой души, не разгаданную и поныне.

7 ноября, воскресенье

19.00 Хоррор-мюзикл «Портрет Дориана Грея» (Театр «Мюзик Холл» – Александровский парк, 4).
Самый знаменитый роман О.Уайльда – история Дориана Грея, продавшего душу дьяволу в обмен на вечную молодость и красоту, – выдержал многочисленные экранизации и театральные постановки. Но и сегодня театр вновь обращается к шедевру английской прозы конца ХIХ века. Ведь в современной жизни, когда главной целью существования зачастую становится чувственное наслаждение и потребление земных удовольствий, герой, подобный Дориану Грею, вновь актуален.
Юный и необыкновенно привлекательный Дориан Грей, наделенный великим даром красоты, поддается всем искушениям, которые щедро предлагает ему жизнь – но на его лице ни порок, ни годы не оставляют следа. В чем же секрет Дориана Грея и чем он заплатит за вечную юность?
Музыкальную партитуру для мюзикла создал петербургский композитор Владимир Баскин, чья постановка «Алиса в стране чудес» с успехом идет в театре «Мюзик-Холл». Музыкальный ряд пропитан ощущением тревожности, неминуемой трагедии, апокалиптичности. Все заглавные партии исполняются в стиле рок-баллад. Режиссер спектакля – Наталья Индейкина.
Изысканный стиль высшего света Англии XIX века воплотила художник Юлия Гольцова. Особый шарм и элемент богемности спектаклю придают костюмы модного петербургского дизайнера, художника по костюмам Алины Герман. Для погружения в мрачную атмосферу Лондона конца викторианской эпохи использован зрелищный видеоряд, ассоциативно воссоздающий внутренний мир главных героев. Подвижные декорации сочетаются с видеопроекциями, что делает спектакль максимально эффектным и динамичным. Главный элемент спектакля – сам портрет – появляется благодаря использованию новейших технологий при создании видеопроекций.
Мюзикл «Портрет Дориана Грея» – мистический спектакль о смысле жизни и искусства, о добре и зле, предательстве и красоте, которая неподвластна земным законам.

8 ноября, понедельник

09.30 XCVII международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения-2021» (Центр мультимедиа Государственного Русского музея – Инженерная ул., 4).
Осенью 2021 года Санкт-Петербургская государственная консерватория отмечает 100 лет с начала изучения истории русского церковного пения в стенах светского учебного заведения. Официальной точкой отсчета традиции стало открытие в Петроградской консерватории в 1921 году кафедры изучения древней русской музыки по памятникам духовно-музыкального творчества. Кафедра была основана по инициативе композитора Сергея Михайловича Ляпунова, старосты Домовой Церкви Рождества Богородицы Санкт-Петербургской консерватории. В ее преподавательский состав были приглашены профессора консерватории – выдающийся дирижер Михаил Георгиевич Климов и исследователь византийских и древнерусских певческих рукописей Антонин Викторович Преображенский. В 1930 году изучение русской церковной музыки в стенах старейшей русской консерватории было приостановлено. Вновь возобновлено лишь в 1969 году благодаря научной и преподавательской деятельности Максима Викторовича Бражникова.
XCVII Международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», посвященный этой памятной дате, пройдет с 8 по 11 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге. В программу симпозиума традиционно войдут научная конференция, выставки, концерт, презентации изданий, мастер-классы.
К мемориальной дате приурочена виртуальная выставка «Како можем сие без мастера познати или познав распети: изучение древнерусского певческого искусства в Петроградской / Ленинградской консерватории» в Российской национальной библиотеке, на которой будут представлены документы, связанные с открытием кафедры древней русской музыки в Консерватории. Открытие выставки состоится 9 ноября в 16:30.
9 ноября в 19:00 в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга состоится концерт духовной музыки «Византия – Русь – Россия». Уникальные песнопения сербской и византийской традиции прозвучат в исполнении солиста, специалиста по византийской певческой традиции Милош Николич (Белград, Сербия). Древнерусские песнопения по старинным аутентичным нотациям исполнят: ансамбль древнерусской духовной музыки Санкт-Петербургской консерватории «Знамение», ансамбль древнерусского певческого искусства «Ключ разумения», ансамбль Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М. В. Бражникова «Инъ роспевъ». Своеобразным символом эпохи прозвучит сочинение «Богородице, Дево, радуйся», написанное осужденным композитором Сергеем Ляпуновым 22 июня 1922 года во время одного из заседаний Реввоентрибунала в Большом зале Петроградской филармонии. Завершит концерт выступление Певческой Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко. Вход по приглашениям.
Центральное событие симпозиума – научное заседание «Изучение древней русской музыки в Петроградской консерватории в 1920-е годы», посвященное мемориальной дате и выдающимся деятелям русского искусства и науки начала XX века, связанным с Консерваторией, – Сергею Михайловичу Ляпунову, Николаю Николаевичу Кедрову, Николаю Фёдоровичу Финдейзену, Степану Васильевичу Смоленскому, Антонину Викторовичу Преображенскому, их творчеству и исследованиям в контексте послереволюционных событий 1920-х годов. С сообщением, посвященным знаменитому вокальному квартету Николая Кедрова-старшего и архивным дореволюционным концертным записям из Концертного зала Санкт-Петербургской консерватории, выступит представитель музыкальной династии Кедровых – протодиакон Александр Кедров (Париж). Заседание состоится 11 ноября в 12:00 в Санкт-Петербургской консерватории (аудитория 342).
Организаторы симпозиума: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Российская национальная библиотека, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Соловецкий музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь.

19.00 XX Международный фестиваль балета Dance Open (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
На протяжении 20 лет крупнейший хореографический форум России популяризирует достижения балетного искусства. Именно по приглашению фестиваля в разные годы в Петербурге состоялись выступления артистов таких всемирно известных хореографических компаний, как Венский государственный балет, Национальный балет Нидерландов, Нидерландский театр танца, Балеты Монте-Карло, Балет Штутгарта, Балет Гамбурга, Английский национальный балет, Нью-Йорк Сити Балет, Балет Большого театра Женевы, Государственный Берлинский балет, Балет Дрезденской оперы, Балет Сан-Франциско, Американский балетный театр, Балет Марибора, Танцевальная компания Батшева, Национальный балет Испании, Польский национальный балет, Королевский балет Ковент Гарден, Шотландский балет и других. В эксклюзивных Гала звезд Dance Open приняли участие свыше 300 ведущих танцовщиков из 30 государств.
В программе юбилейного сезона – работы более 20 знаковых хореографов. Фестиваль откроет Национальный балет Испании: 8 и 9 ноября в театре «Балтийский дом» всемирно известные виртуозы фламенко представят премьерную в России программу «Обращения». Традиция danza estilizada раскроется в атмосферных авторских версиях трех хореографов: Марио Майя, Антонио Нахарро и Рубена Ольмо.
10 ноября состоится премьера мультимедийного видеоэкскурса «Балетная азбука». Первыми просветительский видеогид по историческому закулисью профессии, созданный командой Dance Open в сотворчестве с российским хореографом Алексеем Мирошниченко, увидят зрители кинотеатра Angleterre Cinema Lounge. С 13 ноября «Балетную азбуку» смогут посмотреть все ценители танца: она появится в открытом доступе на странице фестиваля в социальной сети ВКонтакте.
11 и 12 ноября на сцене Театра музыкальной комедии национальный танцевальный бренд Нидерландов и одна из самых авторитетных балетных компаний мира – Introdans представит программу «Золотой сезон»: в этом году труппе исполняется 50 лет, и она отмечает свой юбилей вместе с Dance Оpen. Зрители увидят премьерные в России балеты от знаковых хореографов: Whim/Прихоть Александра Экмана и Promenade/Прогулку Роберта Баттла, а также известный балетоманам всего мира Kaash Акрама Хана.
Кульминационное событие фестиваля – Гала звезд мирового балета Dance Open – пройдет 14 ноября на сцене БКЗ «Октябрьский».

20.00 Священное и мирское. Концерт пианистки Варвары Мягковой (Дом радио – Итальянская ул., 27).
Варвара Мягкова – феномен последнего времени, опытная пианистка, получившая известность благодаря распространению ее записей в социальных сетях. С 2019 года ее сольная карьера развивается стремительно. «Открыл» Варвару Мягкову пианист Борис Березовский, пригласивший ее выступить на своем фестивале «Летние вечера в Елабуге». Вскоре состоялись ее сольные и камерно-ансамблевые выступления на Фестивале камерной музыки «Возвращение», Международном музыкальном фестивале Ars Longa, фестивале Škola Crew, в Бетховенском зале Большого театра, Концертном зале «Зарядье», Московском международном Доме музыки и др. В сентябре 2021 года на лейбле Fancy Music вышел диск с «Эскизами XIII-XVI» Сергея Ахунова, написанными специально для Варвары Мягковой и записанными на трёх старинных роялях в музее реставратора Алексея Ставицкого в Рыбинске.
В петербургском Доме Радио Варвара Мягкова представляет программу «Священное и мирское», запись которой была поддержана краудфандинговой кампанией и состоялась в конце октября сего года.
Варвара Мягкова: «Одна из моих лучших концертных программ – «Священное и мирское»: Бах, Скарлатти и две миниатюры Мессиана. Это мой репертуар, я им живу и дышу».
Борис Березовский: «Варвара Мягкова феноменально играет Баха — на мой взгляд, даже лучше, чем знаменитый Гленн Гульд».
Ксения Кнорре: «В каком-то смысле Мягкова уникальна. У нее есть какое-то детское удивление перед музыкой, как будто до нее никто это не играл».
Лукас Генюшас: «Мягкова – обладатель дарования, которое можно назвать «потусторонним»: она как бы вещает, пророчит».
Варвара Мягкова окончила Специальную Музыкальную школу им. Гнесиных (класс Е.С. Пляшкевич) и Московскую государственную консерваторию.

9 ноября, вторник

11.00 Начало работы выставки «Отпечатки» Ильи Мосунова (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Улица Малевича» – 13 линия В.О., 70, 3 этаж).
На персональной выставке в «Артмузе» Илья Мосунов возрождает линогравюру, определяя ей место в современном мире, в котором цифровизация и массовое производство создают контр-эффект эксклюзивности. В ярких работах художника зритель наблюдает метаморфозы и возможности союза «краска-бумага».
Выставка «Отпечатки» тематически становится фиксацией воспоминаний и схваченных повседневных образов. Случайные кадры из отпусков, пойманные граффити Барселоны (триптих LOOK&HIDE), ироничный нарратив из уст Микки Мауса, оммаж римским статуям. Визитная карточка Ильи Мосунова – портреты девушки в тюрбане и испанского юноши Матэо – уже стали фигурантами афиш и лотами российских аукционов современного искусства.
Выставка открыта до 5 декабря.

19.00 Мультимедийный музыкальный проект «Живаго. Я вышел на подмостки…» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Проект объединит поэзию, драму, музыку, а также видеоряд, раскрывающий сюжетные эмоциональные переживания героев.
Созданную режиссером Аллой Масловской сценическую версию романа представят известные петербургские артисты театра и кино: Артём Цыпин (Юрий Живаго), Михаил Разумовский (Павел Антипов), Елена Калинина (Лариса Антипова), Лаура Пицхелаури (Антонина Живаго), Игорь Черневич (Комаровский). Важным дополнением станет звучание стихов из тетради Юрия Живаго.
Саундтрек к фильму «Доктор Живаго», написанный композитором Эдуардом Артемьевым, прозвучит в исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония».

10 ноября, среда

Начало работы выставки «Я3» (Особняк Румянцева – ул. Галерная, 45).
Выставка представляет творчество 30 петербургских художников: живописцев Павла Антипова, Бориса Аникина, Юлии Беховой, Игоря Болотова, Анастасии Базановой, Юлии Вальцефер, Евгения Груздева, Раушана Губайдуллина, Виктора Егорова, Александра Зимина, Дмитрия Иванова, Александра Кириллова, Надежды Касаткиной, Владимира Кожевникова, Андрея Мамаева, Станислава Мирошникова, Елены Орловой-Афиногеновой, Елены Прудниковой, Павла Покидышева, Александра Перепелицына, Николая Романова, Георгия Рашкова, Нины Рыжиковой, Ильи Хохрина, Ольги Шведерской, Дмитрия Яковина и скульпторов Алексея Архипова, Евгения Буркова, Светланы Мельниченко.
Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга на выставке представлено три картины известной ленинградской художницы, ученицы Павла Филонова – Татьяны Глебовой (1900-1985).
Творчество каждого из художников представлено тремя произведениями: автопортретом, работой, которую выбрал сам художник, и произведением, которому отдал предпочтение куратор проекта. Таким образом, на выставке каждый из художников предстанет перед зрителем своими тремя «Я» — «Я» в кубе».
Выставка открыта до 25 декабря.

19.00 Премьера оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в постановке Алексея Франдетти (Мариинский-2 – ул. Декабристов, 34).
Валерий Гергиев вновь обращается к партитуре Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Новую постановку (прошлая была выпущена Василием Бархатовым в 2007 году для Концертного зала) он доверил московскому театральному режиссеру Алексею Франдетти. В постановочной команде спектакля — художники Вячеслав Окунев и Виктория Севрюкова, художник по свету Глеб Фильштинский, хореограф Ирина Кошуба. Историю знаменитого ювелира и скульптора эпохи Возрождения режиссер задумал представить в эстетике итальянского кино эпохи неореализма: Франдетти увидел параллели между историей создания легендарной статуи Персея и историей съемок культового фильма Федерико Феллини «8½». В партии Бенвенуто готовятся выступить тенора Александр Михайлов и Иван Гынгазов, Сергей Семишкур и Михаил Векуа.

11 ноября, четверг

Начало работы выставки «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости» (Петропавловская крепость, Тюрьма Трубецкого бастиона).
23 апреля 1849 года начинающий молодой литератор Федор Михайлович Достоевский был арестован как один из участников революционного кружка «петрашевцев» и следующие восемь месяцев он провел в стенах главной политической тюрьмы Российской империи – «секретном доме» Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Заключение, последовавшая за тем инсценировка казни на Семеновском плацу и сибирская ссылка стали важнейшими переломными событиями в судьбе писателя, оказав влияние на его дальнейшее мировоззрение и творчество.
Именно этим драматическим событиям будет посвящена выставка в помещении бывшей квартиры смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона, приуроченная к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Будут представлены документы, фотографии и иные изобразительные материалы и экспонаты из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также других музеев и архивов Санкт-Петербурга.
Выставка открыта до 1 июня.

10.30 Открытие XLVI Международной конференции «Достоевский и мировая культура», посвященной 200-летию со дня рождения писателя и 50-летию петербургского Музея Ф.М.Достоевского (Кузнечный переулок, 5/2).
Конференция пройдет с 11 по 13 ноября 2021 года под общим названием «Достоевский. 200 лет со дня рождения».
Программа конференции: https://docs.google.com/document/d/13eRPzQ8NRf6kpxvhaorJcXIuWJDXUkMK/edit

Начало работы выставки, посвященной Владиславу Мамышеву-Монро «Сказки о потерянном времени» (KGallery – наб. реки Фонтанки, 24).
Название выставки в KGallery отсылает к одноименной серии фотографических работ Владислава Мамышева-Монро, посвященной судьбам людей искусства в поворотный момент истории в начале ХХ века. Художник позаимствовал его из кинофильма Александра Птушко (1964), снятого по мотивам сказки Евгения Шварца.
Владислав Юрьевич Мамышев-Монро (1969-2013) – художник, примеривший на себя множество образов. Получивший свой творческий псевдоним по имени американской киноактрисы Мэрилин Монро, он сумел сделать перфоманс из своей жизни, гениально перевоплощаясь в самых разнообразных персонажей от Жанны Д’Арк и Любови Орловой, до Федора Михайловича Достоевского и шекспировского Полония, от Тутанхамона и Екатерины Великой до Анны Ахматовой и Григория Распутина.
Художник начал свою карьеру в конце 1980-х годов, выступая в оркестре «Популярная механика» Сергея Курёхина и одновременно принимая участие в выставках нового искусства. Владислав Мамышев-Монро был бессменным ведущим «Пиратского телевидения», созданного им совместно с Юрисом Лесником и Тимуром Новиковым.
На выставке представлены наиболее известные серии работ Мамышева-Монро из собрания Государственного Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы.
К выставке приурочено переиздание Новым музеем Аслана Чехоева библиографической редкости – книги «Жизнь замечательного Монро» Олеси Туркиной и Виктора Мазина.
Выставка открыта до 12 января.

Начало работы выставки «Михаил Матюшин. Живопись. 1900-1910-е» (Музей петербургского авангарда – ул. Профессора Попова, 10).
Выставка приурочена к 160-летию выдающегося деятеля русского авангарда Михаила Васильевича Матюшина (1861-1934). В экспозиции представлены живописные работы художника из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
На выставке демонстрируются произведения М. В. Матюшина, созданные в первые полтора десятилетия ХХ века. Эти работы относятся к импрессионистскому периоду творчества художника, который сам он характеризовал как «искания цвета и света в этюдах с натуры». В них Матюшин стремился передать «красоту видимой цветности, радость цвета, улавливаемого в природе».
Большую часть представленных на выставке работ составляют пейзажи, основными сюжетами которых выступают лесные опушки, мостики, деревья, прибрежные валуны, затерянные в зелени дома. Природа занимала особое место в творчестве Матюшина. Одной из центральных идей его мировоззрения было представление о мире как о едином органическом целом, а внимательное наблюдение природы легло в основу творческого метода художника.
Выставка открыта до 15 февраля.

Начало работы выставки «Б-Ботаника» (Музей-квартира А. А. Блока – ул. Декабристов, 57).
Выставка, объединившая материалы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, рассказывает об интересе Александра Блока к ботанике, «азбуку» которой он постигал с раннего детства, благодаря своему деду А. Н. Бекетову.
Любовь и глубокие знания мира флоры отразились не только в стихах Блока, но и его матери, А. А. Кублицкой-Пиоттух, тётки Е. А. Бекетовой, в рисунках двоюродного брата – А. А. Кублицкого-Пиоттух.
На выставке представлены фотографии, документы, письма, печатные издания и бытовые предметы начала XX века с изображением разнообразных растений.
Выставка открыта до 17 мая.

Начало работы выставки «Русский авангард: механика, конструкция, быт» (Петропавловская крепость, Инженерный дом).
Феномен авангарда является одной из наиболее важных вех в истории ХХ века. В России искусство «передового отряда» представляло собой разнородное направление, которое закрепилось за радикальными течениями и достигло своего расцвета в 1920-е годы. Воспевание технологического прогресса, возникшее на Западе еще в конце XIX века, нашло своеобразное выражение в искусстве русского авангарда и проявилось в культе механики и техницизма. Машинная эстетика стала формообразующим идейным и композиционным принципом, повлиявшим не только на художественную, но и повседневную жизнь в период с 1917 года и до начала 1930-х годов.
Выставка, объединившая художественные произведения из собрания 11-ти российских музеев покажет, как увлечение авангардистов машиной и техникой отразилось в искусстве этого периода и какое влияние оказало на повседневную жизнь человека. Мастера этого направления пропагандировали механизацию труда, популяризировали технократию в искусстве и в быту. На выставке будут представлены проекты хлебозаводов, фабрик-кухонь, подвижных и летающих городов, проекты и фотографии театральных декораций и костюмов, произведения живописи и графики, воспевающие индустриализацию или экспериментирующие с новыми, «машинными» формами и объемами. Образцы текстиля, керамические изделия, предметы быта, соответствующие заданной тематике, дополнят образный ряд и воссоздадут атмосферу повседневной и художественной жизни конца 1910 — начала 1930-х годов.
Выставка открыта до 30 мая.

Открытый лекторий «Культура 2.0» (https://culturalforum.ru/culture_2_0 /https://rcfoundation.ru/).
Серия дискуссий о новейших технологиях в культуре пройдет с 11 по 13 ноября в Библиотеке имени В. В. Маяковского и будет широко транслироваться онлайн. Эксперты из России и других стран обсудят массовую культуру, практики взаимодействия музеев и театров, видеоарт, криптоискусство и другие явления новой культуры.
Открытый лекторий – специальный дискуссионный проект и ключевой блок образовательной программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Организатором дискуссий «Культуры 2.0» 11-13 ноября стала ООГО «Российский фонд культуры». Участие для всех желающих традиционно бесплатно, по предварительной регистрации.
Для широкой аудитории будут организованы трансляции всех событий на сайте Форума https://culturalforum.ru/culture_2_0, на сайте Российского фонда культуры https://rcfoundation.ru/ и в социальных сетях ВКонтакте https://vk.com/spbicf и Facebook https://www.facebook.com/spbicf/
«Культура 2.0» – дискуссии о технологиях в самом широком смысле. В этом году мероприятия «Культуры 2.0» будут объединены темой трансформации и взаимопроникновения культуры, городской среды и технологий.

11.00 Начало работы выставки «Покой и радость» (ЦВЗ «Манеж» – Исаакиевская пл., 1).
На выставке будут представлены произведения более 100 русских художников (в том числе Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций свыше 40 ведущих музеев России и зарубежья.
Куратор — Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств. Координатор — Светлана Зенина.
Саундтрек проекта создан композитором и пианистом Антоном Батаговым. Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой (Planet 9) и включает несколько тематических разделов. В работах русских художников XIX века отражены образы, возвращающие нашу память к традициям прошлого, не заостряя внимание на его социальных и политических проблемах.
В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит просветительскую программу (мероприятия пройдут в онлайн-формате). Она познакомит зрителя с историей и философией XIX века. Изучая шедевры изобразительного искусства, литературы и музыки, участники программы откроют для себя ту неповторимую эстетику, которая до сих пор остается интересной и привлекательной для наших современников.
Выставка открыта до 30 января.

14.00 Лаборатория «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека – ул. Зодчего Росси, 2).
Лаборатория «8 из числа 7, или 7 дней с Идиотом» – проект Театральной мастерской «АСБ» к 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.
С 11 ноября по 4 декабря на разных площадках города сыграют 11 пьес Клима, созданных по мотивам романа «Идиот» в постановке Алексея Янковского. Также в рамках проекта пройдет творческая встреча с драматургом Климом и научный семинар на тему цикла.
Вход на все мероприятия проекта бесплатный, по предварительной регистрации на сайте http://teatrasb.ru/8-7.

19.00 Открытие исторической сцены БДТ им. Г. А. Товстоногова после ремонта. Показ спектакля Андрея Могучего «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» (наб. реки Фонтанки, 65).
В период с января 2020 года по декабрь 2021 года в Большом драматическом театре проводились работы по гидроизоляции подвала, а с апреля 2021 года историческое здание на Фонтанке было закрыто для проведения гидроизоляционных работ в трюме Основной сцены.
Во время ремонта БДТ продолжал играть спектакли на Второй сцене (Каменноостровский театр) и на сценах театров Петербурга – Александринского театра, МДТ – Театра Европы, Театра-фестиваля «Балтийский дом» и ТЮЗа им. А. А. Брянцева.

12 ноября, пятница

19.00 Премьера спектакля «Дураки-дороги» по мотивам произведений Владимира Сорокина (Театр эстрады им. Аркадия Райкина – Большая Конюшенная ул., 27).
Основой спектакля стали фольклорные аналоги мемов из книги Владимира Сорокина «Русские народные пословицы и поговорки» и рассказы автора, написанные в разные годы. В центре сюжета – российская глубинка, готовящаяся широко отметить свой юбилей.
Этот условный, лубочный и страшный русский мир населяют характерные персонажи – чудаковатые и нелепые, трогательные и жалкие, самозабвенно стремящиеся выслужится перед начальством.
В спектакле примут участие артисты Театра эстрады им. А. Райкина и приглашенные актеры петербургских театров. В ролях: Александр Черкашин / Андрей Гульнев, Регина Щукина / Татьяна Калашникова, Пётр Дементьев, Роман Виноградов, Анна Дворяненко, Игорь Ярошевич, Юрий Михайлик, Алена Кухоткина, Мария Насырова.
Художественный руководитель Театра эстрады Юрий Гальцев предстанет в главной роли – губернатора юбилейного края.

19.00 Вернисаж выставки «Путь следования» Игоря Гусева и Марии Тяпковой (Музей современного искусства «Артмуза», галерея «Ул. Большая Ремесленная» – 13 линия В.О., 70, 4 этаж).
Два фотохудожника, чьи работы хранятся в коллекциях государственных музеев, представят совместную выставку-размышление о том, что есть Путь. Будут выставлены серия «Путевые знаки» Игоря Гусева и снимки Святой земли Марии Тяпковой.
Выставка открыта до 6 декабря.

13 ноября, суббота

16.00 Концерт Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).
В зале «Беседа любителей русского слова» музея-усадьбы Г. Р. Державина струнный состав Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга исполнит произведения П. И. Чайковского: «Воспоминание о Флоренции» и «Серенаду для струнного оркестра».
Солистка – Екатерина Будникова (скрипка).

17.00 Четвертый международный фестиваль негосударственных пластических театров «Куранта – онлайн» (https://vk.com/kuranta_festival).
В этом году фестиваль пройдет в онлайн-формате, в прямом эфире телеканалов «Санкт-Петербург» и «Теледом». Зрители увидят детские и взрослые танцевально-пластические спектакли со всей России. Начало трансляций в 17.00. Завершится фестиваль церемонией награждения лучших коллективов.
Официальная группа фестиваля «Куранта» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/kuranta_festival.

20.00 Симфонический концерт из цикла «Филармония от «Сотворения мира» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Один из крупнейших российских дирижеров – Александр Лазарев – возвращается за пульт после более чем двадцатилетнего перерыва. В цикле «Филармония от «Сотворения мира», посвященном истории старейшей концертной организации страны, под управлением дирижера прозвучат Восьмая симфония Глазунова, премьеру которой автор осуществил в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) 9 декабря 1906 года, и Скрипичный концерт Элгара. Солист – Никита Борисоглебский.

14 ноября, воскресенье

19.30 Спектакль по пьесе А.Строганова «Точка возврата» (Театр «Театральная долина» – 13 линия ВО, 70).
Это спектакль о матери и сыне, которые отчаянно пытаются найти друг друга в сюрреалистическом сне, похожем на жизнь. История пути от принятия к взрослению и от прощения к любви. Попытка обрести друг друга и самих себя, залечить раны и начать сначала. Вернуться в точку, с которой все пошло не так, и все исправить. Возможно ли это?
Автор пьесы Александр Строганов – драматург, поэт, писатель. Доктор медицинских наук. Доцент кафедры психиатрии Алтайского государственного медицинского университета. Создал оригинальное направление в психотерапии – трансдраматическую терапию, представляющую собой универсальную схему трансформаций театральных систем в психотерапевтические методы.
Режиссер спектакля – Людмила Никитина.

15 ноября, понедельник

15.00 Восьмой сезон цикла телепередач «Герои нашего времени» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Тема новой программы – Медицина.
В зрительном зале ТЮЗа соберутся врачи, медсестры, преподаватели и студенты медицинских учебных заведений, представители врачебных династий. Именно они расскажут подросткам и участникам телешоу о том, как и почему их выбор пал на профессию врача, какими качествами должен обладать человек, выбирающий путь служения людям, с какими трудностями приходится сталкиваться, и как проходит обычный день медицинского работника.
Среди героев будут артисты и режиссеры, которым посчастливилось сыграть в кино и на сцене роли врачей. Они поделятся с аудиторией секретами актерского мастерства, расскажут о том, как создавались экранные и сценические образы, кто стал прототипом для их персонажей, какие есть особенности создания фильмов, где главными героями становятся медики, а местом действия – больница.
Ведущими программы станут Андрей Максимков и Людмила Ширяева.

 

Уважаемые друзья портала «Русская культура»!
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: novosti@russculture.ru