ПОДЕЛИТЬСЯ

15 января, пятница

«Держу пари, что я ещё не умер». Экспозиция к 130-летия со дня рождения О.Мандельштама (музей А.Ахматовой – Литейный пр., 53).
Анну Ахматову и Осипа Мандельштама связывали годы дружбы с молодых лет до его гибели в 1938-м. В квартире в Фонтанном доме он не раз бывал.
На небольшой выставке в мемориальном пространстве Мандельштам снова вернулся сюда гостем: воспроизведен его шаржевый портрет работы Николая Радлова, на столе – рабочий вариант «Листков из дневника», биографического эссе, написанного Ахматовой в память о поэте. Неслучайно выбраны самые веселые фрагменты этих воспоминаний: «Смешили мы друг друга так, что падали на поющий всеми пружинами диван… и хохотали до обморочного состояния».
Экспозиция открыта до 31 января.

19.00 VIII Международный органный фестиваль «Мариинский» (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).
С 15 по 23 января в Концертном зале Мариинского театра пройдет VIII Международный органный фестиваль, один из «малых» инструментальных фестивалей театра наряду с фестивалями арфы и флейты.
Афишу нынешнего фестиваля составили выступления пяти органистов из Петербурга и Франции (каждый со своей программой). Русско-французский «маршрут» не случаен: орган Концертного зала — французского происхождения. Его проектировала фирма «Альфред Керн и сын» из Страсбурга (в 2009 году устанавливать и настраивать инструмент приезжал сын основателя фирмы Даниэль Керн), и это первый французский инструмент на органной карте Петербурга. Кроме того, руководит фестивалем французский органист и композитор, профессор Парижской консерватории Тьерри Эскеш. В Петербург приедут его ученики и лауреаты конкурса в Шартре — старейшего и уважаемого состязания органистов — Тома Оспиталь и Давид Кассан. Из петербургских музыкантов в фестивале примут участие Ирина Котлярова и Марина Вяйзя. В заключительном концерте фестиваля Тьерри Эскеш выступит вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра.

20.00 «Вечер вальсов» – концертная программа Государственного симфонического оркестра «Классика» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Большой зал – Михайловская ул., 2).
Первый концерт нового года Государственный симфонический оркестр «Классика» и маэстро Александр Канторов целиком посвящают вальсу. В Большом зале филармонии прозвучат произведения русских и зарубежных композиторов, написанные в трехдольном размере и имеющие отношение к самым различным жанрам: опере, балету и драматическому искусству. В программу войдет «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского, вальс из Джазовой сюиты Д. Шостаковича, Концертный вальс И. Дунаевского, «Грустный вальс» Сибелиуса, редко исполняемые вальсы Э. Вальдтейфеля, а также вторая часть «Фантастической» симфонии Г. Берлиоза.
О нелегкой судьбе вальса, вынужденного пробивать себе дорогу сквозь осуждение и запреты общества, расскажет дирижер и ведущий Александр Канторов. Примечательно, что именно в Большом зале филармонии Маэстро был удостоен звания «Короля вальсов Петербурга», которое дирижер получил из рук композитора Андрея Петрова. Оставаясь верным этому титулу, Александр Канторов продолжает знакомить петербургскую публику с лучшими музыкальными произведениями этого жанра.

19.30 Презентация книги Валерия Попова «Мы не рабы» (книжный магазин «Во весь голос» — ул.Маяковского, 19).
Просияв в плеяде шестидесятников, Валерий Попов снискал интерес и преданную любовь аудитории. Его гротесковая манера, позволяющая из рядового события вывести масштабное ироничное обобщение, узнается с первого предъявления. На его книгах («Жизнь удалась», «Новая Шахерезада», «Праздник Ахинеи» и др.), полных шаржированных образов, точных замечаний и мягкого юмора, выросло как минимум два поколение читателей. В новую книгу вошли три повести — «Моя история Родины», «Мы не рабы» и «Будни гарема». Автор, не изменяя себе, в узнаваемой иронической манере описывает жизнь своего лирического героя в реалиях сегодняшнего дня, находя его в ситуациях одновременно комических и грустных. Но оптимизм героя воистину неисчерпаем — опыт прожитой жизни так и не сумел лишить его веры в то, что впереди ждет удача, радостное удовлетворение и справедливость.
Регистрация: https://golosbooks.ru/events/view?id=40

20.00 Празднование Старого Нового года с джазовым трио «Добрый вечер!» (Концертный зал Яани Кирик – ул. Декабристов, 54 А).
Джазовая сюита «Щелкунчик», рождественские гимны, любимые мелодии из кинофильмов в оригинальных джазовых аранжировках исполнят Станислав Чигадаев (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас) и Артем Теклюк (барабаны).
Джазовое трио «Добрый вечер!» — хорошо известный и любимый ценителями музыки crossover-проект Станислава Чигадаева, виртуоза классического и джазового фортепиано, образованный в 2013 году. Музыканты успешно выступают во многих филармонических залах, Концертном зале Мариинского театра, на Новой сцене Александринского театра и на других крупных площадках Санкт-Петербурга и Москвы.

16 января, суббота

19.00 Концерт Государственного симфонического оркестра «Классика» «Блестящие вальсы» (Белый зал Политехнического университета – Политехническая ул., 29).
Были времена, когда вальс считали безнравственным танцем за то,что во время его исполнения, по сравнению со старинным лендлером (предшественником вальса), кавалер обнимал свою даму на протяжении всего танца. Вальс пытались запретить, с ним боролись, но победить, конечно же, не смогли, потому что на помощь пришли лучшие композиторы: Глинка, Штраус, Вальдтейфель. А когда зазвучали вальсы Петра Ильича Чайковского, умолкли даже самые строгие голоса, потому что мир понял: вальс — это гораздо больше, чем танец. Победное шествие вальса продолжилось во всех жанрах: в драматических постановках, в опере и балете. Гектор Берлиоз уделил вальсу целую часть из его самой знаменитой Фантастической симфонии.
В программу концерта Государственного симфонического оркестра «Классика» войдут как хорошо известные, так и редко исполняемые произведения. Дирижирует и рассказывает Александр Канторов.

19.00 Праздничный концерт «От звезды и до воды» (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки — Невский пр., 30).
Концерт, представленный в рамках III Международного музыкального фестиваля «Приношение Елене Образцовой»,  пройдет в период святок, праздничных дней от Рождества и до Крещенья – от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. В программе концерта – произведения Гурилева, Варламова, Булахова, Чайковского, Верстовского, Ребикова, Свиридова и других русских композиторов, обработки народных песен в исполнении лауреатов Всероссийского конкурса вокально-инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой, Международных конкурсов юных вокалистов Елены Образцовой, а также артистов музыкальных театров Петербурга.

19.00 Премьера спектакля «Дуэль» по повести А.П.Чехова (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской – Итальянская ул., 19).
16 и 17 января в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской пройдут премьерные показы спектакля «Дуэль» по повести Антона Павловича Чехова.
Режиссер Леонид Алимов так сказал о повести и спектакле: «Я глубоко убежден, что эта история — о вере с большой буквы, как ее представляет себе Чехов. Это его символ веры. Недаром он написал эту вещь, возвратясь с острова Сахалин, где жили отрезанные от империи и какой-либо большой земли люди. Вера как чудо. Именно поэтому (и со мной согласны мои коллеги, мои товарищи-актеры) мы делаем историю про дьякона Победова, про которого меньше всего можно подумать, что он – главный герой. Думаю, что именно он –alter ego Чехова. Через этого героя автор транслирует свои мысли. И все притчи, которые рассказывает молодой, смешливый, не очень образованный, из нищей семьи дьякон – об этом. Когда у дьякона спрашивают, хорошо ли он образован по богословской части, он искренне отвечает, «да не очень…». И он здесь не врет. Вера должна основываться и отталкиваться не от больших знаний. Вера должна отталкиваться от большого сердца. Он, может быть, и не знает каких-то богословских постулатов. Но только эта безусловная непоколебимая вера юного дьяка спасает многих».

Конечно, спектаклю «Дуэль» вряд ли удастся избежать сравнений с фильмом И. Хейфеца «Плохим хорошим человеком», с актерской «Дуэлью» Олега Даля и Владимира Высоцкого. Но существует и живая связь между фильмом и спектаклем – актер Георгий Корольчук, сыгравший в фильме дьякона, будет занят в новом спектакле.
«Дуэль» в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской – мужской спектакль, наэлектризованный женским присутствием. В этом нескончаемом поединке всех со всеми и каждого с собой далеко не сразу открываются глубинные смыслы спектакля. Любовная ли это история, или про мужскую дружбу, которая не сложилась, – решать придется каждому.
В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук; заслуженные артисты России Маргарита Бычкова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Александр Вонтов; артисты Кристина Кузьмина, Елизавета Фалилеева, Игорь Андреев, Александр Анисимов, Иван Васильев, Александр Ганелин, Владимир Крылов, Александр Макин, а также студенты СПбГИКиТ Василий Гетманов и Вадим Лунгу.

17 января, воскресенье

19.00 Презентация книги швейцарского писателя Анри Роорда «Мое самоубийство» (1925) ( Библиотека М.Лермонтова – Литейный пр., 19).
Книга опубликована издательством Forthcoming Fire / Common Place (2019) в переводе Philibert’s. В программе: чтение отрывков из книги Анри Роорда и фортепьянные пьесы Артюра Онеггера из цикла «Семь коротких пьес» (1921) в исполнении Елены Носкиной.
Анри Роорда (Анри-Филипп-Бенджамин Роорда ван Эйсинга, 1870 – 1925) – швейцарский писатель и педагог. Анри Роорда много писал для анархистских и сатирических журналов, часто под псевдонимом Бальтазар, сочинил несколько пьес, но известность получил благодаря своим очеркам и эссе, в частности, таким полемическим произведениям, как «Мой сентиментальный интернационализм» (1915) и «Педагог не любит детей» (1917). 7 ноября 1925 года писатель покончил с собой. В том же году был опубликован его текст-завещание «Мое самоубийство», в котором автор с иронией излагает причины, побудившие его свести счеты с жизнью.

19.00 «Щелкунчик в Джазе» (Эрмитажный театр – Дворцовая наб., 32).
Легендарное джазовое трио Александра Маслова выступит с знаменитой программой «Щелкунчик в джазе».
В старейшем театре Российской Империи, созданном по заказу Екатерины II для семьи императора, выступит легендарное джазовое трио композитора и пианиста Александра Маслова. Коллектив исполнит шедевры классики в своих авторских джазовых обработках. Но главное событие вечера – любимые мелодии из балета Чайковского в новом звучании.
Подробности на официальном сайте: Classica.spb.ru

18 января, понедельник

13.00 Показ видеофильма «Анна Евгеньевна Аренс-Пунина, Ира Пунина, Игорь Аренс. Блокада. Скорая помощь», организованный Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме (https://akhmatova.spb.ru/).

17.00 Презентация книги Натальи Старосельской «Вертикаль Семена Спивака» (Молодежный театр на Фонтанке, здание Большой сцены, фойе 2 этажа – наб. реки Фонтанки, 114).
Книга, написанная литературным и театральным критиком, кандидатом филологических наук Натальей Старосельской к 70-летию художественного руководителя Молодежного театра на Фонтанке, охватывает весь период творчества Мастера от первых постановок до недавних премьер.
В презентации участвуют: народный артист России Семен Яковлевич Спивак, редактор книги Елена Сергеевна Алексеева, артисты Молодежного театра на Фонтанке.
Гостей также ждёт обсуждение проекта «Почта Петербургского ангела», которому исполняется ровно год.

19.00 Вечер-импровизация «Это было недавно…», посвященный дню рождения Молодежного театра на Фонтанке (Молодежный театр на Фонтанке – наб. реки Фонтанки, 114).
Этот вечер посвящён дню рождения театра, которому 8 января исполнился 41 год.
В новую концертную программу театра вошли воспоминания о тех спектаклях, которые уже сошли со сцены,сцены, но остались в памяти зрителей и артистов, а также танцевальные и песенные номера из полюбившихся постановок.

19 января, вторник

19.00 Онлайн-лекция Алексея Бондарева «Гумильвенок»: о детстве Льва Гумилева (Музей А.А.Ахматовой – Литейный пр., 53).
«Да, я понял. Символ жизни – не поэт, что творит слова,
И не воин с твердым сердцем, не работник, ведущий плуг,
– С иронической усмешкой царь-ребенок на шкуре льва,
Забывающий игрушки между белых усталых рук».
Николай Гумилев
1 октября 1912 года в семье поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой родился мальчик, которого назвали Львом. Очень скоро родные, да и все окружающие, дали ребенку трогательно-ласковое прозвище – «Гумильвенок». В 9 лет, с расстрелом Николая Гумилева, счастливое детство завершилось. На склоне лет Лев Николаевич с горечью признавался: «Мне хотелось простого: чтобы был отец, чтобы в мире были елка, Колумб, охотничьи собаки, Рублев, Лермонтов».
В честь кого ребенок был крещен с именем Лев? Где и в каком окружении проходило детство Льва Гумилева? Какие праздники были дороги ребенку и запомнились на всю его жизнь? Какие подарки дарили своему сыну родители, в каких своих стихах о нем вспоминали? Какие у него были игрушки, в какие игры он со своими сверстниками играл? Чем он увлекался, какие книги читал? Какие воспоминания о детстве сохранились в памяти ученого?
Подробности на сайте: https://akhmatova.spb.ru/events/online/gumilvenok-o-detstve-lva-gumileva/

19.30 Презентация книги Анджея Иконникова-Галицкого «Литерный А» (книжный магазин «Во весь голос» – ул.Маяковского, 19).
Книга Анджея Иконникова-Галицкого «Литерный А. Спектакль в императорском поезде» написана на стыке не только жанров, но и разных родов литературы. Это одновременно и научно-популярная историческая проза, и драматическое произведение, и нечто вроде киносценария. А в монологах и репликах персонажей использованы многочисленные документы эпохи: стенограммы совещаний, письма солдат с фронта, газетные заметки, телеграммы и записи телефонных переговоров, мемуары. Всё действо разворачивается в вагоне императорского поезда и вокруг него. Это тот самый вагон, в котором Николай II подписал своё отречение, и который затем служил новым властям: Временному правительству и Советам. Через этот же вагон проходят генералы, министры, комиссары, чьи судьбы причудливо переплетаются в огне русской революции. А вокруг вагона кипит народное море: солдаты, матросы, железнодорожные служащие, офицеры, поэт Александр Блок и прочие собирательные и конкретные исторические персонажи.
Регистрация: https//golosbooks.ru/events/view?id=41

20 января, среда

13.00 Спектакль-прогулка «Город Достоевского. 730 шагов с Родионом Раскольниковым» («Дом Достоевского» — Казначейская ул., 7).
Иммерсивный аудио спектакль-прогулка начинается у дома, где жил Ф.М.Достоевский, где он написал «Преступление и Наказание», проходит по местам, описанным в романе и вдохновившим автора. Маршрут ведет по Столярному переулку, Кокушкину мосту, Садовой, Сенной, вдоль набережной канала Грибоедова (канавы) и завершается недалеко от дома Старухи-процентщицы.
Премьера спектакля-прогулки «Город Достоевского. 730 шагов с Родионом Раскольниковым» состоялась 18 июля 2018г. в Санкт-Петербурге.
Общее время экскурсии 1 час 30 минут. Пеший маршрут около 3-х км. Участники обеспечиваются аудио техникой.
Возрастные ограничения 16+
Электронные билеты распечатывать не нужно.
Тел.: +7911-139-63-83

21 января, четверг

19.00 Спектакль «Конформист» (Камерный театр Малыщицкого – ул.Восстания, 41).
Спектакль является театральным переложением знаменитого романа Алберта Моравия про трагедию нормальности. Молодой итальянец старается устроить свою жизнь в условиях послефашистской Италии и не замечает, как превращается в нехорошего человека. Роман Альберто Моравиа некогда был прославлен киноверсией Бернардо Бертолуччи, однако спектакль режиссера Петра Шерешевского обходит киноаллюзии стороной. Главное в тесном зрелище Камерного театра Малыщицкого — экстравагантность формы, подчеркнутый маньеризм в актерской игре и песни Chinawoman.
В спектакле заняты актеры: Роман Ушаков, Лидия Марковских, Александр Кочеток, Александр Конев, Татьяна Каулио, Надежда Черных.

19.00 Онлайн-лекция о мифологии якутов «Мир олонхо» из цикла семинаров «Исчезающая натура» в мемориальном музее-квартире Л. Н. Гумилева.
Подробности на сайте: https://akhmatova.spb.ru/

22 января, пятница

Открытие выставки «Чжуан Хунъи. Соцветие» (Музей современного искусства «Эрарта» – Васильевский остров, 29-я линия, 2).
Чжуан Хунъи родился в провинции Сычуань, однако с 1990-х годов живет в Голландии. В работах автора органично соединяются традиционный для китайского искусства материал — рисовая бумага — и узнаваемые образы бескрайних голландских цветочных полей. Из бумажных цветов, кропотливо сложенных Чжуаном в технике оригами и покрытых градиентным способом акриловой или масляной красками, собираются необыкновенные трехмерные картины.
Каждое произведение автора можно рассматривать и как скульптуру, и как живопись. Цветовые вариации, которые удается передать художнику, в полной мере раскрываются тогда, когда зритель начинает перемещаться относительно работ в пространстве: богатство палитры поражает воображение.
Помимо картин, Чжуан Хунъи создает также объемные скульптуры и объекты, однако выставка в Эрарте посвящена именно живописи. Впечатляющие «Пейзажи» и «Клумбы» будут представлены в экспозиционном пространстве таким образом, чтобы дополнительно подчеркнуть плавные и непрерывные переходы между оттенками.

18.00 Встреча с писателем Евгением Лукиным (Библиотека Лермонтова – Литейный пр., 19).
Петербургский писатель и историк Евгений Лукин, участник первой чеченской войны, расскажет о своей новой книге «Чеченский волк», в которой он стремился создать достоверное жизнеописание первого чеченского президента Джохара Дудаева (1944 – 1996). На основе многочисленных источников – от газетных публикаций и воспоминаний очевидцев до серьёзных исторических монографий – Евгений Лукин шаг за шагом прослеживает жизненный путь Джохара Дудаева. Биографию своего героя автор пишет с подчёркнутой, выверенной, безупречной объективностью. Перед читателем предстает сложный противоречивый образ сильного целеустремлённого человека, который из депортированного чеченского мальчишки превратился в советского офицера, а затем стал одним из главных действующих лиц российской трагедии конца ХХ столетия.

19.00 Онлайн-мастерская по стихам Анны Ахматовой «А каждый читатель как тайна…», организованная Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме (https://akhmatova.spb.ru/).
Участие платное.

23 января, суббота

17.00 П.И Чайковский. Щелкунчик. (Аннекирхе – ул. Кирочная, 8 В).
Под сводами загадочной Аннекирхе прозвучит знаменитый «Щелкунчик» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра и чтеца (текст Э.Гофмана), где над сценой на огромном фоне стен и экрана будут спроецированы живые сказочные картины на песке – так фантазии, рожденные любимой с детства музыкой Чайковского, обретают новую форму и пробуждают воображение.
Симфонический оркестр Молодежного Оперного театра, дирижер – Игорь Новицкий, художник – Дарья Котюх, чтец – Наталья Карпинская.
Продолжительность – 1 час 20 мин.
Контактные тел.: 8-904-217-24-77, 8-952-374-32-91

24 января, воскресенье

16.00 Экскурсия «Мистическая сторона аптеки Пеля и башни Грифонов» (ВО, 7-я линия, д.16-18).
Из окна аптеки можно увидеть огромную каменную трубу, она же башня Грифонов, говорят, что когда-то их было две. Доктор Пель увлекался алхимией и вывел некую секретную формулу, которая давала путевку в другой мир. А как еще объяснить многочисленные жалобы жильцов, слышавших грифонов в темное время суток. Доктора больше нет, а формула утеряна, но когда-нибудь найдётся тот, кто сможет ее восстановить. Разгадка в самой башне, на кирпичиках которой спрятаны подсказки. Сейчас аптека работает как музей, так что можно попробовать не только разгадать тайну башни Грифонов, но и посетить таинственную лабораторию в подвалах аптеки. Подвальное помещение аптеки – это бывшее бомбоубежище времен Великой Отечественной войны, которое спасало жителей Васильевского острова от обстрелов во время блокады.
Запись на экскурсию по телефону: 8-904-609–85-31

17.00 Моноспектакль Павла Михайлова « Бродский. Retweet. Рождество» (Дом-музей Ф.Шаляпина — ул. Графтио, 2 Б).
В спектакле-метрономе, созданном по рождественским произведениям И.Бродского, прозвучат стихи не только из основного цикла, но и «Речь о пролитом молоке», поэма «Зофья» и венецианское стихотворение «Лагуна», как альтернативное Рождество «без снега, шаров и ели».
Спектакль также будет показан в 19.00

18:00 Лекция Анатолия Смирнова «Русская школа формализма и В. Шкловский» (Библиотека «Лиговская» — Лиговский пр., д. 99).
24 января — день рождения выдающегося русского литературоведа Виктора Борисовича Шкловского. Его формалистский подход был первым шагом в сторону от классического «филологического» понимания художественного текста. На лекции пойдёт речь об исторических перспективах этого подхода, о наследии В. Шкловского, о его вкладе в развитие как отечественного, так и мирового литературоведения.
Подробнее на сайте: https://vk.com/ligovka

25 января, понедельник

19.30 Презентация книги Булата Ханова «Развлечения для птиц с подрезанными крыльями» (книжный магазин «Во весь голос» – ул.Маяковского, 19).
Что может объединять абсолютно противоположных людей, случайно встретившихся в большом городе? Каждый из них считает, что он свободен, но оказывается опутан сетями социума. Удастся ли героям избавиться от зависимостей и обрести свободу воли? Они слушают не песни протеста, а голоса птиц в наушниках, ищут не просветления, а тех, кому можно довериться. Они не проходят мимо несправедливости и обладают чувством достоинства. Они знают, что еще никто не убегал ни от себя, ни от времени, но хотят быть исключением из правил. Они не выбирают между традициями и прогрессом, между патриотами и либералами, между темным и светлым. Книга казанского прозаика Булата Ханова — о бунтарях, которые слишком самоироничны, чтобы называть себя бунтарями.
Регистрация: https://golosbooks.ru/events/view?id=42

26 января, вторник

11.00 Рождественская монастырская ярмарка (ДК им.Газа – пр.Стачек, 72).
Традиционная рождественская ярмарка представит предметы обихода от монастырей и монастырский подворий Санкт-Петербурга и ленинградской области.
Ярмарка открыта до 31 января. Вход свободный.

19.30 Спектакль по мотивам пьесы М.Горького «Васса» (Арт-центр «Пушкинская, 10 – Лиговский пр., 53).
Это спектакль, в котором от маленьких радостей до ужасающих картин отражается жизнь самых обычных людей. Они любят и хотят быть любимыми, но почему-то семейной идиллии не получается.
«Тихое семейное счастье, любящий муж, здоровые дети. О чем ещё может мечтать женщина? Но если наступает момент, когда приходится брать на себя роль непоколебимого, железного лидера, что из этого может получиться? Железная леди или человеческая женщина?» – рассуждает режиссер Наталья Уполовникова.
В ролях: Олег Горсков, Алина Смурова, Рушана Шамсутдинова, Алена Максютина, Мария Маргаева, Александр Спицын.

27 января, среда

Закрытие уличной экспозиции «ArtAntarctica» (пл.Труда, 5).
Проект «ArtAntarctica» работает в Петербурге с 27 декабря 2020 г. Он создан сообществом «Музейная линия» в партнерстве с творческой мастерской «ARKI» и посвящен 200-летнему юбилею открытия Антарктиды русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым.
Центр уличной экспозиции – масштабная инсталляция в виде светящегося айсберга, расположенного на площади Труда рядом с Центральным военно-морским музеем и Новой Голландией. На поверхностях стеклянной инсталляции в течение месяца проходил уникальный фестиваль видео-мэппинга, посвященный открытию и исследованию самого южного материка планеты, кругосветным путешествиям и роли нашего города в развитии мировой географической науки.
Начало легендарной экспедиции под руководством Беллинсгаузена и Лазарева было положено именно в Санкт-Петербурге: 4 июля 1819 года Кронштадт покинули шлюпы «Восток» и «Мирный».
Выставка ArtAntarctica была задумана с целью создания интерактивных культурных пространств и переосмысления городской среды.

28 января, четверг

19.00 Концерт «Музыка в чувствах» (Яани Кирик – ул. Декабристов, 54 А).
Самые выдающиеся композиторы – Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Моцарт, Вивальди, Дворжак и другие, помогут рассказать уникальную историю, которую подготовили известные музыканты Санкт-Петербурга и Нью-Йорка. Эта история о том, какие сильные чувства движут человеком – от отчаяния до надежды – и как они вдохновляют, становясь шедеврами на все времена.
В программе концерта – оперные арии, романсы, дуэты, хиты из мюзиклов в исполнении Елизаветы Улахович и Пэрри Суока. Также в фортепианном исполнении прозвучит авторская музыка Дмитрия Мячина.

19:00 Online-лекция Дениса Ахапкина «Идеальный город Иосифа Бродского» (Музей А.Ахматовой – Лиговский пр., 53).
Лекция приурочена дню памяти Иосифа Бродского. В эссе «Путеводитель по переименованному городу» Бродский писал о том, что Петербург во многом создан русской литературой, он отражает ее сюжеты и впадает от нее в зависимость. Уехав из родного города в 1972 году, поэт больше никогда не назвал его в стихах по имени, но постоянно обращался к его образу, внеся свой вклад в создание картины идеального города. Бродский как «строитель чудотворный», его тексты, в которых сквозь послевоенный Ленинград просвечивает классический Петербург, литературные следы прошлого в современном городе – тема выступления петербургского филолога Дениса Ахапкина.
Транcляция лекции будет на странице музея в фейсбуке:https://www.facebook.com/Akhmatova.Museum

19.30 Презентация книги поэта Всеволода Емелина «Фейк ньюз» (книжный магазин «Во весь голос – ул.Маяковского, 19).
В новую книгу известного современного поэта Всеволода Емелина (род. 1959) вошли стихотворения, написанные в 2019—2020 гг.
Регистрация: https://golosbooks.ru/events/view?id=45

29 января, пятница

19.00 Концерт «Три D: Державин, Достоевский, Довлатов» (Государственная академическая капелла им. Глинки – наб. реки Мойки, 20).
В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского, а в этот день – 140 лет со дня его смерти.
Это 2-й концерт Тринадцатого абонемента. Литературно-музыкальную композицию, сопровождающуюся видеорядом, представит ансамбль Алексея Чижика «Бис-квит».

19.30 Презентация книги Майи Кучерской «Лесков» (книжный магазин «Во весь голос – ул.Маяковского, 19).
Прозу Николая Лескова читали все, но знают его по двум-трем текстам. Названный Львом Толстым писателем будущего, самый недооцененный русский классик XIX столетия и человек-скандал прокладывал свой путь в стороне от исхоженных дорог русской словесности и сознательно выламывался из привычных схем, словно нарочно делал всё, чтобы перед ним закрылись двери гостиных и редакций, а его книги не встретились с читателем. С Крестовским он посещал петербургские трущобы, с Чеховым — злачные места. Недоучившийся гимназист прошел на государственной службе путь от письмоводителя до члена министерского Ученого комитета, ненавидел нигилистов и обер-прокурора Синода Победоносцева. Современники подозревали его в связях с тайной полицией, а советские пролетарии считали своим. Любя всё диковинное и яркое и в жизни, и в литературе, он сконструировал собственный сочный лексикон, работой с языком предвосхитил авангардные эксперименты начала ХХ века.

Книга Майи Кучерской, написанная на грани документальной и художественной прозы, созвучна произведениям ее героя — непревзойденного рассказчика, очеркиста, писателя, очарованного странника русской литературы.
Регистрация: https://golosbooks.ru/events/view?id=46

30 января, суббота

11.30 Экскурсия в Соборную Мечеть (Кронверкский пр., 7).
Соборная Мечеть в Петербурге – одна из самых крупных в Европе. Экскурсия познакомит с историей Соборной мечети, её архитектурными и строительными особенностями. Разговор коснётся значения мечети, пятикратных, пятничных и праздничных намазов; значении михраба, минбара, минаретов.
При посещении необходимо придерживаться соответствующего дресс-кода (закрытая одежда) и строго чтить правила, установленные мечетью: нельзя фотографировать, громко разговаривать, женщинам нельзя находиться с непокрытой головой.
Экскурсию проведет Амир Панчеев.
Телефон для связи: 8-904-609-85-31

19.00 С.Прокофьев. «Иван Грозный». Концерт для фортепиано с оркестром №1 (Государственная академическая капелла им. Глинки – наб. реки Мойки, 20).
Это 4-й концерт Пятого абонемента, перенесенный с 21 марта (4 июня) 2020 г.
«Иван Грозный»– одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Съемки фильма начались в 1942 году, в сложных условиях эвакуации. Партитура рождалась на волне огромного патриотического подъема, которым была охвачена вся страна.
Первая серия «Ивана Грозного» была удостоена Сталинской премии (1946), судьба второй серии была другой – ее выход запретили. Музыка Прокофьева к этому фильму вышла далеко за пределы «прикладной». Композитор неоднократно использовал ее как материал для создания самостоятельных концертных произведений.

Оратория «Иван Грозный» – это произведение для чтеца, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил нам именно киномузыку – набор фрагментов, которые не объединены в одно целое. Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич создал ораторию «Иван Грозный», дополнив произведение партией чтеца. Первое исполнение было приурочено к 70-летию со дня рождения Прокофьева.
Исполнители: хор и симфонический оркестр капеллы Санкт-Петербурга, дирижер – Александра Чернушенко, солистка – Дарья Лейбова, чтец и солист – Юрий Лаптев.

31 января, воскресенье

12.00 Концерт для маленьких слушателей и их родителей «Вольфганг Амадей Моцарт» (Государственная академическая капелла им. Глинки – наб. реки Мойки, 20).
Это 2-й концерт Восемнадцатого абонемента «Маленьким слушателям о великой музыке», перенесенный с 13 декабря 2020г.
В простой и занимательной форме автор и ведущая Лариса Ефимова расскажет о том, что такое классическая музыка и как она создавалась, поведает увлекательные истории о детстве будущих великих композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Грига. А в исполнении солистов хора и оркестра Капеллы прозвучат шедевры мирового классического репертуара. Кроме того, сама атмосфера Камерного зала, рассчитанного на 80 мест, создает почти семейную обстановку для погружения маленьких слушателей в прекрасный мир классической музыки.

13.30 Экскурсия «ГОИ, 100 лет истории. Взгляд сверху» (Кадетская линия, д.5, к.2 В).
Государственный Оптический Институт, созданный в 1918 году, был крупнейшим в стране научным и отраслевым центром по оптике. Здесь уже в первые годы советской власти были выполнены получившие мировое признание научные труды по физической оптике, разработана технология и организовано производство оптического стекла, начато изготовление первых отечественных оптических приборов. Чем сейчас живет этот «титан»? Что происходит за закрытым забором? Теперь есть уникальная возможность не только посмотреть, но и погулять по закрытой территории этого Института, подняться на его красивую ротонду, чтобы полюбоваться с высоты на панораму нашего города с верхнего яруса ротонды, почти с высоты птичьего полета.
Встреча: ст.м. «Спортивная-2», выход на Кадетскую линию.
Так как это режимный объект, запись обязательна. Иметь при себе паспорт.
Стоимость экскурсии – 800 руб.
Подробности: https://vk.com/event201767658

 

 

Уважаемые читатели портала «Русская Культура»!
В «Календаре событий» возможны поправки и дополнения.
Если вы осведомлены о каком-либо предстоящем событии, которое, на ваш взгляд, является важным явлением в культуре Санкт-Петербурга, и вы готовы аргументированно обосновать его уникальное значение и необходимость публикации на страницах нашего портала, просим направлять письма по адресу: kalendar.sobitiy.spb@gmail.com