18 октября 2021 года, понедельник. Концерт литовского ансамбля NICO в Малом зале С.Петербургской филармонии.

 

Голос, движение, шёпот, речитатив, собственные голоса скрипки, виолончели и контрабаса,- мистерия рождения музыки. Так пафосно можно было бы охарактеризовать то действие, которое разыгралось вчера в Малом зале Петербургской филармонии во время выступления Гедиминаса Гелготаса и его ансамбля NICO (New Ideas Chamber Orchestra). Открытая эмоциональность и сдержанная сексуальность молодого композитора и ещё более молодых музыкантов вовлекли зрителей в свой радостный мир. Именно радость и целомудренный восторг перед Божием творением отличает тот утончённый мир, который создали своим присутствием эти виртуозные артисты.

В программе концерта было много музыки самого Гелготаса: Lock Me in Your Light, Saint Luke (Затвори меня в своём свете, Святой Лука)/  Sanctifaction (Освящение)/ Transitory(Временный)/  Higher Energy(Высшая энергия)/ Praisedance (Похвала)/  Never Ignore the Cosmic Ocean (Никогда не упускайте, что есть океан космоса). Последняя композиция стала визитной карточкой Гелготаса. Музыкальные критики назвали её «сенсацией» (журнал «Neue Musikzeitung», 2012). Она записана независимой французской компанией звукозаписи «Naïve Classique» и регулярно транслируется для 28 миллионов телезрителей MezzoTV в Европе и Азии.

https://www.youtube.com/watch?v=w6MVv88TD_I

Интересно, что музыку Чюрлёниса или Вивальди ансамбль исполняет в аранжировке самого Гелготеса или другого, очевидно родственного ему, современного композитора Макса Рихтера (р.1966). В то время как музыка Филиппа Гласса или Хильдегарды Бингенской/Хильдегард фон Бинген (святой XII века, прославленной католиками в лике «учителей Церкви»), которая с детства писала музыку на свои стихи, оставлена в первоначальном виде. Это свобода в обращении с музыкальным наследием выдаёт в Гелготасе не только его эрудицию, но и действенный (харизматичный) диалог с предшественниками.

 

 

Очевидно, что Гедиминас Гелготас развивает традицию минимализма, идущую от Филиппа Гласса (фрагмент для скрипки с оркестром которого тоже был в программе) с одной стороны, и Чюрлёниса с другой. Выбранный им путь, возможно, разочарует поклонников таких современных композиторов как Марк Андрэ или Джорж Крам, работающих в направлении технического расширения музыки. Гелготас и его музыканты заполняют паузы своей живой энергией. Периодически в струнное звучание экстатически врывается человеческий голос, словно его не хватает для «мировой гармонии». Поддерживает общий ритм и движения артистов на сцене: быстрые, импульсивные — дирижёра, сознательно замедленные — скрипачек в длинных чёрных туниках на огромных каблуках. Они как древние валькирии — свободны, прекрасны и сильны. Радует и то понимание, дружелюбие внутри артистической команды, которое делает зрителей соучастниками процесса создания музыки здесь и сейчас. В благодарность музыкантам зал приветствовал их стоя.

Это уже не первое выступление ансамбля в Петербурге. Похоже, что NICO становится постоянным участником нового ежегодного музыкального фестиваля «Солисты Балтики» (худ.руководитель Надежда Рогожина). Хотя в этом году организаторам и Генеральному консульству Литвы это стоило больших усилий наперекор всем ковидным ограничениям и злоупотреблениям.

Татьяна Ковалькова

 

© НП «Русская культура», 2021