Колядка — сцена из оперы-буфф «Ночь перед Рождеством»
Сцена из оперы-буфф «Ночь перед Рождеством». Солоха — О.Шокель, Чуб — С.Чепурко, Брыль — В.Кузнецов
Гопак — сцена из спектакля. Брыль — В.Кузнецов, Солоха — О.Шокель

28 декабря 2019 года в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии состоялась премьера оперы-буфф «Ночь перед Рождеством» по мотивам одноименной повести Н.В.Гоголя и комико-фантастической оперы П.И.Чайковского «Черевички». Это уже четвёртая постановка театра «Реплика» на сцене Малого зала. И вновь неожиданная трактовка порадовала зрителей.  Образность, атмосфера праздника, мастерство исполнителей все эти слова можно отнести к оригинальной сценической версии знаменитого сюжета.

«Вдоль по Питерской» — сцена из спектакля. Брыль — В.Кузнецов, Вакула — И.Чикишев, Солоха — О.Шокель
Солоха — О.Шокель, Чуб — С.Чепурко. Сцена из спектакля.
Оксана — И.Мулярчик
Вакула — И.Чикишев
Светлейший — С. Чепурко
Сцена из спектакля. Оксана — И.Мулярчик, Брыль — В.Кузнецов, Вакула — И.Чикишев
Оксана — И.Мулярчик, Вакула-И.Чикишев

Как заметил однажды Н.В.Гоголь «Всё не то, чем кажется». Спектакль подтверждает идею великого классика. Придя в Малый зал, зрители попали в Рождественскую ночь, в Диканьку, созданную, казалось бы, минимальными сценическими средствами, но сразу же увлекающую волшебной атмосферой театра. Мечты Оксаны, гадания, встреча с Вакулой, его любовь, надежды, моления, горечь насмешек, отчаяние… И тут же отношения Солохи, Брыля, Чуба… События завязываются драматично, кузнец готов расстаться с жизнью, тайны Солохи вот-вот раскроются…Как же развяжется этот Гордиев узел??? Второе действие преподносит сюрприз: Чуб преображается в Светлейшего князя, пастух Брыль в «нечистого», а роль государыни исполняет сама Солоха. Необычно, задорно, убедительно, феерично и человеколюбиво… Герои проявляют свой характер по-гоголевски, юмор пропитывает каждое слово,  каждую сцену, даже финал. Спектакль оставляет теплое чувство искренней радости, красоты, глубины. Вот так опера-буфф! Можно поздравить зрителей, создателей спектакля и замечательный актёрский состав с таким событием.

Надежда Рогожина — режиссер
Александр Кашпурин — автор аранжировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрители на премьера оперы-буфф «Ночь перед Рождеством» 28.12.19. Малый зал филармонии

Интервью с Надеждой Рогожиной

Дмитрий Ивашинцов:  Малый зал — место, как говорится, «намоленное», статусное, требующее высочайшего мастерства как от исполнителей, так и от создателей представления. Я присутствовал на премьере, это был успех и большая радость.  Вы уже не первый раз интерпретируете классику, что служит стимулом?

Надежда Рогожина: Классические произведения — литература, музыка — не утрачивают своей значимости, что же касается их сценического воплощения, то театральная форма с годами сильно меняется, так и должно быть. Всё, что происходит на сцене – адресовано современникам,  важно насколько форма подачи интересна зрителям и художественна. Актуальное прочтение шедевров даёт им новый импульс, любовь публики. Трудно любить то, что инородно, чего не понимаешь. Это как надеть платье прошлого века — им можно восхищаться, но вряд ли найдутся желающие его носить. В театре «Реплика» есть опыт постановок спектаклей классического репертуара: «Коломбина» на стихи поэтов Серебряного века; «Золушка» Дж.Россини; «Король эльфов». «Ночь перед Рождеством» это мой новый «неоклассический» проект . Три спектакля были  горячо приняты публикой в Малом зале филармонии, где состоялись их премьеры. Искусство это искренний диалог, свобода и, конечно, свобода восприятия. Если существует интерес, контакт между аудиторией и мастерами сцены, то усилия не напрасны.

Дмитрий Ивашинцов: Отношение к классическому наследию тонкая грань. Вы считаете, что вносить изменения в классическое произведение возможно?

Надежда Рогожина: Художественное наследие неприкосновенно. Я имею в виду оригинальные произведения — литературу, поэзию, авторскую музыку и другие памятники искусства. И всё же преемственность неизбежна, всё дело в смыслах и образах, иного пути нет. Это особенно касается театрального искусства, кино, анимации, а так же произведений живописи, музыки и т.д., когда берётся уже известный сюжет и создаётся его новая версия, трактовка, т.е. новое художественное произведение. Для меня самое важное — не извращать автора, сохранить его дух и высветить его идеи, сделать спектакль знаковым для наших современников. Мне хочется сказать своё слово, потому что содержание первоисточника бесценно, живо.

Дмитрий Ивашинцов: Кроме праздничной Рождественской и новогодней темы, почему был выбран гоголевский сюжет, где действуют не только люди, но и персонажи «другого мира»?

Надежда Рогожина: Мне кажется, что существует некоторое преувеличение мистической стороны творчества Гоголя. Да, у него есть разные персонажи, но славу ему принесла высокая правда о людях, о жизни, сочувствие, фантазия. В моей постановке нет никаких загадочных существ, все герои — обычные люди. Необычными их делают горячие чувства и смелые поступки. Думаю, что не погрешила против Гоголя, ведь главное в жителях Диканьки — их характеры, а в Гоголе — любовь автора к свои героям. Теперь стало модным вводить в действие фантастические существа. Я не особый поклонник таких образов, хотя в искусстве это лишь метафоры добра и зла. Мистика, т.е. проявление сил добра и зла, уже есть в самой жизни, именно это нас и поражает. Когда мы встречаемся с красотой, говорим — «очаровательно»! «Очи» и «чары» слились в одном слове, соединились в одно понятие, хотя коренятся в особенностях нашего восприятия мира через зрение, во взгляде на предмет, в лицезрении, любовании, признании могущества красоты. Может именно так возникли легенды о ведьмах — необычных, красивых, очаровательных женщинах, чувства к которым давали повод к доброй и «дурной» славе. О человеке непредсказуемом, ловком, умном, предприимчивом частенько говорили и говорят — «Чертяка!»  Времена меняются быстрее чем люди. Постановка «Ночь перед Рождеством» о людях, о том что чудеса произрастают в сердцах. В этом смысле Николай Васильевич Гоголь создал такие яркие «сердечные» истории, которые просто невозможно не любить. Все создатели нашего спектакля искренне преданы «Вечерам на хуторе близ Диканьки». И зрители тоже.

Дмитрий Ивашинцов:  Похоже зрители разделили чувства творческого коллектива. Конечно этому способствовала музыка и её исполнение, как вокальное, так и инструментальное, оригинальная аранжировка. Когда идёшь на оперу, музыка которой написана для оркестра, вариант услышать её в исполнении двух инструментов —  фортепиано и скрипки — озадачивают. Всё же  это подлинно музыка Чайковского, я имею ввиду не просто воспроизведение нот по клавиру композитора, а настроение, значимость, талант и мастерство, воздействие на слушателей, сложная задача решена успешно во многом благодаря прекрасным вокалистам. Но почему не Римский-Корсаков?

Надежда Рогожина: Когда задумывалась постановка, я долго обсуждала с участниками какую из двух опер выбрать — «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова, или «Черевички» П.И.Чайковского. Была даже идея использовать музыкальные фрагменты из обеих опер. Творение Николая Андреевича гениально своими оркестровками, хорами, в нём огромное количество персонажей. «Черевички» более камерное произведение, его воплощение на сцене Малого зала филармонии  реально, органично. Мы пришли к такому мнению с автором аранжировки, концертмейстером Александром Кашпуриным. С большой благодарностью отдаю должное его вкусу и таланту, он безупречно сохранил стиль, интонации композитора, музыка спектакля идеально сопряжена с действием. Думаю, что Пётр Ильич его бы поздравил. Конечно его опера достойно прозвучала 28 декабря 2019 г. в Малом зале филармонии благодаря замечательным артистам — исполнителям ролей, их большому личному вкладу, школе, мастерству и это настоящий успех. Между собой творческий коллектив называет проект «Диканькой», а я обращаюсь к актёрам как к хуторянам. Это наша маленькая нежная тайна. Очень надеюсь, что «Диканька» будет иметь счастливую сценическую судьбу.

Дмитрий Ивашинцов: Кроме того, что Вы автор инсценировок, режиссер, писатель, автор сказок, пьес, Вы иногда выступаете в роли продюсера. Наверное это сложно сочетать?

Надежда Рогожина: Да, мне приходится заниматься продюсерской деятельностью. Для нашей страны это необычно, хотя в мировой практике творческие люди часто выступают в роли продюсеров. Не сравниваю себя с ними, но учусь. Из наших соотечественников ярким примером может служить нар.артист Вячеслав Полунин, в музыкальном мире — деятельность таких дирижёров как Саулюс Сондецкис, Теодор Курентзис.  В основе всегда лежат те же принципы актуальности и взаимодействия с аудиторией, основанные на высоком профессионализме, преданности искусству, своему делу, и радость.

Автор инсценировки и режиссер — Надежда РОГОЖИНА — дипломант международных литературных конкурсов, участник международных фестивалей. Постановщик музыкальных спектаклей Санкт-Петербургского театра «РЕПЛИКА»: «Фея музыки» (2015), «Коломбина» (2016), «Золушка» (2017), «Король эльфов» (2018), «Ночь перед Рождеством» (2019).

Аранжировка – Александр КАШПУРИН — фортепиано.  Лауреат I премии YIII международного конкурса им. Чюрлёниса (Вильнюс, 2019); «Первого международного фортепианного конкурса русской музыки» — I премия (2019); конкурсов в Латвии, Словении, Голландии, Швеции, России и др. Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга. Выступает в Петербурге, Москве, городах России, гастролировал в столицах Европы, в Африке, Азии, Китае. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки. Сотрудничал с такими дирижерами, как Г. Ринкявичус, А. Лакстигала, З. Гугкаев, М. Федотов, А. Канторов, А. Рыбалко и др.

В ролях:

Оксана – Ирина МУЛЯРЧИК, сопрано. Лауреат международных конкурсов, в том числе Grand Prix конкурса «Citta di Pesaro» (Пезаро, Италия, 2019); Финалистка Международного конкурса «Rossini International» (Пезаро, Италия, 2019). Гастролировала в Польше, Чехии, Сербии, Дании, Германии, Финляндии, Белоруссии и др.странах. Солистка театра «Зазеркалье».

Солоха – Ольга ШОКЕЛЬ, меццо-сопрано. Солистка театра «Зазеркалье». Лауреат международных конкурсов в России, Италии, Чехии и Армении. Ведёт концертную и педагогическую деятельность в России и за рубежом.

Вакула – Игорь ЧИКИШЕВ, тенор. Лауреат международных конкурсов, солист Академии молодых певцов Мариинского театра, участник проектов Эрмитажного театра СПб.

Чуб — Сергей ЧЕПУРКО, бас-баритон. Артист театра «Мюзик-холл». Дипломант российских и международных конкурсов, участник фестивалей, стажировался на академических курсах Миланской консерватории им. Дж. Верди. Выступает в музыкальных театрах Санкт-Петербурга, в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии.

Брыль – Вячеслав КУЗНЕЦОВ, бас-баритон. Солист театра «Зазеркалье», выступал как солист в Камчатской хоровой капелле, на Приморской сцене Мариинского театра, лауреат всероссийских конкурсов.

Музыкант — Александр КАШПУРИН — фортепиано

Скрипач — Евгения САДОВНИКОВА — скрипка. Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Участник концертного турне фонда Stiftung Petersburg, Швейцария (2018); музыкальных фестивалей: «Звезды белых ночей» (2017), Зимний Международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи (2017, 2018); «StichtingMuzikaleOktoberBest» в Голландии (2017). В составе Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета гастролировала по городам России, Голландии, Италии, Австрии. (2015-2018).

Организатор «Enterpriserusart» http://replikaspb.com/ при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.