1 октября, пятница

XI Форум малых музеев.
Форум малых музеев − это ежегодный городской осенний фестиваль, в рамках которого десятки «малых» музеев на своих площадках проводят для жителей и гостей Санкт-Петербурга и Ленобласти интереснейшие программы и мероприятия.
В этом году в фестивале впервые примут участие: Музей актеров Самойловых, Музей мостов, Музей-квартира И. И. Бродского, Дом-музей Ф. И. Шаляпина, Санкт-Петербургский музей игрушки, Музей «Школа в портфеле» (ГБОУ СОШ №50 Петроградского р-на), Музей Санкт-Петербургского педиатрического государственного медицинского университета, Музей телевидения, Музей «Боевой путь 19-го танкового корпуса» (Санкт-Петербургский технический колледж), Музей «Отечества достойные сыны» (Морской технический колледж им. адмирала Д. Н. Сенявина), Музей-усадьба «Суйда».
Подробное расписание фестиваля можно найти на сайте: https://kartaforum.ru
Официальная группа в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/forummuzeev
Организатор: СПб ГБУК «Музей «Разночинный Петербург» (Общегородской центр по теории и практике музейного дела).

14.00 Открытие III Всероссийского Открытого конкурса исполнителей на струнных народных инструментах имени А. Б. Шалова (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки − Невский пр., 30).
Александр Борисович Шалов (1927-2001) – заслуженный деятель искусств России, профессор, автор многочисленных обработок русских народных песен и романсов. Основатель высшей профессиональной исполнительской школы в Ленинграде, музыкант работал в Консерватории с момента открытия отделения народных инструментов, воспитав блестящую плеяду учеников.
Инициатива проведения этого музыкального состязания принадлежит кафедре струнных народных инструментов Консерватории. Конкурс проводится среди исполнителей стран СНГ в возрасте от 16 до 30 лет по номинациям: домра, балалайка, гусли.
Директор конкурса и член жюри – заслуженная артистка России, профессор, заведующая кафедрой струнных народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории Наталья Шкребко. Председатель жюри – заслуженный артист РФ, профессор Михаил Сенчуров. В состав жюри вошли профессора Санкт-Петербургской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, Уральской, Петрозаводской, Ростовской консерваторий.
В рамках проекта в Малом зале имени М. И. Глинки петербургской филармонии, в Академической Капелле и в концертном зале «Яани Кирик» пройдут концерты с участием выдающихся музыкантов наших дней. Разнообразную программу представят члены жюри Конкурса, мастера-виртуозы и Оркестр народных инструментов Санкт-Петербургской консерватории.

19.00 Премьера балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в хореографии Начо Дуато (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Начо Дуато о спектакле: «Я хочу сделать более современную историю – очень эмоциональную и человеческую. Действие мы переносим в начало ХХ века, в так называемую «прекрасную эпоху», когда европейская аристократия, уставшая от романтики средневековых замков, искала другую эстетику и металась в поисках сильных чувств. В своей постановке я использую отдельные фрагменты классической хореографии Льва Иванова – Мариуса Петипа, но финальный акт будет полностью новый, и я почти уверен, что заключительная сцена удивит зрителя. Не буду ее раскрывать, но если меня спросят, счастливый ли будет финал, я скажу так: на мой взгляд, да».
Художник-постановщик спектакля Ангелина Атлагич предложила элегантное оформление сцены и придумала фантастически красивые костюмы. В них нашла отражение парижская мода 1900-х годов, на которую, в свою очередь, сильное влияние оказали дягилевские «Русские сезоны», особенно костюмы Леона Бакста и Александра Бенуа к балетным постановкам. В новом «Лебедином озере» зрителей удивят изящные силуэты костюмов и изысканный декор. Живые, иногда даже несколько напряженные тона подчеркнут глубину той эмоциональной пучины, в которую погружены главные персонажи балета.
Музыкальным руководителем и дирижером постановки является Алевтина Иоффе – и это первый спектакль, который она выпускает в статусе музыкального руководителя Михайловского театра.

19.00 «Мистерия» − проект «Петербург-концерта» (Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – наб. реки Мойки, 20).
Уникальный проект «Петербург-концерта» «Мистерия» состоится при участии ансамбля «Эссе-квинтет» и солиста театральных мюзиклов Ивана Ожогина.
В «Мистерии» сойдутся классика и современность. Прозвучат известные произведения М. Мусоргского, Ф. Шуберта, К. Орфа, мелодии из популярных мюзиклов и саундтреки к шедеврам мирового кино в авторских аранжировках. А необычное сочетание акустического и электронного звучания, современных световых и звуковых эффектов превратит концерт в академическом зале в настоящее музыкальное шоу.
В программе вечера также примут участие: солистка Мариинского театра Наталья Павлова (сопрано), вокальный ансамбль «Рождество» (художественный руководитель – заслуженная артистка России Ольга Ступнева) и один из самых известных барабанщиков Петербурга, рок-музыкант Антон Новиков. Ведущий – Дмитрий Дмитриев.

19.00 Концерт «Музыка, Viva!» к Международному дню музыки (Культурный центр Елены Образцовой − Невский пр., 65, 3 этаж).
В этот праздничный день в концертном зале на Невском проспекте выступят вокалисты, в августе этого года представлявшие петербургскую вокальную школу на XIII Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой, и яркие музыканты-инструменталисты – лауреаты международных конкурсов.
В концерте принимают участие Елизавета Антипова (сопрано), Дарья Белоусова (меццо-сопрано), Антон Долговязов (баритон), Анна Кучерявый (сопрано), Полина Новикова (меццо-сопрано), Ангелина Носкова (меццо-сопрано), Олег Самохин (бас), Екатерина Фенина (сопрано), Лэй Чжан (сопрано), Хуэй Чжан (бас), Чэн Чан (бас). Для гостей вечера выступят пианисты Мария Чернова (обладатель Специального приза «Лучший концертмейстер конкурса»), Дина Каминская, Юрий Гончаров, а также Михаил Кашеутов (гитара) и Илья Измайлов (виолончель). Прозвучит камерная вокальная и инструментальная музыка русских и зарубежных композиторов.

2 октября, суббота

12.00 Открытие нового выставочного пространства ArtBox (Каменноостровский пр., 11/2 А).
Выставочный зал ArtBox станет первой крупной площадкой Петроградской стороны, где будут экспонироваться редкие работы современных художников. Откроется пространство грандиозной выставкой основоположника «Pinning Art» Валерия Гриковского. Серия выставочных событий и дискуссионных клубов будет организована идейным вдохновителем ArtBox, коллекционером Сергеем Сергеевым и идеологом галереи современного искусства Al Gallery, искусствоведом Натальей Жуковой. В октябре здесь откроется также киноклуб «Большой вопрос».
Одним из направлений выставочных исследований и паблик-токов нового городского пространства станет цифровая трансформация искусства и место аналогового совриска в реальности. «Хайп или надолго?» − таким вопросом задаются сейчас эксперты и искусствоведы, комментируя новости об очередной токенизации предметов искусства.
Логично, что премьерной экспозицией выставочного зала ArtBox станет выставка художника Валерия Гриковского, чьи работы хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного центра современного искусства, российских и европейских коллекционеров. Впервые на выставке «Вирусы Сальери» Гриковским будет представлено более 20 работ: это результат размышлений художника на тему науки и искусства, цифрового и аналогового. Все работы экспозиции − следствие проверки «алгеброй гармонии» по методу Сальери. Художник выступает своеобразным анатомом, возможно, под влиянием классической медицины (Валерий окончил Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова). Он как бы препарирует объект своего изучения: в ход идут бумага и картон с графическими изображениями, нанизанными на энтомологические булавки и строительные гвозди наподобие экспонатов естественнонаучного музея.
В итоге произведение в чертежной сетке, разъятое на тысячи фрагментов, как пиксели-токены, фиксирует нестабильное состояние упорядоченной картины мира. Поверхность оживает и мерцает, приобретая 3D-эффект, а вместе с ней и герои картин Гриковского: боги, ангелы, цифровые демоны, Лаокооны. Одной из центральных работ экспозиции станет инсталляция из 16 коробок «Музей чепухи», которая ставит перед зрителем вопросы: «Что такое настоящее искусство? Как объекты реальности становятся объектами искусства?».

13.00 Премьера спектакля «Незнайка» (Учебный театр «На Моховой» − ул. Моховая, 35).
История про непоседливого Незнайку в исполнении студентов мастерской профессора Владимира Васильевича Норенко − не просто курсовая работа, а спектакль в стиле rock-n-roll. Постановка наполнена зажигательными танцами и песнями в сопровождении живого оркестра, а также искрометным юмором.
Режиссер — Максим Михайлов.

16.00 Показ эскизов участников лаборатории «Меняем культурную среду вместе: театр» (Новая сцена Александринского театра, Медиацентр – наб. реки Фонтанки, 49 А).
С июля по октябрь 2021 года АНО «КонтАрт» и петербургская театральная школа «Инклюзион» совместно с Новой сценой Александринского театра провели инклюзивную лабораторию «Меняем культурную среду вместе: театр». В лаборатории приняли участие выпускники петербургского «Инклюзиона» и режиссеры, драматурги, актеры, хореографы, художники и другие театральные профессионалы из разных городов России.
2 и 3 октября участники лаборатории представят эскизы спектаклей. Один эскиз, выбранный экспертами, затем будет доработан до спектакля, премьерные показы состоятся на Новой сцене Александринского театра.
Вход свободный, по регистрации (16.00 − 18.30 состоятся показы, с 18.30 − обсуждение со зрителями).
Регистрация на 2 октября: https://newstage.timepad.ru/event/1780767/
Регистрация на 3 октября: https://newstage.timepad.ru/event/1780778/

17.00 «Вальсы. Польки. Танго» − концертная программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-квартира А. С. Пушкина – наб. реки Мойки, 12).
Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Владимир Попов) исполнит известные вальсы и польки Иоганна Штрауса, Василия Андреева, Байнеса, Эмиля Вальдтейфеля, Владимира Беляева, Андрея Петрова.
В концерте примет участие петербургский баянист Альберт Хатмуллин. Прозвучат произведения Астора Пьяццоллы и Карлоса Гарделя.

19.00 Премьера спектакля «немножко СЛИШКОМ одиноко» по мотивам книги «Ваши письма я храню под матрасом» Астрид Линдгрен и Сары Швардт (Большой театр кукол – ул. Некрасова, 10).
Это спектакль о Саре – единственной девочке, с которой всемирно известная писательница Астрид Линдгрен обменивалась письмами много лет. Письмами (со слов Сары) «о жизни и смерти, тоске и боли, заключенной между ними». Трудный подросток Сара ставила вопросы, на которые человек не вправе не отвечать. И Астрид отвечала ей честнее и безысходнее, чем в своих книгах. Астрид, у которой была смелость наплевать на то, что думают и говорят взрослые, смелость обратиться напрямую к ребенку. Дать ему быть услышанным. Быть принятым. Ведь у каждого ребенка должен быть хотя бы один любящий взрослый.
Режиссер − Петр Чижов.
Художник − Леша Силаев.
Исполнители: Алена Волкова/ Анастасия Грицай, Алена Сергеева, Полина Савенкова/ Ксения Плюснина.

3 октября, воскресенье

16.00 «Кино и джаз» − концертная программа Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских – Невский пр., 41).
Откроет программу Концерт фа мажор для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина. Продолжит концерт Ноктюрн для фортепиано с оркестром родоначальника отечественного джаза (наряду с Леонидом Утёсовым) Александра Цфасмана. В Ноктюрне ярко проявился фортепианный стиль Цфасмана, в котором органично сочетаются техническое совершенство и поэтическое изящество.
Солирует в этих фортепианных шедеврах известный петербургский пианист Олег Вайнштейн.
Во втором отделении будут звучать любимые темы из кинофильмов с музыкой советского классика Исаака Дунаевского.
За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра Александр Титов.

19.00 Музыкальный фестиваль «Вундеркинды. Виртуозы. Гении» (http://wunderfest.ru/).
Музыкальный фестиваль «Вундеркинды. Виртуозы. Гении» посвящается 85-летию Средней специальной музыкальной школы (ССМШ) Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Фестиваль объединит поколения выпускников школы, продемонстрирует высочайший уровень российского музыкального образования и культуры.
Поздравят школу с 85-летием и примут участие в юбилейных концертах фестиваля выпускники: Михаил Боярский, Давид Голощекин, Павел Бубельников, Полина Фрадкина, Артем Чирков и другие.
Сегодня всему миру известны имена дирижеров Юрия Темирканова, Мариса Янсонса, Василия Синайского, Юрия Симонова, скрипачей Сергея Стадлера и Сергея Догадина, скрипача и дирижера Владимира Спивакова, пианистов Григория Соколова и Полины Осетинской, композиторов Валерия Гаврилина и Сергея Слонимского. Список можно долго продолжать. Эти выдающиеся музыканты – выпускники легендарной ССМШ Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
В концертах фестиваля в Большом зале школы выступят Симфонический оркестр ССМШ и Фестивальный симфонический оркестр, в котором объединятся музыканты высочайшего уровня – артисты Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского и Михайловского театров и других коллективов под управлением дирижеров заслуженных артистов России Павла Бубельникова и Аркадия Штейнлухта, будет исполнена музыка Шостаковича, Прокофьева, Петрова, Гаврилина и других известных композиторов.

4 октября, понедельник

20.00 Спектакль «Как хорошо мы плохо жили» (Невидимый центр – Кожевенная линия, 34).
Этот спектакль об истории потерянного поколения 90-х. О времени больших надежд, времени голодном и романтическом. История, рассказанная через биографию и творчество поэта Бориса Рыжего, который очень остро чувствовал своё поколение. Название спектакля — строчка из его стихотворения, написанного в 1997 году:

Как хорошо мы плохо жили,
прикуривали на ветру.
И, не лишенная прикрас,
хотя и сотканная грубо,
жизнь отгораживалась тупо
рядами ящиков от нас.
И только небо, может быть,
глядело пристально и нежно
на относившихся небрежно
к прекрасному глаголу жить.

Режиссер спектакля – Семён Серзин.
Художник – София Матвеева.
В спектакле задействованы: Владимир Карпов / Сергей Чернечков, Михаил Касапов, Евгений Серзин, Алёна Митюшкина / Александра Серзина, Юлия Башорина / Даша Степанова, Семён Серзин, Илья Борисов, Алексей Ведерников, Иван Солнцев, Николай Куглянт, Евгений Антонов/ Николай Иванов.

5 октября, вторник

17.00 Лекция Павла Игнатьева «Мрамор для столицы. О каком камне мечтали создатели Северной Пальмиры, и какой мрамор на самом деле использовался в Петербурге в XVIII-XX веках» (Лапинский проспект, 15).
Какие породы камня залегают в петербургской земле? Как находили, доставляли и обрабатывали камень для российской столицы? Сколько всего домов из камня в Петербурге, и всегда ли мы можем сказать, что это за камень? И наконец, какое место занимает мрамор между твёрдым гранитом и мягким известняком? Разобраться как в минералогических, так и в культурных слоях смогут слушатели лекции Павла Игнатьева, автора памятника Доменико Трезини на Васильевском острове, члена жюри конкурса «Золотой Трезини».
Внимание! «Мраморный Петербург» – специальное мероприятие для архитекторов и дизайнеров. Вход будет бесплатным, однако требуется обязательная регистрация с указанием фирмы или организации, а также должности участника мероприятия.
Для зарегистрированных участников будет организован трансфер.
Контактное лицо: Ольга Никольская, +7 (921) 784 53 20
info@gorod.spb.ru
https://embassy.goldtrezzini.ru/

Павел Игнатьев – скульптор, реставратор, куратор, искусствовед.
Родился в 1973 году в семье скульпторов, живописцев, графиков. В 1997 году окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств). В 1999 году окончил аспирантуру Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Наряду с художественной и реставрационной практикой, занимается исследованием скульптурных материалов. Автор статей и лекций, посвящённых классической и современной скульптуре.
Участвовал в реставрации более 30 монументальных объектов, в числе которых памятники Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» основан в 2018 году и назван в честь русского зодчего швейцарского происхождения Доменико Трезини. Конкурс решает задачу музеефикации наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации, сценографии и музейного дела. Девиз конкурса — «Архитектура как искусство». Победители конкурса «Золотой Трезини-2021» будут награждены в ноябре 2021 года на сцене Михайловского театра. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке «Архитектура как искусство», а затем включат в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

«Посольство архитектуры» – открытый клуб для лекций и дискуссий, посвященных архитектуре, реставрации, урбанистике, дизайну и вопросам развития городской среды и общественных пространств. Организован Международным конкурсом «Золотой Трезини».
Мероприятия клуба проходят на различных площадках в Санкт-Петербурге.
https://embassy.goldtrezzini.ru/

19.00 Показ фильма Василия Ордынского «Четверо» (Дом кино – ул. Караванная, 12).
С 5 октября начинается новый сезон специальных показов, авторский цикл Михаила Трофименкова, тема которого – мир науки в советском кино.
Открывает программу в год пандемии фильм Василия Ордынского «Четверо» – первая советская лента об эпидемиологах, борющихся с неизвестным вирусом. Фильм представит и обсудит со зрителями писатель, историк кино Михаил Трофименков.
Будут показаны прославленные и редкие советские фильмы из коллекции Госфильмофонда, киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм». Героем самого первого советского фильма «Уплотнение» (1918) был старый профессор Хрустин, посвятивший себя просвещению народных масс.
В программу включены шедевры, ускользающие от нас вслед за ушедшей советской эпохой: посвященные покорителям неба («Барьер неизвестности») и недр («Открытие»), физикам-теоретикам («Улица Ньютона, дом 1»), полярникам («Семьдесят два градуса ниже нуля») и историкам, восстанавливающим историческую справедливость, («Две строчки мелким шрифтом»).
Тема науки – всегда повод для рефлексии о моральных границах допустимого эксперимента, об ответственности ученого («Серая болезнь»). В год шестидесятилетия полета Юрия Гагарина особенно интересен фильм «Самые первые», опередивший время – он был снят до полета человека в космос, но в прокат картина вышла уже после триумфа Гагарина.
Вход свободный.
Регистрация: https://dom-kino-sankt-peterburg.timepad.ru/event/1796615/

6 октября, среда

19.00 Открытие XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (Театр-фестиваль «Балтийский дом» – Александровский парк, 4).
Главным предметом исследования спектаклей программы нынешнего фестиваля станут страхи, веками владеющие человечеством и особо резонирующие со зрителем в ХХI веке.
Особый акцент в афише фестиваля предполагается на спектакли режиссеров нового поколения, начавших свой творческий путь во втором десятилетии XXI века: Башара Муркуса (Израиль), Евгения Корняга (Белоруссия), Алессандро Серра (Италия), Дмитрия Крестьянкина и Романа Муромцева. Зрители фестиваля также увидят две постановки известного литовского режиссера Оскараса Коршуноваса.
В рамках программы «Балтийского дома» будут представлены спектакли из Москвы и Новосибирска. Фестиваль откроет совместная постановка Электротеатра Станиславский и продюсера Леонида Роберамана «Сад» с Юлией Ауг в главной роли. Особым событием станут премьерные показы спектакля Дмитрия Крымова «Двое».
В дополнительную программу фестиваля войдет международная научно-практическая конференция «Капсула времени. Феномен советской пьесы и современный театральный процесс», а также мероприятия, направленные на поддержу негосударственных театров.
Программа опубликована на сайте: https://baltic-house.ru/festivali-i-proekty/page/?festivals=265.

7 октября, четверг

18.30 Лекция Ольги Мусаковой «Н.Ф. Лапшин и ленинградский пейзаж 1930-х – 1940-х годов» (Kgallery – наб.реки Фонтанки, 24).
Расцвет творческого дарования ленинградского художника Николая Лапшина пришелся на непростое предвоенное десятилетие. Накопленный художником весь предыдущий опыт с успехом реализовался в книжной и станковой графике, в написанных маслом и акварельных пейзажах, где Лапшину удалось достичь небывалой степени ясности, лаконизма и чистоты звучания образного строя произведений.Наследие Лапшина является неотъемлемой частью культуры Петербурга-Ленинграда 1910-х – 1930-х годов, он по праву считается одним из ярких представителей ленинградской пейзажной «школы» наряду с А.Е.Каревым, В.В.Пакулиным,А.С.Ведерниковым, В.А.Гринбергом и другими. В первую очередь вспоминаются его пейзажи Петербурга-Ленинграда, лучшие из которых стали неким живописным каноном для нескольких поколений художников.

Ольга Николаевна Мусакова – старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – XX веков Государственного Русского Музея. Доцент кафедры культурологии и искусствоведения Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.

8 октября, пятница

III Фестиваль-праздник «Книжный маяк Петербурга».
В программе фестиваля заявлено более 100 мероприятий. Трансляции всех встреч в реальном режиме можно будет наблюдать на YouTube-канале фестиваля (https://www.youtube.com/channel/UCAcrNw26QO1nPssRjFDRdOw). Тематика мероприятий: образование, история, бизнес, музыка, проекты для детей, подростков, молодежи, родителей и др.
Для участия в фестивале достаточно зарегистрироваться на сайте https://mayak.piterbook.com/, получить программу, выбрать наиболее интересующие темы и вовремя присоединиться к трансляции.
Среди участников фестиваля прошлых лет: Александр Цыпкин, Евгений Водолазкин, Андрей Курпатов, Дина Рубина, Михаил Веллер, Александра Маринина, Олег Рой, Бронислав Виноградский, Семён Альтов, Дмитрий Быков, Яков Гордин и другие.
Партнерами фестиваля выступили Российский книжный союз, Российская национальная библиотека, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Роскультцентр», Корпоративная сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского и другие.

19.00 Премьера спектакля «Антигона». Режиссер – Александр Морфов (Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева, Большая сцена – Пионерская пл., 1).
Это уже вторая работа творческого тандема режиссера Александра Морфова и художника Семена Пастуха на сцене ТЮЗа: первый спектакль, «Ромео и Джульетта», был выпущен в 2020 году.
Спектакль «Антигона» по мотивам пьесы Жана Ануя станет настоящим манифестом женской силы, веры в справедливость и невероятной смелости маленькой, хрупкой девочки, которая не может жить иначе, чем следуя своим принципам. Эта постановка поразит даже самых искушенных зрителей своим декорационным размахом и авторской трактовкой сюжета знаменитой древнегреческой трагедии.

9 октября, суббота

Финальный тур и торжественное награждение лауреатов XV Открытого конкурса композиторов имени А. П. Петрова (Театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
На XV Открытый конкурс композиторов им. А. П. Петрова поступило 470 заявок из 80 городов и населенных пунктов России, а также из Беларуси, Украины, Германии, США, Бельгии и Эстонии. В состав жюри под председательством народного артиста России, композитора Эдуарда Артемьева вошли: пианист, аранжировщик, педагог Александр Богачёв; композитор Станислав Важов; музыкальный продюсер Олег Грабко; композитор Марина Ланда; композитор, певец, актер театра и кино Максим Леонидов; музыкант, поэт и композитор, продюсер, телеведущий, писатель Олег Нестеров; дирижер, народный артист России Сергей Скрипка; певица Светлана Сурганова; доктор искусствоведения, историк театра Константин Учитель.
9 октября в финальном концерте примут участие ведущие артисты музыкальных театров, работающие в жанре мюзикла, песни и романса, среди которых: Надежда Алексеева, Олег Алмазов, Манана Гогитидзе, Надежда Горелова, Мария Иващенко, Александр Красовицкий, Игорь Кроль, Игорь Марченко, Аксиния Миненкова, Вера Свешникова и Тина Шагеева-Коцюрбий.
Концерт пройдет при участии Камерного эстрадного оркестра «CONTINUO» под управлением Владимира Кирасирова.

3-й Кураторский форум.
С 9 по 24 октября в Санкт-Петербурге пройдет 3-й Кураторский форум – серия мероприятий с участием ведущих институциональных и независимых кураторов, галеристов, арт-менеджеров. Основная тема Кураторского форума-2021 – практики и люди, которые меняют среду и ситуацию.
В рамках Кураторского форума состоятся лекции в мастерских художников, практикумы для студентов и специалистов арт-сферы, образовательный марафон, предполагается обширная дискуссионная программа и другие мероприятия. Флагманским событием 3-го Кураторского форума станет Art Weekend – для широкой аудитории в галереях и арт-пространствах пройдет день открытых дверей.
Подробнее о программе форума: https://curatorialforum.art/.

17.00 Премьера танца для хора «Новый обычай» Клаудии Кастеллуччи (Дом Радио – ул. Итальянская, 27).
Один из ведущих современных хореографов Европы Клаудиа Кастеллуччи представит в Санкт-Петербурге спектакль «Новый обычай» / The New Habit, созданный в технике интуитивного танца. Постановка стала результатом резиденции Клаудии Кастеллуччи в Доме Радио, междисциплинарном культурном центре, созданном по инициативе Теодора Курентзиса. Премьерные показы пройдут 9 и 10 октября.
На протяжении месяца 14 танцовщиков из разных городов исследовали природу современного танца и смежных дисциплин под руководством Клаудии Кастеллуччи. Вместе с танцовщиками компании Mòra и артистами хора musicAeterna они создали действо, в котором музыка и танец питают друг друга, а певцы и перформеры взаимодействуют в строгом порядке, создавая своего рода внеконфессиональный ритуал.
В качестве музыкального материала Клаудиа использует древнерусское богослужебное пение. Она обращается к уникальной местной певческой традиции Валаамского монастыря, основанной на знаменном, византийском и других древних славянских распевах.

18.00 «Музыкальные вечера в Екатерининском собрании. Эстрада и Классика» к 90-летию «Петербург-концерта» (Екатерининское собрание – наб. канала Грибоедова, 88–90).
На сцену выйдет эстрадно-симфонический оркестр им. А. Бадхена под управлением художественного руководителя и дирижера Андрея Медведева. Оркестр был вновь создан в 2020 году на базе легендарного ленинградского концертного оркестра. Основу его репертуара составляют авторские аранжировки А. Медведева. С оркестром выступят солисты «Петербург-концерта» Сергей Зыков, Яна Леонтьева, Андрей Свяцкий, Алена Петровская, певец и композитор Андрей Косинский, Сергей Рогожин, Марина Цхай, Галина Сидоренко, Виталий Псарев, группы SUPERMOTIV и ФИЛАРМОНИЯ (Feel’armonia), а также специальный гость вечера – Марина Капуро.
10 октября программу продолжит классика. Прозвучат известные вокальные, инструментальные, ансамблевые, хоровые произведения, вошедшие в золотой фонд русской и европейской музыки. В концерте примут участие Петербургский камерный хор, вокальный ансамбль солистов «Рождество», камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга», «Эссе-квинтет», камерный оркестр «Дивертисмент», квартет им. Н. А. Римского-Корсакова, двойной дуэт «МаГрИгАл» и солисты «Петербург-концерта». Перед началом концертов будет показан небольшой фильм, созданный одним из «старожилов» «Петербург-концерта», актером и режиссером Николаем Дуксиным. Фильм посвящен артистам Ленконцерта – «Петербург-концерта»: тем, кто составил славу ленинградской эстрады, и тем, кто сегодня выходит на сцену, достойно представляя петербургское искусство не только в нашем городе, но и далеко за его пределами. В фильме использованы исторические материалы, фотографии, современные видеосъемки, интервью.

19.00 Концерт к юбилею пианиста Владимира Лыткина (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Более 55 лет Владимир Лыткин на джазовой сцене. Творческий дебют его, как джазового пианиста, состоялся в 1965 году в квинтете Михаила Костюшкина – Александра Гарабурды, затем он присоединился к трио барабанщика Валерия Мысовского, выступал почти на всех фестивалях «Осенние ритмы», «Джаз над Невой» и на сцене джаз-клуба «Квадрат». В составе этого же трио играл на фестивалях в Днепропетровске, Минске, Витебске, Ярославле.
Владимир Лыткин – один из лучших аккомпаниаторов нашего города, широко известен и как руководитель своего ансамбля, в котором в разные времена играли его единомышленники, последователи классического направления в джазе.
С первых дней открытия Филармонии джазовой музыки он сотрудничает с маэстро Давидом Голощёкиным, участвуя в различных проектах и на фестивалях «Свинг Белой ночи».
В конце 1990-х Владимир Лыткин был приглашен Геннадием Гольштейном в ритм-группу оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга».
С 2007 года творческая судьба Владимира Лыткина тесно связана с работой в Ленинградском диксиленде под управлением Олега Кувайцева. С этим коллективом он успешно концертировал на фестивале традиционного джаза в Сакраменто (США), гастролировал по России и по сей день выступает в Филармонии джазовой музыки и других концертных залах Санкт-Петербурга.
Свой юбилей Владимир Лыткин отметит на сцене Филармонии в кругу старых друзей, музыкантов Ленинградского диксиленда, больших энтузиастов джаза, которые так же, как и он, бесконечно преданы этому виду музыкального искусства.

19.00 Премьера спектакля «Король vs Король» (Театр «Буфф» – Заневский пр., 26).
Спектакль создан по мотивам пьесы Александра Дюма на основе реальных фактов и досужих домыслов об Эдмунде Кине, его творчестве, бурной жизни и удивительной, полной противоречий, дружбе с принцем Уэльским. Среди вольных переложений этой истории сочинения Теолона и Курси, А. Дюма, Ж.-П. Сартра.
Новый спектакль театра «Буфф» рожден творческим тандемом Михаила Смирнова и Ники Козоровицкой.
В роли Эдмунда Кина – Евгений Александров. Премьера приурочена к юбилею корифея буффовской сцены.

19.00 «Жизнь артиста» – первый концерт абонемента «Приглашение к танцу» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
В новом сезоне Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-Холл» возобновляет абонементные циклы концертов. Четыре концерта абонемента «Приглашение к танцу» позволят по-новому взглянуть на известные произведения и открыть неизведанные шедевры. Музыка будет звучать в исполнении симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» под управлением Фабио Мастранджело, хора и солистов театра, а также приглашенных солистов.
Первый концерт представит австрийскую танцевальную традицию, идущую от «короля вальсов» Иоганна Штрауса в XX век к Рихарду Штраусу и Эриху Вольфгангу Корнгольду. Примечательно, что Корнгольд, творчество которого сформировалось под влиянием музыки Рихарда Штрауса, также инструментовал и отредактировал ряд вальсов и оперетт Иоганна Штрауса. Солист концерта будет объявлен дополнительно.

10 октября, воскресенье

XV фестиваль «Петербургские театральные сезоны» (https://petersburg-theatre.com/, https://vk.com/spbtheatreseasons).
Спектакли, профессионально снятые в формате телеверсий, будут демонстрироваться с английскими субтитрами. Бесплатные трансляции пройдут на сайте https://petersburg-theatre.com/ и на странице фестиваля ВКонтакте https://vk.com/spbtheatreseasons.
В афише заявлены восемь спектаклей.
10 октября зрители увидят спектакль «Дядя Ваня» Малого драматического театра – Театра Европы. Режиссер – Лев Додин.
11 октября состоится трансляция спектакля «Обломов» Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Режиссер – Леонид Алимов.
12 октября в программе – «Анна Каренина». Постановку романа Толстого на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» осуществил Александр Галибин.
13 октября Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) представит спектакль Юрия Красовского «На дне».
14 октября фестиваль продолжится спектаклем «Онегин» театра «Приют комедианта». Режиссер – Роман Габриа.
15 октября театр «Мастерская» покажет «Записки юного врача» в постановке Григория Козлова.
16 октября состоится трансляция «Пиковой дамы» театра «Кукольный формат (КУКФО)». Режиссеры – Анна Викторова, Денис Шадрин.
17 октября «Петербургские театральные сезоны» завершатся спектаклем «Гроза» Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Режиссер – Андрей Могучий.
Перед началом трансляций пройдут онлайн-встречи с создателями и участниками спектаклей, которые расскажут о работе над постановками и ответят на вопросы зрителей. Встречи будут сопровождаться синхронным переводом на английский язык.
Помимо трансляций с 10 по 17 октября состоятся мастер-классы ведущих педагогов РГИСИ. Мастер-класс по вокалу проведет музыкальный руководитель Александринского театра и заведующий кафедрой вокала РГИСИ Иван Благодёр, а мастер-класс по пластике — доцент кафедры пластического воспитания РГИСИ Анатолий Черных.
В дни фестиваля состоится премьера подкаста «Андрей, открой!» от студентов РГИСИ. Гостями выпусков станут представители различных театральных профессий.
10 октября состоится запуск сайта-маршрута «Театральная карта Петербурга», который позволит прогуляться по знаковым местам, связанным со сценическими искусствами. Проект будет доступен после окончания фестиваля.

13.00 Первый концерт семейного абонемента «Музыка и сказка». Сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок» читает з. а. РФ Михаил Морозов (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Шестой сезон продолжается семейный абонемент «Музыка и сказка», полюбившийся не только детям всех возрастов, но и их родителям. Лучшие сказки мира вновь прозвучат в исполнении популярных петербургских и московских артистов.
10 октября артист БДТ им. Г. А. Товстоногова Михаил Морозов прочтет сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок». Прозвучат фрагменты из произведений Чайковского, Шостаковича, Стравинского, Прокофьева, Бородина. Концерт будет сопровождаться видеоартом, созданным специально для этого события. Сценарий, постановка – Алла Масловская

19.00 Концерт Александра Городницкого «И жить еще надежде…» (Концертный зал «У Финляндского» – Арсенальная наб., 13/1).
Прозвучат знакомые всем песни «Снег», «Над Канадой», «Жена французского посла», «Атланты держат небо на каменных руках», а также новые композиции, созданные автором за последний год. На концерте состоится презентация фильма об истории авторской песни «Струна и слово», а также новых книг стихов и песен «Океан времен», «Дорога к Пушкину» и диска «Пока звенит струна».

11 октября, понедельник

12.00 Пятая научная конференция «Петербургские театры, которых нет» (Российский институт истории искусств – Исаакиевская пл., 5).
Этот ежегодный научный проект продолжает освещать деятельность небольших театров, существовавших некогда в Петербурге. Как и в предыдущие годы, в центре внимания организаторов и участников конференции оказываются известные коллективы (Старинный театр, Театр Новой драмы) и менее заметные театральные начинания (Троицкий театр миниатюр, «Казино» А. Брянского, «Табарен» А. Бувье, «Веселый театр» Л. Балбашевского-Пальмского, Интимный театр Б. Неволина и др.). Музыкальные театры будут представлены «Ансамблем классического балета» Р. Гербека.
Впервые в рамках проекта «Петербургские театры, которых нет» прозвучит доклад, посвященный истории кукольных театров Петрограда-Ленинграда. Также гости конференции смогут познакомиться с деятельностью экспериментального проекта 2000-го года «Союз правых театров».
Отдельное выступление будет посвящено работе сотрудников Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки над разделом о «театрах, которых нет» на сайте электронной библиотеки.
Конференция будет интересна как театроведам, так и историкам, литературоведам, искусствоведам, а также всем почитателям истории и культуры Петербурга.
По всем вопросам обращаться к научному сотруднику сектора источниковедения РИИИ Сусанне Андреевне Филипповой: +7(921) 781 13 89, susanna.filippova@yandex.ru.

19.00 Концерт «К 90-летию Академического симфонического оркестра филармонии» (Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии – Невский пр., 30).
Один из лучших российских симфонических оркестров, легендарный коллектив, осуществивший в осажденном Ленинграде историческую блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича, Академический симфонический оркестр отмечает в 2021 году 90-летие со дня основания.
Программа концерта:
К. Дебюсси – «Танец Пека», «Холмы Анакапри»;
Х. Родриго – «Отзвуки Хиральды»;
А. Дворжак – Терцет для двух скрипок и альта;
Ж. Франсе – Дивертисмент для фагота и струнных;
А. Позин – Прелюдия и токката;
Моррис – «Джазовые мотивы», Трио для контрабасов;
В. А. Моцарт – Квинтет для кларнета и струнного квартета;
А. Жоливе – «Песнь Линоса»;
MarimbaMix – попурри.

12 октября, вторник

19.30 Спектакль «Кролик P.S.» (Цехъ-театр – Чкаловский пр., 12/20 В).
«Когда вся твоя карьера – беспросветный олень» – это слоган из спектакля «Кролик P.S.», первого документального спектакля, повествующем о той стороне театра, про которую редко говорят со сцены. Вдохновлен он фильмом Вячеслава Росса «Тупой жирный заяц» о судьбе немолодого артиста провинциального ТЮЗа. Создан с целью развеять стереотипы о театре, продемонстрировать зрителю «изнанку праздника» и исследовать, что происходит с идеей служения искусству и театральным делом сегодня.
Эскиз спектакля был показан зимой 2019 года в рамках второй режиссерской лаборатории театра ЦЕХЪ «Кинодрама», после чего команда проекта решила развить идею до полноценного сценического высказывания. Так был написан уникальный авторский текст, состоящий из документальных высказываний и монологов людей театра: директоров, режиссёров, артистов, монтировщиков, критиков и зрителей.
Режиссер-постановщик – Софья Капилевич.

13 октября, среда

15.00 Лекция «Математик, помешавшийся на перспективе: Паоло Уччелло» (Библиотека № 4 им. А. А. Прокофьева – ул Димитрова д. 9, к. 1).
На картинах самого известного художника эпохи кватроченто живут прекрасные птицы, драконы, восточные мудрецы, нимфы, античные герои, волшебные звери, и эта страна – не просто страна сказки. Почему попасть в эту сказку можно только через пасть дракона? Как уникальная техника перспективного сокращения фигур помогла Паоло Учелло (1397 – 1475) разместить множество необычных животных на своих картинах? Какую страшную историю хотел рассказать нам художник, которого считали нелюдимым, одержимым, мрачным колдуном? Об этом и многих других любопытных фактах из жизни художника эпохи кватроченто будет рассказано на лекции.
Лектор – сотрудник Библиотечной системы Фрунзенского района Ольга Федоровна Гавва.

14 октября, четверг

19.00 Ежемесячный музыкальный фестиваль «Добрый рок/Камчатка» (Клуб-музей «Котельная Камчатка» – ул. Блохина, 15).
Это Восьмой сезон Всероссийского Ежегодного Благотворительного Рок-фестиваля «Добрый рок», цель которого – сбор средств на бесплатные занятия иппотерапией (лечебной верховой ездой) для детей с ограниченными возможностями здоровья. Объединяя таланты музыкантов, возможности организаторов-волонтеров и щедрость зрителей, любящих рок-музыку и приходящих на концерты, все участники помогают детям «быть на коне» во всех смыслах этого слова.
Отчет о сборах и расходовании средств отражается в документах группы: https://vk.com/dr1118

19.30 Спектакль Яны Туминой «Деревня канатоходцев» (Музей Ф.М.Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).
Одно из удивительных мест на земле – на высокой горе, в самом поднебесье, и это – деревня Канатоходцев. Жизнь в этих местах наполнена мистикой и волшебством, и уже не понять, где вымысел, а где правда. Здесь птицы говорят как люди, а призраки прошлого влияют на судьбы влюбленных.
«Деревня канатоходцев» – новый спектакль театра «Открытое Пространство» в постановке известного петербургского режиссера Яны Туминой. В основе оригинального сюжета – древние предания народов Дагестана, художественно переосмысленные авторами спектакля. Создана самобытная реальность, не привязанная к какой-либо определённой культуре, но в то же время узнаваемая, потому что история универсальна, и нет народа, который не сложил бы собственного сказания о любви и важности семьи как самоценного мира.
Этот спектакль-притча найдёт отклик в сердцах самого широкого зрителя: и детей, и взрослых, он ориентирован на семейную аудиторию.
В спектакле заняты: Александр Балсанов, Алла Данишевская, Регина Окунева, Мария Сафонова, Ренат Шавалиев.

15 октября, пятница

20.00 Вокальный вечер Джойс ДиДонато (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д.Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Мировая звезда, меццо-сопрано Джойс ДиДонато и пианист Крейг Терри вновь выступят в Петербурге. Они исполнят вокальный цикл «Зимний путь», одно из последних сочинений рано покинувшего мир романтика Франца Шуберта.
Критики называют ДиДонато «лучшей певицей своего поколения», сравнивают ее голос с золотом высшей пробы. Певица известна не только как исполнитель, но и как пламенный пропагандист искусства. Международную известность ей принесли партии в операх Генделя и Моцарта, а также ее обширная дискография, отмеченная многочисленными наградами. В числе последних оперных работ ДиДонато – Агриппина в одноименной опере Генделя (Метрополитен-опера и Ковент-Гарден), Дидона («Троянцы», Венская государственная опера), Золушка в одноименной опере Массне и Адальджиза («Норма», Метрополитен-опера), сестра Элен («Мертвец идет», Королевский театр Мадрида и лондонский Барбикан-центр), Семирамида в одноименной опере Россини (Баварская государственная опера и Ковент-Гарден), Шарлотта («Вертер», Ковент-Гарден).
Востребованная также и на концертной сцене, Джойс ДиДонато выступает в статусе «артиста-резидента» в сезонах Карнеги-холла и лондонского Барбикан-центра, много гастролирует, сотрудничает с такими коллективами и дирижерами, как Берлинский филармонический оркестр и сэр Саймон Рэттл, Революционно-романтический оркестр и сэр Джон Элиот Гардинер, Филадельфийский оркестр и Янник Незе-Сеген, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия и сэр Антонио Паппано.
Свой последний вокальный цикл Франц Шуберт называл «венком жутких песен»: в каждой из них – и новая грань любовной драмы героя, и новый сюжетный поворот в одиноком, отчасти мистическом путешествии без начала и конца. Странника в нем сопровождают образы, пронизанные предчувствием смерти: покрывающий землю снег, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, путевой столб, указывающий путь туда, откуда нет возврата.
«The Sunday Times» пишет: «Немногие женщины исполняют шубертовскую отчаянно-страстную анти-одиссею, повествование которой ведется от лица отверженного возлюбленного, но когда это происходит, это может быть незабываемо. ДиДонато обладает голосом редкой красоты, но даже более пронзительна, чем очарование ее пения, ее бесконечно разнообразная драматическая работа с текстом».