15 мая, суббота

14.00 Начало работы лектория «Павловские встречи» (ГМЗ «Павловск», Концертный зал Павловского дворца – г. Павловск, Садовая ул., 20).
Музей-заповедник «Павловск» возобновляет работу лектория «Павловские встречи».
В мае состоятся две лекции, которые прочтет ученый секретарь музея, кандидат искусствоведения Людмила Валентиновна Коваль. Обе встречи посвящены военной теме.
15 мая слушатели лекции узнают, как сотрудники Павловска эвакуировали из дворца ценные экспонаты и хранили их в тылу страны.
22 мая Людмила Валентиновна на основе архивных документов расскажет малоизвестные подробности освобождения Павловска зимой 1944 года, а также напомнит, как принималось государственное решение о возрождении разграбленного и разрушенного оккупантами дворцово-паркового ансамбля.
Завершит концертную программу Симфония ре минор Сезара Франка.

17:00 Поэтический вечер Нади Делаланд (Музей Ахматовой – Литейный пр., 53).
Надя Делаланд (литературный псевдоним Надежды Черных) – поэт, филолог, литературный критик, кандидат филологических наук, окончила докторантуру СПбГУ. Автор четырнадцати поэтических книг, одного романа и одной книги для детей. Родилась в Ростове-на-Дону, живет в Москве. Надя Делаланд представит свой поэтический сборник «Мой папа был стекольщик» (М., 2019) («Эта книга – хрупкое и драгоценное творение», – написал в предисловии к ней Владимир Гандельсман) и первую книгу прозы, вышедшую в издательстве «Эксмо»: «Рассказы пьяного просода» (М., 2021).

18.00 Презентация книги: Ивана Беляева «Вацлав Гавел: жизнь в истории» (книжный магазин «Во весь голос» – ул.Маяковского, 19).

Кем был Вацлав Гавел? Талантливым писателем и бесстрашным диссидентом, который повёл свою страну к демократии после бескровной революции? Слабым политиком, который не сумел помешать распаду Чехословакии? Сторонником «гуманитарных» бомбардировок Югославии и вторжения в Ирак? Почему чехи безжалостно критикуют Гавела, но при этом считают его своим лучшим президентом? Что знают о Гавеле в современной России? Почему его фигура важна именно сейчас? Об этом пойдет разговор на встрече с автором книги «Вацлав Гавел. Жизнь в истории», журналистом Иваном Беляевым.

16 мая, воскресенье

16.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (Дворец Белосельских-Белозерских — Невский пр.,41).
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр представляет панораму французской симфонической музыки. Концерт откроет сюита Жака Ибера «Париж», в которой легкими изящными штрихами запечатлена парижская жизнь 1930-х.
Концерт № 1 для виолончели с оркестром Камиля Сен- Санса исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки, участник крупных международных фестивалей, виолончелист Михаил Гранов.

19.00 Гастроли театра «Святая крепость» (г. Выборг). Показ спектакля Георгия Цнобиладзе «Ханума» (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
В армянском районе Авлабар в городе Тифлис в Грузии разворачиваются события этой истории. Две свахи, Ханума и Кабато, соревнуются в стремлении поженить разоренного князя, мечтающего о богатом приданном. У каждой есть своя невеста на примете.
Режиссер-постановщик – Георгий Цнобиладзе.
Художник-постановщик – Александр Храмцов.
В спектакле заняты: Татьяна Тушина, Николай Устинов-Лещинский, РФ Евгений Никитин, Галина Басырова, Ильдар Басыров, Евгения Смирнова, Владимир Павлухин, Ирина Кокрева, Максим Гладков, Ольга Бубнова и др.

19.00 Гала-концерт звезд балета «Созвездие классики» (ДК Ленсовета – Каменноостровский пр., 42).
На сцене предстанут солисты крупнейших театров России, виртуозные мастера балета. Непревзойдённый Фарух Рузиматов исполнит «Болеро» Равеля. Премьер Мариинского театра Игорь Колб покажет сольный номер «Начало» на музыку Эрика Сати. А вместе с солисткой Мариинского театра Кристиной Шапран исполнит «Адажио» из балета Сергея Прокофьева «Золушка».
Прима-балерина Михайловского театра Ирина Перрен и премьер Михайловского театра, лауреат международных конкурсов Марат Шемиунов перевоплотятся в Эгину и Красса из спектакля «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, а затем закружатся в танго под музыку Астора Пьяццоллы.
Солисты Мариинского театра Рената Шакирова и Филипп Стёпин исполнят дуэт из балета «Корсар». А после – они же перевоплотятся в испанских героев спектакля «Дон Кихот».
На сцену также выйдут солисты Мариинского театра Надежда Батоева и Ярослав Байбордин, солистка Чувашского театра Елена Коцюбира, солист театра им. В. И. Немировича-Данченко Борис Журилов.

20.00 Концерт в рамках цикла «Диалоги об искусстве» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Программа второго концерта, совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве», будет посвящена историческим сюжетам. Академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова осуществит петербургскую премьеру оригинальной оркестровки симфонической картины Андрея Эшпая «Переход Суворова через Альпы». Также прозвучат симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин» и Симфония № 3 Сергея Рахманинова. Исполнение будет сопровождаться демонстрацией живописных полотен из собрания Русского музея, в их число войдут картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин», а также галерея портретов. Со вступительным словом к концерту выступит сотрудник Русского музея Ольга Рачкова.

17 мая, понедельник

11.00 Книжно-иллюстративная выставка «Аннушка уже купила масло» к 130-летию со дня рождения М.А. Булгакова (Санкт-Петербургская государственная специальная центральная библиотека для слепых и слабовидящих, Отдел индивидуального обслуживания – ул. Стрельнинская, 11, 1 этаж).
Выставка, приуроченная к 130-летию со дня рождения русского писателя, драматурга, театрального режиссера и актера Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 – 1940), познакомит с материалами, которые проливают свет на тайны биографии и произведений писателя.
Участие по записи. Тел.: 417 33 22.

18 мая, вторник

19.00 Премьера оперы П. И. Чайковского «Опричник» (Михайловский театр – пл. Искусств, 1).
Благодаря «Опричнику» Чайковский завоевал репутацию «оперного композитора». Это его третья опера и первая, увидевшая сцену. Две предыдущих — «Воевода» и «Ундина» — были им уничтожены. Либретто композитор сочинил сам, сюжет заимствовал из исторической драмы Ивана Ивановича Лажечникова. Премьера прошла в Петербурге в апреле 1874 года под управлением Эдуарда Францевича Направника. Название закрепилась в репертуаре Мариинского театра, за полтора года спектакль прошел 14 раз. Однако же Чайковский находил в «Опричнике» «неровность стиля» и «живые нитки» и, уже будучи признанным гением во всеоружии мастерства, собирался вновь обратиться к этой партитуре, чтобы переработать ее. Но осуществить этот замысел не успел.
Над созданием спектакля работали режиссер Сергей Новиков и художник Александр Купалян. Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

Сергей Новиков, режиссер-постановщик: «Тема власти на сцене всегда очень чувствительна. Поэтому Чайковский, обращаясь к историческому опыту, который свидетельствует, что исключительная вседозволенность приводит к разрушительным последствиям для человека, для его личности и души, внес ряд изменений в литературный сюжет. Опричнина просуществовала всего семь лет, в итоге Иван Грозный ее разогнал и под страхом смертной казни запретил употреблять само слово. Но вопреки всему вот уже почти пять веков определение «опричнина» продолжает жить в памяти народа, ассоциируясь с жестокими страницами нашей истории. Наша задача — вновь открыть эту интереснейшую оперу. Как говорил Фёдор Иванович Шаляпин, исполнявший партию князя Вязьминского, «Опричник», безусловно, обогатил бесценный ларец русской культуры».

Александр Соловьев, главный дирижер Михайловского театра: «Малоизвестный «Опричник» — предшественник больших симфонических и оперных полотен. Чайковский ищет инструменты глубинного воздействия музыки на человеческую психику. Для меня особенно интересно проследить зарождение стиля композитора, найти маленькие ростки, или густые ветви, а иногда мощные стволы, на которые он будет опираться в будущем. «Опричник» нуждается в подобном прочтении, а его воплощение на сцене – в серьезной работе ума и души».
Главные партии в спектакле готовят Валентина Феденева, Ольга Черемных, Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин, Екатерина Егорова, Светлана Токарева, Александр Безруков, Александр Кузнецов, Софья Файнберг, Вадим Волков.
Премьерные показы на сцене Михайловского театра состоятся 18 и 20 мая.

19.00 Лекция «Женитьбы на сценах мира» в рамках проекта #ДиалогиНаЛитейном (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).
#ДиалогиНаЛитейном – уникальный камерный проект театра, который в этот раз будет посвящен предпремьерным показам спектакля «Женитьба Фигаро» в постановке художественного руководителя театра Сергея Морозова.
Лекцию «Женитьбы на сценах мира» проведет Полина Степанова – доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения и доцент кафедры зарубежного искусства Российского института сценических искусств, кандидат искусствоведения.

20.00 Вокальный вечер памяти Мариса Янсонса (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Выдающиеся музыканты – прославленный немецкий баритон Маттиас Герне и один из самых востребованных российских пианистов Николай Луганский – исполнят в Большом зале филармонии вокальный цикл Франца Шуберта «Зимний путь». Концерт, который станет первым опытом сотрудничества исполнителей, посвящен памяти Мариса Янсонса. Дирижер, ушедший из жизни в декабре 2019 года, последние сорок лет преимущественно выступавший за рубежом, сотрудничавший с лучшими оркестрами мира, всегда сохранял тесную связь с Петербургской филармонией.

19 мая, среда

19.00 Концерт «Короли бельканто» (Театр «Мюзик-Холл» – Александровский парк, 4).
Вечер будет посвящен стилю «бельканто». В концерте «Короли бельканто» прозвучат произведение Доницетти, Беллини, Масканьи, Леонкавалло, Пуччини и Верди. Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства. В начале1860-х годов писатели стали обозначать словами bel canto в ностальгическом смысле манеру пения, начавшую исчезать около 1830 года.
Прекрасная итальянская музыка прозвучит в исполнении симфонического оркестра «Северная Симфония» под руководством Фабио Мастранджело. В концерте примут участие хор и солисты театра.

19.00 Сольный концерт народного артиста России Сергея Стадлера (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Прозвучат концерт для скрипки с оркестром Бетховена, «Из Экклезиаста» Брамса, «Кол Нидрей» Бруха. Открытием вечера станет мировая премьера концерта для скрипки с оркестром современного композитора Юрия Шерлинга. Автор посвятил его Сергею Стадлеру. Создавая это сочинение специально для знаменитого скрипача, композитор писал «философскую притчу сегодняшнего мира».
Народный артист России Сергей Стадлер: «В наше время чрезвычайно редко появляются новые произведения в жанре скрипичного концерта. Еще реже это произведения такого уровня: ярчайшее, виртуозное, мастерски написанное, предоставляющее большие возможности для солиста, со сложной оркестровой партитурой. Это в лучших традициях жанра — совместное действо скрипки и оркестра. Концерт написан с большим знанием возможностей инструмента. Мы репетируем его с удовольствием и очень ждем премьеры».

20 мая, четверг

18:30 Лекция Натальи Ивановой «Талант рождает гения. Леонид и Борис Пастернаки» (Музей А.Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).
Пройдя путь от передвижничества к импрессионизму, Леонид Осипович Пастернак не принимал новейших течений – в отличие от сына, Бориса Пастернака, пережившего длительный период увлечения футуризмом. С годами (и на расстоянии – Пастернак с начала 20-х находился в эмиграции) конфликт утратил остроту. Борис Пастернак в романе «Доктор Живаго» вернулся к поэтике классической русской прозы. Однако христианские ценности, на которых строится философия романа, остались бы скорее всего чужды отцу, ушедшему из жизни как раз накануне начала работы над романом. Результатом длившегося и после смерти разговора с ним отчасти стал сам роман со скрытой под текстом полемикой гениального поэта и замечательного художника. Еще одной участницей в экстерриториальном философском и эстетическом молчаливом «разговоре по переписке» была двоюродная сестра Бориса, Ольга Михайловна Фрейденберг.

19.00 Премьера оперетты Франца Легара «Фраскита» (Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).
Однажды тихим солнечным утром спокойствие на границе между Францией и Испанией оказывается нарушено самым необычным образом: в поле зрения солдат-таможенников попадает огромный воздушный шар. Терпящие крушение горе-воздухоплаватели Арман и Ипполит попадают в толпу цыган, в это же время пытающихся перебраться через границу. Вот тут и происходит роковая встреча скучающего столичного бездельника и прожигателя жизни красавца Армана с гордой, страстной и своенравной Фраскитой – цыганкой, всем богатствам мира предпочитающей свободу и любовь.

Для Театра музыкальной комедии новая постановка – уже вторая встреча с этой опереттой. Спектакль, поставленный в 1984 году режиссером Владимиром Воробьевым с участием Веры Васильевой, Валентины Свиридовой, Виктора Кривоноса и Валерия Матвеева, стал в свое время ярким событием. А благодаря сохранившейся записи, сделанной на ленинградском радио, впечатление о нем можно получить и сегодня.
Над постановкой 2021 года работает международная группа, во главе которой – знаменитый мэтр жанра оперетты – режиссер-постановщик из Будапешта Габор Миклош Кереньи (Венгрия). Художник Тамаш Ракаи и балетмейстер Енё Лоусеи также из Венгрии. Музыкальным руководителем и дирижером постановки выступает главный дирижер театра – заслуженный артист России, лауреат премии «Золотая маска» Андрей Алексеев.
В спектакле принимают участие: Оксана Крупнова, Наталья Савченко, Карина Чепурнова, Олег Корж, Федор Осипов, Александр Круковский,  Антон Олейников, Елизавета Белоусова и другие.

19.00 Концерт Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». Презентация альбома «Знак огня» (БКЗ «Октябрьский» – Лиговский пр., 6).
В конце июня 2020 Борис Гребенщиков выпустил новый альбом, который вместе с предыдущими работами «Соль» (2014) и «Время N» (2018) составил музыкальную трилогию. В «Знаке огня» БГ возвращается к фирменной «аквариумной» радости и свету. «Больше всего радует то, что он сложился и вышел совсем не таким, каким был задуман. Когда автор сам удивляется плодам своего творчества — это непридуманное, а значит, настоящее, – говорит Борис Борисович. – После двух довольно тяжелых альбомов («Соль» и «Время N») я мечтал записать легкий, прочный и веселый альбом. Как бы не так. Все поменялось, но происходило это естественно, все само по себе вставало на место. Вот теперь картина цельная».

В альбом «Знак огня» вошли песни, которые сочинялись на протяжении последних семи лет. На некоторые из них были сняты клипы, некоторые звучали на концертах, некоторые БГ исполнил в рамках своего карантинного проекта «Подношение Интересному Времени». Студийные сессии проходили в Санкт-Петербурге и в Лондоне, некоторые партии записывались на Кубе, в Калифорнии и Израиле. Но, по словам автора, именно в альбоме «Знак огня» эти фрагменты собрались в осмысленное целое.

21 мая, пятница

17.00 Тематическая экскурсия «Аллегории и символы в русской мемориальной скульптуре», приуроченная к Международному дню музеев (Некрополи XVIII в. и мастеров искусств — пл. Александра Невского, 1).
Тематическая экскурсия к Международному дню музеев познакомит посетителей с языком аллегорий и символов в русской мемориальной скульптуре. Музейные некрополи за годы своего формирования стали летописью Санкт-Петербурга, они хранят память о сотнях имен выдающихся деятелей русской истории и культуры.
Экскурсовод – Ольга Юрьевна Заякина.

19.00 VIII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки reMusik.org (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
В этом году Центр современной академической музыки reMusik.org отмечает 10-летие и фестиваль пройдет с расширенной программой, представляющей достижения вдохновителя проектов reMusik.org Мехди Хоссейни и его команды. Развернутая панорама современной академической, электроакустической, экспериментальной и импровизационной музыки, большой образовательный блок с участием 60 молодых авторов, и мировые премьеры сочинений композиторов, находящихся в авангарде современной музыки – таким предстанет фестиваль в 2021 году. Аудитория и главные участники фестиваля – музыканты и композиторы – встретятся на самых значительных концертных площадках Санкт-Петербурга. Это Концертный зал Мариинского театра, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Новая сцена Александринского театра, Дом радио, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Шереметевский дворец — Музей музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова и другие.

Важнейшими событиями VIII Санкт-Петербургского международного фестиваля новой музыки reMusik.org станут открытие и закрытие: 21 мая в Концертном зале Мариинского театра выступит струнный квартет из Франции Quatuor Diotima, кульминацией форума станет концерт ensemble recherche (Германия) в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии (2 июня, 20:00). Всего в рамках фестиваля запланировано 70 различных событий, из них – 19 концертов ведущих коллективов и солистов России и мира, это: Konus Quartett (Швейцария) и Клаус Ланг (Австрия), Ensemble C Barré (Франция), Студия новой Музыки, Schallfeld Ensemble (Австрия), Кристиан Коби, саксофон (Швейцария), Московский Ансамбль Современной Музыки, Ensemble SEV (Израиль), ансамбль «Галерея актуальной музыки», Санкт-Петербургский оркестр импровизации, Vacuum Quartet и многих других.

Перечень важных для современной музыки имен продолжает и список композиторов, предоставивших свои партитуры для премьерных исполнений. На фестивале прозвучат мировые премьеры сочинений российских композиторов: Владимира Тарнопольского, Александра Радвиловича, Владимира Раннева, Бориса Филановского, Олега Гудачева, Светланы Лавровой, Алексея Сысоева, Ольги Раевой, Артура Зобнина, Владимира Горлинского, Анатолия Королёва и многих других авторов. Всего на фестивале прозвучат 88 премьерных сочинений современных композиторов из 36 стран мира.

20.00 Концерт из цикла «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Цикл концертов, приуроченный к юбилею старейшей концертной организации страны, продолжит выступление Академического симфонического оркестра под управлением Феликса Коробова – народного артиста России, главного дирижера Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Прозвучит программа, исполненная в мае 1959 года Национальным оркестром Французского радио и телевидения под управлением Андре Клюитанса, объединившая сочинения выдающихся французских композиторов Берлиоза, Дюка, Равеля, Дебюсси – и фантазию для оркестра «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского.

20.00 Концерт музыкального проекта «ORION». Премьера шоу «Музыка для живых» (Клуб «Морзе» – Кожевенная линия, 40 Б).
Премьера шоу станет также презентацией одноименного альбома, который группа выпустит только на виниле. Коллектив обещает удивить совсем новой музыкой, которая лежит между виниловым звучанием арт-рока 1970-х, европейской классикой и теплым, но мощным звучанием 2000-х.

22 мая, суббота

11.00 Премьера спектакля «Сокровище Бразилии» (Театр у Нарвских ворот – ул. Зои Космодемьянской, 3).
«Сокровище Бразилии» — музыкальный детектив, поставленный по известной сказке Клары Машаду. По сюжету один старый садовник 20 лет ждал, когда дадут побеги волшебные луковицы, эликсир из которых исцеляет от любой болезни. Но внезапно оказывается, что луковицы похищены. В интерактивном прологе маленькие зрители научатся считать по-португальски, поучаствуют в танцах, а затем вместе с героями будут разгадывать, кто же похитил волшебные луковицы.
Декорации и костюмы отсылают к культуре карнавала, музыкальные и танцевальные номера наполнены зажигательными латиноамериканскими ритмами.
Режиссер – Роман Камхен. Художник – Ольга Герр. Композитор – Роман Никитин. Хореограф – Оксана Баранова.

14.00 «Капитаны Арктики» — встреча, приуроченная ко Дню полярника (Библиотека национальных литератур — Садовая ул., 33).
В программе:
— лекция «Русские художники об освоении Севера и Арктики»;
— доклад «Открытие Антарктиды»;
— открытие художественной выставки Виктории Бахерт «К берегам Антарктиды и Арктики»;
— презентация книжно-иллюстративной выставки «Арктика далекая и близкая».
Вход свободный.

18.00 Ночь музеев – 2021.
Более 80 музеев, галерей, библиотек, выставочных и концертных залов откроют свои двери для посетителей вечером и ночью, а также приготовят специальные программы, посвященные общей теме – «Звук».
Для обеспечения безопасности в условиях пандемии программы во всех участвующих музеях будут организованы по сеансам, а количество билетов на каждый сеанс ограничено. Купить билет «Ночи музеев» можно будет только онлайн, сразу выбирая интересующие музеи и время посещения. Билеты трех видов – в один музей, в три музея и в пять музеев.

В акции примут участие Кунсткамера, Русский музей, ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Петергоф», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Музей политической истории России, Артиллерийский музей, Военно-морской музей, Музей театрального и музыкального искусства и другие. 10 участников присоединятся к «Ночи музеев» впервые, в том числе Российский этнографический музей, Музей мостов, Музей-квартира И.И. Бродского. Специальная программа будет организована также Государственным Эрмитажем.
В «Ночь музеев» можно побыть диктором и сообщить стране о первом полете Гагарина в Музее политической истории России, отправиться на аудиосвидание в залы Дома-музея Шаляпина или узнать, как применяется звук в медицинской диагностике в Музее гигиены.

В Музее железных дорог России расскажут, зачем железнодорожники использовали духовые рожки и музыкальные «шарманки», и почему железная дорога будущего должна быть тихой.
В программе Большого зала филармонии имени Д.Д. Шостаковича двенадцать концертов, перекликающихся с содержанием романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В Музее почвоведения покажут, какие почвы поглощают звуки, а какие передают их на сотни метров, и научат определять тип почвы по звуку шагов.
Музей истории религии подготовил аудиоэкскурсию, в которую, помимо рассказа об экспонатах, входит звуковая дорожка: камлание шаманов, ритуальные музыкальные инструменты и сакральные тексты.
В Мастерской Аникушина скульпторы будут лепить диаграмму голоса из глины, а посетителям предложат записать аудиокомментарии к экспонатам выставки современной скульптуры.

Некоторые музеи выбрали формат работы в вечернее время и будут открыты с 18:00 до 23:00, а другие – собираются принимать посетителей всю ночь с 18:00 до 06:00. Метро в «Ночь музеев» будет работать по своему обычному графику. Мосты будут разводиться по расписанию. С 23:00 между музеями, которые участвуют в ночной программе, будут курсировать автобусы «Ночи музеев» по 4 маршрутам. Воспользоваться автобусом может бесплатно любой обладатель единого билета «Ночи музеев».
Сайт проекта: http://www.artnight.ru/.

18:30 Вечер поэтов Марии Марковой и Леты Югай (ПЕН-Клуб – Думская ул., 3).
Мария Маркова (1982) – автор книг «Соломинка» (2012), «Сердце для соловья» (2017), лауреат ряда поэтических премий.
Лета Югай (1984) – автор книг «Между водой и льдом» (2010), «Где трава высока» (2010), «Забыть-река» (2015), «Вертоград в августе» (2021) и др., лауреат премии «Дебют» (2013), ученый-фольклорист и этнограф, художник. В настоящее время живет главным образом в Москве. Поэты прочтут свои стихи и расскажут о поэтической жизни и культурной ситуации в соседнем с нами древнем городе Вологде.

19.00 Открытие XXIX Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» (Михайловский замок, Георгиевский зал — Садовая ул., 2).
В фестивале примут участие ведущие исполнители из России, Италии, Армении, Испании.
Фестивалю оказана честь провести первые концерты в таких значимых залах, как отреставрированная Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца, Тронный зал Михайловского замка, посещение которого стало возможно впервые со времен жизни Императора Павла I.
Именно в Михайловском замке состоится открытие фестиваля. В концерте будут представлены любимые произведения хозяина замка — Императора Пала I. Арии и сцены из оперы «Волшебная флейта» и 40 симфония Моцарта, концертная симфония Дмитрия Бортнянского и гимн Мальтийского ордена, гроссмейстером которого являлся Павел I.
Исполнители — солисты Ереванской оперы Липарит Аветисян (тенор), Мэри Мовсисян (сопрано), Асмик Торосян (колоратурное сопрано), Ким Саргсян (баритон).
Концерт пройдет в сопровождении Международного симфонического оркестра «Таврический». Дирижер – Василий Синайский.

19.00 Открытие музыкального фестиваля «Органные белые ночи в Петрикирхе» (Собор Петра и Павла – Невский пр., 22-24).
С 22 мая по 10 июля каждую субботу в 19.00 и 22.00 в Соборе Петра и Павла на Невском проспекте можно будет услышать прекрасную музыку в исполнении блистательных органистов на самом большом и единственном в своем роде, редко звучащем церковном органе Петербурга Willi Peter. Удивительные образы, возникающие на величественном арочном куполе, благодаря специальному световому оформлению и мэппингу создадут атмосферу волшебства и подарят романтическое настроение слушателям.
Программа фестиваля:
22 мая в 19.00 и 22.00 — «Органная мистика Баха», исполнитель — Григорий Варшавский;
29 мая в 19.00 и 22.00 — «Орган: Сакральный танец». Исполнитель — Константин Волостнов (Москва);
5 июня в 19.00 — «Орган – оркестр». Исполнитель — Маргарита Еськина (Москва);
5 июня в 22.00 — «Романтический орган». Исполнитель — Маргарита Еськина (Москва);
12 июня в 19.00 — «Титаны органного мастерства». Исполнитель — Ирина Розанова;
12 июня в 22.00 — «Музыка Франции». Исполнители — Ирина Розанова (орган), Борис Баринов (альт);
19 июня в 19.00 — «Die Königin der alle instrumenten / Король среди инструментов». Исполнитель – Ольга Котлярова;
19 июня в 22.00 — «Таинственная ночь в Соборе: орган и труба». Исполнители — Ольга Котлярова (орган), Иван Лазуков (труба);
26 июня в 19.00 — «Соловьиная ночь // Ночь в барочном стиле». Исполнители — Юлия Иконникова (орган), Олег Безинских (контртенор);
26 июня в 22.00 — «Сны в летнюю ночь». Исполнитель — Юлия Иконникова;
3 июля в 19.00 — «4 века органной музыки». Исполнитель — Сергей Силаевский;
3 июля в 22.00 — «Moz’ART белых ночей». Исполнители — Елене Гвритишвили (сопрано), Анна Кочетова (сопрано), Сергей Силаевский (орган);
10 июля в 19.00 и 22.00 — «Ночь в барочном стиле». Исполнитель — заслуженный артист России Алексей Паршин (Москва).

19.00 Премьера спектакля «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса в постановке Александра Баргмана (Театр на Васильевском, Большая сцена – Средний пр. В.О., 48).
В своей драме «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямс исследует истоки зла, изнутри отравляющего человеческое общество. Это одна из самых глубоких и драматически напряженных пьес мировой драматургии о страшной власти насилия, доминирующего над хрупкими человеческими чувствами.
Теннесси Уильямс переносит место действия древнегреческого мифа, лежащего в основе его эмоциональной драмы о неприкаянном бунтаре-одиночке Вэле Зевьере и замужней женщине Лейди Торренс, пережившей ряд трагических потерь, в захолустный городок на юге Соединенных Штатов. В спектакле нет конкретной историко-географической привязки, место действия условно: любой город любой страны в сегодняшнем мире.
Музыкант Вэл Зевьер уподоблен Орфею, который пытается спасти из ада свою Эвридику. Ею становится Лейди, возрожденная к жизни любовью Вэла. Орфей играл на кифаре, Вэл – на гитаре. Музыка в спектакле противопоставлена аду. Режиссер, вспоминая высказывание о том, что ад — это скульптура, чистилище – это живопись, а рай – это музыка, выбирает метафорическое, притчевое измерение темы.
Режиссер-постановщик — Александр Баргман.
Сценограф — Анвар Гумаров.
Художник по костюмам — Стефания Граурогкайте
Автор музыки и аранжировок – Виталий Лапин.

19.00 Показ балетного спектакля Детской школы балета Ильи Кузнецова «Маша и Щелкунчик» (Дворец искусств Ленинградской области – пл. Стачек, 4).
Действие спектакля начинается в преддверии Рождества в модной школе дизайна Мадам Ди. Все готовятся к Рождественскому балу, и Директриса дает ученикам задание придумать к праздничному вечеру волшебные наряды, но девочка Маша шьет куклу, напоминающую куклу для колки орехов – Щелкунчика.

Либретто Ильи Кузнецова, хореография Петра Базарона, стилистическая концепция художника-модельера Татьяны Парфёновой, оригинальная сценография художника Марселя Калмагамбетова создают непередаваемое ощущение рождественской сказки и праздничного волшебства.
В постановке принимают участие звезды мирового балета и воспитанники Детской школы балета Ильи Кузнецова. Музыка П. И. Чайковского прозвучит в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением Михаила Голикова.
Показы балета «Маша и Щелкунчик» пройдут 22 и 23 мая в 19.00.
23 мая в 12.00 состоится благотворительный показ спектакля для детей из детских домов, многодетных семей, а также для врачей и их родных.

23 мая, воскресенье

12.00 XVII Санкт-Петербургский праздник «День фехтовальщика» (Александровский сад — Адмиралтейский проезд, 1).
В программе праздника фехтование различных направлений: историческое, классическое, сценическое, артистическое — показательные бои и костюмированные выступления, а также старинные танцы, театральные постановки.
Первая часть праздника «День фехтовальщика» – показательные выступления фехтовальных, танцевальных и театральных коллективов. Вторая часть праздника пройдет с участием зрителей: общение, открытые уроки и мастер-классы, ассо — вольные поединки.

Участники Дня фехтовальщика 2021: Клуб европейского исторического фехтования «Парад — Рипост» (руководитель — Руслан Каприлов); Клуб исторической реконструкции «Древняя Русь» (г. Старая Русса, руководитель — Валерий Киселев); Фехтовальная школа «Плащ и шпага» при Санкт-Петербургском фехтовальном клубе, Российский государственный институт сценических искусств; Студия европейского историко-сценического фехтования «Силуэт» (руководитель — Артем Шабанов) и др.
Режиссер праздника – Дмитрий Тейбер-Лебедев.
Ведущий праздника — Георгий Кобиашвили.
Вход свободный.

19:00 Вечер поэта Николая Звягинцева (книжный магазин «Порядок слов» – наб. реки Фонтанки, 15).
Николай Звягинцев (1967) – поэт, автор семи стихотворных сборников. Живёт в Москве. В последние несколько лет переводит китайскую поэзию — как современную, так и древнюю. На вечере автор представит новую, готовящуюся к выходу книгу, которую сам определяет как пространство эксперимента: что происходит со стихами, когда они становятся частью разнообразных литературно-художественных проектов или тесно связаны с переводами. Поэт прочтёт также свои переводы с китайского и испанского языков. Вечер ведёт Ольга Логош.

24 мая, понедельник

17.00 Гала-концерт лауреатов и почетных гостей VI Международного фестиваля народной песни «Добровидение» (Многофункциональный концертно-спортивный комплекс «Сибур Арена» — Футбольная аллея, 8).
24 мая — День славянской письменности и культуры. В концертной программе в этот день примут участие Государственный Омский русский народный хор, Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков им. А.Н. Квасова, ансамбль народной музыки «Ватага», победители шоу «Голос» иеромонах Фотий и Петр Захаров, ансамбль «Пташица», хор Валаамского монастыря и другие исполнители.
Сайт фестиваля «Добровидение»: https://dobrovidenie.ru/.
Трансляция концерта пройдет на телеканале «Санкт-Петербург».

25 мая, вторник

17.00 Тематическая экскурсия «Творцы Петербурга», приуроченная к Дню города – Дню основания Санкт-Петербурга (Некрополи XVIII в. и мастеров искусств — пл. Александра Невского, 1).
Вспоминая о Петербурге, Иосиф Бродский писал: «Камни не камни, объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть загадка – он действительно влияет на твою душу, формирует ее». Гуляя по музейным некрополям, участники экскурсии вспомнят имена и творчество мастеров, создавших образ города не Неве и вдохнувших жизнь в его камни.
Экскурсовод – Ольга Юрьевна Заякина.

18:30 Презентация книги Натальи Силичевой о Выборге ( БИКЦИМ — Невский пр., 20).
Автор в занимательной форме рассказывает о достопримечательностях Выборгской дороги, даёт интересные и нескучные задания, в том числе исследовательского характера. Эта книга открывает серию изданий-путешествий по Ленинградской области для детей и их родителей и вполне может служить пособием по краеведению.

19:00 Презентация книги Виктора Сесейкина «Время радовало нас» (Библиотека «На Стремянной» – ул Стремянная, 20).
«Время радовало нас» – сборник автобиографических рассказов периода с 1941 по 70-е годы XX века. Многолетний опыт работы журналистом позволил автору придать фактам собственной жизни историческую перспективу, увидеть в частных случаях отголоски эпохальных событий.
Сесейкин Виктор Георгиевич родился в 1926 году в Киеве, детство провел в городе Николаеве. В 1943 году был призван в армию, служил в морской авиации. После демобилизации в 1951 г. начал работать журналистом в Средней Азии, а в 1958 году приехал в Иркутск и стал свидетелем культурного и технологического расцвета Сибири. Большую часть жизни работал собственным корреспондентом газеты «Гудок» по Восточно-Сибирской железной дороге. Летом 2020 года скончался на 93 году жизни. На презентации внучка автора Надежда Цыпкина расскажет о жизни писателя и культурном контексте Иркутска 60-х годов, повлиявшем на становление Виктора Георгиевича как журналиста и писателя.

26 мая, среда

19.00 Stabat Mater для солистов, хора и оркестра (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
Произведение было написано по заказу архидьякона Мадрида Мануэля Фернандеса Варелы. Россини поставил условие: сочинение останется неизданным, а исполняться будет лишь по заказу архидьякона. Премьера Stabat Mater состоялась в Париже в январе 1842 г.
Пресса восторженно приветствовала новый шедевр. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю»; «С тех пор как была исполнена в Париже оратория Гайдна «Сотворение мира», я не помню, чтобы мне довелось присутствовать на более торжественном, более впечатляющем и более прекрасном концерте…» Генрих Гейне писал: «Stabat Mater Россини — самое необыкновенное событие минувшего сезона… Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю — нарушить, испортить, — но даже омрачить… Сердце Россини сберегло свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».

19.00 Концерт «Салют Майлзу Дэвису!» (Открытая киностудия «Лендок» – наб. Крюкова канала, 12).
Американский джазовый трубач Майлз Дэвис оказал значительное влияние на развитие не только мирового джаза, но и всей музыки ХХ века. Он стоял у истоков множества стилей и направлений, таких как модальный джаз, кул-джаз и фьюжн. Музыкант обладал уникальным даром импровизации и еще при жизни имел статус живой легенды джаза и современной музыки. Длительный период работы Майлза Дэвиса на джазовой сцене (около 50 лет) определил звучание джаза для нескольких поколений слушателей. На его счету десятки альбомов, а в 1959 году музыкант записал альбом «Kind of Blue».

На концерте прозвучат известные композиции из репертуара Майлза Дэвиса. Участники программы — лучшие коллективы Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки: единственный в нашем городе государственный профессиональный джазовый биг-бэнд Jazz Philarmonic orchestra под управлением Кирилла Бубякина и квинтет под руководством известного петербургского джазового трубача Ивана Васильева. Специальный гость программы – народный артист России Давид Голощекин. Музыкантов представит заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг.

19.00 Открытие XV Международного фестиваля «Музыкальная коллекция» (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).
Выступление одного из старейших в стране – Государственного академического симфонического оркестра имени Е.Ф. Светланова – откроет программу XV Международного фестиваля «Музыкальная коллекция», приуроченного к 100-летию Петербургской филармонии. За дирижерским пультом – Владимир Юровский. Солист – пианист, многократный лауреат премии «Грэмми» Эммануэль Акс. В программе: Первый фортепианный концерт Брамса, симфоническая поэма Штрауса «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» и пьеса для оркестра Элгара «Фальстаф».

27 мая, четверг

19.00 Денис Мацуев с программой «Джаз в кругу друзей» (БКЗ Октябрьский – Лиговский пр., 6).
В День рождения Санкт-Петербурга состоится джазовый марафон – большой двухчасовой праздник музыки во главе с пианистом Денисом Мацуевым. Концерт порадует поклонников импровизаций и синкоп – музыканты сыграют любимые мелодии и вариации бессмертных хитов.
Денис Мацуев: «Мы снова соберемся вместе, как делаем это каждый год в Петербурге! Прошлый год очень удивил всех нас, повлиял на наши бытовые привычки, но не изменил самого главного – нашей любви к музыке! Мы продолжаем играть классику и джаз: импровизируем, творим, играем вместе, зажигаем звезды. И живая встреча со зрителем – самая главная награда для меня! Я очень жду этого концерта, мы будем вместе создавать праздничное настроение – настроение музыки и жизни. Чувствую, что все получится!»

20.00 Открытие XXII Международного театрального фестиваля «Радуга» (ТЮЗ им. А.А. Брянцева – Пионерская пл., 1).
Фестиваль откроется театрализованным концертом «Эмир Кустурица & The No Smoking Orchestra», который состоится на Большой сцене ТЮЗа, а также показом спектакля Сергея Женовача по повести Даниила Хармса «Старуха» (театр «Студия театрального искусства», Москва) на сцене МДТ.
В семидневной программе фестиваля – спектакли таких известных режиссеров, как Оскарас Коршуновас, Уланбек Баялиев, Роман Феодори, Женя Беркович, Айдар Заббаров и многих других, а также творческие встречи, обсуждения спектаклей и пятидневная драматургическая лаборатория.
Полная программа представлена на официальном сайте фестиваля: https://rainbowfest.spb.ru/.

28 мая, пятница

11.00 Пешеходная экскурсия «Старая Ржевка» (Индустриальный пр-т, д 35 к 1).
В центре путешествия окажется здание бывшей четырехпоставочной мельницы, которая пережила революцию, Великую Отечественную войну и превратилась в жилой дом. Также путь пройдет вдоль водохранилища и мимо завода Титовых «Ржевкахлеб».
Сбор на ж/д станции «Ржевка», на кольце трамвая 64.
Тел: 8911 989 6131

11.00 Фестиваль уличной культуры «На твоей стороне» (Клуб Выборгская сторона — ул.Смолячкова, 13).
Впервые в одном из самых старинных районов Санкт-Петербурга пройдёт уникальный Фестиваль уличной культуры. Участниками Фестиваля станут художники-граффитисты, музыканты, танцоры, молодые дизайнеры, фотографы, представители культуры городской уличной кухни и других направлений.
Фестиваль включает в себя конкурсные направления: граффити, уличные современные танцы, современная музыка улиц, дизайн, культура городской уличной еды, уличная фотография.

29 мая, суббота

11.00 XXIV Международный фестиваль «Соляной. Город мастеров» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – Соляной переулок, 13-15).
В год празднования 145-летия со дня основания Академии Штиглица фестиваль с четвертьвековой историей меняет название и расширяет свои границы за счет новых форматов. Международный конкурс изобразительного искусства «СолАрт» в этом году объединил рекордное число участников: более 150 российских и более 100 зарубежных авторов из Италии, Испании, Индии, Германии, Канады, США, Израиля, Армении и других стран. Международное жюри определит победителей в номинациях: изобразительное искусство (живопись, графика), декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, дизайн, реставрация. Лучшие работы будут представлены на итоговой выставке фестиваля «Соляной. Город мастеров», а также онлайн – на сайте Академии Штиглица.

В выставочных пространствах основного учебного корпуса и корпуса дизайна, а также в Учебном музее прикладного искусства Академии Штиглица будут проходить многочисленные выставки: «Академия Штиглица: формирование отечественной Школы дизайна» (Белый зал Музея), «Форматы времени» (Готический зал Музея), «Форма в объеме и на плоскости» (Папская галерея), выставка средового дизайна «Tensegrity-2021» (корпус дизайна), Stiglitz Design Days (рекреация основного корпуса).
В Зале Совета состоится VI Всероссийская научно-практическая конференция «Искусство и дизайн: история и практика», участники которой обсудят актуальные вопросы в области искусства, архитектуры и дизайна.

В Большом дворе Академии Штиглица развернется арт-ярмарка «Щегол», на которой будут представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства – графика, живопись и скульптура, а также ювелирные изделия, аксессуары, посуда ручной работы, сувенирная продукция, одежда и другие предметы, созданные студентами и выпускниками Академии Штиглица.
Вход на фестиваль свободный. Участие во всех программах бесплатное.

16.00 Творческая встреча с писателем Рои Хеном и театрализованная читка его новой книги «Души» (Театральный музей — пл. Островского, 6).
Презентация книги превратится в театрализованную читку: Сергей Мигицко, Александр Баргман, Маргарита Бычкова и другие любимые петербуржцами артисты прочтут отрывки из многослойного повествования о странствиях души длиной в 400 лет. Рои Хен прокомментирует свой роман и ответит на вопросы о своем творчестве, о работе с петербургским «Таким театром» и о месте русской культуры в его личном литературно-театральном мире.

Израильский писатель марокканского происхождения Рои Хен – автор популярных книг в жанре магического реализма. Он заведует литературной частью прославленного театра «Гешер» (Израиль) и переводит на иврит русскую классику от Пушкина и Достоевского до Хармса и Шаламова.

30 мая, воскресенье

19.00 Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» (Государственная академическая капелла – наб.реки Мойки, 20).
Международный фестиваль «Музыкальный Олимп» был основан в 1996 г. И с тех пор проводится ежегодно в мае-июне на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга. Его идея уникальна: «Музыкальный Олимп» – это «парад победителей», состязание сильнейших. К участию в фестивале приглашаются победители крупнейших международных музыкальных конкурсов. За 20 лет «Музыкальный Олимп» представил слушателям более 450 молодых исполнителей из 50 стран.
В этот вечер прозвучит музыка Чайковского, Синжеле, Хачатуряна, Сен-Санса, Вивальди.

19.00 Концерт «От Битлз до Дюка Эллингтона» (Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки – Загородный пр., 27).
Доминанта новой программы Антона Боярских — композиции легендарной группы «Битлз». Песни Маккартни и Леннона будут исполнены в джазовых аранжировках и в уникальном изложении для хаммонд-органа, тромбона и гитары.
В концерте принимают участие Давид Голощекин (хаммонд-орган), Антон Боярских (тромбон), Ильдар Казаханов (гитара), Николай Затолочный (контрабас), Артем Теклюк (ударные).

31 мая, понедельник

20.00 Балет Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA» (Александринский театр – пл.Островского, 6).
Балет Бориса Эйфмана является итогом многолетнего осмысления личности и творческого мира великого композитора. Хореографический текст постановки предельно точно передает внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений. Декорации – Зиновий Марголин. Костюмы – Ольга Шаишмелашвили, Вячеслав Окунев. Свет – Александр Сиваев, Борис Эйфман.